ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНО И РАДИАЦИОННО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ 11 октября 2004 г. N 126 (Д) Приказываю: Утвердить и ввести в действие с 1 января 2005 г. прилагаемые Методические указания по проведению оценки состояния физической защиты ядерно и радиационно опасных объектов по результатам проведенной инспекции (РД-07-01-2004). Вр.и.о. Руководителя А.Б.МАЛЫШЕВ 11 октября 2004 г. N 126 УТВЕРЖДЕНЫ Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 октября 2004 года N 126 Введены в действие с 1 января 2005 года МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНО И РАДИАЦИОННО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ. РД-07-01-2004 I. Общие положения 1. Методические указания по проведению оценки состояния физической защиты ядерно и радиационно опасных объектов по результатам проведенной инспекции (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии", Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 г. N 264 (далее - Правила ФЗ), Правилами физической защиты радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ, утвержденными Постановлением Госатомнадзора России от 16 января 2002 г. N 3, и определяют порядок проведения оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО). 2. Методические указания предназначены для использования работниками структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и межрегиональных территориальных округов указанной Службы, назначаемыми в состав комиссий для проведения инспекций ФЗ ЯОО (РОО) с целью оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО) при проведении инспекций ФЗ этих объектов. При проведении оценки состояния ФЗ РОО настоящие Методические указания не распространяются на объекты 4-й категории. 3. Целью оценки состояния ФЗ является проверка ее соответствия предъявляемым к ней требованиям и выявление элементов, не соответствующих требованиям к ФЗ, которые принимаются за критические элементы ФЗ. 4. Используемые в Методических указаниях термины и их определения, а также сокращения и их расшифровка приведены в Приложениях N 1 и 2 соответственно. II. Проведение оценки состояния физической защиты ядерно опасных объектов (радиационно опасных объектов) 5. Оценка состояния ФЗ ЯОО (РОО) проводится при комплексных и целевых инспекциях, по результатам анализа состояния ФЗ, соответствия ее требованиям Правил ФЗ (руководящих документов) с использованием экспертного метода. Оценка состояния ФЗ ЯОО (РОО) может проводиться также в следующих случаях: - на этапе рассмотрения и экспертизы материалов по обоснованию безопасности ЯОО (РОО); - при изменении внешних и внутренних угроз объекту; - при изменениях, вносимых в систему ФЗ, влияющих на ее состояние. Члены комиссии одновременно являются и экспертами. Число членов комиссии должно быть не менее трех. 6. При проведении оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО) следует осуществить проверки организационных мероприятий, ИТС ФЗ, действий подразделений охраны объекта и по результатам проверок составить перечень критических элементов ФЗ ЯОО (РОО). 7. Применяемый в Методических указаниях экспертный метод предусматривает использование в качестве исходных данных факторов состояния, которые определяют организацию и обеспечение ФЗ ЯОО (РОО) в соответствии с требованиями нормативных документов. 8. Экспертный метод предусматривает следующие действия при проведении оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО): - составление перечня ФС для проведения анализа состояния ФЗ ЯОО (РОО); - выявление критических элементов из перечня ФС по результатам анализа проекта ФЗ ЯОО (РОО); - определение показателей веса ФС и показателей реального состояния ФС; - обработка результатов экспертных оценок и оценка состояния ФЗ ЯОО (РОО); - определение соответствия состояния ФЗ ЯОО (РОО) требованиям нормативных документов. 9. ФС, из числа которых составляется перечень ФС для проведения анализа состояния ФЗ ЯОО и РОО, приведен в Приложениях N 3 и N 4 соответственно. 10. Анализ состояния ФЗ ЯОО (РОО) проводится в следующем порядке: ФС разделяются на три группы по принадлежности к составным частям СФЗ ЯОО (РОО): - ФС организационных мероприятий (ФС группы a); - ФС инженерно-технических средств ФЗ (ФС группы b); - ФС действий подразделений охраны (ФС группы с). Для проведения анализа состояния ФЗ ЯОО (РОО) эксперт выбирает (определяет) количество ФС (k, l, m) из Приложения N 3 для ЯОО и из Приложения N 4 для РОО по группам a, b, с соответственно. 11. Члены комиссии анализируют данные при рассмотрении состояния элементов ФЗ ЯОО (РОО) согласно п. 10. Пример составления исходных данных для расчета показателя состояния ФЗ приведен в Приложении N 5. 12. При выборе ФС и их весовых значений экспертам необходимо учитывать задачи, выполняемые ФЗ ЯОО (РОО). 13. Каждому ФС каждый эксперт назначает вес ФС из диапазонов аij = 1...5; bij = 1...7; cij = 1...10 (i - номер ФС из групп a, b, c, j - номер эксперта). При назначении весов эксперты должны учитывать характер внешних и внутренних угроз, а также в какой охраняемой зоне ЯОО (защищенной, внутренней или особо важной) находится анализируемый элемент ФЗ ЯОО. 14. Каждому i-му ФС, выбранному в ФЗ ЯОО (РОО), эксперты дают оценку степени реального состояния ФС посредством показателя реального состояния ФС dij из ряда значений 0, 1, 2, 3. Более высокие значения весов ФС и показателей реального состояния ФС дают больший вклад соответствующих им элементов ФЗ ЯОО в несоответствие ФЗ требованиям к ФЗ ЯОО (РОО). Эксперты определяют среднее значение показателя реального состояния каждого ФС di: n SUM dij j=1 di = -------, n где: dij - показатель реального состояния i-го ФС, назначенного j-м экспертом; n - число экспертов. Для ФС, не выявленному как критический элемент в ФЗ ЯОО (РОО), показатель реального состояния dij принимается равным нулю. При di, не равном нулю, элемент ФЗ ЯОО (РОО), который оценивался с использованием соответствующего i-го ФС, признается критическим элементом ФЗ ЯОО (РОО). 15. Состояние ФЗ ЯОО (РОО) оценивается следующим образом: Члены комиссии определяют значения средних весов ФС аi, bi, ci аналогично di (см. п. 14). Для определения оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО) определяются показатели состояния составных частей ФЗ ЯОО (РОО): а) показатель состояния организационных мероприятий: k SUM ai di i=1 N1 = ---------; dm k am б) показатель состояния инженерно-технических средств: l SUM bi di i=1 N2 = ---------; dm l bm в) показатель состояния действий подразделений охраны: m SUM ci di i=1 N3 = ---------, dm m cm где: k - число ФС в организационных мероприятиях; l - число ФС в инженерно-технических средствах ФЗ; m - число ФС в действиях подразделений охраны; dm - максимально возможное значение показателя реального состояния ФС (dm = 3); аm, bm, сm - максимально возможные значения весов ФС в группе ФС (5, 7, 10 соответственно). 16. Комиссия определяет значения показателей состояния N1, N2, N3. За показатель состояния ФЗ ЯОО (РОО) принимается среднее арифметическое значений N1, N2, N3: N1 + N2 + N3 N = ------------. 3 За базовое значение показателя состояния ФЗ ЯОО (РОО) принимается значение, равное нулю. 17. Оценка состояния ФЗ ЯОО (РОО) определяется из условия: - ФЗ ЯОО (РОО) в основном соответствует требованиям норм и правил - при N <= 0,05; - ФЗ ЯОО (РОО) имеет отдельные отступления от требований норм и правил - при 0,05 < N < 0,07; - ФЗ ЯОО (РОО) имеет значительные отступления от требований норм и правил, требующие использования компенсирующих мероприятий, - при 0,07 < N < 0,1; - ФЗ ЯОО (РОО) не обеспечивается - при N >= 0,1. При инспектировании одной составной части СФЗ определяется показатель состояния инспектируемой части СФЗ ЯОО (РОО). Если, например, инспектируются только ИТС СФЗ, то определяется показатель состояния инженерно-технических средств - N2: l SUM bi di i=1 N2 = ---------. dm l bm 18. Оценка состояния составных частей СФЗ ЯОО (РОО) проводится в соответствии с п. 17. 19. Пример проведения оценки состояния физической защиты ЯОО приведен в Приложении N 6. Приложение N 1 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Анализ состояния - совокупность действий, направленных на определение фактического состояния ФЗ ЯОО (РОО). Базовые значения показателя состояния - значения показателя состояния, принятые за основу при оценке состояния ФЗ ЯОО (РОО). Вес фактора состояния - базовая количественная характеристика ФС. Числовые значения веса факторов состояния составляют для: аy = 1...5; by = 1...7; сy = 1...10. Критический элемент - элемент ФЗ ЯОО (РОО), не соответствующий требованиям, предъявляемым к ФЗ ЯОО (РОО), из-за наличия которого нарушитель будет иметь возможность совершения диверсии или хищения ЯМ. Оценка состояния (ОС) - результат сопоставления показателя состояния с его базовыми значениями. Показатель реального состояния ФС (dy) - количественная характеристика ФС, выбираемая из значений числового ряда: 0, 1, 2, 3. Показатель состояния - количественная характеристика состояния ФЗ ЯОО (РОО). Система ФЗ ЯОО и РОО (СФЗ) - совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и действий подразделений охраны, предназначенных для обеспечения физической защиты ядерных материалов, ядерных установок, радиоактивных веществ, радиационных источников. Факторы состояния (ФС) физической защиты ЯОО (РОО) - отдельные элементы ФЗ, определяющие организацию и обеспечение ФЗ ЯОО (РОО) в соответствии с требованиями нормативных документов. Физическая защита (ФЗ) - совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и действий подразделений охраны с целью предотвращения диверсий или хищений ядерных материалов. Экспертный метод анализа состояния - метод проведения анализа и оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО), осуществляемый на основе решений, принимаемых экспертами. Приложение N 2 ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ИХ РАСШИФРОВКА ВВ - взрывчатые вещества ВК - ведомственная комиссия ИТС (ИТС ФЗ) - инженерно-технические средства (инженерно-технические средства физической защиты) КПП - контрольно-пропускной пункт МВК - межведомственная комиссия ПХ - пункты хранения РАО - радиоактивные отходы РВ - радиоактивные вещества РД - руководящие документы РИ - радиационный источник РОО - радиационно опасный объект ОС - оценка состояния ПХ ЯМ - пункты хранения ядерных материалов СБ - служба безопасности СОЭН - система оптико-электронного наблюдения СКУД - система контроля управления доступом СФЗ - система физической защиты ФЗ - физическая защита ФС - фактор состояния УИВ - устройство индикации вмешательства ЯОО - ядерно опасный объект ЯМ - ядерный материал ЯУ - ядерная установка Приложение N 3 ПЕРЕЧЕНЬ ФАКТОРОВ СОСТОЯНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ ----------------------------------------------------------------------- | N п/п | Факторы состояния | |--------|------------------------------------------------------------| | 1 | ФС организационных мероприятий (ФС группы "а") | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.1.1 | Положение о службе безопасности | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.1.2 | Положение о пропускном режиме и разрешительной системе | | | допуска и доступа к ЯМ, ЯУ и ПХ | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.1.3 | Акт Межведомственной комиссии по организации охраны и акты | | | внутренних комиссий по частичному изменению охраны ЯОО | | | (РОО), их соответствие требованиям НД | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.1.4 | План охраны и обороны ЯОО | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.1.5 | План взаимодействия администрации, службы безопасности, | | | подразделений охраны и персонала ЯОО в штатных и | | | чрезвычайных ситуациях | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.1.6 | План взаимодействия администрации, службы безопасности и | | | подразделений охраны ЯОО с органами ФСБ России и МВД | | | России в штатных и чрезвычайных ситуациях | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.1.7 | План проверки технического состояния и работоспособности | | | инженерно-технических средств ФЗ | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.2 | Организационно-распорядительные документы о назначении | | | должностных лиц службы безопасности, ответственных за | | | физическую защиту ЯОО | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.3 | Разрешения на право ведения работ в области использования | | | атомной энергии у заместителя руководителя ЯОО по ФЗ и у | | | руководителя подразделения ЯОО по ФЗ | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.4 | Порядок выдачи и хранения ключей от охраняемых помещений | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.5 | Компенсирующие меры и резервирование на случай выхода из | | | строя элементов ТСФЗ | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.6 | Обеспечение разрешительной системы доступа персонала, | | | командированных лиц, посетителей в охраняемые здания, | | | сооружения, помещения, к ЯМ, ЯУ и ПХ ЯМ, а также | | | организация допуска транспорта на территорию ЯОО | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.7 | Сроки и объем регламентных проверок ТСФЗ, установленных | | | эксплуатационной документацией | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.8 | Размещение средств обнаружения и физических барьеров для | | | выполнения принципа: "задержка должна осуществляться после | | | обнаружения" | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.9 | Использование устройств индикации и контроля вмешательства | | | (пломб и т.п.) | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.10 | Наличие анализа уязвимости ЯОО (РОО) | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.11 | Проверка с применением правила двух (трех) лиц | | | транспортных средств, пересекающих периметр охраняемой | | | зоны через КПП | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.12 | Перечень внутренних и внешних угроз ЯОО | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.13 | Перечень уязвимых мест ЯОО | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.14 | Наличие оценки возможного экологического и экономического | | | ущерба при реализации угроз | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.15 | Наличие оценки эффективности действующей или проектируемой | | | СФЗ и определение путей ее совершенствования | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.16 | Организационные документы по зонированию ФЗ ЯОО (РОО) | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.17 | Перечень категорированных помещений ЯОО (РОО) | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.18 | Наличие Положения и документации по самоохране | | | категорированных помещений | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.19 | Организация и обеспечение правила "двух лиц" при работах в | | | особо важной зоне | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.20 | Проведение учений (тренировок) с подразделениями охраны | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.21 | Организация работы по противодействию терроризму | |--------|------------------------------------------------------------| | 1.22 | Организация контроля за выполнением организационных | | | мероприятий и использованием ИТС | |--------|------------------------------------------------------------| | 2 | ФС инженерно-технических средств (ФС группы "b") | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.1 | ФС технических средств, которыми оборудованы периметры | | | охраняемых зон, зданий, сооружений, помещений: | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.1.1 | Ресурс ТСФЗ | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.1.2 | Автоматическое переключение электропитания ТСФЗ на | | | резервные источники при отключении основной системы | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.1.3 | Передача информации с локальных пультов управления ТСФЗ на | | | центральный пульт управления ФЗ | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.1.4 | Автоматический дистанционный контроль работоспособности | | | ТСФЗ | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.1.5 | Оперативность, надежность, качество связи | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.1.6 | Наличие информации в эксплуатационной документации на | | | физические барьеры о среднем времени задержки нарушителя | | | внутренней и внешней угрозы либо о времени задержки на | | | возможных маршрутах перехвата нарушителя | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.1.7 | Контроль вскрытия элементов охранной сигнализации, их | | | отсоединения, а также несанкционированного подключения к | | | охранной сигнализации | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.1.8 | Периметр защищенной зоны оборудован техническими | | | средствами обнаружения, работающими на двух разных | | | физических принципах | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.1.9 | Периметр защищенной зоны оборудован средствами | | | оптикоэлектронного наблюдения | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.1.10 | Периметр защищенной зоны оборудован ТВС | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.1.11 | Непрерывность обнаружения по периметру охраняемой зоны | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.1.12 | Здания, сооружения и помещения, расположенные во | | | внутренней и особо важной зонах, оборудованы средствами | | | оптико-электронного наблюдения | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.1.13 | Здания, сооружения и помещения, расположенные во | | | внутренней и особо важной зонах, оборудованы техническими | | | средствами проводной связи, системами обеспечения | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.1.14 | Входы (выходы) в зданиях, сооружениях и помещениях, | | | расположенных во внутренней и особо важной зонах, | | | оборудованы замковыми устройствами, техническими | | | средствами обнаружения, средствами оптикоэлектронного | | | наблюдения и управления доступом | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.1.15 | Система оптико-электронного наблюдения имеет подсистему | | | видеозаписи и ее сохранения | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.1.16 | Система освещения охраняемых зон обеспечивает определенную | | | нормативами освещенность в любое время суток при | | | неблагоприятных погодных условиях | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.1.1 | Тип радиационного монитора для обнаружения проноса ЯМ | |--------|------------------------------------------------------------| | 7 | соответствует виду ЯМ на ЯОО | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.2 | ФС КПП и средств для осуществления доступа: | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.2.1 | КПП защищенной, внутренней, особо важной зоны оборудованы | | | средствами для осуществления доступа | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.2.2 | КПП зданий, сооружений, помещений, расположенных во | | | внутренней и особо важной зонах, оборудованы средствами | | | оптико-электронного наблюдения и управления доступом | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.2.3 | КПП внутренней и особо важной зон, КПП зданий, сооружений, | | | помещений, расположенных во внутренней или особо важной | | | зоне, оборудованы: | |--------|------------------------------------------------------------| | | средствами обнаружения проноса (провоза) ЯМ; | |--------|------------------------------------------------------------| | | средствами обнаружения взрывчатых веществ; | |--------|------------------------------------------------------------| | | средствами обнаружения металлических предметов | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.2.4 | Наличие на транспортных КПП противотаранных устройств | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.2.5 | Наличие на КПП зоны досмотра шлюзового типа | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.2.6 | Оборудование КПП средствами защиты охраны от поражения | | | стрелковым оружием | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.2.7 | Наличие тревожно-вызывной сигнализации | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.2.8 | Контрольная полоса между физическими барьерами периметра | | | защищенной зоны обеспечивает фиксацию несанкционированного | | | проникновения через нее | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.2.9 | Проемы, окна, вентиляционные короба, технологические | | | проходы оборудованы физическими барьерами, препятствующими | | | несанкционированному проникновению нарушителя в охраняемую | | | зону | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.2.10 | Оснащение физическими барьерами, замедляющими | | | проникновение нарушителя в охраняемую зону, участков | | | охраняемой зоны | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.2.11 | Каждый элемент ТСФЗ исправен и работоспособен | |--------|------------------------------------------------------------| | 2.2.12 | Наличие: охранной сигнализации, СКУД, СОЭН, обнаружителей | | | ЯМ, ВВ и металлов, средств проводной связи, средств | | | радиосвязи, ТВС и системы обеспечения | |--------|------------------------------------------------------------| | 3 | ФС действий подразделений охраны (ФС группы "с") | |--------|------------------------------------------------------------| | 3.1 | Время реагирования подразделений охраны обеспечивает | | | перехват нарушителя на возможных маршрутах следования | | | нарушителя | |--------|------------------------------------------------------------| | 3.2 | Ведомственные нормативные документы по организации охраны | | | ЯОО (РОО) и порядку несения службы подразделениями охраны | | | имеют следующие характеристики подразделений охраны: | |--------|------------------------------------------------------------| | 3.2.1 | Укомплектованность личным составом | |--------|------------------------------------------------------------| | 3.2.2 | Обеспеченность вооружением, транспортом и средствами связи | |--------|------------------------------------------------------------| | 3.2.3 | Профессиональная подготовка, прохождение периодической | | | аттестации, проведение учений | |--------|------------------------------------------------------------| | 3.2.4 | Эффективность управления подразделениями охраны, методы | | | контроля и порядок проверки эффективности действий | | | подразделений охраны | |--------|------------------------------------------------------------| | 3.2.5 | Практические действия подразделений охраны при получении | | | сигнала тревоги | |--------|------------------------------------------------------------| | 3.2.6 | Наличие РД по организации охраны ЯОО (РОО) | |--------|------------------------------------------------------------| | 3.2.7 | Способность подразделений охраны выполнять боевую задачу в | | | соответствии с Актом МВК (ВК) | ----------------------------------------------------------------------- Приложение N 4 ПЕРЕЧЕНЬ ФАКТОРОВ СОСТОЯНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ РАДИАЦИОННО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ -------------------------------------------------------------------- | N | Факторы состояния | Категории РИ, ПХ, РВ | | п/п | | по их потенциальной | | | |радиационной опасности | | | |-----------------------| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |1 | Факторы состояния организационных | | | | | | | мероприятий (ФС группы "а") | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |1.1.1 | Создание службы безопасности и | + | + | - | - | | | обеспечение ее функционирования | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |1.1.2 | Организация охраны РИ, ПХ, РВ | + | + | + | - | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |1.1.3 | Организация самоохраны РИ, ПХ, РВ | + | + | + | + | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |1.1.4 | Компенсирующие мероприятия в | + | + | + | - | | | случае отказа какой-либо | | | | | | | составной части технических | | | | | | | средств системы физической защиты | | | | | | | РИ, ПХ, РВ | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |1.1.5 | Разработку и утверждение | + | + | + | + | | | документов по вопросам | | | | | | | организации и обеспечения | | | | | | | физической защиты РИ, ПХ, РВ | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |1.1.6 | Контроль за соблюдением | + | + | + | + | | | требований к системе физической | | | | | | | защиты РИ, ПХ, РВ | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |1.1.7 | Ограничение числа лиц, имеющих | + | + | + | + | | | разрешение на проведение работ с | | | | | | | РИ, РВ, РАО | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |1.1.8 | Выполнение правила двух (трех) | | | | | | | лиц: | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| | | - при работах с РИ, РВ, РАО | + | - | - | - | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| | | - на транспортных КПП | + | + | - | - | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| | | - на КПП для прохода людей | + | - | - | - | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |1.1.9 | Обеспечение функционирования | + | + | + | + | | | разрешительной системы доступа | | | | | | | работников (персонала), | | | | | | | командированных лиц, посетителей | | | | | | | и транспортных средств в | | | | | | | охраняемые помещения, здания и на | | | | | | | территории, где проводятся работы | | | | | | | с РИ, РВ, РАО | | | | | |------|-----------------------------------|-----------------------| |1.2 | Наличие документов по вопросам | | | | организации и обеспечения | | | | физической защиты РИ, ПХ, РВ: | | |------|-----------------------------------|-----------------------| |1.2.1 | Перечень угроз | + | + | + | + | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |1.2.2 | Документ, устанавливающий | + | + | + | + | | | категорию РИ, ПХ, РВ | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |1.2.3 | Положение о службе безопасности | + | + | - | - | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |1.2.4 | План охраны и обороны РИ, ПХ, РВ | + | + | + | - | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |1.2.5 | Организационно-распорядительные | | | | | | | документы о назначении: | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| | | - должностных лиц службы | + | + | - | - | | | безопасности | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| | | - ответственного за физическую | + | + | + | + | | | защиту РИ, ПХ, РВ | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |1.2.6 | Положение о разрешительной | + | + | + | - | | | системе доступа работников | | | | | | | (персонала), командированных лиц, | | | | | | | посетителей и транспортных | | | | | | | средств в охраняемые помещения, | | | | | | | здания и на территории, где | | | | | | | проводятся работы с РИ, РВ, РАО | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |1.2.7 | Перечень лиц, имеющих разрешение | + | + | + | + | | | на проведение работ с РИ, РВ, РАО | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |1.2.8 | План взаимодействия администрации | + | + | + | - | | | эксплуатирующей организации, | | | | | | | организации, предприятия, службы | | | | | | | безопасности, подразделений | | | | | | | охраны и работников (персонала) в | | | | | | | штатных и чрезвычайных ситуациях | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |1.2.9 | Положение о самоохране РИ, ПХ, РВ | + | + | + | + | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |1.2.10| План проверки технического | + | + | + | - | | | состояния и работоспособности | | | | | | | инженерно-технических средств | | | | | | | физической защиты РИ, ПХ, РВ | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |1.2.11| Документ, устанавливающий порядок | + | + | + | + | | | применения УИВ | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |1.2.12| Должностные инструкции: | | | | | | | - работников, осуществляющих | + | + | - | - | | | руководство СБ | | | | | | | - ответственного за физическую | + | + | + | + | | | защиту РИ, ПХ, РВ | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |1.2.13| Документы о сертификации | + | + | + | + | | | технических средств физической | | | | | | | защиты РИ, ПХ, РВ | | | | | |------|-----------------------------------|-----------------------| |2 | ФС инженерно-технических средств | | | | (ФС группы "b") | | |------|-----------------------------------|-----------------------| |2.1 | На инженерно-технические средства | + | + | + | + | | | физической защиты РИ, ПХ, РВ | | | | | | | должна быть разработана | | | | | | | проектная, конструкторская и | | | | | | | технологическая документация | | | | | |------|-----------------------------------|-----------------------| |2.2 | Технические средства физической | | | | защиты РИ, ПХ, РВ должны | | | | включать: | | |------|-----------------------------------|-----------------------| |2.2.1 | Технические средства охранной | | | | | | | сигнализации, обеспечивающие | | | | | | | непрерывность обнаружения | | | | | | | нарушителя: | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| | | - на периметре территории | + | + | - | - | | | эксплуатирующей организации, | | | | | | | организации, предприятия | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| | | - в зданиях | + | + | + | - | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| | | - в помещениях | + | + | + | - | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| | | Примечание. Для РИ, ПХ, РВ 1-й | + | - | - | - | | | категории на периметре территории | | | | | | | эксплуатирующей организации, | | | | | | | организации, предприятия | | | | | | | технические средства охранной | | | | | | | сигнализации, обеспечивающие | | | | | | | непрерывность обнаружения | | | | | | | нарушителя, должны работать не | | | | | | | менее чем на двух физических | | | | | | | принципах | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |2.2.2 | Средства наблюдения | + | - | - | - | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |2.2.3 | Пульт управления техническими | + | + | + | - | | | средствами физической защиты РИ, | | | | | | | ПХ, РВ | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| | | Примечание. Для РИ, ПХ, РВ 1-й | + | - | - | - | | | категории пульт управления | | | | | | | техническими средствами | | | | | | | физической защиты РИ, ПХ, РВ | | | | | | | должен быть расположен в | | | | | | | специально приспособленном | | | | | | | помещении, имеющем | | | | | | | пуленепробиваемые двери и стекла | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |2.2.4 | Средства обнаружения проноса РВ | + | + | + | - | | | на КПП для прохода людей | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |2.2.5 | Средства обнаружения провоза РВ | + | + | + | - | | | на транспортных КПП | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |2.2.6 | Средства связи | + | + | + | + | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |2.2.7 | УИВ: | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| | | - в зданиях | + | + | + | - | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| | | - в помещениях | + | + | + | + | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |2.2.8 | Системы обеспечения | + | + | + | - | | | (электропитанием, | | | | | | | электроосвещением и др.) | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |2.3 | Технические средства физической | + | + | + | - | | | защиты РИ, ПХ, РВ должны иметь | | | | | | | резервные источники | | | | | | | электропитания, обеспечивающие | | | | | | | работоспособность технических | | | | | | | средств системы физической защиты | | | | | | | РИ, ПХ, РВ путем автоматического | | | | | | | переключения основного | | | | | | | электропитания на резервное в | | | | | | | случае отключения основного | | | | | | | электропитания | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |2.4 | Технические средства физической | + | + | + | - | | | защиты РИ, ПХ, РВ должны | | | | | | | обеспечивать ее стабильную | | | | | | | работу, при которой отказ какого- | | | | | | | либо технического средства | | | | | | | системы физической защиты РИ, ПХ, | | | | | | | РВ не нарушал ее функционирования | | | | | | | в целом и не приводил к отказу | | | | | | | другого технического средства | | | | | | | физической защиты РИ, ПХ, РВ | | | | | |------|-----------------------------------|-----------------------| |2.5 | Инженерные средства физической | | | | защиты РИ, ПХ, РВ должны | | | | включать: | | |------|-----------------------------------|-----------------------| |2.5.1 | Строительные конструкции (здания) | + | + | + | - | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |2.5.2 | Специально разработанные | + | + | + | + | | | конструкции | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |2.5.3 | - КПП для прохода людей | + | + | + | - | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| | | - транспортные КПП | + | + | + | - | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |2.5.4 | Противотаранные устройства на | + | + | - | - | | | транспортных КПП | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |2.5.5 | Пуленепробиваемые средства защиты | + | - | - | - | | | часовых на КПП | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |2.6 | Инженерные средства физической | + | + | + | - | | | защиты РИ, ПХ, РВ должны | | | | | | | размещаться на возможном пути | | | | | | | следования нарушителя | | | | | |------|-----------------------------------|-----------------------| |3 | ФС действий подразделений охраны | | | | (ФС группы "с") | | |------|-----------------------------------|-----------------------| |3.1 | Осуществление защиты РИ, ПХ, РВ | + | + | + | - | | | от несанкционированных действий | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |3.2 | Осуществление пропускного режима | + | + | + | - | | | доступа к РИ, РВ в ПХ | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |3.3 | Осуществление контроля доступа к | + | + | + | - | | | РИ, РВ, в ПХ | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |3.4 | Управление техническими | + | + | + | - | | | средствами физической защиты РИ, | | | | | | | ПХ, РВ | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |3.5 | Своевременное обнаружение | + | + | + | - | | | несанкционированных действий и | | | | | | | реагирование на них | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |3.6 | Пресечение несанкционированных | + | + | + | - | | | действий | | | | | |------|-----------------------------------|-----|-----|-----|-----| |3.7 | Задержание лиц, причастных к | + | + | + | - | | | подготовке или совершению | | | | | | | несанкционированных действий | | | | | -------------------------------------------------------------------- Примечание. Знаком "+" обозначено требование, обязательное для выполнения, знаком "-" - отсутствие требования, либо его необязательность. Приложение N 5 ПРИМЕР СОСТАВЛЕНИЯ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Критический элемент | Группа | Число |Оценка веса| Среднее | Показатель | Среднее | Значение | |п/п| | ФС | экспертов | ФС |значение веса | реального | значение | произведений | | | | | | | ФС | состояния ФС | показателя | | | | | | | | | | реального | | | | | | | | | | состояния ФС | | |---|-------------------------------|-----------|-------------|-----------|--------------|---------------|-------------------|----------------| | | | | |аij|bij|cij| ai | bi | ci | dij | di |aidi|bidi |cidi | |---|-------------------------------|-----------|-------------|---|---|---|----|----|----|---------------|-------------------|----|-----|-----| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |---|-------------------------------|-----------|-------------|---|---|---|----|----|----|---------------|-------------------|----|-----|-----| |1 | Не определены компенсирующие | a |5 |3 | | |2,80| | | 2 |1,40 |3,92| | | | | меры и резервирование на | | |2 | | | | | | 1 | | | | | | | случай выхода из строя | | |3 | | | | | | 1 | | | | | | | элементов ТСФЗ (п. 1.6, | | |4 | | | | | | 1 | | | | | | | Приложение 3) | | |2 | | | | | | 2 | | | | | |---|-------------------------------|-----------|-------------|---|---|---|----|----|----|---------------|-------------------|----|-----|-----| |2 | Отсутствует автоматический | b |5 | |5 | | |5,40| | 2 |2,60 | |14,04| | | | дистанционный контроль | | | |7 | | | | | 2 | | | | | | | работоспособности ТСФЗ (п. | | | |4 | | | | | 3 | | | | | | | 2.1.4, Прилож. 3) | | | |5 | | | | | 3 | | | | | | | | | | |6 | | | | | 3 | | | | | |---|-------------------------------|-----------|-------------|---|---|---|----|----|----|---------------|-------------------|----|-----|-----| |3 | На транспортных КПП | b |5 | |6 | | |6,00| | 3 |2,40 | |14,40| | | | отсутствуют противотаранные | | | |7 | | | | | 2 | | | | | | | барьеры (п. 2.2.4, Приложение | | | |6 | | | | | 3 | | | | | | | 3) | | | |5 | | | | | 2 | | | | | | | | | | |6 | | | | | 2 | | | | | |---|-------------------------------|-----------|-------------|---|---|---|----|----|----|---------------|-------------------|----|-----|-----| |4 | Здания, сооружения и | b |5 | |3 | | |5,40| | 3 |2,40 | |12,96| | | | помещения, расположенные во | | | |5 | | | | | 2 | | | | | | | внутренней и особо важной | | | |6 | | | | | 2 | | | | | | | зонах, не оборудованы | | | |7 | | | | | 2 | | | | | | | техническими средствами | | | |6 | | | | | 3 | | | | | | | проводной связи, системами | | | | | | | | | | | | | | | | обеспечения (п. 2.1.11, | | | | | | | | | | | | | | | | Приложение 3) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |---|-------------------------------|-----------|-------------|---|---|---|----|----|----|---------------|-------------------|----|-----|-----| |5 | Не соответствует | c |5 | | |9 | | |8,60| 3 |2,40 | | |20,64| | | ведомственным нормативным | | | | |7 | | | | 2 | | | | | | | документам по организации | | | | |8 | | | | 3 | | | | | | | охраны ЯОО и порядку несения | | | | |9 | | | | 2 | | | | | | | службы подразделениями охраны | | | | |10 | | | | 2 | | | | | | | следующая характеристика | | | | | | | | | | | | | | | | подразделений охраны: | | | | | | | | | | | | | | | | укомплектованность личным | | | | | | | | | | | | | | | | составом (п. 3.2.1, | | | | | | | | | | | | | | | | Приложение 3) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение N 6 ПРИМЕР ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ Для проведения оценки состояния ФЗ ЯОО комиссия составляет перечень ФС, выбрав их из Приложения N 3, например: - число ФС организационных мероприятий k = 18; - число ФС инженерно-технических средств l = 20; - число ФС в действиях подразделений охраны m = 5. Далее по результатам проверки ФЗ ЯОО комиссия обнаружила, например, в ФЗ ЯОО пять критических элементов, показанных в Приложении N 5. В Приложении N 5 даны результаты экспертных оценок, сделанных членами комиссии, и результаты промежуточных расчетов, по которым определены показатели состояния составных част Определен показатель состояния организационных мероприятий: k SUM ai di i=1 N1 = --------- = 3,92 / 3 x 18 x 5 = 0,0145, dm k am при: a1 d1 = 3,92; dm = 3; k = 18; am = 5. Определен показатель состояния инженерно-технических средств: l SUM bi di i=1 N2 = --------- = (14,04 + 14,40 + 12,96) / 3 x 20 x 7 = 0,0985, dm l bm при: b1 d1 = 14,04; b2 d2 = 14,40; b3 d3 = 12,96; dm = 3; 1 = 20; bm = 7. Определен показатель состояния действий подразделений охраны: m SUM ci di i=1 N3 = --------- = 20,64 / 3 x 5 x 10 = 0,137, dm m cm при: с1 d1 = 20,64; dm = 3; m = 5; cm = 10. Определен показатель состояния ФЗ ЯОО: N1 + N2 + N3 N = ------------ = (0,0145 + 0,098 + 0,137) / 3 = 0,083, 3 при: N1 = 0,0145; N2 = 0,098; N3 = 0,137; N = 0,083. Оценка состояния ФЗ ЯОО в соответствии с п. 16 при N = 0,083 - имеются значительные отступления от требований норм и правил, требующие применения компенсирующих мероприятий. Заместитель Начальника Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой Ю.Г.ВОЛОДИН |