ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ ПРАВИЛ ПРОВЕРКИ АРБИТРАЖНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ НАЛИЧИЯ ПРИЗНАКОВ ФИКТИВНОГО И ПРЕДНАМЕРЕННОГО БАНКРОТСТВА. Постановление. Правительство РФ. 27.12.04 855

Оглавление

               ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ ПРАВИЛ ПРОВЕРКИ
              АРБИТРАЖНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ НАЛИЧИЯ ПРИЗНАКОВ
               ФИКТИВНОГО И ПРЕДНАМЕРЕННОГО БАНКРОТСТВА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          27 декабря 2004 г.
                                N 855

                                (НТЦС)


     В соответствии   с   Федеральным   законом  "О  несостоятельности
(банкротстве)" Правительство Российской Федерации постановляет:
     Утвердить прилагаемые   Временные  правила  проверки  арбитражным
управляющим   наличия   признаков   фиктивного    и    преднамеренного
банкротства.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                             М.Фрадков
27 декабря 2004 г.
N 855


                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                               от 27 декабря 2004 года
                                                                 N 855

                          ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА
               проверки арбитражным управляющим наличия
          признаков фиктивного и преднамеренного банкротства

                         I.  Общие положения

     1. Настоящие  Временные  правила  определяют  порядок  проведения
арбитражным  управляющим  проверки  наличия  признаков  фиктивного   и
преднамеренного банкротства (далее - проверка).
     2. При проведении арбитражным управляющим проверки за  период  не
менее  2  лет,  предшествующих  возбуждению  производства  по  делу  о
банкротстве,  а также за период проведения процедур банкротства (далее
- исследуемый период) исследуются:
     а) учредительные документы должника;
     б) бухгалтерская отчетность должника;
     в) договоры,  на основании которых производилось  отчуждение  или
приобретение   имущества   должника,   изменение   структуры  активов,
увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, и иные документы
о финансово-хозяйственной деятельности должника;
     г) документы,  содержащие сведения о составе  органов  управления
должника,  а  также  о  лицах,  имеющих  право давать обязательные для
должника  указания  либо  возможность  иным  образом  определять   его
действия;
     д) перечень  имущества  должника  на  дату  подачи  заявления   о
признании  должника  несостоятельным  (банкротом),  а  также  перечень
имущества должника,  приобретенного  или  отчужденного  в  исследуемый
период;
     е) список дебиторов (за  исключением  организаций,  размер  долга
которых  составляет  менее  5  процентов  дебиторской задолженности) с
указанием размера дебиторской задолженности  по  каждому  дебитору  на
дату   подачи   заявления   о   признании   должника   несостоятельным
(банкротом);
     ж) справка   о  задолженности  перед  бюджетами  всех  уровней  и
внебюджетными  фондами  с  указанием   раздельно   размеров   основной
задолженности,   штрафов,  пеней  и  иных  финансовых  (экономических)
санкций на дату подачи заявления о признании должника  несостоятельным
(банкротом)   и   на  последнюю  отчетную  дату,  предшествующую  дате
проведения проверки;
     з) перечень   кредиторов  должника  (за  исключением  кредиторов,
размер  долга  которым  составляет  менее  5  процентов   кредиторской
задолженности)  с  указанием размера основной задолженности,  штрафов,
пеней  и  иных  финансовых  (экономических)  санкций  за  ненадлежащее
выполнение  обязательств  по  каждому кредитору и срока наступления их
исполнения   на   дату   подачи   заявления   о   признании   должника
несостоятельным  (банкротом),  а также за период продолжительностью не
менее  2  лет  до  даты  подачи   заявления   о   признании   должника
несостоятельным (банкротом);
     и) отчеты по  оценке  бизнеса,  имущества  должника,  аудиторские
заключения,  протоколы,  заключения  и  отчеты  ревизионной  комиссии,
протоколы органов управления должника;
     к) сведения об аффилированных лицах должника;
     л) материалы судебных процессов должника;
     м) материалы налоговых проверок должника;
     н) иные   учетные   документы,   нормативные    правовые    акты,
регулирующие деятельность должника.
     3. Необходимые для проведения  проверки  документы  запрашиваются
арбитражным управляющим у кредиторов, руководителя должника, иных лиц.
     4. В случае отсутствия  у  должника  необходимых  для  проведения
проверки   документов   арбитражный   управляющий   обязан   запросить
надлежащим образом заверенные копии таких документов у государственных
органов, обладающих соответствующей информацией.

                  II. Порядок определения признаков
                     преднамеренного банкротства

     5. Признаки  преднамеренного банкротства выявляются как в течение
периода,  предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе
процедур банкротства.
     6. Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется
в 2 этапа.
     На первом   этапе   проводится   анализ   значений   и   динамики
коэффициентов,     характеризующих     платежеспособность    должника,
рассчитанных  за  исследуемый  период  в  соответствии   с   правилами
проведения арбитражным управляющим финансового анализа,  утвержденными
Правительством Российской Федерации.
     7. В  случае установления на первом этапе существенного ухудшения
значений 2 и более  коэффициентов  проводится  второй  этап  выявления
признаков преднамеренного банкротства должника,  который заключается в
анализе сделок должника и  действий  органов  управления  должника  за
исследуемый период, которые могли быть причиной такого ухудшения.
     Под существенным  ухудшением  значений  коэффициентов  понимается
такое  снижение  их  значений  за  какой-либо квартальный период,  при
котором темп их снижения  превышает  средний  темп  снижения  значений
данных показателей в исследуемый период.
     В случае если на первом этапе выявления признаков преднамеренного
банкротства  не  определены  периоды,  в  течение  которых имело место
существенное  ухудшение   2   и   более   коэффициентов,   арбитражный
управляющий  проводит  анализ  сделок  должника  за  весь  исследуемый
период.
     8. В  ходе  анализа  сделок должника устанавливается соответствие
сделок  и   действий   (бездействия)   органов   управления   должника
законодательству  Российской  Федерации,  а  также  выявляются сделки,
заключенные или исполненные на условиях,  не соответствующих  рыночным
условиям,    послужившие   причиной   возникновения   или   увеличения
неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в  денежной
форме.
     9. К  сделкам,  заключенным  на  условиях,   не   соответствующих
рыночным условиям, относятся:
     а) сделки  по  отчуждению  имущества  должника,   не   являющиеся
сделками  купли-продажи,  направленные на замещение имущества должника
менее ликвидным;
     б) сделки  купли-продажи,  осуществляемые  с имуществом должника,
заключенные на заведомо невыгодных  для  должника  условиях,  а  также
осуществляемые   с   имуществом,   без  которого  невозможна  основная
деятельность должника;
     в) сделки,  связанные с возникновением обязательств должника,  не
обеспеченные  имуществом,  а  также  влекущие  за  собой  приобретение
неликвидного имущества;
     г) сделки по замене одних обязательств  другими,  заключенные  на
заведомо невыгодных условиях.
     Заведомо невыгодные условия сделки,  заключенной должником, могут
касаться,  в частности,  цены имущества,  работ и услуг,  вида и срока
платежа по сделке.
     10. По  результатам  анализа  значений  и динамики коэффициентов,
характеризующих  платежеспособность  должника,   и   сделок   должника
делается один из следующих выводов:
     а) о  наличии  признаков  преднамеренного  банкротства   -   если
руководителем     должника,     ответственным    лицом,    выполняющим
управленческие   функции   в   отношении   должника,    индивидуальным
предпринимателем  или  учредителем  (участником)  должника совершались
сделки или действия,  не соответствующие существовавшим на  момент  их
совершения рыночным условиям и обычаям делового оборота, которые стали
причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности должника;
     б) об  отсутствии  признаков  преднамеренного  банкротства - если
арбитражным  управляющим  не  выявлены  соответствующие   сделки   или
действия;
     в) о  невозможности  проведения  проверки  наличия   (отсутствия)
признаков  преднамеренного  банкротства  -  при отсутствии документов,
необходимых для проведения проверки.

       III. Порядок определения признаков фиктивного банкротства

     11. Определение признаков фиктивного банкротства  производится  в
случае  возбуждения  производства  по  делу о банкротстве по заявлению
должника.
     12. Для  установления  наличия  (отсутствия) признаков фиктивного
банкротства  проводится  анализ  значений  и  динамики  коэффициентов,
характеризующих    платежеспособность    должника,   рассчитанных   за
исследуемый период в соответствии с правилами проведения  арбитражными
управляющими   финансового   анализа,   утвержденными   Правительством
Российской Федерации.
     13. В   случае  если  анализ  значений  и  динамики  коэффициента
абсолютной ликвидности,  коэффициента текущей ликвидности,  показателя
обеспеченности  обязательств  должника  его активами,  а также степени
платежеспособности по текущим  обязательствам  должника  указывает  на
наличие   у   должника   возможности  удовлетворить  в  полном  объеме
требования кредиторов по денежным обязательствам  и  (или)  об  уплате
обязательных  платежей  без  существенного  осложнения или прекращения
хозяйственной  деятельности,  делается  вывод  о   наличии   признаков
фиктивного банкротства должника.
     В случае  если  анализ  значений   и   динамики   соответствующих
коэффициентов,  характеризующих платежеспособность должника, указывает
на  отсутствие  у   должника   возможности   рассчитаться   по   своим
обязательствам,  делается  вывод  об  отсутствии  признаков фиктивного
банкротства должника.

      IV. Подготовка заключения о наличии (отсутствии) признаков
              фиктивного или преднамеренного банкротства

     14. По  результатам проверки арбитражным управляющим составляется
заключение   о   наличии   (отсутствии)   признаков   фиктивного   или
преднамеренного банкротства.
     Заключение о  наличии  (отсутствии)  признаков   фиктивного   или
преднамеренного банкротства включает в себя:
     а) дату и место составления заключения;
     б) сведения   об   арбитражном   управляющем  и  саморегулируемой
организации, членом которой он является;
     в) наименование  арбитражного  суда,  номер дела,  дату вынесения
определения (решения) арбитражного  суда  о  введении  соответствующей
процедуры банкротства и дату принятия определения арбитражного суда об
утверждении арбитражного управляющего;
     г) полное наименование и иные реквизиты должника;
     д) вывод  о  наличии  (отсутствии)   признаков   фиктивного   или
преднамеренного банкротства;
     е) расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии)  признаков
фиктивного банкротства;
     ж) расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии)  признаков
преднамеренного  банкротства  с  указанием  сделок должника и действий
(бездействия)   органов   управления   должника,    проанализированных
арбитражным   управляющим,   а  также  сделок  должника  или  действий
(бездействия) органов управления должника,  которые стали причиной или
могли стать причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности
и (или) причинили реальный ущерб должнику в денежной форме,  вместе  с
расчетом   такого  ущерба  (при  наличии  возможности  определить  его
величину);
     з) обоснование  невозможности проведения проверки (при отсутствии
необходимых документов).
     15. Заключение  о  наличии  (отсутствии) признаков фиктивного или
преднамеренного  банкротства   представляется   собранию   кредиторов,
арбитражному суду, а также не позднее 10 рабочих дней после подписания
- в органы,  должностные лица которых уполномочены  в  соответствии  с
Кодексом  Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях
составлять    протоколы    об    административных     правонарушениях,
предусмотренных   статьей   14.12  Кодекса,  для  принятия  решения  о
возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
     В случае  если  в  заключении  о  наличии  (отсутствии) признаков
фиктивного  или  преднамеренного  банкротства   устанавливается   факт
причинения   крупного   ущерба,   оно  направляется  только  в  органы
предварительного расследования.  Одновременно с заключением о  наличии
признаков   преднамеренного  или  фиктивного  банкротства  арбитражный
управляющий представляет в  указанные  органы  результаты  финансового
анализа, проводимого в соответствии с правилами проведения арбитражным
управляющим   финансового   анализа,   утвержденными    Правительством
Российской Федерации,  а также копии документов,  на основании которых
сделан  вывод  о  наличии  признаков  фиктивного  или  преднамеренного
банкротства.
Оглавление