ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ (РЕДАКЦИЯ НА 22.08.2004). Закон (Федеральный). Федеральное Собрание РФ. 24.06.98 89-ФЗ

Оглавление


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
                       (Редакция на 22.08.2004)



(РЕДАКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПРАВОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ  АППАРАТА  ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО  СОБРАНИЯ  РФ  В  РЕД.  -  ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 29
ДЕКАБРЯ  2000  Г.  N  169-ФЗ  СОБРАНИЕ   ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА   РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, 2001, N 1, СТ. 21; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 10 ЯНВАРЯ 2003 Г.
N 15-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,  2003,  N 2,
СТ. 167; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22 АВГУСТА 2004 Г. N 122-ФЗ - СОБРАНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2004, N 35, СТ. 3607)

     Принят Государственной Думой       22 мая 1998 года
     Одобрен Советом Федерации          10 июня 1998 года

     Настоящий  Федеральный закон определяет правовые основы обращения
с  отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного
воздействия  отходов производства и потребления на здоровье человека и
окружающую  природную  среду,  а  также  вовлечения  таких  отходов  в
хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

                       ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                      Статья 1. Основные понятия

     В  настоящем  Федеральном  законе используются следующие основные
понятия:
     отходы  производства  и  потребления  (далее  - отходы) - остатки
сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые
образовались  в  процессе производства или потребления, а также товары
(продукция), утратившие свои потребительские свойства;
     опасные  отходы  -  отходы,  которые  содержат  вредные вещества,
обладающие   опасными   свойствами   (токсичностью,  взрывоопасностью,
пожароопасностью,  высокой  реакционной  способностью)  или содержащие
возбудителей  инфекционных  болезней,  либо которые могут представлять
непосредственную  или потенциальную опасность для окружающей природной
среды  и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт
с другими веществами;
     обращение   с   отходами   -  деятельность,  в  процессе  которой
образуются  отходы,  а  также  деятельность  по  сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
     размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
     хранение  отходов  -  содержание  отходов  в  объектах размещения
отходов  в  целях  их  последующего  захоронения,  обезвреживания  или
использования;
     захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему
использованию,   в   специальных  хранилищах  в  целях  предотвращения
попадания вредных веществ в окружающую природную среду;
     использование  отходов  -  применение  отходов  для  производства
товаров   (продукции),   выполнения  работ,  оказания  услуг  или  для
получения энергии;
     обезвреживание  отходов - обработка отходов, в том числе сжигание
и  обеззараживание  отходов  на специализированных установках, в целях
предотвращения  вредного  воздействия  отходов  на здоровье человека и
окружающую природную среду;
     объект  размещения отходов - специально оборудованное сооружение,
предназначенное   для  размещения  отходов  (полигон,  шламохранилище,
хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
     трансграничное   перемещение  отходов  -  перемещение  отходов  с
территории,   находящейся   под  юрисдикцией  одного  государства,  на
территорию  (через  территорию),  находящуюся  под юрисдикцией другого
государства,  или  в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо
государства,  при  условии,  что такое перемещение отходов затрагивает
интересы не менее чем двух государств;
     лимит  на  размещение  отходов  - предельно допустимое количество
отходов  конкретного  вида, которые разрешается размещать определенным
способом  на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом
экологической обстановки на данной территории;
     норматив  образования  отходов - установленное количество отходов
конкретного вида при производстве единицы продукции;
     паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность
отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий
сведения об их составе;
     вид  отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки
в соответствии с системой классификации отходов;
     лом  и  отходы  цветных  и  (или)  черных  металлов - пришедшие в
негодность  или  утратившие  свои  потребительские свойства изделия из
цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в
процессе  производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их
сплавов,  а также неисправимый брак, возникший в процессе производства
указанных изделий (абзац введен Федеральным законом от 29 декабря 2000
г.  N 169-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N
1, ст. 21).

        Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с
                               отходами

     1.   Правовое   регулирование  в  области  обращения  с  отходами
осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными
нормативными   правовыми  актами  Российской  Федерации,  нормативными
правовыми    актами    субъектов   Российской   Федерации,   а   также
муниципальными  нормативными  правовыми  актами  (в  ред. Федерального
закона  от  22  августа  2004  г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).
     2.  Отношения  в  области  обращения с радиоактивными отходами, с
выбросами  вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в
водные    объекты   регулируются   соответствующим   законодательством
Российской Федерации.

         Статья 3. Основные принципы государственной политики
                    в области обращения с отходами

     Основными принципами государственной политики в области обращения
с отходами являются:
     охрана   здоровья   человека,   поддержание   или  восстановление
благоприятного  состояния  окружающей  природной  среды  и  сохранение
биологического разнообразия;
     научно   обоснованное  сочетание  экологических  и  экономических
интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
     использование  новейших  научно-технических  достижений  в  целях
реализации малоотходных и безотходных технологий;
     комплексная  переработка  материально-сырьевых  ресурсов  в целях
уменьшения количества отходов;
     использование методов экономического регулирования деятельности в
области  обращения  с отходами в целях уменьшения количества отходов и
вовлечения их в хозяйственный оборот;
     доступ  в соответствии с законодательством Российской Федерации к
информации в области обращения с отходами;
     участие  в  международном  сотрудничестве  Российской Федерации в
области обращения с отходами.

           Статья 4. Отходы как объект права собственности

     1.  Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья,
материалов,  полуфабрикатов,  иных  изделий  или  продуктов,  а  также
товаров  (продукции),  в  результате  использования которых эти отходы
образовались.
     2.  Право  собственности  на отходы может быть приобретено другим
лицом  на  основании  договора  купли-продажи,  мены, дарения или иной
сделки об отчуждении отходов.
     3.  Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в
собственность  другому  лицу, передавать ему, оставаясь собственником,
право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у
этого  лица  имеется  лицензия на осуществление деятельности в области
обращения с опасными отходами.
     4.  В  случае, если отходы брошены собственником или иным образом
оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в
собственности,  во  владении  либо  в  пользовании  которого находится
земельный  участок,  водоем  или  иной объект, где находятся брошенные
отходы,  может  обратить  их  в  свою  собственность,  приступив  к их
использованию   или   совершив  иные  действия,  свидетельствующие  об
обращении   их   в   собственность   в   соответствии   с  гражданским
законодательством.

         ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ
               РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО
                  САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ
                              С ОТХОДАМИ

         Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области
                         обращения с отходами

     К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами
относятся:
     разработка  и  принятие  федеральных  законов  и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами;
     проведение в Российской Федерации единой государственной политики
в области обращения с отходами;
     осуществление  надзора за исполнением законодательства Российской
Федерации в области обращения с отходами;
     организация  и  осуществление государственного контроля и надзора
за деятельностью в области обращения с отходами;
     определение   компетенции   уполномоченных   федеральных  органов
исполнительной   власти   в  области  обращения  с  отходами  (в  ред.
Федерального  закона  от  22  августа  2004  г.  N  122-ФЗ  - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607);
     (абзац  седьмой  утратил силу на основании Федерального закона от
22  августа  2004  г.  N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2004, N 35, ст. 3607);
     лицензирование   деятельности  в  области  обращения  с  опасными
отходами;
     установление  государственных  стандартов,  правил,  нормативов и
требований безопасного обращения с отходами;
     осуществление  мер  по  предупреждению  и ликвидации чрезвычайных
ситуаций   природного   и   техногенного   характера,   возникших  при
осуществлении обращения с отходами;
     организация   государственного   учета  и  отчетности  в  области
обращения с отходами;
     обеспечение населения информацией в области обращения с отходами;
     определение  порядка  ведения государственного кадастра отходов и
организация его ведения;
     обеспечение  экономических,  социальных  и  правовых  условий для
более полного использования отходов и уменьшения их образования;
     осуществление  международного сотрудничества Российской Федерации
в области обращения с отходами;
     осуществление  иных  предусмотренных законодательством Российской
Федерации полномочий;
     определение  федеральных  органов исполнительной власти в области
обращения   с   отходами,   их  функций  и  полномочий  (абзац  введен
Федеральным  законом  от  22  августа  2004  г.  N  122-ФЗ  - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

         Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации
                    в области обращения с отходами

     К  полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения
с отходами относятся:
     (абзац второй утратил силу на основании Федерального закона от 22
августа  2004  г.  N  122-ФЗ  -  Собрание  законодательства Российской
Федерации, 2004, N 35, ст. 3607);
     (абзац третий утратил силу на основании Федерального закона от 22
августа  2004  г.  N  122-ФЗ  -  Собрание  законодательства Российской
Федерации, 2004, N 35, ст. 3607);
     (абзац четвертый утратил силу на основании Федерального закона от
22  августа  2004  г.  N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2004, N 35, ст. 3607);
     (абзац  пятый утратил силу на основании Федерального закона от 22
августа  2004  г.  N  122-ФЗ  -  Собрание  законодательства Российской
Федерации, 2004, N 35, ст. 3607);
     (абзац шестой утратил силу на основании Федерального закона от 22
августа  2004  г.  N  122-ФЗ  -  Собрание  законодательства Российской
Федерации, 2004, N 35, ст. 3607);
     проведение    мероприятий    по   предупреждению   и   ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  природного и техногенного характера, возникших
при осуществлении обращения с отходами;
     разработка и реализация региональных программ в области обращения
с  отходами,  участие в разработке и выполнении федеральных программ в
области обращения с отходами (в ред. Федерального закона от 22 августа
2004  г.  N  122-ФЗ  - Собрание законодательства Российской Федерации,
2004, N 35, ст. 3607);
     (абзацы   девятый   -  тринадцатый  утратили  силу  на  основании
Федерального  закона  от  22  августа  2004  г.  N  122-ФЗ  - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

                              Статья 7.

     (Утратила силу на основании Федерального  закона  от  22  августа
2004  г.  N  122-ФЗ  - Собрание законодательства Российской Федерации,
2004, N 35, ст. 3607).

        Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в
                     области обращения с отходами

     1.  К  полномочиям  органов  местного  самоуправления поселений в
области  обращения  с  отходами  относится  организация сбора и вывоза
бытовых отходов и мусора.
     2.  К  полномочиям  органов местного самоуправления муниципальных
районов   в   области   обращения  с  отходами  относится  организация
утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
     3.   К  полномочиям  органов  местного  самоуправления  городских
округов  в  области  обращения с отходами относится организация сбора,
вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
     (Статья в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
-  Собрание  законодательства  Российской  Федерации,  2004, N 35, ст.
3607).

          ГЛАВА III. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

         Статья 9. Лицензирование деятельности по обращению с
                          опасными отходами

     Деятельность   по   обращению   с   опасными   отходами  подлежит
лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации
(статья  в  ред.  Федерального  закона  от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167).

        Статья 10. Требования к проектированию, строительству,
               реконструкции, консервации и ликвидации
              предприятий, зданий, строений, сооружений
                           и иных объектов

     1.  При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации
и   ликвидации   предприятий,  зданий,  строений,  сооружений  и  иных
объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане,
которые  осуществляют  индивидуальную предпринимательскую деятельность
без    образования    юридического    лица    (далее    индивидуальные
предприниматели), и юридические лица обязаны:
     соблюдать    экологические,   санитарные   и   иные   требования,
установленные  законодательством Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды и здоровья человека;
     иметь    техническую    и    технологическую    документацию   об
использовании, обезвреживании образующихся отходов.
     2.   Строительство,   реконструкция,   консервация  и  ликвидация
предприятий,   зданий,   строений,   сооружений   и   иных   объектов,
эксплуатация  которых связана с обращением с отходами, допускаются при
наличии   положительного   заключения   государственной  экологической
экспертизы.
     3.  При проектировании жилых зданий, а также предприятий, зданий,
строений,  сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых
образуются  отходы,  необходимо  предусматривать  места (площадки) для
сбора   таких  отходов  в  соответствии  с  установленными  правилами,
нормативами и требованиями в области обращения с отходами.

          Статья 11. Требования к эксплуатации предприятий,
             зданий, строений, сооружений и иных объектов

     Индивидуальные    предприниматели    и   юридические   лица   при
эксплуатации   предприятий,   зданий,   строений,  сооружений  и  иных
объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
     соблюдать    экологические,   санитарные   и   иные   требования,
установленные  законодательством Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды и здоровья человека;
     разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на
размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
     внедрять    малоотходные    технологии    на    основе   новейших
научно-технических достижений;
     проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
     проводить  мониторинг  состояния  окружающей  природной  среды на
территориях объектов размещения отходов;
     предоставлять  в  установленном  порядке необходимую информацию в
области обращения с отходами;
     соблюдать   требования   предупреждения   аварий,   связанных   с
обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
     в  случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением
с  отходами,  которые  наносят  или  могут  нанести  ущерб  окружающей
природной  среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу
юридических  лиц,  немедленно информировать об этом федеральные органы
исполнительной   власти   в   области  обращения  с  отходами,  органы
исполнительной  власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления (в  ред.  Федерального  закона  от  22  августа 2004 г.
N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35,
ст. 3607).

         Статья 12. Требования к объектам размещения отходов

     1.  Создание объектов размещения отходов допускается на основании
разрешений,  выданных  федеральными  органами  исполнительной власти в
области  обращения  с отходами в соответствии со своей компетенцией (в
ред.  Федерального  закона  от  22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).
     2.  Определение  места  строительства объектов размещения отходов
осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и
иных)   исследований   в   порядке,   установленном  законодательством
Российской   Федерации,   и   при  наличии  положительного  заключения
государственной экологической экспертизы.
     3.  На  территориях  объектов  размещения отходов и в пределах их
воздействия   на  окружающую  природную  среду  собственники  объектов
размещения  отходов,  а  также  лица,  во  владении  или в пользовании
которых   находятся  объекты  размещения  отходов,  обязаны  проводить
мониторинг   состояния   окружающей   природной   среды   в   порядке,
установленном  федеральными  органами  исполнительной власти в области
обращения  с  отходами  в  соответствии  со своей компетенцией (в ред.
Федерального  закона  от  22  августа  2004  г.  N  122-ФЗ  - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).
     4.  Собственники  объектов  размещения  отходов, а также лица, во
владении  или  в  пользовании  которых  находятся  объекты  размещения
отходов,   после   окончания   эксплуатации  данных  объектов  обязаны
проводить  контроль  за  их  состоянием  и  воздействием на окружающую
природную  среду  и  работы  по  восстановлению  нарушенных  земель  в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     5.  Запрещается  захоронение  отходов  на территориях городских и
других  поселений,  лесопарковых,  курортных, лечебно-оздоровительных,
рекреационных  зон,  а также водоохранных зон, на водосборных площадях
подземных  водных  объектов,  которые используются в целях питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в
местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях,
если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и
безопасности ведения горных работ.
     6.  Объекты  размещения отходов вносятся в государственный реестр
объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов
размещения    отходов    осуществляется    в   порядке,   определенном
Правительством Российской Федерации.

           Статья 13. Требования к обращению с отходами на
                территориях муниципальных образований

     (в  ред.  Федерального  закона  от  22  августа  2004 г. N 122-ФЗ
Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607)

     1.   Территории  муниципальных  образований  подлежат  регулярной
очистке  от  отходов  в  соответствии  с экологическими, санитарными и
иными требованиями (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ  -  Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35,
ст. 3607).
     2.  Организацию  деятельности  в  области обращения с отходами на
территориях  муниципальных  образований  осуществляют  органы местного
самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации
(в  ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).
     3.   Порядок   сбора   отходов   на   территориях   муниципальных
образований,  предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы,
текстиль,   бумага   и   другие),   определяется   органами   местного
самоуправления  и  должен  соответствовать экологическим, санитарным и
иным  требованиям  в  области  охраны  окружающей  природной  среды  и
здоровья  человека (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2000 г. N
169-ФЗ  -  Собрание  законодательства Российской Федерации, 2001, N 1,
ст.  21;  Федерального  закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

        Статья 13-1. Требования к обращению с ломом и отходами
           цветных и (или) черных металлов и их отчуждению

     1.  Физические  лица  могут осуществлять в порядке, установленном
законодательством  Российской  Федерации,  отчуждение  лома  и отходов
цветных  металлов,  образующихся  при использовании изделий из цветных
металлов  в  быту  и принадлежащих им на праве собственности, согласно
перечню  разрешенных  для  приема  от  физических  лиц  лома и отходов
цветных   металлов,   утвержденному  органами  государственной  власти
субъектов Российской Федерации.
     2.   Юридические  лица  и  индивидуальные  предприниматели  могут
осуществлять  обращение  с  ломом  и  отходами  цветных  металлов и их
отчуждение  в  случае, если имеются документы, подтверждающие их право
собственности на указанные лом и отходы.
     3.  Правила  обращения  с  ломом и отходами цветных металлов и их
отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
     4.  Правила  обращения  с  ломом  и отходами черных металлов и их
отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья
13-1  введена  Федеральным  законом  от  29 декабря 2000 г. N 169-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 21).

        Статья 14. Требования к обращению с опасными отходами

     1.   Опасные   отходы   в  зависимости  от  степени  их  вредного
воздействия   на   окружающую  природную  среду  и  здоровье  человека
подразделяются  на  классы  опасности  в  соответствии  с  критериями,
установленными  федеральными  органами исполнительной власти в области
обращения  с  отходами  в  соответствии  со своей компетенцией (в ред.
Федерального   закона   от  22  августа  2004  г.  N  122-ФЗ  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).
     2.  Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе
деятельности  которых  образуются  опасные отходы, обязаны подтвердить
отнесение  данных  отходов  к  конкретному классу опасности в порядке,
установленном  федеральными  органами  исполнительной власти в области
обращения с отходами (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г.
N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35,
ст. 3607).
     3.  На  опасные  отходы  должен  быть  составлен паспорт. Паспорт
опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах
опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет
Правительство Российской Федерации.
     4.  Деятельность  индивидуальных  предпринимателей  и юридических
лиц,   в  процессе  которой  образуются  опасные  отходы,  может  быть
ограничена  или запрещена в установленном законодательством Российской
Федерации  порядке  при  отсутствии  технической  или иной возможности
обеспечить  безопасное  для  окружающей  природной  среды  и  здоровья
человека обращение с опасными отходами.

         Статья 15. Требования к профессиональной подготовке
           лиц, допущенных к обращению с опасными отходами

     1.  Лица,  которые  допущены  к  обращению  с  опасными отходами,
обязаны     иметь    профессиональную    подготовку,    подтвержденную
свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
     2.  Ответственность  за  допуск  работников  к  работе с опасными
отходами несет соответствующее должностное лицо организации.

      Статья 16. Требования к транспортированию опасных отходов

     1.  Транспортирование  опасных  отходов должно осуществляться при
следующих условиях:
     наличие паспорта опасных отходов;
     наличие   специально   оборудованных  и  снабженных  специальными
знаками транспортных средств;
     соблюдение  требований  безопасности  к транспортированию опасных
отходов на транспортных средствах;
     наличие  документации  для  транспортирования  и передачи опасных
отходов  с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели
и места назначения их транспортирования.
     2.  Порядок  транспортирования  опасных  отходов  на транспортных
средствах,  требования  к  погрузочно-разгрузочным  работам, упаковке,
маркировке  опасных отходов и требования к обеспечению экологической и
пожарной   безопасности   определяются  государственными  стандартами,
правилами  и  нормативами, разработанными и утвержденными федеральными
органами  исполнительной  власти  в  области  обращения  с  отходами в
соответствии  со  своей компетенцией (в ред. Федерального закона от 22
августа  2004  г.  N  122-ФЗ  -  Собрание  законодательства Российской
Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

            Статья 17. Трансграничное перемещение отходов

     1.  Ввоз  отходов  на  территорию Российской Федерации в целях их
захоронения и обезвреживания запрещается.
     2.  Ввоз  отходов  на  территорию Российской Федерации в целях их
использования  осуществляется  на  основании  разрешения,  выданного в
установленном порядке.
     3.  Порядок  трансграничного  перемещения отходов устанавливается
Правительством Российской Федерации.

            ГЛАВА IV. НОРМИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ И
              ОТЧЕТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

        Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

     1.  В  целях  обеспечения  охраны  окружающей  природной  среды и
здоровья  человека,  уменьшения  количества  отходов  применительно  к
индивидуальным  предпринимателям  и  юридическим лицам, осуществляющим
деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы
образования отходов и лимиты на их размещение.
     2.  Лимиты  на  размещение отходов устанавливают в соответствии с
нормативами  предельно  допустимых  вредных  воздействий на окружающую
природную  среду  федеральные  органы  исполнительной власти в области
обращения  с  отходами  в  соответствии  со своей компетенцией (в ред.
Федерального  закона  от  22  августа  2004  г.  N  122-ФЗ  - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).
     3.    Индивидуальные    предприниматели   и   юридические   лица,
осуществляющие   деятельность   в   области   обращения   с  отходами,
разрабатывают  проекты  нормативов образования отходов и лимитов на их
размещение.
     4.   Порядок  разработки  и  утверждения  нормативов  образования
отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской
Федерации.
     5.  При  нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их
размещение  деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических
лиц   в   области   обращения   с   отходами  может  быть  ограничена,
приостановлена    или    прекращена    в    порядке,   предусмотренном
законодательством Российской Федерации.

                     Статья 19. Учет и отчетность
                    в области обращения с отходами

     1.    Индивидуальные    предприниматели   и   юридические   лица,
осуществляющие  деятельность  в  области обращения с отходами, обязаны
вести  в  установленном  порядке  учет образовавшихся, использованных,
обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а
также  размещенных  отходов.  Порядок  учета  в  области  обращения  с
отходами  устанавливают  федеральные  органы  исполнительной  власти в
области  обращения  с  отходами  в соответствии со своей компетенцией;
порядок   статистического   учета   в  области  обращения  с  отходами
федеральный  орган  исполнительной  власти  в  области статистического
учета  (в  ред.  Федерального  закона  от  22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).
     2.    Индивидуальные    предприниматели   и   юридические   лица,
осуществляющие  деятельность  в  области обращения с отходами, обязаны
представлять  отчетность  в  порядке  и  в  сроки,  которые определены
федеральным  органом  исполнительной  власти в области статистического
учета  по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в
области  обращения  с отходами в соответствии со своей компетенцией (в
ред.  Федерального  закона  от  22  августа  2004 г. N 122-ФЗ Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).
     3.    Индивидуальные    предприниматели   и   юридические   лица,
осуществляющие   деятельность   в   области   обращения   с  отходами,
обеспечивают  хранение материалов учета в течение срока, определенного
федеральными  органами  исполнительной  власти  в  области обращения с
отходами  в  соответствии  со  своей компетенцией (в ред. Федерального
закона  от  22  августа  2004  г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

              Статья 20. Государственный кадастр отходов

     1.  Государственный  кадастр  отходов включает в себя федеральный
классификационный  каталог  отходов,  государственный  реестр объектов
размещения  отходов,  а  также  банк данных об отходах и о технологиях
использования и обезвреживания отходов различных видов.
     2.   Государственный   кадастр  отходов  ведется  по  единой  для
Российской   Федерации   системе.   Порядок  ведения  государственного
кадастра отходов определяется Правительством Российской Федерации.

            ГЛАВА V. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ
                         ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

             Статья 21. Основные принципы экономического
             регулирования в области обращения с отходами

     Основными   принципами  экономического  регулирования  в  области
обращения с отходами являются:
     уменьшение  количества  отходов  и  вовлечение их в хозяйственный
оборот;
     платность размещения отходов;
     экономическое  стимулирование  деятельности в области обращения с
отходами.

                              Статья 22.

     (Утратила силу  на  основании  Федерального  закона от 22 августа
2004 г.  N 122-ФЗ - Собрание  законодательства  Российской  Федерации,
2004, N 35, ст. 3607).

                Статья 23. Плата за размещение отходов

     1.   Плата  за  размещение  отходов  взимается  с  индивидуальных
предпринимателей  и юридических лиц в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
     2.  (Пункт  утратил  силу  на основании Федерального закона от 22
августа  2004  г.  N  122-ФЗ  -  Собрание  законодательства Российской
Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).
     3.  (Пункт  утратил  силу  на основании Федерального закона от 22
августа  2004  г.  N  122-ФЗ  -  Собрание  законодательства Российской
Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

        Статья 24. Экономическое стимулирование деятельности в
                     области обращения с отходами

     1.  Экономическое стимулирование деятельности в области обращения
с отходами осуществляется посредством:
     понижения  размера  платы  за  размещение  отходов индивидуальным
предпринимателям  и  юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в
процессе  которой  образуются  отходы,  при  внедрении ими технологий,
обеспечивающих уменьшение количества отходов;
     применения   ускоренной   амортизации  основных  производственных
фондов,  связанных с осуществлением деятельности в области обращения с
отходами.
     2.  Меры  экономического  стимулирования  деятельности  в области
обращения с отходами осуществляются в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

          ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

         Статья 25. Государственный контроль за деятельностью
                    в области обращения с отходами

     1.  Государственный контроль за деятельностью в области обращения
с  отходами  осуществляют  федеральные  органы исполнительной власти в
области  обращения  с отходами в соответствии со своей компетенцией (в
ред.  Федерального  закона  от  22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).
     2.  Государственный контроль за деятельностью в области обращения
с отходами включает в себя:
     контроль   за   выполнением   экологических,  санитарных  и  иных
требований в области обращения с отходами;
     контроль  за соблюдением требований к трансграничному перемещению
отходов;
     контроль   за  соблюдением  требований  пожарной  безопасности  в
области обращения с отходами;
     (абзац  пятый  исключен  в  ред. Федерального закона от 10 января
2003  г.  N  15-ФЗ  -  Собрание законодательства Российской Федерации,
2003, N 2, ст. 167);
     контроль  за  соблюдением  требований предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;
     контроль  за  соблюдением  требований  и правил транспортирования
опасных отходов;
     контроль  за  выполнением  мероприятий  по  уменьшению количества
отходов  и  вовлечению  отходов  в  хозяйственный  оборот  в  качестве
дополнительных источников сырья;
     контроль  за  достоверностью предоставляемой информации в области
обращения с отходами и отчетности об отходах;
     выявление   нарушений  законодательства  Российской  Федерации  в
области обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению
таких нарушений;
     привлечение   в  установленном  порядке  виновных  индивидуальных
предпринимателей  и  юридических  лиц  к  ответственности,  применение
штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного
окружающей  природной среде и здоровью человека в результате нарушения
законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
     3.  Решения  органов,  осуществляющих государственный контроль за
деятельностью  в области обращения с отходами, могут быть обжалованы в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

            Статья 26. Производственный контроль в области
                         обращения с отходами

     1.   Юридические  лица,  осуществляющие  деятельность  в  области
обращения  с  отходами,  организуют  и  осуществляют  производственный
контроль   за   соблюдением   требований  законодательства  Российской
Федерации в области обращения с отходами.
     2.  Порядок  осуществления  производственного  контроля в области
обращения  с  отходами  определяют  юридические  лица,  осуществляющие
деятельность  в  области  обращения  с  отходами,  по  согласованию  с
федеральными  органами  исполнительной  власти  в  области обращения с
отходами  (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

         Статья 27. Общественный контроль в области обращения
                              с отходами

     Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют
граждане  или  общественные  объединения  в  порядке,  предусмотренном
законодательством Российской Федерации.

       ГЛАВА VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
              РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С
                               ОТХОДАМИ

             Статья 28. Виды ответственности за нарушение
               законодательства Российской Федерации в
                     области обращения с отходами

     Неисполнение   или   ненадлежащее   исполнение   законодательства
Российской  Федерации  в  области  обращения  с  отходами должностными
лицами  и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную,
уголовную  или  гражданско-правовую  ответственность  в соответствии с
законодательством Российской Федерации.

           Статья 29. Исковые требования об ограничении, о
                  приостановлении или о прекращении
                  деятельности лиц, осуществляемой с
                нарушением законодательства Российской
               Федерации в области обращения с отходами

     1.  Исковые  требования  об  ограничении, о приостановлении или о
прекращении  деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением
законодательства  Российской Федерации в области обращения с отходами,
рассматриваются   судом   или   арбитражным  судом  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     2.  Исковые  требования  об  ограничении, о приостановлении или о
прекращении      деятельности     индивидуальных     предпринимателей,
осуществляемой  с  нарушением  законодательства Российской Федерации в
области обращения с отходами, рассматриваются судом.

                 ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                   Статья 30. Вступление настоящего
                      Федерального закона в силу

     Настоящий   Федеральный   закон   вступает  в  силу  со  дня  его
официального опубликования.

          Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в
             соответствие с настоящим Федеральным законом

     Нормативные   правовые   акты   Российской   Федерации   подлежат
приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Москва, Кремль
24 июня 1998 г.
N 89-ФЗ
Оглавление