О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАКТИКИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОРОДСКИХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В ГОРОДЕ МОСКВЕ. Постановление. Правительство Москвы. 11.01.05 3-ПП

         О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАКТИКИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
              ГОРОДСКИХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                          11 января 2005 г.
                                N 3-ПП

                                (ПРМ)


     Разработка среднесрочных   и   долгосрочных   городских   целевых
программ (далее - целевые программы) стала в последние годы  одним  из
широко  используемых  инструментов  планирования бюджетного процесса в
городе Москве.
     Принятие Закона  города  Москвы  от  11  июля  2001  года N 34 "О
государственных  целевых  программах  в  городе   Москве"   обеспечило
правовую  основу  для  внедрения программно-целевых методов в практику
управления городским хозяйством.  За 4  года  разработано  80  целевых
программ.  В  настоящее  время  реализуется  49  программ,  из  них  6
долгосрочных программ утверждено законами города Москвы.
     С 2002  года  бюджет  города  Москвы планируется с учетом целевых
программ. Если в 2002 году объем бюджетных затрат на их финансирование
составил  37 млрд.  руб.,  то в 2004 году - 130 млрд.  руб.  Городской
бюджет  на  2005  год  предусматривает  выделение  121  млрд.руб.   на
финансирование 36 целевых программ.
     Реализация целевых программ позволила  повысить  эффективность  и
целенаправленность   расходов  городского  бюджета.  Осуществленный  в
городе переход к составлению перспективных  финансовых  планов  создал
возможности для повышения качества и обоснованности программ.
     Вместе с тем как содержание отдельных  целевых  программ,  так  и
организация   работы  по  их  выполнению  имеют  целый  ряд  серьезных
недостатков.
     В некоторых целевых программах нечетко определены задачи, которые
предстоит решить для достижения поставленных целей,  плохо проработаны
мероприятия,  необходимые  для  реализации программ,  не соответствует
реальным возможностям их финансовое обеспечение.
     Неудовлетворительно поставлены контроль и отчетность о выполнении
программ.   Отчеты   о   ходе   выполнения   программных   мероприятий
представляются  несвоевременно.  Многие  отчеты  содержат  сведения об
освоении бюджетных средств,  но не сообщают  о  достигнутых  при  этом
результатах.  Распространению такой практики способствовало то,  что в
ряде  среднесрочных  и   долгосрочных   городских   целевых   программ
конкретные измеряемые результаты отнесены на последний год реализации.
Отсутствие в этих программах ежегодных  промежуточных  результатов  не
позволяет   оценивать   ход   их  выполнения  и  принимать  решение  о
целесообразности дальнейшей реализации.
     Некоторые департаменты,   комитеты  и  управления,  закладывая  в
целевые   программы   заведомо   нереальные   и   не   соответствующие
возможностям  города  задачи,  стали  использовать  эти  программы для
выдвижения требований о выделении дополнительных бюджетных средств.
     В целях   расширения   применения  программно-целевых  методов  в
интересах  повышения  эффективности  расходования  бюджетных   средств
Правительство Москвы постановляет:
     1. Считать    совершенствование    программно-целевых    подходов
необходимым  шагом  к  переходу  от  управления бюджетными затратами к
управлению результатами,  к повышению  ответственности  за  результаты
работы, финансируемой из бюджета.
     Рассматривать целевые программы в  качестве  составного  элемента
системы   общегородского   стратегического  планирования,  инструмента
достижения целей, обозначенных Генеральным планом развития города.
     2. Установить, что:
     2.1. Проекты целевых программ должны содержать:
     - характеристику проблемы и оценку сложившейся ситуации;
     - цель реализации программы,  выраженную в конкретной  измеряемой
форме;
     - задачи, которые необходимо решить для достижения цели;
     - мероприятия    (технические,    инвестиционные,   политические,
информационные и другие),  которые необходимо реализовать для  решения
задачи, и конкретный результат, который должен быть получен вследствие
реализации этих мероприятий;
     - обоснование требуемых финансовых и других ресурсов, необходимых
для достижения конкретного результата;
     - оценку    внешних    факторов   (организационных,   финансовых,
технологических,    социального    состава    населения,    развитости
инфраструктуры,  инвестиционной привлекательности территории), которые
могут влиять на достижение поставленных целей;
     - сценарии возможного хода реализации программы (оптимистический,
реалистический,  пессимистический) в зависимости от изменения  внешних
факторов;
     - этапы и сроки их выполнения;
     - описание  параметров,  используемых  для оценки хода выполнения
программы.
     2.2. Решение  о  разработке  новой  целевой программы оформляется
распоряжением   Правительства   Москвы   при    наличии    обоснования
необходимости   предлагаемой   программы   и   оценки  ее  влияния  на
социально-экономическое развитие города.
     2.3. Вновь   разработанные   целевые   программы  рассматриваются
Правительством Москвы при условии:
     - соответствия  запрашиваемых  финансовых ресурсов перспективному
финансовому плану города;
     - назначения персонального руководителя программы, отвечающего за
результаты ее реализации и обладающего правом вносить  предложения  об
изменении   размеров  финансовых  ресурсов,  направляемых  на  решение
отдельных задач целевой программы;
     - создания  при  руководителе программы координационного совета в
тех случаях, когда программа носит межотраслевой характер;
     - наличия  заключения  независимой экспертизы (Контрольно-счетной
палаты Москвы и другой экспертной организации).
     2.4. Государственный  заказчик  или координатор целевой программы
представляет Департаменту экономической  политики  и  развития  города
Москвы и Департаменту финансов города Москвы:
     - ежегодно до 1 марта отчет  о  выполнении  целевой  программы  с
указанием  причин срыва сроков намеченных мероприятий и несоответствия
результатов финансовым  затратам,  а  также  предложения  о  наказании
руководителей подразделений, ответственных за выявленные нарушения;
     - до 1  апреля  года,  предшествующего  планируемому,  заявки  на
финансирование целевых программ по установленной форме.
     2.5. Департамент экономической политики и развития города  Москвы
совместно  с Департаментом финансов города Москвы в материалах проекта
бюджета  на  соответствующий  год  представляет  Правительству  Москвы
предложения о выделении средств на финансирование целевых программ,  а
также о приостановлении финансирования отдельных программ.
     3. Заказчикам    (заказчикам-координаторам)   городских   целевых
программ:
     3.1. Провести  анализ  актуальности  и  финансовой обеспеченности
мероприятий, предусмотренных ранее утвержденными целевыми программами.
     3.2. Провести  экспертизу  предусмотренных  в  целевых программах
мероприятий  на  предмет  их  соответствия  действующему  федеральному
законодательству.
     3.3. С учетом анализа, выполненного в соответствии с пунктами 3.1
и   3.2,   и   в  соответствии  с  требованиями  пункта  2  настоящего
постановления  произвести  корректировку  ранее  утвержденных  целевых
программ, согласовать вносимые изменения с Департаментом экономической
политики и развития города Москвы и до 1  июля  2005  года  внести  на
рассмотрение Правительства Москвы в установленном порядке.
     3.4. До  1  февраля  2005  года   по   долгосрочным   программам,
утвержденным  до  введения  в действие Закона города Москвы от 11 июля
2001 года N 34 "О государственных целевых программах в городе Москве",
внести   в  установленном  порядке  предложения  о  сокращении  сроков
реализации  программных  мероприятий  в  пределах,  установленных  для
среднесрочных программ (до 3 лет),  или представить их в установленном
порядке для утверждения в Московскую городскую Думу.
     4. Департаменту экономической политики и развития города Москвы:
     4.1. Представить  в  I  квартале   2005   года   на   утверждение
Правительства Москвы порядок разработки, утверждения, финансирования и
контроля  за  ходом  реализации  целевых  программ  в  соответствии  с
требованиями пункта 2.
     4.2. До 1 февраля 2005 года обеспечить разработку и  утвердить  в
установленном  порядке  техническое  задание  на подсистему "Городские
целевые  программы"  в  составе  второй   очереди   автоматизированной
информационной  системы  управления  бюджетным  процессом (АИС УБП-2),
предусмотрев сдачу в эксплуатацию указанной подсистемы в  IV  квартале
2005 года.
     5. Департаменту финансов города  Москвы  при  подготовке  проекта
закона   города   Москвы   "О   детализации  бюджетной  классификации"
предусмотреть  кодификацию  расходов  бюджета  на  реализацию  целевых
программ.
     6. Департаменту экономической политики и развития города  Москвы,
Департаменту финансов города Москвы совместно с комплексами городского
хозяйства  Москвы  и  социальной  сферы  города   Москвы   представить
Правительству  Москвы  с  проектом  бюджета  на  2006  год  и проектом
финансового плана на последующие годы нормативы финансовых  затрат  на
предоставление основных видов государственных услуг и эксплуатационных
расходов.
     7. Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка Ю.В.
     О ходе   выполнения  постановления  доложить  Мэру  Москвы  в  IV
квартале 2005 года.

Исполняющий обязанности
Мэра Москвы
                                                            В.П.Шанцев
11 января 2005 г.
N 3-ПП