ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 5 ноября 2004 г. N 24-11/71659 (Д) В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не признается реализацией выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления. Статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в качестве продавца права на заключение договора аренды земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Согласно Положению о Федеральной службе земельного кадастра России, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 N 22, Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр) является федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами. Федеральная служба земельного кадастра России осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы. Таким образом, Росземкадастр и его территориальные органы, составляя систему органов государственной власти, осуществляют свои функции, возложенные на них Земельным кодексом, в области земельных отношений. Учитывая изложенное, платежи, взимаемые территориальными органами Росземкадастра (Москомземом) за право заключения договора аренды, поступающие в соответствующие уровни бюджетов, налогом на добавленную стоимость не облагаются. По вопросу оформления счетов-фактур при сдаче в аренду земельных участков сообщаем следующее. В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Кодекса при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма арендной платы с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. В соответствии с пунктом 5 статьи 174 Кодекса налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Вместе с тем согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 149 Кодекса платежи за право пользования природными ресурсами не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. При уплате арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, счет-фактура выписывается налоговым агентом (арендатором) с пометкой "без НДС" с соответствующей регистрацией в книге покупок и книге продаж. Что касается налогообложения вторичных сделок с земельными участками, то операции по договорам аренды земельных участков третьими лицами, а также передача земельного участка в субаренду облагаются налогом на добавленную стоимость на общих основаниях, так как данные операции являются операциями по оказанию платных услуг арендатором другому лицу. Таким образом, платежи, полученные организацией от сдачи земельного участка в субаренду, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве Н.В. Желудова 5 ноября 2004 г. N 24-11/71659 |