РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (Редакция на 22.08.2004) (РЕДАКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПРАВОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ В РЕД. - ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21 МАРТА 2002 Г. N 31-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2002, N 12, СТ. 1093; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 8 ДЕКАБРЯ 2003 Г. N 169-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2003, N 50, СТ. 4855; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 29 ИЮНЯ 2004 Г. N 58-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2004, N 27, СТ. 2711; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22 АВГУСТА 2004 Г. N 122-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2004, N 35, СТ. 3607) Принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года Одобрен Советом Федерации 5 января 1996 года Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, учитывая ее специфическое географическое положение, значение для национальных интересов Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон направлен на создание благоприятных условий для социально-экономического развития Российской Федерации и Калининградской области. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие Особой экономической зоны в Калининградской области. Цели ее создания Особая экономическая зона в Калининградской области (далее - Особая экономическая зона) создается в пределах всей территории этой области, за исключением территорий объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для Российской Федерации, - военных баз, воинских частей, объектов оборонной промышленности, а также объектов нефтегазовых отраслей добывающей промышленности на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Особая экономическая зона создается в соответствии с настоящим Федеральным законом. Развитие Особой экономической зоны осуществляется на основе федеральной государственной программы развития Особой экономической зоны, утверждаемой Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти Калининградской области. В Особой экономической зоне устанавливается особый, льготный по сравнению с общим, режим инвестиций и предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной деятельности. Особая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории Российской Федерации. В отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, Особая экономическая зона рассматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, устанавливаемыми настоящим Федеральным законом. Статья 2. Правовая защита государством инвестиций и предпринимательской деятельности в Особой экономической зоне Инвестиции и предпринимательская деятельность в Особой экономической зоне пользуются правовой защитой государства, которая обеспечивается Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Калининградской области. Статья 3. Полномочия Калининградской областной Думы и администрации Калининградской области в отношении Особой экономической зоны Калининградская областная Дума как законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации и администрация Калининградской области осуществляют полномочия по вопросам функционирования Особой экономической зоны в соответствии с Уставом (Основным законом) Калининградской области. Администрация Калининградской области выполняет функции администрации Особой экономической зоны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Калининградской области. Она координирует привлечение российских и иностранных инвестиций для реализации зональных инвестиционных проектов, осуществление предпринимательской деятельности. Администрация Особой экономической зоны (далее - Администрация) вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации заключать договоры гражданско-правового характера и вступать в иные гражданско-правовые отношения с российскими и иностранными инвесторами, иными российскими и иностранными предпринимателями в Особой экономической зоне. ГЛАВА II. РЕЖИМ ИНВЕСТИЦИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ Статья 4. Правовое регулирование инвестиций и предпринимательской деятельности в Особой экономической зоне Коммерческие организации любого профиля предпринимательской деятельности (производственного, строительного, торгово-посреднического и других) с полным или частичным привлечением иностранных инвестиций создаются, ликвидируются и осуществляют свою деятельность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. С соблюдением требований законодательства Российской Федерации осуществляют свою деятельность также физические лица - индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093; Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855). Представительства и филиалы иностранных юридических лиц открываются в Особой экономической зоне на основании разрешения Администрации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации. Лицензирование предпринимательской деятельности в Особой экономической зоне не требуется, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с Администрацией могут передавать Администрации свои полномочия по лицензированию отдельных видов предпринимательской деятельности, за исключением деятельности в областях: 1) оборонной промышленности, производства оружия и военной техники, торговли оружием и военной техникой; 2) производства расщепляющих материалов, отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных и наркотических средств, биологически и генетически активных материалов и торговли указанными материалами и средствами; 3) производства, передачи электроэнергии и торговли ею; 4) добычи, переработки драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней и торговли ими (переработка янтаря и торговля янтарем и изделиями из него регулируются соглашениями между Правительством Российской Федерации и Администрацией); 5) добычи нефти и газа на участках недр федерального значения; 6) транспорта и связи; 7) средств массовой информации, кинопроката и кинематографии. Статья 5. Договорный характер отношений в области привлечения инвестиций в Особую экономическую зону Администрация в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральной государственной программой развития Особой экономической зоны рассматривает заявления российских и иностранных инвесторов о реализации зональных инвестиционных проектов, и заключает с ними договоры по реализации указанных проектов с соблюдением требований законодательства Российской Федерации. Администрация вправе проводить торги (конкурсы, аукционы), а в исключительных случаях, в частности при инвестировании уникальных технологий и оборудования, - прямые переговоры с отдельными российскими и иностранными инвесторами и предпринимателями для заключения договоров по реализации зональных инвестиционных проектов. Администрация вправе передавать в пользование на условиях договора аренды российским и иностранным предпринимателям имущество, находящееся в собственности Калининградской области как субъекта Российской Федерации, в том числе недвижимое имущество, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок использования объектов, относящихся к федеральной собственности, определяется Правительством Российской Федерации с учетом специфики хозяйствования в Особой экономической зоне. Администрация ведет реестр указанных в частях первой, второй и третьей настоящей статьи договоров и устанавливает регламент подачи и рассмотрения заявлений о реализации зональных инвестиционных проектов. Право землепользования иностранным физическим и юридическим лицам, международным организациям (объединениям) с участием российских и иностранных физических и юридических лиц на территории Особой экономической зоны предоставляется исключительно на основании договоров аренды(без права выкупа). Договоры заключаются по рыночным ставкам на аренду земли, при обязательном учете интересов жителей Калининградской области, факторов рационального землепользования, сохранения и улучшения природной среды; договоры подлежат регистрации органами государственной власти Калининградской области. Статья 6. Формы осуществления инвестиций Инвестиции в Особой экономической зоне осуществляются в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. ГЛАВА III. ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ Статья 7. Таможенный режим Особой экономической зоны В Особой экономической зоне действует таможенный режим свободной таможенной зоны со следующими особенностями: 1) товары, произведенные в Особой экономической зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и вывозимые в другие страны, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности); 2) товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов), а по подакцизным товарам кроме таможенных сборов, акцизов и налога на добавленную стоимость. К отдельным видам товаров и услуг могут применяться меры экономической политики (меры по количественному государственному регулированию внешнеторговой деятельности) (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607); 3) товары, произведенные в Особой экономической зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации (а также на территорию Таможенного союза), освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности); 4) товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону и затем ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, а также на территорию Таможенного союза (исключая товары, переработанные в Особой экономической зоне и считающиеся произведенными в Особой экономической зоне), облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении товаров. К указанным товарам могут применяться меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности); 5) с товаров, ввозимых из других стран в Особую экономическую зону и затем вывозимых в зарубежные страны (как с переработкой, так и без переработки товаров) таможенные пошлины и другие платежи (кроме таможенных сборов), а по подакцизным товарам кроме таможенных сборов, акцизов и налога на добавленную стоимость при таможенном оформлении не взимаются, количественные ограничения на ввоз и вывоз указанных товаров не применяются (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607). Порядок определения происхождения товара из Особой экономической зоны устанавливается Администрацией совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела (в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711). Товар считается произведенным в Особой экономической зоне, если величина добавленной стоимости его обработки (переработки) составляет не менее 30 процентов, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике, - не менее 15 процентов, и его обработка (переработка) влечет за собой изменение кода товара по таможенной классификации. Порядок определения происхождения товаров из Особой экономической зоны, относящихся к сложной бытовой технике, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела, по предложению Администрации (в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711). Администрация по согласованию с Правительством Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения режима свободной таможенной зоны и исключения из этого режима, направленные на защиту местных производителей товаров (работ, услуг). Статья 8. Транзит товаров через территорию Особой экономической зоны Транзит товаров через территорию Особой экономической зоны регулируется законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Налог на добавленную стоимость с выручки от оказания транспортных услуг, услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке и хранению при перевозке и перевалке товаров из Особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и с остальной части таможенной территории Российской Федерации в Особую экономическую зону не взимается. Статья 9. Таможенное оформление и таможенный контроль Особенности таможенного оформления товаров, включая транспортные средства, и таможенного контроля за перемещением товаров, включая транспортные средства, из Особой экономической зоны и в Особую экономическую зону устанавливаются в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. ГЛАВА IV. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ Статья 10. Налоговые льготы Российским и иностранным инвесторам и предпринимателям предоставляются налоговые льготы в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области. ГЛАВА V. БАНКИ И БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ Статья 11. Деятельность российских банков Российские банки осуществляют свою деятельность в Особой экономической зоне в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности. Статья 12. Деятельность иностранных банков Деятельность иностранных банков в Особой экономической зоне осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании лицензий, выдаваемых в установленном порядке Центральным банком Российской Федерации, и на основе национального банковского режима Российской Федерации. Статья 13. Особые условия деятельности российских и иностранных банков в Особой экономической зоне Администрация по согласованию с Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации вправе устанавливать льготы для российских и иностранных банков, в связи с их деятельностью по реализации федеральной государственной программы развития Особой экономической зоны. Статья 14. Расчетные операции Российские и иностранные физические и юридические лица вправе выбирать для расчетов по своим сделкам банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность на территории Особой экономической зоны. ГЛАВА VI. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ В ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ Статья 15. Валютное регулирование Право собственности и иные права физических и юридических лиц на валютные ценности осуществляются в Особой экономической зоне в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На поступления в иностранной валюте от экспорта товаров(работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности, созданных на территории Особой экономической зоны, не распространяется порядок обязательной продажи резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Регулирование валютных операций осуществляется Центральным банком Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле. Статья 16. Перевод дивидендов и репатриация капитала Перевод дивидендов и репатриация капитала иностранными инвесторами с территории Особой экономической зоны осуществляются беспрепятственно в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Статья 17. Валютное страхование Российские и иностранные физические и юридические лица имеют право привлекать российские или иностранные страховые компании (страховщиков) для всех видов страховых сделок в российской или иностранной валюте, включая страхование экспортных рисков. При этом страховые сделки совершаются исключительно страховщиками, получившими в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. Статья 18. Валюта расчетов Все расчеты в Особой экономической зоне осуществляются только в валюте Российской Федерации. Статья 19. Валютный контроль Валютный контроль в Особой экономической зоне осуществляется Центральным банком Российской Федерации, а также Правительством Российской Федерации и банками - агентами валютного контроля в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 20. Инвестиционная деятельность коммерческих организаций, созданных в Особой экономической зоне, на территориях иностранных государств Инвестиционная деятельность коммерческих организаций, созданных в Особой экономической зоне в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, на территориях иностранных государств осуществляется в разрешительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. ГЛАВА VII. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ Статья 21. Федеральная государственная программа развития Особой экономической зоны Правительство Российской Федерации утверждает федеральную государственную программу развития Особой экономической зоны, в соответствии с которой в первоочередном порядке ежегодно выделяются средства из федерального бюджета для специальных федеральных, межрегиональных и региональных объектов финансирования, прежде всего связанных с размещением и деятельностью воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба. При развитии Особой экономической зоны вопросы строительства и реконструкции объектов инфраструктуры, используемых в интересах обороны и безопасности, предварительно согласовываются с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. ГЛАВА VIII. ПОРЯДОК ВЪЕЗДА В КАЛИНИНГРАДСКУЮ ОБЛАСТЬ, ВЫЕЗДА ИЗ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ПРЕБЫВАНИЯ НА ЕЕ ТЕРРИТОРИИ. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ Статья 22. Порядок въезда в Калининградскую область, выезда из Калининградской области и пребывания на ее территории Порядок въезда в Калининградскую область, выезда из Калининградской области и пребывания на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства определяется законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. На территории Калининградской области действует единый порядок регистрации граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Органам государственной власти Калининградской области в целях экономической безопасности предоставляется право самостоятельно устанавливать ограничения для определенных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства относительно срока и места пребывания в Калининградской области. При этом данные ограничения не должны нарушать права и свободы человека, гарантированные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Для лиц, ранее состоявших в гражданстве Союза ССР, проживающих или находящихся на территории Литвы, Латвии или Эстонии, родным языком для которых является русский, органами государственной власти Калининградской области обеспечиваются льготные условия для переселения на территорию Калининградской области и обустройства на этой территории. Статья 23. Социально-трудовые отношения в Особой экономической зоне Вопросы найма, увольнения, режима труда и отдыха, условий и нормирования труда, социальных гарантий и компенсаций регулируются коллективными договорами и индивидуальными контрактами в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Полученные иностранным работником доходы в иностранной валюте после уплаты налогов могут беспрепятственно переводиться за пределы территории Российской Федерации по желанию такого работника, а такие доходы, полученные российским работником, могут переводиться за пределы территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле. ГЛАВА IX. ПРОЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 24. Международные договоры Российской Федерации, затрагивающие вопросы Калининградской области Международные договоры Российской Федерации, затрагивающие вопросы Калининградской области, заключаются в соответствии с Федеральным законом О международных договорах Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти Калининградской области. Международные договоры Российской Федерации, затрагивающие вопросы Калининградской области, должны содержать положения, подтверждающие существующий статус Калининградской области в качестве неотъемлемой части Российской Федерации. Статья 25. Соглашения Калининградской области с административно-территориальными образованиями иностранных государств Калининградская область в лице ее уполномоченных органов государственной власти вправе заключать соглашения об экономическом, научно-техническом, культурном и спортивном сотрудничестве с административно-территориальными образованиями иностранных государств, в том числе со штатами, провинциями, кантонами, землями. Указанные в части первой настоящей статьи соглашения: 1) не должны противоречить законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации; 2) должны содержать положения, подтверждающие существующий статус Калининградской области в качестве неотъемлемой части Российской Федерации; 3) не могут рассматриваться как международные договоры Российской Федерации; 4) подлежат обязательной регистрации Министерством иностранных дел Российской Федерации в порядке, установленном Президентом Российской Федерации; 5) вступают в силу не ранее дня их регистрации Министерством иностранных дел Российской Федерации. Статья 26. Ликвидация Особой экономической зоны Ликвидация Особой экономической зоны осуществляется на основании федерального закона, принимаемого по инициативе Правительства Российской Федерации в случаях: 1) невыполнения целей и задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 2) несоответствия функционирования Особой экономической зоны жизненно важным интересам Российской Федерации. В случае принятия федерального закона о ликвидации Особой экономической зоны Правительство Российской Федерации устанавливает порядок и сроки ликвидации Особой экономической зоны с соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, в том числе о защите законных прав и интересов российских и иностранных предпринимателей и инвесторов. Для субъектов, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона и созданных в Особой экономической зоне после вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются установленные настоящим Федеральным законом условия хозяйственной деятельности в течение трех лет со дня вступления в силу федерального закона о ликвидации Особой экономической зоны. Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 28. Приведение в соответствие с настоящим Федеральным законом других нормативных правовых актов Российской Федерации Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в трехмесячный срок со дня вступления его в силу. Москва, Кремль 22 января 1996 г. N 13-ФЗ |