ОБ ОБОРОНЕ (РЕДАКЦИЯ НА 22.08.2004). Закон (Федеральный). Федеральное Собрание РФ. 31.05.96 61-ФЗ

Оглавление


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                              ОБ ОБОРОНЕ
                       (Редакция на 22.08.2004)



(РЕДАКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПРАВОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ  АППАРАТА  ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ В  РЕД.  -  ФЕДЕРАЛЬНОГО  ЗАКОНА  ОТ  30
ДЕКАБРЯ  1999  Г.  N  223-ФЗ  -  СОБРАНИЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ,  2000, N 1, СТ. 6; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 30 ИЮНЯ 2003 Г. N
86-ФЗ  - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,  2003,  N 27,
СТ. 2700; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 11 НОЯБРЯ 2003 Г. N 141-ФЗ - СОБРАНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА   РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ,   2003,  N  46,  СТ.  4437;
ФЕДЕРАЛЬНОГО  ЗАКОНА  ОТ  29  ИЮНЯ  2004  Г.  N   58-ФЗ   -   СОБРАНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА   РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ,   2004,  N  27,  СТ.  2711;
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА  ОТ  22  АВГУСТА  2004  Г.  N  122-ФЗ  -  СОБРАНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2004, N 35, СТ. 3607)

     Принят Государственной Думой       24 апреля 1996 года
     Одобрен Советом Федерации          15 мая 1996 года

     Настоящий  Федеральный  закон  определяет  основы  и  организацию
обороны   Российской  Федерации,  полномочия  органов  государственной
власти  Российской  Федерации,  функции органов государственной власти
субъектов  Российской  Федерации,  организаций  и  их должностных лиц,
права  и  обязанности  граждан Российской Федерации в области обороны,
силы   и   средства,  привлекаемые  для  обороны,  ответственность  за
нарушение  законодательства  Российской Федерации в области обороны, а
также другие нормы, касающиеся обороны.

                Раздел I. ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОРОНЫ

                       Статья 1. Основы обороны

     1. В настоящем Федеральном законе под обороной понимается система
политических,  экономических, военных, социальных, правовых и иных мер
по  подготовке  к  вооруженной  защите и вооруженная защита Российской
Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
     2.   Оборона  организуется  и  осуществляется  в  соответствии  с
Конституцией   Российской   Федерации,  федеральными  конституционными
законами,   федеральными   законами,  настоящим  Федеральным  законом,
законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
     3.  В  целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан
Российской  Федерации  и  военно-транспортная  обязанность федеральных
органов  исполнительной  власти,  органов  местного  самоуправления  и
организаций  независимо  от  форм собственности, а также собственников
транспортных средств.
     4.   В   целях  обороны  создаются  Вооруженные  Силы  Российской
Федерации.
     5.  К  обороне привлекаются пограничные войска федеральной службы
безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской
Федерации,  войска гражданской обороны (далее - другие войска) (в ред.
Федерального   закона   от   30  июня  2003  г.  N  86-ФЗ  -  Собрание
законодательства   Российской   Федерации,   2003,  N  27,  ст.  2700;
Федерального   закона   от   29  июня  2004  г.  N  58-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711).
     6.  Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются
инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при
федеральных   органах   исполнительной   власти   (далее   -  воинские
формирования),  Служба  внешней  разведки Российской Федерации, органы
федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и
информации,  федеральные  органы  государственной  охраны, федеральный
орган  обеспечения  мобилизационной подготовки органов государственной
власти  Российской  Федерации (далее - органы), а также создаваемые на
военное  время специальные формирования (в ред. Федерального закона от
30  июня  2003  г.  N  86-ФЗ  -  Собрание  законодательства Российской
Федерации, 2003, N 27, ст. 2700).
     7. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские
формирования   и   органы   выполняют   задачи  в  области  обороны  в
соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации.
     8.  Другие  войска, воинские формирования и органы привлекаются к
совместной  с  Вооруженными  Силами Российской Федерации оперативной и
мобилизационной  подготовке  в  целях подготовки к выполнению задач по
защите Российской Федерации от вооруженного нападения.
     9.   Создание   и  существование  формирований,  имеющих  военную
организацию   или   вооружение   и  военную  технику  либо  в  которых
предусматривается   прохождение  военной  службы,  не  предусмотренных
федеральными  законами,  запрещаются  и преследуются по закону (в ред.
Федерального  закона  от  30  декабря  1999  г.  N  223-ФЗ  - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2000, N 1, ст. 6).
     10. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные
Вооруженным  Силам  Российской  Федерации,  другим  войскам,  воинским
формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
     11.  Земли,  леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в
собственности   субъектов   Российской   Федерации,  органов  местного
самоуправления,  в  частной  собственности, могут быть изъяты для нужд
Вооруженных   Сил   Российской   Федерации,   других  войск,  воинских
формирований  и  органов  только  в  соответствии  с законодательством
Российской Федерации.
     12. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,
воинских  формирований и органов является федеральной собственностью и
находится  у  них  на  правах  хозяйственного ведения или оперативного
управления.

                    Статья 2. Организация обороны

     Организация обороны включает:
     1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
     2)  разработку  основных направлений военной политики и положений
военной доктрины Российской Федерации;
     3) правовое регулирование в области обороны;
     4)   строительство,   подготовку   и  поддержание  в  необходимой
готовности   Вооруженных   Сил  Российской  Федерации,  других  войск,
воинских формирований и органов, а также планирование их применения;
     5) разработку, производство и совершенствование систем управления
Вооруженными  Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими
формированиями  и  органами, вооружения и военной техники, создание их
запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;
     6)   планирование   перевода   органов   государственной   власти
Российской   Федерации,   органов   государственной  власти  субъектов
Российской  Федерации,  органов  местного  самоуправления  и экономики
страны на работу в условиях военного времени;
     7)  мобилизационную  подготовку  органов  государственной  власти
Российской   Федерации,   органов   государственной  власти  субъектов
Российской  Федерации,  органов  местного самоуправления и организаций
независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения
страны;
     8)  создание  запасов  материальных  ценностей государственного и
мобилизационного резервов;
     9)  планирование  и  осуществление  мероприятий  по гражданской и
территориальной обороне;
     10)  оперативное  оборудование  территории Российской Федерации в
целях обороны;
     11)  обеспечение  защиты  сведений,  составляющих государственную
тайну, в области обороны;
     12) развитие науки в интересах обороны;
     13)   координацию  деятельности  органов  государственной  власти
Российской   Федерации,   органов   государственной  власти  субъектов
Российской  Федерации  и  органов  местного  самоуправления  в области
обороны;
     14)  финансирование  расходов  на  оборону,  а  также контроль за
расходованием   средств,   выделенных   на  оборону,  и  деятельностью
Вооруженных   Сил   Российской   Федерации,   других  войск,  воинских
формирований    и    органов,    осуществляемый   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации;
     15)    международное    сотрудничество   в   целях   коллективной
безопасности и совместной обороны;
     16) другие мероприятия в области обороны.

           Статья 3. Законодательство Российской Федерации
                          в области обороны

     1.   Законодательство  Российской  Федерации  в  области  обороны
основывается   на   Конституции  Российской  Федерации,  международных
договорах   Российской   Федерации   и  включает  в  себя  федеральные
конституционные  законы,  федеральные  законы,  настоящий  Федеральный
закон и законы Российской Федерации в области обороны.
     2. Законы действуют независимо от их объявления приказами и иными
правовыми  актами  органов  управления  Вооруженными Силами Российской
Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

         Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
                РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ

         Статья 4. Полномочия Президента Российской Федерации
                          в области обороны

     1.    Президент    Российской    Федерации   является   Верховным
Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
     2. Президент Российской Федерации:
     1)  определяет  основные  направления военной политики Российской
Федерации;
     2) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
     3)   осуществляет   руководство  Вооруженными  Силами  Российской
Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;
     4) в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против
Российской    Федерации,    возникновения    вооруженных   конфликтов,
направленных   против   Российской   Федерации,  объявляет  общую  или
частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в
отдельных   ее   местностях   военное   положение  с  незамедлительным
сообщением  об  этом  Совету  Федерации и Государственной Думе, отдает
приказ  Верховного  Главнокомандующего  Вооруженными Силами Российской
Федерации о ведении военных действий;
     5)  исполняет  полномочия  в  области обеспечения режима военного
положения   в  соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации  и
федеральным  конституционным законом (в ред. Федерального закона от 29
июня 2004 г. N 58-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
2004, N 27, ст. 2711);
     6)  принимает  в  соответствии  с федеральными законами решение о
привлечении   Вооруженных  Сил  Российской  Федерации,  других  войск,
воинских  формирований  и  органов к выполнению задач с использованием
вооружения не по их предназначению;
     7)   утверждает   концепции  и  планы  строительства  и  развития
Вооруженных   Сил   Российской   Федерации,   других  войск,  воинских
формирований  и  органов,  План  применения Вооруженных Сил Российской
Федерации,  Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации,
а  также  планы  перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях
военного  времени органов государственной власти Российской Федерации,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного  самоуправления  и  экономики  страны, планы создания запасов
материальных  ценностей государственного и мобилизационного резервов и
Федеральную   государственную   программу   оперативного  оборудования
территории Российской Федерации в целях обороны;
     8)  утверждает федеральные государственные программы вооружения и
развития оборонного промышленного комплекса;
     9)  утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и
санкционирует проведение указанных испытаний;
     10)  утверждает  единый  перечень воинских должностей, подлежащих
замещению  высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации,
других  войсках,  воинских формированиях и органах, и общее количество
воинских  должностей,  подлежащих замещению полковниками (капитанами 1
ранга)  в  Вооруженных  Силах  Российской  Федерации,  других войсках,
воинских  формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания,
назначает  военнослужащих  на  воинские  должности, для которых штатом
предусмотрены  воинские  звания  высших  офицеров,  освобождает  их от
воинских  должностей  и  увольняет  их  с  военной  службы  в порядке,
предусмотренном федеральным законом;
     11)  утверждает  структуру,  состав  Вооруженных  Сил  Российской
Федерации,   других   войск,   воинских  формирований  до  объединения
включительно  и  органов,  а  также штатную численность военнослужащих
Вооруженных   Сил   Российской   Федерации,   других  войск,  воинских
формирований и органов;
     12)  принимает  решение о дислокации и передислокации Вооруженных
Сил  Российской  Федерации,  других  войск,  воинских  формирований от
соединения и выше;
     13)  утверждает  общевоинские  уставы, положения о Боевом знамени
воинской  части,  Военно-морском  флаге  Российской Федерации, порядке
прохождения  военной  службы,  военных советах, военных комиссариатах,
военно-транспортной обязанности;
     14)   утверждает  положения  о  Министерстве  обороны  Российской
Федерации  и  федеральных  органах  исполнительной  власти  (органах),
уполномоченных   в  области  управления  другими  войсками,  воинскими
формированиями и органами, определяет вопросы координации деятельности
федеральных  органов  исполнительной  власти  и органов исполнительной
власти  субъектов  Российской  Федерации  в  области  обороны  (в ред.
Федерального   закона   от   29  июня  2004  г.  N  58-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711);
     15)   утверждает  Положение  о  территориальной  обороне  и  План
гражданской обороны;
     16)   утверждает   планы   размещения  на  территории  Российской
Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации
оружия массового уничтожения и ядерных отходов;
     17)   ведет   переговоры  и  подписывает  международные  договоры
Российской  Федерации в области обороны, включая договоры о совместной
обороне,   коллективной   безопасности,   сокращении   и   ограничении
вооруженных  сил  и  вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской
Федерации   в   операциях   по   поддержанию   мира   и  международной
безопасности;
     18)  издает  указы  о  призыве  граждан  Российской  Федерации на
военную  службу,  военные  сборы  (с указанием численности призываемых
граждан  Российской  Федерации  и  их распределения между Вооруженными
Силами    Российской    Федерации,    другими    войсками,   воинскими
формированиями  и  органами),  а  также об увольнении с военной службы
граждан  Российской  Федерации, проходящих военную службу по призыву в
порядке, предусмотренном федеральным законом;
     19)  утверждает  предельное количество военнослужащих Вооруженных
Сил  Российской  Федерации,  других  войск,  воинских  формирований  и
органов  на  прикомандирование  к  федеральным органам государственной
власти;
     20)  осуществляет  иные полномочия в области обороны, возложенные
на    него    Конституцией    Российской    Федерации,    федеральными
конституционными законами, федеральными законами и законами Российской
Федерации.

              Статья 5. Полномочия Федерального Собрания
                          в области обороны

     1. Совет Федерации:
     1)  рассматривает  расходы  на  оборону,  установленные принятыми
Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете;
     2)   рассматривает  принятые  Государственной  Думой  федеральные
законы в области обороны;
     3)  утверждает  указы  Президента Российской Федерации о введении
военного  положения и чрезвычайного положения на территории Российской
Федерации  или  в  отдельных  ее  местностях,  а  также  о привлечении
Вооруженных   Сил   Российской   Федерации,   других  войск,  воинских
формирований  и органов с использованием вооружения к выполнению задач
не по их предназначению;
     4)  решает  вопрос  о  возможности  использования Вооруженных Сил
Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
     2. Государственная Дума:
     1) рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными
законами о федеральном бюджете;
     2) принимает федеральные законы в области обороны.

            Статья 6. Полномочия Правительства Российской
                     Федерации в области обороны

     Правительство Российской Федерации:
     1)  осуществляет  меры  по обеспечению обороны и несет в пределах
своих   полномочий   ответственность   за   состояние   и  обеспечение
Вооруженных   Сил   Российской   Федерации,   других  войск,  воинских
формирований и органов;
     2)  руководит  деятельностью по вопросам обороны подведомственных
ему федеральных органов исполнительной власти;
     3)   разрабатывает   и   представляет   в   Государственную  Думу
предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете;
     4)  организует  оснащение  Вооруженных  Сил Российской Федерации,
других  войск,  воинских  формирований и органов вооружением и военной
техникой по их заказам;
     5)  организует  обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации,
других   войск,   воинских   формирований   и   органов  материальными
средствами,  энергетическими  и  другими  ресурсами  и  услугами по их
заказам;
     6)  организует  разработку  и выполнение государственных программ
вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;
     7)   организует   разработку   и   выполнение   планов   перевода
(мобилизационных  планов)  федеральных  органов исполнительной власти,
органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного  самоуправления  и  экономики  страны  на  работу  в условиях
военного   времени,  а  также  планов  создания  запасов  материальных
ценностей государственного и мобилизационного резервов;
     8)    осуществляет    руководство   мобилизационной   подготовкой
федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов  исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления
и   организаций   независимо   от   форм   собственности,  транспорта,
коммуникаций и населения страны;
     9)  осуществляет контроль за подготовкой организаций к выполнению
государственного  оборонного  заказа  по  выпуску  продукции в военное
время,    за    выполнением    государственного    оборонного   заказа
организациями,  за  созданием, развитием и сохранением мобилизационных
мощностей,  а также за созданием воинских формирований при федеральных
органах  исполнительной  власти  и  подготовкой  транспортных средств,
подлежащих   передаче   Вооруженным   Силам   Российской  Федерации  в
соответствии   с   законодательством   Российской  Федерации  (в  ред.
Федерального  закона  от  22  августа  2004  г.  N  122-ФЗ  - Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2004,  N  35,  ст. 3607; при
дополнении слов запятая после слова "время" проставлена по смыслу);
     10)  устанавливает  мобилизационные  задания  федеральным органам
исполнительной власти;
     11)  принимает  решения  о  создании,  реорганизации и ликвидации
государственных   организаций   оборонного   промышленного  комплекса,
научно-исследовательских   и   опытно-конструкторских   организаций  и
определяет порядок их реорганизации и ликвидации;
     12)   определяет   условия  финансово-хозяйственной  деятельности
организаций   Вооруженных  Сил  Российской  Федерации,  других  войск,
воинских формирований и органов;
     13)  принимает  решение  о  создании,  реорганизации и ликвидации
военных   образовательных  учреждений  профессионального  образования,
факультетов  военного  обучения  и  военных кафедр при образовательных
учреждениях высшего профессионального образования;
     14)  утверждает  Положение о военных кафедрах при государственных
образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
     15) (подпункт 15 утратил силу на основании Федерального закона от
22  августа  2004  г.  N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2004, N 35, ст. 3607);
     16)   организует   разработку  планов  размещения  на  территории
Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по
ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;
     17)   определяет   порядок   выполнения   федеральными   органами
исполнительной   власти,   органами  исполнительной  власти  субъектов
Российской  Федерации, органами местного самоуправления, организациями
независимо  от форм собственности, а также собственниками транспортных
средств военно-транспортной обязанности, подготовки граждан Российской
Федерации к военной службе, воинского учета, призыва на военную службу
и   альтернативную  гражданскую  службу,  проведения  военно-врачебной
экспертизы и военных сборов;
     18)  утверждает  положения  о  воинском учете, призыве на военную
службу,  подготовке  граждан  Российской  Федерации  к военной службе,
проведении   военных  сборов,  военно-врачебной  экспертизе,  а  также
перечень военно-учетных специальностей;
     19)  устанавливает  штатную  численность  гражданского  персонала
Вооруженных   Сил   Российской   Федерации,   других  войск,  воинских
формирований и органов;
     20)   определяет   организацию,   задачи   и  осуществляет  общее
планирование гражданской и территориальной обороны;
     21)  определяет  порядок  предоставления и использования для нужд
Вооруженных   Сил   Российской   Федерации,   других  войск,  воинских
формирований и органов земель, лесов, вод и других природных ресурсов;
     22)  устанавливает  порядок  передачи,  предоставления  в аренду,
продажи  и ликвидации вооружения и военной техники, оборонных объектов
и другого военного имущества;
     23)   организует  контроль  за  экспортом  вооружения  и  военной
техники,  стратегических  материалов,  технологий и продукции двойного
назначения;
     24)   определяет  порядок  расходования  средств,  выделяемых  на
оборону  из  федерального  бюджета,  а  также источники финансирования
Вооруженных   Сил   Российской   Федерации,   других  войск,  воинских
формирований  и органов, привлекаемых к выполнению задач, не связанных
с их предназначением;
     25)   ведет   международные   переговоры   по  вопросам  военного
сотрудничества   и   заключает   соответствующие  межправительственные
соглашения;
     26)   устанавливает   порядок  компенсации  расходов,  понесенных
организациями   и   гражданами   Российской   Федерации,   в  связи  с
использованием их имущества для нужд обороны;
     27)  осуществляет  иные полномочия в области обороны, возложенные
на   него   Конституцией   Российской   Федерации,   законодательством
Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

          Раздел III. ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
           СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО
              САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЯЗАННОСТИ
             ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
                РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ

      Статья 7. Функции органов исполнительной власти субъектов
               Российской Федерации и органов местного
                   самоуправления в области обороны

     Органы  исполнительной  власти  субъектов  Российской Федерации и
органы  местного  самоуправления во взаимодействии с органами военного
управления   в  пределах  своей  компетенции  обеспечивают  исполнение
законодательства  в  области  обороны  (статья  7  в ред. Федерального
закона  от  22  августа  2004  г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

            Статья 8. Функции организаций и обязанности их
                  должностных лиц в области обороны

     1.  Организации независимо от форм собственности в соответствии с
законодательством Российской Федерации:
     1)    выполняют    договорные    обязательства,   предусмотренные
государственным контрактом, заключенным на выполнение государственного
оборонного   заказа   на  создание  объектов  военной  инфраструктуры,
обеспечение   энергетическими   и   другими  ресурсами,  производство,
поставки  и  ремонт  вооружения  и  военной  техники, другого военного
имущества,  а  также  договорные  обязательства по подрядным работам и
предоставлению  услуг  для  нужд Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и органов;
     2)  выполняют мобилизационные задания по подготовке и созданию на
военное время специальных формирований;
     3)  обеспечивают  и принимают участие в выполнении мероприятий по
гражданской и территориальной обороне;
     4)  осуществляют  мероприятия,  предусмотренные  планами перевода
экономики  страны  (мобилизационными  планами)  на  работу  в условиях
военного   времени,   планами   и  заданиями  накопления  материальных
ценностей  государственного  и  мобилизационного  резервов,  на основе
договоров,  заключаемых с федеральными органами исполнительной власти,
которым эти задания установлены Правительством Российской Федерации;
     5)   исполняют   военно-транспортную   обязанность   в   порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
     6)  осуществляют  воинский  учет  работников  и  в соответствии с
законодательством  Российской Федерации предоставляют для нужд обороны
здания,   сооружения,   транспортные   средства  и  другое  имущество,
находящиеся  в их собственности, с последующей компенсацией понесенных
расходов   в   порядке,   устанавливаемом   Правительством  Российской
Федерации.
     2. Должностные лица организаций независимо от форм собственности:
     1)   должны   исполнять   свои  обязанности  в  области  обороны,
предусмотренные для них законодательством Российской Федерации;
     2)  создают  работникам  необходимые  условия  для исполнения ими
воинской  обязанности  в  соответствии  с законодательством Российской
Федерации;
     3)  оказывают  содействие  в  создании  организаций, деятельность
которых направлена на укрепление обороны.

           Статья 9. Права и обязанности граждан Российской
                     Федерации в области обороны

     Граждане Российской Федерации:
     1)  исполняют  воинскую  обязанность в соответствии с федеральным
законом;
     2)   принимают   участие   в   мероприятиях   по   гражданской  и
территориальной обороне;
     3)   могут  создавать  организации  и  общественные  объединения,
содействующие укреплению обороны;
     4)  предоставляют  в военное время для нужд обороны по требованию
федеральных   органов   исполнительной   власти   здания,  сооружения,
транспортные   средства   и   другое   имущество,   находящиеся  в  их
собственности,   с  последующей  компенсацией  понесенных  расходов  в
порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

          Раздел IV. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
            ДРУГИЕ ВОЙСКА, ВОИНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ОРГАНЫ

           Статья 10. Вооруженные Силы Российской Федерации
                         и их предназначение

     1.   Вооруженные  Силы  Российской  Федерации  -  государственная
военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.
     2.   Вооруженные  Силы  Российской  Федерации  предназначены  для
отражения  агрессии,  направленной  против  Российской  Федерации, для
вооруженной   защиты   целостности   и  неприкосновенности  территории
Российской  Федерации,  а  также для выполнения задач в соответствии с
международными договорами Российской Федерации.
     3.  Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению
задач с использованием вооружения не по их предназначению производится
Президентом   Российской   Федерации  в  соответствии  с  федеральными
законами.
     4. Применение Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения
задач  в соответствии с международными договорами Российской Федерации
осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в этих договорах и
установленных законодательством Российской Федерации.
     5.    Деятельность    Вооруженных    Сил   Российской   Федерации
осуществляется  в  соответствии  с  Конституцией Российской Федерации,
федеральными   конституционными   законами,   федеральными   законами,
нормативными  правовыми актами Президента Российской Федерации и иными
нормативными   правовыми   актами   Российской   Федерации   (в   ред.
Федерального   закона   от   29  июня  2004  г.  N  58-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711).
     6.  Часть  состава  Вооруженных  Сил  Российской  Федерации может
входить   в   объединенные   вооруженные   силы   или  находиться  под
объединенным  командованием в соответствии с международными договорами
Российской Федерации.

               Статья 11. Общий состав Вооруженных Сил
                         Российской Федерации

     Вооруженные  Силы  Российской  Федерации  состоят  из центральных
органов  военного управления, объединений, соединений, воинских частей
и  организаций,  которые  входят  в  виды и рода войск Вооруженных Сил
Российской  Федерации,  в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в
войска,  не  входящие  в  виды и рода войск Вооруженных Сил Российской
Федерации.

         Статья 12. Комплектование Вооруженных Сил Российской
                      Федерации личным составом

     1.  Личный  состав  Вооруженных Сил Российской Федерации включает
военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской
Федерации.
     2.    Комплектование   Вооруженных   Сил   Российской   Федерации
осуществляется   в   соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации:
     1)  военнослужащими  - путем призыва граждан Российской Федерации
на   военную   службу   по   экстерриториальному   принципу   и  путем
добровольного  поступления  граждан  Российской Федерации (иностранных
граждан)  на  военную  службу (в ред. Федерального закона от 11 ноября
2003  г.  N  141-ФЗ  - Собрание законодательства Российской Федерации,
2003, N 46, ст. 4437);
     2)  гражданским  персоналом  (в  ред.  Федерального  закона от 11
ноября  2003  г.  N  141-ФЗ  -  Собрание  законодательства  Российской
Федерации, 2003, N 46, ст. 4437).
     3.  Штатная  численность  гражданского  персонала Вооруженных Сил
Российской   Федерации   устанавливается   Правительством   Российской
Федерации,  а  перечень  воинских  должностей,  замещаемых гражданским
персоналом, - министром обороны Российской Федерации.
     4.  Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской
Федерации создается запас военнообученных людских ресурсов.

       Статья 13. Руководство и управление Вооруженными Силами
                         Российской Федерации

     1.   Руководство   Вооруженными   Силами   Российской   Федерации
осуществляет    Президент    Российской    Федерации    -    Верховный
Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.
     Верховный   Главнокомандующий   Вооруженными   Силами  Российской
Федерации  в  пределах  своих  полномочий  издает  приказы и директивы
Верховного    Главнокомандующего    Вооруженными   Силами   Российской
Федерации,  обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской
Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
     2.    Управление   Вооруженными   Силами   Российской   Федерации
осуществляет  министр  обороны Российской Федерации через Министерство
обороны  Российской  Федерации  (в ред. Федерального закона от 29 июня
2004  г.  N  58-ФЗ  -  Собрание законодательства Российской Федерации,
2004, N 27, ст. 2711).
     3.   Руководство  и  управление  Вооруженными  Силами  Российской
Федерации,   обучение   личного  состава  Вооруженных  Сил  Российской
Федерации   осуществляются   на   государственном   языке   Российской
Федерации.
     4.   Руководство  и  управление  Вооруженными  Силами  Российской
Федерации в военное время осуществляются в соответствии с федеральными
конституционными   законами,   федеральными   законами,   нормативными
правовыми  актами Президента Российской Федерации и иными нормативными
правовыми  актами  Российской Федерации (в ред. Федерального закона от
29  июня  2004  г.  N  58-ФЗ  -  Собрание  законодательства Российской
Федерации, 2004, N 27, ст. 2711).

                              Статья 14.

     (Утратила силу на основании в ред. Федерального закона от 29 июня
2004  г.  N  58-ФЗ  -  Собрание законодательства Российской Федерации,
2004, N 27, ст. 2711)

                              Статья 15.

     (Утратила силу на основании в ред. Федерального закона от 29 июня
2004  г.  N  58-ФЗ  -  Собрание законодательства Российской Федерации,
2004, N 27, ст. 2711)

                Статья 16. Дислокация Вооруженных Сил
                         Российской Федерации

     1.   Дислокация   объединений,   соединений   и  воинских  частей
Вооруженных  Сил  Российской Федерации осуществляется в соответствии с
задачами обороны и социально-экономическими условиями мест дислокации.
     2.  Передислокация  воинских  частей  и  подразделений в пределах
территорий,  переданных  в пользование Министерству обороны Российской
Федерации,  осуществляется  по  решению  министра  обороны  Российской
Федерации,  а  от соединения и выше - по решению Президента Российской
Федерации.
     3.   Дислокация   объединений,   соединений   и  воинских  частей
Вооруженных   Сил   Российской   Федерации   за  пределами  территории
Российской  Федерации  допускается  на  основе международных договоров
Российской Федерации.

       Статья 17. Другие войска, воинские формирования и органы

     1.  Создание  (упразднение), деятельность и комплектование других
войск,  воинских  формирований  и  органов,  а  также  управление  ими
осуществляется  в  соответствии  с  Конституцией Российской Федерации,
федеральными   конституционными   законами,   федеральными   законами,
нормативными  правовыми актами Президента Российской Федерации и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     2. Другие войска, воинские формирования и органы:
     1)  участвуют  в  разработке  Плана  применения  Вооруженных  Сил
Российской Федерации, федеральных государственных программ вооружения,
развития  оборонно-промышленного комплекса и оперативного оборудования
территории Российской Федерации в целях обороны;
     2) участвуют совместно с Вооруженными Силами Российской Федерации
в  отражении  агрессии  против  Российской  Федерации в соответствии с
Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации;
     3)  организуют  подготовку  к  совместным  с  Вооруженными Силами
Российской Федерации действиям в целях обороны;
     4)  участвуют в подготовке граждан Российской Федерации к военной
службе;
     5)   обеспечивают   осуществление   мероприятий  по  оперативному
оборудованию   территории   Российской   Федерации   и  по  подготовке
коммуникаций в целях обороны;
     6)  привлекаются  к  совместной  с Вооруженными Силами Российской
Федерации оперативной и мобилизационной подготовке;
     7)  выполняют  иные  задачи  в  области  обороны в соответствии с
федеральными   конституционными   законами,  федеральными  законами  и
нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
     3.   Вопросы  координации  деятельности  других  войск,  воинских
формирований  и органов по выполнению задач в области обороны, а также
координации   строительства   и   развития  других  войск  и  воинских
формирований  определяются Президентом Российской Федерации (статья 17
в  ред.  Федерального  закона  от  29  июня 2004 г. N 58-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711).

            Раздел V. СОСТОЯНИЕ ВОЙНЫ. ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.
                  МОБИЛИЗАЦИЯ. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА.
                       ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБОРОНА

                      Статья 18. Состояние войны

     1.  Состояние  войны  объявляется  федеральным  законом  в случае
вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или
группы   государств,   а   также  в  случае  необходимости  выполнения
международных договоров Российской Федерации.
     2.  С  момента объявления состояния войны или фактического начала
военных  действий  наступает военное время, которое истекает с момента
объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического
прекращения.

                     Статья 19. Военное положение

     1.  Основания  и  порядок введения и отмены военного положения, а
также  режим  военного  положения определяется Конституцией Российской
Федерации и федеральным конституционным законом.
     2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские
формирования и органы применяются в период действия военного положения
в  соответствии  с общепризнанными принципами и нормами международного
права  и  международными договорами Российской Федерации, федеральными
конституционными   законами,   федеральными   законами,   нормативными
правовыми  актами Президента Российской Федерации и иными нормативными
правовыми  актами  Российской Федерации (статья 19 в ред. Федерального
закона  от  29  июня  2004  г.  N  58-ФЗ  -  Собрание законодательства
Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711).

                        Статья 20. Мобилизация

     Порядок   мобилизационной  подготовки  и  проведения  мобилизации
определяется  федеральными  законами,  нормативными  правовыми  актами
Президента  Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами
Российской  Федерации (в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. N
58-ФЗ  -  Собрание  законодательства Российской Федерации, 2004, N 27,
ст. 2711).

                    Статья 21. Гражданская оборона

     1.  Гражданская  оборона  организуется в целях защиты населения и
организаций  от  опасностей,  возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий.
     2.   Задачи   и   организация  гражданской  обороны  определяются
федеральным законом.

                  Статья 22. Территориальная оборона

     1. Территориальная оборона организуется в целях защиты населения,
объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий
противника,  диверсионных или террористических актов, а также введения
и поддержания режимов чрезвычайного положения и военного положения.
     2.   Общие   задачи   и   организация   территориальной   обороны
определяются Президентом Российской Федерации.

                 Раздел VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                        Статья 23. Исключена.

     (В  ред.  Федерального  закона  от  30 декабря 1999 г. N 223-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 1, ст. 6)

           Статья 24. Ограничение деятельности политических
           партий и общественных объединений в Вооруженных
         Силах Российской Федерации, других войсках, воинских
                       формированиях и органах

     1.  Деятельность политических партий, а также других общественных
объединений,  преследующих  политические  цели, а также образование их
структур  в  Вооруженных  Силах  Российской Федерации, других войсках,
воинских формированиях и органах не допускаются.
     2.  В  Вооруженных  Силах  Российской  Федерации, других войсках,
воинских   формированиях   и   органах   запрещается   ведение   любой
политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной.
     3.  Запрещается  использование  штатных  должностей  и финансовых
средств  Вооруженных  Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований   и   органов   для  создания  структур  и  осуществления
деятельности   политических   партий,   а  также  других  общественных
объединений, преследующих политические цели.

        Статья 25. Обеспечение законности в Вооруженных Силах
            Российской Федерации, других войсках, воинских
                       формированиях и органах

     1.  Надзор  за  законностью и расследование дел о преступлениях в
Вооруженных  Силах  Российской  Федерации,  других  войсках,  воинских
формированиях   и   органах   осуществляются   Генеральным  прокурором
Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.
     2.  Рассмотрение  гражданских и уголовных дел в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах
осуществляют   суды  в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации.

              Статья 26. Финансовое обеспечение обороны

     1.  Реализация  мероприятий  в  области  обороны в соответствии с
настоящим   Федеральным   законом  является  расходным  обязательством
Российской Федерации.
     2. Расходы на выполнение Вооруженными Силами Российской Федерации
задач,  не  связанных с их предназначением, осуществляются по решениям
Правительства  Российской Федерации в соответствии с законодательством
Российской  Федерации (статья в ред. Федерального закона от 22 августа
2004  г.  N  122-ФЗ  - Собрание законодательства Российской Федерации,
2004, N 35, ст. 3607).

       Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства
                Российской Федерации в области обороны

     Должностные   лица   органов  государственной  власти  Российской
Федерации,   органов   государственной   власти  субъектов  Российской
Федерации,  органов местного самоуправления, организаций независимо от
форм  собственности и граждане, виновные в невыполнении возложенных на
них  обязанностей  по  обороне  или  препятствующие  выполнению  задач
обороны,  несут  ответственность  в  соответствии  с законодательством
Российской Федерации.

               Статья 28. Вступление в силу настоящего
                         Федерального закона

     1.  Настоящий  Федеральный  закон  вступает  в  силу  со  дня его
официального опубликования.
     2.   Предложить   Президенту   Российской  Федерации  и  поручить
Правительству  Российской Федерации привести свои нормативные правовые
акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

          Статья 29. О признании утратившими силу некоторых
              законодательных актов в связи с принятием
                    настоящего Федерального закона

     В  связи  с  принятием  настоящего  Федерального  закона признать
утратившими силу:
     1)  Закон  Российской  Федерации  "Об  обороне" (Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 42, ст. 2331);
     2)   постановление  Верховного  Совета  Российской  Федерации  "О
порядке  введения  в действие Закона Российской Федерации "Об обороне"
(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного
Совета Российской Федерации, 1992, N 42, ст. 2332).

Москва, Кремль
31 мая 1996 г.
N 61-ФЗ
Оглавление