Без названия. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 05.12.02 39-52-85ИН/39-20

Оглавление


Страницы: 1  2  




                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          5 декабря 2002 г.
                          N 39-52-85ин/39-20

                                 (Д)


     Приказом  Минобразования России от 26.06.2002 N 2423 "О Программе
развития  дополнительного  профессионального  образования в Российской
Федерации   на   2002   -   2005  годы"  одобрены  Программа  развития
дополнительного  профессионального  образования в Российской Федерации
на  2002  -  2005  годы  (далее - Программа) и Перечень мероприятий по
реализации   Программы   развития   дополнительного  профессионального
образования  в  Российской  Федерации  на  2002  -  2005 годы (далее -
Перечень мероприятий).
     Программа    и    Перечень    мероприятий    включают    основные
системообразующие    подходы    и    направления    развития   системы
дополнительного   профессионального  образования,  реализация  которых
позволит  обеспечить  формирование  кадрового  потенциала  в  условиях
динамического  развития  экономики.  В  указанных  документах выделены
приоритеты  в  решении  задач совершенствования структуры и управления
системой      дополнительного      профессионального      образования,
нормативно-правовой базы, научного и учебно-методического обеспечения,
разработки   механизма   взаимодействия   образовательных   учреждений
повышения  квалификации  и  профессиональной переподготовки с реальным
сектором экономики для решения конкретных производственных задач.
     Минобразование России направляет Программу и Перечень мероприятий
для  использования  в  выработке стратегии и разработке мероприятий по
развитию   системы  дополнительного  профессионального  образования  с
учетом  анализа  состояния  функционирования  системы  дополнительного
профессионального образования и специфики социально-экономической базы
регионов, отраслей и учреждений.

Заместитель Министра
                                                            Ю.В.ШЛЕНОВ
5 декабря 2002 г.
N 39-52-85ин/39-20


                                                            Приложение

                              ПРОГРАММА
        РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
              В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2002 - 2005 ГГ.

                             1. Введение

     Заинтересованность  широких  слоев общества в эффективной системе
дополнительного  профессионального образования (ДПО) предопределяет ее
роль   и   место   в   государственной  политике  в  области  развития
человеческих  ресурсов  с  учетом  реально  складывающейся ситуации на
рынке  труда,  возрастающей  потребности  реального сектора экономики,
производства,  непроизводственной  сферы  в  квалифицированных  кадрах
руководителей, специалистов, рабочих и в обучении безработных граждан.
     По состоянию на 1 января 2002 года в стране насчитывалось около 3
тысяч   образовательных   учреждений   и   структурных   подразделений
дополнительного профессионального образования (включая внутрифирменное
обучение на производстве).
     Сформулированная Президентом Российской Федерации задача перехода
к  непрерывному,  в  течение  всей  жизни, образованию, продиктованная
темпами   развития   современной   экономики,   науки,  информационных
технологий,  выдвигает проблему реорганизации и развития системы ДПО в
число первоочередных задач.
     При этом в качестве важнейших мер являются превращение ДПО в один
из   мощных   факторов,   позволяющих   гражданину   быть   непрерывно
адаптированным      к      изменениям      в     технологической     и
социально-экономической  сферах,  влияющих  на  ускорение  структурной
перестройки   производства,   формирование   мотивации   работников  к
высокопроизводительному  и  творческому  труду,  создание эффективного
механизма взаимовыгодных отношений производителя и потребителя.
     В   целях   обеспечения  решения  указанных  проблем  разработана
Программа   развития   дополнительного  профессионального  образования
Российской  Федерации на период 2002 - 2005 годов (Программа), которая
является  концептуальной  и  организационной  основой  для  проведения
единой  государственной  политики Министерством образования Российской
Федерации в области дополнительного профессионального образования.
     Программа  разработана  с  учетом положений Национальной доктрины
образования   Российской  Федерации,  Федеральной  программы  развития
образования,    Закона    Российской   Федерации   "Об   образовании",
Федерального  закона  Российской  Федерации "О высшем и послевузовском
профессиональном    образовании",   Послания   Президента   Российской
Федерации  Федеральному  собранию  Российской  Федерации в 2002 году и
материалов     Государственного     совета     Российской    Федерации
"Образовательная  политика  России  на  современном  этапе", Концепции
модернизации   российского   образования   на  период  до  2010  года,
одобренной Правительством Российской Федерации 29 декабря 2001 года.
     Дополнительное  профессиональное  образование  рассматривается  в
Программе  как  система  непрерывного  образования,  включающая в себя
совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ
и    государственных   образовательных   стандартов,   государственных
требований  к  минимуму  содержания и уровню подготовки обучающихся по
отдельным дополнительным профессиональным образовательным программам и
направлениям,   сети   реализующих   их   образовательных   учреждений
независимо  от их организационно-правовых форм, типов и видов, органов
управления   образованием   и   подведомственных   им   учреждений   и
организаций.
     Сфера  ДПО ориентирована на тесную связь с изменениями в реальном
секторе   экономики,   производством,   непроизводственной   сферой  и
удовлетворение   потребностей   личности,   общества,   государства  в
непрерывном образовании.
     Государственным   заказчиком   Программы   является  Министерство
образования Российской Федерации.
     Исполнителями  и  соисполнителями Программы выступают федеральные
органы исполнительной власти, органы управления образованием субъектов
Российской  Федерации, органы местного самоуправления, образовательные
учреждения и структурные подразделения ДПО.
     Целями Программы являются:
     - увеличение совокупного интеллектуального и духовного потенциала
общества, развитие творческих способностей трудового населения;
     - создание  условий  для  удовлетворения  потребностей общества в
повышении уровня профессионализма работников всех категорий;
     - содействие       обеспечению      социальной      защищенности,
профессиональной  мобильности  и  адаптации, социальной реабилитации и
занятости населения;
     - создание правовой основы для формирования конкурентной среды по
реализации программ ДПО.
     Реализация   указанных   целей   достигается  решением  следующих
основных задач:
     - создание необходимых законодательных, правовых, экономических и
организационных   условий,   совершенствование   механизма  управления
системой  ДПО,  превращение  ее  в  один  из мощных факторов ускорения
структурной перестройки экономики;
     - содействие    совершенствованию   профессиональной   ориентации
населения,  профессионализма работников и безработных граждан через их
обучение  в системе ДПО в соответствии с требованиями экономического и
технологического прогресса;
     - организация   образовательной  деятельности  в  соответствии  с
потребностями рынка труда;
     - формирование механизмов мониторинга качества обучения.
     Механизм реализации Программы предусматривает:
     - конкурсный  отбор  исполнителей  и  соисполнителей  мероприятий
Программы для работ, финансируемых из средств федерального бюджета;
     - определение порядка финансирования мероприятий Программы;
     - контроль выполнения и оценку полученных результатов.
     Ход   реализации  Программы  рассматривается  на  Координационном
совете  по  повышению  квалификации  и  переподготовке руководителей и
специалистов Минобразования России (Координационный совет).
     Изменения   и   дополнения  в  Программу  вносятся  Министерством
образования  Российской  Федерации  по  рекомендации  Координационного
совета.

             2. Совершенствование структуры и управления
        системой дополнительного профессионального образования

     Многообразие    типов    и   видов   образовательных   учреждений
дополнительного  профессионального  образования, находящихся в ведении
федеральных  органов  исполнительной  власти  и органов исполнительной
власти   субъектов  Российской  Федерации  и  имеющих  соответствующую
отраслевую  специфику, требуют проведения мероприятий, направленных на
выработку единых подходов к управлению системой ДПО.
     Первоочередными задачами совершенствования управления в сфере ДПО
являются:
     - оценка состояния и прогнозирование развития системы ДПО;
     - совершенствование структуры управления;
     - обеспечение  эффективного взаимодействия между образовательными
учреждениями   ДПО   и  учреждениями  различных  уровней  образования,
субъектами реального сектора экономики и непроизводственной сферы;
     - разработка правовых и экономических механизмов соучредительства
и   софинансирования   учреждений   дополнительного  профессионального
образования;
     - развитие  государственно-общественной  системы  оценки качества
ДПО,   формирование   критериев   оценки   по   основным  направлениям
деятельности  учреждений ДПО с учетом их видовой специфики, требований
законодательства и потребностей народнохозяйственного комплекса;
     - усиление   роли  научно-педагогической  общественности  системы
образования в процессе управления ДПО;
     - совершенствование  показателей оценки деятельности учреждений и
структурных  подразделений ДПО в процедурах лицензирования, аттестации
и  государственной аккредитации; формирование на их основе комплексной
оценки деятельности учреждений ДПО;
     - обеспечение    широкого    доступа    органов    управления   и
общественности   к   результатам   комплексной   оценки   деятельности
учреждений;
     - консолидация  усилий  всех уровней власти в управлении системой
ДПО.
     В   целях   проведения   единой  государственной  образовательной
политики  необходимо  обеспечить  на  всех  уровнях  управления баланс
структуры  и  объемов программ ДПО и потребностей развивающегося рынка
труда, а также:
     На федеральном уровне:
     - выработку    стратегии    развития    системы   дополнительного
профессионального  образования,  определение  приоритетов,  реализацию
стратегии через программы и инновационные проекты различных уровней;
     - формирование  и  осуществление  федеральной  политики в области
дополнительного  профессионального  образования,  ее  законодательное,
нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение;
     - усиление координирующей роли федеральных органов исполнительной
власти   в   области   ДПО  в  целях  сохранения  и  развития  единого
образовательного пространства Российской Федерации;
     - введение    и    разработка   государственных   образовательных
стандартов  или  государственных  требований  к  минимуму содержания и
уровню    подготовки    обучающихся    по   отдельным   дополнительным
профессиональным      программам      и     направлениям,     создание
государственно-общественной системы оценки и контроля качества ДПО;
     - создание единой информационной среды системы ДПО.
     На уровне федеральных округов:
     - проведение государственной политики в сфере ДПО;
     - финансово-экономическая поддержка инновационной образовательной
деятельности, научных исследований, программ и проектов в области ДПО;
     - содействие  активному распространению в округе отечественного и
зарубежного    опыта   профориентационной   работы,   профессиональной
переподготовки и повышения квалификаций различных групп населения;
     - формирование  и  обеспечение  профессиональной переподготовки и
повышения квалификации управленческих кадров сферы ДПО;
     - содействие  интеграционным  процессам  системы  ДПО и реального
сектора экономики;
     - создание оперативной системы информационного обеспечения ДПО.
     На уровне субъектов Российской Федерации:
     - анализ  состояния  системы ДПО с учетом социально-экономической
специфики     развития     субъектов     Российской     Федерации    и
национально-региональных компонентов;
     - формирование    региональной    образовательной    политики   и
региональных   программ  развития  ДПО  и  их  финансово-экономическое
обеспечение;
     - содействие   совместно   с   федеральным   органом   управления
образованием повышению уровня учебно-научной автономии образовательных
учреждений  и  организаций  ДПО  в  реализации  комплексного подхода в
развитии образовательной сферы в субъектах Российской Федерации;
     - обеспечение  соответствия  структуры  и объемов образовательных
услуг системы ДПО потребностям регионального рынка труда;
     - обеспечение  через  систему ДПО государственной поддержки групп
населения, нуждающихся в социальной защите;
     - поддержка   и   развитие   профориентационной  и  инновационной
деятельности ДПО;
     - создание   мотивационной   среды   для  привлечения  научной  и
педагогической   общественности,   работодателей,  органов  управления
образованием  к решению вопросов оценки и контроля качества обучения в
системе ДПО;
     - формирование  мотивационной  среды  для привлечения предприятий
промышленности,  банков,  холдингов,  финансово-промышленных  групп  и
общественных объединений к решению проблем развития ДПО;
     - определение    потребности   рынка   труда   при   планировании
профессиональной  переподготовки  и повышения квалификации безработных
граждан, занятого и незанятого населения.
     На местном (муниципальном) уровне:
     - реализация  государственной  политики в области регулирования и
контроля деятельности системы ДПО;
     - определение     потребностей    местного    рынка    труда    в
профессиональной  переподготовке  и  повышении квалификации занятого и
незанятого населения;
     - формирование и развитие муниципальной системы ДПО.

             3. Укрепление связей системы дополнительного
               профессионального образования с реальным
                          сектором экономики

     Развитие   системы   ДПО   находится   в  прямой  зависимости  от
востребованности  услуг,  предлагаемых  образовательными  учреждениями
реальному сектору экономики.
     Основой  для  укрепления  связи  системы  ДПО с реальным сектором
экономики  должно  стать  участие образовательных учреждений системы в
решении  проблем,  связанных  с  развитием  предприятий и организаций,
повышение     их    эффективности    через    реализацию    совместных
консультационно-образовательных проектов.
     Смена  парадигмы  в работе с кадрами в реальном секторе экономики
непосредственно    связана    с    задачей    подготовки   резерва   и
профессиональной переподготовки менеджеров по персоналу.
     Формирование  единых  подходов  к  проблеме управления персоналом
должно   обеспечить  взаимодействие  между  управленческим  персоналом
предприятий    и    преподавателями-консультантами   по   формированию
управленческих   кадров,  для  чего  необходимо  сформировать  условия
эффективного  взаимодействия  учреждений системы ДПО с предприятиями и
организациями  реального  сектора  экономики,  содействие предприятиям
(организациям)  в  развитии  внутрифирменного  обучения (ВФО), а также
обеспечить мониторинг спроса хозяйствующих субъектов на услуги системы
ДПО, сопровождение процессов их реализации.
     Основными задачами мониторинга являются:
     - изучение  тенденций развития реального сектора экономики России
и влияние на него международного рынка труда;
     - отслеживание  ситуации в сфере кадрового обеспечения российских
предприятий   и   организаций,  тенденций  в  изменении  требований  к
квалификации персонала;
     - анализ   спроса   хозяйствующих  субъектов  на  образовательные
услуги,   прогноз   возможных   несоответствий  ресурсов  системы  ДПО
развивающемуся спросу;
     - изучение  рынка труда и рынка образовательных услуг, разработка
механизма их взаимодействия и сбалансированности;
     - распространение технологий формирования потребности предприятий
в непрерывном обучении персонала;
     - анализ   взаимосвязи   качества  обучения  с  карьерным  ростом
работников.
     Формирование   условий   эффективного  взаимодействия  учреждений
системы   ДПО   с  предприятиями  и  организациями  реального  сектора
экономики подразумевает:
     - создание  системы  заинтересованности хозяйствующих субъектов в
непрерывном образовании персонала и высвобождаемых работников;
     - содействие    службам    управления    персоналом   предприятий
(организаций)  реального  сектора  в разработке и внедрении технологий
анализа   и   формирования   потребности  в  систематическом  обучении
работников;
     - учет в структуре и содержании программ ДПО проблем деятельности
предприятий и организаций реального сектора экономики;
     - формирование  критериев оценки качества обучения в системе ДПО,
соответствующих  потребностям  производства и международным стандартам
управления качеством;
     - участие  образовательных учреждений и структурных подразделений
ДПО  в системе добровольной сертификации производственного персонала в
соответствии с международными стандартами ISO качества рабочей силы;
     - организационно-методическое обеспечение обучения всех категорий
работников на основе современных технологий обучения;
     - разработка           системы          стимулирования          и
организационно-методического    обеспечения    создания   технопарков,
университетских комплексов.
     Главной  задачей  органов  управления  ДПО становится организация
работы   по   обмену   опытом   и  повышению  квалификации  работников
предприятий  и  организаций,  профессорско-преподавательского  состава
образовательных учреждений ДПО.

              4. Нормативно-правовое обеспечение системы
            дополнительного профессионального образования

     Важное  значение  для  развития  системы имеет законодательство в
области  ДПО,  информационной  и  научно-инновационной деятельности, а
также  другие виды законодательства (гражданское, бюджетное, трудовое,
налоговое, административное и др.).
     В  этой  связи  первоочередной мерой законодательного обеспечения
ДПО   следует   признать   принятие  проекта  Федерального  закона  "О
дополнительном образовании", а также других нормативно-правовых актов,
определяющих механизм реализации этого законопроекта.
     Необходимо правовое обеспечение процедур, связанных с управлением
качеством   ДПО,   включая   вопросы   образовательных   стандартов  и
государственных   требований  к  минимуму  содержания  образовательных
программ   и   уровню   требований   к  специалистам,  лицензирования,
аттестации и аккредитации образовательных учреждений и образовательных
программ  ДПО, развитие нормативно-правовой базы процедуры комплексной
оценки   (повторного   лицензирования,   аттестации,   государственной
аккредитации).
     Основными    целями    создания    системы   нормативно-правового
обеспечения дополнительного профессионального образования являются:
     - обеспечение  прав  граждан на непрерывное образование в течение
всей жизни;
     - формирование мотивации работодателей и работников к постоянному
совершенствованию  профессиональных  и  деловых  качеств,  обеспечению
непрерывного образования;
     - законодательное  определение  и предоставление налоговых и иных
льгот  гражданам и образовательным учреждениям ДПО для их эффективного
функционирования и развития;
     - совершенствование системы управления ДПО.
     Реализация   этих   целей  позволит  обеспечить  своевременное  и
качественное    кадровое   сопровождение   осуществляемых   в   стране
социально-экономических преобразований.

      5. Научное и учебно-методическое обеспечение системы ДПО,
      совершенствование содержания и повышение качества обучения

     Выполнение  основных  задач  Программы  требует  соответствующего
научного  и  учебно-методического обеспечения. Оно должно базироваться
на:
     - научных  и  учебно-методических  разработках  в  области  новых
педагогических   технологий,   форм   и   методов   взаимодействия   с
потребителями  образовательных  услуг,  широком  использовании средств
информационных и телекоммуникационных технологий;
     - прогнозировании   тенденций   развития   рынка  труда  с  целью
опережающей  подготовки  работников  по  направлениям,  имеющим  особо
важное значение для развития экономики;
     - создании  единой  организационно-методической  и информационной
среды системы ДПО;
     - передовом   отечественном  и  зарубежном  опыте  в  создании  и
использовании современной учебно-методической базы;
     - кадровом потенциале системы ДПО;
     - международном сотрудничестве в области ДПО.
     В  части  научного  обеспечения  приоритетными являются следующие
направления:
     - организация   и   проведение   фундаментальных   и   прикладных
исследований  в  области  ДПО,  являющихся  частью единого комплекса в
системе образования России;
     - разработка  и  реализация  научно-технических  и  инновационных
проектов, направленных на развитие системы ДПО;
     - анализ  состояния  и  выявление  возможностей укрепления связей
образовательных  учреждений системы ДПО с реальным сектором экономики,
учебными   заведениями   всех  уровней  образования,  организациями  и
учреждениями профориентации и психологической поддержки населения;
     - разработка   государственных   стандартов  или  государственных
требований к минимуму содержания образовательных программ ДПО и уровню
требований к специалистам;
     - организация  и  поддержка  экспериментальных площадок в системе
ДПО;
     - разработка   информационно-технического  обеспечения  в  рамках
создаваемой Единой информационной среды образования России.
     Эффективность   ДПО  и  качество  учебного  процесса  могут  быть
достигнуты    на    основе    соответствующего    учебно-методического
обеспечения, создаваемого в направлении:
     - создания  комплексной  системы  управления  качеством  учебного
процесса  в  образовательных  учреждениях и структурных подразделениях
ДПО,   включая   внутрифирменное   обучение,   на   основе  передового
отечественного  и  зарубежного  опыта в сфере управления и организации
обучения;
     - использования    процедур    лицензирования,    аттестации    и
государственной   аккредитации   образовательных   учреждений   ДПО  в
соответствии с положениями Закона "Об образовании", а также разработки
государственно-общественного механизма их аккредитации;
     - организации    мониторинга   реализации   и   оценки   качества
образовательных программ;
     - использования современных педагогических технологий.

        6. Информационное обеспечение системы дополнительного
                    профессионального образования

     Существующий уровень информационного обеспечения системы ДПО явно
недостаточен   для   реализации   возможностей   получения  гражданами
востребованного  качественного профессионального образования в течение
всей трудовой жизни.
     Основными причинами являются:
     - отсутствие  в  необходимом  объеме  средств  телекоммуникаций в
учреждениях и подразделениях ДПО;
     - слабая   информационная   поддержка  учебно-методической  базы,
ориентированной    на   использование   инновационных   педагогических
технологий и современных средств обмена информацией;
     - недостаточное  развитие  взаимодействия  между  учреждениями  и
подразделениями ДПО;
     - ведомственная   разобщенность   субъектов   ДПО,  приводящая  к
различным методическим подходам и уровням требований.
     Одной   из   первоочередных   задач   должна   стать   разработка
информационного   обеспечения   учебного  процесса  в  рамках  единого
информационного пространства ДПО, предусматривающего:
     - создание  на  базе  имеющихся  средств  телекоммуникаций единой
телекоммуникационной  среды,  обеспечивающей  информационную поддержку
учебного процесса, мониторинга и управления системой;
     - разработка    новых    методов    обучения   с   использованием
информационных технологий;
     - создание   учебно-методического   обеспечения,  основанного  на
использовании   электронных   библиотек  и  инновационных  технологий,
организации   учебного  процесса  в  условиях  общедоступного  единого
информационного пространства ДПО;
     - создание   специализированных  интернет-серверов  системы  ДПО,
обеспечивающих  доступ  предприятий, организаций и отдельных граждан к
электронным  библиотекам  учебно-методической  литературы по различным
направлениям  повышения квалификации и профессиональной переподготовки
и психодиагностическим тестовым методикам;
     - создание   семейства   типовых  автоматизированных  комплексов,
библиотеки     профессиограмм    для    повышения    квалификации    и
профессиональной  переподготовки  персонала  предприятий и организаций
реального  сектора  экономики  и  непроизводственной  сферы  в  рамках
внутрифирменного обучения.

           7. Кадровое обеспечение системы дополнительного
                    профессионального образования

     Для  обеспечения  качественного  функционирования  ДПО необходимо
решить  задачу  формирования  и развития кадрового потенциала системы,
методик   оценки  качества  профессиональной  деятельности  работников
учреждений        и        структурных        подразделений       ДПО.
Профессорско-преподавательскому  составу  наряду  с основными задачами
рекомендуется выполнять функции методологов и консультантов.
     Основные направления развития кадрового обеспечения системы ДПО:
     - разработка  концептуальных  основ  кадровой  политики в области
ДПО;
     - разработка   и   реализация  технологии  мониторинга  кадрового
потенциала  образовательных  учреждений  и  структурных  подразделений
системы ДПО;
     - прогнозирование   потребностей   в   педагогических   и  других
работниках образовательных учреждений всех типов и видов системы ДПО в
целом;
     - создание    мотивационных   механизмов   карьерного   роста   и
формирование кадрового резерва путем развития системы переподготовки и
повышения квалификации педагогических, руководящих и других работников
системы ДПО;
     - обеспечение социальной защиты и поддержки педагогических кадров
и других работников системы ДПО;
     - формирование       системы      аттестации      педагогических,
научно-педагогических    работников,   руководителей   образовательных
учреждений и органов управления образованием системы ДПО;
     - развитие     совместных    исследований    в    области    ДПО,
совершенствование  практики  обмена  преподавателями  отечественных  и
зарубежных организаций в рамках образовательных проектов.
     Для  формирования  системы социальных гарантий работникам системы
ДПО требуются разработка и реализация мероприятий по улучшению условий
их  труда,  социальной  защиты,  пенсионного обеспечения, медицинского
обслуживания и отдыха.

             8. Международное сотрудничество в сфере ДПО

     Интеграция   экономических   процессов  определяет  необходимость
расширения   участия   российской  системы  ДПО  в  развитии  мирового
образовательного пространства.
     Имеющийся  кадровый  потенциал  системы  ДПО, учебно-методическая
база  и  опыт  работы  позволяют считать одной из приоритетных задач в
сфере  международного сотрудничества полноправное вхождение российской
системы   ДПО   в   международную  систему  повышения  квалификации  и
переподготовки кадров.
     Для решения этой задачи необходимо:
     - разработать механизм участия образовательных учреждений системы
ДПО   в   международном   рынке   образовательных   услуг  в  качестве
полноправных  участников этого рынка, предусматривающий обмен опытом в
области   инновационных   педагогических   технологий,   разработку  и
реализацию    совместных   проектов,   интернационализацию   повышения
квалификации   преподавателей   и   руководителей   ДПО,   участие   в
международных ассоциациях и альянсах;
     - создать   условия   для  вхождения  российской  системы  ДПО  в
процедуры оценки и признания качества ДПО на международном уровне;
     - обеспечить  участие  в  международной кооперации в области ДПО,
используя  для  этого  возможности  российских  культурных центров при
посольствах за рубежом;
     - увеличить экспорт образовательных услуг;
     - создать  условия для участия образовательных учреждений системы
ДПО   в   международных   проектах,  конкурсах  на  получение  грантов
международных фондов и программ;
     - повысить  уровень  информационного  обмена  между российскими и
иностранными    субъектами    ДПО   на   базе   создаваемого   единого
информационного образовательного пространства.

            9. Ресурсное и финансовое обеспечение системы
            дополнительного профессионального образования

     Дальнейшее  развитие  системы  ДПО  требует  объединения усилий и
ресурсов   государственных   и   общественных   органов,  предприятий,
организаций,   ассоциаций   и  объединений  (союзов),  образовательных
учреждений и др.
     Заинтересованность  государства,  субъектов  Федерации, реального
сектора   экономики,   непроизводственной   сферы,  всего  общества  в
эффективной  работе  системы  ДПО является главной предпосылкой для ее
финансовой  и  ресурсной  поддержки  из  средств федерального бюджета,
отраслевых  и  местных  бюджетов,  средств  предприятий  и организаций
различных форм собственности, других источников.
     Крайне  актуальным  становится  поиск  альтернативных  источников
внебюджетного  финансирования  образовательной деятельности ДПО. К ним
можно отнести:
     - внедрение    в    российскую   практику   системы   банковского
кредитования  переподготовки  и  повышения  квалификации кадров в виде
предоставления  физическим  лицам индивидуальных кредитов на обучение,
образовательных чеков;
     - развитие     системы     финансирования    образования    через
благотворительные   фонды,  аккумулирующие  спонсорскую  поддержку,  и
другие источники, в том числе с привлечением средств из-за рубежа;
     - решение     экономических     вопросов    построения    системы
дополнительного  профессионального  образования,  введения  в практику
обучения   руководителей  и  специалистов  на  основе  государственных
именных финансовых обязательств.
     Целесообразно  создание механизма накопительного государственного
и   частного   страхования,   позволяющего  постепенно  аккумулировать
необходимые   средства  на  повышение  квалификации  и  переподготовку
кадров.
     Финансовая и ресурсная поддержка системы ДПО может осуществляться
не  только  в  виде  прямого финансирования, но и путем предоставления
налоговых  и  других  льгот,  принятия  законодательных  и иных актов,
позволяющих формировать механизмы привлечения в систему дополнительных
финансовых и материальных ресурсов.

           10. Ожидаемые результаты от реализации Программы

     Создание  условий  для  реализации  прав  граждан  на непрерывное
профессиональное образование.
     Создание       нормативно-правовой      базы,      обеспечивающей
функционирование и развитие системы ДПО.
     Формирование  ДПО  как части единого образовательного комплекса в
рамках системы образования России.
     Разграничение   компетенции   в   области   ДПО   между  органами
исполнительной власти всех уровней, усиление роли субъектов Российской
Федерации  в  осуществлении  государственной  политики  в области ДПО,
повышение  самостоятельности  образовательных  учреждений ДПО в выборе
стратегии своего развития.
     Взаимодействие   системы   ДПО  с  реальным  сектором  экономики,
промышленными   предприятиями   и   организациями,  непроизводственной
сферой.
     Обеспечение  сбалансированности  рынка  образовательных  услуг  и
рынка труда.
     Повышение  качества  обучения  в  системе  ДПО  как  непременного
условия повышения качества рабочей силы.
     Мониторинг системы ДПО.
     Использование   различных   источников   финансирования  в  целях
повышения качества дополнительного профессионального образования.

                  11. Механизм реализации Программы

     Программа     реализуется     на     нормативно-правовой    базе,
устанавливающей и регламентирующей работу системы ДПО.
     Предполагается    задействовать   средства   бюджетов   субъектов
Российской  Федерации  для  выполнения  мероприятий в регионах России.
Средства  федерального бюджета должны быть использованы на обеспечение
государственной   поддержки   ДПО,   создание   единой  информационной
образовательной среды и модернизации образования.
     Содержание   и   объемы  финансирования  мероприятий  из  средств
федерального бюджета будут ежегодно уточняться.
     Отбор   организаций   для   выполнения   программных  мероприятий
осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 1999 г. N
97-ФЗ   "О  конкурсах  на  размещение  заказов  на  поставки  товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". При этом в
финансирование  соответствующих  мероприятий  Программы будут заложены
расходы на проведение конкурсных процедур.
     Для   устойчивого   финансирования  проектов  Программы  за  счет
внебюджетных  средств  и  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации и
муниципальных    образований    государственный   заказчик   Программы
подписывает  с соответствующими организациями протоколы (соглашения) о
намерениях    или    получает    другие    документы,   подтверждающие
финансирование  мероприятий  Программы  за счет внебюджетных средств и
средств бюджетов Российской Федерации.

           12. Организация управления Программой и контроль
                        за ходом ее реализации

     Государственным   заказчиком  Программы  является  Минобразование
России,  которое  ответственно  за подготовку и эффективную реализацию
Программы.
     Общее  управление  Программой  осуществляет  Дирекция  Программы,
формируемая Минобразованием России.
     Координационный  совет по повышению квалификации и переподготовке
руководителей  и  специалистов  не  реже  1  раза в год подводит итоги
реализации   Программы  и  согласовывает  программные  мероприятия  на
предстоящий  период.  Координационный  совет рассматривает материалы о
ходе  реализации  мероприятий  Программы, проводит проверку выполнения
программных   мероприятий,   целевого   и  эффективного  использования
программных средств.

                               ПЕРЕЧЕНЬ
             МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
            ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
              В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2002 - 2005 гг.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| N      | Мероприятия              | Ответственные       | Сроки               | Источники            | Планируемый          |
| п/п    |                          | исполнители         | реализации,         | финансирования       | результат            |
|        |                          |                     | годы                |                      |                      |
|--------|--------------------------|---------------------|---------------------|----------------------|----------------------|
| 1      | 2                        | 3                   | 4                   | 5                    | 6                    |
|--------|--------------------------|---------------------|---------------------|----------------------|----------------------|
| Р.2    | Совершенствование        |                     |                     |                      |                      |
|        | структуры и управления   |                     |                     |                      |                      |
|        | системой дополнительного |                     |                     |                      |                      |
|        | профессионального        |                     |                     |                      |                      |
|        | образования              |                     |                     |                      |                      |
|--------|--------------------------|---------------------|---------------------|----------------------|----------------------|
| 2.1    | Совершенствование сети   | Минобразование      | I кв.               | Федеральный бюджет,  | Прогноз потребностей |
|        | образовательных          | России,             | 2003 -              | бюджеты субъектов    | в кадровом           |
|        | учреждений ДПО на основе | Минэкономразвития   | IV кв.              | Российской           | обеспечении          |
|        | прогноза развития        | России, Минтруд     | 2005                | Федерации,           | народнохозяйственного|
|        | народнохозяйственного    | России, федеральные |                     | внебюджетные         | комплекса России     |
|        | комплекса России         | органы              |                     | средства             |                      |
|        |                          | исполнительной      |                     |                      |                      |
|        |                          | власти, органы      |                     |                      |                      |
|        |                          | исполнительной      |                     |                      |                      |
|        |                          | власти субъектов    |                     |                      |                      |
|        |                          | Российской Федерации|                     |                      |                      |
|--------|--------------------------|---------------------|---------------------|----------------------|----------------------|
| 2.2    | Анализ и                 | Минобразование      | I кв.               | Федеральный бюджет,  | Предложения к проекту|
|        | совершенствование        | России, Минтруд     | 2003 -              | бюджеты субъектов    | постановления        |
|        | структуры управления     | России, федеральные | IV кв.              | Российской           | Правительства        |
|        | системой ДПО на всех     | органы              | 2004                | Федерации,           | Российской Федерации |
|        | уровнях с разграничением | исполнительной      |                     | внебюджетные         |                      |
|        | компетенции и            | власти, органы      |                     | средства             |                      |
|        | ответственности всех     | исполнительной      |                     |                      |                      |
|        | участников деятельности  | власти субъектов    |                     |                      |                      |
|        |                          | Российской Федерации|                     |                      |                      |
|--------|--------------------------|---------------------|---------------------|----------------------|----------------------|
| 2.3    | Подготовка предложений   | Минобразование      | I кв.               | Федеральный бюджет,  | Предложения к проекту|
|        | по интеграции            | России, федеральные | 2003 -              | бюджеты субъектов    | постановления        |
|        | образовательных          | органы              | IV кв.              | Российской           | Правительства        |
|        | учреждений ДПО с         | исполнительной      | 2005                | Федерации,           | Российской Федерации |
|        | образовательными         | власти, органы      |                     | внебюджетные         |                      |
|        | учреждениями             | исполнительной      |                     | средства             |                      |
|        | профессионального        | власти субъектов    |                     |                      |                      |
|        | образования других       | Российской          |                     |                      |                      |
|        | уровней                  | Федерации,          |                     |                      |                      |
|        |                          | образовательные     |                     |                      |                      |
|        |                          | учреждения и        |                     |                      |                      |
|        |                          | организации ДПО     |                     |                      |                      |
|--------|--------------------------|---------------------|---------------------|----------------------|----------------------|
| 2.4    | Содействие               | Минобразование      | I кв.               | Федеральный бюджет,  | Проекты программ     |
|        | взаимодействию органов   | России, федеральные | 2003 -              | бюджеты субъектов    | развития ДПО в       |
|        | управления образованием  | органы              | IV кв.              | Российской           | регионах             |
|        | федерального, субъектов  | исполнительной      | 2005                | Федерации,           |                      |
|        | Российской Федерации,    | власти, органы      |                     | внебюджетные         |                      |
|        | местного                 | исполнительной      |                     | средства             |                      |
|        | (муниципального)         | власти субъектов    |                     |                      |                      |
|        | уровней, отраслевых      | Российской Федерации|                     |                      |                      |
|        | министерств и ведомств   |                     |                     |                      |                      |
|        | на основе                |                     |                     |                      |                      |
|        | взаимосвязанных программ |                     |                     |                      |                      |
|        | развития ДПО             |                     |                     |                      |                      |
|--------|--------------------------|---------------------|---------------------|----------------------|----------------------|
| 2.5    | Организация мониторинга  | Минобразование      | I кв.               | Федеральный бюджет,  | План первоочередных  |
|        | текущих и перспективных  | России, Минтруд     | 2003 -              | бюджеты субъектов    | работ по             |
|        | потребностей рынка труда | России,             | IV кв.              | Российской           | сбалансированности   |
|        | в работниках различной   | Минэкономразвития   | 2004                | Федерации,           | рынка труда и рынка  |
|        | квалификации и           | России, федеральные |                     | внебюджетные         | образовательных услуг|
|        | разработка предложений   | органы              |                     | средства             |                      |
|        | по обеспечению           | исполнительной      |                     |                      |                      |
|        | сбалансированности рынка | власти, органы      |                     |                      |                      |
|        | труда с рынком           | исполнительной      |                     |                      |                      |
|        | образовательных услуг в  | власти субъектов    |                     |                      |                      |
|        | системе ДПО              | Российской          |                     |                      |                      |
|        |                          | Федерации,          |                     |                      |                      |
|        |                          | образовательные     |                     |                      |                      |
|        |                          | учреждения и        |                     |                      |                      |
|        |                          | организации ДПО     |                     |                      |                      |
|--------|--------------------------|---------------------|---------------------|----------------------|----------------------|
| Р.3    | Укрепление связей        |                     |                     |                      |                      |
|        | системы дополнительного  |                     |                     |                      |                      |
|        | профессионального        |                     |                     |                      |                      |
|        | образования с реальным   |                     |                     |                      |                      |
|        | сектором экономики       |                     |                     |                      |                      |
|--------|--------------------------|---------------------|---------------------|----------------------|----------------------|
| 3.1    | Мониторинг состояния     | Минобразование      | I кв.               | Федеральный бюджет,  | Разработка           |
|        | взаимодействия системы   | России, Минтруд     | 2003 -              | бюджеты субъектов    | предложений по       |
|        | ДПО с реальным сектором  | России, федеральные | IV кв.              | Российской           | развитию и укреплению|
|        | экономики                | органы              | 2005                | Федерации,           | связей системы ДПО с |
|        |                          | исполнительной      |                     | внебюджетные         | реальным сектором    |
|        |                          | власти, органы      |                     | средства, бюджеты    | экономики на основе  |
|        |                          | исполнительной      |                     | местных              | результатов          |
|        |                          | власти субъектов    |                     | (муниципальных)      | мониторинга          |
|        |                          | Российской          |                     | органов              |                      |
|        |                          | Федерации, местные  |                     | исполнительной       |                      |
|        |                          | (муниципальные)     |                     | власти, внебюджетные |                      |
|        |                          | органы              |                     | средства             |                      |
|        |                          | исполнительной      |                     |                      |                      |
|        |                          | власти,             |                     |                      |                      |
|        |                          | образовательные     |                     |                      |                      |
|        |                          | учреждения и        |                     |                      |                      |
|        |                          | организации ДПО     |                     |                      |                      |
|--------|--------------------------|---------------------|---------------------|----------------------|----------------------|
| 3.2    | Использование            | Минобразование      | IV кв.              | Федеральный бюджет,  | Пилотные проекты     |
|        | инфраструктуры           | России, МАП России, | 2002 -              | бюджеты субъектов    |                      |
|        | образовательных          | федеральные органы  | II кв.              | Российской           |                      |
|        | учреждений системы ДПО   | исполнительной      | 2005                | Федерации, бюджеты   |                      |
|        | для взаимодействия с     | власти, органы      |                     | местных              |                      |
|        | предприятиями,           | исполнительной      |                     | (муниципальных)      |                      |
|        | организациями            | власти субъектов    |                     | органов              |                      |
|        | народнохозяйственного    | Российской          |                     | исполнительной       |                      |
|        | комплекса через          | Федерации, местные  |                     | власти               |                      |
|        | научнотехнологические    | (муниципальные)     |                     |                      |                      |
|        | парки                    | органы              |                     |                      |                      |
|        |                          | исполнительной      |                     |                      |                      |
|        |                          | власти              |                     |                      |                      |
|--------|--------------------------|---------------------|---------------------|----------------------|----------------------|
| 3.3    | Организация постоянно    | Минобразование      | I кв.               | Федеральный бюджет,  | Учебно-программная   |
|        | действующих школ -       | России, Минтруд     | 2003 -              | внебюджетные         | документация         |
|        | семинаров для            | России,             | IV кв.              | средства             |                      |
|        | руководителей служб      | образовательные     | 2005                |                      |                      |
|        | управления персоналом    | учреждения,         |                     |                      |                      |
|        | предприятий с            | структурные         |                     |                      |                      |
|        | использованием новых     | подразделения и     |                     |                      |                      |
|        | педагогических           | организации ДПО     |                     |                      |                      |
|        | технологий               |                     |                     |                      |                      |
|--------|--------------------------|---------------------|---------------------|----------------------|----------------------|
| Р.4    | Нормативно - правовое    |                     |                     |                      |                      |
|        | обеспечение системы      |                     |                     |                      |                      |
|        | дополнительного          |                     |                     |                      |                      |
|        | профессионального        |                     |                     |                      |                      |
|        | образования              |                     |                     |                      |                      |
|--------|--------------------------|---------------------|---------------------|----------------------|----------------------|
| 4.1    | Подготовка предложений о | Минобразование      | I кв.               | Федеральный бюджет   | Проекты              |
|        | внесении изменений и     | России, федеральные | 2002 -              |                      | законодательных и    |
|        | дополнений в             | органы              | IV кв.              |                      | новых                |
|        | законодательную и        | исполнительной      | 2005                |                      | нормативноправовых   |
|        | нормативноправовую базу, | власти, органы      |                     |                      | документов           |
|        | обеспечивающую развитие  | исполнительной      |                     |                      |                      |
|        | системы ДПО              | власти субъектов    |                     |                      |                      |
|        |                          | Российской Федерации|                     |                      |                      |
|--------|--------------------------|---------------------|---------------------|----------------------|----------------------|
| 4.2    | Внесение изменений и     | Минобразование      | IV кв.              | Федеральный бюджет   | Предложения в        |
|        | дополнений в             | России, федеральные | 2002 -              |                      | Федеральную программу|
|        | "Федеральную программу   | органы              | IV кв.              |                      | развития образования |
|        | развития образования на  | исполнительной      | 2004                |                      | на 2000 - 2005 годы  |
|        | 2000 - 2005 годы" в      | власти, органы      |                     |                      |                      |
|        | части включения раздела  | исполнительной      |                     |                      |                      |
|        | "Дополнительное          | власти субъектов    |                     |                      |                      |
|        | профессиональное         | Российской Федерации|                     |                      |                      |
|        | образование", а также    |                     |                     |                      |                      |
|        | программных мероприятий  |                     |                     |                      |                      |
|        | по развитию и            |                     |                     |                      |                      |
|        | финансированию           |                     |                     |                      |                      |
|        | дополнительного          |                     |                     |                      |                      |
|        | профессионального        |                     |                     |                      |                      |
|        | образования              |                     |                     |                      |                      |
|--------|--------------------------|---------------------|---------------------|----------------------|----------------------|
| 4.3    | Разработка               | Минобразование      | IV кв.              | Федеральный бюджет   | Проекты              |
|        | государственных          | России,             | 2002 -              |                      | государственных      |
|        | требований к минимуму    | образовательные     | IV кв.              |                      | требований к минимуму|
|        | содержания и уровню      | учреждения,         | 2005                |                      | содержания и уровню  |
|        | требований к             | структурные         |                     |                      | требований к         |
|        | специалистам по          | подразделения и     |                     |                      | специалистам по      |

Страницы: 1  2  


Оглавление