О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОХОДОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по Московской области. 25.10.04 08-16/25488

      О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОХОДОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

                                ПИСЬМО

               УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
                        ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                          25 октября 2004 г.
                            N 08-16/25488

                                 (Д)


     Управление ФНС России по Московской области разъясняет следующее.
     В  соответствии  с  пунктом  1  статьи  2  Федерального закона от
11.11.2003  N  138-ФЗ  "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ) лотерея -
игра,  которая  проводится в соответствии с договором и в которой одна
сторона   (организатор  лотереи)  проводит  розыгрыш  призового  фонда
лотереи,  а  вторая  сторона  (участник  лотереи)  получает  право  на
выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями
лотереи.  Договор  между  организатором  лотереи  и участником лотереи
заключается  на  добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного
билета,   квитанции,   другого   документа  или  иным  предусмотренным
условиями лотереи способом.
     Пунктом   10   статьи   2   Закона   N   138-ФЗ  определено,  что
распространитель    лотерейных    билетов   -   лицо,   осуществляющее
распространение  лотерейных  билетов  среди  участников лотереи, прием
лотерейных  ставок,  выплату, передачу или предоставление выигрышей на
основании  заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи
договора.
     Пунктом  1  статьи 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее  -  ГК  РФ)  определено,  что  отношения  между  организаторами
лотерей,  тотализаторов  (взаимных  пари) и других основанных на риске
игр   -   Российской   Федерацией,  субъектами  Российской  Федерации,
муниципальными  образованиями,  лицами,  а  для лотерей - юридическими
лицами,    получившими   от   уполномоченного   государственного   или
муниципального  органа  право  на  проведение  таких  игр  в  порядке,
установленном законом, - и участниками игр основаны на договоре.
     Пунктом   2  статьи  1063  ГК  РФ  установлено,  что  в  случаях,
предусмотренных правилами организации игр, договор между организатором
и участником игр оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или
иного документа, а также иным способом.
     Согласно  пункту  5  статьи  2 Закона N 138-ФЗ лотерейный билет -
документ,  удостоверяющий  в  соответствии с Законом N 138-ФЗ право на
участие  в  лотерее  и  служащий  для  оформления договорных отношений
организатора лотереи с участником лотереи.
     Таким   образом,   реализация  лотерейных  билетов  по  договорам
купли-продажи   фактически  означает  заключение  между  организатором
лотереи  и  первым  распространителем  договоров  на  право  участия в
розыгрыше.
     Организаторы   лотерей   часто   заключают  с  распространителями
лотерейных  билетов  договоры  купли-продажи  билетов вместо договоров
комиссии;  при  этом  роль  комиссионного  вознаграждения  играет  так
называемая  торговая  скидка, предоставляемая организатором лотереи от
номинальной  цены билета. Такая схема применяется с целью освобождения
распространителей от уплаты НДС, так как согласно подпункту 9 пункта 2
статьи  149  Налогового  кодекса  Российской Федерации (далее - НК РФ)
реализация  лотерейных  билетов не подлежит налогообложению налогом на
добавленную стоимость.
     Учитывая  вышеизложенное,  по  вопросу налогообложения налогом на
добавленную   стоимость  операций  по  реализации  лотерейных  билетов
индивидуальным  предпринимателем  в  2003 и 2004 годах сообщаем, что в
соответствии  с  пунктом  14  Методических  рекомендаций по применению
главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденных приказом
МНС  России  от  20.12.2000  N БГ-3-03/447, при применении подпункта 9
пункта 2 статьи 149 НК РФ следует иметь в виду, что от налогообложения
освобождается  реализация  лотерейных билетов по ценам, не превышающим
их  номинальную стоимость. Однако указанная льгота не распространяется
на перепродажу лотерейных билетов по ценам, превышающим их номинальную
стоимость, а также на посреднические услуги, связанные с их продажей.
     В  связи  с  тем,  что  распространитель  лотерейных  билетов  по
заключенным    договорам    купли-продажи   становится   собственником
лотерейных  билетов,  не  приобретая  при  этом  статуса  организатора
лотереи  и  не  имея  разрешения  уполномоченного органа, он не вправе
применять  освобождение  от  уплаты  НДС, предусмотренное подпунктом 9
пункта 2 статьи 149 НК РФ.
     По   вопросу   налогообложения   налогом  с  продаж  операций  по
реализации  лотерейных  билетов индивидуальным предпринимателем в 2003
году  сообщаем,  что  согласно  подпункту  2 пункта 1 статьи 348 НК РФ
налогоплательщиками   налога   с  продаж  признавались  индивидуальные
предприниматели.
     В  соответствии  со  статьей  349  НК РФ объектом налогообложения
налогом  с продаж признавались операции по реализации физическим лицам
товаров  (работ,  услуг) на территории субъекта Российской Федерации в
том случае, если такая реализация осуществлялась за наличный расчет, а
также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
     Лотерейная   деятельность  в  Российской  Федерации  регулируется
положениями статьи 1063 Гражданского кодекса и Законом N 138-ФЗ.
     В   соответствии   со   статьей   1063   ГК  РФ  отношения  между
организаторами   лотерей  и  участниками  игр  основаны  на  договоре,
оформленном  выдачей  лотерейного  билета.  Таким  образом, лотерейный
билет является свидетельством заключения договора между учредителями и
участниками  лотереи,  подтверждающим  право  его владения и участия в
лотерее.   Следовательно,   реализация  лотерейных  билетов  не  может
рассматриваться   как   реализация  товаров  (работ,  услуг).  Поэтому
стоимость  лотерейных  билетов налогом с продаж не облагается в случае
их реализации организатором или оператором лотереи.
     Организаторы   лотерей   часто   заключают  с  распространителями
лотерейных  билетов  договоры  купли-продажи  билетов вместо договоров
комиссии;  при  этом  роль  комиссионного  вознаграждения  играет  так
называемая  торговая  скидка, предоставляемая организатором лотереи от
номинальной цены билета.
     Таким  образом,  что  касается  налогообложения  налогом с продаж
суммы    комиссионного    вознаграждения,    являющегося   результатом
посреднической     деятельности    индивидуального    предпринимателя,
осуществляющего   продажу   (распространение)  лотерейных  билетов  по
договорам  комиссии,  то  такое  вознаграждение  облагается  налогом с
продаж только в случае оплаты комитентом оказанных комиссионером услуг
в наличной форме.
     Одновременно  обращаем  внимание  на то, что с 1 января 2004 года
глава 27 НК РФ "Налог с продаж" утратила силу.

Заместитель руководителя Управления
Федеральной налоговой службы
по Московской области
                                                         Б.П. Чаплыгин
25 октября 2004 г.
N 08-16/25488