ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 29 октября 2004 г. N 06-36/1 (Д) (Извлечения) Управление Федеральной налоговой службы России по Московской области направляет для сведения и руководства в работе свод писем по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" и главы 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Вопрос 1: Каков порядок документального подтверждения правомерности применения ставки налога на добавленную стоимость при корректировке фактурной и таможенной стоимости? Ответ: В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при условии представления документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса. Налоговая база по налогу в соответствии с положениями пункта 1 статьи 153 Кодекса при реализации налогоплательщиком товаров, если иное не предусмотрено указанной статьей, определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога на добавленную стоимость. Согласно пункту 1 статьи 40 Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 40 Кодекса, для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 165 Кодекса в целях подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов налогоплательщиком - экспортером товаров представляется в налоговые органы контракт (копия контракта) с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, в котором указывается цена поставляемых на экспорт товаров. В то же время во внешнеторговом договоре (контракте) могут отсутствовать фиксированные цены при одновременном отражении лишь условий определения окончательной цены товара либо могут содержаться положения, согласно которым окончательная цена товара определяется по результатам его приемки по количеству и качеству покупателем. В частности, условиями внешнеторгового договора может быть определено, что цена товара, вывозимого за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта, определяется по формуле с использованием показателей биржевых котировок на дату пересечения границы. Кроме копии контракта, указанного выше, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 165 Кодекса налогоплательщиком должна быть представлена грузовая таможенная декларация (ее копия) с необходимыми отметками российских таможенных органов. В соответствии с требованиями приказа ГТК России от 21.08.2003 N 915 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации" (вступил в силу с 1 января 2004 года) в графе 42 "Фактурная стоимость" грузовой таможенной декларации указывается цена товара в валюте договора, приведенная в счете на оплату и (или) поставку товаров (в т.ч. составленном предварительно) или рассчитанная исходя из условий договора, если по условиям договора счет на оплату или поставку товаров оформляется после поставки товаров, если товары вывозятся с территории Российской Федерации в счет исполнения обязательств по договору международной купли-продажи (мены) или по иному договору, на который в соответствии с актами законодательства Российской Федерации установлено требование об оформлении документа валютного контроля (паспорта сделки) или паспорта бартерной сделки. В условиях действия приказа ГТК России от 16.12.98 N 848 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации" (действовал до 1 января 2004 года) в графе 42 грузовой таможенной декларации указывалась в валюте договора цена товаров, фактически уплаченная или подлежащая уплате либо компенсируемая встречными поставками товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с условиями возмездного договора. Таким образом, и до 1 января 2004 года, и после 1 января 2004 года нормативные акты Государственного таможенного комитета Российской Федерации предполагают возможность проставления в графе 42 грузовой таможенной декларации предварительной (ориентировочной) цены, зафиксированной во внешнеторговом договоре (контракте), либо расчетной цены, определенной на дату отгрузки товаров в соответствии с установленными во внешнеторговом договоре (контракте) условиями ее расчета. Контроль за достоверностью заявляемой фактурной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении корректировки их таможенной стоимости, входит в компетенцию таможенных органов Российской Федерации, а результаты корректировки фактурной стоимости товаров отражаются в форме письменного заявления сведений, необходимых для таможенных целей, на бланке корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (далее - КТС). Так, в графе 42 "Фактурная стоимость товара" КТС в случае составления КТС с уточнением фактурной стоимости товара указывается уточненная и документально подтвержденная стоимость товара, вывезенного за пределы таможенной территории Российской Федерации. При этом указанные формы являются неотъемлемой частью грузовой таможенной декларации, в которой делается соответствующая отметка: "ТС уточняется. Дата представления декларантом документов "--" ---------". Таким образом, в случае если фактурная и таможенная стоимости экспортированного товара корректировались, а КТС налогоплательщиком не представлялись, налоговые органы в рамках проведения проверки правомерности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, в том числе на предмет сопоставимости показателей документов, представляемых в соответствии со статьей 165 Кодекса, включая показатель "Цена экспортируемого товара", на основе положений, зафиксированных в статьях 31, 88 и 93 Кодекса, должны истребовать КТС дополнительно. Вопрос 2: Исчисляется ли налог на добавленную стоимость при продаже имущества в период конкурсного производства? Ответ: Согласно пункту 1 статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Закона условия продажи имущества должника должны предусматривать получение денежных средств за проданное имущество не позднее чем через месяц с даты заключения договора купли-продажи или семь дней с момента возникновения права собственности у покупателя. Таким образом, исходя из вышеуказанных положений законодательства о банкротстве продажа имущества должника признается реализацией, а денежные средства, полученные за проданное имущество, - выручкой от его реализации. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Согласно статье 39 Кодекса в целях налогообложения реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в т.ч. обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. Операции, не признаваемые объектом налогообложения, предусмотрены пунктом 2 статьи 146 Кодекса. Исключений из общего режима налогообложения в отношении продажи имущества, осуществляемого в рамках конкурсного производства, положениями вышеуказанного пункта статьи 146 Кодекса не предусмотрено. Учитывая вышеизложенное, операции по реализации имущества в рамках конкурсного производства признаются объектом налогообложения и, следовательно, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях. Вопрос 3: Каков порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в случае замены обязательства по оплате товара поставщику заемным обязательством? Ответ: Согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса. При этом в соответствии со статьей 172 Кодекса налоговые вычеты производятся при соблюдении следующих условий: - наличие счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и зарегистрированных в книге покупок; - наличие документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога поставщику товаров (работ, услуг), в бюджет (удержанных налоговыми агентами), при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; - принятие на учет приобретенных налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщику товаров (работ, услуг), подлежат вычету при соблюдении вышеназванных условий в том налоговом периоде, в котором покупателем перечислены денежные средства в соответствии с договором купли-продажи. При новировании (по соглашению сторон) долга, возникшего при осуществлении операций купли-продажи товаров (работ, услуг) в заем, право на вычет сумм налога на добавленную стоимость у покупателя этих товаров (работ, услуг) возникает по мере исполнения обязательств по договору займа. <...> Вопрос 5: Каков порядок выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, в случае, если договор с нефтеперерабатывающим заводом о переработке сырой нефти заключает не сам собственник этой нефти, а его комиссионер? Ответ: Как следует из положений подпункта 4 пункта 4 статьи 179.1 Кодекса, а также пункта 9.1.2 Порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, утвержденного приказом МНС России от 06.02.2003 N БГ-3-03/52, для получения свидетельства на оптовую реализацию организация - собственник сырой нефти вместо документов, подтверждающих право собственности, право хозяйственного ведения и (или) оперативного управления на мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов, может представить в налоговый орган надлежащим образом заверенную копию договора на оказание услуг по переработке нефти с отметкой налогового органа по месту нахождения организации, осуществляющей переработку нефти. При этом указанная отметка (штамп налогового органа и подпись должностного лица) проставляется при представлении в налоговый орган по месту нахождения организации - переработчика давальческой нефти копии договора на оказание услуг по переработке нефти. Данная норма Кодекса предусмотрена для собственников давальческого сырья, не имеющих в собственности соответствующих мощностей для получения свидетельства. Представление в налоговый орган указанного договора должно свидетельствовать о наличии подакцизных нефтепродуктов в собственности у лица, желающего получить свидетельство на их оптовую реализацию. Если же договор с нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ) о переработке сырой нефти заключает не сам собственник этой нефти, а его комиссионер, то в этом случае необходимо исходить из следующего. Согласно пункту 1 статьи 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 996 Гражданского кодекса вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Исходя из изложенного, если в договоре о переработке нефти, заключенном с НПЗ от своего имени посредником собственника нефти, не указано, что данная сделка заключается по поручению этого конкретного собственника и соответственно выработанные из передаваемой на переработку нефти нефтепродукты также являются собственностью последнего, данный договор не может служить основанием для получения собственником сырья вышеуказанного свидетельства. Вопрос 6: Каков порядок пересчета объема нефтепродуктов из литров в тонны? Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 187 Кодекса налоговая база по операциям получения нефтепродуктов лицами, имеющими свидетельство (в т.ч. при приобретении нефтепродуктов в собственность), определяется как объем полученных (оприходованных) нефтепродуктов в натуральном выражении. Сумма акциза по приобретенным нефтепродуктам согласно положениям статьи 194 Кодекса исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки (размеры которой установлены в п. 1 ст. 193 Кодекса) и налоговой базы, определенной в вышеуказанном порядке. Если же количество приобретенных нефтепродуктов определено в литрах, то в целях определения суммы акциза налоговую базу следует определять расчетным путем исходя из количества приобретенных нефтепродуктов в литрах и средних значений плотности по каждому конкретному виду этих нефтепродуктов, установленных в ГОСТах, регламентирующих производство этих видов нефтепродуктов. Одновременно сообщаем, что в соответствии с разъяснением Департамента экономического регулирования Минэнерго России по информации Всероссийского научно-исследовательского института по переработке нефти (ОАО "ВНИИ НП") в зависимости от марки автомобильного бензина можно принять следующие средние значения плотности: для А-76 (АИ-80) - 0,715 г/куб. см, для АИ-92 - 0,735 г/куб. см, для АИ-95 - 0,750 г/куб. см, для АИ-98 - 0,765 г/куб. см. Также необходимо иметь в виду, что в соответствии с ГОСТ Р 51176-98 "Нефтепродукты. Оформление технического заключения (допуска) к производству и применению" вновь разрабатываемые нефтепродукты требуют оформления указанного допуска и сертификации в системе ГОСТ Р независимо от наличия сертификатов на исходные продукты. Следовательно, нефтепродукты, производимые по различным техническим условиям, разработанным их производителями, как новый вид топлива подлежат испытаниям Межведомственной комиссией по допуску к производству и применению топлива, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте России, по результатам которых производителю указанного топлива должно быть выдано техническое заключение (допуск) к производству и применению, свидетельствующее о том, что этот продукт по своим основным эксплуатационным свойствам и фракционному составу соответствует требованиям и техническим характеристикам государственного стандарта, регламентирующего процесс производства того или иного подакцизного нефтепродукта. Вопрос 7: Должны ли включаться в налогооблагаемую базу у организаций, оказывающих коммунальные услуги, суммы дотаций, предоставляемых из бюджета на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, установленных законодательством для отдельных категорий потребителей? Ответ: В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса реализация товаров (работ, услуг) признается объектом налогообложения. Согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено данной статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них налога. Пунктом 2 статьи 154 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Таким образом, из указанной нормы следует, что если реализация товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам с учетом предоставляемых дотаций из бюджетов различного уровня или согласно федеральному законодательству отдельным потребителям предоставляются льготы при приобретении ими товаров (работ, услуг), то налоговая база у продавца определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисляемая исходя из фактических цен их реализации. В связи с этим организации, реализующие коммунальные услуги населению по льготным тарифам в соответствии с федеральным законодательством, определяют налоговую базу по налогу на добавленную стоимость согласно вышеуказанной норме Кодекса исходя из льготных тарифов. При этом средства, выделяемые из соответствующего бюджета на возмещение убытков вышеуказанным организациям, не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость. Следовательно, возмещение организациям убытков, связанных с реализацией ими товаров (работ, услуг) с учетом льгот, предоставляемых отдельным категориям потребителей в соответствии с федеральным законодательством, должно осуществляться без учета налога на добавленную стоимость. Вопрос 8: Можно ли заполнить счет-фактуру "рукописно-машинным" способом, то есть часть записей напечатать на компьютере, а часть - внести от руки? Можно ли на основании такого счета-фактуры принять к вычету НДС? Ответ: В соответствии с действующим порядком применения налога на добавленную стоимость налоговый вычет по приобретенным товарам (работам, услугам) производится налогоплательщиком по мере их оплаты и оприходования, а также при наличии полученных от поставщиков и зарегистрированных в книге покупок счетов-фактур по этим товарам. При этом счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Следует учитывать, что изменения внешней формы счета-фактуры, в том числе заполнение счета-фактуры комбинированно (компьютерным и ручным способом), не должны нарушать последовательности расположения, содержания и числа показателей, утвержденных в типовой форме счета-фактуры постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость". В связи с этим счета-фактуры, заполненные комбинированным способом, составленные с соблюдением указанных требований, могут быть признаны соответствующими требованиям налогового законодательства. <...> Вопрос 11: Освобождается ли от НДС предоставление в аренду гостиничных номеров для офиса и проживания персонала итальянской организации? Ответ: Одним из обязательных условий для применения освобождения, установленного пунктом 1 статьи 149 Кодекса, является соблюдение принципа взаимности, предполагающего предоставление иностранным гражданам и организациям в России ровно такого же объема освобождений, какой установлен законодательством иностранного государства и действует в отношении российских граждан и организаций, арендующих помещения за рубежом. В случае если иностранное законодательство содержит ограничения по видам арендуемых помещений, по категориям арендаторов или арендодателей либо вообще не предусматривает аналогичное освобождение, то в отношении иностранных граждан и организаций льгота в Российской Федерации должна действовать с такими же ограничениями или не применяться никак. В целях соблюдения данного принципа МНС России совместно с МИД России проводит мониторинг соответствующих положений законодательства иностранных государств, устанавливающих аналогичную льготу, на основании которого составляется перечень иностранных государств, в отношении граждан и организаций которых в Российской Федерации применяются нормы указанного пункта. Перечень иностранных государств, утвержденный приказом МИД России и МНС России от 13.11.2000 N 13747/БГ-3-06/386, и список, приложенный к письму Госналогслужбы России от 13.07.94 N ЮУ-6-06/80н, формально не отменены, но фактически не могут применяться в отношении всех перечисленных в них государств, поскольку налоговое законодательство ряда стран, устанавливавшее аналогичное освобождение на момент составления списка и перечня, в настоящее время такового не предусматривает. В связи с этим предоставление в Российской Федерации полного освобождения при аренде помещений иностранным организациям-резидентам государств, в которых аналогичное освобождение не предусмотрено национальным законодательством или действует в ограниченном объеме, нарушает условие взаимности, установленное Кодексом, и является недопустимым. Кроме того, с момента принятия Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ изменилась редакция пункта 1 статьи 149 Кодекса, которая теперь не содержит установленных прежде ограничений по видам помещений (служебные и жилые), отмеченных также и в вышеназванных списке и перечне. В связи с этим вплоть до утверждения нового перечня, находящегося сейчас на стадии согласования с МИД России, вопрос о предоставлении льготы резиденту конкретного иностранного государства может быть решен после его уточнения в МНС России (Управление международных налоговых отношений), которое располагает соответствующей информацией и законодательными актами большинства зарубежных стран. В частности, по информации, предоставленной МИД России, действующим в настоящее время законодательством Италии не предусмотрено предоставление льготы по НДС при сдаче в аренду помещений нерезидентам Италии. В связи с изложенным предоставление в аренду гостиничных номеров итальянской организации облагается НДС. <...> Вопрос 14: Является ли указание поставщиком в графе 10 счета-фактуры "Россия" или "РФ" нарушением при заполнении счета-фактуры? Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик налога на добавленную стоимость имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения. Согласно пункту 1 статьи 169 и пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов. Таким образом, для осуществления вычета сумм налога, предъявленных налогоплательщику контрагентами по товарам (работам, услугам), должны быть соблюдены все необходимые условия: товары (работы, услуги) оплачены, приняты к учету, имеется счет-фактура с выделенной суммой налога на добавленную стоимость. Право на вычет уплаченной суммы налога на добавленную стоимость возникает у налогоплательщика не ранее того налогового периода, в котором все вышеуказанные условия выполнены. В соответствии с пунктом 2 статьи 169 Кодекса счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. В пункте 5 статьи 169 Кодекса перечислены все обязательные реквизиты, которые должен содержать правильно оформленный счет-фактуру. Так, согласно подпункту 13 пункта 5 статьи 169 Кодекса обязательным реквизитом счета-фактуры является страна происхождения товара. В то же время в данном пункте статьи 169 Кодекса указано, что соответствующая графа счета-фактуры "Страна происхождения товара" заполняется в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. Таким образом, при выставлении счета-фактуры при реализации товара, страной происхождения которого является Российская Федерация, графа 10 (страна происхождения товара) счета-фактуры не заполняется. Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 169 Кодекса невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не может считаться основанием для отказа принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцом. Учитывая изложенное, указание поставщиком в графе 10 счета-фактуры "Россия" или "РФ" не является нарушением при заполнении счета-фактуры. В соответствии с Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила), если продавец и грузоотправитель одно и то же лицо, то в строке 3 счета-фактуры пишется "он же". Одновременно следует отметить, что указанный метод заполнения счета-фактуры продавцом не распространяется на заполнение им соответствующих строк счета-фактуры, касающихся информации о покупателе, являющемся одновременно грузополучателем. В данном случае при реализации товаров в строке 4 счета-фактуры продавцом указывается полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес, а в строке 6 указывается полное или сокращенное наименование покупателя в соответствии с учредительными документами. В случае оформления счета-фактуры с нарушением требований пункта 5 статьи 169 Кодекса покупатель товаров (работ, услуг) не вправе принять к вычету или возмещению суммы налога на добавленную стоимость на основании такого счета-фактуры. Счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут регистрироваться в книге покупок (п. 14 Правил). При этом на основании пункта 29 Правил в счета-фактуры могут быть внесены исправления, которые должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. Регистрация в книге покупок счетов-фактур с внесенными в них исправлениями производится в том налоговом периоде, в котором счета-фактуры с указанными исправлениями получены. Одновременно, учитывая, что покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, в целях определения суммы налога, предъявляемой в установленном порядке к вычету (возмещению) (п. 7 Правил), налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в книгу покупок и изменения в налоговую декларацию, представив в налоговый орган уточненную декларацию (ст. 81 Кодекса) за тот налоговый период, в котором были допущены ошибки (искажения). При этом показатели исправленного счета-фактуры отражаются в налоговой декларации за текущий налоговый период (на дату внесения исправлений в счет-фактуру). <...> Вопрос 16: Каков порядок уплаты НДС иностранной организацией, которая реализует на территории России облагаемые НДС операции, имеющей несколько обособленных подразделений? Ответ: Согласно статье 144 Кодекса иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Это означает, что постановка на учет привязана к обособленному подразделению иностранной организации, непосредственно осуществляющему деятельность на территории Российской Федерации. Вместе с тем специальной процедуры постановки на учет в налоговом органе иностранных организаций в качестве плательщиков НДС в настоящее время российским законодательством не установлено. В то же время пункт 2.1.1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 (далее - Положение), обязывает иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году, через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения, встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности с присвоением ИНН. Согласно пункту 2.1.1.2 Положения иностранная организация, осуществляющая деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, обязана встать на учет в каждом из них. Кроме того, иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе в каждом из мест осуществления деятельности вне зависимости от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов. Таким образом, на учете в налоговых органах по месту осуществления деятельности состоят сами иностранные организации, а не их обособленные подразделения, и, являясь налогоплательщиками по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах, эти организации уплачивают причитающиеся налоги и сборы в бюджеты всех уровней в каждом из мест нахождения своих обособленных подразделений в Российской Федерации. При этом обособленное подразделение иностранной организации, состоящей на учете в одном налоговом органе, не может быть признано головным в отношении другого обособленного подразделения той же организации, состоящей на учете в другом налоговом органе, поскольку все российские подразделения иностранной организации являются ее структурными подразделениями и входят в состав иностранной организации, а не в состав какого-либо одного подразделения. Сама же головная организация является лицом с постоянным местопребыванием в иностранном государстве, по законодательству которого уплачивает налоги по деятельности за пределами Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 174 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах. Таким образом, если иностранная организация имеет несколько обособленных подразделений, через которые она реализует на территории Российской Федерации облагаемые НДС товары (работы, услуги), и состоит на учете в налоговых органах в каждом из мест осуществления деятельности, она должна исчислять и уплачивать НДС по каждому подразделению отдельно исходя из стоимости фактически реализованных таким подразделением товаров (работ, услуг). При этом по налоговым обязательствам каждого подразделения иностранная организация составляет отдельные декларации, которые в силу пункта 5 статьи 174 Кодекса представляются в соответствующие налоговые органы по каждому месту учета. <...> Вопрос 18: Является ли правомерным применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в случае представления векселя (включая вексель Сбербанка Российской Федерации) как документа, подтверждающего фактическое поступление выручки от иностранного лица за товары, реализуемые на экспорт? Ответ: В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников СНГ), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, подтверждающих фактический экспорт товаров, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов. При этом организации, реализующие эти товары, имеют право на налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, в порядке, определенном статьями 172 и 176 Кодекса. Перечень документов, подтверждающих особенности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации указанных товаров, определен пунктом 1 статьи 165 Кодекса. Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: - контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации; - выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанных товаров на счет налогоплательщика в российском банке; - грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; - копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Отсутствие хотя бы одного из указанных в перечне документов (в т.ч. выписки банка) не дает права на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов. Представление векселя (включая вексель Сбербанка Российской Федерации) как документа, подтверждающего фактическое поступление выручки от иностранного лица за товары, реализуемые на экспорт, не может служить основанием для подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговые вычеты, поскольку вексель представляет собой не оплату, а лишь обязательство об уплате. Таким образом, представляя в налоговые органы вексель вместо выписки банка, налогоплательщики нарушают требования по подтверждению фактического экспорта товаров и соответственно не могут реализовать право на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов. Заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Московской области Б.А. Курочкин 29 октября 2004 г. N 06-36/1 |