О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ. ОБЗОР ПЕРЕПИСКИ С НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ПО ВОПРОСАМ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2004 ГОДА. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по Московской области. 01.12.04 06-36/2

                  О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ.
     ОБЗОР ПЕРЕПИСКИ С НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ
        ПО ВОПРОСАМ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ
                   СТОИМОСТЬ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2004 ГОДА

                                ПИСЬМО

               УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
                        ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                          1 декабря 2004 г.
                              N 06-36/2

                                 (Д)


     Управление  ФНС  России  по Московской области, обобщив имеющуюся
переписку по порядку налогообложения налогом на добавленную стоимость,
выделяет следующие вопросы.
     1.  В  соответствии  со  статьей 24 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  налоговыми агентами признаются лица, на
которых  в соответствии с Кодексом возложена обязанность по исчислению
и  удержанию  у  налогоплательщика  налогов, а также перечислению их в
соответствующий бюджет (внебюджетные фонды).
     Лица,  признаваемые  налоговыми  агентами в части исчисления НДС,
определены в статье 161 Кодекса.
     Так, налоговыми агентами признаются:
     - лица, арендующие на территории России у органов государственной
власти  и  управления  и  органов  местного самоуправления федеральное
имущество, имущество субъектов федерации и муниципальное имущество;
     - организации  и  индивидуальные  предприниматели,  состоящие  на
учете  в  налоговых  органах, которые приобретают на территории России
товары  (работы,  услуги)  у  иностранных лиц, не состоящих на учете в
налоговых органах;
     - органы,    организации    и   индивидуальные   предприниматели,
уполномоченные    осуществлять   на   территории   России   реализацию
конфискованного  имущества,  бесхозяйных,  скупленных  и перешедших по
праву наследования к государству ценностей, а также кладов.
     При аренде федерального имущества, имущества субъектов Российской
Федерации и муниципального имущества следует иметь в виду следующее.
     Обязанности налогового агента возникают только у тех лиц, которые
арендуют  имущество непосредственно у органов государственной власти и
управления  или  органов местного самоуправления. То есть только в том
случае,  когда  арендодателем выступает орган государственной власти и
управления или орган местного самоуправления либо когда арендодателями
выступают  орган  государственной  власти и управления (орган местного
самоуправления)  и  балансодержатель  данного имущества, не являющийся
органом   государственной   власти   и  управления  (органом  местного
самоуправления).
     То   есть  договор  аренды  государственного  или  муниципального
имущества   должен   быть  заключен  непосредственно  с  комитетом  по
управлению   имуществом  (департаментом  недвижимости)  либо  являться
тройственным договором.
     В   тройственном   договоре   со   стороны  арендатора  выступает
организация    или    индивидуальный   предприниматель,   со   стороны
арендодателя  -  орган  государственной  власти  и  управления  (орган
местного    самоуправления)    и   балансодержатель   государственного
(муниципального)  имущества,  не  являющийся  органом  государственной
власти и управления или органом местного самоуправления.
     Налоговая   база   при   аренде  государственной  (муниципальной)
собственности определяется как сумма арендной платы с учетом НДС.
     Если  в  качестве  арендодателя  выступает организация, у которой
государственное  или  муниципальное  имущество,  сдаваемое  в  аренду,
находится  в  хозяйственном  ведении  или  в оперативном управлении, у
арендатора  обязанности  налогового агента не возникает. В этом случае
организация-арендодатель  должна  сама осуществлять расчеты с бюджетом
по НДС в общеустановленном порядке.
     При  приобретении  на  территории  Российской  Федерации  товаров
(работ,  услуг)  у  иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых
органах  России,  налоговая  база  определяется  как  сумма доходов от
реализации товаров (работ, услуг) с учетом НДС и определяется отдельно
по каждому случаю оплаты иностранному лицу товаров (работ, услуг).
     С  1  января  2004  года  вступил в действие Федеральный закон от
08.12.2003  N  163-ФЗ  "О  внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".
     Данный  Закон  изменил  порядок  уплаты НДС налогоплательщиками -
иностранными  лицами,  не  состоящими  на  учете  в  налоговых органах
Российской   Федерации   в   качестве   налогоплательщиков,  в  случае
реализации  ими  товаров  (работ,  услуг) на территории России. Теперь
налоговые  агенты  должны  уплачивать  налог  одновременно  с выплатой
(перечислением) денежных средств указанным налогоплательщикам.
     Специализированной  организацией  по  реализации  конфискованного
имущества  является  Российский  фонд  федерального имущества. Об этом
говорится   в  постановлении  Правительства  Российской  Федерации  от
19.04.2002  N 260 "О peaлизации арестованного, конфискованного и иного
имущества,  обращенного  в собственность государства". Российский фонд
федерального  имущества  в  свою  очередь  может  на конкурсной основе
привлечь  юридических  и  физических  лиц к реализации конфискованного
имущества.
     Налоговая  база  при  реализации указанного имущества (ценностей)
определяется  исходя из его цены с учетом положений статьи 40 Кодекса.
В  цену  имущества  также  включаются  НДС  и  акцизы (для подакцизных
товаров).
     2.  В соответствии со статьей 990 Гражданского кодекса Российской
Федерации   (далее   -  ГК  РФ)  по  договору  комиссии  одна  сторона
(комиссионер)  обязуется  по  поручению  другой стороны (комитента) за
вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но
за счет комитента.
     Согласно статье 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг)
налогоплательщик  дополнительно  к  цене  (тарифу) реализуемых товаров
(работ,  услуг)  обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую
сумму  налога.  Не  позднее  пяти  дней  считая со дня отгрузки товара
(выполнения   работ,   оказания  услуг)  выставляются  соответствующие
счета-фактуры.
     Порядок  выставления  счетов-фактур  установлен Правилами ведения
журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и
книг   продаж   при  расчетах  по  налогу  на  добавленную  стоимость,
утвержденными  постановлением  Правительства  Российской  Федерации от
02.12.2000 N 914 (с учетом последующих изменений и дополнений).
     При  реализации посредником, выступающим от своего имени, товаров
(работ,   услуг)   комитента  (принципала)  счет-фактура  выставляется
посредником   в   двух   экземплярах  от  своего  имени.  При  этом  в
счете-фактуре  указывается стоимость товара, по которой он реализуется
покупателю,  и  сумма  налога на добавленную стоимость, исчисленная со
стоимости   реализуемого   товара.   Номер   указанному  счету-фактуре
присваивается посредником в соответствии с хронологией выставляемых им
счетов-фактур.    Один   экземпляр   передается   покупателю,   второй
подшивается  в  журнал учета выставленных счетов-фактур у комиссионера
без  регистрации  в  книге  продаж.  Комитент  (принципал)  выставляет
счет-фактуру   на   имя  посредника  с  нумерацией  в  соответствии  с
хронологией  выставляемых  комитентом  (принципалом)  счетов-фактур. В
книге покупок посредника этот счет-фактура не регистрируется.
     Показатели  счета-фактуры,  выставленного посредником покупателю,
отражаются  в  счете-фактуре,  выставляемом  комитентом  (принципалом)
посреднику и регистрируемом в книге продаж у комитента (принципала).
     В соответствии с частью второй Кодекса организации, не являющиеся
плательщиками   НДС,  не  обязаны  выписывать  счета-фактуры.  Поэтому
комиссионер,  который  в  соответствии с законодательством не является
плательщиком  НДС,  не  обязан  выставлять  комитенту  счет-фактуру на
стоимость своих услуг (т.е. на сумму комиссионного вознаграждения).
     В  то же время следует принимать во внимание, что в данном случае
организация,   не   являющаяся  плательщиком  НДС,  выступает  в  роли
комиссионера,  реализующего  товары,  принадлежащие комитенту, который
является плательщиком НДС.
     Учитывая,    что    показатели    счета-фактуры,    выставляемого
комиссионером    покупателю,    должны   соответствовать   показателям
счета-фактуры, регистрируемого комитентом, комиссионер, в том числе не
являющийся   плательщиком   НДС   в  связи  с  применением  одного  из
специальных  режимов  налогообложения,  предусмотренного частью второй
Кодекса,   должен   оформлять   на   имя   покупателя  счет-фактуру  в
общеустановленном порядке.
     3. Порядок применения налога на добавленную стоимость по товарам,
происходящим и ввозимым с территории Республики Беларусь на территорию
Российской  Федерации, регламентируется нормами статьи 13 Федерального
закона  от  05.08.2000  N  118-ФЗ  "О введении в действие части второй
Налогового   кодекса  Российской  Федерации"  (с  учетом  изменений  и
дополнений),  в  соответствии  с которыми при реализации на территории
Российской  Федерации  данных  товаров  налог на добавленную стоимость
уплачивается  по  ставкам  и  в  порядке,  которые  предусмотрены  для
товаров,  произведенных  на  территории Российской Федерации. При этом
суммы   налога  на  добавленную  стоимость,  уплаченные  хозяйствующим
субъектам   Республики   Беларусь,   подлежат  возмещению  в  порядке,
действовавшем  до 1 июля 2001 года, в соответствии с которым указанные
суммы  налога  принимаются  к  вычету  при условии выделения этих сумм
налога в расчетных документах отдельной строкой.
     Необходимо  отметить,  что  действующий  порядок  налогообложения
налогом  на  добавленную  стоимость товаров, приобретаемых российскими
налогоплательщиками  у хозяйствующих субъектов Республики Беларусь, не
предполагает  каких-либо  ограничений  по суммам налога на добавленную
стоимость,  принимаемым  к  вычету  у российских налогоплательщиков, в
случае применения различных размеров ставок этого налога на территории
Российской  Федерации  и  территории  Республики  Беларусь в отношении
одних и тех же товаров.
     Таким образом, российские налогоплательщики налога на добавленную
стоимость   имеют   право  принимать  к  вычету  суммы  этого  налога,
уплаченные   белорусским   поставщикам   при   приобретении   товаров,
облагаемых  на  территории  Республики  Беларусь по налоговой ставке в
размере 20 процентов и ввозимых на территорию Российской Федерации для
производственных  целей  или  последующей  перепродажи  с  применением
ставки налога в размере 18 процентов.
     Налогообложение  налогом  на  добавленную стоимость на территории
Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики
Беларусь  от  19.12.91 N 1319-ХП "О налоге на добавленную стоимость" с
учетом  изменений и дополнений (далее - Закон) и Инструкцией о порядке
исчисления  и  уплаты  налога  на  добавленную  стоимость утвержденной
постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от
31.01.2004 N 16, с учетом изменений и дополнений (далее - Инструкция).
     Так, положениями пункта 1 статьи 11 Закона и пункта 15 Инструкции
в  отношении  товаров,  реализуемых  белорусскими налогоплательщиками,
предусмотрено   применение  следующих  ставок  налога  на  добавленную
стоимость:
     1)  0  процентов - при реализации экспортируемых товаров. Товары,
вывозимые  с территории Республики Беларусь в Российскую Федерацию, по
нулевой   ставке   не   облагаются,   кроме  случаев,  предусмотренных
законодательными актами Республики Беларусь;
     2)  10  процентов  -  при  реализации  производимой на территории
Республики  Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветов,
декоративных   растений),   животноводства   (за  исключением  пушного
звероводства),    рыболовства    и    пчеловодства;   при   реализации
организациями  продовольственных  товаров,  и  товаров  для  детей  по
перечням,  определяемым  Советом  министров  Республики  Беларусь; при
реализации   организациями-изготовителями   товаров,   производимых  с
применением  новых  и  высоких  технологий,  по перечню, определяемому
Советом  министров  Республики  Беларусь.  При этом налоговая ставка в
размере  10 процентов применяется только при налогообложении указанных
товаров,   реализуемых   на   территории  Республики.  При  реализации
указанных  товаров  за  пределы Республики Беларусь их налогообложение
производится  с  применением  налоговой ставки в размере 20 процентов,
если иное не установлено законодательством Республики Беларусь;
     3)  18 процентов - при реализации товаров, не указанных в пунктах
1 и 2.
     В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь с 1 января
2004  года  обороты по реализации в Российскую Федерацию произведенной
на   территории  Республики  Беларусь  продукции  растениеводства  (за
исключением   цветов,   декоративных   растений),  животноводства  (за
исключением   пушного   звероводства),   рыболовства   и  пчеловодства
облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 18 процентов;
     4)  9,09  процента или 15,25 процента - при реализации товаров по
регулируемым розничным ценам (тарифам) с учетом налога.
     Необходимо  учитывать,  что  с  1  января  2005  года  вступают в
действие  поправки,  внесенные  в Налоговый кодекс Законом N 102-ФЗ, в
частности,   принцип   "страны  назначения"  при  взимании  НДС  будет
распространен  на  все  государства,  являющиеся  торговыми партнерами
Российской Федерации. Налоговые взаимоотношения с Республикой Беларусь
при  осуществлении  взаимной  торговли  товарами  (работами, услугами)
будут строиться на основе межправительственного соглашения.
     4.  Согласно  подпункту  1  пункта  1 статьи 146 Кодекса объектом
налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции
по   реализации   товаров  (работ,  услуг)  на  территории  Российской
Федерации. При этом в целях обложения налогом на добавленную стоимость
передача права собственности на товары, результатов выполненных работ,
оказание  услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров
(работ, услуг).
     В  связи с изложенным товары, безвозмездно переданные в рекламных
целях,  являются  объектом  налогообложения  по  налогу на добавленную
стоимость.
     При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи
154  Кодекса  при реализации товаров на безвозмездной основе налоговая
база  определяется  как  стоимость этих товаров, исчисленная исходя из
цен,  определяемых  в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40
Кодекса,  с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в
них налога на добавленную стоимость и налога с продаж.
     В  соответствии со статьей 171 Кодекса налоговым вычетам подлежат
суммы  налога,  предъявленные  налогоплательщику  и  уплаченные им при
приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации
для  осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по
налогу на добавленную стоимость.
     Учитывая  изложенное,  суммы  налога  на  добавленную  стоимость,
уплаченные  при  приобретении товаров (работ, услуг), используемых для
изготовления  товаров,  безвозмездно  передаваемых  для  дегустации  в
рекламных  целях,  следует  принимать  к  вычету  в  общеустановленном
порядке.
     5.  В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 151 Кодекса при
ввозе  товаров  на  таможенную  территорию  Российской  Федерации  под
таможенным   режимом   выпуска   для  свободного  обращения  налог  на
добавленную стоимость уплачивается в полном объеме.
     В  соответствии  с  пунктом 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат
суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику
и  уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории
Российской  Федерации  либо  уплаченные  налогоплательщиком  при ввозе
товаров  на  таможенную  территорию  Российской Федерации в таможенных
режимах   выпуска   для   свободного  обращения,  временного  ввоза  и
переработки   вне   таможенной   территории   в   отношении   товаров,
приобретаемых   для  осуществления  операций,  признаваемых  объектами
налогообложения  в  соответствии с главой 21 Кодекса, а также товаров,
приобретаемых для перепродажи.
     Согласно   пункту   1   статьи   172  Кодекса  налоговые  вычеты,
предусмотренные   статьей   171  Кодекса,  производятся  на  основании
счетов-фактур,     выставленных     продавцами     при    приобретении
налогоплательщиком  товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих
фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость.
     Вычетам  подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и
уплаченные  им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия
на  учет  указанных  товаров  (работ,  услуг)  с  учетом особенностей,
предусмотренных  статьей  172  Кодекса,  и при наличии соответствующих
первичных документов.
     Пунктом   10   Правил   ведения   журналов   учета  полученных  и
выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по
налогу   на   добавленную   стоимость,   утвержденных   постановлением
Правительства  Российской  Федерации от 02.12.2000 N 914, установлено,
что  при  ввозе  товаров  в  Россию основанием для регистрации в книге
покупок  счетов-фактур  является  таможенная  декларация  на  ввозимые
товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату налога
на добавленную стоимость на таможне.
     Таким  образом,  право налогоплательщика на возмещение из бюджета
сумм   НДС   обусловлено   фактами  уплаты  соответствующих  сумм  НДС
таможенным органам при ввозе товара и принятия товара на учет.
     Следовательно,  при  реализации предусмотренного пунктом 1 статьи
172  Кодекса  права налогоплательщик должен представить доказательства
понесенных  расходов по уплате сумм НДС и принятия указанных товаров к
учету.
     Согласно  статье 177 Кодекса сроки и порядок уплаты НДС при ввозе
товаров  на таможенную территорию Российской Федерации устанавливаются
таможенным законодательством Российской Федерации.
     В  соответствии  со  статьей  328  Таможенного кодекса Российской
Федерации  (далее  -  ТК РФ), вступившего в силу с 1 января 2004 года,
плательщиками  таможенных  пошлин,  налогов являются декларанты и иные
лица,  на  которых  ТК  РФ возложена обязанность уплачивать таможенные
пошлины,  налоги.  При  этом  любое  лицо  вправе  уплатить таможенные
пошлины, налоги за товары, перемещаемые через таможенную границу.
     В  соответствии  со статьей 159 TK РФ таможенный брокер вправе от
собственного  имени совершать любые операции по таможенному оформлению
и  выполнять  другие посреднические функции в области таможенного дела
за счет и по поручению представляемого лица.
     Таким  образом,  суммы НДС, уплаченные таможенным брокером, могут
быть приняты у организации-принципала к вычету при наличии контракта с
подтверждением,   что   товар   ввезен   именно  по  этому  контракту;
документов,  подтверждающих  уплату  НДС  таможенным органам при ввозе
товара  на  таможенную  территорию  РФ  за  счет  собственных  средств
организации-принципала; копии ГТД с отметкой таможенного органа "Товар
ввезен",  а также документов, подтверждающих факт оприходования товара
на   счетах   бухгалтерского  учета  организации-принципала  с  учетом
особенностей, установленных статьей 172 Кодекса.
     6.  В  соответствии  с  пунктом 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура
является  документом,  служащим  основанием для принятия предъявленных
сумм  налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой
21 Кодекса.
     Согласно  пункту 2 статьи 169 Кодекса счета-фактуры, составленные
и  выставленные  с  нарушением  порядка,  установленного пунктами 5, 6
указанной   статьи,   не   могут   являться  основанием  для  принятия
предъявленных   покупателю   продавцом   сумм   налога  к  вычету  или
возмещению.    Невыполнение    требований    к    счету-фактуре,    не
предусмотренных  пунктами  5,  6  указанной  статьи, не может являться
основанием  для  отказа  принять  к вычету суммы налога, предъявленные
продавцом.
     Порядок   ведения   журнала   учета   полученных  и  выставленных
счетов-фактур,    книг   покупок   и   книг   продаж   устанавливается
Правительством Российской Федерации (п. 8 ст. 169 Кодекса).
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2004 N
84  "О  внесении  изменений и дополнений в постановление Правительства
Российской  Федерации от 2 декабря 2000 года N 914" в состав реквизита
счета-фактуры внесены следующие изменения и дополнения:
     - состав   реквизита   счета-фактуры   "Идентификационный   номер
налогоплательщика" дополнен кодом причины постановки на учет;
     - введена расшифровка подписей руководителя и главного бухгалтера
организации или индивидуального предпринимателя;
     - проставление    печати    на    счетах-фактурах   Кодексом   не
предусмотрено,    поэтому    этот   показатель   исключен   из   формы
счета-фактуры. Кроме того, в форме счета-фактуры теперь нет показателя
"Выдал (подпись ответственного лица от продавца)";
     - внесено  дополнение  для  отражения  в  строке  5 счета-фактуры
реквизитов  кассового  чека.  Это  вызвано изменением пункта 16 Правил
ведения  журналов  учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг
покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость,
утвержденных  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
02.12.2000  N 914 (далее - Правила), который требует при реализации за
наличный  расчет  выдавать  кассовый  чек  и  счет-фактуру, содержащий
ссылку на этот чек.
     В  соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации
от  23.05.96  N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов
Президента   Российской   Федерации   и   нормативных  правовых  актов
федеральных  органов исполнительной власти" официальным опубликованием
актов  Правительства  Российской  Федерации  считается  публикация  их
текстов   в   "Российской  газете"  или  в  Собрании  законодательства
Российской Федерации.
     Согласно   пункту   6  вышеназванного  Указа  акты  Правительства
Российской  Федерации,  затрагивающие  права,  свободы  и  обязанности
человека  и  гражданина,  устанавливающие  правовой статус федеральных
органов  исполнительной  власти,  а также организаций, вступают в силу
одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи
дней после дня их первого официального опубликования.
     Учитывая  изложенное,  а  также  принимая  во  внимание  то,  что
указанное   постановление   Правительства   Российской   Федерации  от
16.02.2004  N  84  официально опубликовано в Собрании законодательства
Российской   Федерации   23.02.2004,   суммы   налога  на  добавленную
стоимость,  указанные в счете-фактуре, выставленном после 1 марта 2004
года  и  в котором отсутствуют код причины постановки на учет, а также
расшифровки  подписей  руководителя  и главного бухгалтера организации
или индивидуального предпринимателя, к вычету приниматься не должны.
     В   соответствии   с   пунктом   14   Правил   счета-фактуры,  не
соответствующие   установленным   нормам   их   заполнения,  не  могут
регистрироваться в книге покупок.
     В  соответствии  с  пунктом  29  Правил  исправления, внесенные в
счета-фактуры,  должны  быть  заверены подписью руководителя и печатью
продавца с указанием даты внесения исправления.
     Таким  образом,  счета-фактуры,  составленные  и  выставленные  с
нарушением   порядка   статьи   169   Кодекса   и   Правил,  не  могут
регистрироваться  в  книге  покупок до внесения продавцом исправлений,
заверенных    продавцом   (подписью   руководителя   организации   или
индивидуального  предпринимателя  и  печатью  организации) с указанием
даты внесения исправления.
     В   случае   внесения   продавцом   исправлений  в  счет-фактуру,
зарегистрированный  покупателем в книге покупок, покупатель сторнирует
в  книге  покупок  запись  по  такому  счету-фактуре  в  том налоговом
периоде, в котором была произведена его регистрация, и заверяет данную
запись  подписью  руководителя  организации и печатью с указанием даты
внесения исправлений.
     Исправления,   внесенные   продавцом   в   счет-фактуру,   должны
заверяться   подписью   продавца   -   руководителя   организации  или
индивидуального   предпринимателя  и  печатью  организации-продавца  с
указанием  даты  внесения  исправления.  Регистрация  в  книге покупок
счетов-фактур  с  внесенными  в  них  исправлениями производится в том
налоговом  периоде, в котором счета-фактуры с указанными исправлениями
получены.
     Пунктом 7 Правил установлено, что покупатели ведут книгу покупок,
предназначенную    для    регистрации    счетов-фактур,   выставленных
продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость,
предъявленной к вычету (возмещению) в установленном порядке.
     Согласно   пункту   1   статьи   81   Кодекса   при   обнаружении
налогоплательщиком  в поданной им налоговой декларации неотражения или
неполноты  отражения  сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению
суммы   налога,  подлежащей  уплате,  налогоплательщик  обязан  внести
необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
     Таким  образом,  налогоплательщик-покупатель  в  случае  внесения
продавцом  исправлений  в  счет-фактуру, зарегистрированный им в книге
покупок, должен представить в налоговый орган уточненную декларацию за
тот налоговый период, в котором были допущены ошибки (искажения).
     При  этом  показатели  исправленного  счета-фактуры  отражаются в
налоговой  декларации  за  текущий  налоговый период (на дату внесения
изменений).
     В  случае  если  налоговым  органом  в  ходе камеральной проверки
обнаружено,  что первоначально представленные счета-фактуры составлены
с нарушением требований, установленных статьей 169 Кодекса и Правилами
ведения  журналов  учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг
покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость,
утвержденными  постановлением  Правительства  Российской  Федерации от
02.12.2000  N  914,  об  этом  факте  сообщается  налогоплательщику  с
требованием внести соответствующие исправления в установленный срок на
основании статьи 88 Кодекса. При этом повторное представление (то есть
нового)  счета-фактуры  после  обнаружения в ходе камеральной проверки
нарушений Кодекса и Правил не предусматривается.
     7.  В соответствии с пунктом 1 статьи 164 Кодекса налогообложение
производится  по  налоговой  ставке 0 процентов при реализации товаров
(за   исключением   нефти,   включая   стабильный  газовый  конденсат,
природного  газа,  которые  экспортируются  на территории государств -
участников  СНГ), вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии
представления  в  налоговые органы документов, предусмотренных статьей
165 Кодекса.
     Порядок   подтверждения   права   на   получение  возмещения  при
налогообложении  по  налоговой  ставке 0 процентов указан в статье 165
Кодекса и является обязательным для всех организаций.
     Отсутствие какого-либо из документов, предусмотренных статьей 165
Кодекса,   или   неправильное   оформление   документов  не  позволяет
налогоплательщику  подтвердить  свое  право  на  применение  налоговой
ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
     В  соответствии  с  пунктом  9  статьи  165 Кодекса документы (их
копии),  указанные  в  пунктах  1-5 статьи 165 Кодекса, представляются
налогоплательщиками   в  срок  не  позднее  180  дней  считая  с  даты
оформления  региональными  таможенными  органами  грузовой  таможенной
декларации  на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита
(таможенной   декларации   на   вывоз  припасов  в  таможенном  режиме
перемещения припасов).
     Согласно  пункту  9  статьи  167  Кодекса  при реализации товаров
(работ,  услуг),  предусмотренных  подпунктами 1-3 и 8 пункта 1 статьи
164  Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам
(работам,  услугам)  является  последний день месяца, в котором собран
полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
     Если  по  истечении  180  дней  считая  с  даты  выпуска  товаров
региональными  таможенными  органами  в  режиме  экспорта или транзита
налогоплательщик  не  представил  указанные  документы  (их копии), то
указанные  операции  по реализации товаров (выполнению работ, оказанию
услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов
или  18  процентов.  Если впоследствии налогоплательщик представляет в
налоговые  органы  документы  (их  копии),  обосновывающие  применение
налоговой  ставки  в  размере  0 процентов, то уплаченные суммы налога
подлежат   возврату   налогоплательщику   в  порядке  и  на  условиях,
предусмотренных статьей 176 Кодекса.
     В  этом  случае  момент  определения  налоговой базы по указанным
товарам (работам, услугам) устанавливается в соответствии с подпунктом
1  пункта  1  статьи  167 Кодекса как день отгрузки (передачи) товаров
(работ, услуг).
     Таким образом, если налогоплательщик до истечения 180 дней считая
с  даты  помещения  товаров  под  таможенный режим экспорта, транзита,
перемещения  припасов  представит  в  налоговый  орган  документы,  не
соответствующие предъявляемым к ним Кодексом требованиям, то налоговый
орган   по   итогам  проведенной  камеральной  налоговой  проверки  до
истечения  180  дней  считая  с  даты помещения товаров под таможенный
режим  экспорта,  транзита,  перемещения припасов принимает решение об
отказе  в  возмещении  сумм  НДС без начисления налогоплательщику сумм
налога и пеней.
     Устранив   допущенные   нарушения,  организация  вправе  повторно
представить  в  налоговый орган документы, предусмотренные статьей 165
Кодекса,  в  целях  подтверждения  правомерности  применения налоговой
ставки  0  процентов  и  налоговых  вычетов.  Налоговый орган обязан в
порядке,  установленном статьей 176 Кодекса, осуществить их проверку и
вынести соответствующее решение.

Заместитель руководителя Управления
Федеральной налоговой службы
по Московской области
                                                         Б.А. Курочкин
1 декабря 2004 г.
N 06-36/2