О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ НЕЖИЛОГО ФОНДА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ. Постановление. Правительство Москвы. 25.01.05 37-ПП

            О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ
      НЕЖИЛОГО ФОНДА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                          25 января 2005 г.
                               N 37-ПП

                                (ПРМ)


     В  настоящее  время  страхование  нежилого фонда города Москвы, в
зависимости  от  разных  форм пользования или распоряжения имуществом,
проводится  рядом  органов  исполнительной  власти  города, входящих в
состав различных комплексов городского управления.
     По  инициативе  Департамента  имущества города Москвы, одобренной
Координационным  советом  по  вопросам  страхования  при Правительстве
Москвы, в практику договорных отношений с арендаторами введено условие
страхования   арендуемого   нежилого   фонда.  Страхователем  объектов
нежилого  фонда,  сдаваемых  городом  в  аренду,  является Департамент
имущества  города  Москвы.  Работу  по страхованию указанной категории
объектов   нежилого   фонда  осуществляют  14  страховых  организаций,
отобранных   на   основании   открытого  конкурса,  в  соответствии  с
действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы. На
основе  правил имущественного страхования, действующих в отобранных по
результатам  конкурса  страховых  компаниях,  Департаментом  имущества
города   Москвы   разработаны   унифицированные   правила  страхования
арендуемого  нежилого  фонда  города Москвы, методические материалы по
расчету   тарифа,   структуре  тарифной  ставки.  Указанные  документы
аккумулировали   в   себе   наработки  страховых  компаний  в  области
имущественного  страхования  с  учетом специфики работы по страхованию
именно  нежилых  помещений.  По  состоянию на 01.01.2004 со страховыми
компаниями  было  заключено  20334 договора на общую площадь 7, 8 млн.
кв.м,  т.е.  90  % от арендуемых площадей. Страховая стоимость нежилых
помещений  составила 32 800 000 000 рублей. Размер страховых выплат за
2003 год по заявленным страховым событиям составил 7 100 000 рублей.
     В  целях  развития  системы страхования городской собственности в
2001   году   Координационный   совет   по  вопросам  страхования  при
Правительстве  Москвы предложил распространить практику страхования на
нежилые   помещения,   передаваемые   в   оперативное   управление.  В
установленном   порядке   был  проведен  открытый  конкурс  по  отбору
страховой  организации  для работы по указанному направлению на основе
действующих  правил  и  методики  страхования  объектов,  сдаваемых  в
аренду,  разработаны  и  утверждены  правила  и  методика  страхования
имущества города, находящегося в оперативном управлении.
     В  настоящее  время  страхование  нежилых  помещений,  переданных
городским    бюджетным    учреждениям    в   оперативное   управление,
осуществляется   Комплексом   социальной   сферы   города   Москвы   и
Финансово-хозяйственным  управлением  Мэрии Москвы. Оплата страхования
осуществляется  за  счет  средств городского бюджета по целевой статье
расходов  на  соответствующий  финансовый  период.  Страховой  защитой
охвачено   5,   1   млн.  кв.м.  Страхование  площадей,  переданных  в
оперативное  управление  учреждениям и организациям других структурных
подразделений  Правительства Москвы, не осуществлялось. Таким образом,
всего  из площадей, находящихся в оперативном управлении, застраховано
порядка 20 %.
     Страхование   нежилых  помещений  и  отдельно  стоящих  зданий  -
памятников   архитектуры   осуществляет   Государственное   учреждение
"Главное  управление  охраны  памятников  г.  Москвы". По состоянию на
01.01.2004  из  775,  9  тыс.кв.м,  сдаваемых  ГУОП г. Москвы в аренду
организациям  и  учреждениям, страховой защитой обеспечено 692, 7 тыс.
кв.м  площадей, что составляет 89 % от их общей площади. Из них 254, 6
тыс.кв.м   нежилых   помещений   застрахованы   согласно   оформленным
охранно-арендным  договорам  в  ЗАО  Страховая компания "Дар-Москва" и
438,   1  тыс.кв.м  площадей,  находящихся  на  реставрации,  защищены
полисами   страхования  строительно-монтажных  работ  и  исключены  из
имущественного страхования.
     Вместе  с  тем существует проблема страхования нежилых помещений,
переданных   в  хозяйственное  ведение.  По  состоянию  на  01.01.2004
площадь,  переданная в хозяйственное ведение государственным унитарным
предприятиям,  составляет  6, 6 млн.кв.м, а ее стоимость - 156 800 000
000  рублей  (по  средней  оценочной  стоимости).  Нежилые  помещения,
оформленные  хозяйствующим  субъектам на праве хозяйственного ведения,
как   правило,   страхованием   не   охвачены  по  причине  отсутствия
законодательно   утвержденного   механизма,   позволяющего  обременить
хозяйствующий   субъект  обязательством  страхования  переданного  ему
имущества.
     Всего на начало 2004 года страховой защитой было обеспечено 13, 6
млн.кв.м   из   47,   1  млн.кв.м  нежилых  помещений,  находящихся  в
собственности  города,  что  составляет  29  %.  Общая страховая сумма
составила 95 400 000 000 руб.
     Обобщенный  опыт  проведения  страхования  нежилого  фонда города
Москвы   позволяет  сделать  вывод  о  необходимости  создания  единой
системы,   обеспечивающей   страховую   защиту  городского  имущества,
направленную   на   повышение  эффективности  использования  бюджетных
средств, направляемых на страхование.
     В  целях  развития  и повышения эффективности системы страхования
нежилого  фонда  города  и  обеспечения  единого подхода к страхованию
недвижимого  имущества,  находящегося  в  собственности города Москвы,
Правительство Москвы постановляет:
     1.  Считать  целесообразным  при  проведении страхования объектов
городского нежилого фонда руководствоваться следующими принципами:
     - прозрачность  механизма  взаимодействия  Правительства Москвы и
страховых компаний при страховании городской собственности;
     - единый порядок и критерии страхования городской собственности;
     - постоянный  мониторинг  и  контроль  за  процессом  страхования
городской собственности;
     - осуществление  выбора  страховых организаций на основе открытых
конкурсов  по  выполнению  городского заказа для страхования городской
собственности;
     - оптимизация  страховых  тарифов  по  всем  видам имущественного
страхования городской собственности.
     2.  Одобрить  совместную  работу  Департамента  имущества  города
Москвы  и  Института страхования Финансовой академии при Правительстве
Российской  Федерации  по  систематизации  страхования нежилого фонда,
находящегося в собственности города Москвы.
     Считать  целесообразным  дальнейшее  сотрудничество  Департамента
имущества  города  Москвы  и Института страхования Финансовой академии
при  Правительстве  Российской  Федерации  по  разработке методических
рекомендаций   по   страхованию   нежилого   фонда,   находящегося   в
собственности города Москвы.
     3.    Поручить   Департаменту   имущества   города   Москвы   как
представителю    собственника   -   города   Москвы   методологическое
обеспечение,  мониторинг  и  контроль по всем направлениям страхования
городской собственности, относящейся к нежилому фонду города Москвы.
     4.   В  целях  обеспечения  ритмичности  финансирования  расходов
бюджета    города   Москвы   на   страхование   нежилых   объектов   и
преемственности    в   выполнении   функций   и   полномочий   главных
распорядителей  бюджетных  средств,  а также обеспечения непрерывности
процесса страхования городской собственности:
     4.1.  Возложить  с  01.01.2005  на  Департамент  имущества города
Москвы  функции  главного распорядителя - получателя бюджетных средств
по  статье  "расходы  по  страхованию  нежилых помещений, переданных в
оперативное управление хозяйствующим субъектам".
     4.2.  Внести  изменения  в  постановление Правительства Москвы от
16.07.2002 N 559-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте имущества
города  Москвы"  (в  редакции  постановления  Правительства  Москвы от
03.06.2003  N  419-ПП),  дополнив  приложение пунктами 2.2.36 и 2.2.37
следующего содержания:
     "2.2.36.  Организует  работу  по  страхованию  объектов  нежилого
фонда, находящегося в собственности города Москвы.
     2.2.37.  Выполняет  функцию  главного  распорядителя и получателя
бюджетных  средств города Москвы, направляемых на страхование нежилого
фонда, находящегося в собственности города Москвы.".
     4.3.  Департаменту имущества города Москвы совместно с Комплексом
социальной     сферы     города     Москвы,     Комплексом    развития
научно-производственного  потенциала  города Москвы, межрегиональных и
общественных   отношений,  Финансово-хозяйственным  управлением  Мэрии
Москвы   и   Департаментом   финансов   города  Москвы  до  01.04.2005
разработать    порядок    взаимодействия   структурных   подразделений
Правительства   Москвы  при  страховании  нежилых  объектов  городской
собственности, переданных в оперативное управление.
     При  разработке  порядка взаимодействия структурных подразделений
Правительства   Москвы  при  страховании  нежилых  объектов  городской
собственности,  оформленных  в  оперативное управление, предусмотреть,
что  Департамент имущества города Москвы от имени Правительства Москвы
выступает   одной   из   сторон   по  договорам  страхования  объектов
недвижимости, переданных в оперативное управление.
     4.3. Комплексу социальной сферы города Москвы, Комплексу развития
научно-производственного  потенциала  города Москвы, межрегиональных и
общественных   отношений,  Финансово-хозяйственному  управлению  Мэрии
Москвы до 01.06.2005 представить в Департамент имущества города Москвы
обоснованные  предложения  на 2006 год по объемам средств, необходимых
для  обеспечения  страховой  защитой  нежилых помещений, оформленных в
оперативное управление.
     5.   Поручить  Государственному  учреждению  "Главное  управление
охраны  памятников  г.  Москвы"  совместно  с  Департаментом имущества
города Москвы и Департаментом экономической политики и развития города
Москвы  до  01.07.2005  по  согласованию  с  Министерством  культуры и
массовых  коммуникаций  Российской Федерации разработать и представить
на  рассмотрение  Правительства  Москвы  проект  методики  определения
страховой   стоимости  объектов  культурного  наследия  с  последующим
представлением его в Правительство Российской Федерации.
     6.   С   учетом  реализации  пункта  5  настоящего  постановления
Государственному  учреждению  "Главное управление охраны памятников г.
Москвы"   совместно   с   Департаментом   имущества  города  Москвы  и
Департаментом  экономической  политики  и  развития  города  Москвы до
01.09.2005     разработать    порядок    взаимодействия    структурных
подразделений    Правительства   Москвы   при   страховании   объектов
культурного   наследия   (памятников   истории   и  культуры)  народов
Российской Федерации, находящихся в собственности города Москвы.
     7.   Государственному   учреждению   "Главное  управление  охраны
памятников   г.   Москвы"   до   утверждения   порядка  взаимодействия
структурных   подразделений   Правительства   Москвы  при  страховании
объектов  культурного наследия (памятников истории и культуры) народов
Российской Федерации, находящихся в собственности города Москвы (п.6),
страхование зданий-памятников проводить в действующих условиях.
     8.  Установить,  что  с 01.01.2006 страхование зданий-памятников,
должно  осуществляться  в  соответствии  с  пунктами  5 и 6 настоящего
постановления.
     9.  В  целях  обеспечения  единого подхода к страхованию объектов
городской собственности Департаменту имущества города Москвы:
     9.1.  При заключении договоров (контрактов) на передачу имущества
в  хозяйственное  ведение,  безвозмездное  пользование и доверительное
управление  включать  обязательство получателя страховать передаваемое
ему городом имущество.
     9.2.   Внести   изменения  в  действующие  контракты  о  передаче
городского имущества в хозяйственное ведение хозяйствующим субъектам.
     10.    Департаменту   имущества   города   Москвы   совместно   с
Департаментом  жилищной  политики  и жилищного фонда города Москвы при
участии   Государственного   учреждения   "Городской  центр  жилищного
страхования"   и   Института   страхования   Финансовой  академии  при
Правительстве   Российской   Федерации  до  01.10.2005  подготовить  и
представить   Мэру  Москвы  предложения  по  комплексному  страхованию
жилищного  и  нежилого  фонда,  принадлежащего на правах собственности
городу Москве, с учетом экономической эффективности для города.
     11.  Департаменту  имущества  города Москвы при участии Института
страхования Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации
до  01.07.2005  подготовить  и  представить Мэру Москвы предложения по
разработке механизма формирования, управления и использования целевого
стабилизационного резерва по страхованию городской собственности.
     12.  Для обеспечения контроля за страхованием объектов городского
нежилого    фонда    и   оперативного   представления   информации   о
застрахованных объектах:
     12.1.   Департаменту   имущества   города   Москвы   совместно  с
Финансово-хозяйственным    управлением   Мэрии   Москвы,   Управлением
информатизации  города  Москвы  и  генеральным конструктором Городской
целевой  программы  "Электронная  Москва" с учетом проводимых работ по
модернизации автоматизированной информационной системы "Недвижимость":
     12.1.1. Предусмотреть разработку подсистемы учета застрахованного
недвижимого имущества, переданного пользователям в аренду, оперативное
управление,    хозяйственное    ведение,    доверительное   правление,
безвозмездное  пользование  на  основе  Единого  реестра собственности
города  Москвы  (в части "Реестра объектов недвижимости, находящихся в
собственности   города   Москвы")   в   рамках   работ   по   созданию
информационно-аналитической  системы ведения балансов нежилых зданий и
помещений города Москвы - ИАС "Недвижимость-2".
     12.1.2.  Подготовить  в  срок  до  28.02.2005 частное техническое
задание  на  разработку  подсистемы  учета застрахованного недвижимого
имущества   и   порядок   взаимодействия  и  представления  информации
структурными  подразделениями  Правительства  Москвы,  осуществляющими
страхование городского нежилого фонда.
     12.2.  Департаменту  экономической  политики  и  развития  города
Москвы,    Финансово-хозяйственному   управлению   Мэрии   Москвы   по
согласованию  с Управлением информатизации города Москвы и генеральным
конструктором   Городской   целевой   программы  "Электронная  Москва"
предусмотреть  создание  подсистемы  учета застрахованного недвижимого
имущества  при  выполнении  работ  по  разделу  02.01.03.06.0001 Плана
мероприятий   Городской  целевой  программы  "Электронная  Москва"  на
2004-2005 годы.
     12.3.   Департаменту   имущества   города   Москвы   совместно  с
Управлением   информатизации   города   Москвы  и  по  согласованию  с
Департаментом  экономической  политики  и  развития  города  Москвы до
30.03.2005  определить  объемы  средств,  необходимых  для  разработки
подсистемы  учета  застрахованного  недвижимого имущества, переданного
пользователям в аренду, оперативное управление, хозяйственное ведение,
доверительное   управление,   безвозмездное   пользование,  в  составе
модернизированной АИС "Недвижимость".
     12.4.  Департаменту  экономической  политики  и  развития  города
Москвы  с  учетом  пункта 12.2 настоящего постановления уточнить объем
средств,  необходимых  для  модернизации АИС "Недвижимость" и создания
информационно-аналитической  системы ведения балансов нежилых зданий и
помещений города Москвы - ИАС "Недвижимость-2".
     13.   Департаменту   имущества   города   Москвы   разработать  и
согласовать  в  установленном  порядке  с  Федеральной антимонопольной
службой  конкурсную  документацию  по отбору страховых организаций для
участия   в  страховании  объектов  нежилого  фонда  города  Москвы  в
соответствии с пунктами 3 и 4 настоящего постановления и до 01.06.2005
представить ее на утверждение Правительства Москвы.
     14.  Поручить  организацию  и проведение конкурса (п.13) Комитету
города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов.
     Установить,  что  конкурс должен быть проведен не позднее октября
2005 года.
     15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка Ю. В.
     О  ходе  выполнения  постановления  доложить  Мэру  Москвы  в III
квартале 2005 года.

Мэр Москвы
                                                           Ю.М. Лужков
25 января 2005 г.
N 37-ПП