О ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ. Закон. Мэр Москвы. 09.12.98 29

               О ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

                                ЗАКОН

                              МЭР МОСКВЫ

                          9 декабря 1998 г.
                                 N 29

                                (ПРМ)


     Настоящий Закон  в   соответствии   с   Конституцией   Российской
Федерации,   Гражданским   кодексом   Российской   Федерации,  Законом
Российской Федерации "О защите прав потребителей" и иными нормативными
правовыми   актами   Российской   Федерации,   Уставом  города  Москвы
определяет основы торговой деятельности в городе Москве.
     Действие настоящего    Закона    распространяется   на   торговую
деятельность,  связанную  с   реализацией   товаров   потребительского
назначения и предоставлением услуг общественного (массового) питания.

                       Глава 1. Общие положения

                        Статья 1. Цель Закона

     Целью настоящего  Закона является регулирование отношений в сфере
торговой деятельности для  обеспечения  более  полного  удовлетворения
потребностей населения города в товарах и услугах.

         Статья 2.Принципы организации торговой деятельности
                           в городе Москве

     Основными принципами организации торговой деятельности  в  городе
Москве являются:
     - развитие предпринимательской деятельности и конкуренции;
     - создание эффективной системы мер по защите прав потребителей;
     - участие  государственных  органов  в   регулировании   торговой
деятельности,  включая  поддержку  социально  значимых  видов торговой
деятельности;
     - поддержка отечественных товаропроизводителей.

               Статья 3. Основные термины и определения

     Торговая деятельность  -  вид  предпринимательской  деятельности,
направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации
товаров    потребительского    назначения   и   предоставления   услуг
общественного (массового) питания.
     Торговая политика    города   -   совокупность   организационных,
правовых, экономических,  контрольных и иных мер,  проводимых органами
государственной   власти   и  управления  города  Москвы  совместно  с
общественными организациями и предпринимателями для реализации целей и
принципов, установленных настоящим Законом.
     Уполномоченный орган - отраслевой орган городской  администрации,
осуществляющий   управление   и   регулирование   в   сфере   торговой
деятельности.
     Компетенция Уполномоченного органа определяется Мэром Москвы.
     Товары (работы,  услуги)потребительского  назначения  -  продукты
труда,  обладающие определенными потребительскими свойствами, предметы
личного,  бытового,  семейного  потребления,  продукция  общественного
питания.
     Торговый реестр  -  единая  городская   информационная   система,
содержащая сведения о торговых объектах.
     Розничная торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере
торговли,  связанный с реализацией товаров потребительского назначения
непосредственно  потребителю   для   личного,   семейного,   домашнего
использования.
     Мелкорозничная торговля  -  разновидность   розничной   торговли,
связанная с реализацией товаров,  не требующих особых условий продажи,
через объекты мелкорозничной сети.
     Оптовая торговля  -  вид предпринимательской деятельности в сфере
торговли,  связанный  с  реализацией   товаров   производителями   или
торговыми  посредниками  для  дальнейшего  использования  в  розничной
торговле или профессионального использования.
     Мелкооптовая торговля - разновидность оптовой торговли, связанная
с реализацией партий товаров производителями и торговыми  посредниками
для  последующей  перепродажи в розничной торговле и ином коммерческом
обороте.
     Минимальная партия товара при мелкооптовой торговле не может быть
меньше, чем количество единиц соответствующего товара в одной упаковке
производителя для розничной реализации.
     Общественное (массовое) питание - вид деятельности,  связанной  с
производством,  переработкой,  реализацией  и организацией потребления
продуктов питания.
     Стационарные (капитальные)  торговые  объекты - торговые объекты,
установленные на заглубленных фундаментах,  присоединенные к городским
инженерным коммуникациям.
     Нестационарные торговые объекты - торговые объекты, установленные
без  заглубленных  фундаментов,  вне  зависимости  от  присоединения к
городским  инженерным  коммуникациям,   строительных   конструкций   и
габаритов.

       Статья 4. Субъекты, объекты и виды торговой деятельности

     Субъекты торговой   деятельности  -  юридические  лица  различных
организационно-правовых  форм,  осуществляющие  торговую  деятельность
(торговые  организации),  объединения  торговых  организаций,  а также
граждане, осуществляющие   торговую    деятельность    (индивидуальные
предприниматели) и зарегистрированные в установленном порядке.
     Торговые объекты   (торговые   предприятия)    -    имущественные
комплексы,  используемые  торговыми  организациями  для  осуществления
торговой деятельности.
     Торговые объекты   могут   быть   отнесены   к   стационарным   и
нестационарным    в    зависимости    от     архитектурно-строительных
характеристик предприятия.
     Категории торговых  объектов  (универмаг,   универсам,   торговый
комплекс  и т.д.) определяются в соответствии с нормативными правовыми
актами Российской  Федерации   и   города   Москвы,   устанавливающими
требования   к   ассортименту   реализуемой   продукции,   технической
оснащенности помещений,  методам обслуживания, квалификации персонала,
качеству обслуживания, перечню предоставляемых услуг.
     Видами торговой       деятельности       являются       розничная
(мелкорозничная),  оптовая  (мелкооптовая)  торговля и предоставление
услуг общественного (массового) питания.

     Глава 2. Государственное регулирование торговой деятельности

       Статья 5. Разграничение компетенции Российской Федерации
            и города Москвы в сфере торговой деятельности

     В соответствии  с Конституцией Российской Федерации,  Договором о
разграничении  предметов   ведения   и   полномочий   между   органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти города федерального значения  Москвы  от  16  июня  1998  года,
Уставом   города   Москвы,   город   Москва   обладает  всей  полнотой
государственной власти по определению порядка  организации  оптовой  и
розничной    торговли    товарами    потребительского   назначения   и
предоставления услуг общественного питания на своей территории.
     Органы государственной  власти  города  Москвы  в  пределах своих
полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации:
     - принимают   законодательные  акты,  регулирующие  осуществление
торговой деятельности в городе Москве;
     - определяют  основные  направления и реализуют торговую политику
города Москвы;  решают вопросы защиты прав потребителей,  осуществляют
государственный   контроль   за   качеством  товаров  потребительского
назначения;
     - в  целях  защиты прав потребителей устанавливают дополнительные
ограничения,  специальные защитные  меры  в  отношении  поступающих  в
розничную  продажу  товаров  потребительского  назначения  в  пределах
компетенции города Москвы как субъекта Российской Федерации;
     - отрабатывают   системы  сертификации  и  идентификации  товаров
потребительского назначения; устанавливают и отменяют городские налоги
и  сборы,  взимаемые  с  субъектов  торговой деятельности,  определяют
порядок предоставления льгот по ним;
     - устанавливают  штрафные  санкции и иные виды ответственности за
нарушение установленного порядка осуществления торговой деятельности;
     - осуществляют  лицензирование  отдельных  видов  деятельности на
территории города;  контролируют соблюдение законодательства  в  сфере
торговой деятельности;
     - определяют порядок размещения торговых объектов  на  территории
города;
     - осуществляют  иные   функции,   необходимые   для   обеспечения
потребностей населения в товарах и услугах.
     По предметам  совместного  ведения,  установленным   нормативными
правовыми  актами  Российской Федерации в сфере торговой деятельности,
до принятия соответствующих федеральных законов город   Москва  вправе
осуществлять  собственное  правовое  регулирование,  включая  принятие
законов  и  иных  нормативных  правовых  актов,   с   последующим   их
приведением в соответствие с законодательством Российской Федерации.

           Статья 6. Методы государственного регулирования
                        торговой деятельности

     Методами государственного  регулирования  торговой   деятельности
являются:
     - развитие и совершенствование  нормативно-правового  обеспечения
деятельности отрасли;
     - лицензирование  отдельных   видов   торговой   деятельности   в
установленном порядке;
     - сертификация  продукции  потребительского   назначения,   услуг
торговли и общественного (массового) питания в установленном порядке;
     - реализация государственной монополии на отдельные виды  товаров
и (или) отдельные виды торговой деятельности, установленной Российской
Федерацией, и введение отдельных ограничений на осуществление торговой
деятельности   в  пределах  компетенции  города  Москвы  как  субъекта
Российской Федерации;
     - поддержка  отечественных  товаропроизводителей в сфере торговой
деятельности и социально значимых видов торговой деятельности;
     - финансирование   в   установленном   порядке  инвестиционных  и
инновационных проектов за  счет  бюджетных,  внебюджетных  источников,
городских заимствований на конкурсной основе;
     - государственный контроль за соблюдением требований  нормативных
правовых актов Российской Федерации и города Москвы;
     - разработка и реализация комплексной программы развития  отрасли
и целевых городских программ в сфере потребительского рынка.

                      Статья 7. Торговый реестр

     В целях  обеспечения  полной  и достоверной информации о торговых
объектах Уполномоченный орган (отраслевой Департамент) ведет  Торговый
реестр - перечень субъектов торговой деятельности и торговых объектов.
     Плата за внесение в Торговый реестр не взимается.
     Порядок ведения  Торгового  реестра  определяется  Правительством
Москвы.

           Статья 8. Комплексная программа развития отрасли
                     и целевыегородские программы

     В целях  практической реализации торговой политики Уполномоченный
орган  городской  администрации  совместно  с  префектами,   районными
Управами, заинтересованными    органами    городской    администрации,
Московской городской Думой,  Московской торгово-промышленной  палатой,
общественными  организациями  предпринимателей  составляет комплексную
программу развития отрасли.
     Комплексная программа    разрабатывается    в    соответствии   с
Генеральным планом,  основными направлениями  социально-экономического
развития  города  и  приоритетными  направлениями деятельности в сфере
потребительского рынка с учетом текущего  состояния,  краткосрочных  и
долгосрочных прогнозов.
     Комплексная программа составляется  на  3-5  лет  и  представляет
собой совокупность мероприятий, связанных источниками финансирования и
направлениями   расходования   средств,   исполнителями,   сроками   и
объектами.
     В рамках  комплексной  программы  развития  отрасли   реализуются
городские целевые программы.
     Комплексная программа и городские целевые программы  утверждаются
Правительством Москвы.

        Статья 9. Управление государственными и муниципальными
                       торговыми предприятиями

     Государственные унитарные    предприятия    и     государственные
учреждения    отрасли    находятся    в    ведомственном    подчинении
Уполномоченного  органа,   который   осуществляет   контроль   за   их
хозяйственной деятельностью в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации и города Москвы и Уставом предприятия.
     Руководитель предприятия      (учреждения)      назначается     и
освобождается от   должности   Уполномоченным   органом   в   порядке,
определяемом Правительством Москвы.

                 Статья 10. Управление долями города

     В органы управления субъектов торговой деятельности, акции (доли,
паи)  которых   закреплены   в   государственной   или   муниципальной
собственности  города Москвы,  по представлению Уполномоченного органа
назначаются представители города (управляющие пакетами акций, долями).
     Акции (доли,  паи)  города  могут  быть  переданы в доверительное
управление   хозяйствующим   субъектам   в    порядке,    определяемом
Правительством Москвы.

                 Статья 11. Крупные торговые объекты

     К категории  крупных  торговых  объектов  относятся принадлежащие
субъектам торговой деятельности  имущественные  комплексы  с  торговой
площадью свыше 1000 квадратных метров.
     Решение о  предоставлении  разрешения  на  строительство  крупных
торговых  объектов  или  об отнесении действующих объектов к категории
крупных принимается Правительством Москвы в соответствии с Генеральной
схемой размещения крупных торговых объектов.
     Указанные решения     оформляются     распоряжением      Премьера
Правительства Москвы.

     Статья 12. Меры поддержки отечественных товаропроизводителей

     Мерами поддержки   отечественных   товаропроизводителей  в  сфере
торговой деятельности являются:
     - организация     московских     и    межрегиональных    ярмарок,
выставок-продаж товаров отечественного производства;
     - учет  интересов  московской  промышленности  в  межрегиональных
соглашениях;
     - разработка  и  внесение  в  федеральные  органы  исполнительной
власти  предложений  по  вопросам  таможенной   политики   на   товары
потребительского назначения;
     - введение дополнительных мер контроля за качеством реализуемых в
городе товаров потребительского назначения;
     - предоставление   в   установленном    порядке    рекламной    и
информационной поддержки товаров московской промышленности;
     - регулирование деятельности крупных торговых  объектов  в  части
реализации товаров отечественного производства;
     - создание  оптовых  и  оптово-розничных   систем   при   участии
московских товаропроизводителей;
     - использование мер  кредитно-финансовой  поддержки  промышленных
предприятий и предприятий торговли,  реализующих товары отечественного
производства;
     - соблюдение ассортиментного минимума.
     Конкретные меры поддержки  определяются  Мэром  и  Правительством
Москвы.

            Статья 13. Изменение профиля торговых объектов

     Торговые организации,  получившие право на использование торговых
объектов  в  процессе  приватизации  с  условием  сохранения   профиля
торговой   деятельности,   сохраняют   профиль   до  истечения  срока,
указанного в договоре.
     Согласованию с префектами административных округов подлежат:
     - изменение профиля  торгового  объекта  при  переходе  из  сферы
торговой деятельности в любую другую сферу деятельности;
     - изменение   профиля   специализированных   торговых   объектов,
реализующих   молочную,   овощную  продукцию,  хлебобулочные  изделия,
детское и диетическое питание.

            Глава 3. Ответственность за нарушения в сфере
                        торговой деятельности

          Статья 14. Контроль в сфере торговой деятельности

     Контроль за     осуществлением     торговой    деятельности    на
территории города Москвы и применение ответственности за  нарушения  в
сфере   торговой   деятельности   осуществляются   в   соответствии  с
законодательными и  иными  нормативными  правовыми  актами  Российской
Федерации и города Москвы.
     Координацию деятельности   контролирующих   органов    в    части
осуществления  контроля  за работой предприятий потребительского рынка
осуществляет Уполномоченный орган.
     Проверки деятельности     торговых     объектов    осуществляются
работниками  контролирующих   органов   города   Москвы   только   при
предъявлении  удостоверения  и  направления  на  проведение  проверки,
выданного в пределах компетенции контролирующего органа,  с  указанием
даты и цели ее проведения, должности и фамилии проверяющих.
     Результаты проверок фиксируются в установленном порядке.
     Действия органов  и  лиц,  осуществляющих  проверку,  могут  быть
обжалованы в судебном порядке.

              Статья 15. Приостановление продажи товаров
                           (оказания услуг)

     В случаях   выявления   продажи   товаров,   оказания  услуг,  не
сопровождающихся  достоверной  и  достаточной   информацией,   или   с
просроченными сроками годности, или без указания сроков годности, если
установление этих сроков  обязательно,  Уполномоченный  орган  и  иные
государственные  контролирующие  органы,  которым  предоставлено такое
право,  приостанавливают   продажу   товаров   (оказание   услуг)   до
предоставления  информации  или  прекращают  продажу товаров (оказание
услуг).
     Руководителю предприятия,    допустившему   нарушение,   выдается
предписание о приостановлении продажи товаров (оказания услуг) на срок
устранения   выявленных   нарушений,   установленный   государственным
контролирующим органом.
     При приостановлении продажи товаров,  оказания услуг к нарушителю
применяются   штрафные   санкции   в   соответствии   с    действующим
законодательством.

      Статья 16. Ликвидация торговых организаций по решению суда

     Торговая организация  может  быть ликвидирована по решению суда в
случаях:
     - осуществления    деятельности    без   надлежащего   разрешения
(лицензии);
     - осуществления деятельности, запрещенной федеральными законами;
     - неоднократных или грубых нарушений федеральных законов,  указов
Президента    Российской    Федерации,   постановлений   Правительства
Российской  Федерации,   Правил   торговой   деятельности   и   других
нормативных   правовых   актов   города   Москвы   в   сфере  торговой
деятельности.
     Требование о   ликвидации   торговой   организации   может   быть
предъявлено от
 имени Московской городской администрации Уполномоченным органом.

                     Глава 4. Труд и кадровое обеспечение

     Статья 17. Правовое регулирование труда работников торговли

     Трудовые отношения,  рабочее  время и время отдыха,  охрана труда
регулируются   действующим   трудовым   законодательством   Российской
Федерации.
     Не допускается установление трудовыми  договорами  (контрактами),
заключаемыми с работниками,  условий труда, ухудшающих их положение по
сравнению с федеральными законами.
     Руководители торговых       организаций,       независимо      от
организационно-правовых форм и форм собственности,  обязаны  заключать
коллективные договоры по решению трудового коллектива.
     Случаи ограничения занятий торговой деятельностью  для  отдельных
граждан  устанавливаются  действующим  административным,  уголовным  и
трудовым законодательством.

            Статья 18. Требования к кадровому обеспечению

     Работодатель обязан проконтролировать и обеспечить наличие у  лиц
рабочих     категорий,     осуществляющих    торговую    деятельность,
непосредственно   связанную   с    обслуживанием    потребителей,    и
обеспечивающих процесс приготовления продукции общественного питания:
     - медицинских документов, перечень которых определяется органами
санитарно-эпидемиологического надзора;
     - профессионального образования и профессиональной  подготовки  в
соответствии    с    методическими    рекомендациями,    определяемыми
Уполномоченным органом;
      - необходимых знаний в сфере техники безопасности.

                   Глава 5.Заключительные положения

           Статья 19. Социальная защита отдельных категорий
                  населения в торговом обслуживании

     Отдельным категориям  граждан  предоставляются   преимущества   и
льготы в торговом обслуживании.
     Перечень категорий   граждан   и   предоставляемые    льготы    и
преимущества  определяются  нормативными  правовыми  актами Российской
Федерации и города Москвы.
     Торговые организации обязаны предоставлять установленные льготы.

              Статья 20. Рассмотрение обращений граждан
                        в торговые организации

     В целях защиты прав и законных интересов граждан в сфере торговой
деятельности  руководители  торговых организаций обязаны рассматривать
устные и   письменные   обращения   (заявления,    жалобы)    граждан,
предоставлять   соответствующую   информацию   об  их  рассмотрении  и
принимать необходимые меры в соответствии с Законом города  Москвы  от
18 июня 1997 года N 25 "Об обращениях граждан".
     Обращения граждан по вопросам приобретения товаров  ненадлежащего
качества  или товаров,  использование которых по назначению невозможно
по иным причинам,  рассматриваются в порядке и в сроки,  установленные
Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

            Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу

     Настоящий Закон вступает в силу с момента его опубликования.

    Статья 22 . Приведение правовых актов городской администрации
                  в соответствие с настоящим Законом

     Нормативные правовые акты города Москвы должны быть  приведены  в
соответствие  с  настоящим  Законом  в течение 6 месяцев с момента его
вступления в силу.

Мэр Москвы
                                                           Ю.М. Лужков
9 декабря 1998 г.
N 29

Московская городская Дума

9 декабря 1998 г.
N 29