О ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ ЗАКОН МЭР МОСКВЫ 9 декабря 1998 г. N 29 (ПРМ) Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы определяет основы торговой деятельности в городе Москве. Действие настоящего Закона распространяется на торговую деятельность, связанную с реализацией товаров потребительского назначения и предоставлением услуг общественного (массового) питания. Глава 1. Общие положения Статья 1. Цель Закона Целью настоящего Закона является регулирование отношений в сфере торговой деятельности для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения города в товарах и услугах. Статья 2.Принципы организации торговой деятельности в городе Москве Основными принципами организации торговой деятельности в городе Москве являются: - развитие предпринимательской деятельности и конкуренции; - создание эффективной системы мер по защите прав потребителей; - участие государственных органов в регулировании торговой деятельности, включая поддержку социально значимых видов торговой деятельности; - поддержка отечественных товаропроизводителей. Статья 3. Основные термины и определения Торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания. Торговая политика города - совокупность организационных, правовых, экономических, контрольных и иных мер, проводимых органами государственной власти и управления города Москвы совместно с общественными организациями и предпринимателями для реализации целей и принципов, установленных настоящим Законом. Уполномоченный орган - отраслевой орган городской администрации, осуществляющий управление и регулирование в сфере торговой деятельности. Компетенция Уполномоченного органа определяется Мэром Москвы. Товары (работы, услуги)потребительского назначения - продукты труда, обладающие определенными потребительскими свойствами, предметы личного, бытового, семейного потребления, продукция общественного питания. Торговый реестр - единая городская информационная система, содержащая сведения о торговых объектах. Розничная торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров потребительского назначения непосредственно потребителю для личного, семейного, домашнего использования. Мелкорозничная торговля - разновидность розничной торговли, связанная с реализацией товаров, не требующих особых условий продажи, через объекты мелкорозничной сети. Оптовая торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров производителями или торговыми посредниками для дальнейшего использования в розничной торговле или профессионального использования. Мелкооптовая торговля - разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией партий товаров производителями и торговыми посредниками для последующей перепродажи в розничной торговле и ином коммерческом обороте. Минимальная партия товара при мелкооптовой торговле не может быть меньше, чем количество единиц соответствующего товара в одной упаковке производителя для розничной реализации. Общественное (массовое) питание - вид деятельности, связанной с производством, переработкой, реализацией и организацией потребления продуктов питания. Стационарные (капитальные) торговые объекты - торговые объекты, установленные на заглубленных фундаментах, присоединенные к городским инженерным коммуникациям. Нестационарные торговые объекты - торговые объекты, установленные без заглубленных фундаментов, вне зависимости от присоединения к городским инженерным коммуникациям, строительных конструкций и габаритов. Статья 4. Субъекты, объекты и виды торговой деятельности Субъекты торговой деятельности - юридические лица различных организационно-правовых форм, осуществляющие торговую деятельность (торговые организации), объединения торговых организаций, а также граждане, осуществляющие торговую деятельность (индивидуальные предприниматели) и зарегистрированные в установленном порядке. Торговые объекты (торговые предприятия) - имущественные комплексы, используемые торговыми организациями для осуществления торговой деятельности. Торговые объекты могут быть отнесены к стационарным и нестационарным в зависимости от архитектурно-строительных характеристик предприятия. Категории торговых объектов (универмаг, универсам, торговый комплекс и т.д.) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, устанавливающими требования к ассортименту реализуемой продукции, технической оснащенности помещений, методам обслуживания, квалификации персонала, качеству обслуживания, перечню предоставляемых услуг. Видами торговой деятельности являются розничная (мелкорозничная), оптовая (мелкооптовая) торговля и предоставление услуг общественного (массового) питания. Глава 2. Государственное регулирование торговой деятельности Статья 5. Разграничение компетенции Российской Федерации и города Москвы в сфере торговой деятельности В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы от 16 июня 1998 года, Уставом города Москвы, город Москва обладает всей полнотой государственной власти по определению порядка организации оптовой и розничной торговли товарами потребительского назначения и предоставления услуг общественного питания на своей территории. Органы государственной власти города Москвы в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации: - принимают законодательные акты, регулирующие осуществление торговой деятельности в городе Москве; - определяют основные направления и реализуют торговую политику города Москвы; решают вопросы защиты прав потребителей, осуществляют государственный контроль за качеством товаров потребительского назначения; - в целях защиты прав потребителей устанавливают дополнительные ограничения, специальные защитные меры в отношении поступающих в розничную продажу товаров потребительского назначения в пределах компетенции города Москвы как субъекта Российской Федерации; - отрабатывают системы сертификации и идентификации товаров потребительского назначения; устанавливают и отменяют городские налоги и сборы, взимаемые с субъектов торговой деятельности, определяют порядок предоставления льгот по ним; - устанавливают штрафные санкции и иные виды ответственности за нарушение установленного порядка осуществления торговой деятельности; - осуществляют лицензирование отдельных видов деятельности на территории города; контролируют соблюдение законодательства в сфере торговой деятельности; - определяют порядок размещения торговых объектов на территории города; - осуществляют иные функции, необходимые для обеспечения потребностей населения в товарах и услугах. По предметам совместного ведения, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере торговой деятельности, до принятия соответствующих федеральных законов город Москва вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, с последующим их приведением в соответствие с законодательством Российской Федерации. Статья 6. Методы государственного регулирования торговой деятельности Методами государственного регулирования торговой деятельности являются: - развитие и совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности отрасли; - лицензирование отдельных видов торговой деятельности в установленном порядке; - сертификация продукции потребительского назначения, услуг торговли и общественного (массового) питания в установленном порядке; - реализация государственной монополии на отдельные виды товаров и (или) отдельные виды торговой деятельности, установленной Российской Федерацией, и введение отдельных ограничений на осуществление торговой деятельности в пределах компетенции города Москвы как субъекта Российской Федерации; - поддержка отечественных товаропроизводителей в сфере торговой деятельности и социально значимых видов торговой деятельности; - финансирование в установленном порядке инвестиционных и инновационных проектов за счет бюджетных, внебюджетных источников, городских заимствований на конкурсной основе; - государственный контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы; - разработка и реализация комплексной программы развития отрасли и целевых городских программ в сфере потребительского рынка. Статья 7. Торговый реестр В целях обеспечения полной и достоверной информации о торговых объектах Уполномоченный орган (отраслевой Департамент) ведет Торговый реестр - перечень субъектов торговой деятельности и торговых объектов. Плата за внесение в Торговый реестр не взимается. Порядок ведения Торгового реестра определяется Правительством Москвы. Статья 8. Комплексная программа развития отрасли и целевыегородские программы В целях практической реализации торговой политики Уполномоченный орган городской администрации совместно с префектами, районными Управами, заинтересованными органами городской администрации, Московской городской Думой, Московской торгово-промышленной палатой, общественными организациями предпринимателей составляет комплексную программу развития отрасли. Комплексная программа разрабатывается в соответствии с Генеральным планом, основными направлениями социально-экономического развития города и приоритетными направлениями деятельности в сфере потребительского рынка с учетом текущего состояния, краткосрочных и долгосрочных прогнозов. Комплексная программа составляется на 3-5 лет и представляет собой совокупность мероприятий, связанных источниками финансирования и направлениями расходования средств, исполнителями, сроками и объектами. В рамках комплексной программы развития отрасли реализуются городские целевые программы. Комплексная программа и городские целевые программы утверждаются Правительством Москвы. Статья 9. Управление государственными и муниципальными торговыми предприятиями Государственные унитарные предприятия и государственные учреждения отрасли находятся в ведомственном подчинении Уполномоченного органа, который осуществляет контроль за их хозяйственной деятельностью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и города Москвы и Уставом предприятия. Руководитель предприятия (учреждения) назначается и освобождается от должности Уполномоченным органом в порядке, определяемом Правительством Москвы. Статья 10. Управление долями города В органы управления субъектов торговой деятельности, акции (доли, паи) которых закреплены в государственной или муниципальной собственности города Москвы, по представлению Уполномоченного органа назначаются представители города (управляющие пакетами акций, долями). Акции (доли, паи) города могут быть переданы в доверительное управление хозяйствующим субъектам в порядке, определяемом Правительством Москвы. Статья 11. Крупные торговые объекты К категории крупных торговых объектов относятся принадлежащие субъектам торговой деятельности имущественные комплексы с торговой площадью свыше 1000 квадратных метров. Решение о предоставлении разрешения на строительство крупных торговых объектов или об отнесении действующих объектов к категории крупных принимается Правительством Москвы в соответствии с Генеральной схемой размещения крупных торговых объектов. Указанные решения оформляются распоряжением Премьера Правительства Москвы. Статья 12. Меры поддержки отечественных товаропроизводителей Мерами поддержки отечественных товаропроизводителей в сфере торговой деятельности являются: - организация московских и межрегиональных ярмарок, выставок-продаж товаров отечественного производства; - учет интересов московской промышленности в межрегиональных соглашениях; - разработка и внесение в федеральные органы исполнительной власти предложений по вопросам таможенной политики на товары потребительского назначения; - введение дополнительных мер контроля за качеством реализуемых в городе товаров потребительского назначения; - предоставление в установленном порядке рекламной и информационной поддержки товаров московской промышленности; - регулирование деятельности крупных торговых объектов в части реализации товаров отечественного производства; - создание оптовых и оптово-розничных систем при участии московских товаропроизводителей; - использование мер кредитно-финансовой поддержки промышленных предприятий и предприятий торговли, реализующих товары отечественного производства; - соблюдение ассортиментного минимума. Конкретные меры поддержки определяются Мэром и Правительством Москвы. Статья 13. Изменение профиля торговых объектов Торговые организации, получившие право на использование торговых объектов в процессе приватизации с условием сохранения профиля торговой деятельности, сохраняют профиль до истечения срока, указанного в договоре. Согласованию с префектами административных округов подлежат: - изменение профиля торгового объекта при переходе из сферы торговой деятельности в любую другую сферу деятельности; - изменение профиля специализированных торговых объектов, реализующих молочную, овощную продукцию, хлебобулочные изделия, детское и диетическое питание. Глава 3. Ответственность за нарушения в сфере торговой деятельности Статья 14. Контроль в сфере торговой деятельности Контроль за осуществлением торговой деятельности на территории города Москвы и применение ответственности за нарушения в сфере торговой деятельности осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. Координацию деятельности контролирующих органов в части осуществления контроля за работой предприятий потребительского рынка осуществляет Уполномоченный орган. Проверки деятельности торговых объектов осуществляются работниками контролирующих органов города Москвы только при предъявлении удостоверения и направления на проведение проверки, выданного в пределах компетенции контролирующего органа, с указанием даты и цели ее проведения, должности и фамилии проверяющих. Результаты проверок фиксируются в установленном порядке. Действия органов и лиц, осуществляющих проверку, могут быть обжалованы в судебном порядке. Статья 15. Приостановление продажи товаров (оказания услуг) В случаях выявления продажи товаров, оказания услуг, не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без указания сроков годности, если установление этих сроков обязательно, Уполномоченный орган и иные государственные контролирующие органы, которым предоставлено такое право, приостанавливают продажу товаров (оказание услуг) до предоставления информации или прекращают продажу товаров (оказание услуг). Руководителю предприятия, допустившему нарушение, выдается предписание о приостановлении продажи товаров (оказания услуг) на срок устранения выявленных нарушений, установленный государственным контролирующим органом. При приостановлении продажи товаров, оказания услуг к нарушителю применяются штрафные санкции в соответствии с действующим законодательством. Статья 16. Ликвидация торговых организаций по решению суда Торговая организация может быть ликвидирована по решению суда в случаях: - осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); - осуществления деятельности, запрещенной федеральными законами; - неоднократных или грубых нарушений федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Правил торговой деятельности и других нормативных правовых актов города Москвы в сфере торговой деятельности. Требование о ликвидации торговой организации может быть предъявлено от имени Московской городской администрации Уполномоченным органом. Глава 4. Труд и кадровое обеспечение Статья 17. Правовое регулирование труда работников торговли Трудовые отношения, рабочее время и время отдыха, охрана труда регулируются действующим трудовым законодательством Российской Федерации. Не допускается установление трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми с работниками, условий труда, ухудшающих их положение по сравнению с федеральными законами. Руководители торговых организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, обязаны заключать коллективные договоры по решению трудового коллектива. Случаи ограничения занятий торговой деятельностью для отдельных граждан устанавливаются действующим административным, уголовным и трудовым законодательством. Статья 18. Требования к кадровому обеспечению Работодатель обязан проконтролировать и обеспечить наличие у лиц рабочих категорий, осуществляющих торговую деятельность, непосредственно связанную с обслуживанием потребителей, и обеспечивающих процесс приготовления продукции общественного питания: - медицинских документов, перечень которых определяется органами санитарно-эпидемиологического надзора; - профессионального образования и профессиональной подготовки в соответствии с методическими рекомендациями, определяемыми Уполномоченным органом; - необходимых знаний в сфере техники безопасности. Глава 5.Заключительные положения Статья 19. Социальная защита отдельных категорий населения в торговом обслуживании Отдельным категориям граждан предоставляются преимущества и льготы в торговом обслуживании. Перечень категорий граждан и предоставляемые льготы и преимущества определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. Торговые организации обязаны предоставлять установленные льготы. Статья 20. Рассмотрение обращений граждан в торговые организации В целях защиты прав и законных интересов граждан в сфере торговой деятельности руководители торговых организаций обязаны рассматривать устные и письменные обращения (заявления, жалобы) граждан, предоставлять соответствующую информацию об их рассмотрении и принимать необходимые меры в соответствии с Законом города Москвы от 18 июня 1997 года N 25 "Об обращениях граждан". Обращения граждан по вопросам приобретения товаров ненадлежащего качества или товаров, использование которых по назначению невозможно по иным причинам, рассматриваются в порядке и в сроки, установленные Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей". Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу с момента его опубликования. Статья 22 . Приведение правовых актов городской администрации в соответствие с настоящим Законом Нормативные правовые акты города Москвы должны быть приведены в соответствие с настоящим Законом в течение 6 месяцев с момента его вступления в силу. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 9 декабря 1998 г. N 29 Московская городская Дума 9 декабря 1998 г. N 29 |