ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РЕДАКЦИЯ НА 22.08.2004). Закон (Федеральный). Федеральное Собрание РФ. 12.08.95 144-ФЗ


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                 ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                       (Редакция на 22.08.2004)



(РЕДАКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПРАВОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ  АППАРАТА  ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ В РЕД.  - ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 18 ИЮЛЯ
1997 ГОДА N 101-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ,
1997,  N  29,  СТ.  3502;  ФЕДЕРАЛЬНОГО  ЗАКОНА ОТ 21 ИЮЛЯ 1998 ГОДА N
117-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,  1998,  N 30,
СТ.  3613; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 5 ЯНВАРЯ 1999 ГОДА N 6-ФЗ - СОБРАНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ,   1999,   N   2,   СТ.   233;
ФЕДЕРАЛЬНОГО  ЗАКОНА  ОТ  30  ДЕКАБРЯ  1999  ГОДА  N 225-ФЗ - СОБРАНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,  2000, N 1, СТ. 8; ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА  ОТ  20  МАРТА  2001  ГОДА  N 26-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,  2001, N 13, СТ. 1140; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 10
ЯНВАРЯ   2003  Г.  N  15-ФЗ  -  СОБРАНИЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ,  2003, N 2, СТ. 167; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 30 ИЮНЯ 2003 Г.
N 86-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,  2003, N 27,
СТ.  2700;  ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 29 ИЮНЯ 2004 Г.  N 58-ФЗ - СОБРАНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА   РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ,   2004,  N  27,  СТ.  2711;
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА  ОТ  22  АВГУСТА  2004  Г.  N  122-ФЗ  -  СОБРАНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2004, N 35, СТ. 3607)

     Принят Государственной Думой       5 июля 1995 года

     Настоящий  Федеральный  закон  определяет содержание оперативно -
розыскной   деятельности,   осуществляемой  на  территории  Российской
Федерации,  и  закрепляет  систему  гарантий законности при проведении
оперативно-розыскных мероприятий.

                       Глава I. Общие положения

             Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность

     Оперативно-розыскная    деятельность    -    вид    деятельности,
осуществляемой   гласно   и   негласно   оперативными  подразделениями
государственных  органов,  уполномоченных  на то настоящим Федеральным
законом   (далее  -  органы,  осуществляющие  оперативно  -  розыскную
деятельность),   в   пределах  их  полномочий  посредством  проведения
оперативно-розыскных  мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав
и   свобод   человека   и   гражданина,   собственности,   обеспечения
безопасности общества и государства от преступных посягательств.

          Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

     Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
     выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а
также  выявление  и установление лиц, их подготавливающих, совершающих
или совершивших;
     осуществление  розыска  лиц,  скрывающихся  от  органов дознания,
следствия  и  суда,  уклоняющихся  от  уголовного  наказания,  а также
розыска без вести пропавших;
     добывание  информации  о событиях или действиях, создающих угрозу
государственной, военной, экономической или экологической безопасности
Российской Федерации.

         Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности

     Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных
принципах  законности,  уважения и соблюдения прав и свобод человека и
гражданина,  а  также  на  принципах  конспирации, сочетания гласных и
негласных методов и средств.

            Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной
                             деятельности

     Правовую   основу  оперативно-розыскной  деятельности  составляют
Конституция  Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие
федеральные  законы  и принятые в соответствии с ними иные нормативные
правовые акты федеральных органов государственной власти.
     Органы,  осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают
в   пределах  своих  полномочий  в  соответствии  с  законодательством
Российской  Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и
тактику проведения оперативно - розыскных мероприятий.

             Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека
         и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной
                             деятельности

     Органы  (должностные  лица),  осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность,  при  проведении оперативно-розыскных мероприятии должны
обеспечивать    соблюдение    прав    человека    и    гражданина   на
неприкосновенность   частной   жизни,   личную   и   семейную   тайну,
неприкосновенность  жилища и тайну корреспонденции (новая часть первая
введена  Федеральным  законом  от  5  января 1999 г. N 6-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 2, ст. 233).
     Не  допускается  осуществление  оперативно-розыскной деятельности
для  достижения  целей  и  решения задач, не предусмотренных настоящим
Федеральным законом.
     Лицо,    полагающее,   что   действия   органов,   осуществляющих
оперативно-розыскную  деятельность,  привели  к  нарушению  его прав и
свобод,   вправе   обжаловать   эти   действия  в  вышестоящий  орган,
осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.
     Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в
установленном   законом  порядке,  то  есть  в  отношении  которого  в
возбуждении  уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в
связи  с  отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в
деянии  состава преступления, и которое располагает фактами проведения
в отношении его оперативно - розыскных мероприятий и полагает, что при
этом   были   нарушены   его  права,  вправе  истребовать  от  органа,
осуществляющего    оперативно-розыскную   деятельность,   сведения   о
полученной  о  нем  информации  в  пределах,  допускаемых требованиями
конспирации  и  исключающих  возможность  разглашения  государственной
тайны.  В  случае,  если  будет  отказано в предоставлении запрошенных
сведений  или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в
полном  объеме,  оно  вправе  обжаловать  это  в  судебном  порядке. В
процессе    рассмотрения    дела   в   суде   обязанность   доказывать
обоснованность  отказа  в  предоставлении  этому  лицу сведений, в том
числе   в   полном   объеме,  возлагается  на  соответствующий  орган,
осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.
     В  целях  обеспечения  полноты и всесторонности рассмотрения дела
орган,   осуществляющий   оперативно-розыскную   деятельность,  обязан
предоставить  судье  по его требованию оперативно-служебные документы,
содержащие  информацию  о  сведениях,  в  предоставлении  которых было
отказано  заявителю,  за  исключением  сведений  о лицах, внедренных в
организованные  преступные  группы,  о  штатных  негласных сотрудниках
органов,  осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах,
оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.
     В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего
оперативно-розыскную   деятельность,   об   отказе   в  предоставлении
необходимых  сведений  заявителю  судья  может обязать указанный орган
предоставить   заявителю   сведения,  предусмотренные  частью  третьей
настоящей статьи.
     Полученные    в    результате   проведения   оперативно-розыскных
мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении
преступления  не  доказана  в  установленном законом порядке, хранятся
один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие
не   требуют  иного.  Фонограммы  и  другие  материалы,  полученные  в
результате   прослушивания   телефонных  и  иных  переговоров  лиц,  в
отношении  которых  не  было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в
течение  шести  месяцев  с  момента  прекращения  прослушивания, о чем
составляется   соответствующий   протокол.   За   три  месяца  до  дня
уничтожения  материалов,  отражающих  результаты  оперативно-розыскных
мероприятий,  проведенных  на  основании  судебного  решения,  об этом
уведомляется  соответствующий  судья (в ред. Федерального закона от 20
марта   2001   г.  N  26-ФЗ  -  Собрание  законодательства  Российской
Федерации, 2001, N 13, ст. 1140).
     Органам   (должностным   лицам),   осуществляющим   оперативно  -
розыскную деятельность, запрещается:
     проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо
политической партии, общественного и религиозного объединения;
     принимать   негласное   участие   в  работе  федеральных  органов
государственной   власти,  органов  государственной  власти  субъектов
Российской  Федерации  и  органов  местного  самоуправления, а также в
деятельности    зарегистрированных    в    установленном   порядке   и
незапрещенных   политических   партий,   общественных   и  религиозных
объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
     разглашать   сведения,   которые  затрагивают  неприкосновенность
частной  жизни,  личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и
которые  стали известными в процессе проведения оперативно - розыскных
мероприятий,   без   согласия   граждан,   за   исключением   случаев,
предусмотренных федеральными законами.
     При   нарушении   органом   (должностным  лицом),  осуществляющим
оперативно-розыскную   деятельность,   прав   и   законных   интересов
физических  и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в
соответствии  с законодательством Российской Федерации обязаны принять
меры  по  восстановлению  этих  прав  и законных интересов, возмещению
причиненного вреда.
     Нарушения   настоящего   Федерального  закона  при  осуществлении
оперативно-розыскной      деятельности     влекут     ответственность,
предусмотренную законодательством Российской Федерации.
     (Части первая - девятая считаются соответственно частями второй -
десятой  в  ред.  Федерального  закона  от  5  января 1999 г. N 6-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 2, ст. 233).

        Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий

              Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

     При  осуществлении  оперативно-розыскной  деятельности проводятся
следующие оперативно-розыскные мероприятия:
     1. Опрос (в ред. Федерального закона от 5 января 1999 г. N 6-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 2, ст. 233).
     2. Наведение справок.
     3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
     4. Проверочная закупка.
     5. Исследование предметов и документов.
     6. Наблюдение.
     7. Отождествление личности.
     8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности
и транспортных средств.
     9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
     10. Прослушивание телефонных переговоров.
     11. Снятие информации с технических каналов связи.
     12. Оперативное внедрение.
     13. Контролируемая поставка.
     14. Оперативный эксперимент.
     Приведенный  перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть
изменен или дополнен только федеральным законом.
     В  ходе  проведения оперативно-розыскных мероприятий используются
информационные  системы,  видео-  и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а
также  другие  технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и
здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.
     Оперативно-розыскные  мероприятия, связанные с контролем почтовых
отправлений,  телеграфных  и иных сообщений, прослушиванием телефонных
переговоров  с  подключением  к  станционной  аппаратуре  предприятий,
учреждений  и организаций независимо от форм собственности, физических
и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием
информации  с  технических  каналов связи, проводятся с использованием
оперативно-технических   сил  и  средств  органов  федеральной  службы
безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом
наркотических  средств  и психотропных веществ в порядке, определяемом
межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (в ред. Федерального
закона  от  30  декабря  1999  г. N 225-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации, 2000, N 1, ст. 8; Федерального закона от 30 июня
2003  г.  N  86-ФЗ  -  Собрание законодательства Российской Федерации,
2003, N 27, ст. 2700).
     Должностные  лица  органов,  осуществляющих  оперативно-розыскную
деятельность,   решают   ее   задачи  посредством  личного  участия  в
организации  и  проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя
помощь   должностных   лиц   и   специалистов,   обладающих  научными,
техническими  и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан
с их согласия на гласной и негласной основе.
     Запрещается   проведение   оперативно-розыскных   мероприятий   и
использование  специальных и иных технических средств, предназначенных
(разработанных,  приспособленных,  запрограммированных) для негласного
получения  информации,  не уполномоченными на то настоящим Федеральным
законом физическими и юридическими лицами.
     Ввоз  в  Российскую  Федерацию  и вывоз за ее пределы специальных
технических   средств,   предназначенных   для   негласного  получения
информации,  не  уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной
деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию
в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (в ред.
Федерального   закона  от  10  января  2003  г.  N  15-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167).
     Перечень  видов  специальных технических средств, предназначенных
для   негласного   получения   информации   в  процессе  осуществления
оперативно-розыскной   деятельности,   устанавливается  Правительством
Российской Федерации.
     Разработка,  производство,  реализация  и  приобретение  в  целях
продажи   специальных   технических   средств,   предназначенных   для
негласного  получения  информации, индивидуальными предпринимателями и
юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность,
подлежат  лицензированию в соответствии с законодательством Российской
Федерации (часть девятая введена Федеральным законом от 10 января 2003
г.  N  15-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N
2, ст. 167).

       Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных
                             мероприятий

     Основаниями   для   проведения  оперативно-розыскных  мероприятий
являются:
     1. Наличие возбужденного уголовного дела.
     2.   Ставшие  известными  органам,  осуществляющим  оперативно  -
розыскную деятельность, сведения о:
     1)  признаках  подготавливаемого,  совершаемого  или совершенного
противоправного   деяния,  а  также  о  лицах,  его  подготавливающих,
совершающих  или  совершивших, если нет достаточных данных для решения
вопроса о возбуждении уголовного дела;
     2)  событиях  или  действиях,  создающих  угрозу государственной,
военной,   экономической  или  экологической  безопасности  Российской
Федерации;
     3)  лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или
уклоняющихся от уголовного наказания;
     4)  лицах,  без  вести  пропавших,  и об обнаружении неопознанных
трупов.
     3. Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или
определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
     4.  Запросы  других  органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
     5.  Постановление  о  применении  мер  безопасности  в  отношении
защищаемых  лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными
органами   в  порядке,  предусмотренном  законодательством  Российской
Федерации.
     6.   Запросы   международных   правоохранительных  организаций  и
правоохранительных  органов  иностранных  государств  в соответствии с
международными договорами Российской Федерации.
     Органы,   осуществляющие   оперативно-розыскную  деятельность,  в
пределах  своих  полномочий  вправе также собирать данные, необходимые
для принятия решений:
     1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
     2.  О  допуске  а  работам,  связанным  с эксплуатацией объектов,
представляющих  повышенную  опасность  для  жизни  и здоровья людей, а
также для окружающей среды.
     3.  О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о
доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.
     4.   Об   установлении   или  о  поддержании  с  лицом  отношений
сотрудничества   при   подготовке  и  проведении  оперативно-розыскных
мероприятий.
     5.    По   обеспечению   безопасности   органов,   осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
     6.   О  выдаче  разрешений  на  частную  детективную  и  охранную
деятельность.

          Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных
                             мероприятий

     Гражданство,     национальность,     пол,    место    жительства,
имущественное,  должностное  и  социальное положение, принадлежность к
общественным   объединениям,   отношение   к  религии  и  политические
убеждения  отдельных  лиц  не  являются  препятствием для проведения в
отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской
Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.
     Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают
конституционные  права  человека  и  гражданина  на  тайну  переписки,
телефонных   переговоров,  почтовых,  телеграфных  и  иных  сообщений,
передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на
неприкосновенность  жилища, допускается на основании судебного решения
и  при наличии информации (в ред. Федерального закона от 5 января 1999
г. N 6-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 2,
ст. 233):
     1.  О  признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного
противоправного  деяния,  по  которому  производство  предварительного
следствия обязательно.
     2.   О   лицах,  подготавливающих,  совершающих  или  совершивших
противоправное   деяние,  по  которому  производство  предварительного
следствия обязательно.
     3.  О  событиях  или действиях, создающих угрозу государственной,
военной,   экономической  или  экологической  безопасности  Российской
Федерации.
     В  случаях,  которые  не терпят отлагательства и могут привести к
совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях
и  действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической
или  экологической  безопасности  Российской  Федерации,  на основании
мотивированного   постановления   одного   из   руководителей  органа,
осуществляющего    оперативно-розыскную    деятельность,   допускается
проведение  оперативно-розыскных  мероприятий,  предусмотренных частью
второй  настоящей  статьи,  с обязательным уведомлением суда (судьи) в
течение  24  часов.  В  течение  48  часов с момента начала проведения
оперативно-розыскного  мероприятия  орган,  его осуществляющий, обязан
получить  судебное  решение  о проведении такого оперативно-розыскного
мероприятия либо прекратить его проведение.
     Прослушивание  телефонных и иных переговоров допускается только в
отношении  лиц,  подозреваемых  или обвиняемых в совершении тяжких или
особо  тяжких  преступлений,  а  также  лиц, которые могут располагать
сведениями   об  указанных  преступлениях.  Фонограммы,  полученные  в
результате  прослушивания  телефонных  и  иных переговоров, хранятся в
опечатанном  виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания
и  тиражирования  посторонними  лицами  (новая часть четвертая введена
Федеральным   законом   от  20  марта  2001  г.  N  26-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст. 1140).
     В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные
и  иные  переговоры которого прослушиваются в соответствии с настоящим
Федеральным законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров
передаются  следователю  для  приобщения  к уголовному делу в качестве
вещественных   доказательств.   Дальнейший  порядок  их  использования
определяется   уголовно-процессуальным   законодательством  Российской
Федерации  (новая  часть пятая введена Федеральным законом от 20 марта
2001  г.  N  26-ФЗ  -  Собрание законодательства Российской Федерации,
2001, N 13, ст. 1140).
     В  случае  возникновения  угрозы  жизни,  здоровью, собственности
отдельных  лиц  по  их  заявлению или с их согласия в письменной форме
разрешается  прослушивание  переговоров,  ведущихся с их телефонов, на
основании    постановления,    утвержденного   руководителем   органа,
осуществляющего   оперативно-розыскную  деятельность,  с  обязательным
уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
     Проверочная   закупка   или  контролируемая  поставка  предметов,
веществ  и  продукции,  свободная  реализация  которых  запрещена либо
оборот   которых   ограничен,  а  также  оперативный  эксперимент  или
оперативное   внедрение   должностных   лиц   органов,  осуществляющих
оперативно-розыскную   деятельность,   а  равно  лиц,  оказывающих  им
содействие,   проводятся  на  основании  постановления,  утвержденного
руководителем     органа,     осуществляющего     оперативно-розыскную
деятельность.
     Проведение  оперативного  эксперимента допускается только в целях
выявления,    предупреждения,    пресечения    и   раскрытия   тяжкого
преступления,  а  также  в  целях  выявления  и  установления  лиц, их
подготавливающих, совершающих или совершивших.
     При  проведении  оперативно-розыскных  мероприятий по основаниям,
предусмотренным  пунктами  1  - 4 и 6 части второй статьи 7 настоящего
Федерального  закона,  запрещается осуществление действий, указанных в
пунктах 8 - 11 части первой статьи 6 настоящего Федерального закона.
     Оперативно-розыскные   мероприятия,  обеспечивающие  безопасность
органов,  осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся
в  соответствии  с  настоящим  Федеральным  законом  и исключительно в
пределах  полномочий указанных органов, установленных соответствующими
законодательными   актами   Российской   Федерации.   По   основаниям,
предусмотренным   пунктом   5   части   второй   статьи  7  настоящего
Федерального  закона,  разрешается  осуществлять действия, указанные в
пунктах  8  -  11  части  первой  статьи  6, без судебного решения при
наличии  согласия  гражданина  в  письменной  форме (части четвертая -
восьмая  считаются  соответственно  частями  шестой  -  десятой в ред.
Федерального   закона   от  20  марта  2001  г.  N  26-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст. 1140).

         Статья 9. Основания и порядок судебного рассмотрения
            материалов об ограничении конституционных прав
             граждан при проведении оперативно-розыскных
                             мероприятий

     Рассмотрение   материалов  об  ограничении  конституционных  прав
граждан   на   тайну   переписки,  телефонных  переговоров,  почтовых,
телеграфных  и  иных  сообщений, передаваемых по сетям электрической и
почтовой   связи,   на   неприкосновенность   жилища   при  проведении
оперативно-розыскных  мероприятий,  как  правило,  по месту проведения
таких  мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об
их  проведении.  Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на
то  судьей  единолично  и  незамедлительно. Судья не вправе отказать в
рассмотрении таких материалов в случае их представления.
     Основанием    для    решения    судьей   вопроса   о   проведении
оперативно-розыскного   мероприятия,  ограничивающего  конституционные
права  граждан,  указанные  в  части первой настоящей статьи, является
мотивированное   постановление   одного   из   руководителей   органа,
осуществляющего  оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий
таких   руководителей   устанавливается   ведомственными  нормативными
актами.
     По   требованию   судьи   ему  могут  представляться  также  иные
материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно - розыскного
мероприятия,   за   исключением   данных   о   лицах,   внедренных   в
организованные  преступные  группы,  о  штатных  негласных сотрудниках
органов,  осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах,
оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и
о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.
     По  результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает
проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое
ограничивает  конституционные  права граждан, указанные в части первой
настоящей  статьи,  либо  отказывает  в  его проведении, о чем выносит
мотивированное   постановление.   Постановление,  заверенное  печатью,
выдается   инициатору   проведения  оперативно-розыскного  мероприятия
одновременно с возвращением представленных им материалов.
     Срок  действия  вынесенного  судьей  постановления  исчисляется в
сутках  со  дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если
иное  не  указано  в  самом  постановлении.  При этом течение срока не
прерывается.  При необходимости продления срока действия постановления
судья  выносит  судебное  решение  на  основании  вновь представленных
материалов.
     В случае, если судья отказал в проведении оперативно - розыскного
мероприятия,   которое  ограничивает  конституционные  права  граждан,
указанные  в  части  первой  настоящей  статьи,  орган, осуществляющий
оперативно-розыскную  деятельность,  вправе  обратиться  по  этому  же
вопросу в вышестоящий суд.
     Руководители  судебных  органов  создают  условия, обеспечивающие
защиту   сведений,   которые   содержатся   в   представляемых   судье
оперативно-служебных документах.

       Статья 10. Информационное обеспечение и документирование
                  оперативно-розыскной деятельности

     Органы,  осуществляющие  оперативно-розыскную  деятельность,  для
решения задач, возложенных на них настоящим Федеральным законом, могут
создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела
оперативного учета.
     Дела   оперативного   учета   заводятся  при  наличии  оснований,
предусмотренных  пунктами  1  -  6  части  первой  статьи 7 настоящего
Федерального  закона,  в  целях  собирания  и систематизации сведений,
проверки  и  оценки  результатов  оперативно-розыскной деятельности, а
также   принятия   на  их  основе  соответствующих  решений  органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
     Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для
ограничения  конституционных прав и свобод, а также законных интересов
человека и гражданина.
     Дело оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных
задач  оперативно-розыскной  деятельности,  предусмотренных  статьей 2
настоящего  Федерального  закона,  а также установления обстоятельств,
свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.
     Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются
нормативными   актами   органов,  осуществляющих  оперативно-розыскную
деятельность.

      Статья 11. Использование результатов оперативно-розыскной
                             деятельности

     Результаты    оперативно-розыскной    деятельности   могут   быть
использованы  для  подготовки  и осуществления следственных и судебных
действий,  проведения  оперативно-розыскных  мероприятий по выявлению,
предупреждению,  пресечению  и  раскрытию  преступлений,  выявлению  и
установлению  лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а
также  для  розыска  лиц,  скрывшихся от органов дознания, следствия и
суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.
     Результаты   оперативно-розыскной   деятельности   могут  служить
поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в
орган  дознания,  следователю  или  в  суд,  в  производстве  которого
находится  уголовное  дело,  а  также  использоваться в доказывании по
уголовным  делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального
законодательства  Российской  Федерации,  регламентирующими собирание,
проверку и оценку доказательств.
     Представление   результатов   оперативно-розыскной   деятельности
органу  дознания,  следователю  или  в суд осуществляется на основании
постановления   руководителя   органа,  осуществляющего  оперативно  -
розыскную  деятельность,  в  порядке,  предусмотренном  ведомственными
нормативными актами.
     Результаты  оперативно-розыскной  деятельности  в  отношении лиц,
перечисленных  в  пунктах  1  - 4 и 6 части второй статьи 7 настоящего
Федерального  закона,  учитываются при решении вопроса об их допуске к
указанным видам деятельности.

        Статья 12. Защита сведений об органах, осуществляющих
                  оперативно-розыскную деятельность

     Сведения   об  используемых  или  использованных  при  проведении
негласных    оперативно-розыскных    мероприятий   силах,   средствах,
источниках,   методах,   планах   и  результатах  оперативно-розыскной
деятельности,  о лицах, внедренных в организованные преступные группы,
о    штатных    негласных    сотрудниках    органов,    осуществляющих
оперативно-розыскную   деятельность,   и   о   лицах,  оказывающих  им
содействие  на  конфиденциальной  основе,  а  также об организации и о
тактике   проведения   оперативно-розыскных   мероприятий   составляют
государственную  тайну  и подлежат рассекречиванию только на основании
постановления        руководителя        органа,       осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность.
     Предание  гласности сведений о лицах, внедренных в организованные
преступные   группы,   о   штатных   негласных   сотрудниках  органов,
осуществляющих  оперативно-розыскную  деятельность,  а  также о лицах,
оказывающих  или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе,
допускается  лишь  с  их  согласия  в  письменной  форме  и в случаях,
предусмотренных федеральными законами.
     Судебное   решение   на  право  проведения  оперативно-розыскного
мероприятия  и  материалы,  послужившие основанием для принятия такого
решения,     хранятся     только     в     органах,     осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
     Оперативно-служебные     документы,     отражающие     результаты
оперативно-розыскной   деятельности,   представляются   суду  (судье),
прокурору,  осуществляющему надзор за законностью оперативно-розыскной
деятельности,  следователю  и  органу дознания, в производстве которых
находится    уголовное    дело,    другим    органам,   осуществляющим
оперативно-розыскную   деятельность,  в  порядке  и  случаях,  которые
установлены  настоящим Федеральным законом (в ред. Федерального закона
от  5  января  1999  г.  N 6-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 1999, N 2, ст. 233).

        Глава III. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную
                             деятельность

        Статья 13. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную
                             деятельность

     На    территории    Российской   Федерации   право   осуществлять
оперативно-розыскную    деятельность    предоставляется    оперативным
подразделениям:
     1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
     2. Органов федеральной службы безопасности.
     3.  (Пункт  3  утратил силу в ред. Федерального закона от 30 июня
2003  г.  N  86-ФЗ  -  Собрание законодательства Российской Федерации,
2003, N 27, ст. 2700).
     4.   Федеральных   органов   государственной   охраны   (в   ред.
Федерального   закона   от  18  июля  1997  г.  N  101-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 29, ст. 3502).
     5.  (Пункт  5  утратил силу в ред. Федерального закона от 30 июня
2003  г.  N  86-ФЗ  -  Собрание законодательства Российской Федерации,
2003, N 27, ст. 2700).
     6. Таможенных органов Российской Федерации.
     7. Службы внешней разведки Российской Федерации.
     8.  Федеральной службы исполнения наказаний (пункт восьмой введен
Федеральным   законом   от  21  июля  1998  г.  N  117-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3613; изложен в
ред.  Федерального  закона  от  29  июня  2004  г.  N 58-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711).
     9.  Органов  по  контролю  за  оборотом  наркотических  средств и
психотропных  веществ  (пункт  9 введен Федеральным законом от 30 июня
2003  г.  N  86-ФЗ  -  Собрание законодательства Российской Федерации,
2003, N 27, ст. 2700).
     Оперативное  подразделение  органа  внешней разведки Министерства
обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия
только  в  целях  обеспечения  безопасности  указанного органа внешней
разведки  и  в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает
полномочий  органов,  указанных  в пунктах 1, 2, 4, 6 - 9 части первой
настоящей  статьи  (в  ред.  Федерального  закона от 30 июня 2003 г. N
86-ФЗ  -  Собрание  законодательства Российской Федерации, 2003, N 27,
ст. 2700).
     Перечень     органов,     осуществляющих     оперативно-розыскную
деятельность,  может  быть  изменен  или  дополнен  только федеральным
законом.    Руководители   указанных   органов   определяют   перечень
оперативных   подразделений,  правомочных  осуществлять  оперативно  -
розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.
     Органы,  осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают
определенные  настоящим  Федеральным  законом  задачи  исключительно в
пределах     своих    полномочий,    установленных    соответствующими
законодательными актами Российской Федерации.
     Оперативные       подразделения      органов,      осуществляющих
оперативно-розыскную   деятельность,   вправе  проводить  совместно  с
работниками   уголовно-исполнительной   системы   оперативно-розыскные
мероприятия  в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы
(часть пятая введена Федеральным законом от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ -
Собрание  законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3613;
изменения  в  ред.  Федерального  закона  от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711).

            Статья 14. Обязанности органов, осуществляющих
                  оперативно-розыскную деятельность

     При  решении  определенных  настоящим  Федеральным  законом задач
оперативно-розыскной    деятельности    органы,    уполномоченные   ее
осуществлять, обязаны:
     1.  Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по
защите   конституционных   прав   и   свобод  человека  и  гражданина,
собственности,   а   также  по  обеспечению  безопасности  общества  и
государства.
     2.  Исполнять  в пределах своих полномочий поручения в письменной
форме  органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда
о  проведении  оперативно-розыскных  мероприятий  по  уголовным делам,
принятым ими к производству.
     3.   Выполнять   на   основе   и   в   порядке,   предусмотренных
международными     договорами     Российской     Федерации,    запросы
соответствующих    международных    правоохранительных    организаций,
правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.
     4.  Информировать  другие  органы,  осуществляющие  оперативно  -
розыскную  деятельность  на территории Российской Федерации, о ставших
им   известными  фактах  противоправной  деятельности,  относящихся  к
компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь.
     5.    Соблюдать    правила    конспирации    при    осуществлении
оперативно-розыскной деятельности.
     6.    Содействовать    обеспечению   в   порядке,   установленном
законодательством  Российской  Федерации,  безопасности  и сохранности
имущества  своих  сотрудников,  лиц,  оказывающих  содействие органам,
осуществляющим     оперативно-розыскную    деятельность,    участников
уголовного  судопроизводства, а также членов семей и близких указанных
лиц от преступных посягательств.

               Статья 15. Права органов, осуществляющих
                  оперативно-розыскную деятельность

     При   решении  задач  оперативно-розыскной  деятельности  органы,
уполномоченные ее осуществлять, имеют право:
     1.  Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия,
перечисленные  в  статье 6 настоящего Федерального закона, производить
при  их  проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также
прерывать   предоставление   услуг   связи   в   случае  возникновения
непосредственной   угрозы  жизни  и  здоровью  лица,  а  также  угрозы
государственной, военной, экономической или экологической безопасности
Российской Федерации.
     2.   Устанавливать   на   безвозмездной  либо  возмездной  основе
отношения  сотрудничества  с  лицами,  изъявившими  согласие оказывать
содействие   на   конфиденциальной   основе   органам,  осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность.
     3.    Использовать   в   ходе   проведения   оперативно-розыскных
мероприятий  по  договору  или устному соглашению служебные помещения,
имущество  предприятий,  учреждений,  организаций,  воинских частей, а
также   жилые  и  нежилые  помещения,  транспортные  средства  и  иное
имущество частных лиц.
     4.  Использовать  в  целях конспирации документы, зашифровывающие
личность  должностных  лиц,  ведомственную принадлежность предприятий,
учреждений,   организаций,  подразделений,  помещений  и  транспортных
средств  органов,  осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а
также  личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной
основе.
     5.   Создавать   в   установленном  законодательством  Российской
Федерации    порядке    предприятия,    учреждения,    организации   и
подразделения,   необходимые   для   решения   задач,  предусмотренных
настоящим Федеральным законом.
     Законные   требования  должностных  лиц  органов,  осуществляющих
оперативно-розыскную    деятельность,   обязательны   для   исполнения
физическими   и   юридическими  лицами,  к  которым  такие  требования
предъявлены.
     Неисполнение   законных   требований   должностных  лиц  органов,
осуществляющих       оперативно-розыскную      деятельность,      либо
воспрепятствование  ее законному осуществлению влекут ответственность,
предусмотренную законодательством Российской Федерации.

       Статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц
             органов, осуществляющих оперативно-розыскную
                             деятельность

     На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно - розыскную
деятельность,  распространяются  гарантии социальной и правовой защиты
сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят.
     Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и
органов,    осуществляющих   оперативно-розыскную   деятельность,   за
исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом.
     Должностное  лицо,  уполномоченное  на осуществление оперативно -
розыскной   деятельности,   в   ходе  проведения  оперативно-розыскных
мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику.
При  получении приказа или указания, противоречащего закону, указанное
должностное лицо обязано руководствоваться законом.
     При  защите  жизни  и здоровья граждан, их конституционных прав и
законных  интересов,  а  также для обеспечения безопасности общества и
государства   от   преступных  посягательств  допускается  вынужденное
причинение  вреда  правоохраняемым интересам должностным лицом органа,
осуществляющего   оперативно-розыскную   деятельность,   либо   лицом,
оказывающим  ему  содействие,  совершаемое  при правомерном выполнении
указанным лицом своего служебного или общественного долга.
     Время  выполнения  должностными  лицами  органов,  осуществляющих
оперативно-розыскную     деятельность,     специальных    заданий    в
организованных   преступных   группах,  а  также  время  их  службы  в
должностях  штатных  негласных  сотрудников указанных органов подлежит
зачету  в  выслугу  лет  для назначения пенсии в льготном исчислении в
порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
     Органы  государственной  власти  субъектов Российской Федерации и
органы  местного  самоуправления  вправе  устанавливать дополнительные
виды  социальной  защиты  для  должностных лиц органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.

         Глава IV. Содействие граждан органам, осуществляющим
                  оперативно-розыскную деятельность

        Статья 17. Содействие граждан органам, осуществляющим
                  оперативно-розыскную деятельность

     Отдельные  лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или
проведению   оперативно-розыскных  мероприятий  с  сохранением  по  их
желанию    конфиденциальности   содействия   органам,   осуществляющим
оперативно-розыскную  деятельность, в том числе по контракту. Эти лица
обязаны  сохранять  в  тайне  сведения,  ставшие  им известными в ходе
подготовки  или  проведения  оперативно-розыскных  мероприятий,  и  не
вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.
     Органы,  осуществляющие  оперативно-розыскную деятельность, могут
заключать   контракты   с   совершеннолетними   дееспособными   лицами
независимо  от  их  гражданства, национальности, пола, имущественного,
должностного  и  социального  положения, образования, принадлежности к
общественным   объединениям,   отношения   к  религии  и  политических
убеждений.
     Органам,    осуществляющим   оперативно-розыскную   деятельность,
запрещается  использовать  конфиденциальное  содействие  по  контракту
депутатов,   судей,   прокуроров,   адвокатов,   священнослужителей  и
полномочных  представителей  официально зарегистрированных религиозных
объединений.

           Статья 18. Социальная и правовая защита граждан,
                содействующих органам, осуществляющим
                  оперативно-розыскную деятельность

     Лица,   содействующие   органам,   осуществляющим   оперативно  -
розыскную деятельность, находятся под защитой государства.
     Государство  гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать
по   контракту   органам,   осуществляющим   оперативно   -  розыскную
деятельность,    выполнение    своих   обязательств,   предусмотренных
контрактом,  в  том  числе  гарантирует  правовую  защиту, связанную с
правомерным  выполнением  указанными  лицами  общественного  долга или
возложенных на них обязанностей.
     При  возникновении реальной угрозы противоправного посягательства
на   жизнь,  здоровье  или  имущество  отдельных  лиц  в  связи  с  их
содействием    органам,    осуществляющим   оперативно   -   розыскную
деятельность,  а  равно  членов  их семей и близких эти органы обязаны
принять  необходимые  меры  по предотвращению противоправных действий,
установлению    виновных   и   привлечению   их   к   ответственности,
предусмотренной законодательством Российской Федерации.
     Лицо    из    числа   членов   преступной   группы,   совершившее
противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное
к   сотрудничеству   с  органом,  осуществляющим  оперативно-розыскную
деятельность,   активно   способствовавшее   раскрытию   преступлений,
возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный
вред,  освобождается  от  уголовной  ответственности  в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
     Лица,  сотрудничающие  с  органами,  осуществляющими оперативно -
розыскную   деятельность,   либо   оказавшие  им  помощь  в  раскрытии
преступления  или  установлении  лиц,  их  совершивших, могут получать
вознаграждения  и  другие  выплаты. Полученные указанными лицами суммы
вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях
о доходах не указываются.
     Период   сотрудничества   граждан   по   контракту   с  органами,
осуществляющими    оперативно-розыскную   деятельность,   в   качестве
основного  рода  занятий включается в трудовой стаж граждан. Указанные
лица   имеют   право   на  пенсионное  обеспечение  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     В  целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами,
осуществляющими  оперативно-розыскную  деятельность, и членов их семей
допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке,
определяемом  законодательными  и  иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
     В  случае  гибели  лица, сотрудничающего по контракту с органами,
осуществляющими  оперативно-розыскную  деятельность,  в  связи  с  его
участием   в   проведении   оперативно-розыскных   мероприятий   семье
пострадавшего  и  лицам,  находящимся  на его иждивении, выплачивается
единовременное  пособие  в  размере десятилетнего денежного содержания
погибшего  и  в  установленном  законодательством Российской Федерации
порядке   назначается  пенсия  по  случаю  потери  кормильца  (в  ред.
Федерального  закона  от  22  августа  2004  г.  N  122-ФЗ  - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).
     При  получении  лицом,  сотрудничающим  по  контракту с органами,
осуществляющими  оперативно-розыскную  деятельность,  травмы, ранения,
контузии,  увечья,  наступивших  в  связи  с его участием в проведении
оперативно-розыскных  мероприятий  и  исключающих для него возможность
дальнейшего     сотрудничества     с     органами,     осуществляющими
оперативно-розыскную   деятельность,   указанному  лицу  выплачивается
единовременное  пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в
установленном    законодательством    Российской   Федерации   порядке
назначается  пенсия  по инвалидности (в ред. Федерального закона от 22
августа  2004  г.  N  122-ФЗ  -  Собрание  законодательства Российской
Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).
     При     одновременном     возникновении    в    соответствии    с
законодательством   Российской   Федерации  нескольких  оснований  для
указанных  единовременных  выплат  в  случаях, установленных настоящей
статьей,   выплаты   осуществляются  по  одному  основанию  по  выбору
получателя  (часть  десятая  введена Федеральным законом от 22 августа
2004  г.  N  122-ФЗ  - Собрание законодательства Российской Федерации,
2004, N 35, ст. 3607).

         Глава V. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной
                             деятельности

        Статья 19. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной
                             деятельности

     Обеспечение   оперативно-розыскной   деятельности,  в  том  числе
социальной   и   правовой   защиты   граждан,  содействующих  органам,
осуществляющим  оперативно-розыскную  деятельность  в  соответствии  с
настоящим  Федеральным  законом,  относится к расходным обязательствам
Российской  Федерации  и  осуществляется  в  порядке,  устанавливаемом
руководителями   государственных  органов,  оперативные  подразделения
которых   уполномочены   осуществлять   эту   деятельность   (в   ред.
Федерального  закона  от  22  августа  2004  г.  N  122-ФЗ  - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).
     (Часть  вторая  утратила силу на основании Федерального закона от
22  августа  2004  г.  N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).
     Контроль  за  расходованием  финансовых  средств,  выделенных  на
оперативно-розыскную   деятельность,   осуществляется   руководителями
государственных   органов,   в   состав   которых  входят  оперативные
подразделения,  осуществляющие  оперативно-розыскную  деятельность,  а
также  специально  уполномоченными  на то представителями Министерства
финансов Российской Федерации.

         Глава VI. Контроль и надзор за оперативно-розыскной
                            деятельностью

      Статья 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью

     Контроль   за   оперативно-розыскной  деятельностью  осуществляют
Президент   Российской   Федерации,  Федеральное  Собрание  Российской
Федерации,  Правительство  Российской Федерации в пределах полномочий,
определяемых    Конституцией    Российской   Федерации,   федеральными
конституционными законами и федеральными законами.

        Статья 21. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной
                            деятельностью

     Прокурорский надзор за исполнением настоящего Федерального закона
осуществляют    Генеральный    прокурор    Российской    Федерации   и
уполномоченные им прокуроры.
     По   требованию   указанных   прокуроров   руководители  органов,
осуществляющих   оперативно-розыскную  деятельность,  представляют  им
оперативно-служебные  документы,  включающие  в себя дела оперативного
учета,  материалы  о  проведении  оперативно-розыскных  мероприятий  с
использованием     оперативно-технических     средств,     а     также
учетно-регистрационную   документацию   и   ведомственные  нормативные
правовые      акты,      регламентирующие      порядок      проведения
оперативно-розыскных мероприятий.
     Сведения  о лицах, внедренных в организованные преступные группы,
о  штатных  негласных  сотрудниках  органов, осуществляющих оперативно
розыскную  деятельность,  а также о лицах, оказывающих содействие этим
органам  на  конфиденциальной  основе,  представляются соответствующим
прокурорам   только  с  письменного  согласия  перечисленных  лиц,  за
исключением    случаев,   требующих   их   привлечения   к   уголовной
ответственности.
     Прокуроры,   указанные   в   части   первой   настоящей   статьи,
обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах
и материалах.
     Неисполнение  законных  требований  прокурора,  вытекающих из его
полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет за
собой   установленную   законом  ответственность  (статья  21  в  ред.
Федерального   закона   от   5  января  1999  г.  N  6-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 2, ст. 233).

                  Статья 22. Ведомственный контроль

     Руководители    органов,    осуществляющих   оперативно-розыскную
деятельность,   несут   персональную   ответственность  за  соблюдение
законности   при   организации   и   проведении   оперативно-розыскных
мероприятий.

               Статья 23. Вступление в силу настоящего
                         Федерального закона

     Настоящий   Федеральный   закон   вступает  в  силу  со  дня  его
официального опубликования.
     Признать  утратившим  силу  со дня введения в действие настоящего
Федерального  закона  Закон  Российской  Федерации  "Об  оперативно  -
розыскной  деятельности  в  Российской  Федерации"  (Ведомости  Съезда
народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 17, ст. 892; N 33, ст. 1912).
     Предложить    Президенту    Российской   Федерации   и   поручить
Правительству  Российской  Федерации  привести их нормативные правовые
акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Москва, Кремль
12 августа 1995 г.
N 144-ФЗ