О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. Приказ. Министерство образования РФ (Минобразование России). 28.02.00 619

Оглавление


Страницы: 1  2  



     Антинаркотическая  профилактика  -  это целостная, организуемая в
рамках  единой  государственной  программы  система мер, которая имеет
свое содержание, свою этапность и динамику развития, свой определенный
конечный  результат  и  реализуется  государственными  и общественными
структурами.
     Такое понимание профилактики как системы деятельности позволяет в
общегосударственной   системе   профилактики  употребления  и  оборота
наркотических    средств    выделить    подсистему    профилактической
деятельности  в  образовательной  среде,  которая  имеет специфические
цели,   задачи,  средства  и  находится  в  компетенции  прежде  всего
Министерства    образования    Российской    Федерации,   Министерства
здравоохранения  Российской Федерации, органов управления образованием
и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
     Отечественный  и  зарубежный  опыт  свидетельствует,  что в плане
профилактики    наиболее    предпочтительными    являются   программы,
направленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на
применение  социально-психологического  тренинга. Базовой основой всех
профилактических   мероприятий   признается  информационно-когнитивное
(образовательное) направление. Исходя из объективных условий состояния
наркологических  проблем  в  стране и стратегии сдерживания наркомании
разработана Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации
(КАПР),  которая  предлагает в качестве кардинального решения проблемы
профилактики наркомании объединение в единый комплекс образовательных,
социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной
профилактики,    обеспечивающих    достижение    общей   цели.   Такой
методологический   подход   позволяет  максимально  опереться  на  уже
имеющиеся   ресурсы   и  возможности  общеобразовательных  учреждений,
учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования
и  других  образовательных  учреждений, а также использовать последние
достижения     современных    образовательных,    психологических    и
медико-социальных   технологий   в  области  профилактики  наркомании.
Следовательно,  КАПР позволяет решать задачи не только первичной, но и
обязательно  вторичной  и  третичной  профилактики,  т.е.  вовремя, на
максимально   ранних  этапах  обеспечить  выявление  наркозависимых  и
перейти  к лечению и реабилитации с последующей профилактикой срывов и
рецидивов   заболевания.  При  таком  подходе  обеспечивается  решение
вопросов контролирования групп детей и подростков, прошедших первичное
лечение  или  реабилитацию по поводу наркомании и вернувшихся в то или
иное образовательное учреждение.
     Профилактическая  деятельность  в  образовательной среде согласно
Концепции КАПР включает следующие основные принципы:
     1. Комплексность
     Согласованное взаимодействие:
     на  межведомственном уровне - органов и учреждений, отвечающих за
различные  аспекты  государственной  системы профилактики наркомании в
рамках   своей   компетенции   (органы   и   учреждения   образования,
здравоохранения,   социальной   защиты  населения,  правоохранительные
органы и др.);
     на  профессиональном уровне - специалистов различных профессий, в
функциональные    обязанности   которых   входят   различные   аспекты
профилактики    (воспитатели,   педагоги,   дошкольные,   школьные   и
медицинские   психологи,   врачи,  наркологи,  социальные  педагоги  и
социальные    работники   детства,   работники   комиссии   по   делам
несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам
несовершеннолетних);
     в  системе  образования  -  органов  управления  образованием  на
федеральном,    региональном,    муниципальном    уровнях,   а   также
образовательных учреждений, отвечающих за взаимодействие и координацию
различных   профилактических  мероприятий  в  русле  единой  целостной
программы комплексной профилактики.
     2. Дифференцированность
     Дифференциация  целей,  задач,  средств и планируемых результатов
профилактики  с  учетом:  во-первых,  возраста.  По  возрасту наиболее
значимо  выделение  группы  детей старшего дошкольного возраста (5 - 6
лет),  младшего  школьного  возраста  (7 - 10 лет), среднего школьного
возраста (11 - 14 лет), старшего подросткового возраста (15 - 16 лет),
юношеского  возраста  (17 - 18 лет) и молодежи (от 18 лет); во-вторых,
степени  вовлечения в наркогенную ситуацию. При этом значимо выделение
детско-подростковых  и  молодежных групп, не вовлеченных в наркогенную
ситуацию,  но  относящихся  к  "группе  риска  наркотизации", например
лишенных    родительского   попечения   и   находящихся   в   условиях
безнадзорности;  имеющих  различные  проблемы  в  развитии и поведении
("трудные  и  проблемные"  дети  и  подростки);  начавших  употреблять
наркотики  (потребители  наркотиков);  заболевших  наркоманией. В этом
контексте   приобретает  свою  специфику  профилактическая  работа  со
студентами средних и высших профессиональных учебных учреждений.
     3. Аксиологичность (ценностная ориентация)
     Этот   принцип   включает   формирование   у   детей  и  молодежи
мировоззренческих   представлений   об   общечеловеческих   ценностях,
здоровом   образе   жизни,  законопослушности,  уважении  к  человеку,
государству,  окружающей  среде  и др., которые являются ориентирами и
регуляторами  их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм
поведения  является  одним  из  основных  морально-этических  барьеров
потребления   ПАВ,  а  в  случае  заболевания  служит  основанием  для
социальной реадаптации и реабилитации.
     4. Многоаспектность
     Сочетание    различных   направлений   целевой   профилактической
деятельности.   Ведущими  аспектами  профилактической  деятельности  в
образовательной среде являются:
     социальный  аспект,  ориентированный  на  формирование позитивных
моральных  и  нравственных  ценностей,  определяющих  выбор  здорового
образа  жизни, отрицательного отношения к пробе и приему психоактивных
веществ, в том числе наркотиков, меняющих психическое состояние;
     психологический     аспект,    направленный    на    формирование
стрессо-устойчивых личностных установок, позитивно-когнитивных оценок,
а  также  навыков  "быть  успешным", быть способным сделать позитивный
альтернативный  выбор  в  трудной жизненной ситуации, включая ситуацию
предложения наркотиков;
     образовательный   аспект,  формирующий  систему  представлений  и
знаний    о   социально-психологических,   медицинских,   правовых   и
морально-этических последствиях злоупотребления ПАВ.
     Многоаспектность    комплексной   профилактики   включает   также
направленность   ее   воздействия   на   различные   уровни   в   поле
субъект-объективных  взаимодействий при осуществлении профилактических
мероприятий:
     социально-средовое  воздействие, направленное на разрушение групп
наркотизирующихся     детей     и    подростков    и    на    создание
социально-поддерживающей инфраструктуры;
     воздействие  на  "саморазрушающее"  поведение детей и подростков,
вовлеченных   в   наркотизацию,   а   также  на  другие  отклоняющиеся
("девиантные") формы поведения детей группы риска;
     воздействие,  связанное  с индивидуальными или групповыми формами
оказания профилактической помощи.
     5. Последовательность (этапность)
     Принцип  последовательности или этапности предусматривает, что ее
цели и задачи должны быть:
     разделены  на  общие  стратегические и частные (этапные), т.е. не
могут  быть  реализованы  одномоментно  или  аврально  по типу разовой
кампании;
     на каждом этапе возможность реализации поставленных целей и задач
должна быть поддержана соответствующим целевым финансированием;
     для   обеспечения  последовательности  или  "алгоритма"  шагов  в
реализации  системной  профилактики  в  нее должен обязательно входить
социально-психологический  мониторинг,  ориентированный  не  только на
оценку   субъективных   и   объективных   факторов  распространенности
наркотиков,   но  и  на  формирование  структур  и  элементов  системы
сдерживания    распространения,    системы   социально-психологической
поддержки.
     6. Легитимность
     Легитимность    предусматривает    необходимую    правовую   базу
антинаркотической   профилактической  деятельности.  К  правовой  базе
указанной  деятельности,  безусловно, относятся все нормативные акты о
правах  и  обязанностях  лиц,  которые  в пределах своей компетенции и
статуса  обязаны  заниматься  профилактикой. К правовой базе относятся
также  права  и  обязанности детей и молодежи, которые затрагиваются в
различной  степени,  когда  по отношению к ним осуществляются активные
профилактические   мероприятия.   Таким   образом,   правовые  границы
антинаркотической профилактики предусматривают:
     действия, не нарушающие установленную в законе компетенцию органа
или лиц, осуществляющих профилактические меры;
     действия,  не нарушающие права несовершеннолетнего как гражданина
и   члена   общества,   к   которому  относятся  эти  профилактические
мероприятия.
     При  этом  может  возникать  правовая ситуация, когда те или иные
действия    в    границах    осуществления   первичной   и   вторичной
профилактической  помощи  не  запрещены,  однако  не  регламентированы
нормативными  актами.  Например:  доврачебная  и врачебная диагностика
наркотического  опьянения  в  образовательном  учреждении; диагностика
употребления наркотиков методом тестирования; социальное вмешательство
специалиста в семью при риске наркотизации для ребенка.
     Следовательно,   компетенция   органов   и   лиц,  осуществляющих
профилактическую работу, и степень взаимодействия различных ведомств и
специалистов  должны  быть  закреплены  в  соответствующих нормативных
актах. Это ставит перед участниками системы профилактики специфические
задачи: максимальный учет отраслевых законов, их согласование в рамках
концепции  активной,  системной  первичной профилактики; использование
мирового  и  российского  опыта  в  правовом  обеспечении  диагностики
употребления  наркотиков, организации раннего выявления потребителей и
их   оздоровления,  социально-психологической  реабилитации,  с  одной
стороны;  защиты  их  прав  и законных интересов - с другой. Для этого
необходима   соответствующая   специальная,   в  том  числе  правовая,
подготовка   специалистов,  участвующих  в  оказании  профилактической
помощи. Особое внимание должно быть обращено на правовые гарантии прав
несовершеннолетнего   во  всех  случаях  применения  к  нему  активных
профилактических  мер,  влекущих  принуждение  и ограничение его прав.
Нельзя  предоставлять  органам  и  лицам, осуществляющим профилактику,
право  проводить  диагностику  наркотического  опьянения, употребления
ПАВ,  не  сформировав в том же нормативном акте механизм защиты прав и
достоинства  ребенка,  по  отношению  к  которому  осуществляются  эти
действия.

             Цели Концепции КАПР в образовательной среде

     Снижение спроса на наркотики и другие психоактивные вещества;
     снижение    заболеваемости    наркоманиями,    токсикоманиями   и
алкоголизмом, а также сопутствующих заболеваний;
     снижение численности групп риска потребления ПАВ;
     снижение  тяжести  медико-социальных  последствий злоупотребления
ПАВ.

        Основные задачи Концепции КАПР в образовательной среде

     Вовлечение в профилактическую антинаркотическую деятельность всех
без исключения учреждений системы образования;
     улучшение  качества  воспитания и формирования у детей и молодежи
антинаркотических установок;
     улучшение  качества образования за счет повышения уровня здоровья
и изменения ценностной ориентации учащихся;
     повышение качества здоровья детей и молодежи;
     улучшение   криминогенной   обстановки  в  регионе;  разъединение
наркотических асоциальных групп;
     возвращение   в  образовательные  учреждения  детей  и  молодежи,
прошедших  лечение  и  реабилитацию  в  связи  с  наркозависимостью, и
осуществление  профилактической работы с ними по предотвращению срывов
и рецидивов заболевания;
     оказание  детям  и молодежи консультативной, психокоррекционной и
реабилитационной помощи;
     осуществление  антинаркотической профилактической работы в семьях
учащихся, а также в местах досуга детей и молодежи;
     создание  в  образовательных  учреждениях  атмосферы  негативного
отношения   к   наркотикам   и   лицам,   употребляющим  наркотики,  с
привлечением к этой работе нравственно устойчивых учащихся;
     создание  системы раннего выявления и контроля лиц, приобщенных к
употреблению  наркотиков  и  наркозависимых,  на уровне школы, семьи и
мест досуга (секции, кружки и пр.);
     реализация   этапов   профилактической   деятельности:   создание
организационных структур; подготовка кадров, нормативно-правовой базы,
дифференцированных    программ    профилактики,    программ    научных
исследований;    взаимодействие    с    различными   государственными,
общественными,  частными  учреждениями  и  организациями,  а  также со
средствами массовой информации.
     Концепция    КАПР    учитывает    все    многообразие   факторов,
способствующих   развитию   наркомании,  главным  образом,  личностные
особенности   детей   и   подростков,   значимых  для  образовательных
учреждений.  Благодаря  использованию последних достижений современных
медицинских   технологий   (иммунохроматические  тесты  на  наркотики)
мероприятия    в   рамках   Концепции   КАПР   позволяют   активно   и
целенаправленно  не  только  выявлять  заболевших  на  ранних  стадиях
заболевания  (диспансеризация,  профосмотры  и  т.д.),  но  и изменять
менталитет   учащихся,   показывая,   что   прием   наркотиков  скрыть
невозможно.
     Однако  нельзя  не  брать  в  расчет  приведенного выше условия -
ограниченного финансирования, т.е. ни одна структура не может взять на
себя  все  расходы  по  профилактике.  В  условиях нашей страны, когда
практически  нет  благотворительных организаций, необходимо включить в
КАПР  максимально возможное число семей учащихся, которые должны взять
на себя целый ряд функций по реализации профилактической программы.
     Активная антинаркотическая профилактическая помощь семье в рамках
КАПР сегодня должна проводиться в условиях различия мнений и отношения
отдельных  семей к самой проблеме, дефицита компетентности по вопросам
формирования  у детей антинаркотических установок, ценностей здорового
образа  жизни,  трудностей  установления контактов и взаимодействия со
специалистами  при необходимости консультативной, специализированной и
социально-правовой  помощи  в  условиях,  когда  сами профессиональные
группы  лиц,  работающие  с  детьми и подростками, - учителя, школьные
психологи,  социальные  педагоги  и  социальные  работники, инспекторы
подразделений  по  делам  несовершеннолетних  (ПДН)  также нуждаются в
выработке нового подхода к взаимодействию со своими подопечными.
     Фактически  речь  идет  не  только  и  не  столько о разработке и
принятии  в качестве отправной точки всех профилактических мероприятий
новой  концепции,  но  и  о  создании совершенно новой организационной
структуры   в   рамках   образовательных  учреждений.  Прообраз  такой
структуры  может  быть  смоделирован  в  виде двух базовых федеральных
центров   Минобразования   России   -  организационно-методического  и
реабилитационного.  Эти  центры  должны  соответствовать трем основным
задачам:
     учебно-методический    полигон    мероприятий   по   профилактике
наркозависимости  в образовательных учреждениях, включая решение задач
реабилитации;
     действующий  в  реальной  образовательной  среде прототип будущих
региональных центров профилактики и реабилитации;
     информационный   узел,   позволяющий  адекватно  интерпретировать
результаты  мониторинга  по различным регионам с целью оценки развития
наркологической      ситуации     и     эффективности     профилактики
наркозависимости.
     Внедрение  новой  системы  профилактики  происходит  в конкретных
реальных  условиях.  Невозможно одномоментное введение в практику всех
желательных  нововведений.  Главным является четкое определение этапов
внедрения, что позволяет сделать КАПР наиболее эффективной.
     Первый      этап      -      этап     неотложных     мероприятий.
Организационно-методически  данный этап может быть реализован в рамках
текущего  финансирования  и  действующего  законодательства.  Принятие
Концепции   КАПР  в  качестве  стратегического  направления  позволяет
использовать существующие возможности и объединить разрозненные усилия
по  профилактике  наркомании  в  системе  образовательных  учреждений.
Внедрение  первого  этапа  происходит  постепенно  по  мере готовности
отдельных составляющих:
     создание  единого организационно-методического центра в структуре
системы   образования   согласно  Концепции  КАПР  с  соответствующими
тематическими    отделами    (организационно-методический,    учебный,
профилактический,  реабилитационный,  юридический,  медицинский, отдел
мониторинга,   отдел   информационной   службы   и   взаимодействия  с
общественностью);
     разработка нормативно-правовой базы профилактической деятельности
в образовательной среде;
     создание    центра    реабилитации    детей    и    молодежи    с
наркозависимостью;
     открытие   профилактических   кабинетов   в   средних   и  высших
профессиональных учреждениях;
     создание   инструктивно-методологической  базы  для  профилактики
наркозависимости   и   реабилитации  детей  и  молодежи  с  проблемами
зависимости от ПАВ в действующих ППМС-центрах;
     модификация действующих программ профилактики;
     внедрение    интернет-информационной    системы    по    вопросам
профилактики злоупотребления ПАВ среди детей и молодежи;
     разработка   системы   показателей  и  методического  обеспечения
проведения  мониторинга  наркотической  ситуации  в  детско-молодежной
среде;
     модификация системы профилактических осмотров;
     создание   пакета   информационно-методической  документации  для
начальной переподготовки кадров на местах.
     Второй этап - этап организационных мероприятий:
     создание   системы   подготовки,   переподготовки   и   повышения
квалификации    воспитателей,    педагогов,    психологов   дошкольных
образовательных учреждений и школ, социальных работников;
     создание    региональной    сети    учебно-методических   центров
профилактики;
     создание специализированного издательства, включая издание газеты
и журнала;
     разработка  альтернативных  программ  в  системе  Концепции КАПР,
адаптированных к различным регионам;
     создание    полномасштабной   системы   мониторинга   в   России,
позволяющей  оценить  не только уровень распространения наркомании, но
степень  эффективности  профилактических  мероприятий, в том числе и в
отношении сопутствующих заболеваний и других осложнений;
     разработка  различных  моделей позитивных ценностных ориентаций в
области социально-духовной деятельности;
     организация  спортивных  соревнований  и  иных  эффективных  форм
досуга.
     Фактически  данный  этап  следует  рассматривать  как переходный,
подготовительный для 3 этапа. Выделение этого этапа в достаточной мере
условно,  поскольку  его реализация начинается уже в период действия 1
этапа.  Задачи  2  этапа  реализуются  постепенно  по  мере готовности
организационной,     нормативно-правовой,     научно-методической    и
финансово-материальной базы.
     Третий    этап    -    этап   полного   развертывания   программ,
соответствующих Концепции КАПР. Данный этап вводится дифференцированно
по различным регионам:
     внедрение в большинстве регионов;
     мониторинг  наркологической  ситуации  и  эффективности внедрения
профилактических мер;
     разработка новейших методов и приемов профилактики;
     сравнительное обобщение российского и международного опыта.
     Концепция  КАПР  предполагает создание следующих профилактических
программ:
     активная    профилактическая   деятельность   в   образовательных
учреждениях;
     активная профилактическая деятельность в семье;
     активная профилактическая деятельность в организации внеучебной и
досуговой деятельности детей и молодежи.

                              Заключение

     В  настоящее  время во всем мире в образовательной среде борьба с
наркоманией  проводится путем использования различных профилактических
моделей.  Структура  последних зависит от конкретных условий отдельных
стран  и  регионов.  Концепция  профилактики  в  нашей  стране  должна
строиться  с  учетом  трех  основных  сфер  жизнедеятельности  детей и
молодежи - семья, образовательное учреждение, досуг, включая связанное
с   ними   микросоциальное   окружение.  В  настоящее  время  наиболее
адекватным   ориентиром  является  стратегия  сдерживания.  Конкретная
реализация   профилактических   программ   возможна  только  в  рамках
Концепции  комплексной  активной  профилактики  и реабилитации. Данная
Концепция  нацелена  на  профилактическую работу не только с "группами
риска",  но  и с лицами, прошедшими курс терапии и реабилитации. Кроме
того,   она  обеспечивает  комплексный  подход  и  активное  выявление
заболевших,  динамический  контроль за процессом реабилитации, а также
позволяет оценить эффективность профилактических программ.
     Внедрение новой Концепции в силу особенности сложившейся ситуации
необходимо   проводить   в   три   этапа.  Первый  -  этап  неотложных
мероприятий,  второй - этап научно-организационных мероприятий, третий
- этап полного развертывания КАПР.
     Для    обеспечения    внедрения    системной    профилактики    в
образовательной    среде    необходимо   предварительно   решить   ряд
организационных   вопросов   -   учредить   Координационный  совет  по
профилактике  наркомании  в  образовательной  среде  при  Министерстве
образования  Российской Федерации, создать организационно-методический
и  реабилитационный  центры  в  рамках того же министерства. Указанные
центры будут являться:
     учебно-методическими   полигонами  всеобъемлющих  мероприятий  по
профилактике  наркозависимости  в образовательных учреждениях, включая
решение задач реабилитации;
     действующими в реальной образовательной среде прототипами будущих
региональных центров профилактики и реабилитации;
     информационными  узлами,  позволяющими адекватно интерпретировать
результаты  мониторинга  по различным регионам с целью оценки развития
наркологической      ситуации     и     эффективности     профилактики
наркозависимости.
     Кроме  того, любым конкретным шагам в области профилактики должно
предшествовать     создание     и     утверждение     соответствующего
нормативно-методического     обеспечения,    полностью    учитывающего
современные   правовые,   социальные,  педагогические  нормы.  Наличие
указанной   нормативно-методической   базы   позволит  непосредственно
приступить к реализации мероприятий первого и последующих этапов КАПР.
     Предложенная Концепция является основой для разработки конкретных
нормативных    документов    и   программ   в   области   профилактики
злоупотребления ПАВ в образовательной среде.


                                                          Приложение 1

                              ГЛОССАРИЙ

     Для  целей  настоящей  Концепции употребляются следующие основные
термины:
     Образовательная  среда  -  совокупность учреждений, служб системы
образования, а также семей обучающихся.
     Психоактивные  вещества  (ПАВ)  -  химические и фармакологические
средства,  влияющие  на физическое и психическое состояние, вызывающие
болезненное  пристрастие;  к ним относятся наркотики, транквилизаторы,
алкоголь, никотин и другие средства.
     Злоупотребление   психоактивными   веществами   -   неоднократное
употребление  ПАВ без назначения врача, имеющее негативные медицинские
и социальные последствия.
     Профилактика злоупотребления психоактивными веществами - комплекс
социальных,   образовательных  и  медико-психологических  мероприятий,
направленных   на   выявление   и   устранение   причин   и   условий,
способствующих  распространению  и употреблению психоактивных веществ,
предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных
и  медицинских  последствий  злоупотребления психоактивными веществами
(безнадзорность,    беспризорность,    преступность,    рост   случаев
ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых половым путем, и
т.д.).
     Первичная профилактика злоупотребления ПАВ - комплекс социальных,
образовательных  и медико-психологических мероприятий, предупреждающих
приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость.
     Вторичная профилактика злоупотребления ПАВ - комплекс социальных,
образовательных  и медико-психологических мероприятий, предупреждающих
формирование  болезни  и  осложнений  наркотизации у лиц, эпизодически
употребляющих ПАВ, но не обнаруживающих признаков болезни.
     Третичная  профилактика  злоупотребления  ПАВ  или реабилитация -
комплекс    социальных,   образовательных   и   медико-психологических
мероприятий,   направленных   на  предотвращение  срывов  и  рецидивов
заболевания,   т.е.   способствующих   восстановлению   личностного  и
социального  статуса больного (наркомания, токсикомания и алкоголизм),
и  возвращение  его  в семью, в образовательное учреждение, в трудовой
коллектив, к общественно полезной деятельности.
     Образовательная    модель    профилактики    -    основанная   на
воспитательно-педагогических    методах    деятельность   специалистов
образовательных  учреждений,  направленная  на  формирование у детей и
молодежи знаний о социальных и психологических последствиях наркомании
с  целью  формирования  устойчивого  альтернативного  выбора  в пользу
отказа от приема ПАВ.
     Медицинская     модель     профилактики     -    основанная    на
информационно-лекционном  методе  совместная деятельность специалистов
образовательных     и    лечебно-профилактических    (наркологических)
учреждений,  направленная  на формирование у детей и молодежи знаний о
негативном воздействии наркотических и других психоактивных веществ на
физическое  и  психическое  здоровье  человека,  а также гигиенических
навыков,   предупреждающих   развитие   наиболее  тяжелых  медицинских
последствий   наркомании   -   заражение   ВИЧ-инфекцией,   гепатитом,
венерическими болезнями.
     Психосоциальная    модель    профилактики    -    основанная   на
биопсихосоциальном    подходе    к    предупреждению   злоупотребления
психоактивными   веществами   совместная   деятельность   специалистов
образовательных и лечебно-профилактических учреждений, направленная на
формирование  у  детей  и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих
доминирование  ценностей здорового образа жизни, действенной установки
на   отказ   от   приема   психоактивных  веществ,  а  также  развитие
психологических  навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и
в  противостоянии  групповому  давлению,  в  том  числе  связанному со
злоупотреблением ПАВ.
     Реабилитационный потенциал - прогностическая оценка потенциальных
возможностей  наркологического больного к выздоровлению, возвращению в
семью и к общественно полезной деятельности, основанная на объективных
данных  о  наследственности,  социальном  статусе,  особенностях био-,
психодуховного развития, а также тяжести наркологического заболевания.
В     практическом     отношении     -     это    терапевтическая    и
социально-реабилитационная перспектива.
     Центр   реабилитации  детей  и  молодежи  с  наркозависимостью  -
учреждение,        осуществляющее       комплекс       педагогических,
медико-психологических   и  социальных  мероприятий,  направленных  на
восстановление  психического  и  социального статуса детей и молодежи,
страдающих зависимостью от психоактивных веществ.
     Стратегия сдерживания - государственная политика, направленная на
предупреждение   (сдерживание)  незаконного  распространения  и  роста
злоупотребления   психоактивными   веществами,   а   также  увеличения
масштабов медико-социальных последствий злоупотребления ПАВ.
     Наркотики  -  психоактивные  вещества,  включенные  в официальный
список наркотических средств.
     Наркомания  - хроническая болезнь, которая возникает в результате
злоупотребления  наркотиками  и  характеризуется  наличием  у больного
психической и физической зависимости от наркотиков, морально-этической
деградацией,  асоциальным  поведением  и  рядом  других патологических
проявлений.
     Токсикомания  -  хроническая  болезнь,  возникающая  в результате
злоупотребления    психоактивными   веществами,   не   включенными   в
официальный список наркотических средств.
     Потребители   наркотиков   -  лица,  приобретающие  или  хранящие
наркотические средства с целью личного потребления.
     Группа риска наркотизации - группа несовершеннолетних и молодежи,
выделенная        на        основании       определенного       набора
социально-демографических,      личностных,      психологических     и
соматофизических  признаков,  характеризующаяся  большой склонностью к
злоупотреблению  наркотиками и иными психоактивными веществами. Группа
риска  наркотизации  является самостоятельным объектом профилактики. К
ней относятся дети и молодые люди:
     лишенные  родительского  попечения,  ведущие  безнадзорный  образ
жизни, не имеющие постоянного места жительства;
     экспериментировавшие  с  первыми  пробами различных психоактивных
веществ;
     имеющие   проблемы   в   развитии   и   поведении,  обусловленные
нервно-психической  неустойчивостью  или  сопутствующими  психическими
отклонениями.
     Мониторинг наркотической ситуации - повторяющиеся с установленной
регулярностью  на  основе  выбранной системы регистрации учет и оценка
показателей   развития   наркотической   ситуации  (распространенность
наркотиков    и    иных   психоактивных   веществ,   частота   случаев
злоупотребления   и   состояний   зависимости,   вредных   последствий
злоупотребления  психоактивными  веществами, отношение отдельных лиц и
групп  к  наркотикам  и  наркотической ситуации). Объектом мониторинга
может быть группа несовершеннолетних или молодежи, система учреждений,
отдельный   регион.   Мониторинг   может  быть  частичным,  отражающим
социологические  и  психологические  показатели,  и полным, включающим
оценку  факторов,  улучшающих или ухудшающих наркотическую ситуацию, и
социальных структур, предупреждающих развитие наркомании.
     Диагностические   тесты   на   наличие  психоактивных  веществ  -
медицинское     изделие     в     виде     бумажных     полосок    для
иммунохроматографического  выявления  в  моче испытуемого ПАВ (морфин,
героин,  метадон,  экстази,  марихуана,  кокаин,  амфетамины  и  др.).
Используются   монотесты  и  мультитесты;  последние  применяются  для
диагностики нескольких ПАВ.


                                                          Приложение 2

              ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ РАБОТА
          В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО И НАЧАЛЬНОГО
                    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                     Основные направления работы

     1. Профилактическая работа с родителями:
     заместитель   директора   по   воспитательной   работе,  классные
руководители, школьный психолог, социальный педагог.
     1.1.  Формирование нетерпимого отношения родителей к наркотизации
детей в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок:
     родительский    университет,   организация   групп   родительской
поддержки для "проблемных" семей.
     1.2.  Предупреждение  внутрисемейного  вовлечения  детей в раннюю
алкоголизацию,  случаев  эмоционального  отвержения  детей и жестокого
обращения с ними:
     семейное   консультирование,   привлечение   групп   родительской
поддержки,  специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите
их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для
оказания помощи "проблемной" семье.
     1.3. Оказание помощи семье в конфликтных ситуациях (ребенок начал
наркотизироваться;  уходит  из дома; прошел антинаркотическое лечение,
находится на реабилитации и т.д.):
     консультирование     по    вопросам    "семейного    примирения",
информирование  родителей о целесообразности внутрисемейного тестового
контроля  наркотизации,  помощь  семье  в  установлении  контактов  со
специалистами,    с    группой    родительской   поддержки,   оказание
коррекционной  помощи  по  программам тематических семинаров-тренингов
"Как жить с ребенком, который начал употреблять ПАВ".
     2. Воспитательно-педагогическая работа с детьми:
     заместитель   директора   по   воспитательной   работе,  классный
руководитель,  педагоги ОБЖ, физической культуры, учителя-предметники,
школьный  врач, лекторы - специалисты по вопросам развития и здорового
образа жизни.
     2.1.   Разработка   и   модификация   образовательных   программ,
ориентированных  на  формирование  ценностей  здорового  образа  жизни
(обучение  и  воспитание  через предметы - валеология, ОБЖ, физическая
культура).
     2.2.   Разработка   и  модификация  превентивных  образовательных
программ, ориентированных на предупреждение употребления ПАВ (обучение
и  воспитание  через  предметы - валеология, ОБЖ, литература, история,
биология,  химия и другие предметы, формирующие понимание социальных и
медицинских последствий наркозависимости).
     2.3. Разработка и внедрение обучающих программ-тренингов активной
психологической  защиты  для обучающихся среднего и старшего школьного
возраста.
     2.4.   Разработка   и  внедрение  общешкольных  антинаркотических
мероприятий:  тематические  "круглые  столы", дискуссии и конференции;
ролевые  игры  и  спектакли  по проблемам противодействия наркотикам и
иным ПАВ.
     2.5.  Формирование  волонтерских групп из подростков с лидерскими
установками   для   оказания   поддержки   сверстникам   с  проблемами
зависимости от ПАВ.
     3. Организационно-методическая антинаркотическая профилактическая
работа в образовательном учреждении:
     зам.  директора  по  воспитательной  работе,  школьный  психолог,
воспитатель,   социальный   педагог,  школьный  врач,  специалисты  по
вопросам   предупреждения   безнадзорности,   правонарушений,   ранней
алкоголизации и наркотизации детей и подростков.
     3.1.   Организация   внутришкольного   наркопоста   при  школьном
медицинском кабинете, включая следующие формы работы: учет обучающихся
с  "риском"  наркотизации  и проблемами наркозависимости; методическое
обеспечение     просветительской     антинаркотической     работы    в
образовательном  учреждении;  проведение  при информированном согласии
обучающихся    тестовой    доврачебной    диагностики    наркотизации;
консультирование    родителей    по    проблемам   взаимоотношений   с
наркотизирующимся ребенком.
     3.2.   Организация   внутришкольных   и   межшкольных   обучающих
семинаров,  внедрение  обучающих  программ-тренингов  для специалистов
образовательных  учреждений  по  методам  и  средствам  предупреждения
злоупотребления ПАВ в детско-подростковой среде.
     3.3.    Организация    взаимодействия    между    образовательным
учреждением,  комиссией  по делам несовершеннолетних и защите их прав,
наркологической  службой, органами внутренних дел, службами социальной
защиты   населения   и   группами  родительского  актива  и  поддержки
"проблемных"  семей  в целях создания на уровне дома, двора, школьного
микрорайона  микросреды,  благополучной  в  отношении  распространения
психоактивных веществ и употребления их детьми и подростками.
     3.4.  Организация  условий  для  проведения  на регулярной основе
мониторинга  распространенности употребления психоактивных веществ для
систематического   анализа  наркоситуации  в  школьном  микрорайоне  и
принятия   упреждающих  мер,  позволяющих  активно  воздействовать  на
наркоситуацию.


                                                          Приложение 3

              ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ РАБОТА
           В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО
                    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                     Основные направления работы

     1. Профилактическая работа с родителями.
     1.1.  Информирование родителей о случаях наркотизации студента; о
целесообразности   внутрисемейного  контроля  наркотизации  на  основе
доврачебных диагностических тестов употребления наркотиков.
     1.2.   Организация   среди  родителей,  нетерпимо  относящихся  к
наркотизации  обучающихся  подростков  и  молодежи, групп родительской
поддержки  при  наркопостах  и  кабинетах  профилактики,  созданных  в
образовательных   учреждениях  среднего  и  высшего  профессионального
образования.
     2. Воспитательно-педагогическая работа с подростками и молодежью,
обучающимися   в   образовательных   учреждениях  среднего  и  высшего
профессионального образования.
     2.1.   Разработка  превентивных  воспитательных  и  информативных
программ,   ориентированных   на  предупреждение  употребления  ПАВ  в
условиях студенческого общежития.
     2.2.  Разработка  и  внедрение  обучающих  программ-тренингов для
воспитателей  общежитий  образовательных учреждений среднего и высшего
профессионального образования.
     2.3.   Организация   наркопостов   и   кабинетов  профилактики  в
общежитиях    образовательных    учреждений    среднего    и   высшего
профессионального образования.
     2.4.   Проведение  регулярных  и  тематических  антинаркотических
мероприятий:  тематические  "круглые  столы",  дискуссии, тематические
дискотеки "Молодежь против наркотиков".
     2.5.   Формирование   групп   психологической   поддержки  лиц  с
проблемами  зависимости  среди  подростков  и  молодежи, обучающихся в
образовательных   учреждениях  среднего  и  высшего  профессионального
образования.  Организация  взаимодействия  между указанными группами и
руководством образовательных учреждений.
     3. Организационно-методическая антинаркотическая профилактическая
работа    в    образовательных    учреждениях   среднего   и   высшего
профессионального образования.
     3.1. Разработка методического обеспечения наркопостов и кабинетов
профилактики   при  образовательных  учреждениях  среднего  и  высшего
профессионального образования.
     3.2.   Разработка   и   внедрение  моделей  межвузовского  центра
реабилитации  подростков  и молодежи с наркозависимостью и организация
подобных центров.
     3.3.    Организация    моделей   мониторинга   распространенности
употребления  наркотиков  среди  подростков  и молодежи, обучающихся в
образовательных   учреждениях  среднего  и  высшего  профессионального
образования.


                                                          Приложение 4

           ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ

                     Основные направления работы

     1.   Формирование   активного   отношения   родителей   к   риску
наркотизации в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок.
     2.    Предупреждение    случаев   вовлечения   детей   в   раннюю
алкоголизацию,  эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с
ними в семье.
     3.  Оказание  помощи  семье,  когда  ребенок начал злоупотреблять
психоактивными веществами.
     4.  Организация  на  уровне  дома,  двора,  уличного микросоциума
благополучной  ненаркотической  среды,  нетерпимой к антиобщественному
поведению детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и иных
психоактивных веществ.

----------------------------------------------------------------------
|   Активная семья     Проблемная семья            Центр             |
|    родительский      родители с риском   психолого-педагогической  |
|    университет         наркотизации         и медико-социальной    |
|группы родительской        ребенок,               помощи            |
|     поддержки       столкнувшийся с ПАВ             |              |
|        |                    |                       |              |
|        \/                   \/                      \/             |
|        ---------------------|------------------------              |
|                             |                                      |
|                             \/                                     |
|------------------------------------------------------------------  |
||   Формирование на уровне дома, двора, школьного микрорайона    |  |
||              благополучной ненаркотической среды               |  |
|L-----------------------------------------------------------------  |
|   /\                         /\                               /\   |
|   |                          |                                |    |
|   |  Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав    |    |
|   |         /\                                       /\       |    |
|   |----------                                        L--------|    |
|   |                                                           |    |
|Органы внутренних дел               Органы и учреждения социальной  |
|                                           защиты населения         |
----------------------------------------------------------------------

       Основные формы и средства антинаркотической помощи семье

     1.  Лекционная - через родительские собрания, семинары, занятия в
родительском университете.
     Заместитель   директора   по   воспитательной   работе,  классные
руководители,   лекторы   -   специалисты  по  проблемам  профилактики
злоупотребления      психоактивными     веществами,     предупреждения
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи.
     2.   Индивидуальное   семейное   консультирование   родителей  из
"проблемных"  дисфункциональных  и конфликтных семей по предупреждению
ранней  алкоголизации,  наркотизации,  безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних и молодежи.
     Заместитель   директора   по   воспитательной   работе,  школьный
психолог,           социальный           педагог,          специалисты
психолого-медико-педагогических            комиссий,           центров
психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
     3.   Формирование  из  родительского  актива  групп  родительской
поддержки для "проблемных" семей.
     Зам.  директора  по  воспитательной  работе,  школьный  психолог,
социальный  педагог,  специалисты  центров  психолого-педагогической и
медико-социальной помощи несовершеннолетним и молодежи.
     4.   Выявление   родителей   группы   "риска"   алкоголизации   и
наркотизации  и  обеспечение  им  поддержки  в  оказании  социальной и
медико-психологической помощи.
     Школьный   психолог,   социальный  педагог,  специалисты  центров
психолого-педагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним
и молодежи, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел,
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
     5.  Социальное вмешательство в семью при асоциальном образе жизни
в  семье,  жестоком  обращении с ребенком, при вовлечении его в раннюю
алкоголизацию, наркотизацию, безнадзорное существование.
     Заместитель   директора   по  воспитательной  работе,  социальный
педагог,  специалисты  служб  социальной защиты населения, комиссии по
делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел.
     6.  Оказание  помощи  родителям  в  возвращении  ребенка  в семью
(семейное примирение) в случае ухода ребенка из дома.
     Социальный   педагог,   школьный   психолог,   специалисты  служб
социальной защиты населения, работники органов внутренних дел.


                                                          Приложение 5

              ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ РАБОТА
              ВО ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И СФЕРЕ ДОСУГА

                     Основные направления работы

     Основы  профилактической  помощи должны быть развернуты на уровне
конкретного  муниципального  образования и микрорайона через программы
типа   "Образовательное   учреждение   -   микрорайон   -  семья"  при
непосредственном   участии   социальных   педагогов   образовательного
учреждения,  социальных работников службы социальной защиты населения.
Цель   внедрения  методов  профилактической  работы  в  микрорайоне  -
обеспечение          преемственности          и          непрерывности
воспитательно-оздоровительной работы с детьми в образовательной среде.

           1. Организационно-методическая антинаркотическая
                профилактическая работа в микрорайоне

     1.1.  Составление социального паспорта микрорайона с определением
"зон  риска", связанных с распространением наркотиков, учетом "трудных
и   проблемных   семей"  микрорайона,  нерешенных  социальных  проблем
(наличие спортивных площадок и секций для детей и подростков, контроль
за  работой баров, кафе и дискотек, в которых допускается употребление
алкогольных напитков или психоактивных веществ детьми и подростками).
     1.2.    Организация    на   уровне   конкретного   муниципального
образования,  микрорайона  под  социальным патронажем образовательного
учреждения  общественных  многопрофильных  детско-подростковых клубов;
создание  клубного  пространства  с обязательным привлечением к работе
клубов специалистов органов и учреждений по делам молодежи, социальной
защиты населения, общественных и религиозных объединений для участия в
постоянно   действующих   кружковых,   студийных   формах   работы,  в
организации   на   уровне   микрорайона   праздников,   спортивных   и
развлекательных программ.
     1.3.  Установление  через  социальных  педагогов образовательного
учреждения   взаимодействия   с   депутатской  группой,  общественными
благотворительными  объединениями,  которые работают в микрорайоне и в
рамках своей деятельности оказывают социально-психологическую помощь и
поддержку проблемным семьям и детям с риском наркотизации.

         2. Воспитательная антинаркотическая профилактическая
             работа с детьми и подростками в микрорайоне

     2.1.   Организация   и   развитие  на  уровне  микрорайона  через
общественные  клубы,  учреждения  дополнительного  образования  детей,
центры   социально-реабилитационной   направленности   различных  форм
внешкольной  детской  и  юношеской  инициативы  по  оказанию поддержки
инвалидам,   престарелым,   многодетным  семьям  микрорайона;  участие
социальных  педагогов  образовательного  учреждения,  школьного  врача
совместно   с   социальными   работниками   в   организации  из  числа
положительно   ориентированных   подростков   и  молодых  людей  групп
взаимопомощи     по     предупреждению    употребления    ПАВ    среди
несовершеннолетних и молодежи.
     2.2.   Организация   социально   значимой   деятельности   детей,
подростков   и   молодежи   по   месту   жительства   (благоустройство
микрорайона,  проведение  микрорайонных  конкурсов  на лучшие дворовые
площадки);    установление    через    социальных    педагогов   школы
взаимодействия  с  муниципальными  органами службы занятости населения
для обеспечения рабочих мест и помощи в оформлении договоров на работу
подростков во время каникул, в свободное от учебы время.
     2.3.  Организация  летнего  спортивно-ориентированного отдыха для
детей  и  подростков,  состоящих  на  профилактическом учете в органах
внутренних  дел,  а  также  для  детей  и  подростков  из  групп риска
наркотизации.

               3. Учебно-методическая антинаркотическая
        профилактическая работа со специалистами в микрорайоне

     3.1.   Разработка   для   курсов   последипломной   подготовки  и
переподготовки  социальных  работников и социальных педагогов программ
развития  активной  антинаркотической  работы  в  семье и микрорайоне,
программ  организации  для  детей  и  молодежи  досуга,  свободного от
употребления психоактивных веществ.
     3.2.  Распространение  нового  социально-педагогического  опыта в
предупреждении    употребления    психоактивных   веществ,   освещение
антинаркотической профилактической работы в местных средствах массовой
информации.


                                                          Приложение 6

                    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ

     1. Комплексность.
     Согласованность взаимодействия:
     - ведомств и учреждений;
     - специалистов   различных   профилей  -  педагогов,  школьных  и
медицинских   психологов,   врачей-наркологов,  социальных  педагогов,
социальных работников и др.;
     - органов  управления  образованием на федеральном, региональном,
муниципальном уровнях.
     2. Дифференцированность:
     - по возрасту;
     - по  степени  вовлеченности  в  наркогенную  ситуацию (здоровые,
"потребители", больные);
     - относящихся к группе риска.
     3. Аксиологичность (ценностная ориентация).
     4. Многоаспектность:
     - образовательный аспект;
     - психологический аспект;
     - социальный аспект.
     5. Последовательность (этапность):
     - 1 этап - неотложные мероприятия;
     - 2 этап - организационные мероприятия;
     - 3 этап - полное развитие программы.
     6. Легитимность.


                                                          Приложение 7

                            КОНЦЕПЦИЯ КАПР
     (КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ АКТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ)

----------------------------------------------------------------------
|                            Цели КАПР                               |
|--------------------------------------------------------------------|
|Снижение:                  спроса, заболеваемости, последствий      |
|Повышение качества:        образования, воспитания, здоровья,       |
|                           ценностной ориентации                    |
|Создание системы контроля: образовательное учреждение, семья,       |
|                           досуг                                    |
|Возвращение  в  образовательные  учреждения наркозависимых детей и  |
|подростков, прошедших лечение и реабилитацию                        |
----------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------
|                 Субъектная направленность КАПР                     |
|--------------------------------------------------------------------|
|                                                                    |
|   Дети            Подростки         Молодежь           Родители    |
----------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------
|                       Среды реализации КАПР                        |
|--------------------------------------------------------------------|
|  Образовательные учреждения          Семья         Места досуга    |
----------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------
|                           Принципы КАПР                            |
|--------------------------------------------------------------------|
|    Комплексность,     дифференцированность,      аксиологичность,  |
| многоаспектность, последовательность, легитимность                 |
----------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------
|                             Этапы КАПР                             |
|--------------------------------------------------------------------|
|                                                                    |
|           I                   II                       III         |
|       неотложные        организационные           полное развитие  |
|       мероприятия         мероприятия                программ      |
----------------------------------------------------------------------

Страницы: 1  2  


Оглавление