Страницы: 1 2 Антинаркотическая профилактика - это целостная, организуемая в рамках единой государственной программы система мер, которая имеет свое содержание, свою этапность и динамику развития, свой определенный конечный результат и реализуется государственными и общественными структурами. Такое понимание профилактики как системы деятельности позволяет в общегосударственной системе профилактики употребления и оборота наркотических средств выделить подсистему профилактической деятельности в образовательной среде, которая имеет специфические цели, задачи, средства и находится в компетенции прежде всего Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов управления образованием и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что в плане профилактики наиболее предпочтительными являются программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на применение социально-психологического тренинга. Базовой основой всех профилактических мероприятий признается информационно-когнитивное (образовательное) направление. Исходя из объективных условий состояния наркологических проблем в стране и стратегии сдерживания наркомании разработана Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР), которая предлагает в качестве кардинального решения проблемы профилактики наркомании объединение в единый комплекс образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общей цели. Такой методологический подход позволяет максимально опереться на уже имеющиеся ресурсы и возможности общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования и других образовательных учреждений, а также использовать последние достижения современных образовательных, психологических и медико-социальных технологий в области профилактики наркомании. Следовательно, КАПР позволяет решать задачи не только первичной, но и обязательно вторичной и третичной профилактики, т.е. вовремя, на максимально ранних этапах обеспечить выявление наркозависимых и перейти к лечению и реабилитации с последующей профилактикой срывов и рецидивов заболевания. При таком подходе обеспечивается решение вопросов контролирования групп детей и подростков, прошедших первичное лечение или реабилитацию по поводу наркомании и вернувшихся в то или иное образовательное учреждение. Профилактическая деятельность в образовательной среде согласно Концепции КАПР включает следующие основные принципы: 1. Комплексность Согласованное взаимодействие: на межведомственном уровне - органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения, правоохранительные органы и др.); на профессиональном уровне - специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактики (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные и медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги и социальные работники детства, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних); в системе образования - органов управления образованием на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также образовательных учреждений, отвечающих за взаимодействие и координацию различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики. 2. Дифференцированность Дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики с учетом: во-первых, возраста. По возрасту наиболее значимо выделение группы детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет), младшего школьного возраста (7 - 10 лет), среднего школьного возраста (11 - 14 лет), старшего подросткового возраста (15 - 16 лет), юношеского возраста (17 - 18 лет) и молодежи (от 18 лет); во-вторых, степени вовлечения в наркогенную ситуацию. При этом значимо выделение детско-подростковых и молодежных групп, не вовлеченных в наркогенную ситуацию, но относящихся к "группе риска наркотизации", например лишенных родительского попечения и находящихся в условиях безнадзорности; имеющих различные проблемы в развитии и поведении ("трудные и проблемные" дети и подростки); начавших употреблять наркотики (потребители наркотиков); заболевших наркоманией. В этом контексте приобретает свою специфику профилактическая работа со студентами средних и высших профессиональных учебных учреждений. 3. Аксиологичность (ценностная ориентация) Этот принцип включает формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров потребления ПАВ, а в случае заболевания служит основанием для социальной реадаптации и реабилитации. 4. Многоаспектность Сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются: социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, меняющих психическое состояние; психологический аспект, направленный на формирование стрессо-устойчивых личностных установок, позитивно-когнитивных оценок, а также навыков "быть успешным", быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации, включая ситуацию предложения наркотиков; образовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях злоупотребления ПАВ. Многоаспектность комплексной профилактики включает также направленность ее воздействия на различные уровни в поле субъект-объективных взаимодействий при осуществлении профилактических мероприятий: социально-средовое воздействие, направленное на разрушение групп наркотизирующихся детей и подростков и на создание социально-поддерживающей инфраструктуры; воздействие на "саморазрушающее" поведение детей и подростков, вовлеченных в наркотизацию, а также на другие отклоняющиеся ("девиантные") формы поведения детей группы риска; воздействие, связанное с индивидуальными или групповыми формами оказания профилактической помощи. 5. Последовательность (этапность) Принцип последовательности или этапности предусматривает, что ее цели и задачи должны быть: разделены на общие стратегические и частные (этапные), т.е. не могут быть реализованы одномоментно или аврально по типу разовой кампании; на каждом этапе возможность реализации поставленных целей и задач должна быть поддержана соответствующим целевым финансированием; для обеспечения последовательности или "алгоритма" шагов в реализации системной профилактики в нее должен обязательно входить социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов распространенности наркотиков, но и на формирование структур и элементов системы сдерживания распространения, системы социально-психологической поддержки. 6. Легитимность Легитимность предусматривает необходимую правовую базу антинаркотической профилактической деятельности. К правовой базе указанной деятельности, безусловно, относятся все нормативные акты о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой. К правовой базе относятся также права и обязанности детей и молодежи, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению к ним осуществляются активные профилактические мероприятия. Таким образом, правовые границы антинаркотической профилактики предусматривают: действия, не нарушающие установленную в законе компетенцию органа или лиц, осуществляющих профилактические меры; действия, не нарушающие права несовершеннолетнего как гражданина и члена общества, к которому относятся эти профилактические мероприятия. При этом может возникать правовая ситуация, когда те или иные действия в границах осуществления первичной и вторичной профилактической помощи не запрещены, однако не регламентированы нормативными актами. Например: доврачебная и врачебная диагностика наркотического опьянения в образовательном учреждении; диагностика употребления наркотиков методом тестирования; социальное вмешательство специалиста в семью при риске наркотизации для ребенка. Следовательно, компетенция органов и лиц, осуществляющих профилактическую работу, и степень взаимодействия различных ведомств и специалистов должны быть закреплены в соответствующих нормативных актах. Это ставит перед участниками системы профилактики специфические задачи: максимальный учет отраслевых законов, их согласование в рамках концепции активной, системной первичной профилактики; использование мирового и российского опыта в правовом обеспечении диагностики употребления наркотиков, организации раннего выявления потребителей и их оздоровления, социально-психологической реабилитации, с одной стороны; защиты их прав и законных интересов - с другой. Для этого необходима соответствующая специальная, в том числе правовая, подготовка специалистов, участвующих в оказании профилактической помощи. Особое внимание должно быть обращено на правовые гарантии прав несовершеннолетнего во всех случаях применения к нему активных профилактических мер, влекущих принуждение и ограничение его прав. Нельзя предоставлять органам и лицам, осуществляющим профилактику, право проводить диагностику наркотического опьянения, употребления ПАВ, не сформировав в том же нормативном акте механизм защиты прав и достоинства ребенка, по отношению к которому осуществляются эти действия. Цели Концепции КАПР в образовательной среде Снижение спроса на наркотики и другие психоактивные вещества; снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом, а также сопутствующих заболеваний; снижение численности групп риска потребления ПАВ; снижение тяжести медико-социальных последствий злоупотребления ПАВ. Основные задачи Концепции КАПР в образовательной среде Вовлечение в профилактическую антинаркотическую деятельность всех без исключения учреждений системы образования; улучшение качества воспитания и формирования у детей и молодежи антинаркотических установок; улучшение качества образования за счет повышения уровня здоровья и изменения ценностной ориентации учащихся; повышение качества здоровья детей и молодежи; улучшение криминогенной обстановки в регионе; разъединение наркотических асоциальных групп; возвращение в образовательные учреждения детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию в связи с наркозависимостью, и осуществление профилактической работы с ними по предотвращению срывов и рецидивов заболевания; оказание детям и молодежи консультативной, психокоррекционной и реабилитационной помощи; осуществление антинаркотической профилактической работы в семьях учащихся, а также в местах досуга детей и молодежи; создание в образовательных учреждениях атмосферы негативного отношения к наркотикам и лицам, употребляющим наркотики, с привлечением к этой работе нравственно устойчивых учащихся; создание системы раннего выявления и контроля лиц, приобщенных к употреблению наркотиков и наркозависимых, на уровне школы, семьи и мест досуга (секции, кружки и пр.); реализация этапов профилактической деятельности: создание организационных структур; подготовка кадров, нормативно-правовой базы, дифференцированных программ профилактики, программ научных исследований; взаимодействие с различными государственными, общественными, частными учреждениями и организациями, а также со средствами массовой информации. Концепция КАПР учитывает все многообразие факторов, способствующих развитию наркомании, главным образом, личностные особенности детей и подростков, значимых для образовательных учреждений. Благодаря использованию последних достижений современных медицинских технологий (иммунохроматические тесты на наркотики) мероприятия в рамках Концепции КАПР позволяют активно и целенаправленно не только выявлять заболевших на ранних стадиях заболевания (диспансеризация, профосмотры и т.д.), но и изменять менталитет учащихся, показывая, что прием наркотиков скрыть невозможно. Однако нельзя не брать в расчет приведенного выше условия - ограниченного финансирования, т.е. ни одна структура не может взять на себя все расходы по профилактике. В условиях нашей страны, когда практически нет благотворительных организаций, необходимо включить в КАПР максимально возможное число семей учащихся, которые должны взять на себя целый ряд функций по реализации профилактической программы. Активная антинаркотическая профилактическая помощь семье в рамках КАПР сегодня должна проводиться в условиях различия мнений и отношения отдельных семей к самой проблеме, дефицита компетентности по вопросам формирования у детей антинаркотических установок, ценностей здорового образа жизни, трудностей установления контактов и взаимодействия со специалистами при необходимости консультативной, специализированной и социально-правовой помощи в условиях, когда сами профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками, - учителя, школьные психологи, социальные педагоги и социальные работники, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) также нуждаются в выработке нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Фактически речь идет не только и не столько о разработке и принятии в качестве отправной точки всех профилактических мероприятий новой концепции, но и о создании совершенно новой организационной структуры в рамках образовательных учреждений. Прообраз такой структуры может быть смоделирован в виде двух базовых федеральных центров Минобразования России - организационно-методического и реабилитационного. Эти центры должны соответствовать трем основным задачам: учебно-методический полигон мероприятий по профилактике наркозависимости в образовательных учреждениях, включая решение задач реабилитации; действующий в реальной образовательной среде прототип будущих региональных центров профилактики и реабилитации; информационный узел, позволяющий адекватно интерпретировать результаты мониторинга по различным регионам с целью оценки развития наркологической ситуации и эффективности профилактики наркозависимости. Внедрение новой системы профилактики происходит в конкретных реальных условиях. Невозможно одномоментное введение в практику всех желательных нововведений. Главным является четкое определение этапов внедрения, что позволяет сделать КАПР наиболее эффективной. Первый этап - этап неотложных мероприятий. Организационно-методически данный этап может быть реализован в рамках текущего финансирования и действующего законодательства. Принятие Концепции КАПР в качестве стратегического направления позволяет использовать существующие возможности и объединить разрозненные усилия по профилактике наркомании в системе образовательных учреждений. Внедрение первого этапа происходит постепенно по мере готовности отдельных составляющих: создание единого организационно-методического центра в структуре системы образования согласно Концепции КАПР с соответствующими тематическими отделами (организационно-методический, учебный, профилактический, реабилитационный, юридический, медицинский, отдел мониторинга, отдел информационной службы и взаимодействия с общественностью); разработка нормативно-правовой базы профилактической деятельности в образовательной среде; создание центра реабилитации детей и молодежи с наркозависимостью; открытие профилактических кабинетов в средних и высших профессиональных учреждениях; создание инструктивно-методологической базы для профилактики наркозависимости и реабилитации детей и молодежи с проблемами зависимости от ПАВ в действующих ППМС-центрах; модификация действующих программ профилактики; внедрение интернет-информационной системы по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ среди детей и молодежи; разработка системы показателей и методического обеспечения проведения мониторинга наркотической ситуации в детско-молодежной среде; модификация системы профилактических осмотров; создание пакета информационно-методической документации для начальной переподготовки кадров на местах. Второй этап - этап организационных мероприятий: создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации воспитателей, педагогов, психологов дошкольных образовательных учреждений и школ, социальных работников; создание региональной сети учебно-методических центров профилактики; создание специализированного издательства, включая издание газеты и журнала; разработка альтернативных программ в системе Концепции КАПР, адаптированных к различным регионам; создание полномасштабной системы мониторинга в России, позволяющей оценить не только уровень распространения наркомании, но степень эффективности профилактических мероприятий, в том числе и в отношении сопутствующих заболеваний и других осложнений; разработка различных моделей позитивных ценностных ориентаций в области социально-духовной деятельности; организация спортивных соревнований и иных эффективных форм досуга. Фактически данный этап следует рассматривать как переходный, подготовительный для 3 этапа. Выделение этого этапа в достаточной мере условно, поскольку его реализация начинается уже в период действия 1 этапа. Задачи 2 этапа реализуются постепенно по мере готовности организационной, нормативно-правовой, научно-методической и финансово-материальной базы. Третий этап - этап полного развертывания программ, соответствующих Концепции КАПР. Данный этап вводится дифференцированно по различным регионам: внедрение в большинстве регионов; мониторинг наркологической ситуации и эффективности внедрения профилактических мер; разработка новейших методов и приемов профилактики; сравнительное обобщение российского и международного опыта. Концепция КАПР предполагает создание следующих профилактических программ: активная профилактическая деятельность в образовательных учреждениях; активная профилактическая деятельность в семье; активная профилактическая деятельность в организации внеучебной и досуговой деятельности детей и молодежи. Заключение В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с наркоманией проводится путем использования различных профилактических моделей. Структура последних зависит от конкретных условий отдельных стран и регионов. Концепция профилактики в нашей стране должна строиться с учетом трех основных сфер жизнедеятельности детей и молодежи - семья, образовательное учреждение, досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение. В настоящее время наиболее адекватным ориентиром является стратегия сдерживания. Конкретная реализация профилактических программ возможна только в рамках Концепции комплексной активной профилактики и реабилитации. Данная Концепция нацелена на профилактическую работу не только с "группами риска", но и с лицами, прошедшими курс терапии и реабилитации. Кроме того, она обеспечивает комплексный подход и активное выявление заболевших, динамический контроль за процессом реабилитации, а также позволяет оценить эффективность профилактических программ. Внедрение новой Концепции в силу особенности сложившейся ситуации необходимо проводить в три этапа. Первый - этап неотложных мероприятий, второй - этап научно-организационных мероприятий, третий - этап полного развертывания КАПР. Для обеспечения внедрения системной профилактики в образовательной среде необходимо предварительно решить ряд организационных вопросов - учредить Координационный совет по профилактике наркомании в образовательной среде при Министерстве образования Российской Федерации, создать организационно-методический и реабилитационный центры в рамках того же министерства. Указанные центры будут являться: учебно-методическими полигонами всеобъемлющих мероприятий по профилактике наркозависимости в образовательных учреждениях, включая решение задач реабилитации; действующими в реальной образовательной среде прототипами будущих региональных центров профилактики и реабилитации; информационными узлами, позволяющими адекватно интерпретировать результаты мониторинга по различным регионам с целью оценки развития наркологической ситуации и эффективности профилактики наркозависимости. Кроме того, любым конкретным шагам в области профилактики должно предшествовать создание и утверждение соответствующего нормативно-методического обеспечения, полностью учитывающего современные правовые, социальные, педагогические нормы. Наличие указанной нормативно-методической базы позволит непосредственно приступить к реализации мероприятий первого и последующих этапов КАПР. Предложенная Концепция является основой для разработки конкретных нормативных документов и программ в области профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде. Приложение 1 ГЛОССАРИЙ Для целей настоящей Концепции употребляются следующие основные термины: Образовательная среда - совокупность учреждений, служб системы образования, а также семей обучающихся. Психоактивные вещества (ПАВ) - химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие; к ним относятся наркотики, транквилизаторы, алкоголь, никотин и другие средства. Злоупотребление психоактивными веществами - неоднократное употребление ПАВ без назначения врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост случаев ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых половым путем, и т.д.). Первичная профилактика злоупотребления ПАВ - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость. Вторичная профилактика злоупотребления ПАВ - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но не обнаруживающих признаков болезни. Третичная профилактика злоупотребления ПАВ или реабилитация - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т.е. способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного (наркомания, токсикомания и алкоголизм), и возвращение его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно полезной деятельности. Образовательная модель профилактики - основанная на воспитательно-педагогических методах деятельность специалистов образовательных учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях наркомании с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема ПАВ. Медицинская модель профилактики - основанная на информационно-лекционном методе совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических (наркологических) учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о негативном воздействии наркотических и других психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека, а также гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последствий наркомании - заражение ВИЧ-инфекцией, гепатитом, венерическими болезнями. Психосоциальная модель профилактики - основанная на биопсихосоциальном подходе к предупреждению злоупотребления психоактивными веществами совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противостоянии групповому давлению, в том числе связанному со злоупотреблением ПАВ. Реабилитационный потенциал - прогностическая оценка потенциальных возможностей наркологического больного к выздоровлению, возвращению в семью и к общественно полезной деятельности, основанная на объективных данных о наследственности, социальном статусе, особенностях био-, психодуховного развития, а также тяжести наркологического заболевания. В практическом отношении - это терапевтическая и социально-реабилитационная перспектива. Центр реабилитации детей и молодежи с наркозависимостью - учреждение, осуществляющее комплекс педагогических, медико-психологических и социальных мероприятий, направленных на восстановление психического и социального статуса детей и молодежи, страдающих зависимостью от психоактивных веществ. Стратегия сдерживания - государственная политика, направленная на предупреждение (сдерживание) незаконного распространения и роста злоупотребления психоактивными веществами, а также увеличения масштабов медико-социальных последствий злоупотребления ПАВ. Наркотики - психоактивные вещества, включенные в официальный список наркотических средств. Наркомания - хроническая болезнь, которая возникает в результате злоупотребления наркотиками и характеризуется наличием у больного психической и физической зависимости от наркотиков, морально-этической деградацией, асоциальным поведением и рядом других патологических проявлений. Токсикомания - хроническая болезнь, возникающая в результате злоупотребления психоактивными веществами, не включенными в официальный список наркотических средств. Потребители наркотиков - лица, приобретающие или хранящие наркотические средства с целью личного потребления. Группа риска наркотизации - группа несовершеннолетних и молодежи, выделенная на основании определенного набора социально-демографических, личностных, психологических и соматофизических признаков, характеризующаяся большой склонностью к злоупотреблению наркотиками и иными психоактивными веществами. Группа риска наркотизации является самостоятельным объектом профилактики. К ней относятся дети и молодые люди: лишенные родительского попечения, ведущие безнадзорный образ жизни, не имеющие постоянного места жительства; экспериментировавшие с первыми пробами различных психоактивных веществ; имеющие проблемы в развитии и поведении, обусловленные нервно-психической неустойчивостью или сопутствующими психическими отклонениями. Мониторинг наркотической ситуации - повторяющиеся с установленной регулярностью на основе выбранной системы регистрации учет и оценка показателей развития наркотической ситуации (распространенность наркотиков и иных психоактивных веществ, частота случаев злоупотребления и состояний зависимости, вредных последствий злоупотребления психоактивными веществами, отношение отдельных лиц и групп к наркотикам и наркотической ситуации). Объектом мониторинга может быть группа несовершеннолетних или молодежи, система учреждений, отдельный регион. Мониторинг может быть частичным, отражающим социологические и психологические показатели, и полным, включающим оценку факторов, улучшающих или ухудшающих наркотическую ситуацию, и социальных структур, предупреждающих развитие наркомании. Диагностические тесты на наличие психоактивных веществ - медицинское изделие в виде бумажных полосок для иммунохроматографического выявления в моче испытуемого ПАВ (морфин, героин, метадон, экстази, марихуана, кокаин, амфетамины и др.). Используются монотесты и мультитесты; последние применяются для диагностики нескольких ПАВ. Приложение 2 ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО И НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Основные направления работы 1. Профилактическая работа с родителями: заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, школьный психолог, социальный педагог. 1.1. Формирование нетерпимого отношения родителей к наркотизации детей в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок: родительский университет, организация групп родительской поддержки для "проблемных" семей. 1.2. Предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними: семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи "проблемной" семье. 1.3. Оказание помощи семье в конфликтных ситуациях (ребенок начал наркотизироваться; уходит из дома; прошел антинаркотическое лечение, находится на реабилитации и т.д.): консультирование по вопросам "семейного примирения", информирование родителей о целесообразности внутрисемейного тестового контроля наркотизации, помощь семье в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, оказание коррекционной помощи по программам тематических семинаров-тренингов "Как жить с ребенком, который начал употреблять ПАВ". 2. Воспитательно-педагогическая работа с детьми: заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, педагоги ОБЖ, физической культуры, учителя-предметники, школьный врач, лекторы - специалисты по вопросам развития и здорового образа жизни. 2.1. Разработка и модификация образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни (обучение и воспитание через предметы - валеология, ОБЖ, физическая культура). 2.2. Разработка и модификация превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления ПАВ (обучение и воспитание через предметы - валеология, ОБЖ, литература, история, биология, химия и другие предметы, формирующие понимание социальных и медицинских последствий наркозависимости). 2.3. Разработка и внедрение обучающих программ-тренингов активной психологической защиты для обучающихся среднего и старшего школьного возраста. 2.4. Разработка и внедрение общешкольных антинаркотических мероприятий: тематические "круглые столы", дискуссии и конференции; ролевые игры и спектакли по проблемам противодействия наркотикам и иным ПАВ. 2.5. Формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости от ПАВ. 3. Организационно-методическая антинаркотическая профилактическая работа в образовательном учреждении: зам. директора по воспитательной работе, школьный психолог, воспитатель, социальный педагог, школьный врач, специалисты по вопросам предупреждения безнадзорности, правонарушений, ранней алкоголизации и наркотизации детей и подростков. 3.1. Организация внутришкольного наркопоста при школьном медицинском кабинете, включая следующие формы работы: учет обучающихся с "риском" наркотизации и проблемами наркозависимости; методическое обеспечение просветительской антинаркотической работы в образовательном учреждении; проведение при информированном согласии обучающихся тестовой доврачебной диагностики наркотизации; консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с наркотизирующимся ребенком. 3.2. Организация внутришкольных и межшкольных обучающих семинаров, внедрение обучающих программ-тренингов для специалистов образовательных учреждений по методам и средствам предупреждения злоупотребления ПАВ в детско-подростковой среде. 3.3. Организация взаимодействия между образовательным учреждением, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, наркологической службой, органами внутренних дел, службами социальной защиты населения и группами родительского актива и поддержки "проблемных" семей в целях создания на уровне дома, двора, школьного микрорайона микросреды, благополучной в отношении распространения психоактивных веществ и употребления их детьми и подростками. 3.4. Организация условий для проведения на регулярной основе мониторинга распространенности употребления психоактивных веществ для систематического анализа наркоситуации в школьном микрорайоне и принятия упреждающих мер, позволяющих активно воздействовать на наркоситуацию. Приложение 3 ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Основные направления работы 1. Профилактическая работа с родителями. 1.1. Информирование родителей о случаях наркотизации студента; о целесообразности внутрисемейного контроля наркотизации на основе доврачебных диагностических тестов употребления наркотиков. 1.2. Организация среди родителей, нетерпимо относящихся к наркотизации обучающихся подростков и молодежи, групп родительской поддержки при наркопостах и кабинетах профилактики, созданных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. 2. Воспитательно-педагогическая работа с подростками и молодежью, обучающимися в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. 2.1. Разработка превентивных воспитательных и информативных программ, ориентированных на предупреждение употребления ПАВ в условиях студенческого общежития. 2.2. Разработка и внедрение обучающих программ-тренингов для воспитателей общежитий образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования. 2.3. Организация наркопостов и кабинетов профилактики в общежитиях образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования. 2.4. Проведение регулярных и тематических антинаркотических мероприятий: тематические "круглые столы", дискуссии, тематические дискотеки "Молодежь против наркотиков". 2.5. Формирование групп психологической поддержки лиц с проблемами зависимости среди подростков и молодежи, обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Организация взаимодействия между указанными группами и руководством образовательных учреждений. 3. Организационно-методическая антинаркотическая профилактическая работа в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. 3.1. Разработка методического обеспечения наркопостов и кабинетов профилактики при образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. 3.2. Разработка и внедрение моделей межвузовского центра реабилитации подростков и молодежи с наркозависимостью и организация подобных центров. 3.3. Организация моделей мониторинга распространенности употребления наркотиков среди подростков и молодежи, обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Приложение 4 ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ Основные направления работы 1. Формирование активного отношения родителей к риску наркотизации в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок. 2. Предупреждение случаев вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье. 3. Оказание помощи семье, когда ребенок начал злоупотреблять психоактивными веществами. 4. Организация на уровне дома, двора, уличного микросоциума благополучной ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному поведению детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и иных психоактивных веществ. ---------------------------------------------------------------------- | Активная семья Проблемная семья Центр | | родительский родители с риском психолого-педагогической | | университет наркотизации и медико-социальной | |группы родительской ребенок, помощи | | поддержки столкнувшийся с ПАВ | | | | | | | | \/ \/ \/ | | ---------------------|------------------------ | | | | | \/ | |------------------------------------------------------------------ | || Формирование на уровне дома, двора, школьного микрорайона | | || благополучной ненаркотической среды | | |L----------------------------------------------------------------- | | /\ /\ /\ | | | | | | | | Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав | | | | /\ /\ | | | |---------- L--------| | | | | | |Органы внутренних дел Органы и учреждения социальной | | защиты населения | ---------------------------------------------------------------------- Основные формы и средства антинаркотической помощи семье 1. Лекционная - через родительские собрания, семинары, занятия в родительском университете. Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, лекторы - специалисты по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи. 2. Индивидуальное семейное консультирование родителей из "проблемных" дисфункциональных и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи. Заместитель директора по воспитательной работе, школьный психолог, социальный педагог, специалисты психолого-медико-педагогических комиссий, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи. 3. Формирование из родительского актива групп родительской поддержки для "проблемных" семей. Зам. директора по воспитательной работе, школьный психолог, социальный педагог, специалисты центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним и молодежи. 4. Выявление родителей группы "риска" алкоголизации и наркотизации и обеспечение им поддержки в оказании социальной и медико-психологической помощи. Школьный психолог, социальный педагог, специалисты центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним и молодежи, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. 5. Социальное вмешательство в семью при асоциальном образе жизни в семье, жестоком обращении с ребенком, при вовлечении его в раннюю алкоголизацию, наркотизацию, безнадзорное существование. Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, специалисты служб социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел. 6. Оказание помощи родителям в возвращении ребенка в семью (семейное примирение) в случае ухода ребенка из дома. Социальный педагог, школьный психолог, специалисты служб социальной защиты населения, работники органов внутренних дел. Приложение 5 ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ РАБОТА ВО ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И СФЕРЕ ДОСУГА Основные направления работы Основы профилактической помощи должны быть развернуты на уровне конкретного муниципального образования и микрорайона через программы типа "Образовательное учреждение - микрорайон - семья" при непосредственном участии социальных педагогов образовательного учреждения, социальных работников службы социальной защиты населения. Цель внедрения методов профилактической работы в микрорайоне - обеспечение преемственности и непрерывности воспитательно-оздоровительной работы с детьми в образовательной среде. 1. Организационно-методическая антинаркотическая профилактическая работа в микрорайоне 1.1. Составление социального паспорта микрорайона с определением "зон риска", связанных с распространением наркотиков, учетом "трудных и проблемных семей" микрорайона, нерешенных социальных проблем (наличие спортивных площадок и секций для детей и подростков, контроль за работой баров, кафе и дискотек, в которых допускается употребление алкогольных напитков или психоактивных веществ детьми и подростками). 1.2. Организация на уровне конкретного муниципального образования, микрорайона под социальным патронажем образовательного учреждения общественных многопрофильных детско-подростковых клубов; создание клубного пространства с обязательным привлечением к работе клубов специалистов органов и учреждений по делам молодежи, социальной защиты населения, общественных и религиозных объединений для участия в постоянно действующих кружковых, студийных формах работы, в организации на уровне микрорайона праздников, спортивных и развлекательных программ. 1.3. Установление через социальных педагогов образовательного учреждения взаимодействия с депутатской группой, общественными благотворительными объединениями, которые работают в микрорайоне и в рамках своей деятельности оказывают социально-психологическую помощь и поддержку проблемным семьям и детям с риском наркотизации. 2. Воспитательная антинаркотическая профилактическая работа с детьми и подростками в микрорайоне 2.1. Организация и развитие на уровне микрорайона через общественные клубы, учреждения дополнительного образования детей, центры социально-реабилитационной направленности различных форм внешкольной детской и юношеской инициативы по оказанию поддержки инвалидам, престарелым, многодетным семьям микрорайона; участие социальных педагогов образовательного учреждения, школьного врача совместно с социальными работниками в организации из числа положительно ориентированных подростков и молодых людей групп взаимопомощи по предупреждению употребления ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи. 2.2. Организация социально значимой деятельности детей, подростков и молодежи по месту жительства (благоустройство микрорайона, проведение микрорайонных конкурсов на лучшие дворовые площадки); установление через социальных педагогов школы взаимодействия с муниципальными органами службы занятости населения для обеспечения рабочих мест и помощи в оформлении договоров на работу подростков во время каникул, в свободное от учебы время. 2.3. Организация летнего спортивно-ориентированного отдыха для детей и подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, а также для детей и подростков из групп риска наркотизации. 3. Учебно-методическая антинаркотическая профилактическая работа со специалистами в микрорайоне 3.1. Разработка для курсов последипломной подготовки и переподготовки социальных работников и социальных педагогов программ развития активной антинаркотической работы в семье и микрорайоне, программ организации для детей и молодежи досуга, свободного от употребления психоактивных веществ. 3.2. Распространение нового социально-педагогического опыта в предупреждении употребления психоактивных веществ, освещение антинаркотической профилактической работы в местных средствах массовой информации. Приложение 6 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ 1. Комплексность. Согласованность взаимодействия: - ведомств и учреждений; - специалистов различных профилей - педагогов, школьных и медицинских психологов, врачей-наркологов, социальных педагогов, социальных работников и др.; - органов управления образованием на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. 2. Дифференцированность: - по возрасту; - по степени вовлеченности в наркогенную ситуацию (здоровые, "потребители", больные); - относящихся к группе риска. 3. Аксиологичность (ценностная ориентация). 4. Многоаспектность: - образовательный аспект; - психологический аспект; - социальный аспект. 5. Последовательность (этапность): - 1 этап - неотложные мероприятия; - 2 этап - организационные мероприятия; - 3 этап - полное развитие программы. 6. Легитимность. Приложение 7 КОНЦЕПЦИЯ КАПР (КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ АКТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ) ---------------------------------------------------------------------- | Цели КАПР | |--------------------------------------------------------------------| |Снижение: спроса, заболеваемости, последствий | |Повышение качества: образования, воспитания, здоровья, | | ценностной ориентации | |Создание системы контроля: образовательное учреждение, семья, | | досуг | |Возвращение в образовательные учреждения наркозависимых детей и | |подростков, прошедших лечение и реабилитацию | ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- | Субъектная направленность КАПР | |--------------------------------------------------------------------| | | | Дети Подростки Молодежь Родители | ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- | Среды реализации КАПР | |--------------------------------------------------------------------| | Образовательные учреждения Семья Места досуга | ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- | Принципы КАПР | |--------------------------------------------------------------------| | Комплексность, дифференцированность, аксиологичность, | | многоаспектность, последовательность, легитимность | ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- | Этапы КАПР | |--------------------------------------------------------------------| | | | I II III | | неотложные организационные полное развитие | | мероприятия мероприятия программ | ---------------------------------------------------------------------- Страницы: 1 2 |