ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ В МОСКОВСКОЙ ВОСТОЧНОЙ ТАМОЖНЕ ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ. Приказ. Московская восточная таможня. 25.03.02 156

           ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ
           В МОСКОВСКОЙ ВОСТОЧНОЙ ТАМОЖНЕ ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЯ,
             ДЕЙСТВИЯ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
                         И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
 
                                ПРИКАЗ

                     МОСКОВСКАЯ ВОСТОЧНАЯ ТАМОЖНЯ

                           25 марта 2002 г.
                                N 156

                                 (Д)
 

     Во исполнение   пункта   4   приказа   Центрального   таможенного
управления  от  19.02.2002  N  90 "Об утверждении Инструкции о порядке
рассмотрения в Центральном таможенном  управлении  жалоб  на  решения,
действия  или бездействие таможенных органов и их должностных лиц",  в
соответствии  с  требованиями   раздела   XIII   Таможенного   кодекса
Российской   Федерации,   в  целях  установления  организации  приема,
регистрации, учета и рассмотрения в Московской восточной таможне жалоб
на   решения,   действия  или  бездействие  таможенных  органов  и  их
должностных лиц приказываю:
     1. Утвердить  Инструкцию  о  порядке  рассмотрения  в  Московской
восточной  таможне  жалоб  на  решения,   действия   или   бездействие
таможенных органов и их должностных лиц (приложение 1).
     2. Отделу документационного обеспечения (М.В. Лосева) и правовому
отделу   (С.В.   Медведева)   обеспечить  регистрацию  и  формирование
отдельных   дел   по   жалобам   (юридических,   физических   лиц    и
предпринимателей  без  образования  юридического лица соответственно),
включив их в номенклатуру дел данных подразделений.
     3. Начальникам таможенных постов и функциональных отделов таможни
в месячный срок со дня получения  настоящего  приказа  организовать  в
часы   профессиональной   подготовки  изучение  Инструкции  о  порядке
рассмотрения в Московской восточной таможне жалоб на решения, действия
или  бездействие  таможенных  органов  и  их  должностных лиц (далее -
Инструкция)  в  подчиненных  подразделениях  с  последующим  принятием
зачетов по данной теме.
     4. Начальникам функциональных отделов таможни:
     4.1. Обеспечить  рассмотрение первоначальных жалоб в соответствии
с требованиями настоящей Инструкции.
     4.2. Обеспечить   передачу  копий  ответов  на  жалобы  со  всеми
материалами дел в  отделение  контроля  за  соблюдением  законности  в
таможенных органах правового отдела.
     5. Заместителю начальника таможни по тыловому  обеспечению  (А.В.
Февралитин)  выделить информационный стенд для размещения информации о
порядке  обжалования  решений,  действий  или  бездействия  таможенных
органов   и  их  должностных  лиц  согласно  приложению  2  к  приказу
Центрального таможенного управления от 19.02.2002 N 90 "Об утверждении
Инструкции  о порядке рассмотрения в Центральном таможенном управлении
жалоб на решения,  действия или бездействие таможенных  органов  и  их
должностных лиц".
     6. Правовому отделу (С.В.  Медведева) осуществлять общий контроль
за  организацией  рассмотрения  жалоб  в  соответствии  с требованиями
настоящей Инструкции.
     7. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Начальник Московской
восточной таможни
генерал - майор таможенной службы
                                                         В.А. Самсонов
25 марта 2002 г.
N 156


                                                          Приложение 1
   
                                                     к приказу МВТ ЦТУ
                                                 от 25 марта 2002 года
                                                                 N 156
   
                              ИНСТРУКЦИЯ
        О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ В МОСКОВСКОЙ ВОСТОЧНОЙ ТАМОЖНЕ
              ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЕ
               ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

                          1. Общие положения

     1.1. Настоящая  Инструкция  о  порядке  рассмотрения в Московской
восточной  таможне  жалоб  на  решения,   действия   или   бездействие
таможенных   органов   и  их  должностных  лиц  (далее  -  Инструкция)
разработана  в  соответствии  с  требованиями  Конституции  Российской
Федерации;  Таможенного  кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ);
Гражданского   процессуального    кодекса    РСФСР;    Арбитражно    -
процессуального   кодекса   Российской  Федерации;  Закона  Российской
Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и
свободы  граждан"  (Закон  Российской Федерации от 27.04.93 N 4866-1);
Федерального закона от 17.11.95 N  168-ФЗ  "О  Прокуратуре  Российской
Федерации";  Указа  Президиума  Верховного  Совета  СССР от 12.04.68 N
2534-VII  "О  порядке  рассмотрения  предложений,  заявлений  и  жалоб
граждан";  приказов ГТК России от 09.03.99 N 150 "О Типовой инструкции
по делопроизводству и работе архива в таможенных органах", от 10.01.96
N  12  "Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской
Федерации";  письма  ГТК  России  от  31.08.2001  N  01-06/35276   "Об
организации  работы  с  жалобами на решения,  действия или бездействие
таможенных органов и их должностных лиц" (Методические  рекомендации);
приказа  Центрального  таможенного  управления  от 19.02.2002 N 90 "Об
утверждении Инструкции о порядке рассмотрения в Центральном таможенном
управлении  жалоб  на  решения,  действия  или  бездействие таможенных
органов и их  должностных  лиц",  а  также  с  учетом  положений  иных
законодательных,  нормативных  и  правовых  актов по вопросам работы с
жалобами граждан и организаций.
     Инструкция определяет  общие  правила приема и рассмотрения жалоб
на  решения,  действия  или  бездействие  таможенных  органов   и   их
должностных лиц в Московской восточной таможне (далее - МВТ),  а также
организацию  взаимодействия   подразделений   МВТ   между   собой   по
рассмотрению  жалоб,  определяет  право  подписания  ответов на жалобы
правомочными лицами, ведение статистической отчетности и пр.
     1.2. Настоящая  Инструкция  применяется в соответствии с разделом
XIII  ТК  РФ  во  всех  случаях  обжалования  решений,  действий   или
бездействия  таможенных  органов Российской Федерации и их должностных
лиц,  за исключением  обжалования  мер  административной  и  уголовной
ответственности.
     Жалобы, вытекающие из трудовых, гражданских (договорных, арендных
и  т.д.)  и иных правоотношений,  не связанных с вопросами таможенного
дела, настоящей Инструкцией не рассматриваются и не регулируются.
     Действие Инструкции  распространяется на организацию рассмотрения
жалоб на уровне МВТ.
     Действие настоящей    Инструкции    распространяется   также   на
поступающие от  предпринимателей  без  образования  юридического  лица
жалобы  на  решения,  действия или бездействие таможенных органов и их
должностных лиц (далее - жалобы).
     1.3. Рассмотрение  жалоб  и  принятие  по  ним решений является в
соответствии   с   предоставленными   им   полномочиями   компетенцией
руководства  МВТ,  если  обжалуются решения,  действия или бездействие
сотрудников МВТ.
     1.4. Лицо,  считающее свои права нарушенными решением,  действием
или бездействием таможенного органа или его должностного  лица,  имеет
право обжаловать такое решение, действие или бездействие в вышестоящий
таможенный орган или вышестоящему должностному лицу.
     Право на обжалование решений, действий или бездействия таможенных
органов и их  должностных  лиц  реализуется  посредством  обращения  с
жалобой в вышестоящие таможенные органы или должностному лицу,  органы
прокуратуры или в суд.
     1.5. В  соответствии  со  ст.  46  ч.  2  Конституции  Российской
Федерации жалоба в  порядке  первоначального  обжалования  может  быть
принята к рассмотрению непосредственно судом Российской Федерации. При
этом поступившая в таможенные органы аналогичная жалоба  остается  без
рассмотрения  до  принятия  решения  судом (в соответствии с принципом
разделения властей в Российской Федерации).
     1.6. Государственная пошлина или иная плата за рассмотрение жалоб
в таможенных органах не взимается.
     1.7. В   целях  единообразного  применения  настоящей  Инструкции
приводятся следующие определения некоторых  понятий,  встречающихся  в
практике работы с жалобами.
     Решение - оформленный в  соответствии  с  установленным  порядком
правовой   акт   таможенного   органа  Российской  Федерации  или  его
должностного  лица,  содержащий  предписание,  дозволение  или  запрет
общего или индивидуального характера.
     Действие - совершение какого-либо действия (от имени  таможенного
органа  Российской  Федерации  или  его должностного лица),  с которым
связано наступление юридических последствий.
     Бездействие - невыполнение таможенным органом или его должностным
лицом обязанности по принятию  определенного  решения  или  совершению
определенного действия.
     К должностным  лицам  таможенных  органов  относятся   сотрудники
таможенных   органов,   то   есть  граждане,  занимающие  должности  в
таможенных   органах,   которым   присвоены   специальные   звания   в
соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О службе
в таможенных органах Российской Федерации".
     Заявитель - лицо, обратившееся в случаях, предусмотренных ст. 405
ТК РФ,  с жалобой,  либо его представитель,  если жалоба подана  через
представителя.
     1.8. Поступающие в  таможенные  органы  обращения  организаций  и
граждан   можно   условно   разделить   на   заявления,   предложения,
ходатайства, запросы и жалобы.
     Заявление -  это  обращение  лица  по поводу реализации его прав,
прямо предусмотренных тем  или  иным  нормативным  правовым  актом  (к
примеру,  по  вопросу  производства таможенного оформления,  помещения
товаров на склад временного хранения или под  определенный  таможенный
режим и пр.).
     Предложение -   это   обращение,   направленное   на    улучшение
деятельности,  например, государственных органов, на совершенствование
организации таможенного дела и т.д.
     Ходатайство -  обращение  с просьбой (в случаях,  предусмотренных
законодательством) о признании определенного статуса,  прав и законных
интересов заявителя (например,  ходатайство в порядке ст.  127 ТК РФ о
производстве  таможенного  оформления  товаров  вне   времени   работы
таможенного органа либо в местах, не определенных для этого).
     Запрос - обращение,  содержащее просьбу  или  требование  лица  о
предоставлении каких-либо сведений, разъяснений, документов (например,
запрос о разъяснении вопроса,  касающегося  применения  тех  или  иных
нормативных правовых актов в конкретной ситуации,  затрагивающей права
и законные интересы лица).
     Жалоба -  обращение  лица  о неправомерности конкретного решения,
действия или бездействия таможенного органа или его должностного лица,
содержащее  требование о восстановлении его нарушенных прав,  свобод и
законных интересов.
     Предметом жалобы,   в   отличие  от  других  обращений,  является
требование  заявителя  о  восстановлении  его  нарушенных  прав.  Если
заявитель обращается с просьбой о выполнении (реализации) его законных
устремлений, то такое обращение по сути своей не является жалобой. При
обращении  с  жалобой заявитель,  во-первых,  сообщает о нарушении его
прав, а во-вторых, требует их восстановления.
     Основанием жалобы,    ее    "юридическим    составом"    являются
обстоятельства, указывающие на несоответствие требованиям действующего
законодательства    Российской   Федерации   решений,   действий   или
бездействия  (в  рассматриваемом  случае  это  решения,  действия  или
бездействие  таможенных  органов и их должностных лиц),  затрагивающих
заявителя непосредственно и индивидуально.
     Характерным признаком  жалобы является наличие в тексте документа
(как  правило,  в  его  заключительной  части)   требования   лица   о
восстановлении  его  нарушенных  прав  и  законных интересов,  которое
основано  на  признании  незаконными  решений  и  действий  таможенных
органов и их должностных лиц.
     Отличие жалоб  от  других  обращений  по  правовым   последствиям
состоит в том,  что ответ на жалобу является основанием для вторичного
обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов в суд
в соответствии со ст. 416 ТК РФ. Остальные обращения рассматриваются в
таможенных органах в установленном порядке в соответствии с  правилами
делопроизводства.

                  2. Принятие первоначальной жалобы
                 и организация ее рассмотрения в МВТ

     2.1. Жалоба подается  в  МВТ  физическим  или  юридическим  лицом
самостоятельно либо через своих представителей.
     Жалоба считается поданной в  срок,  если  она  подана  в  таможню
непосредственно  или  отправлена  по почте до истечения последнего дня
срока,  установленного  статьей  408  Таможенного  кодекса  Российской
Федерации,  т.е.  в  течение  трех  месяцев  со дня уведомления лица о
решении либо совершения действия.
     При неуведомлении  лица  о принятом решении первоначальная жалоба
может быть подана в течение шести месяцев с даты принятия решения.
     При бездействии первоначальная жалоба может быть подана в течение
трех месяцев со дня  истечения  трехмесячного  срока  после  получения
таможней  либо должностным лицом таможни письменной просьбы о принятии
решения.
     Если заявитель    направляет    жалобу   почтой,   подтверждением
соблюдения срока подачи жалобы  является  штемпель,  проставленный  на
почтовом конверте отделением связи отправления.
     2.2. Жалоба подается лицом,  указанным в ст.  405 ТК РФ, либо его
представителем.  Полномочия  представителя  должны  быть  подтверждены
соответствующими   документами,   оформленными   в   соответствии    с
требованиями законодательства Российской Федерации.
     Представительство юридического    лица,    осуществляемое     его
работниками   или   другими   организациями   на   договорной  основе,
подтверждается доверенностью,  договором об оказании правовой  помощи,
иным  договором,  оформленным в соответствии с установленным порядком,
либо для адвокатов  -  ордером,  выданным  юридической  консультацией.
Удостоверяющие    представительство    документы,    составленные   на
иностранном   языке   либо   удостоверенные    компетентным    органом
иностранного  государства,  должны  быть  переведены на русский язык и
легализованы  или  удостоверены  согласно  порядку,   предусмотренному
действующим законодательством Российской Федерации.
     Представителем лица,  подающего жалобу,  может быть  любое  лицо,
имеющее  надлежащим  образом оформленное полномочие на подачу жалобы в
ЦТУ от имени представляемого лица и подтверждающее  такие  полномочия.
Не   могут   быть   представителями   лица,   не   обладающие   полной
дееспособностью,  состоящие под опекой или  попечительством,  а  также
сотрудники таможенных органов, судьи, следователи и прокуроры.
     Правило, в соответствии с  которым  должностные  лица  таможенных
органов,  судьи, следователи и прокуроры не могут выступать в качестве
представителей,  не распространяется на случаи,  когда указанные  лица
выступают   в   самостоятельном   качестве  или  в  качестве  законных
представителей.
     Представительство может  быть основано на законе либо вытекать из
договорных обязательств.
     С жалобой   от   имени   физических  лиц,  не  обладающих  полной
дееспособностью,   могут   обратиться   их   законные   представители,
усыновители, опекуны или попечители.
     С жалобой от имени юридических лиц могут  обратиться  их  органы,
действующие  в  пределах  полномочий,  предоставленных им нормативными
правовыми актами или учредительными документами.
     Любое действие   представителя  в  пределах  предоставленных  ему
полномочий,  а также любое решение МВТ или его  должностного  лица  по
отношению  к  представителю  имеют  те же последствия,  что и действия
лица,  выдавшего  доверенность,  или  решение  по  отношению  к  лицу,
выдавшему доверенность.
     2.3. Жалоба подается в произвольной письменной форме  (ст.411  ТК
РФ).
     Подача жалобы посредством телеграфной,  телетайпной, факсимильной
связи,  а  также  электронной  почтой  не допускается.  Поданная таким
образом жалоба может быть принята к  рассмотрению  только  по  решению
руководства МВТ.
     Жалоба подается в вышестоящий таможенный орган либо  вышестоящему
должностному  лицу  в  письменной форме и подписывается заявителем.  С
целью своевременного и полного рассмотрения жалобы в ней указываются:
     - наименование   вышестоящего   таможенного   органа   (должность
вышестоящего должностного лица), в который (которому) подается жалоба;
     - наименование    таможенного    органа   (должность   сотрудника
таможенного  органа),  решение,  действие  или  бездействие   которого
обжалуется;
     - фамилия,  имя,  отчество (наименование)  заявителя,  его  место
жительства  (местонахождение)  или иной адрес,  по которому может быть
направлен ответ на жалобу;
     - существо обжалуемого решения, действия или бездействия;
     - обстоятельства,  на  основании  которых   лицо   считает,   что
обжалуемым  решением,  действием  или бездействием нарушены его права,
свободы и законные интересы,  созданы препятствия к их реализации либо
незаконно возложена какая-либо обязанность,  доказательства,  которыми
могут быть подтверждены эти обстоятельства;
     - требования лица, обратившегося с жалобой;
     - перечень прилагаемых к жалобе документов.
     В жалобе  могут быть указаны также иные сведения,  если заявитель
считает, что они необходимы для ее рассмотрения по существу.
     Не может быть отказано в принятии жалобы к рассмотрению только по
тому основанию,  что обращение не озаглавлено либо  оформлено  не  как
жалоба.
     2.4. Документы,  подаваемые  вместе  с  жалобой,  прилагаются   в
оригиналах  либо  надлежащим образом заверенных копиях (удостоверенных
нотариусом,  должностным  лицом  таможенного  органа  или  сотрудником
организации, выдавшей документ).
     Документы, составленные на иностранном языке либо  удостоверенные
компетентным     органом     иностранного    государства,    считаются
подтверждающими полномочия представителя только в том случае, если они
переведены на русский язык и легализированы в порядке, предусмотренном
действующим законодательством.
     2.5. Поданная    жалоба    (обращение)    поступает    в    отдел
документационного обеспечения МВТ.
     В отделе   документационного   обеспечения   МВТ  (далее  -  ОДО)
производятся следующие действия:
     - обращение   (жалоба)   регистрируется  в  соответствующей  базе
данных;
     - в соответствии с критериями,  отраженными в разделе 1 настоящей
Инструкции, все обращения (жалобы) классифицируются на жалобы и прочие
обращения (заявление, предложение, ходатайство, запрос и т.п.).
      Обращения согласно приказу МВТ от 08.08.2001 N  511  "О  порядке
рассмотрения   входящих   документов  и  подписания  организационно  -
распорядительных документов в таможне"  направляются  на  рассмотрение
начальнику таможни либо в его отсутствие лицу, его замещающему.
     Жалобы, не подпадающие под действие раздела XIII ТК  РФ  (п.  1.2
Инструкции),  также,  как  и  обращения,  в  соответствии с резолюцией
начальника  таможни  направляются  на   рассмотрение   соответствующим
руководителям и в подразделения.
     Жалобы (на решения, действия или бездействие таможенных органов и
их должностных лиц) берутся ОДО на контроль.  Жалобы,  поступающие для
рассмотрения из ЦТУ, берутся ОДО на специальный контроль.
     Жалобы в  правовой  отдел  МВТ  поступают  после наложения на них
резолюции начальником МВТ.
     2.6. Организация рассмотрения жалоб в правовом отделе МВТ.
     Начальник правового отдела (лицо,  его замещающее)  рассматривает
жалобы,  поступившие  в  правовой отдел после рассмотрения начальником
МВТ,  и со своей резолюцией направляет документы в отделение  контроля
за соблюдением законности в таможенных органах (далее - ОКСЗ).
     В ОКСЗ производятся следующие действия по рассмотрению жалобы:
     2.6.1. Готовится дополнительное заключение о том, что поступившее
в МВТ обращение является жалобой (на решения, действия или бездействие
таможенных органов или их должностных лиц).  Если полученное обращение
не является жалобой (или является жалобой, не подпадающей под действие
раздела  XIII  ТК  РФ),  то  оно  со  служебной  запиской  за подписью
начальника правового отдела направляется через ОДО  в  соответствующее
подразделение   для   рассмотрения   по  существу,  в  которой  дается
необходимое обоснование такого действия.  Третий  экземпляр  служебной
записки   передается  в  ОДО  для  внесения  необходимых  изменений  в
электронную базу регистрации контрольных документов.
     2.6.2. Проверяется содержание жалобы, прилагаемые к ней документы
(в соответствии  с  пп.  2.3,  2.4  Инструкции)  и  делается  вывод  о
возможности рассмотрения жалобы по существу, об отказе в принятии ее к
рассмотрению или о направлении по  принадлежности  в  иной  таможенный
орган.
     Заявителю разъясняется о  невозможности  рассмотрения  жалобы  по
существу  (направляется  письменный  отказ  в  рассмотрении  жалобы) в
случаях, если:
     - не соблюдена письменная форма подачи жалобы;
     - не  соблюдены  установленные  сроки  обжалования  и   лицо   не
обратилось  с  заявлением  о  восстановлении  пропущенного  срока либо
причины пропуска срока не признаны уважительными;
     - жалоба не подписана заявителем или подписана лицом,  не имеющим
соответствующих полномочий на осуществление представительства;
     - в   жалобе  не  содержится  указания  на  предмет  обжалования,
таможенный орган (должностное лицо), чьи действия обжалуются, на лицо,
от имени которого подана жалоба;
     - заявитель  уже  обратился  в   суд   с   жалобой   аналогичного
содержания,  и  она  принята к рассмотрению,  либо по ней уже вынесено
судебное решение;
     - по жалобе аналогичного содержания данным вышестоящим таможенным
органом Российской Федерации (ЦТУ,  ГТК России) или данным вышестоящим
должностным лицом (руководство ЦТУ, ГТК России) ранее уже было принято
решение;
     - предметом    обжалования   является   решение,   действие   или
бездействие  таможенного   органа   Российской   Федерации   или   его
должностного лица;
     - первоначальная  жалоба   была   изъята   или   аннулирована   в
соответствии со ст.  414 ТК РФ,  за исключением случаев,  определенных
положениями названной статьи ТК РФ;
     - жалоба   подана  не  в  вышестоящий  таможенный  орган  или  не
вышестоящему    должностному    лицу,    правомочному    рассматривать
первоначальную жалобу.
     В случае пропуска срока подачи жалобы заявителем по  уважительным
причинам он может быть восстановлен по письменному обращению заявителя
в соответствии  с  установленным  порядком.  К  обращению  приобщаются
документы,   подтверждающие   причины   пропуска   срока.  Возможность
признания той или иной  причины  уважительной  определяется  в  каждом
конкретном  случае  лицом  таможенного  органа  Российской  Федерации,
рассматривающим жалобу (начальником правового отдела).
     Восстановление пропущенного   срока   выражается   в  фактическом
принятии жалобы к рассмотрению.  При этом  начальник  ОКСЗ  на  жалобе
делает  свое  заключение  о  признании  или  непризнании уважительными
причин пропуска сроков,  а начальник правового отдела соглашается  или
не  соглашается  с этим заключением путем производства соответствующей
записи (согласен, не согласен).
     В случае   отказа   в   восстановлении   срока,  пропущенного  по
неуважительным причинам,  заявителю  в  письменном  виде  разъясняются
причины  и мотивы такого отказа и невозможности рассмотрения жалобы по
существу.
     Заявитель, получив    разъяснение    таможни    о   невозможности
рассмотрения  жалобы  по  существу  и  устранив,  если  это  возможно,
причины, указанные в ответе таможни, вправе вновь обратиться с жалобой
аналогичного  содержания.  Решение  об  отказе  в  принятии  жалобы  к
рассмотрению может быть обжаловано в соответствии с общим порядком.
     2.6.3. Рассматривается вопрос о необходимости  приостановления  в
соответствии со ст. 412 ТК РФ обжалуемого решения или действия.
     Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого  решения
или   действия,   за   исключением  случаев,  когда  таможенный  орган
Российской Федерации либо должностное  лицо,  которым  подана  жалоба,
имеют  достаточные  основания  полагать,  что  обжалуемое  решение или
действие не соответствуют  законодательству  Российской  Федерации.  В
этом  случае они могут полностью или частично приостановить исполнение
обжалуемого  решения  или  действия  в  соответствии  с  установленным
порядком.
     2.6.4. Принимается  решение  о  лице,  правомочном  рассматривать
первоначальную жалобу.
     Начальник МВТ (или лицо,  его замещающее) рассматривает жалобы на
сотрудников таможенных постов (в т.ч.  начальников таможенных постов),
сотрудников функциональных отделов МВТ (в т.ч. начальников отделов), а
также на заместителей начальника МВТ. Жалоба на заместителя начальника
таможни (ЗНТ) рассматривается начальником таможни только в том случае,
если   решение,   действие   или   бездействие  осуществлено  ЗНТ  как
должностным лицом таможни.  Если указанные действия (бездействие)  ЗНТ
осуществляет  от  имени  таможни  (что прямо вменено ему в обязанности
законодательными  актами,  нормативными   актами   ГТК   России   либо
распорядительными  актами  ЦТУ  или таможни),  то жалоба в этом случае
рассматривается в ЦТУ.
     2.6.5. Определяется подразделение таможни, в компетенцию которого
входит подготовка решений  по  кругу  проблем,  отраженных  в  жалобе.
Данное  подразделение определяется по принципу,  изложенному в Перечне
(приложение 2  к  Инструкции  о  порядке  рассмотрения  в  Центральном
таможенном  управлении  жалоб  на  решения,  действия  или бездействие
таможенных органов и их должностных лиц,  утвержденной приказом ЦТУ от
19.02.2002 N 90).
     2.6.6. Принимается решение о рассмотрении жалобы  по  существу  в
ОКСЗ  правового  отдела  МВТ  или о передаче ее в иное подразделение в
соответствии с п. 2.6.5 Инструкции.
     В последнем  случае правовым отделом готовится служебная записка,
в которой за подписью начальника правового отдела содержится следующая
информация:
     - основания  передачи  жалобы  (в  соответствии  с  установленной
компетенцией);
     - срок рассмотрения жалобы;
     - о   приостановлении   обжалуемого   решения   или  действия  (в
необходимом случае), о сроках такого приостановления;
     - правовое  заключение  по доводам жалобы (в необходимом случае -
по юридическим аспектам жалобы);
     - о  необходимости  информирования помимо заявителя о результатах
рассмотрения жалобы правовой службы, ЦТУ, иных заинтересованных лиц.
     Служебная записка    с    жалобой    передается   в   структурное
подразделение МВТ через ОДО,  который заносит необходимую информацию в
регистрационно   -   контрольную  карточку  (изменение  ответственного
исполнителя,  контрольного срока исполнения и др.)  и  передает  пакет
документов под роспись в соответствующее структурное подразделение.
     Общий срок со дня поступления  жалобы  в  правовой  отдел  до  ее
передачи  в  иные  подразделения таможни не должен превышать 3 рабочих
дней.
     Копии всех  передаваемых  в структурные подразделения МВТ жалоб и
копии ответов по ним  (полученные  из  соответствующих  подразделений)
остаются в делах ОКСЗ правового отдела МВТ.
     Передача жалобы для рассмотрения по существу обратно  в  правовой
отдел или иное подразделение МВТ возможна только по решению начальника
МВТ  на  основании  служебной  записки  с  мотивированным  объяснением
необходимости  такой  передачи.  При  этом  должны  учитываться  сроки
рассмотрения жалобы.
     2.7. Рассмотрение жалобы по существу в структурных подразделениях
МВТ осуществляется в следующем порядке:
     2.7.1. Изучаются материалы жалобы.
     2.7.2. После изучения материалов  жалобы  не  позднее  двух  дней
после  ее  учета  в  соответствующем  подразделении  МВТ в необходимом
случае  запрашиваются  у  таможенного  поста  или  подразделения   МВТ
(решение,  действие  или  бездействие  которого  или должностного лица
которого   обжалуется)   мотивированное   заключение   и    документы,
необходимые  для  рассмотрения  жалобы по существу,  и устанавливаются
сроки для подготовки и направления истребуемых  документов.  При  этом
общий  устанавливаемый  срок  для  исполнения  не  должен превышать 10
календарных дней исходя из общего срока рассмотрения жалобы.
     В случае  если  изложенные  в  жалобе  причины,  обстоятельства и
проблемы возможно сразу устранить или решить на месте, непосредственно
в  запросе  предлагается  таможенному посту,  подразделению МВТ или их
должностному лицу  устранить  причины  и  обстоятельства,  послужившие
основанием для подачи жалобы.
     Если вопрос по жалобе был  решен  на  месте,  то  об  этом  также
сообщается в заключении. В этом случае у заявителя имеются основания и
возможность  изъять  или  аннулировать   жалобу   в   соответствии   с
требованиями статьи 414 ТК РФ.
     В заключении по жалобе должна быть изложена  позиция  таможенного
поста  (функционального  отдела)  по  всем  доводам  жалобы с правовым
обоснованием  причин  принятого  решения,  совершенного  действия  или
бездействия.  Истребуемые документы представляются в подлинниках или в
копиях, заверенных надлежащим образом.
     2.7.3. Запрашиваются у заявителя при необходимости в соответствии
со ст. 413 ТК РФ дополнительные документы и информация.
     2.7.4. Осуществляется  в  необходимом  случае  выезд сотрудников,
готовящих решение по жалобе,  в места таможенного оформления и в  иные
места,  позволяющие  получить  дополнительную  информацию и документы,
имеющие существенное значение при рассмотрении жалобы.
     2.7.5. Продлевается   при   наличии   уважительных   причин  срок
рассмотрения жалобы.
     Жалоба заявителя  должна  быть  рассмотрена  в  течение месячного
срока,  установленного статьей 409 ТК РФ.  Данный срок  исчисляется  в
календарных днях со дня регистрации жалобы в таможне.
     Срок рассмотрения жалобы может быть продлен не более чем  на  два
месяца. Общий срок рассмотрения жалобы в соответствии с положениями ТК
РФ не может превышать 3 месяцев.
     О продлении  срока  рассмотрения  жалобы  принимается  решение на
основании служебной записки,  подписанной начальником подразделения, в
котором   проходит  службу  исполнитель.  Решение  о  продлении  срока
рассмотрения жалобы выносится до истечения срока рассмотрения жалобы.
     Срок рассмотрения  жалобы  может быть продлен лицом,  правомочным
рассматривать жалобу.
     При этом  заявителю дается промежуточный ответ о продлении сроков
рассмотрения  жалобы.  Копия  промежуточного  ответа  (3-й  экземпляр)
передается в ОДО для переноса контрольных сроков.
     В необходимом  случае  о  продлении  срока  рассмотрения   жалобы
информируется ЦТУ,  направившее первоначальную жалобу для рассмотрения
в МВТ.
     2.7.6. Обобщаются  материалы  жалобы,  полученные  от  заявителя,
таможенных постов,  иных  подразделений  МВТ  и  их  должностных  лиц,
готовится  проект  решения по жалобе.  Проект решения по жалобе должен
быть подготовлен исполнителем в установленные руководителем сроки,  но
до  истечения  срока  рассмотрения  жалобы.  У лица,  рассматривающего
жалобу,  должен  иметься  запас  времени,  необходимого  для  изучения
проекта ответа по жалобе и имеющихся материалов,  а также для внесения
возможных изменений в подготовленный проект ответа.
     2.7.7. Решение по жалобе принимается в письменной форме.
     При принятии решения должностное лицо МВТ не должно быть  связано
доводами  жалобы,  а  должно  объективно оценить имеющиеся материалы и
принять решение в соответствии с действующим законодательством.
     Решение по  жалобе  визируется исполнителем,  начальником отдела,
заместителем начальника таможни,  курирующим соответствующий отдел,  а
также в правовом отделе,  после чего подписывается начальником таможни
либо лицом, исполняющим его обязанности.
     Для лица,  обратившегося с жалобой,  решение Московской восточной
таможни  может  быть  менее  благоприятным,  чем  обжалуемое  решение,
действие или бездействие.
     По результатам рассмотрения жалобы принимается следующее  решение
(далее - решение по жалобе):
     а) отказать в удовлетворении жалобы:
     - признает правомерным обжалуемое решение, действие (бездействие)
таможенного  органа  Российской  Федерации  или   его   сотрудника   и
отказывает в удовлетворении жалобы заявителя;
     б) удовлетворить жалобу:
     - отменяет   решение,   принятое  таможенным  органом  Российской
Федерации или его должностным лицом,  и удовлетворяет жалобу заявителя
полностью либо частично;
     - признает неправомерным  действие  или  бездействие  таможенного
органа  или  его  должностного  лица  и удовлетворяет жалобу заявителя
полностью или частично;
     - признает  неправомерным  действие  или  бездействие таможенного
органа или его  должностного  лица  и  определяет  перечень  действий,
которые  должны быть совершены в целях устранения допущенных нарушений
(либо самостоятельно совершает такие действия,  если это  относится  к
его компетенции);
     в) отказать  в  принятии  жалобы   к   рассмотрению   (п.   2.6.2
Инструкции).
     В соответствии со ст.  415 ТК РФ решение по жалобе принимается  в
форме  решения  таможенного  органа  Российской  Федерации или решения
должностного лица таможенного органа РФ.
     В решении  по жалобе разъясняется порядок дальнейшего обжалования
решений,  действий или бездействия таможенных органов и их должностных
лиц  со  ссылкой  на соответствующие нормы законодательства,  которыми
предусмотрена возможность такого обжалования.  Примерная форма  ответа
на жалобу приведена в приложении 1 к Инструкции.
     При отсутствии сообщения заявителя  об  изменении  своего  адреса
решение  по  жалобе  направляется  по  адресу,  указанному в жалобе (и
считается отправленным надлежащим образом,  даже если адресат по этому
адресу  более  не  находится или не проживает).  При поступлении в МВТ
сообщения об  изменении  адреса  заявителя  копия  решения  по  жалобе
направляется  по новому адресу не позднее пяти дней со дня регистрации
сообщения в таможне.  Если адрес заявителя  на  почтовом  конверте  не
совпадает  с  указанным  в  жалобе,  решение  направляется  по адресу,
который указан в жалобе.
     2.7.8. По    результатам    рассмотрения   жалобы   информируются
заинтересованные лица.  Копия ответа на жалобу  со  всеми  материалами
дела  в обязательном порядке направляется в ОКСЗ правового отдела МВТ.
Рассмотренная жалоба подлежит статистическому  учету  в  подразделении
МВТ, ее рассматривавшем.
     Основанием для снятия с контроля  жалобы  является  копия  ответа
заявителю (3-й экземпляр), представленная в ОДО.
     2.7.9. Помимо  принятия  решения  по  жалобе  должностное   лицо,
правомочное рассматривать жалобу,  а также подразделение и должностные
лица,  участвующие в рассмотрении жалобы,  могут  назначить  (выйти  с
предложением)  проведение  служебной  проверки  по  должностным  лицам
таможенных органов, допустившим нарушения.
     Кроме того, по результатам рассмотрения жалобы на таможенный пост
или в  подразделение  МВТ  лицом,  рассмотревшим  жалобу,  может  быть
направлено  заключение  с предложением об устранении причин допущенных
нарушений  либо  обращающее  внимание  руководства  подразделений   на
недопустимость совершения подобных нарушений в будущем.

                  3. Вторичное обжалование решений,
             действий или бездействия таможенных органов
                         и их должностных лиц

     3.1. Вторичное  обжалование  решений,  действий  или  бездействия
таможенных  органов и их должностных лиц осуществляется в соответствии
со ст. 416, 417 ТК РФ в судебных инстанциях.
     3.2. Решения  судебных  органов Российской Федерации по вопросам,
затрагивающим деятельность, компетенцию и функции МВТ и подчиненных ей
таможенных   постов,  обжалуются  в  необходимых  случаях  в  порядке,
определенном законодательством Российской Федерации.
     Вступившие в   законную   силу   решения   суда  обязательны  для
исполнения.
     3.3. Сведения о результатах вторичного обжалования для обобщения,
анализа и отчетности должны поступать в правовой отдел МВТ.

      4. Протест прокурора на решения, действия или бездействие
            МВТ, подчиненных ей таможенных постов, а также
          должностных лиц МВТ и должностных лиц подчиненных
                        МВТ таможенных постов

     4.1. Протест прокурора на решения,  действия или бездействие МВТ,
подчиненных ей таможенных  постов,  а  также  должностных  лиц  МВТ  и
должностных   лиц   подчиненных   МВТ   таможенных   постов   подлежит
рассмотрению в соответствии со ст.  418 ТК РФ таможней в десятидневный
срок со дня поступления этого протеста в МВТ.
     4.2. Необходимые действия или мероприятия по  протесту  прокурора
осуществляются   в   соответствии  с  резолюцией  начальника  таможни,
рассматривающего протест.
     4.3. О  результатах  рассмотрения протеста сообщается прокурору в
письменной форме.  В подготовке ответа на протест прокурора  принимают
участие сотрудники правового отдела МВТ.
     4.4. Сведения о результатах рассмотрения протестов прокурора  для
обобщения, анализа и отчетности должны поступать в правовой отдел МВТ.

     5. Рассмотрение в порядке контроля вышестоящими таможенными
        органами или вышестоящими должностными лицами региона
          деятельности МВТ решений, действий или бездействия
        таможенных постов, подразделений МВТ, а также решений,
             действий или бездействия должностных лиц МВТ
         и должностных лиц подчиненных МВТ таможенных постов

     5.1. Вышестоящий  таможенный  орган  или  вышестоящее должностное
лицо таможенного органа (согласно предоставленной ему  компетенции)  в
соответствии  со  ст.  419  ТК  РФ имеет право в любое время в порядке
контроля за  соблюдением  законности  отменить  или  изменить  решение
нижестоящего таможенного органа, подчиненного МВТ, подразделения МВТ и
их должностных лиц,  а  также  принять  любые  предусмотренные  актами
законодательства  Российской  Федерации меры в отношении неправомерных
действий или бездействия вышеназванных таможенных органов и лиц.
     Лицом, правомочным  в МВТ осуществлять функции в порядке контроля
за соблюдением законности (отменять или  изменять  решения,  принимать
меры), является начальник таможни либо лицо, его замещающее.
     5.2. Поводом для  рассмотрения  в  порядке  контроля  начальником
таможни  в регионе деятельности МВТ решений,  действий или бездействия
таможенных постов и подразделений МВТ,  а также решений,  действий или
бездействия  должностных  лиц  МВТ  и  должностных лиц подчиненных МВТ
таможенных постов могут являться:
     - результаты комплексных и целевых проверок таможенных органов;
     - заявления, предложения, ходатайства граждан и юридических лиц;
     - результаты   проверок  иными  государственными  контролирующими
органами;
     - результаты   рассмотрения   жалоб   на  решения,  действия  или
бездействие таможенных органов и  их  должностных  лиц,  обобщенные  и
проанализированные   по   одной   тематике,   одному   из  направлений
деятельности таможенных органов и т.п.  При этом  в  порядке  контроля
могут  использоваться  несвоевременно  поданные,  а  также  изъятые  и
аннулированные жалобы;
     - иные   основания,   позволяющие   полагать,   что   незаконными
решениями,  действиями  или  бездействием  таможенных  органов  и   их
должностных   лиц   ущемлены  законные  права  и  интересы  граждан  и
юридических лиц.
     5.3. При проведении в регионе деятельности МВТ в порядке контроля
за соблюдением законности в соответствии со ст.  419 ТК РФ необходимых
мероприятий и в организации принятия необходимых мер принимают участие
сотрудники правового отдела МВТ.
     5.4. Сведения  о  результатах  проведенных мероприятий и принятых
мерах  в  порядке  контроля  за  соблюдением  законности   в   регионе
деятельности МВТ для обобщения,  анализа и отчетности должны поступать
в правовой отдел МВТ.

                     6. Заключительные положения

     6.1. Начальник таможни и  руководители  подразделений  МВТ  несут
персональную   ответственность   за   своевременное   и   всестороннее
рассмотрение жалоб.
     6.2. Личный прием по жалобам на решения, действия или бездействие
таможенных органов и их должностных лиц осуществляет руководство  МВТ,
правомочное  рассматривать  жалобы.  Сотрудники  подразделений МВТ,  в
компетенцию которых входит подготовка решений по жалобам,  имеют право
осуществлять принятие необходимых дополнительных документов и сведений
непосредственно от представителей заявителя.
     6.3. Анализ  правоприменительной  практики по жалобам,  обобщение
результатов рассмотрения жалоб,  а  также  подготовка  по  результатам
рассмотрения  жалоб  предложений  руководству  МВТ о совершенствовании
работы таможенных органов,  устранении  причин  допущенных  нарушений,
привлечении  к  дисциплинарной  ответственности  виновных  сотрудников
входит в компетенцию правового отдела МВТ.
     6.4. Рассмотренные   жалобы  формируются  по  субъекту  заявителя
(юридическое лицо,  физическое лицо,  предприниматель без  образования
юридического  лица),  а  в необходимых случаях - и по тематике жалоб и
хранятся в ОКСЗ  правового  отдела  МВТ  в  соответствии  с  имеющейся
номенклатурой дел и правилами ведения делопроизводства.
     6.7. Статистическая   отчетность   по    рассмотренным    жалобам
осуществляется  в  соответствии  с  нормативными  актами  ГТК России и
распорядительными актами ЦТУ.
     6.8. Ответственность  Московской  восточной таможни и должностных
лиц  МВТ  за  убытки  или  вред,  причиненные  лицам  и  их  имуществу
вследствие  своих  неправомерных  решений,  действий  или бездействия,
определяется в соответствии с положениями ст. 455, 456 ТК РФ.

Начальник правового отдела
Московской восточной таможни
                                                        С.В. Медведева


                                                          Приложение 1
   
                                                          к Инструкции
   
                   ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ОТВЕТА НА ЖАЛОБУ

                                             Кому --------------------
                                             Адрес -------------------

     Ответ на жалобу г-на -----------------

     Московская восточная таможня рассмотрела Вашу жалобу от ------ на
----------------------------------------------------------------------
    (решение, действие, бездействие таможенного органа (сотрудника
---------------------------------------- и сообщает следующее.
     таможенного органа)
     Вводная часть ---------------------------------------------------
                             (кратко излагаются обстоятельства жалобы)
     Мотивировочная часть --------------------------------------------
                             (излагаются обстоятельства, установленные
----------------------------------------------------------------------
    при рассмотрении жалобы, с указанием на положения нормативных
----------------------------------------------------------------------
        правовых актов, регламентирующих данный вид отношений)
     Заключительная часть: На основании изложенного ------------------
                                                           (излагается
----------------------------------------------------------------------
      принятое по жалобе лица решение, а также сведения о сроках
----------------------------------------------------------------------
                      и порядке его обжалования)

Начальник таможни        -------------       (ФИО)
                           (подпись)