О ПРИМЕНЕНИИ СТАВОК ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ 24 августа 2004 г. N 21-2-05/97 (Д) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело обращение по вопросу применения ставок платы за пользование водными объектами при осуществлении забора воды из водных объектов и сообщает. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (далее - Закон N 71-ФЗ) налоговая база по плате за пользование водными объектами при заборе воды из водных объектов определяется как объем воды, забранной из водного объекта. Таким образом, взимание платы производится за весь объем забранной воды, включая ее потери при заборе и транспортировке. Применение ставок платы регламентируется статьей 4 Закона N 71-ФЗ, согласно пункту 3 которой ставки платы за пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, не должны превышать 60,0 рубля за одну тысячу куб. м воды, забранной из водного объекта (данное положение действовало до 1 января 2003 года). Обращаем внимание, что установление пониженной ставки платы для указанного вида водопользования направлено на недопущение значительного увеличения тарифов на услуги водоснабжения, устанавливаемых для населения, в связи с введением платы. В отношении прочих видов и целей пользования водными объектами (за исключением указанных в пункте 4 статьи 4 Закона N 71-ФЗ) применяются ставки платы, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по категориям налогоплательщиков, а в их отсутствие (до их утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации) - минимальные ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона N 71-ФЗ. В обращении заявителя рассматривается случай, когда организация, осуществляя забор воды из водного объекта, использует забранную воду как на собственные технологические нужды, так и для подачи ее абонентам, в том числе населению и сторонним организациям. При этом отмечается, что часть забранной воды теряется в процессе ее транспортировки и списывается на потери (утечки) в пределах установленного норматива. Забор воды из водного объекта с последующим ее использованием на собственные технологические нужды водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ), обусловленные установленными требованиями по обеспечению содержания в надлежащем состоянии соответствующего технологического оборудования (водопроводных сетей и т.п.), эксплуатируемого, в частности, при подаче воды населению, по мнению МНС России, не может рассматриваться как пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения. Указанное водопользование не имеет своей целью подачу воды именно населению, а забранная в результате его вода не доходит до точек водоразбора в домах и квартирах граждан и, соответственно, не подлежит оплате ими по соответствующим тарифам на услуги водоснабжения, устанавливаемым для населения (пункт 1.5 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1099). По этой же причине считаем неправомерным рассматривать потери (утечки) при использовании забранной воды в качестве пользования водным объектом, связанного с забором воды для водоснабжения населения. В связи с изложенным в отношении объемов воды, забранной из водного объекта ВКХ и использованной им на указанные технологические нужды, а также потерь (утечек) воды следует применять ставки платы, установленные в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона N 71-ФЗ для соответствующей категории налогоплательщиков (предприятий жилищно-коммунального хозяйства и ВКХ) или для категории прочих налогоплательщиков (в случае отсутствия ставок платы, установленных для категорий предприятий ЖКХ и ВКХ). В отношении порядка налогообложения водопользования в части потерь (утечек) воды, забранной из водного объекта, при ее транспортировке, упомянутого в обращении заявителя, необходимо отметить, что Закон N 71-ФЗ не предусматривает возможности распределения объемов потерь (утечек) забранной воды для целей исчисления платы пропорционально объемам подачи воды конечным потребителям (населению и организациям). В связи со ссылкой заявителя на Правила пользования системами водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.1999 N 167, обращаем внимание, что указанные Правила не содержат определения термина "водоснабжение населения". При этом, согласно пункту 3 Правил, указанные Правила не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами (т.е. населением). Заместитель Министра - действительный государственный советник налоговой службы Российской Федерации II ранга С.Н.ШУЛЬГИН 24 августа 2004 г. N 21-2-05/97 |