О ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 22 марта 2002 г. N 01-06/11481 (Д) В связи с поступающими в ГТК России запросами таможенных органов по проблеме таможенного оформления транспортных средств, незаконно находящихся в обороте на территории Российской Федерации, разъясняю следующее. Частью первой статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.99 N 8-П положение части первой ст. 131 Кодекса признано соответствующим Конституции Российской Федерации. При этом Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что, по смыслу данного положения, товары и транспортные средства, в отношении которых таможенное оформление не завершено, не могут быть выпущены для свободного обращения, ими никто (ни собственник, ни любое иное лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу) не может пользоваться и распоряжаться и, следовательно, в отношении них не могут совершаться сделки, в том числе договор купли - продажи. Сделки, которые заключены вопреки данному положению, не соответствуют требованиям закона. Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что регулирование вопросов о юридических последствиях сделок с товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, в том числе при неуплате таможенных платежей, лежит за пределами ст. 131 Кодекса и осуществляется иными нормами таможенного, а также гражданского законодательства. Применение этих норм в конкретных делах, равно как и проверка законности и обоснованности соответствующих правоприменительных решений, должны осуществляться в рамках гражданского судопроизводства. В соответствии с абзацем 2 пункта 2 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо может обратиться в суд общей юрисдикции для защиты своих прав с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки и взыскать с продавца автомобиля уплаченную ему денежную сумму. Принимая во внимание Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.11.2000 N 202-О "Об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 1999 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации", до издания нормативного правового акта ГТК России, определяющего порядок декларирования таких транспортных средств, предлагаю руководствоваться приведенной выше позицией с учетом конкретных обстоятельств дела. Статс - секретарь - заместитель председателя Комитета генерал-полковник таможенной службы Ю.Ф. АЗАРОВ 22 марта 2002 г. N 01-06/11481 |