вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными; в) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет; г) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; д) выборные должностные лица; е) судьи, прокуроры; ж) на соответствующих выборах - кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов; з) на соответствующих выборах - члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса; и) на соответствующих выборах - супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов; к) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов; л) лица, выведенные из состава комиссий по решению суда; м) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу постановления суда о назначении административного наказания. 2. Положения пунктов "ж", "и" и "к" части 1 настоящей статьи не распространяются на членов участковых, территориальных и окружных комиссий, если кандидат выдвигается либо зарегистрирован по другому избирательному округу. 3. Под непосредственным подчинением в настоящем Кодексе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания. 4. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть на одних и тех же выборах одновременно членом иной комиссии с правом решающего голоса. 5. Срок полномочий членов комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят. 6. Член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае: а) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; б) появления оснований, предусмотренных частями 1 и 4 настоящей статьи. 7. Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае: а) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации; б) вступления в законную силу в отношении члена комиссии обвинительного приговора суда либо постановления суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах; в) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; г) смерти члена комиссии; д) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности. 8. Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются также в случае расформирования комиссии в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса. 9. Если орган, назначивший члена комиссии, не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии в течение одного месяца, а в период избирательной кампании - в течение десяти дней со дня поступления в указанный орган заявления члена комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена комиссии принимается комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока. 10. Орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в частях 6 и 7 настоящей статьи, не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании - не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными настоящим Кодексом. В случае невыполнения данного требования нового члена комиссии назначает вышестоящая комиссия с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом. 11. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются избирательной комиссией, организующей соответствующие выборы, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов. 12. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергнут административным наказаниям, налагаемым в судебном порядке, без согласия Прокурора города Москвы. 13. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без согласия члена избирательной комиссии переведены на другую работу. 14. Со дня представления документов для регистрации кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов, вправе назначить в избирательную комиссию, регистрирующую кандидата, городской список кандидатов, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, вправе также назначить в избирательную комиссию, организующую соответствующие выборы, по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры. 15. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом избирательной комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, за исключением права: а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения; б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней; в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов; г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии. Положения настоящей части не могут служить основанием для отказа члену комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящей части действий. 16. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса и член избирательной комиссии с правом совещательного голоса: а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии; б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа избирателей, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам; е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию или в суд. 17. Срок полномочий членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, или избирательными объединениями, избирательными блоками, выдвинувшими городские списки кандидатов, которые были допущены к распределению депутатских мандатов, продолжается до окончания регистрации кандидатов, городских списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность. Полномочия остальных членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после официального опубликования результатов выборов, проводимых на соответствующей территории в рамках данной избирательной кампании. Полномочия членов остальных избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий. Если кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку отказано в регистрации (в регистрации списка кандидатов) или регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, отменена, полномочия назначенных ими членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются со дня отказа в регистрации, отмены регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации (отмены регистрации). 18. Член комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов, в проведении которых принимает участие данная комиссия. 19. Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначившего данного члена комиссии, и переданы другому лицу. 20. За кандидатами, которые были избраны, а также за избирательными объединениями, избирательными блоками, выдвинутые которыми списки кандидатов были допущены к распределению депутатских мандатов, в течение срока полномочий депутата, должностного лица сохраняется право назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших. Статья 22. Гласность в деятельности избирательных комиссий 1. Деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно. 2. На всех заседаниях избирательной комиссии, а также при осуществлении комиссией муниципального образования, территориальной, участковой комиссиями работы со списками избирателей, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, избирательного блока, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или кандидат из указанного списка. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами данным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и к работе с указанными избирательными документами. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации. 3. Решения избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и сроки, которые установлены настоящим Кодексом. 4. С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в части 2 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. 5. Наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры. 6. Доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в воинской части, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии, лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, наблюдателям. 7. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. 8. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. 9. Документ, указанный в части 8 настоящей статьи, может быть представлен в участковую комиссию в период, указанный в части 4 настоящей статьи, в территориальную или иную избирательную комиссию - в период досрочного голосования либо в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории. При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, общественного объединения. Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных настоящим Кодексом, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования. 10. Наблюдатели вправе: а) знакомиться со списками избирателей; б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в части 4 настоящей статьи; в) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в части 4 настоящей статьи; д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; е) знакомиться с протоколами соответствующей избирательной комиссии, нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов и документов либо изготавливать копии указанных протоколов и документов. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать указанные копии или заверить копии, изготовленные наблюдателем; ж) обжаловать в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса, действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, Городскую комиссию, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или суд; з) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях. 11. Наблюдатель не вправе: а) выдавать избирателям бюллетени; б) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней; в) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени; г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; д) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней; е) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии; ж) проводить агитацию среди избирателей; з) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией. 12. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования или о результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средства массовой информации избирательная комиссия обязана заверить копию протокола об итогах голосования или о результатах выборов. 13. Заверение копий протоколов и иных документов избирательных комиссий производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей избирательной комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись "Верно", расписываются, указывают свои фамилию и инициалы, дату и время заверения и проставляют печать соответствующей комиссии. 14. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели и представители средств массовой информации, присутствующие при голосовании и подсчете голосов в участковых комиссиях, вправе носить не содержащие признаков предвыборной агитации нагрудные знаки с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, избирательного блока, назначивших члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, избирательного блока, общественного объединения, направивших наблюдателя в избирательную комиссию, а представители средств массовой информации - с указанием наименования организации, которую они представляют. Форма указанного нагрудного знака устанавливается Городской комиссией. 15. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения органов государственной власти, избирательных комиссий, организующих выборы, аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется федеральным законом. Статья 23. Расформирование избирательной комиссии 1. Избирательная комиссия может быть расформирована судом соответственно подсудности, установленной частью 2 статьи 88 настоящего Кодекса, в случаях: а) нарушения избирательной комиссией избирательных прав граждан, повлекшего за собой признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Городской комиссией в порядке, установленном Федеральным законом, настоящим Кодексом (в том числе на основании решения суда), недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов; б) неисполнения избирательной комиссией решения суда или вышестоящей избирательной комиссии, решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Городской комиссии, принятых в соответствии с частью 7 статьи 88 настоящего Кодекса. 2. С заявлением в суд о расформировании Городской комиссии вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов Московской городской Думы, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. 3. С заявлением в суд о расформировании окружной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы, территориальной комиссии вправе обратиться группа депутатов Московской городской Думы численностью не менее одной трети от общего числа депутатов Московской городской Думы. С заявлением в суд о расформировании комиссии муниципального образования, участковой комиссии вправе обратиться группа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа. С заявлением в суд о расформировании вышеуказанных избирательных комиссий может также обратиться Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Городская комиссия. 4. Заявление в суд о расформировании избирательной комиссии, организующей выборы, может быть подано в период после окончания избирательной кампании, но не позднее чем через три месяца со дня окончания избирательной кампании. Заявление в суд о расформировании иной избирательной комиссии может быть подано не позднее чем за 30 дней до дня голосования либо после окончания избирательной кампании, но не позднее чем через три месяца со дня появления оснований для расформирования комиссии. При проведении повторного голосования заявление в суд о расформировании участковой комиссии может быть также подано в период после установления итогов голосования на данном участке, но не позднее чем за семь дней до дня повторного голосования. 5. Заявление о расформировании избирательной комиссии принимается к рассмотрению немедленно, и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней, а в период избирательной кампании - не позднее чем через три дня со дня подачи заявления. Дело о расформировании избирательной комиссии рассматривается судом коллегиально. 6. В случае принятия судом в период избирательной кампании по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления решения о расформировании комиссии муниципального образования Городская комиссия формирует с соблюдением требований части 1 статьи 21 настоящего Кодекса временную комиссию муниципального образования в новом составе. Городская комиссия в этом случае вправе также временно возложить полномочия комиссии муниципального образования на соответствующую территориальную комиссию. По окончании периода избирательной кампании комиссия муниципального образования формируется представительным органом местного самоуправления с соблюдением требований, установленных статьями 15 и 16 настоящего Кодекса. 7. В случае принятия судом решения о расформировании окружной, территориальной или участковой комиссии данная комиссия формируется в новом составе вышестоящей комиссией в период избирательной кампании с соблюдением требований части 1 статьи 21 настоящего Кодекса, а по окончании периода избирательной кампании с соблюдением требований, установленных статьями 15, 17, 18 настоящего Кодекса. 8. Временная комиссия должна быть сформирована не позднее чем через три дня после вступления в силу решения суда о расформировании комиссии. Вне периода избирательной кампании новая комиссия должна быть сформирована не позднее чем через один месяц со дня вступления в силу решения суда о расформировании комиссии (со дня окончания избирательной кампании). При этом первое заседание указанных комиссий созывается органом, их сформировавшим. 9. Расформирование комиссии не влечет за собой прекращение полномочий членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса. Глава 5. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ Статья 24. Участие избирательных объединений в выборах в органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления в городе Москве 1. На выборах в органы государственной власти города Москвы избирательными объединениями являются политические партии и их региональные отделения, созданные в городе Москве, которые имеют в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" право участвовать в выборах. 2. На выборах в органы местного самоуправления в городе Москве избирательными объединениями являются избирательные объединения, указанные в части 1 настоящей статьи, а также иные общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и которые созданы в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрированы в соответствии с федеральным законом на уровне муниципального образования или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в органы местного самоуправления в связи с досрочным прекращением их полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения. Статья 25. Участие избирательных блоков в выборах в органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления в городе Москве 1. Избирательным блоком является создаваемый для совместного участия в выборах добровольный союз двух или трех избирательных объединений, имеющих право в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса на участие в соответствующих выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения. 2. Избирательным блоком также является добровольный союз одной или двух политических партий, включенных в список политических партий, имеющих право в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса на участие в выборах, соответственно не более чем двумя или одним общероссийскими общественными объединениями, указанными в пункте 4 статьи 35 Федерального закона. При этом в избирательные блоки не могут входить общественные объединения, указанные в пункте 5 статьи 35 Федерального закона. 3. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде (конференции, общем собрании) каждого из избирательных объединений, каждого общероссийского общественного объединения либо их региональных отделений с указанием наименований тех избирательных объединений, общероссийских общественных объединений, с которыми предполагается создать избирательный блок. Одновременно с принятием решения о вхождении в избирательный блок избирательное объединение, общероссийское общественное объединение избирают представителя (представителей) для участия в съезде (конференции), указанном в части 4 настоящей статьи. 4. После принятия всеми входящими в избирательный блок избирательными объединениями, общероссийскими общественными объединениями решений, указанных в части 3 настоящей статьи, но не ранее дня официального опубликования решения о назначении выборов проводится съезд (конференция) представителей этих избирательных объединений, общероссийских общественных объединений, на котором принимается соглашение о создании избирательного блока и о его наименовании. 5. Съезд (конференция) представителей избирательных объединений, общероссийских общественных объединений, входящих в избирательный блок, вправе создать постоянно действующий орган избирательного блока. Съезд (конференция) представителей избирательных объединений, общероссийских общественных объединений, входящих в избирательный блок, обязан уполномочить орган избирательного блока или одно из входящих в него избирательных объединений выступать от имени избирательного блока в течение периода избирательной кампании, а также в течение периода полномочий Московской городской Думы, если городской список кандидатов, выдвинутый этим избирательным блоком, будет допущен к распределению депутатских мандатов в Московской городской Думе. 6. Решения съезда (конференции) представителей избирательных объединений, общероссийских общественных объединений, входящих в избирательный блок, подписываются всеми участвующими в его работе представителями избирательных объединений, общероссийских общественных объединений, входящих в избирательный блок, и заверяются печатями этих объединений. 7. Входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. 8. Для регистрации избирательного блока его уполномоченный представитель представляет в организующую выборы избирательную комиссию следующие документы: а) нотариально удостоверенные копии уставов политических партий, вошедших в избирательный блок (либо региональные отделения которых вошли в избирательный блок), нотариально удостоверенные копии уставов иных общественных объединений, вошедших в избирательный блок; б) нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих факт внесения записи о политических партиях, их региональных отделениях, иных общественных объединениях, вошедших в избирательный блок, в единый государственный реестр юридических лиц; в) протоколы или выписки из протоколов съездов (конференций, общих собраний) избирательных объединений, общероссийских общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и об избрании представителей, которые должны быть подписаны уполномоченным на то лицом (лицами) и заверены печатью избирательного объединения, общественного объединения; г) решения (решение) съезда (конференции) представителей избирательных объединений, общероссийских общественных объединений, входящих в избирательный блок, указанные в частях 4 и 5 настоящей статьи и оформленные в соответствии с требованиями части 6 настоящей статьи; д) список уполномоченных представителей избирательного блока, назначенных в соответствии с частью 1 статьи 27 настоящего Кодекса; е) сведения о полном и кратком (состоящем не более чем из семи слов) наименованиях избирательного блока, определенных на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, общероссийских общественных объединений, вошедших в избирательный блок. Данные документы могут представляться одновременно с представлением городского списка кандидатов и (или) списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, но не позднее даты представления указанного списка (списков). 9. Организующая выборы избирательная комиссия не позднее чем в пятидневный срок после представления соответствующих документов регистрирует избирательный блок или принимает решение об отказе в его регистрации. 10. Основаниями для отказа в регистрации избирательного блока могут быть только отсутствие либо ненадлежащее оформление документов, указанных в части 8 настоящей статьи, несоответствие одного или нескольких вошедших в избирательный блок общественных объединений требованиям статьи 24 настоящего Кодекса и настоящей статьи, несоответствие наименования избирательного блока требованиям статьи 26 настоящего Кодекса. Не может служить основанием для отказа в регистрации избирательного блока создание избирательного блока с меньшим составом участников, чем это было зафиксировано в решении съезда (конференции, общего собрания) одного или нескольких избирательных объединений, общероссийских общественных объединений, создавших данный избирательный блок, за исключением случая, когда в избирательном блоке не остается ни одного избирательного объединения. 11. После регистрации избирательного блока в его состав не могут быть включены какие-либо другие избирательные или общественные объединения. Статья 26. Наименование и эмблема избирательного объединения, избирательного блока 1. Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в документе, подтверждающем факт внесения записи о данном объединении в единый государственный реестр юридических лиц. Избирательное объединение согласует с организующей выборы избирательной комиссией краткое (состоящее не более чем из семи слов) наименование, используемое в избирательных документах. 2. Полное и краткое наименования избирательного блока определяются в порядке, указанном в части 4 статьи 25 настоящего Кодекса. В наименовании избирательного блока не может быть использовано наименование зарегистрированного на федеральном уровне или на уровне города Москвы общественного объединения, не вошедшего в данный избирательный блок, а также наименование иного ранее зарегистрированного на соответствующих выборах избирательного блока. Не допускается также использование в качестве наименования избирательного блока наименования, использованного избирательным блоком на предыдущих выборах депутатов Московской городской Думы, если в избирательный блок не входит более половины общественных объединений (их правопреемников), образовывавших соответствующий избирательный блок на предыдущих выборах. Использование имени и фамилии конкретного физического лица, наименования государственной или муниципальной должности в наименовании избирательного блока не допускается. 3. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие городской список кандидатов, вправе представить в Городскую комиссию свою эмблему одновременно с представлением для заверения указанного списка. При этом политическая партия или ее региональное отделение вправе представить эмблему, точное описание которой содержится в уставе данной политической партии (далее - зарегистрированная эмблема). Избирательный блок вправе представить зарегистрированную эмблему любого из входящих в него избирательных объединений либо иную эмблему, за исключением зарегистрированных эмблем других избирательных объединений, эмблем, описание которых содержится в уставах общественных объединений, входящих в иные избирательные блоки, эмблем, представленных иными избирательными блоками на данных либо предыдущих выборах депутатов Московской городской Думы (если представляющий эмблему избирательный блок не имеет в соответствии с частью 2 настоящей статьи права на использование наименования соответствующего избирательного блока). Эмблема избирательного блока должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав. Запрещается использовать символику, оскорбляющую или порочащую Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы, гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы и национальные чувства, нарушающую общепризнанные нормы морали. 4. Изменение наименований и (или) эмблем избирательных объединений, избирательных блоков после их представления в соответствующую избирательную комиссию не допускается. Статья 27. Уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока 1. Избирательное объединение, избирательный блок назначают представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Кодексом представлять избирательное объединение, избирательный блок по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения, избирательного блока в выборах, в том числе по финансовым вопросам. 2. Уполномоченные представители назначаются решением съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения, съезда (конференции) представителей избирательных объединений, общероссийских общественных объединений, вошедших в избирательный блок, либо решением органа, уполномоченного на то съездом (конференцией, общим собранием) избирательного объединения, съездом (конференцией) представителей избирательных объединений, общероссийских общественных объединений, вошедших в избирательный блок. 3. Уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока осуществляет свои функции на основании решения, которое предусмотрено частью 2 настоящей статьи и в котором указываются его полномочия, фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер паспорта или заменяющего его документа и дата его выдачи, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), а для уполномоченного представителя по финансовым вопросам также право подписи финансовых документов и образец печати для финансовых документов. 4. Список назначенных уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока представляется в организующую выборы избирательную комиссию. В списке уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер паспорта или заменяющего его документа и дата его выдачи, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), номер телефона каждого уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока, а для уполномоченного представителя по финансовым вопросам также указание на то, что он является уполномоченным представителем по финансовым вопросам. К указанному списку, представляемому в избирательную комиссию, прилагается также письменное согласие каждого перечисленного лица осуществлять указанную деятельность. 5. При проведении выборов депутатов Московской городской Думы Городская комиссия регистрирует и направляет списки уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, за исключением уполномоченных представителей по финансовым вопросам, в окружные комиссии. При проведении выборов Мэра Москвы Городская комиссия регистрирует и направляет списки уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, за исключением представителей по финансовым вопросам, в территориальные комиссии. 6. Избирательное объединение, избирательный блок по решению уполномоченного на то органа соответствующего избирательного объединения, избирательного блока вправе в любое время прекратить полномочия уполномоченного представителя, письменно известив его об этом и направив копию соответствующего решения в организующую выборы избирательную комиссию, а при проведении выборов депутатов Московской городской Думы также в окружные комиссии. 7. Уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, замещающие государственные или муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. 8. Срок полномочий уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока начинается со дня их назначения и истекает с момента утраты статуса всеми кандидатами, выдвинутыми в составе соответствующего городского списка кандидатов назначившего их избирательного объединения, избирательного блока, но не позднее дня официального опубликования общих результатов выборов. Срок полномочий уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока по финансовым вопросам истекает через 60 дней со дня голосования, а если в соответствии с настоящим Кодексом ведется судебное разбирательство с участием соответствующего избирательного объединения, избирательного блока, - с момента вынесения окончательного решения судом. Глава 6. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ Статья 28. Право выдвижения кандидата 1. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе городского списка кандидатов в соответствии с настоящим Кодексом. 2. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено в порядке самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком. 3. Выдвижение кандидатов в составе городского списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением, избирательным блоком. 4. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах. 5. Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением, избирательным блоком одновременно на одних и тех же выборах депутатов Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу и в составе городского списка кандидатов. 6. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному избирательному объединению, избирательному блоку. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, не может дать согласие на тех же выборах на выдвижение избирательному объединению, избирательному блоку. Кандидат, давший согласие на выдвижение избирательному объединению, избирательному блоку, не может на тех же выборах выдвигаться в порядке самовыдвижения. 7. В случае нарушения требований, установленных частями 5 и 6 настоящей статьи, действительным считается выдвижение, о котором избирательная комиссия была уведомлена раньше, если в течение суток после приема более позднего уведомления кандидат не подаст заявление об отзыве ранее поданного уведомления. 8. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность Мэра Москвы и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия Московской городской Думой либо отрешенный от указанной должности Президентом Российской Федерации, не может быть выдвинут кандидатом на должность Мэра Москвы на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами. 9. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования и досрочно прекративший исполнение полномочий главы муниципального образования по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия населением в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования, либо отрешенный от указанной должности Президентом Российской Федерации, Мэром Москвы, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами. 10. При проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в Московской городской Думе, представительном органе местного самоуправления не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом этого органа. Статья 29. Сроки выдвижения кандидатов, городских списков кандидатов 1. Выдвижение кандидатов на должность Мэра Москвы, выдвижение городского списка кандидатов в депутаты Московской городской Думы, кандидатов на должность главы муниципального образования начинается после официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов. 2. Выдвижение кандидатов в депутаты Московской городской Думы, кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам начинается после официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов, но не ранее дня официального опубликования соответствующей схемы избирательных округов. 3. Выдвижение кандидатов, городских списков кандидатов может осуществляться не позднее чем за 48 дней до дня голосования. Статья 30. Самовыдвижение кандидата Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательной комиссии, в которой будет осуществляться регистрация кандидата, или вышестоящей избирательной комиссии в порядке, установленном статьей 32 настоящего Кодекса. Статья 31. Выдвижение кандидатов, городского списка кандидатов избирательным объединением, избирательным блоком 1. Выдвижение кандидатов, городских списков кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками осуществляется с соблюдением требований, установленных Федеральным законом и настоящим Кодексом. 2. Выдвижение кандидатов, городских списков кандидатов политической партией, региональным отделением политической партии осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях", уставом политической партии. 3. Выдвижение кандидатов, городских списков кандидатов избирательным блоком осуществляется на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, общероссийских общественных объединений, входящих в избирательный блок, тайным голосованием большинством голосов делегатов, присутствующих на указанном съезде (конференции), общем собрании. 4. Выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления, кандидатов на должность главы муниципального образования общественным объединением, имеющим в соответствии с частью 2 статьи 24 настоящего Кодекса права избирательного объединения, осуществляется в соответствии с уставом данного общественного объединения на съезде (конференции, собрании) общественного объединения тайным голосованием большинством голосов делегатов, присутствующих на указанном съезде (конференции, собрании). 5. Избирательное объединение вправе выдвигать кандидатами лиц, не являющихся членами данного избирательного объединения. Избирательный блок вправе выдвигать кандидатами лиц, не являющихся членами избирательных и общественных объединений, входящих в данный избирательный блок. 6. От каждого избирательного объединения, избирательного блока может быть выдвинут только один кандидат на должность Мэра Москвы, на должность главы муниципального образования. 7. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата в депутаты. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. 8. Состав городского списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются избирательным объединением, избирательным блоком. 9. В городской список кандидатов могут входить кандидаты, выдвигаемые тем же избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным округам. 10. Общее число кандидатов, включенных избирательным объединением, избирательным блоком в городской список кандидатов, не может превышать более чем в полтора раза число депутатских мандатов, распределяемых между городскими списками кандидатов. 11. Решение съезда (конференции, собрания) избирательного объединения, избирательного блока о выдвижении кандидатов, городского списка кандидатов оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны: а) число зарегистрированных участников съезда (конференции, собрания); б) число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии, общественного объединения, соглашением о создании избирательного блока; в) решение о выдвижении кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам с указанием номера округа, по которому выдвигается каждый кандидат, и (или) городского списка кандидатов); г) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока и (или) о предоставлении постоянно действующему органу избирательного объединения, избирательного блока права назначения уполномоченных представителей; д) дата принятия решения. Протокол (иной документ) о выдвижении кандидатов, городского списка кандидатов избирательным объединением заверяется подписью руководителя избирательного объединения и печатью избирательного объединения. Протокол (иной документ) о выдвижении кандидатов, городского списка кандидатов избирательным блоком заверяется подписями уполномоченных представителей избирательного блока и печатями избирательных объединений, общественных объединений, вошедших в избирательный блок. Статья 32. Представление в избирательную комиссию документов по выдвижению кандидатов 1. Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Кодексом, после поступления в соответствующую избирательную комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу и документов, указанных в частях 2, 5-7 настоящей статьи. В этом заявлении указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), подтвержденные соответствующими документами, адрес места жительства, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи, сведения о судимостях кандидата, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения) и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением выборной должности. Кандидат вправе заявить о своей принадлежности не более чем к одной политической партии либо иному общественному объединению, зарегистрированному в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу документа, подтверждающего указанные сведения и заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии или общественного объединения. 2. Вместе с заявлением, указанным в части 1 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из городского списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). Если в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять налоговую декларацию, представляется справка (представляются справки) о величине его доходов (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов, от юридических и (или) физических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с Федеральным законом, организаций, осуществляющих соответствующие выплаты. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, а также иные сведения, указанные в настоящей части, представляются по форме в соответствии с приложением к Федеральному закону. Если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов и (или) не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, сведения о которых должны представляться в соответствии с настоящей частью, сведения об этом указываются в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. 3. При выборах депутатов представительного органа местного самоуправления в муниципальном образовании, в котором избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи. 4. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения в депутаты Московской городской Думы, в депутаты представительного органа местного самоуправления, на должность главы муниципального образования, в заявлении, указанном в части 1 настоящей статьи, информирует соответствующую избирательную комиссию о своем самовыдвижении. Такое заявление является одновременно уведомлением о самовыдвижении кандидата. 5. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения на должность Мэра Москвы, одновременно с документами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, представляет в Городскую комиссию заявление о своем самовыдвижении, в котором указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства. 6. Кандидат, выдвинутый в депутаты Московской городской Думы политической партией (региональным отделением политической партии), избирательным блоком, одновременно с документами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, представляет в окружную комиссию заверенную Городской комиссией в соответствии с частью 5 статьи 33 настоящего Кодекса копию городского списка кандидатов, выдвинутых соответствующей политической партией (региональным отделением политической партии), избирательным блоком по одномандатным избирательным округам. Представление данных документов считается уведомлением о выдвижении кандидата в депутаты Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу. 7. Кандидаты, выдвинутые на должность Мэра Москвы политической партией (региональным отделением политической партии), избирательным блоком, одновременно с документами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, представляют в Городскую комиссию протокол или иной документ съезда (конференции, собрания) политической партии (регионального отделения политической партии), избирательного блока о выдвижении кандидатов, оформленный в соответствии с требованиями части 11 статьи 31 настоящего Кодекса. Представление данных документов считается уведомлением о выдвижении кандидатов на должность Мэра Москвы. 8. Кандидат, выдвинутый в депутаты представительного органа местного самоуправления, на должность главы муниципального образования избирательным объединением, избирательным блоком, одновременно с документами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, представляет в комиссию муниципального образования протокол или иной документ съезда (конференции, собрания) избирательного объединения, избирательного блока о выдвижении кандидатов, оформленный в соответствии с требованиями части 11 статьи 31 настоящего Кодекса. Представление данных документов считается уведомлением о выдвижении кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, кандидата на должность главы муниципального образования. 9. Документы, указанные в частях 1, 2, 5-8 настоящей статьи, кандидат обязан представить лично. Документы, указанные в частях 1, 2, 5-8 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законодательством. Указанные документы принимаются соответствующей избирательной комиссией при предъявлении документа, удостоверяющего личность кандидата (если уведомление представляется иным лицом - при предъявлении копии документа, удостоверяющего личность кандидата, заверенной нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые). Копия с этого документа изготавливается в комиссии в присутствии кандидата, заверяется подписью лица, принявшего уведомление, и прилагается к уведомлению. Кандидат (иное лицо) также предъявляет документы, подтверждающие указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий), сведения о том, что кандидат является депутатом. 10. Документы, указанные в частях 1, 2, 5-8 настоящей статьи, должны быть представлены в избирательную комиссию, на которую настоящим Кодексом возложены полномочия по регистрации кандидатов на соответствующих выборах, в срок, указанный в статье 29 настоящего Кодекса. В случае если окружная комиссия еще не сформирована, кандидат в депутаты Московской городской Думы представляет указанные документы в Городскую комиссию, которая осуществляет функции окружной комиссии по работе с представленными документами до ее сформирования. Городская комиссия передает указанные документы в окружную комиссию после завершения ее формирования и назначения ее председателя. 11. Соответствующая избирательная комиссия обязана выдать лицу, представившему документы, указанные в частях 1, 2, 5-8 настоящей статьи, письменное подтверждение получения этих документов и справку для открытия специального избирательного счета. Указанные подтверждение и справка выдаются незамедлительно после представления документов. Статья 33. Представление в Городскую комиссию документов по выдвижению городского списка кандидатов в депутаты Московской городской Думы 1. Городской список кандидатов и список кандидатов, выдвинутые политической партией (региональным отделением политической партии), избирательным блоком по одномандатным избирательным округам, представляются уполномоченным представителем политической партии (регионального отделения политической партии), избирательного блока в Городскую комиссию в срок, указанный в частях 2 и 3 статьи 29 настоящего Кодекса. В этих списках указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения каждого кандидата, наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, где находится место его жительства, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого кандидата, если кто-либо из кандидатов является депутатом, но работает на непостоянной основе, - сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа, сведения о судимости кандидата и о наличии у кандидата гражданства иностранного государства, а также, по желанию кандидата, его принадлежность не более чем к одному зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования общественному объединению и статус в нем при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом соответствующего общественного объединения. Городские списки кандидатов представляются в Городскую комиссию в печатном и машиночитаемом виде. 2. Одновременно со списками кандидатов, указанными в части 1 настоящей статьи, уполномоченный представитель политической партии (регионального отделения политической партии), избирательного блока представляет следующие документы: а) нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих факт внесения записи о политической партии (региональном отделении политической партии) в единый государственный реестр юридических лиц, нотариально удостоверенную копию устава политической партии, а также уставов политических партий, общественных объединений, вошедших в избирательный блок; б) решение (решения) съезда (конференции, общего собрания) политической партии (регионального отделения политической партии), избирательного блока о выдвижении городского списка (списков) кандидатов, оформленное (оформленные) в соответствии с требованиями части 11 статьи 31 настоящего Кодекса; в) список уполномоченных представителей политической партии (регионального отделения политической партии), избирательного блока с указанием сведений о них, перечисленных в части 4 статьи 27 настоящего Кодекса; г) доверенности уполномоченных представителей политической партии (регионального отделения политической партии), избирательного блока по финансовым вопросам (в случае представления городского списка кандидатов). 3. Одновременно с городским списком кандидатов уполномоченный представитель политической партии (регионального отделения политической партии), избирательного блока представляет в Городскую комиссию в отношении всех кандидатов, включенных в городской список кандидатов: а) заявление кандидата о согласии баллотироваться в составе данного городского списка кандидатов, составленное в соответствии с требованиями части 1 статьи 32 настоящего Кодекса; б) сведения о доходах и имуществе кандидата, указанные в части 2 статьи 32 настоящего Кодекса; в) заверенные уполномоченным представителем политической партии (регионального отделения политической партии), избирательного блока копия документа, удостоверяющего личность кандидата, и копии документов, подтверждающих указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий), сведения о том, что кандидат является депутатом. 4. Городская комиссия обязана выдать письменное подтверждение получения документов, указанных в частях 1-3 настоящей статьи, лицу, представившему эти документы. Подтверждение выдается незамедлительно после представления документов. 5. Городская комиссия в трехдневный срок рассматривает представленные документы и выдает уполномоченному представителю политической партии (регионального отделения политической партии), избирательного блока заверенную копию городского списка кандидатов и (или) заверенную копию списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, либо мотивированное решение об отказе в выдаче таковых. В случае если избирательный блок одновременно представил в Городскую комиссию документы для регистрации избирательного блока в порядке, предусмотренном статьей 25 настоящего Кодекса, и списки кандидатов, Городская комиссия рассматривает все представленные документы не позднее чем в пятидневный срок. 6. Одновременно с заверенной копией городского списка кандидатов Городская комиссия выдает уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока справку для открытия специального избирательного счета. 7. Основаниями для отказа избирательному объединению, избирательному блоку в выдаче заверенных копий списков кандидатов могут служить только отсутствие, неполный набор или ненадлежащее оформление документов, указанных в частях 1-3 настоящей статьи, и нарушение порядка выдвижения кандидатов, установленного статьями 28, 29 и 31 настоящего Кодекса. 8. После представления в Городскую комиссию городского списка кандидатов в состав списка и в порядок размещения в нем кандидатов не могут быть внесены изменения, за исключением изменений, вызванных выбытием кандидатов. Статья 34. Условия регистрации кандидатов 1. Регистрация кандидатов, городских списков кандидатов, выдвинутых политической партией или ее региональным отделением, избирательным блоком, осуществляется на основании решения уполномоченного на то органа политической партии (регионального отделения политической партии), избирательного блока, оформленного в соответствии с частью 11 статьи 31 настоящего Кодекса, при условии, что по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации федеральный список кандидатов, выдвинутый этой политической партией, избирательным блоком, состоящим из тех же избирательных объединений и иных общественных объединений, был допущен к распределению депутатских мандатов. 2. На выборах депутатов представительного органа местного самоуправления в муниципальных образованиях со средней нормой представительства избирателей, не превышающей десяти тысяч избирателей, регистрация кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, осуществляется на основании решения уполномоченного на то органа избирательного объединения, избирательного блока, оформленного в соответствии с частью 11 статьи 31 настоящего Кодекса. 3. Для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидата, городского списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, не подпадающим под действие части 1 настоящей статьи, соответствующие кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки обязаны представить подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата, городского списка кандидатов или внести избирательный залог, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. 4. Факт сбора, представления кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком подписей избирателей в поддержку выдвижения данного кандидата, городского списка кандидатов не является основанием для отказа в регистрации на основании избирательного залога, равно как и внесение избирательного залога не является основанием для отказа в регистрации на основании собранных подписей избирателей. 5. Размер, порядок внесения, условия и порядок возврата избирательного залога устанавливаются статьей 62 настоящего Кодекса. Статья 35. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, городского списка кандидатов 1. Если в поддержку выдвижения кандидата, городского списка кандидатов собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимое для регистрации, составляет для кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, для политической партии (регионального отделения политической партии), избирательного блока, выдвинувших городской список кандидатов, для кандидатов на должность Мэра Москвы, для кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, для кандидата на должность главы муниципального образования, - один процент от числа избирателей соответствующего избирательного округа, для кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, выдвинутого по многомандатному избирательному округу, - один процент от числа избирателей соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе. 2. Количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, городского списка кандидатов, устанавливается организующей выборы избирательной комиссией на основании данных о численности избирателей в соответствующем одномандатном и (или) многомандатном избирательном округе, указанных в схеме избирательных округов, или данных о численности избирателей городского или муниципального избирательного округа, опубликованных в соответствии с частью 4 статьи 11 или частью 1 статьи 12 настоящего Кодекса, и публикуется указанной избирательной комиссией не позднее чем за 75 дней до дня голосования на выборах в органы государственной власти города Москвы и не позднее чем за 65 дней до дня голосования на выборах в органы местного самоуправления в городе Москве. 3. Подписи в поддержку выдвижения кандидата могут собираться со дня, следующего за днем получения избирательной комиссией уведомления о выдвижении кандидата. 4. Подписи в поддержку выдвижения городского списка кандидатов могут собираться со дня, следующего за днем заверения соответствующего списка кандидатов Городской комиссией. 5. Подписные листы изготавливаются за счет соответствующего избирательного фонда по форме, установленной приложениями 1, 2, 3 и 4 к настоящему Кодексу. 6. При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в каждом подписном листе указываются следующие сведения о кандидате: а) фамилия, имя, отчество; б) дата рождения; в) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); г) если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа; д) наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, район в городе, где находится место жительства кандидата (в случае, если место жительства находится в городе Москве, город Москва указывается один раз); е) в случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости - сведения о судимости кандидата; ж) в случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства - сведения о гражданстве иностранного государства с указанием наименования соответствующего государства; з) по желанию кандидата - сведения о его принадлежности к политической партии, общественному объединению, если это указано в его заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с частью 1 статьи 32 настоящего Кодекса; и) если кандидат выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, - наименование избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата; к) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слова "независимый кандидат"; л) для кандидатов в депутаты Московской городской Думы и представительного органа местного самоуправления - номер избирательного округа, по которому кандидат выдвигается. 7. При сборе подписей в поддержку выдвижения городского списка кандидатов в депутаты Московской городской Думы в каждом подписном листе указываются наименование политической партии (регионального отделения политической партии), избирательного блока, выдвинувшего городской список кандидатов, и сведения о первых трех кандидатах, возглавляющих городской список кандидатов, предусмотренные пунктами "а"-"з" части 6 настоящей статьи. В подписном листе может также содержаться эмблема политической партии, избирательного блока. 8. Указание в подписном листе сведений о кандидате, не предусмотренных частью 6 настоящей статьи, не допускается. 9. По требованию избирателя лицо, собирающее подписи в поддержку выдвижения городского списка кандидатов, обязано предъявить копию соответствующего городского списка кандидатов, заверенного Городской комиссией. 10. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение. 11. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат запрещается. 12. Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок могут заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. 13. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, городских списков кандидатов, но только один раз в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, городского списка кандидатов. 14. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку выдвижения кандидата, городского списка кандидатов. Указанные данные вносятся только от руки. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. 15. При сборе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, городского списка кандидатов допускается заполнение подписного листа на лицевой и на оборотной стороне. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи ставятся на оборотной стороне подписного листа. 16. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего паспорт документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом (при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата) или уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока (при сборе подписей в поддержку выдвижения городского списка кандидатов), уполномоченным представителем кандидата на должность Мэра Москвы, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит подпись и дату ее внесения. 17. Кандидат (при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата) или уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока (при сборе подписей в поддержку выдвижения городского списка кандидатов), уполномоченные представители кандидата на должность Мэра Москвы подсчитывают количество собранных подписей избирателей, составляют и подписывают протокол об итогах сбора подписей избирателей. Статья 36. Представление избирательных документов для регистрации кандидатов, городских списков кандидатов 1. Регистрация кандидатов на должность Мэра Москвы, городского списка кандидатов в депутаты Московской городской Думы производится Городской комиссией, кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, - соответствующей окружной комиссией, кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, кандидата на должность главы муниципального образования - комиссией муниципального образования. 2. Для своей регистрации кандидат не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие избирательные документы: а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей); б) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной Городской комиссией (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей); в) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 2 статьи 32 настоящего Кодекса (если такие изменения имели место); г) первый финансовый отчет кандидата. 3. Для регистрации городского списка кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов представляет в Городскую комиссию следующие избирательные документы: а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку городского списка кандидатов (если в поддержку выдвижения городского списка кандидатов производился сбор подписей); б) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде по форме, установленной Городской комиссией (если в поддержку выдвижения городского списка кандидатов производился сбор подписей); в) сведения об изменениях, происшедших в городском списке кандидатов после заверения его копии, и изменениях в данных о каждом кандидате из городского списка кандидатов, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 3 статьи 33 настоящего Кодекса (если такие изменения имели место); г) первый финансовый отчет избирательного объединения, избирательного блока. 4. Подписные листы, представляемые в соответствующие избирательные комиссии, должны быть сброшюрованы и пронумерованы. 5. Количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в избирательные комиссии, может превышать установленное настоящим Кодексом необходимое для регистрации количество подписей, но не более чем на 25 процентов. 6. При приеме избирательных документов избирательные комиссии заверяют каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяют соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдают кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов и других документов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени их приема. Соответствующая избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока в занимаемое ею помещение или отказывать в приеме избирательных документов, необходимых для регистрации, указанным лицам в случае, если документы доставлены до истечения указанного в частях 2 и 3 настоящей статьи времени. Статья 37. Проверка избирательной комиссией достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками 1. Избирательная комиссия обязана обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 32 настоящего Кодекса. Соответствующие органы обязаны по представлению избирательной комиссии проверить достоверность указанных сведений и в десятидневный срок сообщить избирательной комиссии о результатах проверки. 2. Избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных |