ГОРОД МОСКВА ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ И ПАТРОНАТУ В ГОРОДЕ МОСКВЕ (Редакция на 27.06.2001) Московская городская Дума, основываясь на предоставленных ей п. "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьями 32, 33, 34 и 41 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации и Уставом города Москвы полномочиях, с целью всесторонней защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в помощи государства, и с учетом особенностей города принимает настоящий Закон. Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Законе Для целей настоящего Закона используются следующие понятия: Ребенок - лицо в возрасте до 18 лет. Благосостояние ребенка - необходимые материальные и иные ресурсы, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка. Развитие ребенка - физическое, психическое, духовное, социальное, эмоциональное и нравственное развитие. Права и законные интересы ребенка - совокупность личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов ребенка, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность. Дети, нуждающиеся в государственной защите, - дети - сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, проживающие в семье, которым не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени (либо они не способны достичь, или находятся в условиях, не позволяющих им достичь) необходимый для них уровень нормальной жизнедеятельности без оказания (предоставления) им помощи со стороны органов местного самоуправления. План по защите прав ребенка - акт органа опеки и попечительства, в котором устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, сроки их выполнения и разграничение ответственности по защите прав и законных интересов ребенка между родителями (законными представителями ребенка) и уполномоченной службой (организацией); план составляется для каждого ребенка, нуждающегося в государственной защите, уполномоченной муниципальной службой (организацией) в письменной форме с обязательным привлечением представителей образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов внутренних дел, социальной защиты населения и других муниципальных служб, а также общественных организаций, непосредственно работавших с ребенком и обладающих информацией, необходимой для составления плана; план утверждается районной комиссией по защите прав детей. Лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной защите. Опека и попечительство - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными. Попечительство в форме патронажа - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять установленные законом обязанности. Подопечные - лица, в отношении которых либо их имущества установлена опека (попечительство). Подопечные, находящиеся под патронажем, - совершеннолетние дееспособные лица, в отношении которых установлено попечительство в форме патронажа. Приемная семья - форма устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Попечители - совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних детей и граждан, ограниченных судом в дееспособности или недееспособных, либо выполняющие попечительские обязанности в части осуществления патронажа над одинокими совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять свои права и выполнять свои обязанности. Уполномоченная муниципальная служба (организация) по опеке и попечительству [далее - уполномоченная служба (организация)] - служба (организация), на которую возложена работа по опеке и попечительству на основании настоящего Закона. Патронат - воспитание и оказание необходимой помощи нуждающимся в государственной защите детям, осуществляемые в формах патронатного воспитания либо социального патроната. Патронатный воспитатель - совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора с уполномоченной службой (организацией) по патронату о патронатном воспитании или о социальном патронате. Патронатное воспитание - форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем. Социальный патронат - оказание необходимой помощи уполномоченной службой (организацией) в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в семье, но признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите. Статья 2. Органы опеки и попечительства Органами опеки и попечительства в городе Москве являются районные Управы в соответствии со статьей 34 Гражданского кодекса Российской Федерации. Статья 3. Правовая основа деятельности органов опеки и попечительства Органы опеки и попечительства руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Гражданско - процессуальным кодексом РСФСР, Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О районной Управе в городе Москве", настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу деятельности органов опеки и попечительства. Статья 4. Основные задачи органов опеки и попечительства Основными задачами органов опеки и попечительства являются: - обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите; - защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов; - защита личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными, и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности. Статья 5. Организация работы по опеке и попечительству в городе Москве 5.1. Осуществление функций по опеке и попечительству возлагается на администрацию района - в отношении несовершеннолетних лиц, на окружные управления здравоохранения - в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и на муниципальные управления социальной защиты населения - в отношении совершеннолетних дееспособных лиц. 5.2. В целях обеспечения эффективной работы органа опеки и попечительства по решению вопросов, относящихся к его компетенции, и по осуществлению его функций в соответствии с настоящим Законом глава Управы вправе возложить выполнение этой работы на уполномоченные им службы (организации). 5.3. Компетенция уполномоченных служб (организаций) по выполнению работы по опеке и попечительству определяется настоящим Законом и уставом соответствующего муниципального образования. 5.4. К числу уполномоченных служб (организаций) могут относиться учреждения, организации образования, здравоохранения, социальной защиты населения, органов внутренних дел, администраций районов, осуществляющие работу по выявлению, учету и устройству граждан, нуждающихся в государственной защите. 5.5. Координация работы и контроль за исполнением администрациями районов, территориальными подразделениями и службами отраслевых органов городской администрации, находящимися на территории административного округа, своих функций по опеке и попечительству над гражданами, проживающими на данной территории, по охране прав и состоянию развития ребенка, нуждающегося в государственной защите, по благосостоянию и охране прав подопечных, по своевременному рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан возлагаются на префекта административного округа. 5.6. Методическое руководство деятельностью органов опеки и попечительства в отношении детей, координация работы по обеспечению устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, а при отсутствии такой возможности - в учреждения в соответствии со статьями 122 и 123 Семейного кодекса Российской Федерации возлагается на Московский комитет образования, а в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся в патронаже, - на Комитет социальной защиты населения Москвы. Статья 6. Организация работы органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних 6.1. К компетенции главы Управы по осуществлению опеки и попечительства в отношении детей относится издание распоряжений по следующим вопросам: - о признании ребенка нуждающимся в государственной защите (в соответствии с настоящим Законом); - о передаче ребенка на полное государственное обеспечение; - о направлении его в учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - об опеке, попечительстве; - о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с законом; - о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации; о разрешении совершения от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законом, о порядке управления имуществом подопечного; - о разрешении на отчуждение, обмен жилой площади, совершение всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку, нуждающемуся в государственной защите, прав или изменение объема указанных прав; - о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного; - о защите жилищных прав детей, нуждающихся в государственной защите, об обеспечении их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством; - о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством; - о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста; - о признании несовершеннолетнего эмансипированным; - издание иных правовых актов в отношении защиты прав несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством. 6.2. Глава Управы заключает договоры: - о передаче ребенка на воспитание в приемную семью; - о доверительном управлении имуществом. 6.3. Глава Управы утверждает план по защите прав ребенка, внесение в него изменений и дополнений на основании результатов проверок его выполнения, утверждает заключение о пересмотре плана по защите прав ребенка с целью возврата ребенка родителям, рассматривает жалобы сторон - исполнителей плана по защите прав ребенка. 6.4. В соответствии с возложенными на них задачами уполномоченные службы (организации): - организуют и осуществляют выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите, заключают договор о социальном патронате, организуют и проводят работу по социальному патронату; - проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми; - дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), участвуют в заседаниях суда по вопросу установления и отмены усыновления (удочерения); - осуществляют защиту прав и интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет; - подбирают лиц, изъявивших желание и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к выполнению обязанностей опекуна, попечителя, патронатного воспитателя, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей, заключают договор о патронатном воспитании (социальном патронате) и осуществляют функции опекуна, попечителя в объеме, установленном в плане по защите прав ребенка и в соответствующем договоре; - ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство, переданных на патронатное воспитание; - в установленном законом порядке осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи; - готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации; - участвуют в заседаниях судов по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством; - осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных; - проводят обследование и готовят заключение об условиях жизни и воспитания ребенка; - обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних лиц, а также сохранность их имущества; - осуществляют подготовку документов и устройство детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на патронатное воспитание, усыновление, а при отсутствии такой возможности - в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения; - ведут учет граждан Российской Федерации, проживающих на территории данного района, способных к выполнению обязанностей усыновителя; - в установленном порядке готовят материалы, необходимые для усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории данного района, а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение); - осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, патронатных воспитателей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, патронатными воспитателями, готовят проект договора о создании приемной семьи; - проводят подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью; - оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям, патронатным воспитателям в воспитании и организации отдыха подопечных; - дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным; - дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным); - разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей в пределах своей компетенции; - возбуждают в судах дела о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных статьей 27 Семейного кодекса Российской Федерации, об отмене усыновления и другие дела в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; дают заключения по данным вопросам; - дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав; - проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей; - участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей в порядке, установленном статьей 66 Семейного кодекса Российской Федерации; - осуществляют охрану интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества; - готовят документы для вынесения разрешения вступить в брак лицам, не достигшим совершеннолетия; - привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства; - рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры. 6.5. Основанием для признания ребенка нуждающимся в государственной защите является отсутствие родительского попечения над ребенком либо распоряжение органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите. Порядок, в соответствии с которым производится обследование условий жизни и воспитания ребенка для признания его нуждающимся в государственной защите, утверждается Правительством Москвы. К числу детей, нуждающихся в государственной защите, относятся дети: - родители которых неизвестны; - утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя; - отобранные у родителей; - родители которых ограничены в родительских правах; - родители которых лишены родительских прав; - безнадзорные дети; - родители которых страдают длительными заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять воспитание и содержание детей; - родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими); - родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления; - другие дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в государственной защите. Ребенок признается нуждающимся в государственной защите в случае, если в отношении обоих или единственного родителя, законного представителя ребенка органом опеки и попечительства (уполномоченной службой (организацией) установлены основания, указанные во втором абзаце пункта 6.5. В исключительных случаях при отсутствии оснований для признания ребенка нуждающимся в государственной защите, установленных первым и вторым абзацами пункта 6.5, вопрос об отнесении ребенка к категории нуждающегося в государственной защите решается главой Управы как главой органа опеки и попечительства. 6.6. Ребенок, нуждающийся в государственной защите, может быть передан на воспитание в семью патронатного воспитателя уполномоченной службой (организацией) по патронату на основании договора о патронатном воспитании. Ребенок, достигший возраста десяти лет, может быть передан на патронатное воспитание только с его согласия. Договор о патронатном воспитании заключается между уполномоченной службой (организацией) по патронату и патронатным воспитателем при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспитателем, уполномоченной службой (организацией) по патронату. При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании. Порядок организации патронатного воспитания детей, нуждающихся в государственной защите, устанавливается Правительством Москвы. 6.7. Над ребенком, нуждающимся в государственной защите и находящимся в семье, может быть установлен социальный патронат. Договор о социальном патронате заключается между уполномоченной службой (организацией) по патронату, патронатным воспитателем и родителями при обязательном условии разграничения между ними прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка. Порядок организации социального патроната над детьми, нуждающимися в государственной защите, устанавливается Правительством Москвы. 6.8. Патронат над ребенком может осуществляться до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет. Срок патроната устанавливается в плане по защите прав ребенка и договоре о патронатном воспитании (социальном патронате) индивидуально исходя из конкретных потребностей несовершеннолетнего. Патронат над ребенком может устанавливаться: - краткосрочно - на срок от одного дня до шести месяцев; - долгосрочно - от шести месяцев и более. Помещение ребенка на долгосрочный патронат производится в случае, если не представляется возможным передать ребенка на усыновление. При передаче на усыновление ребенка, помещенного на патронатное воспитание в семью, преимущественное право усыновления этого ребенка предоставляется патронатному воспитателю, в семье которого воспитывается ребенок. В случае отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью он может быть незамедлительно временно устроен в семью патронатного воспитателя до решения вопроса о дальнейшей форме его устройства. 6.9. Разграничение прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, - это распределение прав и обязанностей по законному представительству его интересов между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией) по патронату, патронатным воспитателем. Основанием для разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка является постановление (распоряжение) главы Управы о признании ребенка нуждающимся в государственной защите или иные документы, подтверждающие отсутствие родительского попечения над этим ребенком. Устройство ребенка на патронат не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронат, алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации. Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании. При этом на патронатного воспитателя не могут быть возложены: - полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание); - полномочия по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав;+ - решение вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации. Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние граждане Российской Федерации обоего пола, за исключением: - лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; - супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным; - лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; - лиц, отстраненных от обязанностей усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; - лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права; - лиц, не имеющих на момент заключения договора о патронатном воспитании постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям; - лиц, имеющих на момент заключения договора о патронате судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан. Лицо, изъявившее желание стать патронатным воспитателем, обязано пройти специальную подготовку. Специальная подготовка и обследование семьи данного лица осуществляются уполномоченной службой (организацией) по патронату в индивидуально определяемый для него срок. 6.10. Уполномоченная служба (организация) по патронату - это: - структурное подразделение органа опеки и попечительства, на которое органом опеки и попечительства возложены функции в соответствии с настоящим Законом; - воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения и другое аналогичное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которое органом опеки и попечительства возложены функции по патронату по согласованию с органом, в ведении которого находится данное учреждение. 6.11. Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации) по патронату, патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании (социальном патронате) в соответствии с действующим законодательством, планом по защите прав ребенка. Родители имеют право на участие в составлении плана по защите прав ребенка, на добровольное заключение договора о разграничении прав и обязанностей по защите прав их ребенка между ними и органом опеки и попечительства. План по защите прав ребенка при достижении ребенком десятилетнего возраста в обязательном порядке должен согласовываться с самим ребенком. Уполномоченная служба (организация) по патронату обязана исполнять функции опекуна (попечителя) ребенка в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании (социальном патронате), плане по защите прав ребенка. Патронатный воспитатель обязан отвечать за жизнь и здоровье ребенка, переданного на воспитание в его семью, выполнять условия договора о патронатном воспитании. Патронатный воспитатель, уполномоченная служба (организация) по патронату совместно определяют способы воспитания и форму обучения ребенка с учетом его мнения. Окружное управление образования оказывает содействие в устройстве ребенка в образовательные учреждения и при необходимости в воспитании и образовании ребенка. Договор о патронатном воспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы (организации) по патронату, а также родителей (законных представителей) ребенка. В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы города Москвы и Московской области договор о патронатном воспитании расторгается. 6.12. Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка, переданного на патронат, осуществляется уполномоченной службой (организацией) по патронату в виде регулярных посещений ребенка. Устанавливается следующий порядок проведения посещений: 1 раз в месяц в течение первых трех месяцев после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в три месяца в течение первого года после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в полгода. Не реже 1 раза в год проводится комплексная проверка, включающая в себя оценку состояния здоровья ребенка, образования ребенка, его умственного развития, самосознания, его внешнего вида и гигиены, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка, отношений в семье. 6.13. В течение действия договора о патронатном воспитании патронатный воспитатель несет ответственность за нарушение прав и законных интересов ребенка в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Статья 7. Количественный норматив специалистов по охране прав детей Для обеспечения эффективного выявления и учета детей, нуждающихся в государственной защите, устройства детей на воспитание в семью, а также охраны их прав и законных интересов устанавливается количественный норматив из расчета - 1 специалист по охране прав детей на 5 000 человек детского населения района (в возрасте от 0 до 18 лет включительно), но не менее трех должностей на район. Статья 8. Районная комиссия по охране прав детей 8.1. Для эффективного решения наиболее сложных вопросов глава Управы на основании рекомендаций районного Собрания образует комиссию по охране прав детей (далее - Комиссия) и руководит ее работой. 8.2. Положение о Комиссии утверждается районным Собранием. 8.3. Комиссия является коллегиальным органом с рекомендательными функциями. 8.4. Для рассмотрения конкретного дела каждого ребенка в состав Комиссии на основании распоряжения главы Управы как председателя Комиссии включаются по должности работники государственных и муниципальных органов и учреждений - представители образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов внутренних дел, социальной защиты населения и других муниципальных служб, в компетенцию которых входит непосредственная работа с данным ребенком. Статья 9. Оплата труда приемных родителей, патронатных воспитателей, материальное обеспечение ребенка, переданного на патронат 9.1. В целях обеспечения преемственности государственной политики в организации работы по охране прав и законных интересов детей, нуждающихся в государственной защите, заработная плата приемного родителя устанавливается в размере 3,5 минимального размера оплаты труда в расчете на одного ребенка, переданного на воспитание в приемную семью. 9.2. На ребенка, признанного нуждающимся в государственной защите и помещенного на патронатное воспитание в семью патронатного воспитателя, распространяются нормы материального обеспечения и льготы, установленные для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку, попечительство. Размер денежных средств, выделяемых на ребенка, в отношении которого установлен социальный патронат, определяется органом опеки и попечительства в плане по защите прав ребенка и в договоре о социальном патронате. Денежные средства на оплату труда патронатного воспитателя, на питание ребенка, одежду, обувь, мягкий инвентарь, приобретение предметов хозяйственного обихода, учебных пособий, игрушек, на культмассовые мероприятия выплачиваются из средств городского бюджета, выделяемых по установленным нормативам уполномоченной службе (организации) по патронату, и перечисляются на личные счета патронатным воспитателям в размерах и сроках в соответствии с действующими нормативами, с договором о патронатном воспитании и сроками поступающего бюджетного финансирования. Патронатный воспитатель ведет учет расходов по простейшей форме в виде записей по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. Сведения об израсходованных средствах представляются ежеквартально в службу (организацию) по патронату. Материальные ценности, приобретенные за счет выделенных пособий на содержание детей, включаются в письменные отчеты воспитателей по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. 9.3. Труд патронатного воспитателя является социально значимым трудом. Оплата труда патронатного воспитателя производится в размере не менее 3,5 и не более 5,5 минимального размера оплаты труда в расчете на каждого ребенка, переданного ему на воспитание, в зависимости от сложности задач, возлагаемых на патронатного воспитателя договором о патронатном воспитании. Оплата труда патронатного воспитателя для работы по социальному патронату производится в размере не менее 3,5 и не более 4,5 минимального размера оплаты труда в зависимости от сложности задач, возлагаемых на патронатного воспитателя договором о патронатном воспитании, и в расчете на 40-часовую рабочую неделю. Денежные средства на оплату труда патронатного воспитателя ежемесячно выделяются уполномоченной службе по патронату органом, в ведении которого находится учреждение. Порядок оплаты труда патронатного воспитателя определяется Правительством Москвы. Статья 10. Организация работы органов опеки и попечительства в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными 10.1. К компетенции главы Управы по осуществлению опеки и попечительства в отношении лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, относится издание следующих распоряжений: - об установлении опеки, попечительства; - об освобождении, отстранении опекуна, попечителя от исполнения им своих обязанностей; - о прекращении опеки, попечительства; - о помещении лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, в психиатрическое или психоневрологическое учреждение; - о реализации имущества недееспособного в случаях направления его в психоневрологический дом - интернат на полное государственное обеспечение; - о создании в стационарном учреждении социальной защиты населения опекунской комиссии, об утверждении ее персонального состава и положения. 10.2. В соответствии с возложенными на них задачами органы опеки и попечительства: - устанавливают опеку над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также попечительство над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, назначают опекунов и попечителей; - назначают опекунов и попечителей над имуществом граждан в случаях, предусмотренных статьями 37 и 38 Гражданского кодекса Российской Федерации; - освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей в случаях, предусмотренных статьей 39 Гражданского кодекса Российской Федерации; - выносят решение о помещении лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения, в том числе в психоневрологические дома - интернаты на полное государственное обеспечение, предварительно решив имущественные вопросы недееспособного; - принимают меры по защите жилищных прав подопечных; - решают вопросы содержания подопечных, распоряжения их текущими доходами и имуществом в соответствии со статьями 28 и 37 Гражданского кодекса Российской Федерации; - дают разрешение на отчуждение, обмен жилой площади, совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав; - возбуждают в судах дела, связанные с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных; - выносят решение о создании в стационарных учреждениях социальной защиты населения опекунских комиссий, утверждают их персональный состав и положение, осуществляют контроль за их деятельностью; - рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним меры. 10.3. Органы здравоохранения как уполномоченные службы (организации): - выявляют и ведут учет лиц с психическими расстройствами, нуждающихся в установлении над ними опеки; - оказывают необходимую помощь до установления опеки лицам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства; - подбирают лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, а также об освобождении или отстранении опекуна от выполнения возложенных на него обязанностей; - ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека; - в установленном законом порядке осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном опеки и попечительства в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи; - осуществляют надзор за деятельностью опекунов, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения за подопечными; - осуществляют устройство лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения; - возбуждают в судах дела о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, о признании выздоровевшего дееспособным, об отмене ограничения дееспособности гражданина, о признании брака недействительным в интересах лица, признанного судом недееспособным, и другие дела, связанные с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных; - рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и принимают по ним меры. 10.4. Стационарные учреждения социальной защиты населения как уполномоченные службы (организации): - осуществляют функции опекуна либо попечителя над лицами, признанными судом недееспособными либо ограниченными судом в дееспособности, поступившими к ним на постоянное проживание; - осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных, через опекунские комиссии распоряжаются текущими доходами в интересах опекаемых лиц. Статья 11. Организация работы органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся по состоянию здоровья в попечительстве в форме патронажа 11.1. К компетенции главы Управы по осуществлению попечительства в форме патронажа в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в этом по состоянию здоровья, относится издание распоряжений по следующим вопросам: - об установлении попечительства в форме патронажа; - о разрешении регистрации попечителя на площадь подопечного на время исполнения им попечительских обязанностей; - об освобождении или отстранении попечителя от исполнения им своих обязанностей; - о прекращении попечительства в форме патронажа. 11.2. В соответствии с возложенными на них задачами органы опеки и попечительства: - устанавливают попечительство в форме патронажа в соответствии со статьей 41 Гражданского кодекса Российской Федерации и назначают попечителей над совершеннолетними дееспособными лицами; - освобождают и отстраняют попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей в случаях, предусмотренных статьей 39 Гражданского кодекса Российской Федерации; - выносят решения о прекращении попечительства в форме патронажа в соответствии с п. 4 статьи 41 Гражданского кодекса Российской Федерации; - принимают меры по защите жилищных прав подопечных, дают разрешение на обмен жилой площади в интересах подопечного; - возбуждают в судах дела, связанные с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных; - рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам попечительства в форме патронажа и принимают по ним меры. 11.3. Муниципальные управления социальной защиты населения как уполномоченные службы (организации): - оказывают до установления попечительства в форме патронажа необходимую помощь совершеннолетним дееспособным лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности; - в случае необходимости оказывают содействие в подборе лиц, способных к выполнению обязанностей попечителя, готовят материалы, необходимые для назначения попечителя, а также об освобождении или отстранении попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей; - ведут учет лиц, в отношении которых установлено попечительство; - в установленном законом порядке осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных в случае использования попечителем попечительства в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без ухода и необходимой помощи; - осуществляют устройство совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся по состоянию здоровья в попечительстве в форме патронажа, в учреждения системы социальной защиты; - рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам попечительства в форме патронажа и принимают по ним меры. Статья 12. Ответственность за неисполнение настоящего Закона Должностные лица органов местного самоуправления, уполномоченных служб (организаций) несут ответственность за несоблюдение положений настоящего Закона в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования. Мэр Москвы Ю.М. Лужков Москва, Московская городская Дума 4 июня 1997 г. N 16 |