ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИОБРЕТАЕТ В СЕТИ МАГАЗИНОВ METRO ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ. ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЫВАТЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РАСХОДЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ОСНОВАНИИ ВЫДАВАЕМЫХ ЭТИМИ МАГАЗИНАМИ ТОВАРНЫХ НАКЛАДНЫХ И СЧЕТОВ-ФАКТУР? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 19 ноября 2004 г. N 26-12/74950 (Д) В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ при формировании базы для исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Согласно пунктам 11-14 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, все операции по движению (поступлению, перемещению, расходованию) запасов должны оформляться первичными учетными документами. Формы первичных учетных документов утверждаются: а) Государственным комитетом РФ по статистике по согласованию с Минфином России - унифицированные формы первичной учетной документации; б) соответствующими министерствами и иными органами федеральной исполнительной власти - отраслевые формы; в) организациями - формы первичных документов для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены унифицированные и отраслевые формы. При разработке и утверждении указанных форм учитывается специфика деятельности этих организаций. Первичные учетные документы должны включать в себя обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом "О бухгалтерском учете": - наименование документа; - дату составления документа; - наименование организации, от имени которой составлен документ; - содержание хозяйственной операции; - измеритель хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; - наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; - личные подписи указанных лиц и их расшифровки. Кроме того, в первичные учетные документы могут быть включены дополнительные реквизиты в зависимости от характера операции, требований соответствующих нормативных актов и методических указаний по бухгалтерскому учету, а также технологии обработки учетной информации. Первичные учетные документы должны быть надлежащим образом оформлены с заполнением всех необходимых реквизитов и иметь соответствующие подписи. При отсутствии показателей по отдельным реквизитам в указанных первичных учетных документах соответствующие строки (графы) прочеркиваются. Первичные учетные документы должны быть заранее пронумерованы, либо номер ставится при оформлении и регистрации документа. В организации порядок нумерации должен обеспечивать наличие неповторяющихся номеров в течение одного отчетного года. Первичные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций. Одной из утвержденных форм является товарная накладная (форма N ТОРГ-12), которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Товарная накладная составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей. Учитывая, что товарная накладная и счет-фактура, выдаваемые магазинами системы METRO, удовлетворяют признакам первичного учетного документа, они могут являться документом, подтверждающим осуществление расходов. Вместе с тем, принимая во внимание, что отпуск товарно-материальных ценностей указанными магазинами производится доверенным лицам организации по карте клиента, оформляемой в соответствии с установленным METRO порядком, лицо, через которое приобретаются товарно-материальные ценности, должно являться сотрудником организации на дату заполнения названных документов. Дополнительными документами для документального подтверждения расходов, связанных с приобретением товаров в магазинах системы METRO, служат корешок доверенности на приобретение ценностей в магазине, авансовый отчет подотчетного лица, регистры бухгалтерского и налогового учета по оприходованию приобретенных ценностей. Кроме того, следует учитывать, что для целей налогообложения прибыли могут быть признаны только расходы, непосредственно связанные с получением доходов. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга А.А. Глинкин 19 ноября 2004 г. N 26-12/74950 |