ОБ ИММУНОПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РФ 29 сентября 2004 г. N 2 (Д) Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав эпидемиологическую обстановку по инфекционной заболеваемости в Российской Федерации и ход проведения иммунизации в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря прививок по эпидемическим показаниям, установил, что несмотря на проведение ряда организационных и практических мероприятий по увеличению охвата населения прививками в работе по иммунопрофилактике инфекционных болезней продолжают иметь место серьезные недостатки. Крайне высокими остаются показатели заболеваемости краснухой. За 7 мес. 2004 г. число заболевших возросло на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 88 на 100 тыс. населения, а в Республиках Мордовия, Марий Эл, Хакасия, Красноярском и Приморском краях, Ульяновской области - 360 - 615 на 100 тыс. Несмотря на сложившуюся ситуацию, в последние два года закупки вакцины против краснушной инфекции в централизованном порядке не проводились. В недостаточном объеме осуществляются и централизованные закупки вакцин против вирусного гепатита В для иммунизации новорожденных детей и подростков. В 2004 г. выделено ассигнований на приобретение лишь 7 млн. доз вакцины при потребности регионов в 12 млн. доз. В текущем году заболеваемость коклюшем возросла в 2 раза, корью - на 3%. В Республиках Дагестан, Северная Осетия, Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика, Амурской области показатели заболеваемости корью в 8 - 20 раз выше, чем в целом по стране. Высокие уровни заболеваемости дифтерией, в 2 - 4 раза превышающие общероссийские показатели, сохраняются в Калужской, Новгородской, Псковской, Свердловской, Челябинской областях, г. г. Москве и Санкт-Петербурге. При этом 70% заболевших составляют лица старше 30 лет, не привитые против этой инфекции. За 7 мес. 2004 г. заболеваемость дифтерией среди детей возросла на 15,6% за счет Республики Карелия, Пермской, Самарской, Смоленской, Челябинской и Вологодской областей. Такое положение является следствием недостаточного охвата детей вакцинацией и ревакцинацией, низкого объема иммунизации против кори и эпидемического паротита по эпидемическим показаниям, несоблюдения условий транспортирования и хранения вакцин, особенно в республиках Северо-Кавказского региона. В Ивановской, Ульяновской, Ярославской областях, Ненецком, Эвенкийском, Чукотском, Ямало-Ненецком автономных округах не достигнут 95% охват детей вакцинацией против коклюша и эпидемического паротита. Показатели охвата ревакцинацией ниже 95% против кори имели место в 19, против эпидемического паротита - в 29, коклюша - в 17, дифтерии - в 10, полиомиелита - в 7 субъектах Российской Федерации. Особую тревогу вызывает неудовлетворительное положение дел с иммунизацией населения в Чеченской Республике. В ряде лечебно-профилактических учреждений по-прежнему отмечаются факты необоснованных медицинских отводов и отказов населения от проведения профилактических прививок, что свидетельствует как о недостаточной подготовке медицинских работников по вопросам иммунопрофилактики, так и о низкой эффективности разъяснительной работы среди населения о необходимости проведения профилактических прививок. Органы управления здравоохранением, особенно в республиках Северо-Кавказского региона, не приняли действенных мер по созданию надлежащих условий транспортирования и хранения иммунобиологических препаратов. В текущем году имели место перебои и приостановки поставок вакцин АКДС и АДС-М в г. Москву, Оренбургскую, Калининградскую, Пермскую области, вакцины против кори - в г. Москву, Республики Калмыкия, Саха (Якутия), Московскую, Магаданскую, Свердловскую, Нижегородскую области, вакцин БЦЖ и БЦЖ-М - в Пермскую область, Ханты-Мансийский автономный округ. До сих пор не создана эффективная система снабжения иммунобиологическими препаратами Чеченской Республики. Низкими темпами и в недостаточном объеме реализуются региональные и муниципальные программы "Вакцинопрофилактика". Недостаточно используются средства местных бюджетов, фондов обязательного медицинского страхования, страховых компаний и других организаций для закупки вакцин в целях проведения иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, даже в регионах с крайне высоким уровнем заболеваемости корью, эпидемическим паротитом, вирусным гепатитом В. В текущем году на закупку противокоревой вакцины для массовой иммунизации взрослого населения выделены ассигнования лишь в 26-ти субъектах Российской Федерации. Центры госсанэпиднадзора в г. Москве, Свердловской области и ряде других территорий до настоящего времени осуществляют расчет потребности, хранение и распределение иммунобиологических препаратов по лечебно-профилактическим учреждениям, что не предусмотрено Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Сложившаяся ситуация в организации и проведении иммунизации населения ставит под угрозу реализацию "Программы ликвидации кори на территории Российской Федерации к 2010 году", "Национального плана действий на 2003 - 2005 гг. по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации после сертификации искоренения полиомиелита в Европейском регионе", затрудняет работу по борьбе с инфекционными заболеваниями в стране. В целях предупреждения дальнейшего роста инфекционной заболеваемости населения Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, ст. 51 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" от 17.09.1998 N 157-ФЗ, ст. 7, 9 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст. 4736), постановляю: 1. Главам администраций субъектов Российской Федерации рекомендовать: 1.1. Рассмотреть вопрос о ходе реализации региональных и муниципальных программ "Вакцинопрофилактика", внести необходимые коррективы в планы мероприятий, направленных на совершенствование иммунопрофилактики инфекционных заболеваний. 1.2. Предусмотреть в соответствии с конкретной эпидемиологической обстановкой выделение необходимых ассигнований на закупку вакцин для проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям. 2. Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию обеспечить своевременную закупку и поставку вакцин для иммунизации населения в рамках национального календаря профилактических прививок. 3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, Главным государственным санитарным врачам субъектов Российской Федерации: 3.1. Провести анализ эпидемиологической обстановки по инфекционным заболеваниям, управляемым средствами специфической профилактики, обеспечения лечебно-профилактических учреждений иммунобиологическими препаратами, разработать и организовать проведение дополнительных мероприятий, направленных на улучшение работы по иммунопрофилактике населения. 3.2. Внести в органы исполнительной власти предложения о выделении ассигнований на проведение прививок по эпидемическим показаниям в соответствии со сложившейся эпидемиологической обстановкой. 3.3. Активизировать работу по проведению массовой иммунизации против кори взрослого населения. 4. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации: 4.1. Принять действенные меры по обеспечению максимального охвата вакцинацией и ревакцинацией детей в сроки, предусмотренные национальным календарем профилактических прививок. 4.2. Осуществлять необходимые мероприятия по созданию надлежащих условий транспортировки и хранения вакцин в лечебно-профилактических учреждениях. 4.3. Организовать систематическое повышение квалификации врачей-педиатров по вопросам иммунопрофилактики инфекционных болезней. 4.4. Усилить работу с населением, направленную на снижение отказов от проведения иммунопрофилактики. 5. Главным государственным санитарным врачам субъектов Российской Федерации: 5.1. Осуществлять действенный надзор за организацией и проведением иммунопрофилактики инфекционных болезней. 5.2. Обеспечить эффективный контроль за соблюдением учреждениями здравоохранения условий транспортирования и хранения иммунобиологических препаратов. 5.3. Активизировать работу со средствами массовой информации по информированию населения об эпидемиологической ситуации по инфекционным заболеваниям и необходимости иммунопрофилактики. Г.Г.ОНИЩЕНКО 29 сентября 2004 г. N 2 |