О ТАРИФООБРАЗОВАНИИ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ И ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ НА 2005 ГОД ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 9 февраля 2005 г. N 27-СФ (СЗРФ 05-07 1402) Заслушав и обсудив вопрос о тарифообразовании в жилищно-коммунальном хозяйстве и естественных монополиях на 2005 год, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее. Правительство Российской Федерации установило на 2005 год федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг по субъектам Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 года N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год") и определило порядок предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года N 444 "О предо-ставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг"). При этом для перевода дотаций, предоставляемых организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, в адресные субсидии населению установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан за жилье и предоставляемые коммунальные услуги в размере 100 процентов федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и органам местного самоуправления при установлении цен на содержание и ремонт жилья, а также тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях рекомендовано исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению. По данным мониторинга Федеральной службы государственной статистики, Федеральной службы по тарифам и Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, по состоянию на 15 января 2005 года изменение стоимости жилья и коммунальных услуг в субъектах Российской Федерации по сравнению с 2004 годом составляет 23,3 процента, а в ряде субъектов Российской Федерации - более 40 процентов. В большинстве субъектов Российской Федерации соблюдены установленные государством параметры, определяющие систему ценообразования на 2005 год. Они соответствуют введенным федеральным стандартам оплаты жилья и коммунальных услуг. В некоторых субъектах Российской Федерации региональный стандарт превышает федеральный. В то же время при соблюдении регионами федеральных стандартов имеет место существенное увеличение оплаты жилья и коммунальных услуг для граждан, что связано с переходом в 2005 году на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 100 процентов и накопившимися проблемами недофинансирования предприятий и организаций отрасли за прошедшие периоды. Критическая ситуация складывается в системах теплоснабжения регионов. Изношенность основных фондов по субъектам Российской Федерации составляет от 40 до 75 процентов. Учитывая исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации на 2004 год, объем недофинансирования предприятий и организаций отрасли ежемесячно составляет более 2 млрд. рублей. Кроме того, отсутствие целостной нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения теплоснабжающих предприятий и потребителя, создает возможность для принятия необоснованных решений по установлению тарифов в регионах. Поступающая из субъектов Российской Федерации информация свидетельствует о том, что увеличение тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг значительно снижает уровень жизни населения. Ситуация обостряется в связи с проводимой заменой социальных льгот денежной компенсацией. В целях обеспечения эффективной координации мер, проводимых в экономике и социальной сфере, и недопущения снижения уровня жизни населения Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Предложить Правительству Российской Федерации: в связи со сложившейся ситуацией с погашением начисленных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг увеличить объем средств Федерального фонда софинансирования социальных расходов, направляемых в виде субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на указанные цели; провести реструктуризацию просроченной кредиторской задолженности с частичным погашением долгов предприятий жилищно-коммунального хозяйства; провести мониторинг и проверку обоснованности установленных цен на жилье и тарифов на коммунальные услуги; ускорить разработку и принятие нормативных документов, направленных на реализацию Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; разработать порядок установления социальной нормы потребления электроэнергии, обеспечивающей минимально необходимые потребности граждан, а также порядок установления стоимости электроэнергии в пределах социальной нормы, увязав изменение стоимости с реальными доходами населения; установить дифференцированно по категориям населения (городское, сельское) федеральные стандарты предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. При этом порядок и условия предоставления субсидий не должны ухудшать положение граждан; завершить в 2005 году работу над новой редакцией Федерального закона "Об энергосбережении", проектом федерального закона "О теплоснабжении", обеспечивающих институциональные преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве и стимулирующих внедрение энергоресурсосберегающих технологий, снижение издержек, привлечение инвестиций на модернизацию основных фондов его предприятий. 2. Предложить Правительству Российской Федерации совместно с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации образовать рабочую группу для ускорения разработки указанных проектов федеральных законов. 3. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение и принятие Федерального закона "О концессионных соглашениях". 4. Поручить Счетной палате Российской Федерации провести проверку эффективности расходования средств федерального бюджета, направляемых на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. 5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить гласность при формировании цен на жилье и тарифов на коммунальные услуги. 6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. МИРОНОВ 9 февраля 2005 г. N 27-СФ |