О ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ (РЕДАКЦИЯ НА 06.02.2002). Закон. Московская городская дума. 09.12.98 29

Оглавление


                             ГОРОД МОСКВА

                                ЗАКОН

               О ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
                       (Редакция на 06.02.2002)



   

     Настоящий   Закон   в   соответствии  с  Конституцией  Российской
Федерации,   Гражданским   кодексом   Российской   Федерации,  Законом
Российской Федерации "О защите прав потребителей" и иными нормативными
правовыми   актами   Российской   Федерации,   Уставом  города  Москвы
определяет основы торговой деятельности в городе Москве.
     Действие   настоящего   Закона   распространяется   на   торговую
деятельность,   связанную   с   реализацией  товаров  потребительского
назначения и предоставлением услуг общественного (массового) питания.

                       Глава 1. Общие положения

                        Статья 1. Цель Закона

     Целью  настоящего Закона является регулирование отношений в сфере
торговой  деятельности  для  обеспечения  более полного удовлетворения
потребностей населения города в товарах и услугах.

               Статья 2. Принципы организации торговой
                     деятельности в городе Москве

     Основными  принципами  организации торговой деятельности в городе
Москве являются:
     - развитие предпринимательской деятельности и конкуренции;
     - создание эффективной системы мер по защите прав потребителей;
     - участие   государственных   органов  в  регулировании  торговой
деятельности,  включая  поддержку  социально  значимых  видов торговой
деятельности;
     - поддержка отечественных товаропроизводителей.


               Статья 3. Основные термины и определения

     Торговая  деятельность  -  вид  предпринимательской деятельности,
направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации
товаров    потребительского    назначения   и   предоставления   услуг
общественного (массового) питания.
     Торговая   политика   города   -   совокупность  организационных,
правовых,  экономических,  контрольных и иных мер, проводимых органами
государственной   власти   и  управления  города  Москвы  совместно  с
общественными организациями и предпринимателями для реализации целей и
принципов, установленных настоящим Законом.
     Уполномоченный  орган  -  отраслевой  орган исполнительной власти
города  Москвы,  осуществляющий  управление  и  регулирование  в сфере
торговой деятельности. Компетенция Уполномоченного органа определяется
Мэром Москвы.
     Товары  (работы,  услуги)  потребительского назначения - продукты
труда,  обладающие определенными потребительскими свойствами, предметы
личного,  бытового,  семейного  потребления,  продукция  общественного
питания.
     Торговый   реестр  -  единая  городская  информационная  система,
содержащая сведения о торговых объектах.
     Розничная торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере
торговли,  связанный с реализацией товаров потребительского назначения
непосредственно   потребителю   для   личного,   семейного,  домашнего
использования.
     Мелкорозничная   торговля  -  разновидность  розничной  торговли,
связанная  с реализацией товаров, не требующих особых условий продажи,
через объекты мелкорозничной сети.
     Оптовая  торговля  - вид предпринимательской деятельности в сфере
торговли,   связанный   с   реализацией  товаров  производителями  или
торговыми  посредниками  для  дальнейшего  использования  в  розничной
торговле или профессионального использования.
     Мелкооптовая торговля - разновидность оптовой торговли, связанная
с  реализацией партий товаров производителями и торговыми посредниками
для  последующей  перепродажи в розничной торговле и ином коммерческом
обороте.  Минимальная партия товара при мелкооптовой торговле не может
быть  меньше,  чем  количество  единиц соответствующего товара в одной
упаковке производителя для розничной реализации.
     Общественное  (массовое)  питание - вид деятельности, связанной с
производством,  переработкой,  реализацией  и организацией потребления
продуктов питания.
     Стационарные  (капитальные)  торговые объекты - торговые объекты,
установленные  на заглубленных фундаментах, присоединенные к городским
инженерным коммуникациям.
     Нестационарные торговые объекты - торговые объекты, установленные
без  заглубленных  фундаментов,  вне  зависимости  от  присоединения к
городским   инженерным   коммуникациям,   строительных  конструкций  и
габаритов.

       Статья 4. Субъекты, объекты и виды торговой деятельности

     Субъекты  торговой  деятельности  -  юридические  лица  различных
организационно  -  правовых форм, осуществляющие торговую деятельность
(торговые  организации),  объединения  торговых  организаций,  а также
граждане,   осуществляющие   торговую   деятельность   (индивидуальные
предприниматели) и зарегистрированные в установленном порядке.
     Торговые   объекты   (торговые   предприятия)   -   имущественные
комплексы,  используемые  торговыми  организациями  для  осуществления
торговой деятельности.
     Торговые   объекты   могут   быть   отнесены   к  стационарным  и
нестационарным   в   зависимости   от   архитектурно   -  строительных
характеристик предприятия.
     Категории   торговых  объектов  (универмаг,  универсам,  торговый
комплекс  и т.д.) определяются в соответствии с нормативными правовыми
актами   Российской   Федерации   и  города  Москвы,  устанавливающими
требования   к   ассортименту   реализуемой   продукции,   технической
оснащенности  помещений, методам обслуживания, квалификации персонала,
качеству обслуживания, перечню предоставляемых услуг.
     Видами торговой деятельности являются розничная (мелкорозничная),
оптовая  (мелкооптовая)  торговля и предоставление услуг общественного
(массового) питания.

     Глава 2. Государственное регулирование торговой деятельности

       Статья 5. Разграничение компетенции Российской Федерации
            и города Москвы в сфере торговой деятельности

     В  соответствии  с Конституцией Российской Федерации, Договором о
разграничении   предметов   ведения   и   полномочий   между  органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти  города  федерального  значения  Москвы  от  16 июня 1998 года,
Уставом   города   Москвы   город   Москва   обладает   всей  полнотой
государственной  власти  по  определению порядка организации оптовой и
розничной    торговли    товарами    потребительского   назначения   и
предоставления услуг общественного питания на своей территории.
     Органы  государственной  власти  города  Москвы  в пределах своих
полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации:
     - принимают   законодательные  акты,  регулирующие  осуществление
торговой деятельности в городе Москве;
     - определяют  основные  направления и реализуют торговую политику
города  Москвы;  решают вопросы защиты прав потребителей, осуществляют
государственный   контроль   за   качеством  товаров  потребительского
назначения;
     - в  целях  защиты прав потребителей устанавливают дополнительные
ограничения,  специальные  защитные  меры  в  отношении  поступающих в
розничную  продажу  товаров  потребительского  назначения  в  пределах
компетенции города Москвы как субъекта Российской Федерации;
     - отрабатывают   системы  сертификации  и  идентификации  товаров
потребительского назначения; устанавливают и отменяют городские налоги
и  сборы,  взимаемые  с  субъектов  торговой  деятельности, определяют
порядок предоставления льгот по ним;
     - устанавливают  штрафные  санкции и иные виды ответственности за
нарушение установленного порядка осуществления торговой деятельности;
     - осуществляют  лицензирование  отдельных  видов  деятельности на
территории  города;  контролируют  соблюдение законодательства в сфере
торговой деятельности;
     - определяют  порядок  размещения торговых объектов на территории
города;
     - осуществляют   иные   функции,   необходимые   для  обеспечения
потребностей населения в товарах и услугах.
     По  предметам  совместного  ведения,  установленным  нормативными
правовыми  актами  Российской Федерации в сфере торговой деятельности,
до  принятия  соответствующих  федеральных законов город Москва вправе
осуществлять  собственное  правовое  регулирование,  включая  принятие
законов   и   иных   нормативных  правовых  актов,  с  последующим  их
приведением в соответствие с законодательством Российской Федерации.

           Статья 6. Методы государственного регулирования
                        торговой деятельности

     Методами  государственного  регулирования  торговой  деятельности
являются:
     - развитие и совершенствование нормативно - правового обеспечения
деятельности отрасли;
     - лицензирование   отдельных   видов   торговой   деятельности  в
установленном порядке;
     - сертификация   продукции   потребительского  назначения,  услуг
торговли и общественного (массового) питания в установленном порядке;
     - реализация  государственной монополии на отдельные виды товаров
и (или) отдельные виды торговой деятельности, установленной Российской
Федерацией, и введение отдельных ограничений на осуществление торговой
деятельности   в  пределах  компетенции  города  Москвы  как  субъекта
Российской Федерации;
     - поддержка  отечественных  товаропроизводителей в сфере торговой
деятельности и социально значимых видов торговой деятельности;
     - финансирование   в   установленном   порядке  инвестиционных  и
инновационных  проектов  за  счет  бюджетных, внебюджетных источников,
городских заимствований на конкурсной основе;
     - государственный  контроль за соблюдением требований нормативных
правовых актов Российской Федерации и города Москвы;
     - разработка  и реализация комплексной программы развития отрасли
и целевых городских программ в сфере потребительского рынка.

                      Статья 7. Торговый реестр

     В  целях  обеспечения  полной и достоверной информации о торговых
объектах  Уполномоченный орган (отраслевой Департамент) ведет Торговый
реестр - перечень субъектов торговой деятельности и торговых объектов.
     Плата за внесение в Торговый реестр не взимается.
     Порядок  ведения  Торгового  реестра  определяется Правительством
Москвы.


           Статья 8. Комплексная программа развития отрасли
                    и целевые городские программы

     В  целях практической реализации торговой политики Уполномоченный
орган  совместно  с  префектурами,  органами  местного самоуправления,
заинтересованными   органами   исполнительной  власти  города  Москвы,
Московской    торгово   -   промышленной   палатой   и   общественными
организациями   предпринимателей   составляет   комплексную  программу
развития отрасли.
     Комплексная    программа   разрабатывается   в   соответствии   с
Генеральным  планом  развития  города  Москвы, основными направлениями
социально   -   экономического   развития   города   и   приоритетными
направлениями  деятельности  в  сфере  потребительского рынка с учетом
текущего состояния, краткосрочных и долгосрочных прогнозов.
     Комплексная  программа  составляется  на  3-5  лет и представляет
собой совокупность мероприятий, связанных источниками финансирования и
направлениями расходования средств, исполнителями и сроками.
     Комплексная программа разрабатывается, утверждается и выполняется
в   соответствии  с  действующим  законодательством  города  Москвы  о
государственных целевых программах.

        Статья 9. Управление государственными и муниципальными
                       торговыми предприятиями

     Государственные    унитарные    предприятия   и   государственные
учреждения    отрасли    находятся    в    ведомственном    подчинении
Уполномоченного   органа,   который   осуществляет   контроль   за  их
хозяйственной деятельностью в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации и города Москвы и уставом предприятия.
     Руководитель предприятия (учреждения) назначается и освобождается
от   должности   Уполномоченным   органом   в   порядке,  определяемом
Правительством Москвы.

                 Статья 10. Управление долями города

     В органы управления субъектов торговой деятельности, акции (доли,
паи)   которых   закреплены   в   государственной   или  муниципальной
собственности  города  Москвы, по представлению Уполномоченного органа
назначаются представители города (управляющие пакетами акций, долями).
     Акции  (доли,  паи)  города  могут  быть переданы в доверительное
управление    хозяйствующим    субъектам   в   порядке,   определяемом
Правительством Москвы.

                 Статья 11. Крупные торговые объекты

     К  категории  крупных  торговых  объектов относятся принадлежащие
субъектам  торговой  деятельности  имущественные  комплексы с торговой
площадью свыше 1000 квадратных метров.
     Решение  о  предоставлении  разрешения  на  строительство крупных
торговых  объектов  или  об отнесении действующих объектов к категории
крупных принимается Правительством Москвы в соответствии с Генеральной
схемой размещения крупных торговых объектов.
     Указанные     решения    оформляются    распоряжением    Премьера
Правительства Москвы.

               Статья 12. Меры поддержки отечественных
                         товаропроизводителей

     Мерами   поддержки  отечественных  товаропроизводителей  в  сфере
торговой деятельности являются:
     - организация  московских  и  межрегиональных ярмарок, выставок -
продаж товаров отечественного производства;
     - учет  интересов  московской  промышленности  в  межрегиональных
соглашениях;
     - разработка  и  внесение  в  федеральные  органы  исполнительной
власти   предложений   по   вопросам  таможенной  политики  на  товары
потребительского назначения;
     - введение дополнительных мер контроля за качеством реализуемых в
городе товаров потребительского назначения;
     - предоставление    в    установленном    порядке   рекламной   и
информационной поддержки товаров московской промышленности;
     - регулирование  деятельности  крупных  торговых объектов в части
реализации товаров отечественного производства;
     - создание  оптовых  и  оптово  -  розничных  систем  при участии
московских товаропроизводителей;
     - использование  мер кредитно - финансовой поддержки промышленных
предприятий  и предприятий торговли, реализующих товары отечественного
производства;
     - соблюдение ассортиментного минимума.
     Конкретные  меры  поддержки  определяются  Мэром и Правительством
Москвы.

            Статья 13. Изменение профиля торговых объектов

     Торговые  организации, получившие право на использование торговых
объектов   в  процессе  приватизации  с  условием  сохранения  профиля
торговой   деятельности,   сохраняют   профиль   до  истечения  срока,
указанного в договоре.
     Согласованию с префектами административных округов подлежат:
     - изменение  профиля  торгового  объекта  при  переходе  из сферы
торговой деятельности в любую другую сферу деятельности;
     - изменение   профиля   специализированных   торговых   объектов,
реализующих   молочную,   овощную  продукцию,  хлебобулочные  изделия,
детское и диетическое питание.

            Глава 3. Ответственность за нарушения в сфере
                        торговой деятельности

          Статья 14. Контроль в сфере торговой деятельности

     Контроль  за  осуществлением  торговой деятельности на территории
города  Москвы  и  применение  ответственности  за  нарушения  в сфере
торговой деятельности осуществляются в соответствии с законодательными
и  иными  нормативными  правовыми актами Российской Федерации и города
Москвы.
     Координацию   деятельности   контролирующих   органов   в   части
осуществления  контроля  за работой предприятий потребительского рынка
осуществляет Уполномоченный орган.
     Проверки    деятельности    торговых    объектов   осуществляются
работниками   контролирующих   органов   города   Москвы   только  при
предъявлении  удостоверения  и  направления  на  проведение  проверки,
выданного  в  пределах компетенции контролирующего органа, с указанием
даты и цели ее проведения, должности и фамилии проверяющих.
     Результаты проверок фиксируются в установленном порядке.
     Действия  органов  и  лиц,  осуществляющих  проверку,  могут быть
обжалованы в судебном порядке.

              Статья 15. Приостановление продажи товаров
                           (оказания услуг)

     В   случаях   выявления   продажи  товаров,  оказания  услуг,  не
сопровождающихся   достоверной   и   достаточной  информацией,  или  с
просроченными сроками годности, или без указания сроков годности, если
установление  этих  сроков  обязательно,  Уполномоченный  орган и иные
государственные  контролирующие  органы,  которым  предоставлено такое
право,   приостанавливают   продажу   товаров   (оказание   услуг)  до
предоставления  информации  или  прекращают  продажу товаров (оказание
услуг).
     Руководителю   предприятия,   допустившему   нарушение,  выдается
предписание о приостановлении продажи товаров (оказания услуг) на срок
устранения   выявленных   нарушений,   установленный   государственным
контролирующим органом.
     При  приостановлении продажи товаров, оказания услуг к нарушителю
применяются    штрафные   санкции   в   соответствии   с   действующим
законодательством.


      Статья 16. Ликвидация торговых организаций по решению суда

     Торговая  организация  может быть ликвидирована по решению суда в
случаях:
     - осуществления    деятельности    без   надлежащего   разрешения
(лицензии);
     - осуществления деятельности, запрещенной федеральными законами;
     - неоднократных  или грубых нарушений федеральных законов, указов
Президента    Российской    Федерации,   постановлений   Правительства
Российской   Федерации,   Правил   торговой   деятельности   и  других
нормативных   правовых   актов   города   Москвы   в   сфере  торговой
деятельности.
     Требование   о   ликвидации   торговой   организации  может  быть
предъявлено от имени Правительства Москвы Уполномоченным органом.

                 Глава 4. Труд и кадровое обеспечение

               Статья 17. Правовое регулирование труда
                         работников торговли

     Трудовые  отношения,  рабочее  время и время отдыха, охрана труда
регулируются   действующим   трудовым   законодательством   Российской
Федерации.
     Не  допускается  установление трудовыми договорами (контрактами),
заключаемыми  с работниками, условий труда, ухудшающих их положение по
сравнению с федеральными законами.
     Руководители  торговых организаций независимо от организационно -
правовых  форм  и  форм  собственности  обязаны заключать коллективные
договоры по решению трудового коллектива.
     Случаи  ограничения  занятий торговой деятельностью для отдельных
граждан  устанавливаются  действующим  административным,  уголовным  и
трудовым законодательством.

            Статья 18. Требования к кадровому обеспечению

     Работодатель  обязан проконтролировать и обеспечить наличие у лиц
рабочих     категорий,     осуществляющих    торговую    деятельность,
непосредственно    связанную    с    обслуживанием   потребителей,   и
обеспечивающих процесс приготовления продукции общественного питания:
     - медицинских  документов, перечень которых определяется органами
санитарно - эпидемиологического надзора;
     - профессионального  образования  и профессиональной подготовки в
соответствии    с    методическими    рекомендациями,    определяемыми
Уполномоченным органом;
     - необходимых знаний в сфере техники безопасности.

                  Глава 5. Заключительные положения

           Статья 19. Социальная защита отдельных категорий
                  населения в торговом обслуживании

     Отдельным   категориям  граждан  предоставляются  преимущества  и
льготы в торговом обслуживании.
     Перечень   категорий   граждан   и   предоставляемые   льготы   и
преимущества  определяются  нормативными  правовыми  актами Российской
Федерации и города Москвы.
     Торговые организации обязаны предоставлять установленные льготы.

              Статья 20. Рассмотрение обращений граждан
                        в торговые организации

     В целях защиты прав и законных интересов граждан в сфере торговой
деятельности  руководители  торговых организаций обязаны рассматривать
устные   и   письменные   обращения   (заявления,   жалобы)   граждан,
предоставлять   соответствующую   информацию   об  их  рассмотрении  и
принимать  необходимые  меры в соответствии с Законом города Москвы от
18 июня 1997 года N 25 "Об обращениях граждан".
     Обращения  граждан по вопросам приобретения товаров ненадлежащего
качества  или  товаров, использование которых по назначению невозможно
по  иным  причинам, рассматриваются в порядке и в сроки, установленные
Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

            Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу

     Настоящий Закон вступает в силу с момента его опубликования.


     Статья 22. Приведение правовых актов органов исполнительной
       власти города Москвы в соответствие с настоящим Законом

     Нормативные  правовые  акты города Москвы должны быть приведены в
соответствие  с  настоящим  Законом  в течение 6 месяцев с момента его
вступления в силу.

Мэр Москвы
                                                           Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

9 декабря 1998 г.
N 29

Оглавление