для голосования; з) строка 9: число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; и) строка 10: число недействительных бюллетеней; к) строка 11: число действительных бюллетеней; л) строка 11а: число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией референдума; м) строка 11б: число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией референдума участникам референдума на участке референдума до дня голосования; н) строка 11в: число участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке референдума; о) строка 11г: число погашенных на участке референдума неиспользованных открепительных удостоверений; п) строка 12: число голосов участников референдума по позиции "Да", содержащейся в бюллетенях для голосования на референдуме; р) строка 13: число голосов участников референдума по позиции "Нет", содержащейся в бюллетенях для голосования на референдуме; 6) сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов участников референдума жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу; 7) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой комиссии с правом решающего голоса и их подписи; 8) дату и время подписания протокола; 9) печать участковой комиссии. 3. В протоколе об итогах голосования должны быть предусмотрены дополнительные строки, предназначенные для занесения в них в соответствии с частью 22 статьи 54 настоящего Закона сведений о невыполнении контрольных соотношений пунктов 2, 3, 4 и 7, указанных в приложении 2 к настоящему Закону. 4. Числа, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Статья 54. Порядок подсчета голосов участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией референдума 1. Подсчет голосов участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов участников референдума членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса. 2. По истечении времени голосования председатель участковой комиссии референдума объявляет, что получить бюллетени и проголосовать могут только участники референдума, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет голосов участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии референдума, а также наблюдатели. 3. После окончания времени голосования члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в части 4 статьи 20 настоящего Закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене под позициями "Да" и "Нет"), затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования. При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 7 увеличенной формы протокола об итогах голосования. После этого члены участковой комиссии подсчитывают и оглашают число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений. Число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений заносится в строку 11г протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. 4. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии референдума уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных участковой комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении муниципальной комиссии участников референдума, в указанное число не входят). При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 2 увеличенной формы протокола об итогах голосования. 5. Перед непосредственным подсчетом голосов участников референдума члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка участников референдума следующие суммарные данные по этой странице: 1) число участников референдума, внесенных в список участников референдума на момент окончания голосования (без учета числа выбывших участников референдума); 2) число бюллетеней, выданных участникам референдума в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей участников референдума в списке участников референдума); 3) число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума); 4) при проведении местного референдума - число бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим участникам референдума (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума и проверяется по списку досрочно проголосовавших участников референдума); 5) при проведении референдума города Москвы вносятся также: а) число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией референдума участникам референдума на участке референдума; б) число участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке референдума; в) число открепительных удостоверений, выданных участникам референдума территориальной комиссией референдума. 6. После внесения указанных в части 5 настоящей статьи данных каждая страница списка участников референдума подписывается внесшим эти данные членом комиссии, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с частью 5 настоящей статьи, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка участников референдума, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, а в случае использования технических средств подсчета голосов - только в соответствующие строки увеличенной формы протокола: 1) в строку 1 - число участников референдума, внесенных в список участников референдума на момент окончания голосования; 2) в строки 3 и 4 - число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим досрочно; 3) в строку 5 - число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим в помещении для голосования в день голосования; 4) в строку 6 - число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования; 5) в строку 11а - число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией; 6) в строку 11б - число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией участникам референдума на участке референдума; 7) в строку 11в - число участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке референдума. 7. После этого со списком участников референдума вправе ознакомиться наблюдатели и иные лица, указанные в части 4 статьи 20 настоящего Закона, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета. 8. Дальнейшая работа со списком участников референдума не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с частью 22 настоящей статьи. Список участников референдума на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка участников референдума, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии референдума. 9. Непосредственный подсчет голосов участников референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса. 10. При непосредственном подсчете голосов участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии референдума с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в части 4 статьи 20 настоящего Закона. 11. Непосредственный подсчет голосов участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой комиссии референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 17 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии. 12. При сортировке бюллетеней участковая комиссия референдума отделяет бюллетени неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются. Они упаковываются отдельно и опечатываются. 13. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений участников референдума, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии референдума признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет", вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии, а сами бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются. 14. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них. 15. Члены участковой комиссии референдума сортируют бюллетени референдума, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет", содержащимся в бюллетене для голосования на референдуме, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается. 16. Если число досрочно проголосовавших в помещениях муниципальной комиссии и участковой комиссии референдума участников референдума составляет более одного процента от числа участников референдума, внесенных в список участников референдума на участке референдума (но не менее десяти участников референдума), участковая комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет голосов по бюллетеням, на оборотной стороне которых проставлена печать участковой комиссии в соответствии с частью 6 статьи 51 настоящего Закона. По результатам указанного подсчета участковой комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования. При этом такие бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются. 17. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет", или в которых знак (знаки) проставлен (проставлены) более чем в одном квадрате. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления участника референдума этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия референдума решает вопрос о действительности каждого из вызвавших сомнение бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с частью 13 настоящей статьи и частью 7 статьи 51 настоящего Закона) заносится в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. 18. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по позициям "Да" и "Нет". При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку участника референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в строки 12 и 13 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. 19. Члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса подсчитывают и вносят в строку 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число действительных бюллетеней. 20. Члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса подсчитывают, оглашают и вносят в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования. 21. После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета. 22. После ознакомления членов участковой комиссии референдума с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка указанных в приложение 2 к настоящему Закону контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения "б", "в", "г" и (или) "ж" не выполняются снова, участковая комиссия принимает соответствующее решение, прилагаемое к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола об итогах голосования, предусмотренные частью 3 статьи 53 настоящего Закона. 23. После завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки: по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет", недействительные бюллетени, погашенные бюллетени. На каждой пачке указываются число содержащихся в ней бюллетеней, позиция, отмеченная в соответствующих бюллетенях, либо ставится отметка: "Недействительные бюллетени", "Погашенные бюллетени". Сложенные таким образом бюллетени, а также бюллетени, упакованные в соответствии с частями 12 и 13 настоящей статьи, упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер участка референдума, общее число всех упакованных бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии референдума или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии референдума как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса. Упаковка осуществляется в присутствии лиц, которые указаны в части 4 статьи 20 настоящего Закона и которым предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи. 24. Участковая комиссия референдума обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов участников референдума жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования. 25. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия референдума в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматривает жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов участников референдума, после чего подписывает протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдает копии протокола лицам, указанным в части 4 статьи 20 настоящего Закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов. 26. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов. 27. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 28. По требованию члена участковой комиссии референдума, наблюдателя, иных лиц, указанных в части 4 статьи 20 настоящего Закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить им возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее. Участковая комиссия отмечает факт выдачи копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее копию, расписывается в указанном реестре. Лицо, заверяющее копию протокола об итогах голосования, несет ответственность за ее полноту и достоверность содержащихся в ней данных. 29. Первый экземпляр протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, либо заверения этих копий незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию референдума и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов участников референдума жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии и составленные участковой комиссией акты. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в вышестоящую комиссию председателем или секретарем участковой комиссии либо иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой комиссии. При указанной передаче протокола участковой комиссии вправе присутствовать другие члены данной участковой комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную комиссию. 30. Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в части 4 статьи 20 настоящего Закона, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией референдума, после чего второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной настоящим Законом документацией референдума, включая бюллетени, а также печать участковой комиссии передаются в вышестоящую комиссию для хранения. Статья 55. Голосование с использованием технических средств подсчета голосов 1. В качестве стационарных ящиков в помещении для голосования могут использоваться технические средства подсчета голосов, в том числе программнотехнические комплексы обработки бюллетеней. В случае проведения совмещенных выборов и референдума разных уровней использование этих технических средств обязательно при подсчете голосов на всех выборах и референдуме. Перечень участков референдума, на которых используются технические средства подсчета голосов, определяется Городской комиссией. 2. При использовании технического средства подсчета голосов после завершения работы со списком участников референдума в присутствии членов участковой комиссии референдума с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в части 4 статьи 20 настоящего Закона: 1) если по какой-либо причине голосование в помещении для голосования временно проводилось без использования технического средства подсчета голосов, участковая комиссия референдума проверяет неповрежденность печатей (пломб) на специальном отсеке на данном техническом средстве подсчета голосов либо на резервном стационарном ящике для голосования, открывает такой ящик и все содержащиеся в нем бюллетени опускает в техническое средство подсчета голосов таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования; 2) участковая комиссия референдума производит подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 54 настоящего Закона, затем все бюллетени опускаются в техническое средство подсчета голосов, переключенное в режим подсчета голосов, из переносных ящиков для голосования, при этом бюллетени опускаются таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования; 3) участковая комиссия референдума вводит в техническое средство подсчета голосов данные, полученные на этапе работы со списком участников референдума, то есть данные, занесенные в строки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 11а, 11б, 11в, 11г увеличенной формы протокола об итогах голосования; 4) участковая комиссия референдума осуществляет распечатку протокола об итогах голосования из технического средства подсчета голосов, оглашает и заносит соответствующие данные в строки 8, 9, 10, 11, 12 и 13 увеличенной формы протокола об итогах голосования; 5) участковая комиссия референдума проводит проверку контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном ручном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения "б", "в", "г" и (или) "ж" не выполняются снова, участковая комиссия принимает соответствующее решение, прилагаемое к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола об итогах голосования, предусмотренные частью 3 статьи 53 настоящего Закона; 6) в случае, предусмотренном частью 16 статьи 54 настоящего Закона, участковая комиссия референдума осуществляет сортировку бюллетеней, отделяя бюллетени, которые извлечены из конвертов досрочно проголосовавших участников референдума и на оборотной стороне которых проставлена печать участковой комиссии. Отдельный подсчет голосов по указанным бюллетеням производится вручную либо с использованием технического средства подсчета голосов. По результатам указанного подсчета участковой комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования. 3. В случае поступления обоснованных жалоб (заявлений) лиц, присутствовавших при непосредственном подсчете голосов, участковая комиссия референдума, использовавшая техническое средство подсчета голосов, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов без использования этого средства (ручного подсчета). Если по итогам указанного подсчета выявится разница более чем в один процент (определяемая делением меньшего числа на большее), но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, хотя бы по одной из следующих строк: 10, 11, 12 и 13 - протокола участковой комиссии об итогах голосования, по результатам ручного подсчета составляется протокол об итогах голосования. Если указанная разница не выявится, подписывается протокол, полученный с помощью технического средства подсчета голосов, и составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчета голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию референдума. 4. В пределах территории, на которой действует одна территориальная комиссия референдума, не менее чем на 5 процентах определяемых жребием участков референдума (но не менее чем на трех участках референдума), на которых использовались технические средства подсчета голосов, проводится контрольный подсчет голосов участников референдума непосредственно членами участковых комиссий референдума с правом решающего голоса (ручной подсчет голосов). При этом жеребьевка проводится территориальной комиссией в течение 30 минут после окончания времени голосования, а результаты жеребьевки доводятся до сведения каждой участковой комиссии незамедлительно. При совмещении референдума города Москвы с выборами в федеральные органы государственной власти порядок проведения контрольного подсчета голосов определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в иных случаях - Городской комиссией. 5. О возможности проведения контрольного (ручного) подсчета голосов должны быть извещены все лица, присутствующие при установлении итогов голосования на участке референдума, на котором использовались технические средства подсчета голосов. Ручной подсчет голосов проводится в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в части 4 статьи 20 настоящего Закона. На участках референдума, определенных жребием, ручной подсчет голосов проводится в порядке, определенном частями 9-12, 14, 15, 17-19, 21-23 статьи 54 настоящего Закона. По итогам ручного подсчета голосов либо составляется новый протокол об итогах голосования (если выявится разница более чем в один процент (определяемая делением меньшего числа на большее), но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, хотя бы по одной из следующих строк: 10, 11, 12 и 13 - протокола участковой комиссии об итогах голосования), на котором делается отметка: "Повторный" и который вместе с первоначальным протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию, либо составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчета голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию. Председатель участковой комиссии участка референдума, определенного жребием для проведения контрольного (ручного) подсчета голосов, непосредственно после установления результатов контрольного (ручного) подсчета голосов информирует о полученных результатах территориальную комиссию. 6. Территориальная комиссия референдума, определившая жребием участки референдума для проведения контрольного (ручного) подсчета голосов, незамедлительно по получении от председателей участковых комиссий указанных участков референдума сведений о результатах контрольного (ручного) подсчета голосов принимает решение о результатах контрольного (ручного) подсчета голосов. При этом в случае, если в результате контрольного подсчета голосов хотя бы на одном из определенных жребием участков референдума был составлен повторный протокол об итогах голосования по причине несовпадения в строках 10, 11, 12 и последующих строках протокола данных, полученных при использовании технических средств подсчета голосов и при ручном подсчете голосов, указанная территориальная комиссия обязана принять решение о проведении ручного подсчета голосов на всех участках референдума, на которых не проводился ручной подсчет голосов и которые расположены на соответствующей территории. 7. Участковые комиссии участков референдума, на которых использовались технические средства подсчета голосов, после установления итогов голосования при ручном подсчете голосов и подписания повторных протоколов об итогах голосования либо актов о совпадении данных направляют протоколы в вышестоящую комиссию в порядке, предусмотренном частью 29 статьи 54 настоящего Закона. 8. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на участке референдума, за исключением данных об общем числе проголосовавших участников референдума. 9. Данные протокола об итогах голосования, в том числе полученные с использованием технических средств подсчета голосов, передаются в вышестоящую комиссию по техническим каналам связи (за исключением голосовых средств связи) в рамках государственной автоматизированной информационной системы либо иной технической системы передачи информации, а первый экземпляр протокола об итогах голосования и вся документация референдума, включая бюллетени, при первой же возможности представляются в вышестоящую комиссию либо непосредственно, либо иным способом, обеспечивающим сохранность документации референдума и доставку ее по назначению. 10. Порядок использования технических средств подсчета голосов, технической системы передачи информации, порядок и сроки передачи, обработки и использования информации о референдуме, в том числе переданных по техническим каналам связи в электронном виде данных протокола об итогах голосования, устанавливаются федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральным законом, - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Статья 56. Подведение итогов голосования в муниципальных комиссиях, территориальных комиссиях референдума, Городской комиссии 1. Первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых, территориальных комиссий референдума немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий и заверенных копий сводных таблиц лицам, имеющим право на получение этих копий, либо заверения этих копий поступают в вышестоящую комиссию референдума в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах. 2. На основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия референдума путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования в соответствующем муниципальном образовании, на соответствующей территории, в городе Москве. 3. Прием протоколов нижестоящих комиссий референдума, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории осуществляются в одном помещении, при этом все действия членов комиссии референдума по приему протоколов нижестоящих комиссий референдума, суммированию данных этих протоколов и составлению протокола об итогах голосования должны находиться в поле зрения членов комиссии и наблюдателей, иных лиц, указанных в части 4 статьи 20 настоящего Закона. В указанном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы по соответствующей территории, в которую немедленно после прибытия председателя, секретаря или иного члена нижестоящей комиссии референдума с правом решающего голоса с первым экземпляром протокола об итогах голосования заносятся данные этого протокола с указанием времени их внесения. 4. Председатель, секретарь или иной член нижестоящей комиссии референдума с правом решающего голоса передает первый экземпляр протокола нижестоящей комиссии референдума с приложенными к нему документами члену вышестоящей комиссии референдума с правом решающего голоса, который проверяет правильность заполнения протокола, полноту приложенных документов и выполнение контрольных соотношений. 5. Если протокол и (или) сводная таблица нижестоящей комиссии референдума об итогах голосования составлены с нарушением требований настоящего Закона, предъявляемых к составлению протокола и сводной таблицы, указанная комиссия обязана составить повторный протокол и (или) сводную таблицу в соответствии с требованиями части 13 настоящей статьи, а первоначально представленные протокол и (или) сводная таблица остаются в вышестоящей комиссии референдума. 6. Если протокол и (или) сводная таблица нижестоящей комиссии референдума об итогах голосования составлены в соответствии с требованиями настоящего Закона, предъявляемыми к составлению протокола и (или) сводной таблицы, член вышестоящей комиссии референдума вносит данные этого протокола в сводную таблицу вышестоящей комиссии референдума. Председатель, секретарь или иной член нижестоящей комиссии референдума с правом решающего голоса, передавший члену вышестоящей комиссии референдума протокол об итогах голосования, расписывается в увеличенной форме сводной таблицы под данными протокола соответствующей комиссии об итогах голосования. 7. Суммирование данных, содержащихся в протоколах нижестоящих комиссий референдума об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены вышестоящей комиссии референдума с правом решающего голоса. 8. По данным протоколов нижестоящих комиссий референдума вышестоящая комиссия референдума составляет сводную таблицу и протокол об итогах голосования (о результатах референдума), в которые заносятся данные о количестве нижестоящих комиссий референдума в соответствующем муниципальном образовании, на соответствующей территории, в городе Москве, количестве поступивших протоколов нижестоящих комиссий референдума, на основании которых составляется указанный протокол, а также суммарные данные по строкам протокола участковой комиссии об итогах голосования, установленным частями 2 и 3 статьи 53 настоящего Закона. Для подписания протокола вышестоящая комиссия референдума в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов нижестоящих комиссий референдума. После этого вышестоящая комиссия референдума подписывает протокол об итогах голосования (о результатах референдума) и выдает копии протокола лицам, указанным в части 4 статьи 20 настоящего Закона. Протокол об итогах голосования (о результатах референдума) составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами вышестоящей комиссии референдума с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания его недействительным. 9. К протоколам об итогах голосования комиссий референдума, указанных в части 1 настоящей статьи, приобщается составляемая в двух экземплярах сводная таблица об итогах голосования в соответствующем муниципальном образовании, на соответствующей территории, в городе Москве, включающая в себя полные данные всех поступивших в соответствующую комиссию референдума протоколов об итогах голосования. Член комиссии референдума с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 10. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов комиссии референдума с правом решающего голоса, составившей протокол, а также поступившие в указанную комиссию в период, который начинается в день голосования и оканчивается в день составления соответствующего протокола об итогах голосования, жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, федеральных законов и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. 11. Второй экземпляр протокола об итогах голосования (о результатах референдума) вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования, списками членов комиссии референдума с правом совещательного голоса, составившей протокол, наблюдателей, иных лиц, указанных в части 4 статьи 20 настоящего Закона, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, и другой документацией хранятся секретарем указанной комиссии в охраняемом помещении. 12. Второй экземпляр протокола об итогах голосования (о результатах референдума) вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования предоставляются для ознакомления и снятия копий членам комиссии референдума, составившей протокол, наблюдателям, иным лицам, указанным в части 4 статьи 20 настоящего Закона, а заверенная копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления. 13. Если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы об итогах голосования и направления их первых экземпляров в вышестоящую комиссию референдума комиссия референдума, направившая протокол и (или) сводную таблицу, либо вышестоящая комиссия референдума в ходе предварительной проверки выявила в них неточность (в том числе описку, опечатку, ошибку в сложении данных протоколов нижестоящих комиссий референдума), комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. Комиссия референдума, информируя о проведении указанного заседания в соответствии с частью 2 статьи 20 настоящего Закона, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении комиссия референдума в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию референдума. Нарушение порядка составления повторного протокола является основанием для признания его недействительным. 14. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей комиссии референдума, вышестоящая комиссия референдума вправе не позднее чем за один день до истечения установленных настоящим Законом сроков определения результатов референдума принять решение о проведении повторного подсчета голосов участников референдума нижестоящей комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов участников референдума на соответствующем участке референдума, соответствующей территории. Повторный подсчет голосов участников референдума проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей комиссии референдума с правом решающего голоса комиссией референдума, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или комиссией референдума, принявшей решение о повторном подсчете голосов участников референдума, с обязательным извещением об этом членов соответствующей комиссии референдума с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в части 4 статьи 20 настоящего Закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов участников референдума. По итогам повторного подсчета голосов участников референдума комиссия референдума, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный подсчет голосов". Его заверенные копии выдаются (заверяются изготовленные копии) наблюдателям, иным лицам, указанным в части 4 статьи 20 настоящего Закона. Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию референдума. Статья 57. Сроки подведения итогов голосования и определения результатов референдума 1. Муниципальная комиссия определяет результаты местного референдума не позднее чем на четвертый день после дня голосования. 2. Территориальная комиссия референдума подводит итоги голосования на соответствующей территории при проведении референдума города Москвы не позднее чем на третий день после дня голосования. 3. Городская комиссия определяет результаты референдума города Москвы не позднее чем на шестой день со дня голосования. Статья 58. Определение результатов референдума 1. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий референдума, результаты референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, организующая референдум. Члены соответствующей комиссии референдума с правом решающего голоса устанавливают результаты референдума лично. О результатах референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. Протокол комиссии референдума о результатах референдума помимо данных, указанных в части 8 статьи 56 настоящего Закона, должен включать запись о результатах референдума (решение принято, решение не принято, референдум признан несостоявшимся, результаты референдума признаны недействительными). 2. Референдум признается соответствующей комиссией референдума несостоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума. Число участников референдума, принявших участие в референдуме, определяется как сумма чисел в строках 3, 5 и 6 протокола комиссии референдума о результатах референдума. 3. Соответствующая комиссия референдума признает решение не принятым на референдуме в случае, если за это решение проголосовало не более половины участников референдума, принявших участие в голосовании. Число участников референдума, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования. 4. Соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты референдума недействительными: 1) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума; 2) в случае, если они признаны недействительными на части участков референдума, списки участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа участников референдума, внесенных в списки участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем округе референдума; 3) по решению суда. 5. Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая референдум, назначает повторное голосование. Повторное голосование проводится не позднее чем через 14 дней после принятия решения о признании результатов референдума недействительными с соблюдением требований настоящего Закона, за исключением требований, предъявляемых к срокам изготовления и передачи бюллетеней в соответствии с частями 9 и 13 статьи 48 настоящего Закона. Статья 59. Опубликование итогов голосования и результатов референдума 1. Комиссия референдума предоставляет для ознакомления итоги голосования по каждому участку референдума, территории, на которую распространяется деятельность соответствующей комиссии, результаты референдума в объеме данных, содержащихся в ее протоколе об итогах голосования и протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий референдума, участникам референдума, уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию. 2. Официальное опубликование общих результатов референдума города Москвы осуществляется Городской комиссией не позднее чем через 12 дней со дня голосования. Официальное опубликование общих результатов местного референдума осуществляется муниципальной комиссией не позднее чем через 20 дней со дня голосования. 3. При проведении референдума города Москвы территориальные комиссии референдума не позднее чем через два месяца со дня голосования публикуют результаты референдума на соответствующей территории в объеме данных, содержащихся в протоколах этих комиссий, и данных, которые содержатся в протоколах об итогах голосования участковых комиссий референдума и на основании которых определялись результаты референдума. 4. При проведении местного референдума муниципальная комиссия не позднее чем через два месяца со дня голосования публикует данные, которые содержатся в протоколах об итогах голосования нижестоящих участковых комиссий и на основании которых определялись результаты референдума. 5. При проведении референдума города Москвы Городская комиссия не позднее чем через два месяца со дня голосования публикует в своем официальном печатном органе данные, которые содержатся в протоколах об итогах голосования нижестоящих комиссий референдума и на основании которых непосредственно определялись результаты референдума, за исключением данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий референдума. 6. При проведении референдума города Москвы Городская комиссия в течение двух недель со дня голосования размещает данные, которые содержатся в протоколах всех комиссий об итогах голосования, в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет". Статья 60. Юридическая сила решения, принятого на референдуме 1. Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. 2. Решение, принятое на референдуме города Москвы, действует на территории города Москвы. 3. Решение, принятое на местном референдуме, действует на территории соответствующего муниципального образования. 4. Решение, принятое на референдуме города Москвы, местном референдуме, подлежит регистрации соответственно в Московской городской Думе, органе местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов соответствующего уровня. 5. Решение, принятое на референдуме города Москвы, местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения соответственно на референдуме города Москвы, местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке. В случае принятия на референдуме города Москвы, местном референдуме нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме. 6. Отмена судом решения, принятого на референдуме, может быть произведена по следующим основаниям: 1) нарушение установленного федеральным законом, настоящим Законом, уставом муниципального образования порядка проведения референдума города Москвы, местного референдума, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников референдума; 2) несоответствие настоящего Закона Конституции Российской Федерации, федеральному закону, действовавшим на момент проведения данного референдума, несоответствие устава муниципального образования, на основании которого проводился местный референдум, Конституции Российской Федерации, федеральному закону, настоящему Закону, действовавшим на момент проведения данного референдума, повлекшие невозможность выявить действительную волю участников референдума; 3) несоответствие решения, принятого на референдуме, Конституции Российской Федерации, федеральному закону, а на местном референдуме также закону города Москвы. 7. Если для реализации решения, принятого на референдуме, дополнительно требуется издание закона города Москвы, иного нормативного правового акта, орган государственной власти города Москвы, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего закона, нормативного правового акта. Указанный срок не может превышать один год. 8. Если после проведения референдума города Москвы по вопросу, находящемуся в совместном ведении Российской Федерации и города Москвы, вступил в силу федеральный закон по данному вопросу, решение, принятое на референдуме и не соответствующее этому федеральному закону, не применяется. Статья 61. Использование государственной автоматизированной информационной системы при проведении референдума 1. При подготовке и проведении референдума, а также для осуществления иных полномочий комиссий референдума по обеспечению права на участие в референдуме граждан Российской Федерации используется только государственная автоматизированная информационная система в порядке, предусмотренном федеральными законами. 2. При использовании государственной автоматизированной информационной системы (отдельных ее технических средств) при проведении референдума соответствующего уровня, в том числе при регистрации (учете) участников референдума, составлении списков участников референдума, подсчете голосов участников референдума, установлении итогов голосования и определении результатов референдума, соответствующая комиссия референдума образует группу, в которую входят члены данной комиссии с правом решающего и совещательного голоса, для контроля за использованием государственной автоматизированной информационной системы (отдельных ее технических средств). 3. Все члены комиссии, наблюдатели имеют право знакомиться с любой информацией, содержащейся в государственной автоматизированной информационной системе. 4. С момента начала голосования и до момента подписания протокола об итогах голосования (о результатах референдума) соответствующей комиссией референдума государственная автоматизированная информационная система используется для наблюдения за ходом и установлением итогов голосования путем передачи данных от нижестоящих комиссий вышестоящим комиссиям, а отдельные ее технические средства - для подсчета голосов участников референдума. Данные о ходе и об итогах голосования, полученные через государственную автоматизированную информационную систему (отдельные ее технические средства), являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией, если иное не установлено федеральными законами. 5. При использовании в ходе референдума государственной автоматизированной информационной системы (отдельных ее технических средств) данные об участии участников референдума в референдуме, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны (в режиме "только чтение") абонентам информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет". Порядок и сроки предоставления таких данных не должны противоречить требованиям законодательства о референдумах. Статья 62. Хранение документации референдума 1. Документация участковых комиссий референдума передается на хранение в вышестоящую территориальную комиссию референдума или муниципальную комиссию после приема соответствующей комиссией первого экземпляра протокола данной участковой комиссии, но не позднее чем через 10 дней со дня голосования. 2. Документация муниципальных комиссий, территориальных комиссий референдума, Городской комиссии хранится в указанных комиссиях в течение сроков, установленных частями 3-5 настоящей статьи. 3. Бюллетени, списки участников референдума, подписные листы с подписями участников референдума хранятся не менее одного года со дня официального опубликования результатов референдума. 4. Протоколы об итогах голосования, о результатах референдума и сводные таблицы комиссий референдума, финансовые отчеты комиссий референдума, итоговые финансовые отчеты инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума хранятся не менее пяти лет со дня официального опубликования итогов голосования. 5. Иные документы комиссий референдума хранятся не менее шести месяцев со дня официального опубликования результатов референдума. 6. В случаях рассмотрения в суде жалобы на решение комиссии референдума об итогах голосования, о результатах референдума, возбуждения уголовных дел, связанных с нарушением права граждан на участие в референдуме, сроки хранения соответствующей документации референдума продлеваются до вступления в законную силу решения суда (прекращения дела в соответствии с законом). 7. Ответственность за сохранность документации референдума возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей комиссии референдума до передачи документации в вышестоящую комиссию либо в архив. 8. Порядок хранения, передачи в архив и уничтожения документации референдума утверждается Городской комиссией по согласованию с соответствующими государственными архивными органами. Глава 9. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕФЕРЕНДУМАХ Статья 63. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право на участие в референдуме граждан Российской Федерации 1. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд. 2. Решения и действия (бездействие) Городской комиссии обжалуются в Московский городской суд, решения и действия (бездействие) муниципальных комиссий, территориальных, участковых комиссий референдума обжалуются в районные суды. 3. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями референдума. 4. Решения комиссий референдума об итогах голосования, о результатах референдума обжалуются в суды соответствующего уровня, по подсудности, установленной частью 2 настоящей статьи. При этом суд соответствующего уровня обязан рассмотреть по существу не только решения и действия (бездействие) соответствующей комиссии референдума, но и одновременно решения и действия (бездействие) всех нижестоящих комиссий, принимавших участие в организации и проведении данного референдума в соответствии с законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты указанного референдума. 5. В случаях, предусмотренных федеральным законом, настоящим Законом, суд может отменить решение соответствующей комиссии референдума об итогах голосования, о результатах референдума или иное решение комиссии. 6. Решения и действия (бездействие) комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию референдума, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: 1) оставить жалобу без удовлетворения; 2) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу; 3) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие). 7. Решения и действия (бездействие) муниципальной комиссии или ее должностного лица, нарушающие право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в Городскую комиссию, а решения и действия (бездействие) Городской комиссии или ее должностного лица, нарушающие право граждан на участие в референдуме, - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Городская комиссия, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязаны принять решение в соответствии с частью 6 настоящей статьи. 8. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию референдума, Городскую комиссию, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд. 9. В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. Суд извещает комиссию о поступившей жалобе и о принятии ее к рассмотрению. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение. 10. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие право граждан на участие в референдуме, могут обратиться участники референдума, общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума, наблюдатели, а также комиссии референдума. 11. Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб. Статья 64. Основания для отмены регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума 1. Регистрация инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума может быть отменена судом по заявлению комиссии, организующей референдум, не позднее чем за три дня до дня голосования в случаях: 1) нарушения правил выдвижения инициативы проведения референдума; 2) нарушения членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума правил проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума и финансирования кампании референдума; 3) использования членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума преимуществ своего должностного или служебного положения; 4) установления фактов подкупа участников референдума членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума; 5) наличия иных оснований, установленных федеральным законом, настоящим Законом. 2. Отмена регистрации инициативной группы по проведению референдума по основаниям, указанным в пункте 1 части 1 настоящей статьи, влечет отмену решения о назначении референдума. Отмена регистрации инициативной группы по проведению референдума по иным основаниям не является основанием для отмены решения о назначении референдума. Статья 65. Отмена решения об итогах голосования, о результатах референдума 1. Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения федерального закона, настоящего Закона, вышестоящая комиссия референдума до установления ею итогов голосования, определения результатов референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума - о признании итогов голосования, результатов референдума недействительными. 2. Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии референдума об итогах голосования, о результатах референдума в случае нарушения правил составления списков участников референдума, порядка формирования комиссий референдума, правил проведения агитации и финансирования кампании референдума, в случае использования членами и уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, руководителями общественных объединений преимуществ своего должностного или служебного положения в целях получения желаемого ответа на вопрос (вопросы), выносимый (выносимые) на референдум, в случае установления фактов подкупа участников референдума этими лицами и общественными объединениями в тех же целях, в случае нарушения порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), а также в случае других нарушений законодательства о референдумах, если эти действия (бездействие) не позволяют выявить действительную волю участников референдума. 3. Отмена судом решения о результатах референдума в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю участников референдума, влечет признание результатов референдума недействительными. 4. Если итоги голосования на участке референдума признаны недействительными и указанное обстоятельство влечет за собой изменение решения о результатах референдума, все вышестоящие комиссии обязаны составить новые протоколы. В иных случаях вносятся изменения в ранее составленные протоколы. Статья 66. Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений 1. Суд соответствующего уровня не вправе отказать в приеме жалобы на нарушение права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. 2. Жалоба на решение комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума может быть подана в течение 10 дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит. 3. После официального опубликования результатов референдума жалоба на нарушение права граждан на участие в референдуме, имевшее место в период кампании референдума, может быть подана в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов соответствующего референдума. 4. Решения по жалобам, поступившим в период кампании референдума, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение комиссии об итогах голосования, о результатах референдума суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы. Статья 67. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о референдуме 1. Лица, осуществляющие фальсификацию итогов голосования, несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами. 2. Под фальсификацией итогов голосования в настоящем Законе понимается: 1) включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании; 2) заведомо неправильное составление списков участников референдума, включение в них лиц, не обладающих правом на участие в референдуме, либо вымышленных лиц; 3) замена действительных бюллетеней; 4) незаконное уничтожение официальных бюллетеней; 5) заведомо неправильный подсчет голосов участников референдума; 6) подписание членами комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или подведения итогов голосования, заведомо неверное (не соответствующее действительным результатам голосования) составление протокола об итогах голосования; 7) внесение изменений в протокол об итогах голосования после его заполнения (за исключением случая, установленного частью 4 статьи 65 настоящего Закона). 3. Лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права участвовать в референдуме, либо нарушающие установленный федеральным законом, настоящим Законом порядок предоставления сведений об участниках референдума или списков участников референдума, либо использующие преимущества своего должностного или служебного положения в период кампании референдума, либо нарушающие правила финансирования кампании референдума, в том числе лица, несвоевременно перечисляющие денежные средства комиссиям референдума, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, либо должностные лица государственных органов, не осуществившие по представлению комиссий референдума проверку информации о нарушениях федерального закона, настоящего Закона, а также не принявшие мер по пресечению этих нарушений, либо должностные лица, проводящие агитацию по вопросу (вопросам) референдума с нарушением правил, установленных федеральным законом, настоящим Законом, либо лица, оказывающие финансовую (материальную) поддержку деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помимо их фондов референдума, либо принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку инициативы проведения референдума, а также участвующие в подделке данных подписей, либо изготовляющие незаконные тиражи бюллетеней, либо неправомерно вмешивающиеся в работу государственной автоматизированной информационной системы, либо осуществляющие подкуп участников референдума, то есть действия, запрещенные частью 2 статьи 39 настоящего Закона, либо отказавшие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в референдуме, либо должностные лица, организующие проведение сбора подписей и (или) агитации по вопросу (вопросам) референдума, иной деятельности, способствующей выдвижению и (или) поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа (ответов) на вопрос (вопросы) референдума, подчиненными по службе государственными или муниципальными служащими в служебное время либо в ходе служебных командировок, либо должностные лица, не создавшие условий для проведения массовых мероприятий, если такая обязанность возложена на них законом, либо лица, препятствующие работе комиссий референдума или деятельности членов комиссий, связанной с исполнением ими своих обязанностей, или противозаконно вмешивающиеся в указанную работу или деятельность, в том числе принуждающие отказаться от назначения членом комиссии, либо принуждающие участников референдума голосовать вопреки их собственному выбору, либо участники референдума, указавшие в заявлении о предоставлении возможности проголосовать досрочно заведомо неверную причину для получения бюллетеня, либо лица, нарушившие право граждан на ознакомление со списком участников референдума, а также не рассмотревшие в установленный срок заявления о неправильности в списке участников референдума, либо скрывшие остатки тиража изготовленных бюллетеней, либо препятствующие лицам, указанным в части 4 статьи 20 настоящего Закона, в осуществлении наблюдения и контроля, либо отказывающие членам комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса в получении в порядке, установленном настоящим Законом, копий документов комиссии, непосредственно связанных с референдумом, либо нарушающие тайну голосования, либо выдавшие гражданам бюллетени в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования, либо давшие (выдавшие) гражданам заполненные бюллетени, либо препятствующие голосованию на участках референдума, либо нарушающие порядок досрочного голосования, либо нарушающие порядок голосования вне помещения для голосования, либо принуждающие членов комиссии референдума к осуществлению фальсификации итогов голосования, либо препятствующие членам комиссии референдума с правом совещательного голоса находиться среди членов комиссии с правом решающего голоса возле мест, где производятся сортировка бюллетеней и подсчет голосов участников референдума, либо препятствующие членам комиссии референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса в реализации их права удостовериться в правильности подсчета по спискам участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по вариантам ответа на вопрос референдума, либо нарушающие установленный настоящим Законом порядок подсчета голосов участников референдума, включая порядок сортировки бюллетеней, или порядок установления итогов голосования, либо осуществившие фальсификацию документов референдума, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, либо не выдающие копию протокола об итогах голосования лицам, указанным в части 4 статьи 20 настоящего Закона, либо отказывающиеся от проведения итогового заседания комиссии по итогам голосования на референдуме, либо не представившие (представившие неполно) или не опубликовавшие сведений об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям, либо не представляющие или не публикующие отчетов о расходовании средств на подготовку и проведение референдума и отчетов о расходовании бюджетных средств на референдум, либо неполно, недостоверно представляющие финансовые отчеты инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, либо нарушающие правила проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования, а также проводящие агитацию лица, которым это запрещено законом, либо нарушающие правила опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с референдумом, либо нарушающие правила изготовления и размещения агитационных материалов, а также организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, принимающие участие в агитации по вопросу (вопросам) референдума, не опубликовавшие сведений о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади, либо нарушающие условия проведения агитации по вопросу (вопросам) референдума: по размеру и условиям оплаты, по объему и времени предоставляемого эфирного времени и объему, месту расположения печатной площади, либо отдающие в информационных блоках, содержащих сообщения о проведении мероприятий, связанных с референдумом, предпочтение инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, либо принимающие незаконную оплату за информационный блок передач или публикаций, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами. 4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых на референдуме, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральными законами. Глава 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 68. Переходные положения 1. До принятия Правительством Российской Федерации акта, определяющего форму и порядок изготовления справки, выдаваемой гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, для участия в голосовании, в отношении указанной категории лиц сохраняется действующий порядок их участия в голосовании. 2. Пункт 2 части 2 статьи 8 действует до 31 декабря 2005 года. Пункт 3 части 2 статьи 8 вступает в силу с 1 января 2006 года. Статья 69. Вступление в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. 2. Признать утратившими силу Закон города Москвы от 14 февраля 1996 года N 4 "О референдуме города Москвы", Закон города Москвы от 20 декабря 2000 года N 42 "О внесении изменений в статьи 1 и 4 Закона города Москвы от 14 февраля 1996 года N 4 "О референдуме города Москвы", Закон города Москвы от 25 июня 1997 года N 22 "О местном референдуме в городе Москве", Закон города Москвы от 20 декабря 2000 года N 43 "О внесении изменений в статьи 1 и 4 Закона города Москвы от 25 июня 1997 года N 22 "О местном референдуме в городе Москве", часть 16 статьи 1 Закона города Москвы от 21 февраля 2001 года N 6 "О приведении в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации отдельных законов города Москвы". Мэр Москвы Ю.М. Лужков Москва, Московская городская Дума 30 июня 2004 г. N 43 Приложение 1 к Закону города Москвы от 30 июня 2004 года N 43 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу проведения референдума по вопросу (вопросам) ------------------------------------ ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Регистрационное свидетельство N ------ выдано ------------------- (дата выдачи) ---------------------------------------------------------------------- (наименование органа, выдавшего регистрационное свидетельство) ---¬ ---------------------------------------------------------------------------------------------- |N |Фамилия, имя,|Год рождения (в возрасте|Адрес места|Серия и номер паспорта|Подпись и дата| |п/п|отчество |18 лет - число и месяц |жительства |или документа, его |ее внесения | | | |рождения) | |заменяющего | | |---|-------------|------------------------|-----------|----------------------|--------------| | | | | | | | ---| |---|-------------|------------------------|-----------|----------------------|--------------| | | | | | | | ---| |---|-------------|------------------------|-----------|----------------------|--------------| | | | | | | | ---| |---|-------------|------------------------|-----------|----------------------|--------------| | | | | | | | ---| |---|-------------|------------------------|-----------|----------------------|--------------| | | | | | | | ---| ---------------------------------------------------------------------------------------------- Подписной лист удостоверяю: ---------------------------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, серия и номер, дата выдачи паспорта или документа, его заменяющего, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, его заменяющий, лица, собиравшего подписи, его собственноручная подпись и дата ее внесения) Уполномоченный представитель инициативной группы: ---------------------------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество, собственноручная подпись и дата ее внесения) Приложение 2 к Закону города Москвы от 30 июня 2004 года N 43 КОНТРОЛЬНЫЕ СООТНОШЕНИЯ ДАННЫХ, ВНЕСЕННЫХ В ПРОТОКОЛ ОБ ИТОГАХ ГОЛОСОВАНИЯ (ЧИСЛАМИ И ЧИСЛАМИ С БУКВАМИ ОБОЗНАЧЕНЫ СТРОКИ ПРОТОКОЛА, ПРОНУМЕРОВАННЫЕ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 53 НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА) а) 1 больше или равно 3 + 5 + 6; б) 2 + 4 равно 3 + 5 + 6 + 7; в) 3 + 5 больше или равно 9; г) 6 больше или равно 8; д) 8 + 9 равно 10 + 11; е) 11 равно 12 + 13; ж) 11а равно 11б + 11г. |