избирательным блокам, выдвинувшим городские списки кандидатов, должен составлять не менее 10 процентов общего объема ежемесячной печатной площади соответствующего издания в период, установленный частью 3 статьи 50 настоящего Кодекса. Информация об общем объеме печатной площади, которую такое периодическое печатное издание бесплатно предоставляет для целей предвыборной агитации в течение периода, установленного частью 3 статьи 50 настоящего Кодекса, публикуется редакцией данного издания не позднее чем через 30 дней после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. 5. Общий объем бесплатной печатной площади, декларированной редакцией периодического печатного издания, распределяется между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками путем деления общего объема выделяемой печатной площади на общее число зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих право на бесплатную печатную площадь в данном периодическом печатном издании. 6. После завершения регистрации кандидатов (городских списков кандидатов), но не позднее чем за 33 дня до дня голосования избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидатов, городские списки кандидатов, проводит с участием представителей соответствующих редакций периодических печатных изданий жеребьевку, в результате которой определяются даты бесплатных публикаций предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших зарегистрированные городские списки кандидатов. При проведении жеребьевки вправе присутствовать лица, указанные в части 2 статьи 22 настоящего Кодекса. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Определенный в результате жеребьевки график распределения печатной площади публикуется соответственно в государственных региональных (городских), окружных или муниципальных периодических печатных изданиях. Печатная площадь предоставляется на основании договора, заключенного после проведения жеребьевки. 7. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, обязанные предоставлять бесплатную печатную площадь на соответствующих выборах, обязаны также резервировать печатную площадь для проведения предвыборной агитации за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших городские списки кандидатов. Общий объем резервируемой печатной площади должен быть равен установленному общему объему бесплатной печатной площади или превышать его, но не более чем в два раза. Зарегистрированный кандидат, указанные избирательное объединение, избирательный блок вправе за соответствующую плату получить печатную площадь из общего объема зарезервированной печатной площади в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на число соответственно зарегистрированных кандидатов, указанных избирательных объединений, избирательных блоков. 8. Печатная площадь, указанная в части 7 настоящей статьи, должна предоставляться редакцией периодического печатного издания в период, указанный в части 3 статьи 50 настоящего Кодекса. Даты опубликования предвыборных агитационных материалов определяются жеребьевкой, проводимой редакцией периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков не позднее дня, предшествующего дню проведения жеребьевки. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный частью 6 настоящей статьи. Дату проведения жеребьевки редакция периодического печатного издания сообщает соответствующей избирательной комиссии не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Избирательная комиссия информирует зарегистрированных кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки о дате проведения жеребьевки. Печатная площадь предоставляется на основании договора, заключенного после проведения жеребьевки. 9. Если зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок после проведения жеребьевки откажутся от использования печатной площади, они обязаны не позднее чем за пять дней до дня опубликования сообщить в письменной форме об этом соответствующей редакции периодического печатного издания, которая вправе использовать высвободившуюся печатную площадь по своему усмотрению, за исключением целей предвыборной агитации. 10. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, не подпадающие под действие части 7 настоящей статьи, редакции негосударственных периодических печатных изданий, выполнившие условия части 6 статьи 51 настоящего Кодекса, вправе предоставлять печатную площадь зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, выдвинувшим зарегистрированные городские списки кандидатов. Общий объем печатной площади, предоставляемой избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрированным кандидатам указанной редакцией периодического печатного издания, определяется этой редакцией. 11. Редакции негосударственных периодических печатных изданий, выполнившие условия части 6 статьи 51 настоящего Кодекса, вправе отказать в предоставлении печатной площади для проведения предвыборной агитации. 12. Оплата печатной площади зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками осуществляется в соответствии с договорами, заключенными ими с редакциями периодических печатных изданий. Платежный документ учреждению Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении в полном объеме средств на оплату стоимости печатной площади должен быть представлен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком не позднее чем за два дня до дня публикации. Копия платежного документа с отметкой учреждения Сберегательного банка Российской Федерации должна быть представлена зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в редакцию периодического печатного издания до предоставления печатной площади. В случае нарушения этого условия предоставление печатной площади не допускается. 13. Публикация агитационных материалов, осуществляемая в соответствии с настоящей статьей, не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком. 14. Во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока была произведена оплата соответствующей публикации. Если агитационные материалы были опубликованы бесплатно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию. Ответственность за выполнение данного требования несет редакция периодического печатного издания. 15. Редакции периодических печатных изданий, публикующих агитационные материалы, за исключением учрежденных кандидатами, избирательными объединениями, не вправе отдавать предпочтение какому-либо кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку путем изменения тиража и периодичности выхода периодических печатных изданий. Статья 54. Условия проведения предвыборной агитации посредством массовых мероприятий 1. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны содействовать зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам в организации и проведении собраний, встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий и пикетов. 2. Уведомления о выделении помещений для проведения встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, избирательных блоков с избирателями принимаются государственными органами, органами местного самоуправления в течение трех дней со дня их подачи. Уведомления на проведение митингов, демонстраций, шествий и пикетов принимаются государственными органами и органами местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы. 3. По заявке зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, зарегистрировавших городские списки кандидатов, помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляются собственником, владельцем зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, представителям избирательных объединений, избирательных блоков для проведения встреч с избирателями. Время, на которое передаются указанные помещения, устанавливается: Городской комиссией - для кандидатов на должность Мэра Москвы и для избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших городские списки кандидатов; окружной комиссией - для кандидатов в депутаты Московской городской Думы, зарегистрированных по соответствующему одномандатному избирательному округу; комиссией муниципального образования - для кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления, кандидатов на должность главы муниципального образования. При этом комиссии обязаны обеспечить равные условия для зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков при проведении массовых мероприятий. Соответствующая избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о местах и времени проведения встреч зарегистрированных кандидатов с избирателями. 4. Если указанное в части 3 настоящей статьи помещение, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, было предоставлено для проведения предвыборных массовых мероприятий одному из указанных в части 3 настоящей статьи лиц, собственник, владелец помещения не вправе отказать другому лицу из указанных лиц в предоставлении помещения на таких же условиях. 5. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки вправе на основе договора арендовать здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности, для проведения собраний, встреч с избирателями, митингов, публичных дебатов, дискуссий и других массовых мероприятий. 6. Предвыборная агитация и публичные выступления зарегистрированных кандидатов на мероприятии, финансируемом, организуемом или проводимом для населения органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, допускаются только в случае, если об этом мероприятии были извещены все зарегистрированные кандидаты по данному избирательному округу и им была предоставлена возможность выступить на этом мероприятии. 7. Предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается. Встречи зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, избирательных блоков с избирателями из числа военнослужащих обеспечивает командир воинской части совместно с соответствующей комиссией с обязательным оповещением о времени и месте встречи не позднее чем за три дня до ее проведения всех зарегистрированных кандидатов либо их доверенных лиц. 8. Обязанность обеспечения безопасности при проведении предвыборной агитации посредством массовых мероприятий возлагается на государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 55. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов 1. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы, за исключением материалов, распространяемых в соответствии со статьями 52 и 53 настоящего Кодекса, должны содержать наименование и юридический адрес организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов. 3. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены: избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшим городской список кандидатов, кандидатами на должность Мэра Москвы - в Городскую комиссию; кандидатом в депутаты Московской городской Думы, выдвинутым по одномандатному избирательному округу, - в соответствующую окружную комиссию, а если указанная комиссия еще не сформирована - в Городскую комиссию; кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления, кандидатом на должность главы муниципального образования - в комиссию муниципального образования. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения организации (об адресе места жительства лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы. 4. Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу. 5. Запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда и с нарушением требований, установленных частями 2 и 4 настоящей статьи. 6. Запрещается распространение агитационных материалов с нарушением требований, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 9 статьи 49 настоящего Кодекса. 7. Не позднее чем за 30 дней до дня голосования глава муниципального образования по предложению комиссии муниципального образования или территориальной комиссии обязан выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов избирательных комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. 8. Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, предусмотренных частью 7 настоящей статьи) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, производится на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается. 9. Организации, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные условия для размещения агитационных материалов. 10. Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях и помещениях комиссий, в помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них. 11. Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов либо о распространении агитационных материалов с нарушением требований частей 2, 3, 4, 8 и 10 настоящей статьи, принимает соответствующие меры и при необходимости обращается в правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных предвыборных агитационных материалов. Статья 56. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации 1. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, выступления кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, избирательных блоков, иные агитационные материалы не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также не должны быть направлены на пропаганду войны. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, а также злоупотребление свободой массовой информации в иной форме, определенной законодательством Российской Федерации. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости. 2. Кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления. 3. В период избирательной кампании выборы и их результаты не могут быть объектом лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр. 4. Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, общественных объединений, входящих в состав избирательных блоков, уполномоченных представителей избирательных блоков, а также оплата рекламы с использованием фамилий или изображений указанных лиц, оплата рекламы организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых являются указанные лица и организации, в период избирательной кампании осуществляется за счет средств соответствующего избирательного фонда. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается. 5. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие кандидатов, городские списки кандидатов, их доверенные лица и уполномоченные представители, общественные объединения, входящие в состав избирательных блоков, осуществивших соответствующее выдвижение или регистрацию, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе или по поручению либо от имени указанных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, общественных объединений, входящих в состав избирательных блоков, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию. Указанным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, общественным объединениям, входящим в состав избирательных блоков, запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям и организациям, расположенным на территории соответствующего избирательного округа. 6. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны отказаться от обнародования (опубликования) агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, если не могут предоставить кандидату возможность бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания агитационного периода. При предоставлении кандидату возможности бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации эфирное время должно быть предоставлено в то же время суток, в которое была обнародована первоначальная информация, и его объем не должен быть меньше, чем объем эфирного времени, предоставленного для изложения первоначальной информации, но не менее двух минут, а при предоставлении печатной площади опровержение или разъяснение должно быть набрано тем же шрифтом, помещено на том же месте полосы и в объеме, который должен быть не меньше, чем объем первоначального компрометирующего текста. Непредоставление кандидату такой возможности до окончания агитационного периода является основанием для привлечения этих организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации. Установленные настоящей частью правила не распространяются на редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями. 7. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации на соответствующей территории. 8. В случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания порядка проведения предвыборной агитации, установленного настоящим Кодексом, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, органы исполнительной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации. 9. Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах. Глава 9. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 57. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов 1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти города Москвы, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из бюджета города Москвы. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из бюджета муниципального образования. 2. Ассигнования на подготовку и проведение выборов предусматриваются отдельной строкой в соответствующем бюджете на очередной финансовый год. Главными распорядителями средств, предусмотренных в бюджетах на подготовку и проведение выборов, являются соответственно Городская комиссия и комиссия муниципального образования, финансирование которых осуществляется в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов. Остальные комиссии могут быть распорядителями либо получателями бюджетных средств. Расходование средств на подготовку и проведение выборов осуществляется через лицевые счета, открываемые избирательными комиссиями в финансово-казначейских органах города Москвы в установленном порядке. 3. Если финансирование выборов не осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, а также в случае несвоевременного перечисления средств избирательной комиссии, организующей выборы, подготовка и проведение выборов осуществляются за счет кредитов банков, которые предоставляются на конкурсной основе Городской комиссии. При этом допустимый объем расходования средств не может превышать сумму, содержащуюся в отчете избирательной комиссии соответствующего уровня о расходовании средств при подготовке и проведении аналогичных предыдущих выборов, с учетом изменения установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Правительство Москвы, орган местного самоуправления обязаны в десятидневный срок со дня обращения Городской комиссии дать ей государственную или муниципальную гарантию исполнения обязательства возврата кредитных средств, включая начисляемые на них проценты. 4. Возврат полученных кредитных средств и уплата процентов, начисляемых за пользование указанными кредитными средствами, осуществляются в зависимости от уровня выборов из средств бюджета города Москвы или бюджета муниципального образования. Денежные средства на погашение данного долгового обязательства утверждаются законом города Москвы или решением представительного органа местного самоуправления о соответствующем бюджете на очередной финансовый год целевым назначением. 5. Участковая комиссия представляет вышестоящей территориальной комиссии или комиссии муниципального образования отчет о поступлении и расходовании средств бюджета города Москвы или бюджета муниципального образования, выделенных данной участковой комиссии на подготовку и проведение выборов, не позднее чем через десять дней со дня голосования. 6. Комиссия муниципального образования при проведении выборов в органы местного самоуправления представляет представительному органу местного самоуправления и передает редакциям муниципальных периодических печатных изданий отчет о поступлении и расходовании средств бюджета муниципального образования, выделенных на проведение указанных выборов, не позднее чем через 40 дней со дня голосования. 7. Территориальная комиссия представляет Городской комиссии при проведении выборов в органы государственной власти города Москвы отчет о поступлении и расходовании средств бюджета города Москвы, выделенных данной территориальной комиссии на подготовку и проведение выборов, не позднее чем через 20 дней со дня голосования. 8. Окружная комиссия представляет Городской комиссии отчет о поступлении и расходовании средств бюджета города Москвы, выделенных данной окружной комиссии на подготовку и проведение выборов, а также сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов не позднее чем через 40 дней со дня официального опубликования данных о результатах выборов в одномандатном избирательном округе. 9. Городская комиссия при проведении выборов в органы государственной власти города Москвы представляет Московской городской Думе и передает в средства массовой информации отчет о поступлении и расходовании средств бюджета города Москвы, выделенных на проведение указанных выборов, а также сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования общих результатов выборов. 10. Председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены настоящим Кодексом. 11. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета города Москвы или бюджетов муниципальных образований избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов в органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления в городе Москве, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обучение организаторов выборов и избирателей и обеспечение деятельности комиссий, устанавливается Городской комиссией по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по городу Москве. 12. Плата за услуги банка по открытию счетов избирательных комиссий и проведению операций по счетам не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на указанных счетах, проценты банком не уплачиваются. 13. Избирательные комиссии, получающие денежные средства из бюджетов различных уровней, ведут раздельные бухгалтерский учет и отчетность по средствам, полученным из указанных бюджетов. Статья 58. Избирательные фонды 1. Кандидаты в депутаты Московской городской Думы, выдвинутые по одномандатным округам, кандидаты на должность Мэра Москвы, кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления, кандидаты на должность главы муниципального образования обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до их регистрации этой избирательной комиссией. На выборах депутатов представительного органа местного самоуправления при числе избирателей в избирательном округе не более пяти тысяч избирателей создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. Избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие городские списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей, в том числе по финансовым вопросам, Городской комиссией. 2. Кандидаты, баллотирующиеся только в составе городского списка кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие кандидатов в депутаты Московской городской Думы только по одномандатным избирательным округам, а также выдвинувшие кандидатов на должность Мэра Москвы, кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления, кандидатов на должность главы муниципального образования, собственные избирательные фонды не создают. 3. Кандидаты вправе, а избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие городские списки кандидатов, обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Уполномоченные представители по финансовым вопросам регистрируются соответствующей избирательной комиссией. 4. Избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет: а) собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать 3 процентов от предельной суммы расходов средств избирательного фонда кандидата на должность Мэра Москвы, кандидата в депутаты Московской городской Думы, 10 процентов от предельной суммы расходов средств избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального образования, кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления. Указанные предельные суммы расходов устанавливаются частью 5 настоящей статьи; б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением (не из средств избирательного фонда избирательного объединения), избирательными объединениями, иными общественными объединениями, входящими в выдвинувший его избирательный блок (не из средств избирательного фонда избирательного блока), которые в совокупности не могут превышать 30 процентов от предельной суммы расходов средств избирательного фонда кандидата, установленной частью 5 настоящей статьи; в) добровольных пожертвований граждан в размере, не превышающем 0,5 процента от предельной суммы расходов средств избирательного фонда кандидата, установленной частью 5 настоящей статьи, для каждого гражданина; г) добровольных пожертвований юридических лиц в размере, не превышающем 10 процентов от предельной суммы расходов средств избирательного фонда кандидата, установленной частью 5 настоящей статьи, для каждого юридического лица. 5. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата на должность Мэра Москвы не может превышать 30 миллионов рублей. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Московской городской Думы, баллотирующегося по одномандатному избирательному округу, не может превышать 5 миллионов рублей. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, баллотирующегося по одномандатному избирательному округу, не может превышать 100 тысяч рублей, а баллотирующегося по многомандатному избирательному округу - 300 тысяч рублей. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального образования не может превышать 500 тысяч рублей. 6. При проведении повторного голосования на выборах Мэра Москвы предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, включенного в избирательный бюллетень при повторном голосовании, может увеличиваться не более чем на 20 процентов. 7. Избирательные фонды избирательных объединений, избирательных блоков могут создаваться за счет: а) собственных средств избирательного объединения, избирательного блока, которые в совокупности не могут превышать 20 процентов от предельной суммы расходов средств избирательного фонда избирательного объединения, избирательного блока, установленной частью 8 настоящей статьи. Собственные средства избирательного блока образуются из совокупной суммы средств, передаваемых данному избирательному блоку создавшими его избирательными объединениями, иными общественными объединениями; б) добровольных пожертвований граждан в размере, не превышающем 0,5 процента от предельной суммы расходов средств избирательного фонда избирательного объединения, избирательного блока, установленной частью 8 настоящей статьи, для каждого гражданина; в) добровольных пожертвований юридических лиц в размере, не превышающем 10 процентов от предельной суммы расходов средств избирательного фонда избирательного объединения, избирательного блока, установленной частью 8 настоящей статьи, для каждого юридического лица. 8. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда избирательного объединения, избирательного блока не может превышать 30 миллионов рублей. 9. Предельная сумма расходов средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, установленная в частях 5 и 8 настоящей статьи, начиная с 1 января 2004 года ежегодно увеличивается в соответствии с уровнем инфляции, установленным федеральном законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. При этом устанавливающие уровень инфляции положения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, вступившие в силу в период избирательной кампании, в ходе данной избирательной кампании для индексации указанной предельной суммы не применяются. 10. Предельная сумма расходов средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока публикуется организующей выборы избирательной комиссией в соответствии с требованиями частей 5, 8 и 9 настоящей статьи не позднее чем на пятнадцатый день со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. 11. Кандидат, выдвинутый одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах, если эти выборы проводятся на одной и той же территории либо на территориях, одна из которых включена в другую, создает избирательные фонды в соответствии с настоящим Кодексом, иным законом, однако предельные размеры расходования средств этих избирательных фондов исчисляются в совокупности, по наибольшему из указанных предельных размеров. 12. Право распоряжаться средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам. 13. Порядок налогообложения средств избирательных фондов, добровольных пожертвований и перечислений в указанные фонды, а также расходования средств указанных фондов устанавливается федеральным законодательством. Статья 59. Специальные избирательные счета 1. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока, в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации по месту открытия счетов избирательной комиссии, осуществляющей регистрацию кандидата. 2. Учреждения Сберегательного банка Российской Федерации, в которых кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки открывают специальные избирательные счета, определяются Городской комиссией по согласованию со Сберегательным банком Российской Федерации. 3. Специальный избирательный счет открывается по предъявлении справки, выданной избирательной комиссией, принявшей уведомление кандидата о выдвижении. Форма справки устанавливается Городской комиссией. 4. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе открыть только один специальный избирательный счет. 5. Кандидат может поручить открыть специальный избирательный счет и (или) предоставить право распоряжаться средствами, находящимися на указанном счете, своему уполномоченному представителю по финансовым вопросам. О таком поручении кандидат обязан письменно уведомить избирательную комиссию, на которую настоящим Кодексом возложены полномочия по его регистрации, либо избирательную комиссию, принявшую уведомление кандидата о выдвижении. 6. Порядок открытия и ведения, а также закрытия специальных избирательных счетов, учета средств избирательных фондов и отчетности по этим средствам устанавливается Городской комиссией по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по городу Москве. 7. Все финансовые операции по оплате расходов со специальных избирательных счетов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших городской список кандидатов, прекращаются в день голосования. Финансовые операции по оплате расходов со специальных избирательных счетов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, которые не представили в установленном настоящим Кодексом порядке в соответствующую избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации, либо получили отказ в регистрации, либо отозвали свое заявление о согласии баллотироваться, либо сняли свою кандидатуру, либо были отозваны избирательным объединением, избирательным блоком, либо отозвали городской список кандидатов, либо в отношении которых было принято решение об отмене регистрации, прекращаются учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации по указанию соответствующей избирательной комиссии. 8. На основании ходатайства кандидата, избирательного объединения, избирательного блока соответствующая избирательная комиссия может продлить срок проведения финансовых операций: а) выдвинутому кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, не зарегистрировавшим свои городские списки кандидатов, - по оплате работ (услуг, товаров), произведенных (оказанных, приобретенных) до даты отказа им в регистрации, отзыва кандидата избирательным объединением, избирательным блоком, отзыва кандидатом своего заявления о согласии баллотироваться, отзыва избирательным объединением, избирательным блоком городского списка кандидатов, до установленного настоящим Кодексом срока представления подписных листов и иных документов для регистрации соответственно; б) зарегистрированному кандидату, снявшему свою кандидатуру, отозванному избирательным объединением, избирательным блоком, избирательному объединению, избирательному блоку, отозвавшим зарегистрированный городской список кандидатов, зарегистрированному кандидату, регистрация которого была отменена, избирательному объединению, избирательному блоку, регистрация городского списка которых была отменена, - по оплате работ (услуг, товаров), произведенных (оказанных, приобретенных) до даты принятия решения об отмене регистрации, снятия кандидатуры, отзыва зарегистрированного кандидата, городского списка кандидатов соответственно; в) иным зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам - по оплате работ (услуг, товаров), произведенных (оказанных, приобретенных) до дня голосования. Статья 60. Добровольные пожертвования в избирательный фонд 1. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую (материальную) поддержку кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку только через соответствующие избирательные фонды. 2. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков: а) иностранным государствам и иностранным юридическим лицам; б) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного частью 13 статьи 4 настоящего Кодекса; в) лицам без гражданства; г) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования; д) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год); е) международным организациям и международным общественным движениям; ж) органам государственной власти и органам местного самоуправления; з) государственным и муниципальным учреждениям и организациям; и) юридическим лицам, имеющим государственную и (или) муниципальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов; к) организациям, учрежденным государственными и муниципальными органами, а также организациям, учрежденным юридическими лицами, указанными в пунктах "д" и "и" настоящей части; л) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам; м) благотворительным организациям, религиозным объединениям и учрежденным ими организациям; н) анонимным жертвователям (гражданин рассматривается как анонимный жертвователь, если им не указано любое из следующих сведений: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства или если им указаны недостоверные сведения о себе; юридическое лицо рассматривается как анонимный жертвователь, если им не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, название, банковские реквизиты или если указаны недостоверные сведения); о) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на выборах. 3. При внесении пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, информацию о гражданстве. 4. При внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения: идентификационный номер налогоплательщика, название, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии государственной или муниципальной доли в уставном (складочном) капитале либо о наличии такой доли с указанием ее размера, отметка об отсутствии иностранного участия в уставном (складочном) капитале либо о наличии такого участия с указанием доли этого участия, сведения об отсутствии в числе учредителей государственных и муниципальных органов, а также юридических лиц, указанных в пунктах "д" и "и" части 2 настоящей статьи. 5. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе возвратить жертвователям любое, за исключением внесенного анонимным жертвователем, пожертвование. 6. Пожертвования, указанные в части 2 настоящей статьи, пожертвования, внесенные с нарушением требований частей 3 и 4 настоящей статьи, или часть пожертвования, превышающая размер, установленный статьей 58 настоящего Кодекса, подлежат возврату жертвователям, а пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, - перечислению в доход соответствующего бюджета. 7. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок не несут ответственности за принятие пожертвований, при переводе которых жертвователи указали неверные данные, предусмотренные частями 3 и 4 настоящей статьи, если они не получили от соответствующей избирательной комиссии в соответствии с частью 7 статьи 63 настоящего Кодекса сведения о неправомерности данных пожертвований. Статья 61. Порядок расходования средств избирательных фондов 1. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Средства избирательных фондов могут использоваться кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании: а) на финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, городского списка кандидатов, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей; б) на предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера; в) на оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками своей избирательной кампании; г) на внесение избирательного залога. 2. Договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока. Расчеты между кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке. 3. Запрещаются без письменного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока и без оплаты из соответствующего избирательного фонда выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенных результатов на выборах. Запрещаются бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ, оказание услуг, реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенных результатов на выборах. Допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц. 4. Кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ по сбору подписей избирателей, проведения предвыборной агитации, осуществления другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды. Статья 62. Избирательный залог 1. Городская комиссия при проведении выборов в органы государственной власти города Москвы, комиссия муниципального образования при проведении выборов в органы местного самоуправления в городе Москве не позднее чем в пятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов открывают в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации специальный счет для внесения кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками избирательного залога. При проведении выборов депутатов Московской городской Думы Городская комиссия сообщает реквизиты указанного счета окружным избирательным комиссиям сразу после их образования. 2. Избирательная комиссия, принявшая уведомление кандидата о его выдвижении, сообщает ему реквизиты специального счета для внесения кандидатом избирательного залога. Городская комиссия сообщает уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока реквизиты специального счета для внесения избирательным объединением, избирательным блоком избирательного залога при выдаче заверенного городского списка кандидатов. Если к указанному времени специальный избирательный счет еще не открыт, соответствующая избирательная комиссия сообщает кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока реквизиты указанного счета незамедлительно после его открытия. 3. Размер избирательного залога составляет 15 процентов от установленного статьей 58 настоящего Кодекса предельного размера расходования средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Размер избирательного залога публикуется организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем на пятнадцатый день со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. 4. Избирательный залог вносится кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком исключительно со своего специального избирательного счета единовременно и в полном объеме на специальный счет соответствующей избирательной комиссии для внесения избирательного залога не позднее чем за 45 дней до дня голосования. 5. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе использовать для внесения избирательного залога средства, перечисленные в избирательный фонд как с указанием их назначения для внесения избирательного залога, так и без такого указания. При внесении избирательного залога кандидат, избирательное объединение, избирательный блок указывают назначение платежа, кандидат - свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер избирательного округа, а избирательное объединение, избирательный блок - свое наименование. Если кандидат, избирательное объединение, избирательный блок использовали для внесения избирательного залога средства, перечисленные в избирательный фонд с указанием их назначения для внесения избирательного залога, кандидат, избирательное объединение, избирательный блок при перечислении средств избирательного залога на специальный счет соответствующей избирательной комиссии обязаны сообщить в письменной форме избирательной комиссии, осуществляющей регистрацию кандидата, городского списка кандидатов, об источнике (источниках) поступления этих средств на специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения, избирательного блока: для гражданина - фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, дату рождения, а для юридического лица - название, реквизиты счета в банке. 6. Граждане и (или) юридические лица, направляющие средства в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, вправе указать, что данные средства или обозначенная часть этих средств предназначены для внесения избирательного залога. В этом случае кандидат, избирательное объединение, избирательный блок не вправе использовать соответствующие денежные средства на иные цели, кроме внесения избирательного залога. При неиспользовании этих средств или их части на внесение избирательного залога кандидат, избирательное объединение, избирательный блок обязаны возвратить их (за вычетом расходов на пересылку) не позднее чем через 10 дней со дня истечения срока подачи документов для регистрации кандидатов, городских списков кандидатов гражданам и юридическим лицам, внесшим (перечислившим) эти средства. 7. В случае внесения кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательного залога на специальный счет соответствующей избирательной комиссии в большем размере, чем это установлено частью 3 настоящей статьи, излишек средств возвращается избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд в десятидневный срок со дня поступления избирательного залога на специальный счет. 8. Перечисленные средства возвращаются избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через 10 дней со дня их зачисления на специальный счет в случаях: а) внесения на специальный счет избирательной комиссии кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в качестве избирательного залога средств в меньшем размере, чем это установлено частью 3 настоящей статьи; б) внесения избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии после истечения срока, указанного в части 4 настоящей статьи; в) внесения избирательного залога из средств избирательного фонда, сформированных с нарушением настоящего Кодекса. 9. В случае если регистрация кандидата, городского списка кандидатов была осуществлена на основании представленных подписей избирателей, избирательный залог, поступивший от этого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших этот список кандидатов, на специальный счет избирательной комиссии, возвращается в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через 10 дней со дня регистрации кандидата, городского списка кандидатов. 10. В случаях отзыва избирательным объединением, избирательным блоком кандидата, городского списка кандидатов (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 43 настоящего Кодекса) внесенный избирательный залог возвращается избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через 10 дней со дня подачи избирательным объединением, избирательным блоком соответствующего заявления в соответствующую избирательную комиссию. 11. Если зарегистрированный кандидат набрал по результатам голосования не менее 5 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по соответствующему избирательному округу, либо был избран, а городской список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, набрал по результатам голосования не менее 3 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по городскому избирательному округу, или городской список кандидатов допущен к участию в распределении депутатских мандатов, избирательный залог, внесенный кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, возвращается не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования результатов выборов соответствующей избирательной комиссией в избирательный фонд зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. 12. В случае признания результатов выборов недействительными избирательный залог не позднее чем через 10 дней со дня признания результатов выборов недействительными возвращается в избирательные фонды всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, внесших избирательный залог. 13. Если избирательный залог не подлежит возврату в соответствии с частями 8-12 настоящей статьи, он перечисляется не позднее чем через 60 дней со дня голосования Городской комиссией в доход бюджета города Москвы при проведении выборов в органы государственной власти города Москвы, комиссией муниципального образования в доход бюджета, из которого производилось финансирование организации и проведения выборов в органы местного самоуправления. 14. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, на специальные избирательные счета которых соответствующая избирательная комиссия возвращает избирательный залог, в течение 10 рабочих дней со дня его поступления из избирательной комиссии возвращают (за вычетом расходов на пересылку) гражданам и юридическим лицам средства, которые были внесены ими в избирательный фонд с указанием, что они предназначены для внесения избирательного залога. Оставшаяся часть возвращенного избирательной комиссией избирательного залога, если таковая имеется, включается в остатки неизрасходованных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. 15. Перечисление денежных средств, внесенных в качестве избирательного залога, в доход соответствующего бюджета либо их возврат в избирательные фонды осуществляется учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации по решению соответствующей избирательной комиссии. Избирательная комиссия не может распоряжаться денежными средствами, внесенными в качестве избирательного залога, иначе чем в порядке, установленном настоящей статьей. Статья 63. Отчетность по средствам избирательных фондов, публикация информации о финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока 1. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки представляют в соответствующую избирательную комиссию свои финансовые отчеты со следующей периодичностью: а) первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации, в соответствующую избирательную комиссию в установленном настоящим Кодексом порядке; в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета; б) второй финансовый отчет - не ранее чем за 15 и не позднее чем за 10 дней до дня голосования; в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета; в) итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней после официального опубликования результатов выборов. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда. 2. Если кандидат утратил свой статус, обязанность сдачи финансового отчета возлагается на гражданина, являвшегося кандидатом. Обязанность сдачи финансового отчета избирательным объединением, избирательным блоком возлагается на уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока. 3. Копии финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков передаются соответствующей избирательной комиссией в средства массовой информации в течение пяти дней со дня их получения. 4. Учреждение Сберегательного банка Российской Федерации - держатель специального избирательного счета по требованию соответствующей избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, избирательного блока обязано периодически предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Учреждение Сберегательного банка Российской Федерации - держатель специального избирательного счета по представлению соответствующей комиссии, а по соответствующему избирательному фонду также по требованию кандидата, избирательного объединения, избирательного блока обязано в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования - немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов. 5. Соответствующая избирательная комиссия знакомит зарегистрированных кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие городские списки кандидатов, а также средства массовой информации по их официальным запросам со сведениями учреждений Сберегательного банка Российской Федерации о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. 6. Соответствующая избирательная комиссия не реже одного раза в неделю направляет в государственные или муниципальные периодические печатные издания, указанные в частях 12-14 статьи 47 настоящего Кодекса, сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией. При этом обязательному опубликованию подлежат сведения: а) о финансовой операции по расходованию средств из избирательного фонда в случае, если ее размер превышает 800 тысяч рублей для избирательного объединения, избирательного блока и 200 тысяч рублей для кандидата; б) о юридических лицах, внесших в избирательный фонд пожертвования в сумме, превышающей 400 тысяч рублей для избирательного объединения, избирательного блока и 100 тысяч рублей для кандидата; в) о количестве граждан, внесших в избирательный фонд пожертвования в сумме, превышающей 10 тысяч рублей; г) об общей сумме средств, поступивших в избирательный фонд, и об общей сумме средств, израсходованных из него. 7. Органы государственной власти и уполномоченные ими органы, осуществляющие регистрацию граждан, регистрацию юридических лиц, в пятидневный срок со дня поступления представления соответствующей избирательной комиссии обязаны осуществить на безвозмездной основе проверку сведений, указанных гражданами и юридическими лицами при внесении добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, и сообщить этой избирательной комиссии о результатах проверки. При этом может использоваться государственная автоматизированная информационная система. Соответствующая избирательная комиссия знакомит кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки незамедлительно по их запросам с имеющейся у нее на день поступления соответствующего запроса информацией. При поступлении в распоряжение избирательной комиссии информации о перечислении пожертвований с нарушением требований части 2 статьи 60 настоящего Кодекса указанная информация незамедлительно сообщается соответствующим кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам. 8. Кандидат, баллотирующийся в нескольких избирательных округах на разных выборах в органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления в городе Москве, представляет копии своих финансовых отчетов по каждому избирательному округу, в котором он баллотируется, в Городскую комиссию с периодичностью, установленной для представления финансового отчета настоящим Кодексом. Статья 64. Возврат денежных средств кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками 1. После дня голосования кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, не зарегистрировавшие городской список кандидатов, избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие городской список кандидатов, получивший по результатам голосования не менее 2 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по городскому избирательному округу, либо принявшие участие в распределении депутатских мандатов, а также избирательное объединение, избирательный блок, отозвавшие городской список кандидатов по вынуждающим к тому обстоятельствам, до представления итогового финансового отчета, но не ранее возврата избирательной комиссией средств, внесенных в качестве избирательного залога (если избирательный залог был внесен), обязаны перечислить неизрасходованные денежные средства, находящиеся на специальном избирательном счете, гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления в избирательные фонды, пропорционально вложенным ими средствам за вычетом расходов на пересылку. Возврат средств избирательного залога осуществляется в порядке, установленном статьей 62 настоящего Кодекса. 2. Избирательное объединение, избирательный блок, не подпадающие под действие части 1 настоящей статьи, обязаны возместить в полном объеме государственным организациям телерадиовещания и редакциям государственных периодических печатных изданий стоимость предоставленных бесплатных эфирного времени и печатной площади. Возмещение указанных денежных средств из избирательных фондов производится избирательными объединениями, избирательными блоками до дня сдачи итогового финансового отчета. 3. Городская комиссия в трехдневный срок со дня официального опубликования общих результатов выборов направляет государственным организациям телерадиовещания и редакциям государственных периодических печатных изданий, предоставлявшим избирательным объединениям, избирательным блокам бесплатное эфирное время или бесплатную печатную площадь, список избирательных объединений, избирательных блоков, подпадающих под действие части 2 настоящей статьи, а также избирательных объединений, иных общественных объединений, входивших на соответствующий момент в состав избирательных блоков, подпадающих под действие части 2 настоящей статьи, их юридические адреса и заверенные копии выписок из совместных решений избирательных блоков о порядке возмещения стоимости предоставленных бесплатных эфирного времени и печатной площади. 4. Государственные организации телерадиовещания и редакции государственных периодических печатных изданий в десятидневный срок со дня официального опубликования общих результатов выборов сообщают каждому избирательному объединению, избирательному блоку, подпадающим под действие части 2 настоящей статьи, а также каждому избирательному объединению, иному общественному объединению, входившему в избирательный блок, подпадающий под действие части 2 настоящей статьи, объем и стоимость предоставленных ими бесплатных эфирного времени и печатной площади, а также свои юридический адрес и банковские реквизиты. 5. Стоимость бесплатных эфирного времени и печатной площади определяется путем умножения объема эфирного времени и печатной площади, предоставленных избирательным объединениям, избирательным блокам в порядке, предусмотренном частями 1-9 статьи 52 и частями 1-6 статьи 53 настоящего Кодекса, на размер оплаты эфирного времени и печатной площади, установленный и опубликованный организациями телерадиовещания и редакциями периодических печатных изданий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 51 настоящего Кодекса. В случае если избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие городской список кандидатов, использовали бесплатное эфирное время в порядке совместного проведения агитационных мероприятий, указанных в части 6 статьи 52 настоящего Кодекса, объем подлежащих возврату денежных средств каждым из избирательных объединений, избирательных блоков определяется организациями телерадиовещания в равных долях пропорционально общему числу участников (избирательных объединений, избирательных блоков) каждого такого совместного агитационного мероприятия, в котором они принимали участие. Денежные средства за предоставленные бесплатные эфирное время и печатную площадь не возмещаются, если избирательное объединение, избирательный блок официально отказались от использования предоставленных бесплатных эфирного времени и печатной площади в порядке и сроки, которые предусмотрены частью 12 статьи 52 и частью 9 статьи 53 настоящего Кодекса. 6. Избирательному объединению, избирательному блоку, не подпадающим под действие части 1 настоящей статьи, запрещается возвращать гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования и перечисления в их избирательные фонды, неизрасходованные денежные средства избирательных фондов до возмещения избирательным объединением, избирательным блоком стоимости бесплатных эфирного времени и печатной площади организациям телерадиовещания и редакциям периодических печатных изданий. После возмещения стоимости предоставленных бесплатных эфирного времени и печатной площади организациям телерадиовещания и редакциям периодических печатных изданий избирательное объединение, избирательный блок, не подпадающие под действие части 1 настоящей статьи, обязаны перечислить неизрасходованные денежные средства избирательных фондов пропорционально вложенным средствам на счета граждан и юридических лиц, осуществивших пожертвования и перечисления. 7. Учреждения Сберегательного банка Российской Федерации обязаны по истечении 30 дней со дня голосования перечислить по письменному указанию соответствующей избирательной комиссии в доход соответствующего бюджета денежные средства, оставшиеся на специальных избирательных счетах избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. 8. В случае отсутствия или недостаточности денежных средств в избирательном фонде возмещение стоимости предоставленных бесплатных эфирного времени и печатной площади избирательными объединениями и избирательными блоками производится за счет их собственных средств. Если обязанность возместить стоимость предоставленных бесплатных эфирного времени и печатной площади возлагается на избирательный блок, то денежные средства, подлежащие возврату (возмещению), распределяются в равных долях между избирательными объединениями, иными общественными объединениями, входившими в этот блок на день голосования, если иное распределение не предусмотрено в совместном соглашении о его создании, ранее представленном в Городскую комиссию. 9. Избирательное объединение, избирательный блок, не подпадающие под действие части 1 настоящей статьи и не выполнившие требования части 2 настоящей статьи до сдачи итогового финансового отчета, вправе производить возмещение стоимости предоставленных бесплатных эфирного времени и печатной площади организациям телерадиовещания и редакциям периодических печатных изданий в течение 12 месяцев со дня голосования, если одновременно со сдачей в установленные настоящим Кодексом сроки итогового финансового отчета ими поданы в организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий заявления, в которых они берут на себя обязательства возвратить (возместить) задолженность по денежным средствам. 10. В случае невыполнения обязательств по заявлениям, поданным в соответствии с частью 9 настоящей статьи, денежные средства взыскиваются в судебном порядке по истечении указанных в заявлении сроков возврата средств. В случае если избирательное объединение, избирательный блок, не подпадающие под действие части 1 настоящей статьи и не выполнившие требований части 2 настоящей статьи до сдачи итогового финансового отчета, не подали заявления, указанные в части 9 настоящей статьи, денежные средства взыскиваются с них в судебном порядке по истечении срока сдачи итогового финансового отчета. 11. Обязательства, налагаемые настоящей статьей на избирательные блоки, по окончании избирательной кампании возлагаются на избирательные объединения, иные общественные объединения, участвовавшие в соответствующей избирательной кампании в составе избирательного блока. 12. Государственные организации телерадиовещания и редакции государственных периодических печатных изданий не позднее чем через 13 месяцев со дня голосования сообщают в Городскую комиссию сведения об избирательных объединениях, иных общественных объединениях, подпадающих под действие части 2 настоящей статьи и не возместивших полностью стоимость предоставленных бесплатных эфирного времени и печатной площади. 13. Избирательные объединения, иные общественные объединения, выступавшие самостоятельно либо входившие в избирательный блок на предыдущих выборах в органы государственной власти города Москвы, подпадающие под действие части 2 настоящей статьи и имеющие задолженность перед организациями телерадиовещания и редакциями периодических печатных изданий на день официального опубликования решения о назначении следующих выборов в органы государственной власти города Москвы, а также их правопреемники не вправе пользоваться бесплатными эфирным временем и печатной площадью при проведении выборов в органы государственной власти города Москвы. Это положение распространяется также на избирательные блоки, созданные при участии вышеуказанных общественных объединений. Статья 65. Контрольно-ревизионная служба при избирательных комиссиях 1. Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных избирательным комиссиям, организующим проведение выборов в органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления в городе Москве, а также контроля за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, для проверки финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, для организации проверок достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, о доходах и об их источниках при соответствующих избирательных комиссиях создаются контрольно-ревизионные службы: а) контрольно-ревизионная служба при Городской комиссии; б) контрольно-ревизионные службы при окружных комиссиях по выборам депутатов Московской городской Думы по решению Городской комиссии. 2. В контрольно-ревизионную службу входят: руководитель контрольно-ревизионной службы, его заместитель (заместители), назначенные в контрольно-ревизионную службу члены соответствующей избирательной комиссии и специалисты контрольно-ревизионной службы из числа руководителей и специалистов государственных (правоохранительных, финансовых и других) и иных органов, организаций и учреждений, включая Сберегательный банк Российской Федерации. Указанные органы, организации и учреждения по запросу соответствующей избирательной комиссии не позднее чем через месяц со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов обязаны откомандировать специалистов в распоряжение Городской комиссии на срок не менее пяти месяцев, в распоряжение окружной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы на срок не менее трех месяцев. 3. На срок работы в контрольно-ревизионных службах специалисты, указанные в части 2 настоящей статьи, освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы, установленные должностные оклады и иные выплаты по основному месту работы, им также может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов. 4. Положение о контрольно-ревизионной службе при Городской комиссии и окружных комиссиях по выборам депутатов Московской городской Думы утверждается Городской комиссией. Организационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности контрольно-ревизионной службы при избирательных комиссиях осуществляется соответствующей избирательной комиссией. 5. Контрольно-ревизионная служба по поручению соответствующей избирательной комиссии: а) проверяет финансовые отчеты кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, нижестоящих избирательных комиссий; б) организует проверку достоверности представленных кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков сведений об имуществе, о доходах и об их источниках, денежных вкладах, ценных бумагах, акциях и ином участии в капитале коммерческих организаций; имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, в том числе переданном в доверительное управление; в) осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка финансирования проведения предвыборной агитации и осуществления иных мероприятий, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками; г) запрашивает и получает от кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, избирательных комиссий, организующих проведение выборов в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления в городе Москве, информацию по всем вопросам, входящим в ее компетенцию; д) составляет документы о финансовых нарушениях при финансировании выборов; е) ставит перед соответствующей избирательной комиссией вопросы о применении мер ответственности к кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, а также к гражданам и юридическим лицам за нарушения, допущенные ими при финансировании избирательной кампании; ж) привлекает экспертов к проведению проверок, подготовке заключений и экспертных оценок. 6. При осуществлении своих полномочий контрольно-ревизионная служба может использовать государственную автоматизированную информационную систему. Глава 10. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ Статья 66. Помещение для голосования 1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой муниципального образования и (или) руководителем Управы района, на территории которого расположено муниципальное образование. 2. Помещение для голосования определяется не позднее чем за 45 дней до дня голосования и предоставляется в распоряжение участковой комиссии не позднее чем за три дня до дня голосования. 3. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. 4. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней. 5. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей. 6. В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный |