ГОРОД МОСКВА ЗАКОН О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ (Редакция на 21.02.2001) Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы местного референдума Местный референдум в городе Москве (далее - референдум) - голосование граждан Российской Федерации - жителей Москвы, проживающих в границах одного или нескольких районов города Москвы (далее - район), по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами города Москвы. Референдум наряду со свободными выборами является формой прямого волеизъявления жителей района в решении вопросов местного значения. Референдум проводится на всей территории района на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума обладает одним голосом. Житель района при проведении референдума голосует на участке по проведению референдума в соответствии с местом своего проживания. Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением жителя не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума, рассматриваются комиссиями по проведению референдума, органами власти города и района открыто и гласно. Статья 2. Законодательство о референдуме Референдум проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 26 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О районной Управе в городе Москве" и настоящим Законом. Статья 3. Право на участие в референдуме В референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в районе, зарегистрированные в данном районе в соответствии с установленными правилами регистрации и достигшие 18 лет на день проведения референдума. Не имеют права участвовать в референдуме жители района, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 4. Вопросы, выносимые на референдум 1. На референдум выносятся вопросы местного значения, отнесенные законами города Москвы к ведению органов власти района города Москвы. 2. На референдум не могут быть вынесены вопросы: а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов власти района, а также о проведении досрочных выборов органов власти района либо об отсрочке указанных выборов; б) о формировании состава органов власти района, персональном составе органов власти района; в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности главы Управы и советников районного Собрания; г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств района; д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности жителей района. 3. На референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении района. 4. Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить федеральным законам, Уставу и законам города Москвы. 5. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования. 6. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ. 7. Не допускается установление ограничений для вопросов, выносимых на референдум, за исключением указанных в настоящей статье. Статья 5. Обстоятельства, исключающие проведение референдума Референдум не проводится в условиях военного и чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в городе Москве, и в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Референдум не проводится в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Повторный референдум с такой же по содержанию и смыслу формулировкой вопроса (вопросов) не проводится в течение года после опубликования результатов голосования на референдуме. Статья 6. Совместный референдум Возможно одновременное проведение референдума по одному и тому же вопросу (вопросам) в двух и нескольких районах в порядке, установленном настоящим Законом. Вопросы, вынесенные на совместный референдум, должны соответствовать статье 4 настоящего Закона. Глава II. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА Статья 7. Инициатива проведения референдума Право на инициативу проведения референдума принадлежит: - не менее чем 10 процентам от числа жителей района, имеющих право на участие в референдуме; - районному Собранию; - префекту административного округа. Статья 8. Порядок реализации инициативы жителей о проведении референдума Каждый житель или группа жителей района, имеющие право на участие в референдуме в соответствии со статьей 3 настоящего Закона, а также районное общественное объединение или районное отделение общероссийского, межрегионального, регионального (городского) общественного объединения, устав которого предусматривает участие в выборах органов власти и зарегистрирован соответственно Управлением юстиции города Москвы или Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за 6 месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума, либо орган территориального общественного самоуправления могут образовать инициативную группу в количестве не менее 10 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума (далее - инициативная группа). Инициативная группа обращается в районное Собрание с ходатайством о ее регистрации. Районное Собрание поручает территориальной избирательной комиссии осуществление предусмотренных настоящим Законом действий по рассмотрению ходатайства инициативной группы, ее регистрации, работе с петиционными листами и представлению в районное Собрание решения о регистрации инициативы жителей о проведении референдума. В ходатайстве инициативной группы указываются: - формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум; - фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы. К ходатайству должны быть приложены протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение об инициативе проведения референдума, а также копия устава общественного объединения, от имени которого действует инициативная группа. Территориальная избирательная комиссия, установив соответствие ходатайства инициативной группы требованиям настоящего Закона, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы и выдает ей регистрационное свидетельство. В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное решение территориальной избирательной комиссии. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд в установленном порядке в месячный срок со дня получения соответствующего решения территориальной избирательной комиссии. Число подписей жителей, необходимых в поддержку проведения референдума, устанавливает районное Собрание в соответствии со статьей 7 настоящей Закона. Статья 9. Порядок сбора подписей После получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе собирать подписи в поддержку инициативы о проведении референдума. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе территориальной избирательной комиссией, действительно в течение 6 недель. Инициативная группа вправе создавать группы содействия для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума. Расходы по сбору подписей и изготовлению подписных листов несет инициативная группа. Подписные листы изготавливаются инициативной группой по форме, установленной настоящим Законом (приложение), и заверяются территориальной избирательной комиссией. Каждый подписной лист после его заполнения должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи жителей, и одного из уполномоченных инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или документа, его заменяющего, каждого из этих лиц. Подписи в поддержку инициативы о проведении референдума собираются только среди жителей района, где предполагается проведение референдума. Если по истечении срока действия регистрационного свидетельства не было собрано необходимого количества подписей жителей, дальнейший сбор подписей прекращается. С инициативой о проведении референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ранее чем по истечении одного года. После окончания сбора подписей инициативная группа подсчитывает количество собранных подписей жителей района и составляет итоговый протокол, в котором указываются дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей. Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются в территориальную избирательную комиссию, которая проверяет соблюдение требований настоящего Закона при сборе подписей, принимает по результатам проверки решение о регистрации инициативы жителей района о проведении референдума, копию которого направляет инициативной группе. В случае если территориальная избирательная комиссия обнаружит нарушения в оформлении подписных листов, документы возвращаются инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на 2 недели. В случае если территориальная избирательная комиссия в результате проверки установит, что число действительных подписей окажется менее числа, установленного настоящим Законом, она принимает решение об отказе в регистрации инициативы жителей о проведении референдума. Копия решения в недельный срок направляется инициативной группе. В этом случае данная инициативная группа не может выступать повторно с инициативой о проведении референдума в течение одного года. Решение о регистрации инициативы жителей о проведении референдума территориальная избирательная комиссия направляет в районное Собрание в двухнедельный срок со дня поступления подписных листов. Статья 10. Назначение референдума Право назначения референдума принадлежит районному Собранию. Районное Собрание принимает решение о назначении референдума не позднее 1 месяца со дня поступления к нему решения территориальной избирательной комиссии о регистрации инициативы жителей района или обращения префекта административного округа о проведении референдума. Районное Собрание принимает решение об отказе в назначении референдума, если вопрос (вопросы), выносимый инициативной группой или префектом административного округа, противоречит требованиям статьи 4 настоящего Закона. В этом случае районное Собрание направляет инициативной группе или префекту административного округа мотивированный отказ. Отказ в назначении референдума может быть обжалован в суд в течение месяца после его получения. Решение районного Собрания о назначении референдума, противоречащее законодательству, может быть отменено Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы либо самостоятельно. Голосование на референдуме назначается на любой выходной день в период от полутора до двух месяцев со дня принятия районным Собранием решения о назначении референдума. В случае если районное Собрание не назначит проведение референдума и не направит инициативной группе или префекту административного округа мотивированный отказ в установленный настоящей статьей срок, назначает референдум и устанавливает дату его проведения глава районной Управы. После назначения референдума другие инициативы о его проведении до опубликования результатов назначенного референдума не рассматриваются. Глава III. КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА Статья 11. Комиссии по проведению референдума Организацию и проведение референдума осуществляют: - территориальная комиссия по проведению референдума (далее - территориальная комиссия); - участковые комиссии по проведению референдума (далее - участковые комиссии). Статья 12. Порядок формирования и полномочия территориальной комиссии Территориальная комиссия образуется районным Собранием одновременно с принятием решения о назначении референдума не позднее чем за 60 дней до дня референдума в количестве 5-11 членов по представлению главы районной Управы на основе предложений общественных объединений, собраний граждан по месту жительства, а также органов территориального общественного самоуправления. Районное Собрание может возложить полномочия территориальной комиссии на территориальную избирательную комиссию. В случае проведения референдума одновременно с выборами в федеральные, городские органы власти, выборами советников районного Собрания, а также референдумом города Москвы полномочия территориальной комиссии осуществляет соответствующая территориальная избирательная комиссия или территориальная комиссия по проведению референдума города Москвы. Территориальная комиссия: - обеспечивает соблюдение настоящего Закона на территории района; - образует участковые комиссии, организует и контролирует их деятельность, информирует население об их адресах и номерах телефонов, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (или бездействие) этих комиссий; - распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение референдума, распределяет их между участковыми комиссиями и обеспечивает контроль за их целевым использованием; - контролирует обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом и связью; - заслушивает сообщения должностных лиц администрации района, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам материально - технической подготовки и проведения референдума; - контролирует своевременность и правильность составления списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, и предоставление этих списков для ознакомления граждан; - содействует в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса (вопросов), вынесенного на референдум, контролирует соблюдение на территории района правил размещения агитационных материалов; - устанавливает форму бюллетеня для голосования на референдуме, списка граждан, имеющих право на участие в референдуме, других документов референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссии по проведению референдума, порядок хранения документации референдума; - утверждает текст бюллетеня для голосования на референдуме, обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования и снабжение ими участковых комиссий; - устанавливает единую нумерацию участков референдума на территории района; - организует досрочное голосование в помещении территориальной комиссии; - устанавливает результаты голосования на референдуме; - публикует результаты референдума в местных средствах массовой информации; - осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Полномочия территориальной комиссии прекращаются на десятый день после официального опубликования результатов референдума. Статья 13. Порядок формирования и полномочия участковой комиссии Участковые комиссии образуются в составе 5-19 членов не позднее чем за 25 дней до дня проведения референдума территориальной комиссией по представлению главы районной Управы на основе предложений общественных объединений, собраний граждан по месту жительства, органов территориального общественного самоуправления. В случае проведения референдума одновременно с выборами в федеральные, городские органы власти, выборами советников районного Собрания, а также референдумом города Москвы полномочия участковых комиссий осуществляют участковые избирательные комиссии или участковые комиссии города Москвы. Участковая комиссия: - составляет список граждан, имеющих право на участие в референдуме, на территории участка референдума; - проводит ознакомление со списком граждан, имеющих право на участие в референдуме на территории участка, рассматривает заявления и жалобы о неточностях в этом списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; - оповещает жителей о дате, времени и месте проведения голосования, местонахождении и номере телефона участковой комиссии, времени ее работы; - обеспечивает подготовку помещения для голосования и его надлежащее оборудование; - контролирует соблюдение правил размещения агитационных материалов на территории участка референдума; - организует голосование на участке референдума в день проведения референдума, а также досрочное голосование за 1 день до референдума; - производит подсчет голосов и определяет результаты голосования по участку референдума, составляет протокол и передает его в территориальную комиссию; - рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения референдума и принимает по ним мотивированные решения; - осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Полномочия участковой комиссии прекращаются сразу же после опубликования результатов референдума. Статья 14. Организация работы комиссий по проведению референдума Территориальная и участковые комиссии проводят первые заседания не позднее 2 дней с момента их формирования. Председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии избираются тайным голосованием на первом заседании комиссии из числа ее членов. Если председатель, заместитель председателя или секретарь комиссии не будут избраны, то они назначаются в пятидневный срок органом, образовавшим комиссию. Заседания комиссий являются правомочными, если в них принимает участие большинство членов соответствующей комиссии с правом решающего голоса. Решения об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения референдума, об установлении результатов голосования принимаются большинством голосов от общего числа членов соответствующей комиссии с правом решающего голоса. Решения по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов соответствующей комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии. Члены комиссии, несогласные с ее решением, вправе выразить особое мнение, которое в письменном виде прилагается к протоколу заседания комиссии. При принятии решений комиссиями, имеющими в своем составе четное число членов комиссии с правом решающего голоса, в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя комиссии является решающим. Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения администрацией района, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, должностными лицами. Администрация района, предприятия, учреждения и организации, общественные объединения, средства массовой информации, должностные лица обязаны содействовать комиссиям в осуществлении ими своих полномочий, в частности предоставлять необходимые для их работы помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, по обращениям комиссий по проведению референдума рассматривать и направлять комиссии мотивированный ответ по существу обращения не позднее чем в трехдневный срок со дня поступления обращения. Инициативная группа или префект административного округа, если он выступил с инициативой о проведении референдума, вправе назначить в территориальную и участковые комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Члены комиссии с правом решающего и совещательного голоса заблаговременно извещаются о заседаниях комиссии. Они вправе: - выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать проведения по ним голосования; - задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; - знакомиться с любыми документами и материалами комиссии и получать заверенные копии этих документов, кроме копий списка граждан, имеющих право на участие в референдуме. Члены комиссии с правом совещательного голоса вправе присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола об итогах голосования и при иных действиях, осуществляемых комиссией. При принятии комиссией решения члены комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. По решению комиссии один из ее членов с правом решающего голоса может работать в комиссии с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 20 дней. Оплата его труда производится в пределах средств, выделенных на содержание комиссии по проведению референдума. В течение срока своих полномочий член комиссии с правом решающего голоса не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. Глава IV. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ РЕФЕРЕНДУМА Статья 15. Гласность в деятельности комиссий Деятельность комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях комиссий вправе присутствовать представители префекта административного округа, главы районной Управы, районного Собрания, инициативной группы, общественных объединений, органов территориального общественного самоуправления, средств массовой информации. При рассмотрении жалоб на заседание комиссии приглашаются представители заинтересованных сторон. Статья 16. Наблюдатели В день проведения референдума, с момента начала работы участковой комиссии до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на участке вправе присутствовать наблюдатели, направленные инициативной группой, общественными объединениями, органами территориального общественного самоуправления. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме органом, интересы которого он представляет, с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, а также номера участка, на который он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта либо удостоверения личности, его заменяющего. Статья 17. Права и ответственность наблюдателей Наблюдатели имеют право: - присутствовать при всех действиях, осуществляемых участковой комиссией в день референдума; - присутствовать при голосовании граждан вне помещения для голосования; - присутствовать при подсчете голосов в условиях, обеспечивающих видимость действий членов участковой комиссии; - обращаться в участковую и территориальную комиссии с предложениями и замечаниями, а также с устными и письменными заявлениями обо всех замеченных нарушениях настоящего Закона. Вмешательство наблюдателей в действия комиссии не допускается. Решением участковой комиссии наблюдатели, нарушающие порядок работы комиссии, тайну голосования и пытающиеся повлиять на волеизъявление граждан, участвующих в референдуме, удаляются из помещения для голосования. Решение об удалении наблюдателя может быть обжаловано им или делегировавшим его органом в территориальную комиссию. Статья 18. Обжалование решений и действий комиссий Решения и действия (или бездействие) территориальной и участковых комиссий, нарушающие права граждан, могут быть обжалованы в суд. Предварительное обращение в территориальную комиссию с жалобами на действия участковой комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения комиссий по жалобам, поступившим в период подготовки к проведению референдума, принимаются в пятидневный срок и в меньший срок с момента поступления жалобы в комиссию, если до дня референдума осталось 5 дней, а в день референдума - немедленно. В случае если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Территориальная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы, отменив при этом решение участковой комиссии. Глава V. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ РЕФЕРЕНДУМА Статья 19. Участки референдума Участки референдума образуются главой районной Управы по согласованию с территориальной комиссией не позднее чем за 45 дней до дня референдума. Участки образуются с учетом местных условий с целью создания максимальных удобств для граждан, имеющих право на участие в референдуме, из расчета не более 3 тысяч граждан на каждом участке референдума в пределах границ района. Списки участков референдума с указанием их границ, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования публикуются территориальной комиссией в средствах массовой информации или иным способом не позднее чем за 35 дней до дня референдума. Статья 20. Список граждан, имеющих право на участие в референдуме Список граждан, имеющих право на участие в референдуме, составляется участковой комиссией отдельно по каждому участку на основании сведений, представляемых главой районной Управы по установленной форме, не позднее чем за 30 дней до дня референдума. Список граждан составляется в двух экземплярах в алфавитном или ином порядке и подписывается председателем и секретарем участковой комиссии. В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства жителя района. Второй экземпляр списка не позднее чем за 15 дней до дня референдума передается в территориальную комиссию. Статья 21. Порядок включения граждан в список В списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, включаются жители района, имеющие право на участие в референдуме в соответствии со статьей 3 настоящего Закона. Гражданин может быть включен в список только на одном участке. Граждане, поселившиеся на территории участка в период после представления списка граждан для всеобщего ознакомления, а также в силу различных обстоятельств не включенные в список, включаются по их просьбе участковой комиссией в список дополнительно на основании документов, удостоверяющих их личность и место жительства на территории данного участка. Включение в список граждан, имеющих на это право в соответствии с настоящей статьей, допускается в любое время, в том числе и в день референдума. Вносить изменения в список после объявления председателем участковой комиссии голосования законченным запрещается. Статья 22. Ознакомление граждан со списком Список граждан, имеющих право на участие в референдуме, представляется для всеобщего ознакомления в помещении участковой комиссии не позднее чем за 30 дней до дня референдума. Каждый житель района вправе обжаловать невключение его в список, а также любую ошибку или неточность в списке. Заявление об этом подается в участковую комиссию. В течение 24 часов участковая комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в территориальную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день референдума - немедленно. На основании решения вышестоящей комиссии или суда соответствующие исправления в списке производятся участковой комиссией немедленно. Статья 23. Бюллетень для голосования на референдуме Текст бюллетеня для голосования на референдуме утверждается территориальной комиссией. В бюллетене для голосования на референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса (вопросов) и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум вопроса, он ставит знак в квадрате под словом "за". Если гражданин голосует против вынесенного на референдум вопроса, он ставит знак в квадрате под словом "против". При вынесении на референдум нескольких вопросов они включатся в один бюллетень, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга четко видимыми горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какой-либо статьи законопроекта также последовательно нумеруются. Каждый бюллетень должен иметь указание о порядке его заполнения. В случае проведения референдума в один день с референдумом города Москвы бюллетени для голосования на референдуме изготавливаются на бумаге другого цвета либо имеют иной отличительный знак. Бюллетени печатаются по решению территориальной комиссии не позднее чем за 15 дней до дня референдума. Участковые комиссии получают бюллетени не позднее чем за 1 день до дня референдума в территориальной комиссии. Число бюллетеней, передаваемых участковым комиссиям, не может превышать более чем на 0,5 процента числа зарегистрированных граждан, имеющих право на участие в референдуме на данном участке. В правом верхнем углу каждого бюллетеня ставится печать участковой комиссии или подписи двух членов комиссии. При наличии в бюллетене нескольких вопросов в случае снятия вопроса (вопросов) после изготовления бюллетеней, но не позднее чем за 2 дня до дня референдума территориальная комиссия или по ее указанию участковые комиссии вычеркивают из бюллетеня снятый вопросы (вопросы). В случае снятия вопроса позже этого срока участковые комиссии оповещают об этом граждан путем вывешивания в помещении для голосования решения территориальной комиссии о снятии вопроса (вопросов). Статья 24. Финансирование референдума Расходы комиссий по подготовке и проведению референдума, а также по обеспечению деятельности этих комиссий производятся за счет средств целевого бюджетного фонда развития территории района города Москвы, а также средств инициативной группы, районного общественного объединения, районного отделения общероссийского, межрегионального, регионального (городского) общественного объединения, органа территориального общественного самоуправления, образовавшего инициативную группу. В случае проведения референдума по инициативе префекта административного округа необходимые средства выделяются из средств целевого бюджетного фонда развития территории административного округа города Москвы. Инициативная группа, районное общественное объединение, районное отделение общероссийского, межрегионального, регионального (городского) общественного объединения, орган территориального общественного самоуправления, образовавший инициативную группу, после регистрации инициативной группы вносит на счет территориальной комиссии средства в размере не менее 200 ставок минимального размера оплаты труда для финансирования части затрат на проведение референдума. Эти средства возвращаются территориальной комиссией, если решение о назначении референдума не принимается. Районное Собрание вправе принять решение о переносе даты проведения референдума, если не будет обеспечено его достаточное финансирование. Средства, выделенные на проведение референдума, поступают в распоряжение территориальной комиссии и распределяются ею между всеми участковыми комиссиями. Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям участковых и территориальных комиссий по финансовым вопросам. Участковые комиссии представляют отчеты о расходовании выделенных им денежных средств в территориальную комиссию не позднее 5 дней после проведения референдума. Территориальная комиссия представляет отчет о расходовании выделенных ей средств в районное Собрание, префекту административного округа, инициативной группе не позднее 30 дней после официального опубликования результатов референдума. Остаток денежных средств возвращается территориальной комиссией на счета целевых бюджетных фондов развития территорий административных округов и районов города Москвы. Глава VI. АГИТАЦИЯ ПО ВОПРОСАМ, ВЫНЕСЕННЫМ НА РЕФЕРЕНДУМ Статья 25. Право на агитацию Жители района, общественные объединения, органы власти вправе беспрепятственно вести агитацию "за" или "против" проведения референдума, "за" или "против" участия в референдуме, а также "за" или "против" вопроса (вопросов), выносимого на референдум. В агитации не могут участвовать члены территориальной и участковых комиссий. Агитация может осуществляться через местные средства массовой информации, путем проведения собраний и встреч, публичных дебатов и дискуссий, митингов, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Студии кабельного телевидения, местные средства массовой информации, в которых органы власти являются учредителями (соучредителями) либо которые финансируются полностью или частично за счет средств внебюджетных фондов финансовых ресурсов административного округа или района, а также имеющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации, обязаны обеспечить равные возможности для агитации "за" или "против" вынесенного на референдум вопроса (вопросов). Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Территориальные и участковые комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных печатных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в органы внутренних дел с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца этих объектов, кроме помещений, где размещаются территориальная и участковые комиссии и места для голосования, а также памятников и обелисков, зданий и помещений, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, перечень которых определяется территориальной комиссией и доводится до сведения граждан. Не позднее чем за 20 дней до дня проведения референдума администрация района обязана оборудовать специальные места для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения жителей района, и их должно быть не менее одного в пределах территории каждого участка. Должностные лица государственной власти и администраций районов обязаны предоставлять территориальным и участковым комиссиям помещения, находящиеся в собственности города или района, для проведения собраний и встреч с гражданами. Порядок использования помещений для этих целей устанавливается территориальной комиссией. Статья 26. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение агитации Территориальные и участковые комиссии контролируют соблюдение установленного настоящим Законом порядка проведения агитации. Не допускается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. В случае совершения указанных нарушений территориальная и участковые комиссии информируют правоохранительные органы для возможного привлечения лиц, совершивших правонарушения, к уголовной или административной ответственности. Запрещается проведение агитации с распространением ложных сведений, а также сопровождаемой предоставлением жителям района бесплатно или на льготных условиях товаров и услуг (за исключением информационных). Статья 27. Сроки проведения агитации Агитация начинается со дня принятия решения о назначении референдума и заканчивается за сутки до дня референдума. В день голосования на референдуме агитация запрещается. В течение 3 дней до дня референдума, включая день голосования на референдуме, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов референдума и распространение других подобных сведений не допускается. Глава VII. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМЕ И УСТАНОВЛЕНИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ Статья 28. Время голосования и досрочное голосование. Порядок голосования на референдуме Гражданин, который по тем или иным причинам будет отсутствовать и не сможет прибыть в день проведения референдума на участок по проведению референдума, на котором он включен в список, имеет возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении территориальной комиссии за 10 дней до дня референдума или участковой комиссии - за 1 день до дня референдума. Территориальная и участковые комиссии обязаны обеспечить тайну голосования, исключив возможность искажения волеизъявления гражданина, обеспечить сохранность бюллетеня и учет голоса гражданина при установлении итогов голосования. Если гражданин голосует досрочно в помещении территориальной комиссии, то на обороте выдаваемого ему бюллетеня ставятся печать территориальной комиссии и подпись члена комиссии. Заполненный бюллетень гражданин помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной комиссии. На месте склейки конверта ставятся печать территориальной комиссии и подпись члена комиссии с правом решающего голоса. Территориальная комиссия передает списки проголосовавших и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комиссию одновременно с выдачей бюллетеней для голосования. Секретарь участковой комиссии или замещающий его член комиссии отмечает проголосовавших таким образом граждан в своем экземпляре списка, делая в соответствующей строке списка запись: "досрочное" и расписывается. Если досрочное голосование проходит в помещении участковой комиссии, на обороте выдаваемого бюллетеня ставятся печать участковой комиссии и подпись члена комиссии. После заполнения бюллетеня он помещается в конверт, который заклеивается, а на месте склейки ставятся печать участковой комиссии и подпись члена комиссии с правом решающего голоса. На всех участках референдума голосование в день референдума проводится с 8 до 22 часов. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее чем за 10 дней до дня референдума. В 8 часов утра в день референдума председатель участковой комиссии объявляет участок референдума открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям все ящики для голосования, которые после этого опечатываются. Затем председатель участковой комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями граждан, проголосовавших досрочно, и опускает извлеченные из них бюллетени в ящики для голосования. Число бюллетеней оглашается и заносится в протокол. После этого председатель участковой комиссии объявляет о начале голосования. Бюллетени для голосования выдаются гражданам, включенным в список, в том числе включенным дополнительно, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Голосование за других лиц не допускается. При получении бюллетеня для голосования на референдуме гражданин проставляет в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия гражданина либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его документа могут быть проставлены в списке членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Гражданин проверяет правильность произведенной записи и расписывается. Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании всем гражданам, имеющим право на участие в референдуме, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования и сделали по этому поводу устное или письменное заявление. В этих целях на участке референдума должно быть необходимое количество переносных ящиков для голосования. Количество переносных ящиков для голосования определяется территориальной комиссией. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено гражданином в письменной форме при прибытии к нему членов участковой комиссии. Члены участковой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений, использованных и возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные о гражданах, проголосовавших вне помещения для голосования, вносятся в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, в котором делается соответствующая отметка о голосовании. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения права гражданина на участие в референдуме, а равно искажения его волеизъявления. Бюллетень заполняется голосующим в специально оборудованной кабине или комнате, в помещении для голосования, в которых не допускается присутствие иных лиц. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой или территориальной комиссии или наблюдателем. Фамилия, имя, отчество этого лица указываются в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, рядом с подписью гражданина, получившего бюллетень. Заполненный бюллетень опускается гражданином в один из ящиков для голосования, которые должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей. В случае если гражданин, имеющий право на участие в референдуме, считает, что при заполнении бюллетеня для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень для голосования на референдуме взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает гражданину новый бюллетень для голосования на референдуме, делая при этом соответствующую отметку в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, рядом с фамилией гражданина. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется отдельный акт. Статья 29. Подсчет голосов участковой комиссией Подсчет голосов начинается сразу после окончания времени голосования и проводится членами участковой комиссии с правом решающего голоса без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. После объявления председателем участковой комиссии об окончании времени голосования комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени, о чем составляется отдельный протокол. На основании списка граждан, имеющих право на участие в референдуме, в том числе включенных в список дополнительно, комиссия подсчитывает общее число граждан, получивших бюллетени. Эти данные заносятся в протокол. После этого вскрываются ящики для голосования. Вначале вскрываются переносные ящики для голосования и производится подсчет находившихся в них бюллетеней. Количество бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, не должно превышать количества письменных подтверждений граждан о проведении голосования вне помещения для голосования. В случае обнаружения в переносных ящиках для голосования большего количества бюллетеней, чем количество письменных подтверждений о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находившиеся в переносных ящиках для голосования, признаются недействительными по решению участковой комиссии. Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования. На основании списка граждан, имеющих право на участие в референдуме, и по количеству находившихся в ящиках для голосования бюллетеней участковая комиссия устанавливает и заносит в протокол следующее данные: - общее число граждан, имеющих право на участие в референдуме, зарегистрированных по участку референдума (с учетом граждан, внесенных в список дополнительно); - количество бюллетеней для голосования, полученных участковой комиссией, с учетом бюллетеней, поданных гражданами, проголосовавшими досрочно в территориальной комиссии; - количество погашенных бюллетеней; - общее число бюллетеней, выданных гражданам, в том числе: - на участке референдума в день голосования; - голосовавшим досрочно; - голосовавшим вне помещения для голосования; - количество бюллетеней для голосования, обнаруженных в ящиках для голосования, в том числе в переносных ящиках для голосования; - количество бюллетеней, признанных действительными; - количество бюллетеней, признанных недействительными; - количество голосов, поданных за вопрос, вынесенный на референдум; - количество голосов, поданных против вопроса, вынесенного на референдум. Недействительными признаются бюллетени, изготовленные неофициально, без печати участковой или территориальной комиссий и подписи члена соответствующей комиссии с правом решающего голоса, а также бюллетени, по которым невозможно однозначно установить волеизъявление голосующего, в том числе те, в которых знак "плюс" или любой иной знак проставлен в двух квадратах или не проставлен ни в одном из них. В случае если участник референдума при голосовании зачеркивает одно из слов "за" или "против", такой бюллетень признается действительным. В случае сомнения в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия. Протокол о результатах голосования составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Член участковой комиссии, несогласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение. К первому экземпляру протокола прилагаются поступившие в участковую комиссию письменные жалобы и заявления о нарушениях настоящего Закона и принятые по ним решения. Заверенные копии жалоб, заявлений и принятых по ним решений прилагаются ко второму экземпляру протокола. Первый экземпляр протокола незамедлительно направляется в территориальную комиссию, а второй экземпляр вместе с опечатанными бюллетенями и списком граждан, имеющих право на участие в референдуме, направляется в районную Управу, где хранится в течение 2 месяцев, а затем уничтожается, если за это время результаты референдума не были опротестованы. В случае вынесения на референдум альтернативных вариантов решения вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных против каждого варианта. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе об итогах голосования участковой комиссии, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола территориальная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссией. Повторный подсчет голосов граждан проводится участковой комиссией в присутствии не менее 3 членов территориальной комиссии. Статья 30. Установление результатов референдума Территориальная комиссия, получив протоколы о результатах голосования от всех участковых комиссий, производит общий подсчет голосов. Территориальная комиссия составляет протокол о результатах референдума, в котором указываются следующие данные: - количество участковых комиссий на территории района; - количество участковых комиссий, представивших протоколы; - общее число граждан, имеющих право на участие в референдуме; - общее число изготовленных бюллетеней для голосования; - количество бюллетеней для голосования, полученных участковыми комиссиями; - количество погашенных бюллетеней для голосования на участках референдума; - количество бюллетеней для голосования, выданных гражданам, в том числе: - на участках референдума в день голосования; - голосовавшим досрочно; - голосовавшим вне помещений для голосования; - количество бюллетеней для голосования, обнаруженных в ящиках для голосования, в том числе в переносных ящиках для голосования; - количество бюллетеней для голосования, признанных действительными; - количество бюллетеней для голосования, признанных недействительными; - количество голосов, поданных за вопрос, вынесенный на референдум; - количество голосов, поданных против вопроса, вынесенного на референдум. В случае вынесения на референдум альтернативных вариантов вопроса в протокол вносятся результаты голосования по всем вариантам вопросов и число голосов, поданных против всех вариантов. Если на голосование выносилось несколько вопросов, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно. На основании полученных данных территориальная комиссия признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины жителей, имеющих право на участие в референдуме. Если референдум признается несостоявшимся, то референдум по тому же вопросу (вопросам) может быть проведен не ранее чем через год. Территориальная комиссия признает решение принятым на референдуме, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Число жителей, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования. Если на референдум выносились альтернативные варианты решения вопросов и ни один из них не получил необходимого количества голосов, то все варианты считаются отклоненными, и их повторное вынесение на референдум может состояться не ранее чем через год. Территориальная комиссия признает референдум недействительным, если допущенные при проведении голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления граждан, принявших участие в голосовании. Протокол составляется в двух экземплярах, каждый экземпляр подписывается всеми членами территориальной комиссии. К первому экземпляру протокола прилагаются сводная таблица, которая содержит данные протоколов всех участковых комиссий на соответствующей территории, жалобы, заявления на нарушения настоящего Закона, поступившие в территориальную комиссию, а также принятые по ним решения территориальной комиссии. Заверенные копии жалоб, заявлений и принятых по ним решений прилагаются ко второму экземпляру протокола. Член территориальной комиссии, несогласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение. Первый экземпляр протокола территориальной комиссии с приложениями направляется в районное Собрание. Второй экземпляр протокола территориальной комиссии вместе с другими документами хранится у секретаря территориальной комиссии. Статья 31. Опубликование результатов голосования на референдуме Принятое на референдуме решение и результаты голосования по району подлежат опубликованию не позднее 3 дней после установления результатов референдума. Территориальная комиссия не позднее чем через месяц со дня референдума публикует данные протоколов всех участковых комиссий об итогах голосования на референдуме. Итоги голосования по каждому участку референдума в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих комиссий по проведению референдума об итогах голосования, должны предоставляться любому гражданину, имеющему право на участие в референдуме, наблюдателю, а также представителю средств массовой информации. Принятое на референдуме решение вступает в силу со дня его опубликования, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме. Статья 32. Юридическая сила решения, принятого на референдуме Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории района и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме. Для реализации решения, принятого на референдуме, принимается решение районного Собрания или распоряжение главы районной Управы, которые обязаны в течение 15 дней после вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта. Решения, принятые на референдуме, могут быть обжалованы в судебном порядке в случае противоречия действующему законодательству или нарушения законности при проведении референдума. Статья 33. Порядок хранения документов референдума Документы комиссий по проведению референдума подлежат хранению в районной Управе в порядке, установленном Московской городской избирательной комиссией и настоящим Законом. Глава VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕФЕРЕНДУМЕ Статья 34. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или подкупа свободному осуществлению жителями района их права на участие в референдуме, в том числе на агитацию и голосование, а также члены инициативных групп и комиссий по проведению референдума, должностные лица органов власти, предприятий, учреждений и организаций, члены общественных объединений, совершившие подлог документов, фиктивные записи в подписных листах, заведомо неправильный подсчет голосов, а равно нарушившие тайну голосования, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 35. Переходные положения До формирования районных Управ полномочия районных Собраний и глав районных Управ, установленные настоящим Законом, осуществляют супрефекты районов. Статья 36. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу в соответствии с Законом города Москвы от 14 декабря 1994 года N 22 "О законодательных актах города Москвы". Мэр Москвы Ю.М. Лужков Москва, Московская городская Дума 25 июня 1997 г. N 22 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу ------------------ ---------------------------------------------------------------------- (наименование общественного объединения, инициативной группы, ---------------------------------------------------------------------- органа территориального общественного самоуправления, ---------------------------------------------------------------------- образовавшего инициативную группу) о проведении референдума по вопросу (вопросам): ---------------------- ---------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------ | N |Фамилия,|Дата |Адрес |Серия |Дата |Подпись| |п/п |имя, |рождения|места |и номер |подписания| | | |отчество| |жительства|паспорта | | | | | | | |или | | | | | | | |заменяющего| | | | | | | |документа | | | |----|--------|--------|----------|-----------|----------|-------| | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------ Подписной лист удостоверяю: ------------------------------------- (фамилия, имя, отчество, ---------------------------------------------------------------------- дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) (подпись и дата) Уполномоченный инициативной группы: ----------------------------- (фамилия, имя, отчество, ---------------------------------------------------------------------- дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа уполномоченного инициативной группы) (подпись и дата) Отметка территориальной избирательной комиссии ------------------ ---------------------------------------------------------------------- |