ГОРОД МОСКВА ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ И ПАТРОНАТУ В ГОРОДЕ МОСКВЕ (Редакция на 29.09.2004) Московская городская Дума, основываясь на предоставленных ей п. "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьями 32, 33, 34 и 41 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации и Уставом города Москвы полномочиях, с целью всесторонней защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в помощи государства, и с учетом особенностей города принимает настоящий Закон. Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Законе Для целей настоящего Закона используются следующие понятия: Ребенок - лицо в возрасте до 18 лет. Благосостояние ребенка - необходимые материальные и иные ресурсы, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка. Развитие ребенка - физическое, психическое, духовное, социальное, эмоциональное и нравственное развитие. Права и законные интересы ребенка - совокупность личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов ребенка, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность. Дети, нуждающиеся в государственной защите, - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, проживающие в семье, которым не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени (либо они не способны достичь, или находятся в условиях, не позволяющих им достичь) необходимый для них уровень нормальной жизнедеятельности без оказания (предоставления) им помощи со стороны органов местного самоуправления. План по защите прав ребенка - акт органа опеки и попечительства, в котором устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка (определение формы защиты прав ребенка и (или) формы, сроков и места его устройства, организация правовой, медицинской, социально-психологической помощи, обучения, досуга и иные мероприятия) и сроки их выполнения. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной защите. Опека и попечительство - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными. Попечительство в форме патронажа - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять установленные законом обязанности. Подопечные - лица, в отношении которых либо их имущества установлена опека (попечительство). Подопечные, находящиеся под патронажем, - совершеннолетние дееспособные лица, в отношении которых установлено попечительство в форме патронажа. Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Попечители - совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних детей и граждан, ограниченных судом в дееспособности или недееспособных, либо выполняющие попечительские обязанности в части осуществления патронажа над одинокими совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять свои права и выполнять свои обязанности. Уполномоченная служба (организация) по опеке и попечительству - служба (организация), на которую возложена работа по опеке и попечительству на основании настоящего Закона. Патронат - воспитание и оказание необходимой помощи нуждающимся в государственной защите детям, осуществляемые в формах патронатного воспитания либо социального патроната. Патронатный воспитатель - совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора с уполномоченной службой (организацией) о патронатном воспитании или о социальном патронате. Патронатное воспитание - форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем. Социальный патронат - оказание необходимой помощи уполномоченной службой (организацией) в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в семье, но признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите. Статья 2. Органы опеки и попечительства Органом опеки и попечительства является орган местного самоуправления внутригородского муниципального образования в городе Москве, наделенный уставом муниципального образования полномочиями по опеке и попечительству. Статья 3. Правовая основа деятельности органов опеки и попечительства Органы опеки и попечительства руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", уставом соответствующего муниципального образования, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу деятельности органов опеки и попечительства. Статья 4. Основные задачи органов опеки и попечительства Основными задачами органов опеки и попечительства являются: 1) обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите; 2) защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов; 3) защита личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными, и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности. Статья 5. Организация работы по опеке и попечительству в городе Москве 1. Исключена. 2. В целях обеспечения эффективной работы органа опеки и попечительства по решению вопросов, относящихся к его компетенции, и по осуществлению его функций в соответствии с настоящим Законом руководитель органа опеки и попечительства вправе возложить выполнение этой работы на уполномоченные им службы (организации). 3. Компетенция уполномоченных служб (организаций) по выполнению работы по опеке и попечительству определяется настоящим Законом и уставом соответствующего муниципального образования. 4. К числу уполномоченных служб (организаций) могут относиться учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения, осуществляющие работу по выявлению, учету и устройству граждан, нуждающихся в государственной защите. 5. В целях координации деятельности по защите прав и законных интересов граждан, проживающих в городе Москве, органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления могут создавать совместные городские координационные советы как временные, так и постоянно действующие. В целях координации деятельности в области защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в помощи государства, территориальными органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления создаются постоянно действующие совместные окружные координационные советы по защите прав детей. Совместные окружные координационные советы по защите прав детей создаются префектами административных округов города Москвы по согласованию с руководителями соответствующих органов опеки и попечительства. 6. Методическое обеспечение работы органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц возлагается на орган исполнительной власти города Москвы в области образования, в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в патронаже, - на орган исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения, в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, - на орган исполнительной власти города Москвы в области здравоохранения. Статья 6. Организация работы органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних 1. К компетенции руководителя органа опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства в отношении детей относится издание распоряжений: 1) о признании ребенка нуждающимся в государственной защите (в соответствии с настоящим Законом); 2) о передаче ребенка на полное государственное обеспечение; 3) о направлении ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) об отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав; 5) об опеке, попечительстве; 6) о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с законом; 7) о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации; о разрешении совершения от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законом, о порядке управления имуществом подопечного; 8) о разрешении на отчуждение, обмен жилой площади, совершение всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку, нуждающемуся в государственной защите, прав или изменение объема указанных прав; 9) о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного; 10) о защите жилищных прав детей, нуждающихся в государственной защите, об их праве на жилое помещение, о выделении им жилого помещения; 11) о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством; 12) о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста; 13) о признании несовершеннолетнего эмансипированным; 14) издание иных правовых актов в отношении защиты прав несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством. 2. Руководитель органа опеки и попечительства заключает договоры: 1) о передаче ребенка на воспитание в приемную семью; 2) о доверительном управлении имуществом. 3. Руководитель органа опеки и попечительства утверждает план по защите прав ребенка, внесение в него изменений и дополнений на основании результатов проверок его выполнения, утверждает заключение о пересмотре плана по защите прав ребенка с целью возврата ребенка родителям, рассматривает жалобы сторон - исполнителей плана по защите прав ребенка. В случае признания ребенка нуждающимся в государственной защите комиссией по охране прав детей составляется план по защите прав ребенка с обязательным привлечением специалистов образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, учреждений социальной защиты населения, органов внутренних дел и представителей других организаций, непосредственно работавших с ребенком и обладающих информацией, необходимой для составления плана. План по защите прав ребенка, а равно изменения и дополнения в него принимаются комиссией по охране прав детей и утверждаются руководителем органа опеки и попечительства. Изменения и дополнения в план по защите прав ребенка вносятся по результатам комплексных проверок условий жизни, воспитания и развития ребенка. 4. В соответствии с возложенными на них задачами органы опеки и попечительства: 1) организуют и осуществляют выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите, могут заключать договор о социальном патронате, организуют и проводят работу по социальному патронату, ведут учет детей, в отношении которых установлен социальный патронат; 2) проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми; 3) дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), участвуют в заседаниях суда по вопросу усыновления (удочерения); 4) осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет; 5) подбирают лиц, изъявивших желание и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к выполнению обязанностей опекуна, попечителя, патронатного воспитателя, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей, заключают договор о патронатном воспитании (социальном патронате) и осуществляют функции опекуна, попечителя; 6) ведут учет лиц, в отношении которых установлены опека или попечительство, переданных на патронатное воспитание; 7) в установленном законом порядке осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи; 8) готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы; 9) участвуют в заседаниях судов по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством; 10) осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных; 11) проводят обследование и готовят заключение об условиях жизни и воспитания ребенка; 12) обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних лиц, а также сохранность их имущества; 13) осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на патронатное воспитание, усыновление, а при отсутствии такой возможности - в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения; 14) ведут учет граждан Российской Федерации, проживающих на территории данного муниципального образования, способных к выполнению обязанностей усыновителя; 15) в установленном порядке готовят материалы, необходимые для усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории данного муниципального образования, а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение); 16) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, патронатных воспитателей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, патронатными воспитателями, готовят проект договора о создании приемной семьи; 17) проводят подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью; 18) оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям, патронатным воспитателям в воспитании и организации отдыха подопечных; 19) дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным; 20) дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным); 21) разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей в пределах своей компетенции; 22) возбуждают в судах дела о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, об отмене усыновления и другие дела в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; дают заключения по данным вопросам; 23) дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав; 24) проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей; 25) участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей в порядке, установленном Семейным кодексом Российской Федерации; 26) готовят документы для вынесения разрешения вступить в брак лицам, не достигшим совершеннолетия; 27) привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства; 28) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры; 29) предоставляют сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью в соответствии с законодательством Российской Федерации, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в срок, установленный Семейным кодексом Российской Федерации. 5. Основанием для признания ребенка нуждающимся в государственной защите является отсутствие родительского попечения над ребенком либо распоряжение органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите. Порядок, в соответствии с которым производится обследование условий жизни и воспитания ребенка для признания его нуждающимся в государственной защите, и порядок организации работы по социальному патронату утверждаются Правительством Москвы. К числу детей, нуждающихся в государственной защите, относятся дети: - родители которых неизвестны; - утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя; - отобранные у родителей; - родители которых ограничены в родительских правах; - родители которых лишены родительских прав; - безнадзорные дети; - родители которых страдают длительными заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять воспитание и содержание детей; - родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими); - родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления; - другие дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в государственной защите. Ребенок признается нуждающимся в государственной защите в случае, если в отношении обоих или единственного родителя, законного представителя ребенка органом опеки и попечительства (уполномоченной службой (организацией) установлены основания, указанные во втором абзаце настоящей части. В исключительных случаях при отсутствии оснований для признания ребенка нуждающимся в государственной защите, установленных первым и вторым абзацами настоящей части, вопрос об отнесении ребенка к категории нуждающегося в государственной защите решается руководителем органа опеки и попечительства как главой органа опеки и попечительства. 6. Ребенок, нуждающийся в государственной защите, может быть передан на воспитание в семью патронатного воспитателя уполномоченной службой (организацией) на основании договора о патронатном воспитании. Ребенок, достигший возраста десяти лет, может быть передан на патронатное воспитание только с его согласия. Договор о патронатном воспитании заключается между уполномоченной службой (организацией) и патронатным воспитателем при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспитателем, уполномоченной службой (организацией). При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании. Порядок организации патронатного воспитания детей, нуждающихся в государственной защите, устанавливается Правительством Москвы. 7. Над ребенком, нуждающимся в государственной защите и находящимся в семье, может быть установлен социальный патронат. Договор о социальном патронате заключается между уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем и родителями при обязательном условии разграничения между ними прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка. Абзац исключен. 8. Патронат над ребенком может осуществляться до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет. Срок патроната устанавливается в плане по защите прав ребенка и договоре о патронатном воспитании (социальном патронате) индивидуально исходя из конкретных потребностей несовершеннолетнего. Патронат над ребенком может устанавливаться: - краткосрочно - на срок от одного дня до шести месяцев; - долгосрочно - от шести месяцев и более. Помещение ребенка на долгосрочный патронат производится в случае, если не представляется возможным передать ребенка на усыновление. При передаче на усыновление ребенка, помещенного на патронатное воспитание в семью, преимущественное право усыновления этого ребенка предоставляется патронатному воспитателю, в семье которого воспитывается ребенок. В случае отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью он может быть незамедлительно временно устроен в семью патронатного воспитателя до решения вопроса о дальнейшей форме его устройства. 9. Разграничение прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, - это распределение прав и обязанностей по законному представительству его интересов между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем. Основанием для разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка является постановление (распоряжение) руководителя органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите или иные документы, подтверждающие отсутствие родительского попечения над этим ребенком. Устройство ребенка на патронат не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронат, алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации. Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании. При этом на патронатного воспитателя не могут быть возложены: - полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание); - полномочия по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав; - решение вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации. Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние граждане Российской Федерации обоего пола, за исключением: - лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; - супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным; - лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; - лиц, отстраненных от обязанностей усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; - лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права; - лиц, не имеющих на момент заключения договора о патронатном воспитании постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям; - лиц, имеющих на момент заключения договора о патронате судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан. Лицо, изъявившее желание стать патронатным воспитателем, обязано пройти специальную подготовку. Специальная подготовка и обследование семьи данного лица осуществляются уполномоченной службой (организацией) в индивидуально определяемый для него срок. 10. Исключена. 10. Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации), патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании (социальном патронате) в соответствии с действующим законодательством, планом по защите прав ребенка. Родители имеют право на участие в составлении плана по защите прав ребенка, на добровольное заключение договора о разграничении прав и обязанностей по защите прав их ребенка между ними и органом опеки и попечительства. План по защите прав ребенка при достижении ребенком десятилетнего возраста в обязательном порядке должен согласовываться с самим ребенком. Уполномоченная служба (организация) обязана исполнять функции опекуна (попечителя) ребенка в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании (социальном патронате), плане по защите прав ребенка. Патронатный воспитатель обязан отвечать за жизнь и здоровье ребенка, переданного на воспитание в его семью, выполнять условия договора о патронатном воспитании. Патронатный воспитатель, уполномоченная служба (организация) совместно определяют способы воспитания и форму обучения ребенка с учетом его мнения. Окружное управление образования оказывает содействие в устройстве ребенка в образовательные учреждения и при необходимости в воспитании и образовании ребенка. Договор о патронатном воспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы (организации), а также родителей (законных представителей) ребенка. В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы города Москвы и Московской области договор о патронатном воспитании расторгается. 11. Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка, переданного на патронат, осуществляется уполномоченной службой (организацией) в виде регулярных посещений ребенка. Устанавливается следующий порядок проведения посещений: 1 раз в месяц в течение первых трех месяцев после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в три месяца в течение первого года после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в полгода. Не реже 1 раза в год проводится комплексная проверка, включающая в себя оценку состояния здоровья ребенка, образования ребенка, его умственного развития, самосознания, его внешнего вида и гигиены, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка, отношений в семье. 12. В течение действия договора о патронатном воспитании патронатный воспитатель несет ответственность за нарушение прав и законных интересов ребенка в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Статья 7. Создание условий для организации и осуществления опеки и попечительства 1. В целях создания условий для организации и осуществления опеки и попечительства устанавливается следующий количественный норматив специалистов органа опеки и попечительства по охране прав граждан: 1) 1 специалист по охране прав детей на 5000 человек детского населения (в возрасте от 0 до 18 лет включительно), проживающего на территории муниципального образования, но не менее 3 на орган опеки и попечительства; 2) 1 специалист по охране прав совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, и лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа. Оплата труда указанных специалистов осуществляется за счет средств местных бюджетов. 2. Размер денежных средств, выплачиваемых на питание и текущее содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть ниже норматива, исчисляемого из расчета соответствующих натуральных норм, установленных Правительством Российской Федерации. 3. Устанавливаемый органом опеки и попечительства размер денежных средств, выделяемых как единовременная материальная помощь детям, проживающим в семье и нуждающимся в государственной защите, не должен быть ниже установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статья 8. Комиссия по охране прав детей 1. Для подготовки решений органа опеки и попечительства по принятию и пересмотру плана по защите прав ребенка, рассмотрению результатов комплексных проверок условий жизни, воспитания и развития ребенка, иным сложным вопросам организации и деятельности органа опеки и попечительства руководитель органа опеки и попечительства образует комиссию по охране прав детей (далее - Комиссия) и руководит ее работой. 2. Положение о Комиссии утверждается муниципальным Собранием. 3. Комиссия является коллегиальным органом с рекомендательными функциями. 4. Руководитель органа опеки и попечительства как председатель Комиссии определяет численный и персональный состав Комиссии. В состав Комиссии могут входить специалисты муниципалитета по охране прав детей, специалисты социального отдела управы района, работники государственных и муниципальных органов, образовательных учреждений (организаций), учреждений социальной защиты населения, учреждений здравоохранения. Для рассмотрения конкретного дела каждого ребенка в состав Комиссии могут приглашаться работники соответствующих учреждений и организаций, в компетенцию которых входит непосредственная работа с детьми, а также представители общественных организаций. Статья 9. Оплата труда приемных родителей, патронатных воспитателей, материальное обеспечение ребенка, переданного на патронат 1. В целях обеспечения преемственности государственной политики в организации работы по охране прав и законных интересов детей, нуждающихся в государственной защите, заработная плата приемного родителя устанавливается в размере 3,5 минимального размера оплаты труда в расчете на одного ребенка, переданного на воспитание в приемную семью. 2. На ребенка, признанного нуждающимся в государственной защите и помещенного на патронатное воспитание в семью патронатного воспитателя, распространяются нормы материального обеспечения и льготы, установленные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку, попечительство. Размер денежных средств, выделяемых на ребенка, в отношении которого установлен социальный патронат, определяется органом опеки и попечительства в плане по защите прав ребенка и в договоре о социальном патронате. Денежные средства на оплату труда патронатного воспитателя, на питание ребенка, одежду, обувь, мягкий инвентарь, приобретение предметов хозяйственного обихода, учебных пособий, игрушек, на культмассовые мероприятия выплачиваются из средств городского бюджета, выделяемых по установленным нормативам уполномоченной службе (организации), и перечисляются на личные счета патронатным воспитателям в размерах и сроках в соответствии с действующими нормативами, с договором о патронатном воспитании и сроками поступающего бюджетного финансирования. Патронатный воспитатель ведет учет расходов по простейшей форме в виде записей по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. Сведения об израсходованных средствах представляются ежеквартально в службу (организацию) по патронату. Материальные ценности, приобретенные за счет выделенных пособий на содержание детей, включаются в письменные отчеты воспитателей по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. 3. Труд патронатного воспитателя является социально значимым трудом. Оплата труда патронатного воспитателя производится в размере не менее 3,5 и не более 5,5 минимального размера оплаты труда в расчете на каждого ребенка, переданного ему на воспитание, в зависимости от сложности задач, возлагаемых на патронатного воспитателя договором о патронатном воспитании. Оплата труда патронатного воспитателя для работы по социальному патронату производится в размере не менее 3,5 и не более 4,5 минимального размера оплаты труда в зависимости от сложности задач, возлагаемых на патронатного воспитателя договором о патронатном воспитании, и в расчете на 40-часовую рабочую неделю. Денежные средства на оплату труда патронатного воспитателя ежемесячно выделяются уполномоченной службе по патронату органом, в ведении которого находится учреждение. Порядок оплаты труда патронатного воспитателя определяется Правительством Москвы. Статья 10. Организация работы органов опеки и попечительства в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными 1. К компетенции руководителя органа опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства в отношении лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, относится издание следующих распоряжений: 1) об установлении опеки, попечительства; 2) об освобождении, отстранении опекуна, попечителя от исполнения им своих обязанностей; 3) о прекращении опеки, попечительства; 4) о помещении лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, в психиатрическое или психоневрологическое учреждение; 5) о реализации имущества недееспособного в случаях направления его в психоневрологический дом-интернат на полное государственное обеспечение, об учреждении доверительного управления недвижимым или ценным движимым имуществом или о реализации имущества; 6) о создании в стационарном учреждении социальной защиты населения опекунской комиссии, об утверждении ее персонального состава и положения. 2. В соответствии с возложенными на них задачами органы опеки и попечительства: 1) устанавливают опеку над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также попечительство над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, назначают опекунов и попечителей; 2) назначают опекунов и попечителей над имуществом граждан в случаях, предусмотренных статьями 37 и 38 Гражданского кодекса Российской Федерации; 3) освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей в случаях, предусмотренных статьей 39 Гражданского кодекса Российской Федерации; 4) выносят решение о помещении лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения, в том числе в психоневрологические дома-интернаты на полное государственное обеспечение, предварительно решив имущественные вопросы недееспособного; 5) принимают меры по защите жилищных прав подопечных; 6) решают вопросы содержания подопечных, распоряжения их текущими доходами и имуществом в соответствии со статьями 28 и 37 Гражданского кодекса Российской Федерации; 7) дают разрешение на отчуждение, обмен жилой площади, совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав; 8) возбуждают в судах дела, связанные с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных; 9) выносят решение о создании в стационарных учреждениях социальной защиты населения опекунских комиссий, утверждают их персональный состав и положение, осуществляют контроль за их деятельностью; 10) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним меры. 3. Органы здравоохранения как уполномоченные службы (организации): 1) выявляют и ведут учет лиц с психическими расстройствами, нуждающихся в установлении над ними опеки; 2) оказывают необходимую помощь до установления опеки лицам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства; 3) подбирают лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, а также об освобождении или отстранении опекуна от выполнения возложенных на него обязанностей; 4) ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека; 5) в установленном законом порядке осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном опеки и попечительства в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи; 6) осуществляют надзор за деятельностью опекунов, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения за подопечными; 7) осуществляют устройство лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения; 8) возбуждают в судах дела о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, о признании выздоровевшего дееспособным, об отмене ограничения дееспособности гражданина, о признании брака недействительным в интересах лица, признанного судом недееспособным, и другие дела, связанные с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных; 9) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и принимают по ним меры. 4. Стационарные учреждения социальной защиты населения как уполномоченные службы (организации): - осуществляют функции опекуна либо попечителя над лицами, признанными судом недееспособными либо ограниченными судом в дееспособности, поступившими к ним на постоянное проживание; - осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных, через опекунские комиссии распоряжаются текущими доходами в интересах опекаемых лиц. Статья 11. Организация работы органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся по состоянию здоровья в попечительстве в форме патронажа 1. К компетенции руководителя органа опеки и попечительства по осуществлению попечительства в форме патронажа в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в этом по состоянию здоровья, относится издание распоряжений по следующим вопросам: 1) об установлении попечительства в форме патронажа; 2) о разрешении регистрации попечителя на площадь подопечного на время исполнения им попечительских обязанностей; 3) об освобождении или отстранении попечителя от исполнения им своих обязанностей; 4) о прекращении попечительства в форме патронажа. 2. В соответствии с возложенными на них задачами органы опеки и попечительства: 1) устанавливают попечительство в форме патронажа в соответствии со статьей 41 Гражданского кодекса Российской Федерации и назначают попечителей над совершеннолетними дееспособными лицами; 2) освобождают и отстраняют попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей в случаях, предусмотренных статьей 39 Гражданского кодекса Российской Федерации; 3) выносят решения о прекращении попечительства в форме патронажа в соответствии с п. 4 статьи 41 Гражданского кодекса Российской Федерации; 4) принимают меры по защите жилищных прав подопечных, дают разрешение на обмен жилой площади в интересах подопечного; 5) возбуждают в судах дела, связанные с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных; 6) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам попечительства в форме патронажа и принимают по ним меры. 3. Муниципальные управления социальной защиты населения как уполномоченные службы (организации): 1) оказывают до установления попечительства в форме патронажа необходимую помощь совершеннолетним дееспособным лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности; 2) в случае необходимости оказывают содействие в подборе лиц, способных к выполнению обязанностей попечителя, готовят материалы, необходимые для назначения попечителя, а также об освобождении или отстранении попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей; 3) ведут учет лиц, в отношении которых установлено попечительство; 4) в установленном законом порядке осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных в случае использования попечителем попечительства в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без ухода и необходимой помощи; 5) осуществляют устройство совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся по состоянию здоровья в попечительстве в форме патронажа, в учреждения системы социальной защиты; 6) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам попечительства в форме патронажа и принимают по ним меры. Статья 12. Ответственность за неисполнение настоящего Закона Должностные лица органов местного самоуправления, уполномоченных служб (организаций) несут ответственность за несоблюдение положений настоящего Закона в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования. Мэр Москвы Ю.М. Лужков Москва, Московская городская Дума 4 июня 1997 г. N 16 |