Страницы: 1 2 Федерации, 2005, N 1, ст. 25) Статья 71. Лесная сертификация Лесная сертификация осуществляется в целях обеспечения осуществления экологически обоснованного, экономически выгодного, социально эффективного управления лесами. Лесная сертификация может быть добровольной или обязательной. Обязательной лесной сертификации на уровень содержания радионуклидов подлежат древесина и второстепенные лесные ресурсы, заготовленные на территории лесного фонда, подвергшейся радиационному загрязнению. Обязательная лесная сертификация осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (статья 71 в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Статья 72. Лесоустройство Лесоустройство включает в себя систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве. При лесоустройстве осуществляются: определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющих ведение лесного хозяйства организаций органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также границ национальных парков, государственных природных заповедников, лесхозов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25); выполнение топографо-геодезических работ и специальное картографирование лесного фонда; инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного составов лесов, их состояния, а также определение качественных и количественных характеристик лесных ресурсов; выявление реликтовой лесной растительности и особо защитных участков лесов; выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования, мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов и других лесохозяйственных мероприятий, а также определение порядка и способов их проведения; обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности лесов первой группы, подготовка предложений о переводе лесов из одной группы или категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию, перевод не покрытых лесом земель в покрытые лесом земли, нелесных земель в лесные земли; определение расчетных лесосек, размеров рубок промежуточного пользования; определение объема мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, охране и защите лесов, а также объема других лесохозяйственных мероприятий; определение размеров побочного лесопользования и заготовки второстепенных лесных ресурсов, размера пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства и культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей; лесобиологические и другие специальные обследования; надзор за осуществлением лесоустроительных проектов; иные лесоустроительные действия. Статья 73. Лесоустроительные проекты При лесоустройстве лесного фонда составляются лесоустроительные проекты, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший период, разрабатываются основные положения организации и ведения лесного хозяйства. Лесоустроительные проекты и другие документы лесоустройства утверждаются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства, и являются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства, текущего и перспективного планирования и прогнозирования пользования лесным фондом и финансирования лесохозяйственных работ (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Статья 74. Система проведения лесоустройства Лесоустройство на территории лесного фонда Российской Федерации проводится государственными лесоустроительными организациями федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства. Лесоустройство выполняется по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Ведение лесного хозяйства и лесопользования без проведения лесоустройства запрещается. Статья 75. Информация о лесном фонде Информация о лесном фонде включает в себя данные государственного учета лесного фонда, данные государственного лесного кадастра, мониторинга лесов, лесоустройства и иные данные, полученные федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подведомственными им организациями при осуществлении ими своих функций (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Информация о лесном фонде, полученная за счет средств федерального бюджета, является федеральной собственностью и предоставляется гражданам и юридическим лицам в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Статья 76. Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов Задачей государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов является обеспечение соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, правил отпуска древесины на корню, рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования и прочих рубок, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством Российской Федерации. Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и его территориальными органами, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Порядок осуществления федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и его территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов устанавливается Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Статья 77. Государственная лесная охрана Российской Федерации Государственная лесная охрана Российской Федерации (далее - государственная лесная охрана) создается в федеральном органе исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и состоит из должностных лиц федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и его территориальных органов. Перечень должностных лиц государственной лесной охраны утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Задачами государственной лесной охраны являются: обеспечение соблюдения лесного законодательства Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25); осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25); Государственная лесная охрана в соответствии с возложенными на нее задачами обязана: предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях; обеспечивать в пределах своей компетенции правопорядок на территории лесного фонда; исполнять в пределах своей компетенции решения судов; направлять в соответствующие государственные органы материалы о привлечении лиц к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд в пределах своей компетенции; давать в пределах своей компетенции гражданам и юридическим лицам указания (предписания) по устранению выявленных недостатков; принимать в пределах своей компетенции решения об ограничении, о приостановлении и запрещении хозяйственной и иной деятельности; выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Государственной лесной охране для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право: проверять у граждан и должностных лиц документы, разрешающие осуществлять пользование участками лесного фонда; составлять протоколы об административных правонарушениях в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, осуществлять задержание соответствующих лиц и применять другие предусмотренные законодательством об административных правонарушениях меры; задерживать и доставлять лиц, совершивших преступления и административные правонарушения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, в правоохранительные органы; производить в соответствии с законодательством досмотр транспортных средств, иных объектов и мест, а при необходимости личный досмотр задержанных лиц; изымать у граждан и должностных лиц в соответствующих случаях добытые лесные ресурсы, орудия их добывания, а также транспортные средства и в установленном порядке решать вопрос об их дальнейшей принадлежности; иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Должностные лица государственной лесной охраны имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Должностным лицам государственной лесной охраны разрешаются хранение, ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Деятельность государственной лесной охраны определяется положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Статья 78. Государственная защита должностных лиц государственной лесной охраны Должностные лица государственной лесной охраны подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации. РАЗДЕЛ IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, ОХРАНА, ЗАЩИТА И ВОСПРОИЗВОДСТВО ЛЕСОВ, КАК ВХОДЯЩИХ, ТАК И НЕ ВХОДЯЩИХ В ЛЕСНОЙ ФОНД, А ТАКЖЕ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА, НЕ ПОКРЫТЫХ ЛЕСНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТЬЮ Глава 10. Использование лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов Статья 79. Основные требования к использованию лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов Лесопользование осуществляется с соблюдением следующих основных требований: обеспечения непрерывного, неистощительного и рационального использования лесов для удовлетворения потребностей экономики, населения в лесных ресурсах; сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан, улучшения окружающей природной среды и развития экономики; установления порядка лесопользования в зависимости от значения лесов и выполняемых ими функций, их местоположения, природных и экономических условий; обеспечения условий для воспроизводства лесов; платности лесопользования; соблюдения научно обоснованных норм лесопользования. Статья 80. Виды лесопользования В лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и других); побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства) (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25); пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства; пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей; пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей. Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без их изъятия. Участок лесного фонда может предоставляться для осуществления одного или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям. Особенности использования участков лесного фонда при осуществлении определенных видов лесопользования, а также виды и особенности пользования лесами, не входящими в лесной фонд, определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом. Статья 81. (Статья 81 утратила силу на основании Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25) Статья 82. Права лесопользователей при осуществлении ими лесопользования При осуществлении лесопользования лесопользователи имеют право: получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых им в пользование; осуществлять пользование лесным фондом в установленных пределах; возводить на срок лесопользования строения и сооружения, пункты хранения древесины, связанные с пользованием лесным фондом, в установленном порядке; иметь другие права, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства Российской Федерации. Статья 83. Обязанности лесопользователей при осуществлении ими лесопользования При осуществлении лесопользования лесопользователи обязаны: осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации; соблюдать условия договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также условия лесорубочного билета, ордера, лесного билета; не допускать нанесения вреда здоровью граждан, окружающей природной среде; вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов; соблюдать на предоставленных им в пользование участках лесного фонда правила пожарной безопасности в лесах и проводить на указанных участках противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесного пожара обеспечивать его тушение; не оставлять недорубов (лесосек с незаконченными рубками) и заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки; проводить очистку лесосек от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины; осуществлять лесовосстановительные мероприятия в сроки и на условиях, которые указаны в договоре аренды участка лесного фонда, договоре концессии участка лесного фонда, лесорубочном билете, ордере, лесном билете; приводить земли на участках лесного фонда, предоставленных в пользование, в состояние, указанное в договоре аренды участка лесного фонда, договоре безвозмездного пользования участком лесного фонда, договоре концессии участка лесного фонда, лесорубочном билете, ордере, лесном билете, за свой счет; сдавать участки лесного фонда лесхозу федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организации органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации после завершения на них работ (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25); проводить лесовосстановительные мероприятия за свой счет на вырубках и площадях, на которых в результате деятельности лесопользователей уничтожен подрост или погибла древесно-кустарниковая растительность; возмещать убытки и потери лесного хозяйства в установленном порядке; своевременно вносить платежи за пользование лесным фондом; соблюдать санитарные правила в лесах (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25); не допускать нарушений прав других лесопользователей; предоставлять в установленном порядке информацию о пользовании лесным фондом, а также информацию, необходимую для определения размеров платежей за пользование лесным фондом, федеральному органу исполнительной власти в области лесного хозяйства или органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25); выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации. Статья 84. Защита и гарантии прав лесопользователей Нарушенные права лесопользователей подлежат восстановлению. Убытки, причиненные лесопользователям в связи с нарушением их прав, подлежат возмещению. Споры о возмещении убытков разрешаются в судебном порядке. При изъятии для государственных и иных нужд земель лесного фонда лесопользователю возмещаются в полном объеме убытки, связанные с этим изъятием, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 85. Возмещение убытков и потерь лесного хозяйства (наименование статьи в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25) Возмещение убытков и потерь лесного хозяйства лесхозам федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющим ведение лесного хозяйства организациям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Статья 86. Пребывание граждан в лесах Граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья, запрещаются. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, засорение лесов, уничтожение и разорение муравейников и гнезд птиц, а также соблюдать другие требования законодательства Российской Федерации. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регламентируется настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о животном мире. Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья могут быть ограничены федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, в том числе в интересах пожарной безопасности лесов, ведения орехово-промыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и на других особо охраняемых природных территориях - в связи с установленным на них режимом лесопользования (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Глава 11. Воспроизводство лесов и лесоразведение Статья 87. Цели воспроизводства лесов и лесоразведения Целями воспроизводства лесов являются своевременное воспроизводство лесов на не покрытых лесом землях, улучшение породного состава лесов, увеличение производительности лесов, обеспечение рационального использования земель лесного фонда. Целями лесоразведения являются создание лесов на нелесных землях, сокращение непродуктивных земель лесного фонда, создание защитных насаждений на землях, не входящих в лесной фонд. Статья 88. Основные требования к повышению продуктивности лесов Использование участков лесного фонда, ведение лесного хозяйства должны обеспечивать повышение продуктивности лесов. Повышение продуктивности лесов осуществляется в результате реализации системы научно обоснованных рубок, воспроизводства лесов, улучшения их породного состава, создания и эффективного использования постоянной лесосеменной базы на селекционно-генетической основе, гидролесомелиорации, ухода за лесами и проведения других лесохозяйственных работ. Мероприятия по повышению продуктивности лесов проводятся лесопользователями и лесхозами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющими ведение лесного хозяйства организациями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с лесоустроительными проектами (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Статья 89. Порядок воспроизводства лесов Установление объема работ по воспроизводству лесов, способов их проведения и определение воспроизводимых древесных пород осуществляются лесхозами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющими ведение лесного хозяйства организациями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с лесоустроительными проектами с учетом изменений, произошедших в лесном фонде (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Воспроизводство лесов, заготовка лесных семян и выращивание посадочного материала осуществляются как лесхозами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющими ведение лесного хозяйства организациями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и лесопользователями (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Статья 90. Обязанности лесопользователей по воспроизводству лесов Лесопользователи обязаны проводить лесовосстановительные мероприятия на вырубках способами и за счет средств, которые указаны в договоре аренды участка лесного фонда, договоре концессии участка лесного фонда, лесорубочном билете, ордере, лесном билете; своевременно передавать лесхозу федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организации органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации участки лесного фонда, на которых созданы лесные культуры, и другие облесенные участки (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Лесопользователи обязаны соблюдать требования к сохранению оптимальных условий для воспроизводства лесов. Эти требования должны учитываться при разработке новой техники для заготовки и трелевки древесины. Если проведение лесопользователями работ при осуществлении лесопользования отрицательно влияет на воспроизводство лесов, федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, может приостанавливать эти работы до устранения причин нарушения указанных требований (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Лесопользователи обязаны применять при этих работах технику и технологии, в отношении которых в установленном порядке проведена государственная экологическая экспертиза и которые обеспечивают надежное сохранение и воспроизводство лесов. Статья 91. Обязанности лесхозов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющих ведение лесного хозяйства организаций органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по повышению продуктивности лесов (наименование статьи в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25) В целях повышения продуктивности лесов лесхозы федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и осуществляющие ведение лесного хозяйства организации органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязаны (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25): осуществлять уход за лесами, проводить работы по селекции, лесному семеноводству и сортоиспытанию ценных древесных пород, повышению плодородия почв, предотвращению водной и ветровой эрозии почв, заболачивания, засоления и других процессов, ухудшающих состояние земель, а также иные работы по улучшению породного состава лесов, повышению их продуктивности и защитных свойств. При этом обеспечиваются сохранность и своевременное воспроизводство кедра, дуба, бука и других ценных древесных пород; осуществлять рубки промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих рубок; принимать меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов и проведению гидролесомелиорации избыточно увлажненных земель; строить дороги лесохозяйственного назначения; оказывать лесопользователям помощь в выборе способов воспроизводства лесов, обеспечении посевным и посадочным материалами и оплачивать в установленном порядке выполненные ими лесовосстановительные мероприятия. Глава 12. Охрана и защита лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов Статья 92. Цели и задачи охраны и защиты лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, а также защите от вредителей и болезней леса. Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и иных особенностей и включают в себя комплекс организационных, правовых и других мер по рациональному использованию лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных воздействий. Охрана и защита лесов осуществляются наземными и авиационными методами лесхозами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, базами авиационной охраны лесов и другими организациями федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и его территориальными органами (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Основными задачами охраны лесов от пожаров являются предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение. Статья 93. Порядок осуществления мероприятий по охране и защите лесов Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства, федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и их и его территориальные органы обеспечивают осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами, привлекают для их тушения работников, противопожарную технику и транспортные средства коммерческих и некоммерческих организаций, а также население (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства, федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и их и его территориальные органы запрещают в необходимых случаях на период высокой пожарной опасности в лесах посещение гражданами лесов и въезд в них транспортных средств, а также проведение определенных видов работ на отдельных участках лесного фонда (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). (Часть третья утратила силу на основании Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Статья 94. Обязанности лесопользователей по охране лесов от пожаров Лесопользователи обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию с лесхозами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющих ведение лесного хозяйства организаций органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации планы противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки. Лесхозы федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющие ведение лесного хозяйства организации органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации оказывают содействие лесопользователям при разработке ими планов противопожарных мероприятий. Перечень противопожарных мероприятий, требования к планам этих мероприятий определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Граждане и юридические лица в местах проведения на территории лесного фонда работ, культурно-массовых и других мероприятий обязаны иметь средства пожаротушения в соответствии с нормами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства и федеральным органом исполнительной власти по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также содержать указанные средства в пожароопасный период в готовности, обеспечивающей их немедленное использование. В случае отсутствия утвержденных норм на указанные средства граждане и юридические лица обязаны иметь первичные средства пожаротушения, перечень и количество которых определяются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства (в ред. Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033; Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Статья 95. Государственный пожарный надзор в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах Государственный пожарный надзор в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах осуществляется должностными лицами государственной лесной охраны в целях контроля за соблюдением гражданами и юридическими лицами требований и правил пожарной безопасности в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, а также в целях пресечения их нарушений. Лесопользователи и иные граждане и юридические лица, осуществляющие работы на участках лесного фонда и землях, граничащих с лесным фондом, а также лица, ответственные за проведение культурно-массовых и других мероприятий в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, за нарушение требований и правил пожарной безопасности несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 96. Участие общественных объединений в охране лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от пожаров В целях охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от пожаров, предупреждения лесных пожаров и их тушения могут создаваться добровольные пожарные дружины. Порядок создания добровольных пожарных дружин определяется законодательством Российской Федерации. (Часть третья утратила силу на основании Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Статья 97. Авиационная охрана лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов Для охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от пожаров, защиты их от вредителей и болезней леса может использоваться авиационная охрана. Зона авиационной охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов определяется федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Авиационная охрана лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов осуществляется специализированными организациями федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Для выполнения функций по охране лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от пожаров специализированные организации федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства обеспечиваются суточными, месячными и периодичными прогнозами погоды, прогнозами пожарной опасности в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, ежедневными сводками о погоде, спутниковой метеорологической информацией (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Положение об авиационной охране лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Статья 98. Защита лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от вредителей и болезней леса Защита лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от вредителей и болезней леса обеспечивается систематическим слежением за состоянием лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, своевременным выявлением очагов вредителей и болезней леса, мерами по профилактике возникновения указанных очагов, их локализации и ликвидации. Защита лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от вредителей и болезней леса включает в себя следующие мероприятия: текущие, экспедиционные, аэровизуальные и другие лесопатологические обследования; общий, рекогносцировочный и детальный надзор за развитием вредителей и болезней леса; разработка авиационных и наземных мер по борьбе с вредителями и болезнями леса; организация работ по профилактике болезней леса и ликвидации очагов вредителей и болезней леса; государственный контроль за осуществлением перечисленных мероприятий. Мероприятия по защите лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от вредителей и болезней леса регламентируются санитарными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Статья 99. Обязанности лесопользователей по защите лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от вредителей и болезней леса В целях защиты лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от вредителей и болезней леса лесопользователи обязаны: проводить работы способами и с соблюдением технологий, которые обеспечивают улучшение санитарного состояния лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов; не допускать распространения вредителей и болезней леса на участках лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, на которых ими осуществляется лесопользование; осуществлять мероприятия по защите лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от вредителей и болезней леса, предусмотренные договором аренды участка лесного фонда, договором концессии участка лесного фонда, лесорубочным билетом, ордером, лесным билетом; оказывать помощь лесхозам федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и осуществляющим ведение лесного хозяйства организациям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в осуществлении мероприятий по защите лесного фонда от вредителей и болезней леса (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25); своевременно информировать лесхозы федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и осуществляющие ведение лесного хозяйства организации органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о появлении в лесном фонде вредителей и болезней леса (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25); выполнять санитарные правила в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах. Статья 100. Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в организации борьбы с лесными пожарами, а также с вредителями и болезнями леса В целях предотвращения лесных пожаров, борьбы с ними, а также с вредителями и болезнями леса органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной статьей 47 настоящего Кодекса: организуют ежегодно разработку и выполнение планов мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов; обеспечивают готовность организаций, на которые возложены охрана и защита лесов, а также лесопользователей к пожароопасному сезону; утверждают ежегодно до начала пожароопасного сезона оперативные планы борьбы с лесными пожарами; устанавливают порядок привлечения населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций, а также противопожарной техники, транспортных и других средств указанных организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают привлекаемых к этой работе граждан средствами передвижения, питанием и медицинской помощью; предусматривают на периоды высокой пожарной опасности в лесах создание лесопожарных формирований из числа привлеченных к тушению лесных пожаров граждан и обеспечивают готовность этих формирований к немедленным выездам в случае возникновения лесных пожаров; создают резерв горюче-смазочных материалов на пожароопасный сезон; организуют тушение лесных пожаров в лесном фонде на территории субъекта Российской Федерации; оказывают содействие организациям, на которые возложены охрана и защита лесов, и лесопользователям в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых для авиационной охраны лесов от пожаров, в обеспечении горюче-смазочными материалами лесопожарных формирований; организуют проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов о сбережении лесов, выполнении правил пожарной безопасности в лесах; обеспечивают координацию всех работ по борьбе с лесными пожарами на территории субъекта Российской Федерации и в случае необходимости создают для этой цели специальные комиссии; обеспечивают в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, проведение работ по борьбе с вредителями и болезнями леса и улучшению санитарного состояния лесов, а также запрещают пребывание граждан в лесах и осуществление лесопользования при проведении авиахимических, авиабиологических и аэрозольных мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса (статья 100 в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Статья 101. Обязанности граждан и юридических лиц по предотвращению негативного воздействия на состояние лесов Граждане и юридические лица при осуществлении деятельности, которая может оказать или оказывает негативное воздействие на состояние лесов, обязаны проводить согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, технологические, санитарные и другие мероприятия по охране и защите лесов (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Статья 102. Участие граждан и общественных объединений в обеспечении рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов Граждане и общественные объединения могут участвовать в обеспечении рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации. РАЗДЕЛ V. ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ И ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА ВЕДЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА Глава 13. Платежи за пользование лесным фондом Статья 103. Виды платежей за пользование лесным фондом Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда. Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Не взимается плата за древесину, заготавливаемую при рубках промежуточного пользования, проводимых осуществляющим рубки главного пользования на арендованном участке арендатором за свой счет. Лица, внесшие платежи за пользование лесным фондом, а также лесхозы федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и осуществляющие ведение лесного хозяйства организации органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации освобождаются от внесения платы за землю (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Статья 104. Лесные подати Лесные подати взимаются за все виды лесопользования. Ставки лесных податей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, или определяются по результатам лесных аукционов (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Лесные подати не взимаются за древесину, заготавливаемую лесхозами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и осуществляющими ведение лесного хозяйства организациями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при проведении рубок промежуточного пользования, других лесохозяйственных работ, лесоустройстве, научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также при заготовке лесхозами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и осуществляющими ведение лесного хозяйства организациями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации второстепенных лесных ресурсов и осуществлении побочного лесопользования (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Статья 105. Арендная плата При аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату. Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда. Статья 106. Распределение и использование средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом Распределение и использование средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом, производятся в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (статья 106 в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Статья 107. (Статья 107 утратила силу на основании Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25) Глава 14. Финансирование расходов на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и на ведение лесного хозяйства Статья 108. Финансирование расходов на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и на ведение лесного хозяйства Финансирование расходов на ведение лесного хозяйства, обеспечение использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). РАЗДЕЛ VI. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глава 15. Разрешение споров в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов Статья 109. Порядок разрешения споров в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов Споры в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов разрешаются в судебном порядке. В административном порядке споры в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов разрешаются только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Глава 16. Ответственность за нарушение лесного законодательства Российской Федерации Статья 110. Административная и уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства Российской Федерации Лица, виновные в нарушении лесного законодательства Российской Федерации, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Штрафы за административные правонарушения налагаются должностными лицами федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и его территориальных органов в пределах установленных законодательством Российской Федерации полномочий указанных должностных лиц (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Лицо, привлеченное к уголовной или административной ответственности за самовольный захват (занятие) участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, обязано освободить указанные участки в установленные сроки. Статья 111. Ответственность граждан и юридических лиц за причинение ущерба лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам Граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 112. Недействительность сделок, совершенных с нарушением лесного законодательства Российской Федерации Сделки, совершенные с нарушением лесного законодательства Российской Федерации, являются недействительными. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ РАЗДЕЛ VII. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНОГО ФОНДА, НЕ ВХОДЯЩИХ В ЛЕСНОЙ ФОНД ЛЕСОВ, ДРЕВЕСНО-КУСТАРНИКОВОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ Глава 17. Особенности использования лесного фонда Статья 113. Заготовка древесины Заготовка древесины в лесах осуществляется при рубках главного пользования, проводимых в перестойных и спелых древостоях. Заготовка древесины также осуществляется при рубках промежуточного пользования (рубках ухода за лесом, выборочных санитарных рубках, рубках реконструкции и иных рубках, связанных с рубкой малоценных древостоев, а также рубках древесно-кустарниковой растительности, теряющей защитные, водоохранные и другие функции) и прочих рубках (сплошных санитарных рубках, расчистке лесных площадей для строительства гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов, рубках для иных целей). Статья 114. Способы рубок в зависимости от групп лесов и категорий защитности лесов первой группы В лесах третьей группы рубки главного пользования проводятся способами, обеспечивающими своевременное восстановление этих лесов, эффективное и рациональное использование лесных ресурсов. В лесах второй группы рубки главного пользования проводятся способами, направленными на восстановление ценных пород деревьев, сохранение природных функций лесов этой группы и позволяющими эффективно и рационально использовать лесные ресурсы. В лесах первой группы проводятся рубки главного пользования, направленные на улучшение состояния древостоев, усиление природных функций лесов этой группы, а также на своевременное и рациональное использование перестойных и спелых древостоев. В лесах национальных парков, природных парков, особо ценных лесных массивах, лесах, имеющих научное или историческое значение, памятников природы, орехово-промысловых зон, в лесоплодовых насаждениях, лесопарковых частях зеленых зон, лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, государственных защитных лесных полосах, противоэрозионных, притундровых лесах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, а также в кедровых лесах всех групп лесов допускаются только рубки промежуточного пользования и только прочие рубки. В лесах государственных природных заповедников, на заповедных лесных участках допускаются только прочие рубки, соответствующие заповедному режиму. В горных лесах применяются способы рубок главного пользования с учетом защитного, противоэрозионного и водорегулирующего значения этих лесов. Статья 115. Правила рубок Заготовка древесины при рубках главного пользования и рубках промежуточного пользования осуществляется в соответствии с региональными правилами рубок (наставлениями), утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Статья 116. Организация и порядок заготовки древесины при рубках Порядок отвода лесосек, передачи их лесопользователям, заготовки древесины при рубках, а также размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований устанавливаются Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации. Статья 117. Объем заготовки древесины при рубках главного пользования Заготовка древесины при рубках главного пользования по территории каждого лесхоза федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организацией органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, группам лесов и хозяйствам осуществляется в объеме расчетной лесосеки. Заготовка древесины при рубках главного пользования в объеме, превышающем расчетную лесосеку, запрещается (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Статья 118. Определение объема заготовки древесины при рубках промежуточного пользования и прочих рубках Объем заготовки древесины при рубках промежуточного пользования определяется при лесоустройстве исходя из состояния лесных насаждений, установленных норм рубок ухода за лесом, выборочных санитарных рубок, рубок реконструкций и утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Объем заготовки древесины при прочих рубках определяется лесхозом федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организацией органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от проектируемых работ по расчистке участков лесного фонда (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Статья 119. Порядок заготовки живицы Заготовка живицы осуществляется в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки древостоев предназначаются для рубки главного пользования. При недостатке перестойных и спелых древостоев допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубок. Не допускается передача указанных древостоев в подсочку без утвержденных в установленном порядке планов рубок главного пользования и подсочки этих древостоев. Порядок заготовки живицы устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила подсочки указанных древостоев, а также зоны их обязательной подсочки утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Статья 120. Порядок заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования Участки лесного фонда гражданам и юридическим лицам предоставляются в пользование для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования в порядке, установленном настоящим Кодексом. Правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Статья 121. Порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства Участки лесного фонда гражданам и юридическим лицам могут предоставляться в пользование для нужд охотничьего хозяйства в порядке, установленном настоящими Кодексом. Порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). (Часть третья утратила силу на основании Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Статья 122. (Статья 122 утратила силу на основании Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25) Статья 123. Порядок пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей На участках лесного фонда, предоставленных для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, лесопользователи проводят мероприятия по благоустройству этих участков при условии сохранения лесов и природных ландшафтов, соблюдения правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах (в ред. Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 171-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4857; Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Порядок пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). (Часть третья введена Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 171-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4857; утратила силу на основании Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Статья 124. Порядок пользования участками лесного фонда на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов и этнических общностей На территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов и этнических общностей законодательством Российской Федерации устанавливается порядок пользования участками лесного фонда, обеспечивающий традиционный образ жизни этих народов и этнических общностей. Статья 125. Государственные природные заповедники, находящиеся на территории лесного фонда Участки лесного фонда закрепляются за государственными природными заповедниками, находящимися на территории лесного фонда, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Государственные природные заповедники осуществляют функции государственного управления на закрепленных за ними участках лесного фонда. Государственные природные заповедники обязаны осуществлять охрану и защиту закрепленных за ними участков лесного фонда и в необходимых случаях обеспечивать воспроизводство лесов. Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов на территориях государственных природных заповедников осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. Статья 126. Национальные парки, находящиеся на территории лесного фонда Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов на территориях национальных парков осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. Статья 127. Природные парки, находящиеся на территории лесного фонда Ведение лесного хозяйства, в том числе обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов на территориях природных парков, осуществляют соответствующие лесхозы федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющие ведение лесного хозяйства организации органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов на территориях природных парков осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. Статья 128. Лесхозы образовательных учреждений высшего профессионального образования, лесхозы - техникумы и лесхозы научно-исследовательских учреждений федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства (наименование статьи в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25) Лесхозы образовательных учреждений высшего профессионального образования, лесхозы-техникумы и лесхозы научно-исследовательских учреждений федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства обеспечивают ведение лесного хозяйства, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов на закрепленных за ними участках лесного фонда (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов на участках лесного фонда, закрепленных за этими лесхозами, осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом. Статья 129. Порядок пользования участками лесного фонда в пограничных зонах Пользование участками лесного фонда в пограничных зонах осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом. Особенности пользования участками лесного фонда в пограничных зонах устанавливаются законодательством Российской Федерации. Статья 130. Особенности использования лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций Участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, могут предоставляться сельскохозяйственным организациям в безвозмездное пользование в целях обеспечения собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах в соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса. Сельскохозяйственные организации вправе осуществлять на предоставленных им в пользование участках лесного фонда все виды лесопользования. Нормативы объемов лесопользования сельскохозяйственным организациям в целях обеспечения собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 130 в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Глава 18. Особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, не входящих в лесной фонд Статья 131. Общие требования к использованию лесов, не входящих в лесной фонд Использование лесов, не входящих в лесной фонд, определяется их назначением. Использование лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляется в соответствии с требованиями лесоустройства, а в случае, если лесоустройство не проводилось, использование таких лесов осуществляется по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). При значительной площади лесов, не входящих в лесной фонд, необходимо проведение лесоустройства (парко- и лесоустройства). Минимальную площадь лесов, при которой необходимо проведение лесоустройства (парко- и лесоустройства), а также порядок, методику его проведения и состав лесоустроительной документации определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства. Проведение лесоустройства (парко- и лесоустройства) оплачивается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляют федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере природопользования (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Статья 132. Леса, расположенные на землях обороны Леса, расположенные на землях обороны, предназначены для обеспечения нужд обороны и закрепляются за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны. Порядок закрепления указанных лесов за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны определяется Правительством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти по вопросам обороны осуществляет ведение лесного хозяйства, а также обеспечивает рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, расположенных на землях обороны. Порядок ведения лесного хозяйства, а также порядок использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны, определяются законодательством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом. Государственный контроль за ведением лесного хозяйства, использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на землях обороны, осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на территориях режимных военных и оборонных объектов, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Статья 133. Леса, расположенные на землях городских поселений Леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки. Ведение лесного хозяйства, а также использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на землях городских поселений, осуществляются в порядке, устанавливаемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом. В лесах, расположенных на землях городских поселений, запрещается осуществление лесопользования, несовместимого с назначением этих лесов. Допускается проведение в указанных лесах рубок ухода, санитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, прочих рубок. Государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на землях городских поселений, осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере природопользования (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Глава 19. Особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности Статья 134. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, предназначена для обеспечения защиты земель от воздействия неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности. Рубки древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, должны обеспечивать улучшение состояния этой растительности и выполнение ею своих функций. Допускается проведение рубок ухода, санитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, а также прочих рубок древесно-кустарниковой растительности. Порядок лесоразведения на землях сельскохозяйственного назначения, ухода за древесно-кустарниковой растительностью, ее использование, охрана и защита, а также государственный контроль за использованием, охраной и защитой этой растительности определяются законодательством Российской Федерации. Статья 135. Древесно-кустарниковая растительность расположенная на землях железнодорожного транспорта Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях железнодорожного транспорта, предназначена для защиты железнодорожных магистралей от неблагоприятных природных явлений, предотвращения загрязнения окружающей среды, снижения шумового воздействия железнодорожного транспорта. Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и его организации осуществляют государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства указанной древесно-кустарниковой растительности. Допускаются рубки ухода, санитарные рубки, рубки реконструкции, рубки специального назначения и прочие рубки древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях железнодорожного транспорта. Порядок проведения этих рубок определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой и воспроизводством древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях железнодорожного транспорта, осуществляется, федеральным органом исполнительной власти по надзору в области транспорта, федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере природопользования (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). Статья 136. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях автомобильного транспорта и землях водного фонда Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях автомобильного транспорта и землях водного фонда (на полосах отвода автомобильных дорог и каналов), предназначена для защиты автомобильных дорог и каналов от неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений. На полосах отвода автомобильных дорог и каналов допускается проведение санитарных рубок, рубок реконструкции и прочих рубок. Порядок лесоразведения, а также порядок использования, охраны и защиты древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях автомобильного транспорта и землях водного фонда, определяются законодательством Российской Федерации. Государственный контроль за использованием, охраной и защитой древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях автомобильного транспорта и землях водного фонда, осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере природопользования (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25). ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Глава 20. Введение в действие настоящего Кодекса Статья 137. Введение в действие настоящего Кодекса Настоящий Кодекс вводится в действие со дня его официального опубликования. Поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Кодексом. Статья 138. О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации Признать утратившими силу Основы лесного законодательства Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 15, ст. 523) и постановление Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Основ лесного законодательства Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 15, ст. 525). Москва, Кремль 29 января 1997 г. N 22-ФЗ Страницы: 1 2 |