О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ (РЕДАКЦИЯ НА 19.05.2004). Закон. Московская городская дума. 22.10.97 44


                             ГОРОД МОСКВА

                                ЗАКОН

                       О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
                       (Редакция на 19.05.2004)



   


     Настоящий  Закон  определяет  правовые  основы  функционирования,
укрепления  и развития системы социального партнерства в городе Москве
с   целью   регулирования   социально-трудовых   и  связанных  с  ними
экономических отношений и достижения общественного согласия.

                       Глава 1. Общие положения


                      Статья 1. Основные понятия

     Для  целей  настоящего  Закона  используются  следующие  основные
понятия:
     - социальное  партнерство  в  городе  Москве  (далее - социальное
партнерство)    -    система    взаимоотношений    между   работниками
(представителями    работников),    работодателями    (представителями
работодателей),  органами  государственной  власти,  органами местного
самоуправления,  направленная  на  обеспечение  согласования интересов
работников  и  работодателей  по  вопросам  регулирования  трудовых  и
связанных с ними экономических и иных отношений;
     - стороны  соглашений  -  работники, работодатели, а также органы
исполнительной  власти города Москвы, органы местного самоуправления в
городе  Москве  (далее  -  органы  местного  самоуправления) в лице их
полномочных представителей;
     - система  социального  партнерства  в  городе  Москве  (далее  -
система   социального   партнерства)   -   совокупность  трехсторонних
(двусторонних)   органов,   формируемых  работниками  (представителями
работников),  работодателями (представителями работодателей), органами
исполнительной власти, органами местного самоуправления для реализации
целей   социального   партнерства   и   заключаемых   ими  соглашений,
коллективных    договоров    на    различных   уровнях   регулирования
социально-трудовых  отношений  в городе Москве, а также порядок, формы
взаимодействия,  соотношение вышеназванных органов, последовательность
разработки, сроки принятия коллективных договоров и соглашений;
     - абзац исключен.
     - работник  - физическое лицо, работающее в организации на основе
трудового      договора,     лицо,     занимающееся     индивидуальной
предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в образовательном
учреждении    начального,    среднего,    высшего    профессионального
образования;
     - работодатели  -  организации  (юридические  лица) независимо от
форм  собственности  и подчиненности, представляемые их руководителями
(администрацией), либо физические лица, с которыми работники состоят в
трудовых отношениях;
     - представители   работников   -   профессиональные  союзы  и  их
объединения,  иные  профсоюзные  организации, предусмотренные уставами
соответствующих   профсоюзов,   или   иные  представители,  избираемые
работниками  в  случаях,  предусмотренных Трудовым кодексом Российской
Федерации;
     - представители  работодателей  -  руководители  организаций  или
другие   полномочные  в  соответствии  с  уставом  организации,  иными
правовыми  актами  лица,  полномочные  органы объединений (ассоциаций)
работодателей,    иные    уполномоченные   работодателями   органы   в
соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;
     - представители органов власти, органов местного самоуправления -
руководители  этих  органов  или  другие  полномочные в соответствии с
уставами (положениями) лица, иные уполномоченные этими органами лица;
     - Московское    трехстороннее    соглашение   -   правовой   акт,
устанавливающий  общие  принципы  регулирования  социально-трудовых  и
связанных  с ними экономических отношений в городе Москве как субъекте
Российской Федерации, социальные нормативы и программы, нормы оплаты и
другие  условия  труда,  социальные  гарантии  и  льготы на территории
города  Москвы,  взаимные  обязательства,  заключаемые  Правительством
Москвы,  объединением (объединениями, ассоциациями) профсоюзов Москвы,
объединением  (объединениями,  ассоциациями)  работодателей  Москвы  в
пределах их компетенции;
     - городские  отраслевые  (межотраслевые)  соглашения  -  правовые
акты,  устанавливающие  нормы  оплаты  и другие условия труда, а также
социальные  гарантии  и  льготы  для  работников  определенной отрасли
(нескольких отраслей), профессий, заключаемые отраслевыми профсоюзами,
профсоюзами,  созданными  по профессиональному признаку, объединениями
(ассоциациями)     работодателей,    действующими    в    Москве,    и
соответствующими  отраслевыми  органами  исполнительной  власти города
Москвы;
     - окружные  соглашения  -  правовые акты, устанавливающие условия
труда,   а   также   социальные   гарантии   и   льготы,  связанные  с
территориальными  особенностями,  заключаемые  сторонами соглашений на
уровне административно-территориальных единиц Москвы;
     - минимальные социально-трудовые нормативы в городе Москве (далее
-   минимальные   социально-трудовые   нормативы)  -  единые  на  всей
территории   региона   минимальные   показатели   объема   и  качества
удовлетворения    основных   потребностей   граждан,   возникающих   и
реализующихся в социально-трудовой сфере.


          Статья 2. Правовая основа социального партнерства

     1.  Правовую  основу  социального партнерства составляют Трудовой
кодекс Российской Федерации, регулирующие соответствующие общественные
отношения  федеральные  законы  и  другие  нормативные  правовые  акты
Российской  Федерации, настоящий Закон, другие законы города Москвы, а
также  иные  нормативные  правовые  акты,  которые  не  могут ухудшать
положение  сторон  социального  партнерства  и  их  представителей  по
сравнению  с международными нормами, федеральными законами и настоящим
Законом.
     2.   В  правовую  основу  социального  партнерства  входят  также
Генеральное    соглашение,    Московское   трехстороннее   соглашение,
отраслевые  (межотраслевые),  профессиональные  и окружные соглашения,
коллективные  договоры, заключенные в соответствии с законодательством
и распространяющие свое действие на организации города.
     3.  Если международные договоры Российской Федерации, в том числе
конвенции Международной организации труда, ратифицированные Российской
Федерацией,   а   также  федеральные  законы  содержат  иные  правила,
устанавливающие   более  благоприятные  для  работников  условия,  чем
предусмотренные    настоящим    Законом,    то   применяются   правила
международных договоров, федеральных законов.


              Статья 3. Принципы социального партнерства

     Социальное партнерство строится на следующих основных принципах:
     - уважение и учет интересов участников переговоров;
     - заинтересованность   договаривающихся   сторон   в   участии  в
договорных отношениях;
     - содействие   государства   укреплению  и  развитию  социального
партнерства на демократической основе;
     - соблюдение   социальными   партнерами   и   их  представителями
международных    норм,   законодательства   Российской   Федерации   и
законодательства города Москвы;
     - полномочность социальных партнеров и их представителей;
     - полнота представительства сторон;
     - равноправие сторон и доверие в отношениях;
     - невмешательство в дела друг друга;
     - свобода   выбора   и  обсуждения  вопросов,  входящих  в  сферу
социального партнерства;
     - добровольность  принятия обязательств социальными партнерами на
основе взаимного согласования;
     - регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам,
входящим в сферу социального партнерства;
     - реальность    обеспечения   принятых   социальными   партнерами
обязательств;
     - обязательность исполнения достигнутых договоренностей;
     - систематичность  контроля  за  выполнением  принятых  в  рамках
социального партнерства соглашений, договоров и решений;
     - ответственность  сторон,  их представителей, должностных и иных
лиц  за  невыполнение  по  их  вине принятых обязательств, соглашений,
договоров, решений;
     - соблюдение    предусмотренных   действующим   законодательством
примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров.


              Статья 4. Сфера действия настоящего Закона

     Действие  настоящего  Закона  распространяется  на работодателей,
осуществляющих  деятельность  на территории Москвы, независимо от форм
собственности их объединений (ассоциаций); всех работников организаций
на территории Москвы; действующие в Москве территориальные и первичные
профсоюзные   организации,  территориальные  объединения  (ассоциации)
профсоюзов;   органы   исполнительной  власти  города  Москвы,  органы
местного самоуправления внутригородских муниципальных образований.


               Глава 2. Система социального партнерства


           Статья 5. Задачи системы социального партнерства

     Система   социального   партнерства   создается   для  выполнения
следующих основных задач:
     - обеспечение  социально  ориентированной  политики экономических
преобразований в Москве;
     - обеспечение      эффективного      механизма      регулирования
социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;
     - обеспечение   стабильности   московского   общества  на  основе
объективного учета интересов всех его слоев;
     - проведение   коллективных  переговоров,  взаимных  консультаций
сторон соглашений;
     - совершенствование законодательства в установленном порядке;
     - разработка  и  заключение  соглашений, коллективных договоров в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  и настоящим
Законом;
     - предотвращение   коллективных   трудовых  споров  и  содействие
разрешению конфликтов.


              Статья 5.1. Формы социального партнерства

     Социальное партнерство осуществляется в формах:
     - коллективных  переговоров  по  подготовке проектов коллективных
договоров, соглашений и их заключения;
     - взаимных    консультаций    сторон   соглашений   по   вопросам
регулирования социально-трудовых отношений;
     - участия    работников,    их    представителей   в   управлении
организацией;
     - участия  представителей  работников и работодателей в различных
формах досудебного разрешения трудовых споров.


          Статья 5.2. Уровни системы социального партнерства

     Система социального партнерства включает следующие уровни:
     - региональный (городской);
     - отраслевой (межотраслевой) городской;
     - территориальный (окружной);
     - уровень организации.


         Статья 5.3. Элементы системы социального партнерства

     Система социального партнерства включает следующие элементы:
     - Московская     трехсторонняя    комиссия    по    регулированию
социально-трудовых отношений;
     - специализированные   организации  по  досудебному  рассмотрению
коллективных трудовых споров;
     - Координационный  комитет  содействия занятости населения города
Москвы;
     - окружные  рабочие  группы  Московской трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений;
     - отраслевые  рабочие группы Московской трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений;
     - комиссии   по   подготовке,   заключению,  контролю  исполнения
коллективных договоров в организациях;
     - иные    двусторонние,    трехсторонние    органы,   формируемые
представителями   работников,  работодателей,  органов  исполнительной
власти в целях регулирования социально-трудовых отношений на различных
уровнях;
     - коллективные договоры и соглашения;
     - иные  правовые  акты,  регламентирующие взаимодействие сторон и
заключение   коллективных   договоров  и  соглашений,  принимаемые  на
различных уровнях системы социального партнерства.


             Статья 6. Московская трехсторонняя комиссия
            по регулированию социально-трудовых отношений

     1.    Московская    трехсторонняя   комиссия   по   регулированию
социально-трудовых отношений:
     - формируется  Правительством  Москвы,  московскими объединениями
профсоюзов, московскими объединениями предпринимателей (работодателей)
на  принципах  согласия  (консенсуса)  из равного числа представителей
каждой   из   сторон,   не   превышающих  15  человек,  уполномоченных
постановлением  Правительства  Москвы  (по правительственной стороне),
совещанием  заинтересованных  объединений  профсоюзов,  действующих  в
Москве   (от   профсоюзной   стороны),   совещанием   заинтересованных
объединений предпринимателей (работодателей), действующих в Москве (по
стороне предпринимателей);
     - руководствуется   в   своей  деятельности  законодательством  и
Положением,  утверждаемым Правительством Москвы, полномочными органами
московских объединений (ассоциаций) профсоюзов, московских объединений
(ассоциаций) работодателей.
     2. В полномочия Московской трехсторонней комиссии входит:
     - сотрудничество    в    выработке    и    реализации   социально
ориентированной   политики   экономических  преобразований  в  Москве,
регулирование  социально-трудовых  и  связанных  с  ними экономических
отношений,   ведение  коллективных  переговоров,  подготовка  проекта,
обсуждение и заключение Московского трехстороннего соглашения;
     - практическое  и методическое содействие заключению коллективных
договоров,  городских  отраслевых (межотраслевых) соглашений, окружных
соглашений;
     - принятие   решений   о   формировании   в  системе  социального
партнерства   на  различных  ее  уровнях  двусторонних,  трехсторонних
органов   для   регулирования   отдельных  проблем  социально-трудовых
отношений, определение порядка их формирования и взаимодействия;
     - проведение   экспертизы  городских  отраслевых  (межотраслевых)
соглашений,  окружных  соглашений  в  целях  обеспечения координации в
регулировании  социально-трудовых  и  связанных  с  ними экономических
отношений  с  учетом  специфики  отраслей, профессий, административных
округов и общегородских интересов;
     - участие  через создаваемые рабочие органы и группы в разработке
городских отраслевых (межотраслевых) соглашений, окружных соглашений;
     - принятие  решений  по  вопросам,  входящим  в  ее  компетенцию,
которые  обязательны  для  рассмотрения органами исполнительной власти
города   Москвы,   профсоюзами,   работодателями,   их   объединениями
(ассоциациями), действующими на территории города Москвы;
     - осуществление   контроля  за  выполнением  условий  Московского
трехстороннего   соглашения,   городских  отраслевых  (межотраслевых),
профессиональных, окружных соглашений, коллективных договоров, а также
соглашений вышестоящего уровня;
     - внесение  предложений  о  привлечении к ответственности лиц, не
выполняющих соглашения, коллективные договоры;
     - содействие своевременному предотвращению конфликтных ситуаций;
     - содействие   разрешению  разногласий  по  поводу  заключения  и
реализации  соглашений,  коллективных договоров, заключаемых в системе
социального партнерства;
     - выступление   с   предложениями   о  принятии  соответствующими
органами   государственной   власти   города  Москвы  законов  и  иных
нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы;
     - обсуждение  проектов  законов  города  Москвы, иных нормативных
правовых  актов,  принимаемых  органами  государственной власти города
Москвы по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических
отношений.
     3.   Разногласия  между  сторонами,  возникающие  в  ходе  работы
Московской  трехсторонней  комиссии,  разрешаются  на  основе взаимных
консультаций  в  порядке, предусмотренном законодательством Российской
Федерации.


             Статья 7. Координационный комитет содействия
                  занятости населения города Москвы

     Координационный  комитет  содействия  занятости  населения города
Москвы формируется Правительством Москвы, общегородскими объединениями
(ассоциациями) профсоюзов, общегородскими объединениями (ассоциациями)
работодателей  при  участии  других  заинтересованных  организаций для
выработки  согласованных  решений по определению и реализации политики
занятости, координации действий в области занятости.


       Статья 8. Другие органы системы социального партнерства

     Стороны  соглашений,  коллективных  договоров  на основе взаимной
договоренности  и  совместно  определенных  правил  могут  формировать
другие  двусторонние,  трехсторонние  органы,  способствующие развитию
социального партнерства в регулировании социально-трудовых и связанных
с ними экономических отношений по отдельным направлениям.


            Статья 9. Московское трехстороннее соглашение

     1. Московское трехстороннее соглашение:
     - заключается Правительством Москвы, объединениями (ассоциациями)
профсоюзов Москвы, объединениями (ассоциациями) работодателей Москвы;
     - разрабатывается   на   основе   переговоров   между   сторонами
соглашений;
     - заключается  до  принятия городского бюджета на соответствующий
период;
     - распространяется    на    работников,   работодателей,   органы
исполнительной   власти,  которые  уполномочили  своих  представителей
заключить   соглашение   от   их   имени,  а  также  на  работников  и
работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.
     2.  Условия,  содержащиеся в Московском трехстороннем соглашении,
не    могут    ухудшать    положение   работников   по   сравнению   с
законодательством   Российской   Федерации,  Генеральным  соглашением,
общероссийскими   отраслевыми   (межотраслевыми)  и  профессиональными
соглашениями на соответствующий период.
     3.  Условия,  содержащиеся в Московском трехстороннем соглашении,
учитываются  при  принятии  соответствующих  законов, иных нормативных
правовых  актов  на  всех  уровнях  регулирования социально-трудовых и
связанных  с  ними  экономических  отношений  (город,  округ, отрасль,
организация), при рассмотрении и принятии бюджета города Москвы.
     4.  Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и
исполнении  Московского  трехстороннего  соглашения  осуществляется  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     5. Принятый Московской трехсторонней комиссией проект Московского
трехстороннего   соглашения   в   десятидневный   срок   выносится  на
рассмотрение  полномочных  органов  сторон соглашения для принятия ими
решения о подписании проекта соглашения.
     6.  Соглашение  подлежит  подписанию в трехдневный срок с момента
принятия  всеми  сторонами  соглашения  решения  о  подписании проекта
соглашения.
     7.  Момент  подписания  соглашения  является  моментом  окончания
коллективных переговоров по его заключению.
     8.  Соглашение  в  течение  десяти дней публикуется в официальных
изданиях Правительства Москвы.
     9.     Действие     Московского     трехстороннего     соглашения
распространяется на все организации в Москве, не заявившие письменно в
Московскую трехстороннюю комиссию о своем несогласии с его содержанием
в тридцатидневный срок со дня его опубликования.
     10. Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении,
но не может превышать трех лет.


      Статья 9.1. Специализированные организации по досудебному
              рассмотрению коллективных трудовых споров

     В   целях  создания  в  городе  Москве  условий  для  досудебного
рассмотрения   коллективных   трудовых   споров   стороны  социального
партнерства образуют специализированные организации, которые действуют
в    соответствии   с   законодательством   Российской   Федерации   и
законодательством города Москвы, Московским трехсторонним соглашением,
а также их учредительными документами.


      Статья 10. Городские отраслевые (межотраслевые) соглашения

     1. Городские отраслевые (межотраслевые) соглашения:
     - заключаются   Правительством   Москвы   в  лице  уполномоченных
отраслевых  и  функциональных  органов  исполнительной  власти  города
Москвы,    объединениями    (ассоциациями)    профсоюзов,   городскими
объединениями (ассоциациями) работодателей;
     - разрабатываются   на   основе   переговоров   между   сторонами
соглашений  в рамках отраслевых рабочих групп Московской трехсторонней
комиссии  по  регулированию  социально-трудовых  и  связанных  с  ними
экономических отношений;
     - распространяются   на   работников   и   работодателей,  органы
исполнительной власти, их представителей, заключивших соглашение от их
имени;
     - принимаются    после    принятия   Московского   трехстороннего
соглашения.
     2.  Условия,  содержащиеся в городских отраслевых (межотраслевых)
соглашениях,  не  могут  ухудшать  положение работников по сравнению с
законодательством   Российской   Федерации,  Генеральным  соглашением,
общероссийским   отраслевым  (межотраслевым)  соглашением,  Московским
трехсторонним соглашением на соответствующий период.
     3.   Городские   отраслевые   (межотраслевые)  соглашения  должны
учитываться при принятии соответствующих нормативных правовых актов.
     4. Регулирование разногласий в ходе переговоров, при заключении и
исполнении    городских    отраслевых    (межотраслевых)    соглашений
производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     5.    Одобренный    сторонами   проект   городского   отраслевого
(межотраслевого)   соглашения   подлежит   обязательной  экспертизе  в
Московской  трехсторонней  комиссии,  после  чего  в  трехдневный срок
подлежит подписанию.
     6.  Момент  подписания  соглашения  является  моментом  окончания
коллективных переговоров по его заключению.
     7.  Представитель  Правительства  Москвы, подписавший соглашение,
имеет  право предложить работодателям и работникам организаций, по тем
или иным причинам не участвовавшим в заключении городского отраслевого
(межотраслевого)  соглашения,  но  в  организациях которых не менее 50
процентов  работников  принадлежит  к  отрасли,  профессии,  в  рамках
которых заключено соглашение, присоединиться к данному соглашению.
     8. Если работодатели или соответствующие представители работников
в  течение  30  календарных  дней  с  момента получения предложения не
заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается
распространенным  на  данных  работодателей  и  работников  с  момента
получения предложения.
     9.  Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении,
но не может превышать трех лет.


                    Статья 11. Окружные соглашения

     1. Окружные соглашения:
     - заключаются  территориальными  органами  исполнительной  власти
города Москвы, московскими объединениями профсоюзов в лице полномочных
представителей в округах, окружными объединениями работодателей;
     - разрабатываются   на   основе   переговоров   между   сторонами
соглашений  в  рамках  окружных рабочих групп Московской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
     - распространяются  на работников, работодателей, территориальный
орган  исполнительной власти города Москвы, которые уполномочили своих
представителей разработать и заключить соглашение от их имени;
     - принимаются    после    принятия   Московского   трехстороннего
соглашения.
     2.  Окружные соглашения не могут ухудшать положение работников по
сравнению  с  законодательством,  Генеральным  соглашением, Московским
трехсторонним  соглашением,  городскими  отраслевыми  (межотраслевыми)
соглашениями.
     3.  Условия, содержащиеся в окружных соглашениях, учитываются при
принятии нормативных правовых актов в организациях города.
     4.  Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и
выполнении   окружного   соглашения   производится  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     5.   Одобренный   сторонами   проект   окружного   соглашения  по
социально-трудовым   вопросам   подлежит   обязательной  экспертизе  в
Московской  трехсторонней  комиссии,  после  чего  в  трехдневный срок
подлежит подписанию.
     6.  Момент  подписания  соглашения  является  моментом  окончания
коллективных переговоров по его заключению.
     7.  Подписавший  соглашение представитель территориального органа
исполнительной   власти   города   Москвы   имеет   право   предложить
работодателям,  не  участвовавшим  в  заключении  данного  соглашения,
присоединиться к нему.
     8.  Если  соответствующие  представители  работников в течение 30
календарных  дней  с  момента получения предложения не заявили о своем
несогласии     присоединиться    к    нему,    соглашение    считается
распространенным   на   данных   работодателей   с  момента  получения
предложения.
     9.  Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении,
но не может превышать трех лет.


                   Статья 12. Коллективный договор

     1.    Коллективный   договор   -   правовой   акт,   регулирующий
социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и
работодателем в лице их представителей.
     2.  Организации,  заключившие  коллективные договоры, обладают по
представлению  Московской  трехсторонней  комиссии  и  других  органов
социального  партнерства  преимущественным  правом  на  рассмотрение в
Правительстве  Москвы,  отраслевых,  функциональных  и территориальных
органах    исполнительной    власти    города   Москвы,   объединениях
работодателей,    профсоюзах   вопросов   обеспечения   социальной   и
экономической деятельности предприятий, социальной защиты работников.

           Статья 13. Распространение действия соглашений.
         Присоединение к соглашениям и порядок их подписания

     1.    В   тех   случаях,   когда   на   работников   одновременно
распространяются  различные  соглашения, действуют условия соглашения,
наиболее благоприятные для работников.
     2.   Московские   организации   профсоюзов   и   их   объединения
(ассоциации),  московские  организации  работодателей и их объединения
(ассоциации), не участвовавшие в переговорах по заключению Московского
трехстороннего  (отраслевого,  межотраслевого,  окружного) соглашения,
могут  присоединиться  к  нему,  направив  каждой из сторон письменное
уведомление   о  своем  намерении  и  принятии  на  себя  обязательств
соответствующей стороны.
     3. Порядок подписания соглашений определяется сторонами.


          Статья 14. Уведомительная регистрация соглашений,
                        коллективных договоров

     1.   Для   уведомительной  регистрации  в  порядке,  определяемом
Московской трехсторонней комиссией, подписанные сторонами соглашения и
коллективные  договоры в семидневный срок направляются представителями
работодателей, заключившими их, в орган по труду.
     2.  Такой  же  порядок  действует в случае внесения изменений или
дополнений в соглашения, коллективные договоры.
     3.  Вступление  в  силу  коллективных  договоров,  соглашений  не
зависит от факта уведомительной регистрации.


         Глава 2.1. Минимальные социально-трудовые нормативы

          Статья 14.1. Установление и реализация минимальных
                    социально-трудовых нормативов

     1.  Минимальные  социально-трудовые нормативы устанавливаются для
повышения   жизненного  уровня  жителей  города  Москвы  и  работников
московских    организаций,    достижения    соответствия   минимальных
показателей  объема  и  качества  удовлетворения основных потребностей
граждан,  возникающих  и  реализующихся  в  социально-трудовой сфере с
использованием  механизма  социального  партнерства,  и  являются  для
сторон социально-трудовыми нормативами.
     2.   Минимальные   социально-трудовые  нормативы  устанавливаются
Московским   трехсторонним   соглашением   по  итогам  консультаций  и
переговоров  в соответствии с нормативными правовыми актами Российской
Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
     3.   Минимальные   социально-трудовые   нормативы  для  отдельных
отраслей  в  городе  Москве  могут  устанавливаться  в соответствующих
городских отраслевых соглашениях.
     4.    Перечень    минимальных    социально-трудовых   нормативов,
устанавливаемых   в   соглашениях   различных   уровней,  определяется
сторонами соответствующих соглашений по итогам переговоров.
     5.   Стороны   предпринимают   меры   по  конкретизации  взаимных
обязательств  соглашений  и  коллективных  договоров, расширению числа
устанавливаемых социально-трудовых нормативов и повышению их уровня.
     6.   Расходы   по   реализации   минимальных   социально-трудовых
нормативов  финансируются  в  соответствии  с законодательством города
Москвы  за счет средств бюджета города Москвы, а также за счет средств
организаций,   направляемых   на   данные   цели   в   соответствии  с
обязательствами  сторон,  принимаемыми  в  рамках  системы социального
партнерства.

       Статья 14.2. Соотношение минимальных социально-трудовых
        нормативов с государственными социальными и трудовыми
           гарантиями, обязательствами городских отраслевых
           соглашений и коллективных договоров организаций

     1.  Минимальные  социально-трудовые  нормативы  устанавливаются в
областях   социально-трудовых   отношений,  регулирование  которых  не
отнесено к ведению федеральных органов государственной власти.
     2.  Минимальные  социально-трудовые  нормативы не могут быть ниже
соответствующих   государственных   гарантий,   а  также  показателей,
устанавливаемых  Генеральным соглашением, отраслевыми (межотраслевыми)
соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне.

                 Глава 3. Права и обязанности в сфере
                       социального партнерства

             Статья 15. Ведение коллективных переговоров

     1.  Каждая  сторона  имеет равные права на ведение переговоров по
заключению соглашений, коллективных договоров.
     2.  Инициатором переговоров по разработке, заключению и изменению
Московского  трехстороннего,  городского отраслевого (межотраслевого),
профессионального, окружного соглашения, коллективного договора вправе
выступить любая сторона.
     3.   Сторона   соглашения,   коллективного  договора,  получившая
письменное  уведомление  от  другой  стороны  с  предложением о начале
переговоров  по заключению соглашения, коллективного договора, обязана
не позднее семи дней начать переговоры.
     4.   Если   первичные   профсоюзные  организации,  профсоюзы,  их
объединения  (ассоциации)  выступают инициаторами ведения коллективных
переговоров,  то  работодатели,  их  объединения  (ассоциации), органы
исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести с
ними такие переговоры и заключать соглашения, коллективные договоры на
согласованных сторонами условиях.


                   Статья 16. Получение информации

     1.  Стороны  соглашений,  коллективных  договоров вправе получать
полную  и  достоверную  информацию по социально-трудовым и связанным с
ними  экономическим  вопросам,  необходимую  для ведения переговоров и
консультаций,  заключения соглашений, коллективных договоров, контроля
за  ходом  их исполнения в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
     2.    Стороны    соглашений,   коллективных   договоров   обязаны
своевременно   предоставлять   друг   другу   информацию,  позволяющую
предотвращать  конфликтные  ситуации  в  области  социально-трудовых и
экономических отношений.

                   Статья 17. Посещение организаций

     Представители   сторон   вправе   беспрепятственно   посещать   в
установленном  порядке  организации, на которые распространяется сфера
действия соглашения, коллективного договора.


               Статья 18. Инициатива в правотворчестве

     Московские  организации профсоюзов и их объединения (ассоциации),
московские  организации  работодателей  и  их объединения (ассоциации)
вправе  обращаться  в  органы  законодательной и исполнительной власти
города Москвы с предложениями по разработке проектов законодательных и
иных  нормативных  правовых  актов по социально-трудовым и связанным с
ними экономическим вопросам в установленном порядке.
     Часть исключена.


                   Статья 19. Взаимные консультации

     1.  Стороны  соглашений,  коллективных договоров вправе проводить
взаимные   консультации  по  социально-трудовым  и  связанным  с  ними
экономическим   вопросам,   в   том   числе  необходимые  для  ведения
переговоров,  заключения  соглашений, коллективных договоров, контроля
за  ходом  их  исполнения.  Инициатором  проведения таких консультаций
может выступать каждая из них.
     2.  Сторона соглашения, коллективного договора обязана приступить
к   консультациям  с  другой  стороной  не  позднее  семи  дней  после
поступления от нее письменного уведомления.

         Статья 20. Участие в рассмотрении социально-трудовых
              и связанных с ними экономических вопросов

     Стороны   соглашений,   коллективных   договоров  вправе  взаимно
участвовать  в  рассмотрении  социально-трудовых  и  связанных  с ними
экономических вопросов.


                Статья 21. Распространение информации

     Московские  организации профсоюзов и их объединения (ассоциации),
московские  организации  работодателей  и  их объединения (ассоциации)
имеют  право  в установленном порядке на распространение информации по
социально-трудовым  и  связанным  с  ними экономическим вопросам через
средства  массовой  информации  органов  государственной власти города
Москвы и органов местного самоуправления.

        Статья 22. Выполнение решений по вопросам соглашений,
        коллективных договоров. Рассмотрение обращений сторон

     Стороны  соглашений,  коллективных  договоров  обязаны  выполнять
решения  по  вопросам, включенным в соглашения, коллективные договоры,
рассматривать  взаимные  обращения по социально-трудовым и связанным с
ними   экономическим   вопросам,   разрабатывать   в  установленные  в
соглашениях, коллективных договорах сроки планы и принимать конкретные
решения,   направленные   на   своевременное   выполнение  достигнутых
договоренностей.

       Глава 4. Ответственность в сфере социального партнерства


            Статья 23. Ответственность сторон соглашений,
                        коллективных договоров

     1.  Стороны соглашений, коллективных договоров, нарушающие или не
выполняющие  взятые  на  себя  обязательства,  несут ответственность в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  и настоящим
Законом.
     2. Должностные лица органов государственной власти города Москвы,
органов  местного  самоуправления,  лица,  представляющие работодателя
(работодателей),  работники руководящих органов профсоюзов, в трудовые
обязанности   которых   входит   обеспечение  выполнения  заключенного
соглашения,  коллективного договора, привлекаются к ответственности за
нарушение  или  невыполнение обязательств по соглашению, коллективному
договору.
     Сторона   (стороны),   а   также  соответствующий  орган  системы
социального  партнерства  вправе  направлять  требование о привлечении
указанных  лиц  к  дисциплинарной  ответственности  органам (лицам), в
компетенцию которых входит принятие соответствующего решения.
     Требование  подлежит  рассмотрению в течение тридцати календарных
дней  со  дня  его  получения,  в  течение которых стороне (сторонам),
соответствующему  органу  системы  социального партнерства должен быть
дан   ответ   о   принятых   мерах  или  основаниях  к  отказу  в  его
удовлетворении.
     3. Стороны соглашения, коллективного договора вправе по взаимному
согласию  устанавливать  ответственность  за  нарушение,  неисполнение
обязательств   по   коллективному   договору,   соглашению,  если  эта
ответственность не противоречит законодательству Российской Федерации.
Условия  и  порядок  применения  таких  мер ответственности к сторонам
предусматриваются  в  соглашении,  коллективном  договоре  или  другом
документе,   принимаемом   во   исполнение  соглашения,  коллективного
договора.
     В   рамках   договорной   ответственности   стороны   соглашения,
коллективного  договора  вправе  наделить  орган  системы  социального
партнерства    полномочиями    по    применению    согласованных   мер
ответственности,  включая  дополнительные  санкции за невыполнение или
несвоевременное выполнение соглашений, коллективных договоров.
     Решение  о привлечении к ответственности по договоренности сторон
принимается  соответствующим органом системы социального партнерства в
порядке,   определяемом  Положением  об  этом  органе,  и  оформляется
протоколом.
     4. Если в соглашение, коллективный договор включены имущественные
обязательства стороны (сторон), то ответственность за неисполнение или
ненадлежащее   исполнение   этих   обязательств   может   наступать  в
соответствии  с  гражданским  законодательством  Российской Федерации.
Другие  стороны  (сторона)  соглашения,  коллективного договора вправе
требовать  принудительного  исполнения  имущественных  обязательств  в
судебном  порядке, если законодательством не предусмотрен иной порядок
рассмотрения возникшего спора.


            Статья 24. Ответственность лиц, представляющих
                             работодателя

     1.  По  требованию  представителей работников работодатель обязан
принять  меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации,
к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются условия
коллективного договора.
     2.   В   случаях,  предусмотренных  законодательством  Российской
Федерации,  административные  штрафы  за нарушения в сфере социального
партнерства  могут  налагаться  государственными  инспекторами труда в
пределах их полномочий.

                  Статья 25. Выполнение обязательств

     Привлечение к ответственности не освобождает стороны (сторону) от
выполнения обязательств по соглашению, коллективному договору.

                  Глава 5. Заключительные положения

            Статья 26. Вступление настоящего Закона в силу

     Настоящий  Закон  вступает  в  силу  с  момента  его официального
опубликования.

          Статья 27. О приведении нормативных правовых актов
                  в соответствие с настоящим Законом

     Правительству  Москвы  привести  свои нормативные правовые акты в
соответствие с настоящим Законом.

Мэр Москвы
                                                           Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

22 октября 1997 г.
N 44