ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА 4 февраля 2005 г. N 13 (Д) В связи с изменением законодательства Российской Федерации в части порядка перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, приказываю: 1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по подготовке, рассмотрению (согласованию) Федеральным агентством лесного хозяйства и его территориальными органами материалов, обосновывающих перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и предоставлению нелесных земель в пользование (далее - Методические рекомендации). 2. Управлению лесопользования (Гагарин) и руководителям агентств лесного хозяйства по субъектам Российской Федерации обеспечить подготовку, рассмотрение документации и принятие решений (в случаях, предусмотренных законодательством) по переводу лесных земель в нелесные земли для нужд, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также организацию предоставления в пользование земель лесного фонда в соответствии с Методическими рекомендациями. 3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Рослесхоза В.В. Нефедьева. Руководитель В.П.РОЩУПКИН 4 февраля 2005 г. N 13 УТВЕРЖДЕНЫ Приказом Рослесхоза от 4 февраля 2005 года N 13 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКУМЕНТАЦИИ, РАССМОТРЕНИЮ (СОГЛАСОВАНИЮ) ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ МАТЕРИАЛОВ, ОБОСНОВЫВАЮЩИХ ПЕРЕВОД ЛЕСНЫХ ЗЕМЕЛЬ В НЕЛЕСНЫЕ ЗЕМЛИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИХ В ЦЕЛЯХ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ВЕДЕНИЕМ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ, И ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ НЕЛЕСНЫХ ЗЕМЕЛЬ В ПОЛЬЗОВАНИЕ 1. Общие положения 1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью повышения качества материалов, обосновывающих перевод лесных земель в нелесные земли, оперативности их подготовки и рассмотрения в соответствии с действующим лесным, земельным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации, Положением о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2004 N 455 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2004 N 636), и другими действующими нормативными правовыми актами. 1.2. Положения настоящего документа носят рекомендательный характер и предназначены для использования работниками лесного хозяйства, занимающимися вопросами перевода лесных земель в нелесные земли, для обеспечения единого подхода к подготовке, оформлению и рассмотрению документации, обосновывающей перевод для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием (далее - перевод). 1.3. В соответствии со статьей 63 Лесного кодекса Российской Федерации перевод допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется в соответствии с материалами лесоустройства, а также материалами, уточняющими данные лесоустройства в отношении участков лесного фонда, перевод которых запланирован или не запланирован, но необходим для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития соответствующих территорий или их частей. Перевод осуществляется: в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства; в лесах второй и третьей групп - территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства. 2. Подготовка и рассмотрение материалов, обосновывающих перевод 2.1. Лицо, заинтересованное в переводе (далее - заявитель), обращается с заявлением о выборе участка лесного фонда в территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства по месту нахождения испрашиваемого участка. Заявление должно содержать следующие сведения: цель использования; предполагаемое место расположения; обоснование примерного размера площади участка; срок перевода. В случае, если перевод необходим для государственных или муниципальных нужд, заявитель представляет вместе с заявлением ходатайство соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления, обосновывающее необходимость перевода для указанных нужд (п. 5 Положения). Срок перевода должен включать в себя срок проведения работ и период эксплуатации объекта (п. 2 Положения) и исчисляться в годах, месяцах (Правила расчета и взимания платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и за перевод земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2004 N 647). В случаях, когда срок эксплуатации объекта превышает 20 лет и не может быть точно определен, рекомендуется в ходатайствах и других документах о переводе указывать его записью: "на период эксплуатации". При переводе земель в целях выполнения геологоразведочных работ, геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых срок перевода, как правило, совпадает со сроком проведения работ, предусмотренным лицензией на недропользование. Обоснование размера участка представляет собой ссылку на нормы отвода земель для конкретных видов деятельности, утвержденные в установленном порядке, или на правила землепользования и застройки, землеустроительную, градостроительную и проектную документацию (п. 3 ст. 33 Земельного кодекса РФ). 2.2. Следует обратить внимание, что в соответствии с абзацем 2 пункта 1 Положения осуществление перевода возможно, если в соответствии с земельным и лесным законодательством не требуется перевод земель лесного фонда в земли других категорий. Согласно пункту 2 Положения перевод осуществляется в целях: проведения геологоразведочных работ, геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных и иных работ; строительства (реконструкции) и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов и других подобных объектов. В пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков в другие категории" указан вид полезных ископаемых, добыча которых не требует перевода земель лесного фонда в земли других категорий - общераспространенные полезные ископаемые. Перечень полезных ископаемых, относящихся к общераспространенным, определяется федеральным органом государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами РФ (по каждому региону отдельно) в соответствии с Федеральным законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". Проведение геологоразведочных работ, геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных и иных работ на лесных землях лесного фонда без их перевода в установленном порядке в нелесные земли лесным законодательством не предусмотрено. Осуществление перевода при проведении указанных работ не требуется в случае, если испрашиваемый участок лесного фонда по материалам лесоустройства относится к нелесным землям (ст. 66 Лесного кодекса РФ). 2.3. При рассмотрении заявлений о переводе следует учитывать, что в соответствии с лесным, земельным, водным, природоохранным, градостроительным и иным законодательством Российской Федерации вводятся запреты и ограничения в использовании земель лесного фонда для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в следующих категориях защитности лесов: запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов (в границах водоохранных зон, прибрежных защитных полос рек, водохранилищ и других водных объектов); запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб (границы водоохранных зон водных объектов совпадают с их границами); лесопарковые части зеленых зон населенных пунктов и хозяйственных объектов (в границах пригородных зон, если такие зоны выделены в составе лесопарковой части зеленой зоны); противоэрозионные леса; леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; особо ценные лесные массивы; леса, имеющие научное и историческое значение; памятники природы; леса государственных природных заповедников; леса национальных и природных парков; государственные природные заказники; заповедные лесные участки. В соответствии с Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.1996 N 1404, в пределах водоохранных зон запрещается проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ. В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к указанным ограничениям запрещаются: распашка земель; складирование отвалов размываемых грунтов и другие подобные мероприятия. Аналогичные ограничения вводятся также на территории округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов (Положение об установлении границ и режима округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1425). В случае придания участку лесного фонда статуса особо охраняемых природных территорий (государственных природных заказников, национальных и природных парков, памятников природы) ограничения на использование земель вводятся положениями о режиме охраны этих территорий. 2.4. В случаях, когда заявленная цель использования земель не соответствует установленному законодательством природоохранному режиму территории, территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 Положения в 10-дневный срок со дня получения заявления направляет заявителю мотивированный отказ. 2.5. Если же правовой режим территории допускает возможность ее использования для заявленных целей, то на основании заявления территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктами 6 и 7 Положения в месячный срок со дня получения заявления совместно с заявителем определяет варианты местоположения участка лесного фонда, после чего оформляет акт выбора участка лесного фонда (далее - акт выбора) и прилагаемый к нему план (чертеж), проводит процедуру согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами. Форма акта выбора участка лесного фонда утверждена Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24.11.2004 N 702, зарегистрированным в Минюсте РФ 17.12.2004 N 6206 (приложение 1). Для участия в выборе участка целесообразно привлекать (по согласованию) представителей органов власти: территориального органа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (бывшего Росземкадастра); исполнительного органа муниципального образования; органа архитектуры и градостроительства; органа санитарно-эпидемиологического надзора; органа государственного пожарного надзора. Согласно Положению план (чертеж) к акту выбора участка лесного фонда должен содержать: краткую характеристику участка по материалам лесоустройства; описание имеющихся на участке сооружений и объектов; указание категорий земель, прилегающих к границам испрашиваемого участка; границы охранной и (или) санитарно-защитной зоны имеющегося на участке промышленного или иного объекта. План (чертеж) участка лесного фонда рекомендуется оформлять в виде выкопировки (на непрозрачной бумаге) с имеющихся в лесхозах планово-картографических материалов лесоустройства в масштабе от 1:10000 до 1:50000 (100000) с нанесением необходимой информации условными знаками, принятыми при лесоустройстве. На плане (чертеже) рекомендуется наносить границы всех рассмотренных при выборе вариантов местоположения испрашиваемого участка, включенных в акт выбора, с указанием их номеров и обозначением выбранного. Выбор участка лесного фонда рекомендуется осуществлять путем рассмотрения нескольких вариантов (двух-трех) и выбора оптимального варианта с минимальным ущербом для лесного хозяйства. В ряде случаев (например, при необходимости расширения существующих объектов, их реконструкции, прокладки к ним коммуникаций, создания инфраструктуры и т.п.) вариантность выбора участка может отсутствовать. В таком случае в акте выбора рекомендуется давать обоснование выбора единственного варианта. Территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства в субъекте РФ может привлекать для выбора участка лесного фонда и составления акта выбора с планом (чертежом) соответствующий подведомственный лесхоз (далее - лесхоз) по месту нахождения участка. Акт выбора и план (чертеж) оформляются в 3-х экземплярах и в 10-дневный срок с даты составления утверждаются территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства в субъекте РФ. Один экземпляр остается в территориальном органе Федерального агентства лесного хозяйства в субъекте РФ, один - выдается заявителю и один - направляется в лесхоз территориального органа Федерального агентства лесного хозяйства в субъекте РФ по месту расположения испрашиваемого участка. Акт выбора с планом (чертежом) является основанием для подготовки иной документации, обосновывающей перевод под заявленные цели, и действителен в течение 3-х лет (п. 7 Положения). 2.6. После получения акта выбора и плана (чертежа) в соответствии с п. 8 Положения заявитель представляет в территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства в субъекте РФ следующую документацию: 1) акт натурного технического обследования участка лесного фонда; 2) расчет потерь лесного хозяйства; 3) схему (проект) размещаемого объекта, согласованную с органами архитектуры и градостроительства; 4) положительные заключения органа(ов) исполнительной власти субъекта РФ, федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов) в случаях, установленных федеральными законами; 5) справку территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере недропользования об отсутствии на выбранном участке полезных ископаемых, а при их наличии - разрешение органа государственного горного надзора на освоение указанного участка; 6) проект рекультивации земель (снятия, сохранения и восстановления почвенного покрова); 7) материалы по оценке воздействия на окружающую среду; 8) положительные заключения государственной экологической экспертизы на материалы, обосновывающие перевод, а также на другие материалы, являющиеся объектом экологической экспертизы. В тех случаях, когда осуществляется перевод участков лесного фонда, находящихся в безвозмездном пользовании сельскохозяйственных организаций, материалы, обосновывающие перевод в лесах 1 группы, в соответствии с п. 55 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 N 260, кроме указанных выше документов должны содержать копии учредительных документов этих организаций (устава или положения и свидетельства о государственной регистрации юридического лица), заверенные нотариально. Согласно п. 8 "б" Положения акт натурного технического обследования участка лесного фонда оформляется в соответствии с содержанием, порядком подготовки и утверждения, установленными Министерством природных ресурсов Российской Федерации (Приказ МПР России от 24.11.2004 N 701, зарегистрированный в Минюсте РФ 17.12.2004 N 6207) и приведенными в приложении 2. Для проведения натурного технического обследования участка, составления соответствующего акта и расчета потерь лесного хозяйства агентствам лесного хозяйства по субъекту РФ рекомендуется привлекать специализированные лесоустроительные организации. Расчет размера потерь лесного хозяйства, связанных с переводом, составляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2004 N 647 "О расчете и возмещении потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и при переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий". Схему (проект) размещаемого объекта рекомендуется оформлять в соответствии с имеющейся проектной документацией с учетом территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития соответствующих территорий или их частей. Положительные заключения (согласования) органа(ов) исполнительной власти субъекта РФ и федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), предусмотренные подпунктом "г" пункта 8 Положения, представляются в следующих случаях, установленных федеральными законами: территориального органа (местного его подразделения) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости - во всех случаях перевода (ст. 23 Федерального закона "О землеустройстве", п. 3 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 514); исполнительного органа муниципального образования - во всех случаях перевода (от имени местного населения в порядке реализации права граждан на участие в принятии решений по вопросам предоставления земель в границах данного муниципального образования согласно п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ); органов санитарно-эпидемиологического надзора - при проектировании строительства любых объектов на испрашиваемых к переводу участках (ст. 12 Федерального закона от 30.03.99 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"); органов государственного пожарного надзора - при проектировании строительства любых объектов на испрашиваемых к переводу участках (ст. 6 Федерального закона "О пожарной безопасности", Инструкция по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации, утвержденная Приказом МЧС России от 17.03.2003 N 132); органов управления использованием и охраной водного фонда - при переводе земель для строительства (размещения) объектов, влияющих на состояние водных объектов (ст. 105 Водного кодекса РФ), а также при переводе земель в водоохранных зонах водных объектов (ст. 97 Земельного кодекса РФ); органов охраны памятников истории и культуры - при переводе земель с целью проведения работ, которые могут создавать угрозу для существования памятников истории и культуры (ст. 42 Закона РСФСР от 15.12.78 "Об охране памятников истории и культуры"). Проект рекультивации земель рекомендуется представлять в тех случаях, когда использование участка ведет к нарушению почвенного покрова. В нем целесообразно отражать описание системы мероприятий, технологии выполнения работ, технико-экономические и сметно-финансовые расчеты по снятию, сохранению и восстановлению плодородного слоя почвы не только после завершения строительства объектов, но и после завершения использования участка. В проекте рекультивации земель, возвращаемых после завершения их использования лесхозу для ведения лесного хозяйства, рекомендуется в первую очередь предусматривать демонтаж и вывоз оборудования, возведенных пользователем строений и сооружений, приведение земель в состояние, пригодное для дальнейшего использования в лесном хозяйстве. Отношения, связанные с определением объекта рекультивации земель, регулируются Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы. Названные Основные положения утверждены Приказом Минприроды России и Госкомзема России от 22.12.1995 N 525/67 (зарегистрированы в Минюсте России 29.07.1996 N 1136) во исполнение п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы". Они определяют общие для Российской Федерации требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивации земель, и являются обязательными для исполнения всеми юридическими, должностными и физическими лицами. В Основных положениях дано определение рекультивации земель, предусмотрены два ее этапа - технический и биологический. Перечислены земли, подлежащие рекультивации, определены механизм проведения рекультивации, сроки, затраты, порядок выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, приемки и передачи рекультивированных земель, учета нарушенных земель. Помимо этого в них содержится понятие контроля за рекультивацией земель и ответственности за невыполнение обязанностей по рекультивации, предусмотрено возмещение вреда, причиненного проведением работ, связанных с нарушением почвенного покрова, невыполнением или некачественным выполнением рекультивации земель. Проект рекультивации земель на основании ст. 101 Лесного кодекса РФ подлежит согласованию с территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства в субъекте РФ или с органом исполнительной власти субъекта РФ в пределах компетенции, установленной статьей 47 Лесного кодекса РФ. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду, предусмотренные подпунктом "ж" пункта 8 Положения, должны быть составлены в соответствии с Положением об оценке намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372. Заключения государственной экологической экспертизы на материалы, обосновывающие перевод, а также на другие материалы, являющиеся объектом экологической экспертизы (материалы выбора земельного участка для строительства, проекты строительства, рекультивации нарушенных земель и др.), в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" должны быть утверждены приказами соответствующего государственного органа, уполномоченного осуществлять экологическую экспертизу. 2.7. Согласно п. 9 Положения территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства в месячный срок со дня представления заявителем документации, указанной в пунктах 2.5, 2.6: принимает решение о переводе в лесах второй и третьей групп; направляет в Федеральное агентство лесного хозяйства свое заключение о целесообразности перевода в лесах первой группы с приложением документации, обосновывающей указанный перевод и подлежащей направлению в Правительство РФ; направляет заявителю мотивированный отказ в переводе. В случае направления отказа рекомендуется возвращать заявителю представленную им документацию, обосновывающую перевод. 2.8. Заключение территориального органа Федерального агентства лесного хозяйства в субъекте Российской Федерации оформляется только при наличии всех документов, перечисленных в пунктах 2.5, 2.6 и оформленных в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. В случае невыполнения любого из требований материалы рекомендуется возвращать заявителю на дооформление. В заключении рекомендуется указывать: полное и сокращенное наименование заявителя, цель его ходатайства, характеристику выбранного варианта участка для перевода, оценку обоснованности его выбора и площади, заключение о согласии на перевод для заявленных целей с указанием срока. 2.9. Территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства в субъекте Российской Федерации проверяет комплектность и качество всех представленных заявителем материалов. Рекомендуется все документы в порядке их перечисления в настоящих Методических рекомендациях принимать от заявителя в переплетенном виде с нумерацией страниц и описью документов. Копии документов или исправления в отдельных документах должны быть заверены в установленном порядке. Полные и сокращенные наименования юридических лиц, цель и сроки перевода, площадь и место расположения выбранных участков, подлежащих переводу, и другие существенные данные и формулировки во всех документах дела должны быть идентичными. 2.10. Федеральное агентство лесного хозяйства: в соответствии с п. 11 Положения в двухнедельный срок с даты получения представленных материалов осуществляет подготовку в установленном порядке проекта решения Правительства Российской Федерации о переводе и направляет его, а также документацию, обосновывающую перевод, на государственную экологическую экспертизу; в случаях, когда представленные материалы подготовлены с нарушением требований, установленных Положением и действующим законодательством Российской Федерации, - возвращает их отправителю с указанием нарушений. 2.11. В соответствии с п. 12 Положения Федеральное агентство лесного хозяйства в двухнедельный срок со дня получения заключения государственной экологической экспертизы на проект решения Правительства Российской Федерации представляет в Министерство природных ресурсов Российской Федерации документацию по переводу либо направляет заявителю мотивированный отказ. В случае направления отказа рекомендуется возвращать заявителю представленную им документацию, обосновывающую перевод. 2.12. Министерство природных ресурсов Российской Федерации в трехдневный срок вносит проект распоряжения с приложением комплекта документации, обосновывающей перевод, в Правительство Российской Федерации или возвращает материалы на доработку (п. 13 Положения). 3. Предоставление участка лесного фонда заявителю Порядок предоставления участков лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2004 N 455, а также земельным и гражданским законодательством Российской Федерации. 3.1. Предоставление участка лесного фонда при переводе лесных земель в нелесные. 3.1.1. Основанием для предоставления участка лесного фонда для проведения в лесном фонде геологоразведочных работ, геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства (реконструкции) и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов и других подобных объектов на лесных землях служит решение территориального органа Федерального агентства лесного хозяйства в субъекте РФ (по лесам второй и третьей групп) или Правительства РФ (по лесам 1 группы) о переводе. 3.1.2. Согласно п. 14 Положения предоставление заявителю участка лесного фонда при наличии установленного основания и оплаты потерь лесного хозяйства организуется Федеральным агентством лесного хозяйства. В целях реализации данной нормы Федеральным агентством лесного хозяйства издан Приказ от 24.11.2004 N 57, уполномочивающий агентства лесного хозяйства по субъектам РФ принимать решения о предоставлении участков лесного фонда, разрешенных к переводу, а лесхозы - организовать предоставление в соответствии с лесным, земельным и гражданским законодательством. 3.1.3. Исходя из содержания статей 260 - 287 Гражданского кодекса РФ и статей 20 - 24 Земельного кодекса РФ, устанавливающих виды прав на землю, предоставление участков земель лесного фонда может осуществляться на следующих правах: а) безвозмездного срочного пользования (в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 24 Земельного кодекса РФ) - только на срок до 1 года государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, если перевод осуществлен по инициативе указанных юридических лиц или органов государственной власти или местного самоуправления; б) аренды (в соответствии с п. 2 ст. 22 Земельного кодекса) - всем физическим и юридическим лицам, в интересах которых осуществляется перевод лесных земель в нелесные (в том числе и лицам, указанным в предыдущем пункте, если срок пользования участком земель превышает 1 год). В отдельных случаях, когда перевод производится в целях прокладки по землям лесного фонда каких-либо временных коммуникаций к объекту, расположенному на соседнем земельном участке, принадлежащем или находящемся в пользовании заявителя, предоставление земель лесного фонда может осуществляться на правах ограниченного пользования земельным участком (частного срочного сервитута) в соответствии со ст. 274 Гражданского кодекса РФ и ст. 23 Земельного кодекса РФ. 3.1.4. Договоры аренды или безвозмездного срочного пользования заключаются в соответствии со статьями 22 и 24 Земельного кодекса РФ, а также положениями статей 606 - 625 (общие положения об аренде) и 689 - 701 (безвозмездное пользование) Гражданского кодекса РФ. Сторонами договора являются лесхоз и физическое или юридическое лицо, в интересах которого осуществлен перевод. 3.1.5. Срок договора аренды или договора безвозмездного срочного пользования определяется исходя из срока, указанного в решении о переводе. В договор аренды рекомендуется вносить положение, запрещающее арендатору передавать предоставленный земельный участок в субаренду или передавать свои права и обязанности по договору аренды третьему лицу. В договор аренды или договор безвозмездного срочного пользования следует вносить положения, обязывающие арендатора или пользователя использовать предоставленные земельные участки в соответствии с их целевым назначением, проводить необходимые работы по рекультивации земельного участка, исполнять иные обязанности, установленные законом и (или) договором. 3.1.6. В соответствии с п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса РФ порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 614 Гражданского кодекса РФ рекомендуется устанавливать арендную плату в размере затрат на рекультивацию предоставленного участка и лесовосстановление. 3.1.7. Договоры аренды земельного участка лесного фонда и безвозмездного срочного пользования земельным участком подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами. 3.1.8. Основанием расторжения договора аренды и договора безвозмездного срочного пользования является завершение работ, строительства и эксплуатации объектов, истечение разрешенного срока перевода или досрочный отказ от использования участка лицом, в интересах которого осуществлялся перевод. Досрочное расторжение договора аренды или договора безвозмездного срочного пользования по инициативе лесхоза осуществляется по решению суда при нарушении арендатором или пользователем лесного и земельного законодательства Российской Федерации или условий договора. Досрочное расторжение договора аренды или договора безвозмездного срочного пользования по инициативе лесхоза влечет прекращение права пользования физическим или юридическим лицом участком земель. 3.1.9. Причинение вреда лесному фонду и землям лесного фонда является основанием привлечения виновных лиц к установленной законодательством Российской Федерации ответственности. 3.1.10. Рекомендуемый порядок действий по предоставлению земельного участка лесного фонда. Агентство лесного хозяйства по субъекту РФ: после получения соответствующего решения о переводе направляет заявителю извещение об этом с предложением об оплате потерь лесного хозяйства; после получения от заявителя документа, удостоверяющего факт оплаты потерь лесного хозяйства, издает приказ о предоставлении участка лесного фонда, в котором дает поручение лесхозу о заключении с заявителем соответствующего договора на право пользования земельным участком лесного фонда (с указанием конкретного вида права: аренды или безвозмездного пользования, или сервитута); направляет заявителю копию указанного приказа с предложением принять участие в составлении договора. На основании приказа агентства лесного хозяйства по субъекту РФ лесхоз совместно с заявителем готовит соответствующий договор на право пользования земельным участком лесного фонда и после его заключения и государственной регистрации в установленном законодательством порядке предоставляет заявителю земельный участок с оформлением акта приемки-передачи. 3.2. Предоставление участка лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, если для этого не требуется перевод. 3.2.1. Предоставление участков лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, если для этого не требуется перевод, осуществляется в соответствии со статьей 66 Лесного кодекса РФ из состава нелесных земель. 3.2.2. Действия по предоставлению участка лесного фонда аналогичны действиям, рекомендуемым в п. 3.1 настоящих Методических рекомендаций, с учетом следующих особенностей: 1) агентство лесного хозяйства по субъекту РФ по заявлению заинтересованного лица принимает решение о предоставлении участка лесного фонда при условии, что к заявлению прилагаются: положительное заключение государственной экологической экспертизы (ст. 66 Лесного кодекса РФ); справка территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере недропользования об отсутствии на участке месторождений полезных ископаемых; разрешение на недропользование, выданное в установленном порядке (если участок лесного фонда испрашивается для осуществления работ по недропользованию); проект рекультивации земель, если использование участка связано с нарушением почвенного покрова; 2) решение агентства лесного хозяйства по субъекту РФ оформляется в виде приказа, в котором указываются наименование разрешаемых работ, сроки и условия их выполнения, требования к охране окружающей среды (ст. 66 Лесного кодекса РФ); кроме разрешения на предоставление участка заявителю приказ должен содержать поручение соответствующему лесхозу о подготовке договора пользования участком лесного фонда (аренды, безвозмездного пользования или частного сервитута) и других необходимых действий; 3) размер, условия и порядок внесения арендной платы в договоре аренды определяются в соответствии с п. 1 ст. 614 ГК РФ по согласованию сторон. 3.3. По завершении работ, строительства и эксплуатации объектов, истечении разрешенного срока перевода или при досрочном отказе от использования участка лицо, в интересах которого осуществлялся перевод, обязано передать участок лесного фонда лесхозу по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства (п. 15 Положения), т.е. в рекультивированном виде. Приложение 1 к Методическим рекомендациям УТВЕРЖДАЮ Руководитель Агентства лесного хозяйства по ----- -------------------------- (наименование субъекта РФ) -------------------------- (ф.и.о., подпись и печать) ----------------------- г. (дата) АКТ ВЫБОРА УЧАСТКА ЛЕСНОГО ФОНДА N ----- ------------------ -------------- (населенный пункт) (дата) Наименование лесхоза -------------------------------------------- Наименование заявителя ------------------------------------------ Площадь (в гектарах) и заявленные цели использования участка лесного фонда: ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Состав комиссии: Лесхоз ---------------------------------------------------------- (должность, ф.и.о. представителя лесхоза) Заявитель ------------------------------------------------------- (должность, ф.и.о. заявителя) Иные заинтересованные лица: ------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (наименования организаций, должностей, ф.и.о. заинтересованных лиц) Краткое обоснование заявленных целей и примерного местоположения участка ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Рассмотренные варианты выбора участка лесного фонда Вариант 1: ------------------------------------------------------ (местоположение, рельеф, категория земель лесного ---------------------------------------------------------------------- фонда, характеристика насаждений, ---------------------------------------------------------------------- режима охраны территории, смежеств и др. ---------------------------------------------------------------------- существенных особенностей) ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Вариант 2: ------------------------------------------------------ (местоположение, рельеф, категория земель лесного ---------------------------------------------------------------------- фонда, характеристика насаждений, ---------------------------------------------------------------------- режима охраны территории, смежеств и др. ---------------------------------------------------------------------- существенных особенностей) ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Вариант 3: ------------------------------------------------------ (местоположение, рельеф, категория земель лесного ---------------------------------------------------------------------- фонда, характеристика насаждений, ---------------------------------------------------------------------- режима охраны территории, смежеств и др. ---------------------------------------------------------------------- существенных особенностей) ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Обоснование выбора оптимального варианта ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Заключение ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Подписи членов комиссии: ------------------- ---------------------- ------------------- (должность) (подпись и печать) (ф.и.о.) ------------------- ---------------------- ------------------- (должность) (подпись и печать) (ф.и.о.) ------------------- ---------------------- ------------------- (должность) (подпись и печать) (ф.и.о.) ------------------- ---------------------- ------------------- (должность) (подпись и печать) (ф.и.о.) Неотъемлемой частью настоящего акта выбора участка лесного фонда является план (чертеж) участка лесного фонда с нанесением рассмотренных вариантов. Приложение 2 к Методическим рекомендациям УТВЕРЖДАЮ Руководитель Агентства лесного хозяйства по ----- -------------------------- (наименование субъекта РФ) -------------------------- (Ф.и.о., подпись и печать) ----------------------- г. (дата) АКТ НАТУРНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАСТКА ЛЕСНОГО ФОНДА ------------------ -------------- (населенный пункт) (дата) ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (ф.и.о., должности и наименование ---------------------------------------------------------------------- организаций лиц, проводивших обследование) ---------------------------------------------------------------------- провели натурное техническое обследование участка лесного фонда, выбранного на основании акта выбора от -------- N ------- для перевода ---------------------------------------------------------------------- (лесных земель в нелесные или (и) ---------------------------------------------------------------------- земель лесного фонда в другие категории земель - указать конкретно) в целях -------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------. При обследовании уточнены материалы лесоустройства и установлено: 1. Участок расположен в лесах --- группы ----------------------------- ---------------------------------- категории защитности лесов 1 группы --------------------------- лесхоза --------------------- лесничества, в кварталах N N ------------------------------------------------------ Субъект Российской Федерации ----------------------------------------- Муниципальный район -------------------------------------------------- 2. Лесистость муниципального района -----%. 3. Общая площадь участка --------------- га, в том числе: лесных земель ------------------- га из них: покрытых лесом ---------- га не покрытых лесом ------- га в том числе - несомкнувшихся лесных культур ------- га нелесных земель ----------------- га из них: пашни ------------------- га сенокосов --------------- га пастбищ ----------------- га вод --------------------- га прочих земель ----------- га 4. Таксационное описание участка: ------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | N | N | Площадь, | Состав | Класс | Бонитет | Полнота | Общий запас | | лесничества | квартала | выдела | га | насаждения | возраста | | | древесины, | | | | | | | ----- - | | | куб. м | | | | | | | возраст, | | | | | | | | | | лет | | | | |--------------|----------|--------|----------|------------|----------|---------|---------|-------------| | Итого | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 5. Перевод создает (не создает) чересполосицы, разрыва лесного массива на части, отрыва его от транспортных путей: -------------------------- 6. Участок ---------------------------------- особо защитное значение, (имеет или не имеет) выражающееся в следующем: ---------------------------------------------------------------------- 7. Лесохозяйственные особенности участка: ---------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- 8. Участок --------------------------------- для заявленных целей. (пригоден или не пригоден) 9. Цели использования: всего ------ га, в том числе: перевод лесных земель в нелесные земли под ------------------- (цели использования) ------------------------------------------------------- - -------- га; перевод земель лесного фонда в категорию ------------------------ (категория земель) ------------------------- под ---------------------------------------- --------------------------------------------------- - ------------ га. 10. При составлении акта сделаны следующие замечания и предложения: -- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Лица, проводившие обследование: -------------------------- (ф.и.о., подпись и печать) -------------------------- (ф.и.о., подпись и печать) -------------------------- (ф.и.о., подпись и печать) Директор ---------------------- лесхоза ------------------ ---------------- (наименование лесхоза) (подпись и печать) (ф.и.о) Неотъемлемой частью настоящего Акта является чертеж участка лесного фонда. Приложение к акту натурного технического обследования участка лесного фонда от -------------------- ЧЕРТЕЖ УЧАСТКА ЛЕСНОГО ФОНДА (по данным инструментальной съемки границ) ---------------------------------------------------------------------- | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------- Данные инструментальной Масштаб: съемки границ участка Площадь участка - га ---------------------------- | N N | Румбы | Длина | | точек | линий | линий, | | | | м | |---------|-------|--------| | 1 - 2 | | | |---------|-------|--------| | 2 - 3 | | | |---------|-------|--------| | 3 - 4 | | | |---------|-------|--------| | 5 - 6 | | | |---------|-------|--------| | 7 - 8 | | | |---------|-------|--------| | 9 - 10 | | | |---------|-------|--------| | 11 - | | | | 12 | | | |---------|-------|--------| | 13 - | | | | 14 | | | ---------------------------- Подписи: Лица, проводившие обследование: ---------------------------------- (должность, подпись, печать, ф.и.о) ---------------------------------------------------------------------- (должность, подпись, печать, ф.и.о) ---------------------------------------------------------------------- (должность, подпись, печать, ф.и.о) Порядок подготовки и утверждения акта натурного технического обследования участка лесного фонда В течение календарного месяца со дня утверждения акта выбора участка лесного фонда лесхоз территориального органа Федерального агентства лесного хозяйства (далее - лесхоз) обеспечивает проведение натурного технического обследования испрашиваемого участка лесного фонда и составление акта натурного технического обследования участка лесного фонда, уточняющего материалы лесоустройства. Для участия в натурном техническом обследовании при необходимости лесхозом может привлекаться специализированная лесоустроительная организация. При натурном техническом обследовании участка лесного фонда проводится: отграничение участка лесного фонда путем прорубки граничных визиров и установки столбов на углах поворота границ; инструментальная геодезическая съемка границ участка лесного фонда с определением румбов и длины граничных линий, а также привязка участка лесного фонда к твердым ориентирам на местности (межевым знакам); определение площади участка по данным геодезической съемки границ; составление таксационного описания участка лесного фонда, уточняющего материалы лесоустройства; составление характеристики участка лесного фонда по местоположению, группам лесов, категориям защитности лесов первой группы и другим показателям, которые могут повлиять на режим пользования и необходимы для определения размера потерь лесного хозяйства; составление чертежа (плана) участка лесного фонда в масштабе лесоустроительного планшета или плана лесонасаждений с нанесением границ лесничеств, кварталов, выделов, групп лесов и категорий защитности лесов первой группы, дорог и населенных пунктов, номеров кварталов, границ участка лесного фонда с номерами поворотных точек, с указанием румбов и длины граничных линий, номеров выделов и площади. По результатам натурного технического обследования составляется акт натурного технического обследования участка лесного фонда (далее - акт) в трех экземплярах по прилагаемой форме с приложением к каждому его экземпляру чертежа участка. Акт утверждается в 2-недельный срок руководителем Агентства лесного хозяйства по соответствующему субъекту Российской Федерации. Один экземпляр акта в недельный срок выдается заявителю, один - направляется в лесхоз и один - остается в Агентстве лесного хозяйства по соответствующему субъекту Российской Федерации. |