ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО 28 февраля 2005 г. N 42-92-14/43 (Д) В связи с запросами о порядке оплаты государственной пошлины территориальными органами Федерального казначейства в случаях представления ими государственных интересов при подаче жалоб на решения судов общей юрисдикции Федеральное казначейство сообщает следующее. Пунктом 14 ч. 1 ст. 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в редакции, утратившей силу с 1 января 2005 г., было установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, в случае обращения с заявлением в защиту прав других лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2003 года (по гражданским делам), утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2003 г., а также в ответах судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации на вопросы судов по применению норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 марта 2004 г., дано разъяснение п. 14 ч. 1 ст. 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в указанной редакции о том, что органы государственной власти, в тех случаях, когда они выступают в качестве ответчиков, уплачивают государственную пошлину при подаче кассационных жалоб на решения судов на общих основаниях. С 1 января 2005 г. статьей 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ) определено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов. Ранее, подп. 13 п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. "О государственной пошлине", утратившего силу с 1 января 2005 г., содержал норму, идентичную подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ). Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации N 64пв-99 (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации N 1, 2000 год, стр. 15) по конкретному делу было дано толкование подп. 13 п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. "О государственной пошлине" о том, что "в данном подпункте не указывается, в качестве какой стороны государственные органы, участвующие в процессе, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно, органы государственной власти освобождаются от уплаты государственной пошлины в случаях, когда они выступают в процессе в защиту государственных интересов как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков. Само же обращение в суд названных органов может быть как в форме подачи заявления, так и в форме подачи кассационной жалобы на решение суда, в том числе и в случаях, когда органы государственной власти участвуют в деле в качестве ответчиков". На основании изложенного Федеральное казначейство рекомендует пользоваться указанным выше обоснованием освобождения от уплаты госпошлины при подаче жалоб на решения судов общей юрисдикции. В случае оставления судом апелляционной или кассационной жалоб без движения в связи с неуплатой государственной пошлины необходимо предпринять все возможные меры для обжалования соответствующего определения суда. Для сведения сообщаем, что Федеральное казначейство обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с просьбой дать разъяснения порядка применения подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации. Заместитель Руководителя Р.Е.АРТЮХИН 28 февраля 2005 г. N 42-92-14/43 |