О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА. Постановление. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 28.12.04 12

            О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ
         МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
              ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

                          28 декабря 2004 г.
                                 N 12

              ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РФ

                          28 декабря 2004 г.
                                 N 12

                                 (Д)


     Проанализировав       положение       дел      с      соблюдением
санитарно-эпидемиологических  требований  и  обеспечением  защиты прав
потребителей   при   оказании   услуг  в  сфере  жилищно-коммунального
хозяйства (ЖКХ), установил.
     Несмотря   на  принимаемые  меры  в  данной  сфере  деятельности,
по-прежнему     неудовлетворительно    решается    вопрос    питьевого
водоснабжения  и  отопления,  не  создаются  условия для безопасного и
комфортного    проживания    населения,   договоры   на   коммунальное
обслуживание  заключаются  формально,  не  обеспечиваются  минимальные
стандарты  качества  обслуживания,  необоснованно завышаются тарифы на
жилищно-коммунальные  услуги. Требуют совершенствования и гармонизации
с  федеральным  законодательством  действующие нормы и правила в сфере
ЖКХ, активизации профилактические и контрольно-надзорные мероприятия.
     Продолжает   снижаться   надлежащая   эксплуатация  водопроводных
сооружений  и  организация  производственного  лабораторного  контроля
качества питьевой воды.
     В  2003  году  в  Российской  Федерации централизованным питьевым
водоснабжением  обеспечено 98% городского населения и 64% - сельского,
эксплуатировалось    16966    коммунальных   и   46184   ведомственных
водопроводов.  За  счет  частичной передачи ведомственных водопроводов
муниципальным  органам  по  сравнению с 2002 г. увеличилось количество
коммунальных водопроводов.
     Более  половины  водопроводов с поверхностными источниками (1225)
находится  в  сельской  местности,  531 сельский водопровод (43,3%) не
имеет  полного  комплекса  очистных сооружений, а 376 (30,6%) - подают
воду без должного обеззараживания.
     Из  городских  водопроводов  с  водозабором  из открытых водоемов
(950)   полного   комплекса   очистных   сооружений  не  имеют  27,3%,
обеззараживающих установок - 6,0%.
     Вне  зависимости  от  ведомственной принадлежности водопроводов и
вида  водоисточника  в  целом по Российской Федерации 18,9% проб воды,
поступающей   непосредственно   потребителю  из  разводящей  сети,  не
отвечают  гигиеническим  требованиям, предъявляемым к питьевой воде по
санитарно-химическим  и микробиологическим показателям (в т.ч. 15,4% -
по  органолептике,  1,2%  -  общей  минерализации,  1,5% - токсическим
веществам, 7,6% - по микробиологическим показателям).
     Доля  проб питьевой воды с выделенными возбудителями инфекционных
заболеваний составляет 0,09%.
     Основными  причинами неудовлетворительного качества питьевой воды
являются:   загрязнение   источников   водоснабжения,   отсутствие  на
водопроводах очистных сооружений и обеззараживающих установок, высокая
изношенность  водопроводов  и  разводящих  сетей,  в  ряде  территорий
нестабильная подача воды в районах, недостаток материально-технической
базы,  несвоевременное  устранение  аварий  и  непроведение очистных и
дезинфекционных  мероприятий  после  их  устранения,  что  приводит  к
низкому качеству подаваемой воды населению.
     Сельские  водопроводы  зачастую  находятся в аварийном состоянии,
работают  нерегулярно  и  подают  воду,  не  отвечающую  гигиеническим
нормативам.  Из  общего числа источников нецентрализованного питьевого
водоснабжения (колодцы, каптажи, родники) 22,2% (168 тыс.) не отвечает
санитарным правилам и нормативам.
     Наибольшее количество проб воды из источников нецентрализованного
водоснабжения     не     отвечает    гигиеническим    нормативам    по
микробиологическим   показателям   (более   50%)  -  во  Владимирской,
Архангельской,  Вологодской,  Калининградской,  Кемеровской  областях,
Приморском крае (при среднем показателе по Российской Федерации 27,6%)
и  по  санитарно-химическим  показателям  - в Воронежской, Ростовской,
Нижегородской,  Курганской, Томской областях, Республике Саха (Якутия)
против 29,8% по Российской Федерации.
     Микробное    и    вирусное    загрязнение   питьевой   воды   как
централизованного,  так  и  нецентрализованного  водоснабжения создает
риск  возникновения  заболеваний  людей  кишечными  инфекциями, прежде
всего вирусным гепатитом "А" и бактериальной дизентерией.
     В  течение  2003  г.  в  стране было зарегистрировано 64 "водные"
вспышки  острых кишечных заболеваний, в том числе 50 вспышек связано с
централизованным водоснабжением, с общим количеством пострадавших 1533
человека.
     Наиболее  остро  проблема  шума  стоит в крупных городах (Москва,
Санкт-Петербург,     Екатеринбург,    Ростов-на-Дону).    Существенным
источником  шума в населенных пунктах являются встроенные в жилые дома
и  пристроенные  к  ним,  а также расположенные внутри жилой застройки
предприятия:  магазины,  кафе,  развлекательные  центры  и  т.д.  Шум,
создаваемый   этими  предприятиями  в  жилых  помещениях,  значительно
превышает  предельно  допустимый  уровень. В общем количестве жалоб на
избыточный   шум   доля   обоснованных  жалоб  на  шум  от  встроенных
предприятий  составляет  не менее 50% от общего объема. Всего в России
по   данным   Госсанэпиднадзора   сверхнормативному  воздействию  шума
подвергается около 8 млн. человек.
     Актуальными     остаются     вопросы    обеспечения    требований
продолжительности инсоляции и естественного освещения в жилых домах.
     Не  принимается  должных мер по устранению нарушений, связанных с
микробным загрязнением почвы на территориях жилой застройки.
     В   2003   году   отмечалось  увеличение  количества  проб  почвы
территорий  жилой  застройки,  превышающих  гигиенические нормативы по
микробиологическим показателям до 17,14% против 14,41% в 2002 году.
     Причиной  этого являются постоянное увеличение количества твердых
бытовых    отходов,    изношенность   и   дефицит   специализированных
транспортных  средств,  отсутствие  условий  для  мойки  и дезинфекции
мусоросборных   контейнеров,   отсутствие   централизованной   системы
канализации   в   ряде   населенных  пунктов,  ненадлежащее  состояние
канализационных  сетей, медленный переход на современные и эффективные
модели санитарной очистки, неудовлетворительное состояние контейнеров,
площадок    и   бункеров-накопителей   для   сбора   бытового   мусора
(захламленность,   нарушение   асфальтного   покрытия,  разрушены  или
отсутствуют ветрозащитные стенки).
     Сложно  решаемыми остаются вопросы сбора и вывоза твердых бытовых
отходов  в садоводческих товариществах и частном секторе, что приводит
к образованию несанкционированных свалок.
     Не  решены  вопросы  с  обеспечением  специального транспорта для
вывоза отходов, мойки и дезинфекции мусоросборочных контейнеров.
     Неудовлетворительная   организация  плановой  санитарной  очистки
территорий  населенных  мест, особенно от бытовых отходов, где пищевые
отходы  составляют  до  32%  от  общего количества, а также уменьшение
объема  работ  по  дератизации, особенно в крупных городах, приводит к
увеличению  заселенности  синантропными  грызунами - крысами и мышами,
которые   являются  переносчиками  зоонозов  (лептоспироз,  иерсиниоз,
псевдотуберкулез).  Так,  например,  в  г.  Екатеринбурге заселенность
грызунами  составляет  4  грызуна на 1000 кв. м при норме не более 0,5
грызуна на 1000 кв. м. Заселению грызунов способствует наличие крупных
подземных  городских  коммуникаций,  а также завоз большого количества
грузов,  необходимых  для  жизнеобеспечения  города. В целом по стране
доля  объектов,  заселенных  грызунами, уменьшилась незначительно и по
сравнению с 2002 годом составила 10,93% (11,11% - в 2002 году).
     В  России  заболеваемость лептоспирозом за шесть месяцев текущего
года  составила  0,11 на 100 тыс. населения, наибольшая заболеваемость
зарегистрирована  в  Краснодарском  крае - 1,02 на 100 тыс. населения.
Процент  летальности  от  лептоспироза  достигает  30%.  Растет  число
пострадавших  от  укусов  крыс,  так  в  С.-Петербурге в 2001 г. число
пострадавших от укусов составило 141 человек против 146 в 2002 г.
     Значительное   количество   жалоб   от   населения   поступает  в
Федеральную  службу  в  связи  с  затоплением  подвальных  и цокольных
помещений жилых и административных зданий, а также непринятием мер или
затягиванием  сроков  проведения  необходимых мероприятий. В 2003 году
доля  объектов,  заселенных  малярийными комарами, составила 16,59% от
общего их числа (немалярийными комарами - 70,22%).
     Указанные  нарушения устанавливались в Республиках Карелия, Коми,
Мордовия,    Марий    Эл,    Калмыкия,    Тыва,    Адыгея,    Хакасия,
Карачаево-Черкесская,   Удмуртская,   Красноярском   крае,   Брянской,
Смоленской,   Ярославской,   Ленинградской,   Мурманской,   Псковской,
Пермской,   Кировской,   Магаданской,  Тюменской  областях,  Ненецком,
Таймырском,   Агинском   Бурятском,   Корякском   автономных  округах,
Еврейской автономной области.
     Все  вышеотмеченные  нарушения  происходят  из-за недостаточности
организационных  мероприятий  со стороны органов исполнительной власти
субъектов  Российской  Федерации  и органов местного самоуправления по
совершенствованию   системы  управления,  эксплуатации  и  контроля  в
жилищно-коммунальном   хозяйстве,  малоэффективности  принимаемых  мер
государственными контролирующими органами.
     Как   показывает  анализ  жалоб  и  обращений  граждан  в  целом,
поступающих  в  Федеральную  службу,  актуальной  является  и проблема
защиты  прав  потребителей  жилищно-коммунальных  услуг. При этом чаще
всего в основе претензий потребителей лежит:
     - несоблюдение  соответствующими  организациями и предприятиями -
исполнителями   жилищно-коммунальных   услуг  требований  действующего
законодательства по оформлению договорных отношений;
     - навязывание  условий предоставления жилищно-коммунальных услуг,
ущемляющих права потребителей;
     - несоблюдение   установленного   порядка   начисления  и  оплаты
жилищно-коммунальных услуг;
     - нарушение  требований  к  качеству жилищно-коммунальных услуг и
односторонний   отказ   от  исполнения  соответствующих  обязательств,
связанных   с   тепло-,  водо-  и  электроснабжением  жилых  помещений
(квартир) граждан;
     - невыполнение       жилищно-эксплуатационными      организациями
обязанностей   по   надлежащему   содержанию  общего  имущества  жилых
многоквартирных  домов  (в  том  числе  подвалов, чердаков, лестничных
клеток,   подъездов   и  крыш),  техническому  обслуживанию  лифтов  и
соответствующих  приборов  учета,  вывозу бытовых отходов и содержанию
придомовой территории.
     С  учетом  вышеизложенного  и в целях обеспечения охраны здоровья
граждан     Российской     Федерации,    санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, защиты прав потребителей постановляю:
     1. Утвердить План действий Роспотребнадзора по надзору и контролю
за   соблюдением   законодательства   о   санитарно-эпидемиологическом
благополучии   населения   и   защите   прав   потребителей   в  сфере
жилищно-коммунального хозяйства на декабрь 2004 - 2005 г. (приложение)
<*>.
------------------------------------
     <*> Не приводится.

     2.    Руководителям    территориальных   управлений   -   Главным
государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:
     2.1.        Осуществлять        действенный       государственный
санитарно-эпидемиологический    надзор   за   обеспечением   населения
качественной  питьевой  водой  и активизировать работу по разработке и
утверждению региональных программ по улучшению питьевого водоснабжения
населения.
     2.2.  В  течение I квартала 2005 года проанализировать выполнение
мероприятий        по        соблюдению       законодательства       о
санитарно-эпидемиологическом  благополучии  населения  и  защите  прав
потребителей    при    эксплуатации   жилых   помещений   и   оказании
жилищно-коммунальных      услуг,      подготовить      совместно     с
жилищно-коммунальными  хозяйствами  план  мероприятий  по  активизации
работы.
     2.3.   Провести   рейдовые   проверки   санитарного  состояния  и
содержания  жилого  фонда, подвальных помещений, территории населенных
мест и обеспечить эффективное выполнение требований законодательства о
санитарно-эпидемиологическом  благополучии  населения  и  защите  прав
потребителей  при  контроле  оказания  жилищно-коммунальных  услуг.  О
результатах  проделанной работы доложить в Федеральную службу до 1 мая
2005 года.
     2.4.    Организовать   систематическое   информирование   органов
исполнительной  власти,  органов местного самоуправления и населения о
результатах  государственного  санитарно-эпидемиологического надзора и
контроля  за соблюдением законодательства о защите прав потребителей в
сфере ЖКХ.
     2.5.  Организовать  обучение специалистов территориальных органов
Службы,  хозяйствующих субъектов и потребителей по вопросам применения
законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
и о защите прав потребителей в сфере ЖКХ.
     3.  Главам  органов  исполнительной  власти  субъектов Российской
Федерации и органам местного самоуправления рекомендовать:
     3.1.  В  ходе  реализации  государственной политики, определенной
Федеральной   целевой   программой  "Жилище"  на  2002  -  2010  годы,
утвержденной  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
17.09.2001  N  675  (в  редакции  Постановления  Правительства  РФ  от
14.02.2002 N 104), и Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства
в  Российской Федерации принять меры по обеспечению условий проживания
населения,   отвечающих   стандартам   качества,   снижению   издержек
производителей  услуг  и  тарифов  при поддержании стандартов качества
предоставляемых  услуг  путем  совершенствования  системы  управления,
эксплуатации   и   оплаты  жилья  и  коммунальных  услуг,  контроля  в
жилищно-коммунальном  хозяйстве,  развития конкурентной среды (переход
на  договорные отношения), обеспечения возможности потребителей влиять
на  объем  и  качество  потребляемых  услуг,  дифференциации  оплаты в
зависимости от качества и местоположения жилья.
     3.2.  В рамках соответствующего взаимодействия с территориальными
органами   Федеральной   службы   по   надзору  в  сфере  защиты  прав
потребителей   и   благополучия  человека  ввести  в  практику  работы
предварительное  согласование  проектов нормативных актов по вопросам,
затрагивающим законные права и интересы потребителей.
     Контроль  за  выполнением  возложить на заместителей руководителя
Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и
благополучия человека (Л.П. Гульченко, Н.А. Назина).

                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
28 декабря 2004 г.
N 12