ГОРОД МОСКВА ЗАКОН О БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ В МОСКВЕ (Редакция на 09.10.2002) Настоящий Закон в соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4807-1 "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, органов местного самоуправления" устанавливает порядок составления, рассмотрения проекта, утверждения и исполнения бюджета города Москвы, формирования и использования внебюджетных фондов. Раздел 1. Общие положения Статья 1. Бюджет Бюджет города Москвы представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов городской власти. Статья 2. Бюджетный процесс 1. Бюджетный процесс в городе Москве - регламентированная законом деятельность Московской городской Думы и правительства Москвы по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. 2. Бюджетный процесс в Москве строится в соответствии с Законом РСФСР от 10 октября 1991 года N 1735-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", иными законодательными актами Российской Федерации и города Москвы, регулирующими бюджетный процесс, и настоящим Законом. 3. Формирование бюджета осуществляется на основании прогнозных оценок доходной части бюджета с учетом потребностей в текущих расходах и объемов работ, предусмотренных программами социально - экономического развития Москвы. Раздел 2. Основы бюджетного устройства Статья 3. Единство бюджета города Москвы 1. На территории города Москвы формируется и исполняется единый бюджет города с выделением в расходной части объемов финансовых ресурсов, предоставляемых административным округам и районам города. 2. Расходование финансовых ресурсов, предоставленных административным округам и районам города, производится соответствующими финансовыми управлениями с филиальных счетов бюджета города Москвы. Статья 4. Самостоятельность бюджета 1. Бюджет города Москвы является самостоятельным. Самостоятельность бюджета обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. 2. К собственным источникам доходов бюджета относятся: - закрепленные законом Российской Федерации доходные источники; - отчисления по регулирующим доходным источникам; - субвенции из федерального бюджета; - доходы от использования городской муниципальной собственности; - городские займы; - дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно Московской городской Думой в рамках законодательства Российской Федерации. 3. Доходы бюджета города Москвы формируются в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и настоящим Законом. Статья 5. Расходы бюджета 1. Расходы бюджета города Москвы разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов, и бюджет развития. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности. В бюджет текущих расходов включаются все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития. Для финансирования непредвиденных текущих расходов в составе расходной части бюджета может предусматриваться резервный фонд. 2. В соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительные расходы на выполнение Москвой функций столицы Российской Федерации должны полностью покрываться за счет субвенций из федерального бюджета. Статья 6. Сбалансированность бюджета 1. Необходимым условием осуществления бюджетно - финансовой политики в городе Москве является сбалансированность городского бюджета. 2. Если в процессе исполнения бюджета происходит значительное снижение поступлений из доходных источников, то Московская городская Дума по представлению правительства Москвы принимает решение о секвестре расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении городских расходов по всем, кроме защищенных, статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Состав защищенных статей определяется Московской городской Думой по представлению правительства Москвы. 3. Решение о выпуске городского (муниципального) займа или привлечении кредитных ресурсов в рамках утвержденного бюджета принимается Московской городской Думой по представлению мэра Москвы. 4. Решения органов исполнительной власти города Москвы, в результате которых может быть уменьшена доходная часть или увеличена расходная часть бюджета, подлежат утверждению Московской городской Думой. 5. В процессе исполнения бюджета мэр или правительство Москвы принимают решения об использовании свободного остатка бюджетных средств, образовавшегося на начало текущего года, доходов бюджета, дополнительно полученных в ходе его исполнения, сумм превышения доходов над расходами, образующихся в результате экономии в расходах или увеличения поступлений в бюджет с последующим утверждением их Московской городской Думой. 6. В процессе исполнения бюджета мэр Москвы может самостоятельно вносить изменения в расходную часть бюджета в пределах утвержденного резервного фонда. 7. В процессе исполнения бюджета мэр или правительство Москвы имеют право вносить изменения по доходам и расходам бюджета города Москвы в пределах утвержденных ассигнований. Статья 7. Взаимоотношения бюджета города Москвы с другими элементами финансовой системы 1. Бюджетная система города Москвы является часть финансовой системы города, включающей в себя финансы самостоятельных юридических и физических лиц. 2. В соответствии с решениями Московской городской Думы в рамках законодательства Российской Федерации могут образовываться целевые внебюджетные фонды. 3. Не могут быть источниками формирования внебюджетных фондов налоги и иные платежи, предназначенные в соответствии с действующим законодательством к зачислению в бюджет, а также бюджетные средства. 4. В соответствии с решениями Московской городской Думы по представлению правительства Москвы средства целевых внебюджетных фондов могут включаться в бюджет города Москвы. Раздел 3. Основы бюджетного процесса Статья 8. Организация бюджетного процесса 1. Составление проекта бюджета, исполнение бюджета и контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований относятся к ведению правительства Москвы. Рассмотрение проекта бюджета, утверждение проекта бюджета, контроль за исполнением бюджета и утверждение отчета о его исполнении относятся к ведению Московской городской Думы. 2. В Москве действует банковская система кассового исполнения бюджета. Учреждения Центрального банка Российской Федерации, уполномоченные или доверенные банки правительства Москвы ведут городские и филиальные счета бюджета города Москвы, а также бюджетные счета распорядителей кредитов. 3. Количество и состав банков, ведущих счета и являющихся кассирами органов исполнительной власти, устанавливаются постановлениями правительства Москвы в порядке, установленном законом города Москвы. 4. Правительство Москвы ежегодно за две недели до начала рассмотрения проекта бюджета Московской городской Думой представляет его для опубликования в средствах массовой информации. Отчет об исполнении бюджета представляется Московской городской Думой для опубликования в средствах массовой информации в течение недели после его утверждения. 5. Правительство Москвы представляет сведения об исполнении бюджета города Москвы в Министерство финансов Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по статистике в установленные ими сроки и в соответствии с действующими в Российской Федерации формами бюджетной отчетности. 6. Правительство Москвы не позднее чем через десять дней после представления сведений об исполнении бюджета города Москвы в Министерство финансов Российской Федерации представляет сведения об исполнении бюджета города Москвы в соответствии с действующими в Российской Федерации формами отчетности в Контрольно - счетную палату Москвы. Статья 9. Составление бюджета 1. Проект бюджета города формируется в виде базовых структурных или удельных показателей на основе результатов прогнозов и расчетов. 2. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает премьер правительства Москвы в соответствии с нормативными актами, определяющими особенности бюджетной системы Российской Федерации в планируемом бюджетном году. 3. Правительство Москвы готовит проект бюджетного послания и представляет его мэру Москвы. Бюджетное послание мэра Москвы Московской городской Думе включает в себя: - оценку исполнения бюджета предшествующего и текущего финансовых годов; - прогноз основных показателей социально - экономического положения Москвы в соответствующий период; - основные приоритеты бюджетной политики Москвы в наступающем финансовом году; - сведения о прогнозируемых доходах бюджета Москвы; - проект бюджета Москвы. 4. Мэр Москвы не позднее 1 июня года, предшествующего соответствующему финансовому году, представляет бюджетное послание и проект Закона о бюджете города Москвы на следующий финансовый год в Московскую городскую Думу. Представление бюджетного послания и проекта Закона о бюджете является официальным внесением проекта бюджета в Московскую городскую Думу. 5. Одновременно с бюджетным посланием правительство Москвы представляет в Московскую городскую Думу проекты бюджетов городских внебюджетных фондов. 6. Используемая для целей Закона о бюджете города Москвы бюджетная классификация основывается на бюджетной классификации, установленной нормативными актами Российской Федерации, и утверждается Московской городской Думой по представлению правительства Москвы. Статья 10. Рассмотрение бюджета 1. Не позднее чем через неделю после дня официального внесения проекта бюджета в Московскую городскую Думу бюджетно - финансовая комиссия организует постатейное рассмотрение в комиссиях Московской городской Думы целесообразности, необходимости, актуальности, финансовой и материальной возможности выполнения отдельных статьей бюджета, бюджета в целом и бюджетов внебюджетных фондов. 2. В течение последующих четырех недель комиссии Московской городской Думы рассматривают и дают заключения о возможности санкционирования доходных и расходных частей бюджета города Москвы. Принимаемые комиссиями решения, а также предложения депутатов, предусматривающие выделение дополнительных ресурсов, должны содержать обоснованные предложения об источниках покрытия этих расходов, как за счет изыскания новых доходных источников, так и за счет перераспределения бюджетных расходов. 3. Бюджетные расходы на выплату процентов по полученным кредитам, заемным обязательствам и облигациям городского займа предусматриваются в бюджете текущих расходов соответствующего финансового года в полном объеме в соответствии с принятыми ранее обязательствами по займам и кредитам и могут быть сокращены или перенесены на иное время только с согласия держателя соответствующих обязательств. 4. Не позднее 15 сентября проект Закона о бюджете города Москвы рассматривается на заседании Московской городской Думы. По результатам рассмотрения проекта Закона о бюджете города Москвы бюджетно - финансовая комиссия готовит заключение Московской городской Думы на проект бюджета и не позднее 30 сентября направляет его мэру Москвы. 5. Правительство Москвы на основании заключения Московской городской Думы организует доработку и уточнение проекта бюджета. Статья 11. Утверждение бюджета 1. Уточненный проект Закона о бюджете города Москвы вносится в Московскую городскую Думу мэром Москвы не позднее чем через две недели после вступления в силу Закона Российской Федерации о федеральном бюджете на планируемый год, но не ранее 1 ноября года, предшествующего планируемому. 2. Московская городская Дума, рассмотрев не позднее чем через неделю после его внесения уточненный проект Закона о бюджете города Москвы, принимает по представлению мэра Москвы решения по следующим основным характеристикам: - предельной величине расходной части бюджета; - предельной величине заемных средств в соответствующем финансовом году; - составу защищенных статей расходной части бюджета; - предельной величине дефицита бюджета. 3. После утверждения основных характеристик проекта бюджета утверждаются бюджетные ассигнования по разделам и подразделам в соответствии с действующей функциональной классификацией. 4. В случае неутверждения основных характеристик бюджета или его отдельных статей Московская городская Дума и правительство Москвы создают согласительную комиссию из равного количества представителей Московской городской Думы и правительства Москвы. 5. Проект бюджета с изменениями, внесенными согласительной комиссией, утверждается правительством Москвы и вносится мэром Москвы в Московскую городскую Думу не позднее чем через три недели после внесения уточненного проекта Закона о бюджете города Москвы. 6. Московская городская Дума рассматривает утвержденный правительством Москвы проект Закона о бюджете города Москвы на следующий финансовый год не позднее чем через 30 дней после внесения уточненного проекта Закона о бюджете города Москвы. 7. Мэр Москвы подписывает Закон города Москвы о бюджете на последующий финансовый год в течение двух недель после принятия его Московской городской Думой. 8. Мэр Москвы имеет право отклонить и вернуть на рассмотрение и утверждение Московской городской Думы отдельные статьи проекта бюджета. В этом случае вопрос об ассигнованиях по данным статьям рассматривается Думой в течение недели. Решение о принятии отдельных статьей бюджета, отклоненных мэром Москвы, принимается 2/3 голосов от установленного законом состава Думы. 9. В случае, если Закон о бюджете города Москвы на последующий финансовый год не вступит в силу до 31 декабря предшествующего ему года, правительство Москвы имеет право расходовать средства по неутвержденным статьям бюджета в размере 1/12 объема предыдущего года, скорректированного в соответствии с фактическими показателями инфляции, в течение каждого месяца вплоть до утверждения ассигнований по данным статьям Московской городской Думой. Статья 12. Порядок исполнения бюджета города Москвы Порядок исполнения бюджета города Москвы в текущем финансовом году устанавливается Московской городской Думой по представлению правительства Москвы в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы, регулирующим бюджетный процесс. Статья 13. Контроль за исполнением бюджета 1. Контроль за исполнением бюджета города Москвы осуществляет созданная Московской городской Думой Контрольно - счетная палата. Для контроля за исполнением бюджета города Москвы правительство Москвы ежеквартально представляет в Московскую городскую Думу отчетность об исполнении бюджетных показателей в объеме и в сроки, установленные нормативными актами Российской Федерации. 2. Мэр Москвы не позднее чем через две недели после утверждения Правительством Москвы материалов об исполнении бюджета представляет в Московскую городскую Думу и Контрольно - счетную палату Москвы проект Закона города Москвы об исполнении бюджета за прошедший финансовый год и отчет об исполнении бюджета по статьям доходов и расходов, установленным Законом города Москвы "О бюджете города Москвы. 3. Московская городская Дума рассматривает проект Закона города Москвы об исполнении бюджета за прошедший финансовый год не позднее чем через две недели после его внесения в Думу. 4. В случае непринятия Закона города Москвы об исполнении бюджета Московская городская Дума принимает постановление, устанавливающее последствия такого решения. Статья 14. Заключительные и переходные положения 1. При рассмотрении и утверждении проекта бюджета города Москвы на 1995 год Московская городская Дума руководствуется Положением о бюджетном процессе в городе Москве, утвержденным постановлением правительства Москвы от 14 декабря 1993 года N 1153-А. 2. При рассмотрении и утверждении проекта бюджета города Москвы на 1996 год Московская городская Дума руководствуется положениями настоящего Закона, за исключением срока, установленного в п. 1 статьи 11. Мэр Москвы Ю.М. Лужков Москва, Московская городская Дума 6 сентября 1995 г. N 17 |