УСТАВ ГОРОДА МОСКВЫ (РЕДАКЦИЯ НА 24.06.1998). Закон. Московская городская дума. 28.06.95


Страницы: 1  2  


28 июня 1995 г.


                             ГОРОД МОСКВА

                                ЗАКОН

                         УСТАВ ГОРОДА МОСКВЫ
                       (Редакция на 24.06.1998)



   

     Московская городская Дума:

     - руководствуясь Конституцией Российской Федерации;
     - выражая волю и интересы жителей Москвы,
     - утверждая  права  и свободы человека и гражданина, социальный и
межнациональный мир и согласие,
     - желая  возродить,  сохранить  и  неуклонно  развивать духовные,
культурные и интернациональные традиции нашего города,
     - стремясь  к  наилучшей организации и устройству городской жизни
на принципах демократии,
     - добиваясь  большей эффективности в деятельности органов власти,
обеспечения законности действий всех органов и должностных лиц,
     - учитывая статус Москвы как города Российской Федерации, столицы
Российской Федерации и субъекта Российской Федерации,

     принимает настоящий Устав - Основной Закон города Москвы.

                               Глава 1.
                          ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                               Статья 1
                             Город Москва

     Город  Москва  является  столицей  Российской  Федерации, городом
федерального значения - субъектом Российской Федерации.
     Статус  столицы  установлен  Конституцией  Российской Федерации и
Федеральным законом "О статусе столицы Российской Федерации".
     Статус  города  Москвы  как  города  Российской  Федерации  и как
субъекта  Российской  Федерации  определяется  Конституцией Российской
Федерации и настоящим Уставом.
     Город  Москва имеет территорию, население, органы государственной
власти  и городского (местного) самоуправления, свое законодательство,
герб, флаг и гимн.

                               Статья 2
                          Территория Москвы

     Территорию Москвы образуют земельная и водная поверхность, недра,
воздушное пространство в границах Москвы.
     Территория   Москвы   составляет   часть   территории  Российской
Федерации.
     Изменения    границ   Москвы   утверждаются   Советом   Федерации
Федерального   Собрания   Российской   Федерации   в   соответствии  с
Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

                               Статья 3
                           Население Москвы

     Жители Москвы (москвичи) - граждане Российской Федерации, имеющие
место  жительства  в  Москве,  независимо  от сроков проживания, места
рождения и национальности, составляют население Москвы.
     В  Москве  признаются  и гарантируются права и свободы человека и
гражданина  согласно  общепризнанным принципам и нормам международного
права   в   соответствии   с   Конституцией   Российской  Федерации  и
законодательством.

                               Статья 4
                            Народовластие

     Источником  власти  в  Москве  являются жители Москвы, обладающие
избирательным   правом   в   соответствии   с  законодательством.  Они
осуществляют   свою  власть  непосредственно,  а  также  через  органы
государственной  власти  и органы городского (местного) самоуправления
(далее - органы власти).
     Высшим непосредственным выражением власти жителей Москвы являются
городской референдум и свободные выборы.
     Никто  не  может  присваивать  власть  в  Москве.  Захват власти,
присвоение    властных    полномочий,    создание    непредусмотренных
Конституцией  Российской  Федерации и настоящим Уставом органов власти
преследуются по закону.

                               Статья 5
                            Самоуправление

     Жители  Москвы  в своей совокупности образуют городское (местное)
сообщество  и  осуществляют самоуправление на основе статей 3, 12, 32,
130-133 Конституции Российской Федерации.
     Самоуправление  в  городе  Москве осуществляется гражданами путем
референдума,   выборов,  других  форм  прямого  волеизъявления,  через
систему   органов   самоуправления   города   Москвы,   законодательно
закрепляемую по мере формирования социально-экономических,  финансовых
и организационных предпосылок.

                               Статья 6
                            Органы власти

     На  основании  статьи  66  Конституции  Российской  Федерации,  в
соответствии   с   определенным   статьей  65  Конституции  Российской
Федерации статусом города Москвы как города Российской Федерации и как
субъекта  Российской Федерации, во исполнение требований статей 11, 32
и   131   Конституции   Российской   Федерации   и  настоящим  Уставом
устанавливается  двойной  статус  представительного  и исполнительного
органов  власти  города Москвы - правовое положение, согласно которому
эти   органы  одновременно  являются  органами  городского  (местного)
самоуправления  и  органами государственной власти субъекта Российской
Федерации  и обладают всеми законодательно установленными полномочиями
указанных органов.
     Представительным      органом      городского     самоуправления,
представительным  и  законодательным  органом  государственной  власти
города  Москвы  является  выборный  орган  - Московская городская Дума
(далее - Дума).
     Исполнительным органом городского самоуправления и исполнительным
органом  государственной  власти  города  Москвы  является  Московская
городская администрация (далее - городская администрация или мэрия).
     Деятельностью  мэрии  руководит  избираемый  жителями  мэр Москвы
(далее  -  мэр),  являющийся  высшим должностным лицом города Москвы и
главой городской администрации.
     В  структуру  городской  администрации входят коллегиальный орган
исполнительной  власти - правительство Москвы (далее - правительство),
Управление  делами мэрии, отраслевые и функциональные органы городской
администрации, префекты административных округов, а также иные органы,
создаваемые  мэром.  Отраслевые  органы  городской администрации могут
распоряжениями мэра объединяться в комплексы городского управления.
     Городская   администрация  как  исполнительный  орган  городского
самоуправления имеет территориальные отделения в районах города Москвы
- районные Управы, являющиеся органами власти районов.

                               Статья 7
            Основные принципы организации и осуществления
                           власти в Москве

     Власть осуществляется на основе закона. Цель осуществления власти
-  обеспечение  прав  и  свобод человека и гражданина, экономического,
социального  и  культурного  развития  города  в  интересах  населения
Москвы.
     Органы   власти   и  их  должностные  лица  действуют  на  основе
разграничения предметов ведения, функций и полномочий.
     Полномочия  органов  власти  обеспечиваются  необходимыми  для их
осуществления материальными и финансовыми ресурсами.
     В   пределах   своих   полномочий  органы  власти  самостоятельно
принимают решения и несут за них ответственность.

                               Статья 8
                   Герб, флаг и гимн города Москвы

     Гербом  города  Москвы  является  изображение  на темно - красном
геральдическом   щите   всадника   -  Святого  Георгия  Победоносца  в
серебряных доспехах, поражающего золотым копьем черного Змия.
     Флаг  города  Москвы  представляет  собой прямоугольное полотнище
темно  -  красного  цвета  с  изображением в центре основного элемента
герба - Святого Георгия Победоносца.
     Описания   герба,   флага  и  гимна  города  Москвы,  порядок  их
официального использования устанавливаются законами города Москвы.

                               Статья 9
                         Устав города Москвы

     Устав города Москвы (далее - Устав) в соответствии с Конституцией
Российской   Федерации  определяет  предметы  ведения  города  Москвы,
территориальное  устройство  города,  статус  всех  органов  власти  в
городе,   порядок   их   формирования,  взаимодействия,  полномочия  и
ответственность, правовую и материальную основу их деятельности, формы
прямого  волеизъявления  жителей  Москвы  и  их участия в деятельности
органов власти.
     Устав  имеет  прямое  действие  и  применяется на всей территории
Москвы.
     Устав  является  Основным  Законом  города  Москвы и имеет высшую
юридическую силу по отношению к другим законам города Москвы, правовым
актам  органов  власти города и районов и их должностных лиц. В случае
противоречия указанных актов Уставу действует настоящий Устав.

                              Статья 10
                     Правовые акты города Москвы

     Законодательными  актами  города  Москвы  являются Устав и другие
законы  города  Москвы  (далее - законы города), а также постановления
Думы.
     Законодательные  акты города Москвы (далее - законодательные акты
города)  в  своей совокупности образуют законодательство города Москвы
(далее - законодательство города).
     Решения,  принимаемые  жителями  Москвы на городском референдуме,
законодательные   акты   города,  распоряжения  мэра  и  постановления
правительства образуют систему правовых актов города Москвы.
     Правовые  акты  города  Москвы  (далее  -  правовые акты города),
затрагивающие  права,  свободы и обязанности человека и гражданина, не
могут  применяться,  если они не опубликованы официально для всеобщего
сведения.
     Законодательные  акты  города,  распоряжения мэра и постановления
правительства,  имеющие нормативный характер, подлежат опубликованию в
официальных изданиях Думы и мэрии.

                              Статья 11
               Основные понятия, используемые в Уставе

     1. "Городское сообщество" - жители Москвы в своей совокупности.
     2.  "Местное  сообщество"  -  жители  территории,  осуществляющие
самоуправление  в формах и пределах полномочий, установленных статьями
130-133  Конституции  Российской  Федерации.  Местным  сообществом  на
территории  Москвы является городское сообщество. Местные сообщества в
районах города Москвы не образуются.
     3.  "Органы  власти"  -  сформированные  в соответствии с законом
органы,  через  которые  жители  города  согласно статье 3 Конституции
Российской  Федерации  осуществляют  свою  власть, властные полномочия
которых  установлены  законом, - Московская городская Дума, Московская
городская  администрация,  мэр  Москвы, правительство Москвы, районные
Управы.
     4.  "Представительный орган власти" - коллегиальный орган власти,
состоящий  из  полномочных  представителей населения (синоним - "орган
представительной власти"), - Московская городская Дума.
     5.  "Исполнительный  орган власти" - орган власти, осуществляющий
исполнительные  функции  (синоним  - "орган исполнительной власти"), -
Московская городская администрация, мэр Москвы, правительство Москвы.
     6. "Органы власти города" - Московская городская Дума, Московская
городская администрация, мэр Москвы, правительство Москвы.
     7.   "Орган  власти  района"  -  районная  Управа,  состоящая  из
районного  собрания и главы Управы, возглавляющего районное собрание и
администрацию района.
     8.  "Правовой акт" - юридический акт, принятый органом власти или
должностным лицом в пределах своей компетенции.
     9.  "Нормативный  правовой  акт"  - правовой акт, устанавливающий
нормы, правила общего характера.
     10. "Правовые акты города Москвы" - решения, принимаемые жителями
Москвы  на  городском референдуме, законы города Москвы, постановления
Думы,   распоряжения  мэра,  постановления  правительства  (синоним  -
"городские правовые акты").
     11.  "Закон  города  Москвы"  -  нормативный  правовой акт города
Москвы  высшей юридической силы, принимаемый Думой или жителями Москвы
на городском референдуме и подписываемый мэром.
     12.  "Постановление  Московской  городской  Думы"  - правовой акт
города Москвы, принимаемый Думой и подписываемый председателем Думы.
     13.  "Распоряжение  мэра  Москвы"  -  правовой акт города Москвы,
издаваемый мэром.
     14.  "Постановление  правительства  Москвы" - правовой акт города
Москвы,  принимаемый  правительством  Москвы и подписываемый премьером
правительства.
     15. "Законодательный акт города Москвы" - закон города Москвы или
постановление Думы.
     16.  "Законодательство  города  Москвы"  - система (совокупность)
законодательных актов города Москвы.
     17.  "Законодательство" - законодательство Российской Федерации и
законодательство города Москвы в совокупности.
     18. "Закон" - закон Российской Федерации или закон города Москвы.
     19. "Государственная собственность города Москвы" - собственность
населения   Москвы,   которой   согласно  законодательству  Российской
Федерации  от  имени  города  Москвы  вправе  владеть,  пользоваться и
распоряжаться органы государственной власти города Москвы как субъекта
Российской Федерации.
     20.    "Городская    муниципальная    собственность   Москвы"   -
собственность  населения  Москвы,  которой  согласно  законодательству
Российской   Федерации   от   имени   города  Москвы  вправе  владеть,
пользоваться    и    распоряжаться    органы   городского   (местного)
самоуправления   (синоним   -   "муниципальная   собственность  города
Москвы").
     21.  "Собственность  города  Москвы"  -  собственность  населения
Москвы,  владение,  пользование и распоряжение которой от имени города
Москвы  согласно  законодательству  Российской  Федерации и настоящему
Уставу  осуществляют органы власти города, обладающие двойным статусом
(совокупность  объектов  муниципальной и государственной собственности
города Москвы).
     22.  "Вопросы  городского (местного) значения" - вопросы, которые
согласно  законодательству  Российской Федерации вправе самостоятельно
решать   москвичи   путем  прямого  волеизъявления  или  через  органы
городского (местного) самоуправления.
     23. "Территориальная община" - жители подъезда дома, дома, группы
домов,  двора,  улицы,  квартала, микрорайона или другой территории, в
границах  которой  сформирован  орган  территориального  общественного
самоуправления.
     24.  "Предметы  ведения  города  Москвы  как  субъекта Российской
Федерации"  -  вопросы,  которые  согласно законодательству Российской
Федерации   вправе   самостоятельно   решать  москвичи  путем  прямого
волеизъявления  или  через органы государственной власти города Москвы
как субъекта Российской Федерации.
     25.  "Предметы  ведения  города  Москвы"  - совокупность вопросов
городского  (местного)  значения и предметов ведения города Москвы как
субъекта   Российской  Федерации,  которые  согласно  законодательству
Российской  Федерации и настоящему Уставу вправе самостоятельно решать
москвичи  путем  прямого  волеизъявления  или  через  Думу и городскую
администрацию как органы власти города, обладающие двойным статусом.
     26.  "Двойной  статус  Московской  городской  Думы  и  Московской
городской  администрации" - обусловленное конституционно установленным
статусом   города   Москвы   правовое   положение   Думы  и  городской
администрации,  согласно  которому  они одновременно являются органами
городского (местного) самоуправления и органами государственной власти
субъекта   Российской   Федерации   и  обладают  всеми  законодательно
установленными  полномочиями  указанных органов. Двойной статус Думы и
городской  администрации  обеспечивает конституционные права москвичей
без  создания  раздельных  органов  власти города - органов городского
(местного)  самоуправления  и  органов государственной власти субъекта
Российской  Федерации,  без  разграничения  предметов  ведения  города
Москвы  на  вопросы  городского (местного) значения и предметы ведения
города Москвы как субъекта Российской Федерации.

                               Глава 2.
                   РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ
                 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОРОДА МОСКВЫ

                              Статья 12
         Права города Москвы на осуществление государственной
            власти и городского (местного) самоуправления

     Город  Москва в соответствии со статьей 73 Конституции Российской
Федерации  обладает  всей полнотой государственной власти вне пределов
ведения  Российской  Федерации  и  полномочий  Российской Федерации по
предметам совместного ведения Российской Федерации и города Москвы.
     В  городе  Москве  в  соответствии  со  статьей  131  Конституции
Российской     Федерации     осуществляется     городское    (местное)
самоуправление.

                              Статья 13
                Предметы ведения Российской Федерации

     В  соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации в ведении
Российской Федерации находятся:
     а)  принятие  и  изменение  Конституции  Российской  Федерации  и
федеральных законов, контроль за их соблюдением;
     б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
     в)  регулирование  и  защита прав и свобод человека и гражданина;
гражданство  в  Российской  Федерации;  регулирование  и  защита  прав
национальных меньшинств;
     г)  установление  системы  федеральных  органов  законодательной,
исполнительной   и   судебной   власти,   порядка   их  организации  и
деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
     д) федеральная государственная собственность и управление ею;
     е)   установление   основ   федеральной  политики  и  федеральные
программы  в области государственного, экономического, экологического,
социального,   культурного   и   национального   развития   Российской
Федерации;
     ж)   установление   правовых  основ  единого  рынка;  финансовое,
валютное,   кредитное,  таможенное  регулирование,  денежная  эмиссия,
основы  ценовой  политики;  федеральные  экономические службы, включая
федеральные банки;
     з)  федеральный  бюджет;  федеральные налоги и сборы; федеральные
фонды регионального развития;
     и)   федеральные   энергетические  системы,  ядерная  энергетика,
расщепляющиеся   материалы;  федеральный  транспорт,  пути  сообщения,
информация и связь; деятельность в космосе;
     к)   внешняя   политика   и  международные  отношения  Российской
Федерации,  международные договоры Российской Федерации; вопросы войны
и мира;
     л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
     м)  оборона  и  безопасность; оборонное производство; определение
порядка  продажи  и  покупки  оружия,  боеприпасов,  военной техники и
другого    военного    имущества;   производство   ядовитых   веществ,
наркотических средств и порядок их использования;
     н)   определение   статуса   и  защита  государственной  границы,
территориального   моря,   воздушного   пространства,   исключительной
экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
     о)    судоустройство;    прокуратура;   уголовное,   уголовно   -
процессуальное  и уголовно - исполнительное законодательство; амнистия
и помилование; гражданское, гражданско - процессуальное и арбитражно -
процессуальное      законодательство;      правовое      регулирование
интеллектуальной собственности;
     п) федеральное коллизионное право;
     р)  метеорологическая  служба,  стандарты,  эталоны,  метрическая
система  и  исчисление  времени;  геодезия и картография; наименования
географических  объектов;  официальный  статистический и бухгалтерский
учет;
     с)   государственные   награды   и   почетные  звания  Российской
Федерации;
     т) федеральная государственная служба.
     По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные
законы, имеющие прямое действие на территории Москвы.

                              Статья 14
                     Предметы совместного ведения
                 Российской Федерации и города Москвы

     В  совместном  ведении  Российской  Федерации и города Москвы как
субъекта Российской Федерации находятся:
     а)  обеспечение соответствия Устава города Москвы, законов и иных
нормативных   правовых  актов  города  Москвы  Конституции  Российской
Федерации и федеральным законам;
     б)   защита  прав  свобод  человека  и  гражданина;  защита  прав
национальных   меньшинств;   обеспечение   законности,   правопорядка,
общественной  безопасности;  режим  пограничных  зон  в  международных
аэропортах города;
     в)  вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами,
водными и другими природными ресурсами;
     г) разграничение государственной собственности;
     д)  природопользование;  охрана  окружающей  среды  и обеспечение
экологической  безопасности;  особо  охраняемые  природные территории;
охрана памятников истории и культуры;
     е)   общие  вопросы  воспитания,  образования,  науки,  культуры,
физической культуры и спорта;
     ж)    координация   вопросов   здравоохранения;   защита   семьи,
материнства,   отцовства   и   детства;   социальная  защита,  включая
социальное обеспечение;
     з)   осуществление  мер  по  борьбе  с  катастрофами,  стихийными
бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
     и)  установление  общих  принципов  налогообложения  и  сборов  в
Российской Федерации;
     к)  административное, административно - процессуальное, трудовое,
семейное,   жилищное,   земельное,  водное,  лесное  законодательство,
законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
     л)  кадры  судебных  и  правоохранительных  органов;  адвокатура,
нотариат;
     м)  установление  общих  принципов  организации  системы  органов
государственной власти и городского (местного) самоуправления;
     н)   координация   международных  и  внешнеэкономических  связей,
выполнение международных договоров Российской Федерации.
     По  предметам  совместного  ведения Российской Федерации и города
Москвы издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними
законы и иные нормативные правовые акты города Москвы.
     Законы  и  иные  нормативные правовые акты города Москвы не могут
противоречить  федеральным  законам,  принятым  по  предметам  ведения
Российской  Федерации  и  по  предметам совместного ведения Российской
Федерации  и города Москвы. В случае противоречия закона города Москвы
или  иного  нормативного  правового  акта  города  Москвы федеральному
закону,  принятому  по  предмету  ведения  Российской Федерации или по
предмету  совместного  ведения  Российской  Федерации и города Москвы,
действует федеральный закон.
     До  издания  федеральных законов по предметам совместного ведения
Российской  Федерации  и города Москвы согласно Конституции Российской
Федерации, Федеративному Договору и Протоколу к нему могут приниматься
законы  и  иные  нормативные правовые акты города Москвы с последующим
приведением  актов  в соответствие с федеральными законами в случае их
издания.

                              Статья 15
                    Предметы ведения города Москвы

     В ведении города Москвы находятся:
     а)  принятие  и  изменение  Устава  и  иных правовых актов города
Москвы, контроль за их соблюдением;
     б) территориальное устройство и территория Москвы;
     в)  учет  граждан,  проживающих  в  Москве, составление и ведение
списков избирателей в городе Москве;
     г)  установление  особенностей  организации городского (местного)
самоуправления  в  Москве,  структуры органов самоуправления и системы
органов  власти  в  городе,  порядка  их  организации  и деятельности;
установление  и  разграничение  полномочий  и  ответственности органов
власти и их должностных лиц; формирование органов власти;
     д)  собственность  города  Москвы и распоряжение ею, рациональное
использование земель;
     е) бюджет города Москвы; городские внебюджетные и валютный фонды;
     ж)  налоги,  сборы,  пошлины,  платежи,  штрафы,  за  исключением
федеральных;
     з) охрана общественного порядка;
     и)  городские  вопросы  образования, воспитания, науки, культуры,
физической   культуры   и   спорта,   здравоохранения,  защиты  семьи,
материнства,  отцовства  и  детства,  социальной  защиты  и  поддержки
населения, включая социальное обеспечение;
     к)     комплексные     городские     программы    экономического,
экологического, социального и культурного развития города;
     л) вопросы труда и занятости населения;
     м) развитие и поддержка предпринимательства;
     н)    учреждение   городских   предприятий   (государственных   и
муниципальных)  и  управление  ими;  цены на товары и услуги городских
предприятий;
     о)  жилищный  фонд города; инженерное и коммунальное обеспечение;
энергетика и энергосбережение;
     п) благоустройство территории Москвы и охрана окружающей среды;
     р) координация и развитие промышленности города;
     с) оптовая и розничная торговля в городе, услуги населению;
     т) городские транспорт и связь;
     у)     строительство     и    реконструкция,    градостроительное
законодательство Москвы;
     ф) городские радио, телевидение, печать и информация;
     х) установление и регулирование отношений с субъектами Российской
Федерации, международных и внешнеэкономических связей города, связей с
соотечественниками  за  рубежом;  заключение  договоров  и  соглашений
города, межпарламентских и межправительственных договоров;
     ц) представительство города в федеральных органах государственной
власти и за рубежом;
     ч) учреждение наград и почетных званий города;
     ш) государственная и муниципальная служба города;
     щ)  сохранение  городских  исторических  и культурных памятников,
развитие городских традиций и обрядов;
     э)   другие   вопросы,   не  отнесенные  Конституцией  Российской
Федерации  и  статьями  13,  14 настоящего Устава к ведению Российской
Федерации и совместному ведению Российской Федерации и города Москвы.
     По предметам ведения города Москвы город осуществляет собственное
правовое  регулирование,  включая  принятие законов и иных нормативных
правовых актов города Москвы.
     В  случае  противоречия  между  федеральным законом и нормативным
правовым  актом  города  Москвы,  принятым  по предмету ведения города
Москвы, действует нормативный правовой акт города Москвы.

                               Глава 3.
               ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ГОРОДА МОСКВЫ

                              Статья 16
                Территориальные единицы города Москвы

     Территориальными   единицами   города   Москвы  являются  районы,
административные  округа  и  другие  части  территории города, имеющие
наименования и границы, закрепленные городскими правовыми актами.
     Правовое   положение  районов  и  других  территориальных  единиц
регулируется настоящим Уставом.

                              Статья 17
                         Районы города Москвы

     Районы  -  территориальные  единицы  города  Москвы, образуемые с
учетом  исторических,  географических,  градостроительных особенностей
соответствующих   территорий,   численности   населения,  социально  -
экономических  характеристик,  расположения транспортных коммуникаций,
наличия   инженерной   инфраструктуры,  возможностей  решения  местных
вопросов в интересах населения района.
     Образование,  преобразование и упразднение районов, присвоение им
наименований,  установление и изменение их границ осуществляется Думой
по представлению мэра.
     Район города Москвы может включать в себя микрорайоны.

                              Статья 18
                       Административные округа

     Административные   округа   -   территориальные  единицы  города,
образуемые    для    административного   управления   соответствующими
территориями,    координации   деятельности   администрации   районов,
территориальных  подразделений  и  служб  отраслевых органов городской
администрации,  осуществления  контроля  за исполнением правовых актов
города.
     Образование,   преобразование   и   упразднение  административных
округов,  присвоение  им  наименований,  установление  и  изменение их
границ осуществляется мэром.
     Административный  округ включает в себя несколько районов города.
Границы административного округа не могут пересекать границ районов.

                              Статья 19
              Территориальные единицы с особым статусом

     Дума  по  представлению  мэра  вправе образовывать на территориях
районов  Москвы территориальные единицы с особым статусом - историко -
культурные,  лесопарковые,  промышленные  зоны,  а  также  территории,
используемые   для   обеспечения  городского  хозяйства,  транспортных
коммуникаций,  энерго-  и  водоснабжения  города,  территории ярмарок,
выставок и другие.
     Вне  территорий районов территориальные единицы с особым статусом
могут образовываться при необходимости мэром Москвы.
     Статус    указанных   территорий   и   порядок   их   образования
устанавливается законом города Москвы.

                              Статья 20
           Регистрация территориальных единиц города Москвы

     Городская   администрация  регистрирует  территориальные  единицы
города  Москвы, изменения территориального деления города, информирует
население Москвы о территориальном делении города и его изменениях.

                              Статья 21
        Разрешение споров по вопросам территориального деления

     Территориальное деление города Москвы осуществляется на основании
настоящего Устава и правовых актов города Москвы.
     Правовые    акты   города   Москвы   по   вопросам   образования,
преобразования  и  упразднения  территориальных  единиц, присвоения им
наименований,   установления   и   изменения  их  границ,  принятые  с
нарушением  настоящего  Устава,  могут  быть  обжалованы  в Московском
городском суде.

                               Глава 4.
                       ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ

                              Статья 22
                         Формы собственности

     В  городе  Москве признаются и защищаются равным образом частная,
государственная, муниципальная и иные формы собственности.
     Отношения собственности в Москве регулируются законами Российской
Федерации,   законами   города   Москвы   и  принятыми  на  их  основе
распоряжениями мэра и постановлениями правительства.

                              Статья 23
                        Собственники имущества

     Правомочия собственника в городе Москве осуществляют:
     а) граждане - в отношении частной собственности;
     б)   юридические   лица   -  в  отношении  частной  и  иных  форм
собственности в соответствии с законодательством;
     в)  Российская Федерация через федеральные органы государственной
власти   -   в   отношении  государственной  собственности  Российской
Федерации  (федеральной государственной собственности), находящейся на
территории Москвы;
     г)  город  Москва  через  органы  власти  города  -  в  отношении
собственности   города   Москвы   (муниципальной   и   государственной
собственности города Москвы);
     д)   органы   власти   районов   -   в   отношении  муниципальной
собственности,  переданной  или  приобретенной в установленном законом
порядке,   после  принятия  Думой  по  представлению  мэра  решения  о
формировании самостоятельных бюджетов районов;
     е) другие определенные законом собственники.
     Допускается объединение имуществ различных собственников на праве
общей  собственности  с  определением  долей  каждого  из них (долевая
собственность) или без определения долей (совместная собственность).

                              Статья 24
             Собственность Российской Федерации в Москве

     В   собственности   Российской  Федерации  на  территории  Москвы
находятся   государственная   казна   Российской   Федерации,  здания,
строения,   сооружения   и   помещения,  в  которых  размещены  органы
законодательной,   исполнительной   и   судебной   власти   Российской
Федерации,  Генеральная  прокуратура Российской Федерации, Центральный
банк  Российской  Федерации,  Пенсионный  фонд  Российской  Федерации,
земельные участки, на которых расположены указанные здания, строения и
сооружения,  а  также  все  другое  имущество,  являющееся  достоянием
многонационального   народа  Российской  Федерации  согласно  перечню,
составленному в соответствии с законодательством.
     Разграничение   государственной   собственности   на  федеральную
собственность  и  собственность  города  Москвы находится в совместном
ведении   Российской   Федерации   и   города  Москвы  и  регулируется
федеральными  законами  и нормативными правовыми актами города Москвы.
Перечень  объектов  собственности  Российской  Федерации на территории
Москвы  составляется  и изменяется совместно Правительством Российской
Федерации  и правительством Москвы на основании Федерального закона "О
статусе  столицы  Российской  Федерации"  и  постановления  Верховного
Совета  Российской  Федерации  от 15 апреля 1993 года N 4803 о порядке
введения его в действие.
     На   стадии   согласования   перечня  объектов  и  его  изменений
правительство Москвы запрашивает заключение Московской городской Думы.
     Российская   Федерация   и   город   Москва   могут  иметь  общую
государственную  собственность.  В  ее  состав  включается  имущество,
необходимое  для  осуществления  задач  Российской  Федерации и города
Москвы.   Договорами,  заключенными  между  Правительством  Российской
Федерации   и   правительством  Москвы,  могут  быть  определены  доли
Российской   Федерации   и   города  Москвы  в  общей  государственной
собственности,  порядок  использования общей собственности в интересах
Российской Федерации и города Москвы.
     Возможные  коллизии  разрешаются  путем  согласительных процедур,
осуществляемых  органами государственной власти Российской Федерации и
города Москвы, а при недостижении согласия - в судебном порядке.

                              Статья 25
                     Собственность города Москвы

     В   собственности  города  Москвы  (государственной  и  городской
муниципальной)   находится   все   имущество,  не  являющееся  частной
собственностью,   собственностью   Российской   Федерации  или  других
определенных  законом  собственников,  в том числе земельные участки и
природные объекты в границах города Москвы.
     В  собственности города Москвы в соответствии с законодательством
Российской   Федерации   может   находиться   имущество  за  пределами
территории Москвы.

                              Статья 26
                Компетенция Московской городской Думы
                 по вопросам отношений собственности

     К ведению Думы относятся:
     а)  установление порядка управления и распоряжения собственностью
города  Москвы,  в  том  числе порядка ее отчуждения и оформления прав
собственности на территории Москвы;
     б)   установление   порядка   использования   и  охраны  объектов
культурного наследия;
     в)   введение   и   отмена   налогов   на  недвижимое  имущество,
установление порядка их взимания и предоставления льгот по ним;
     г)   установление   штрафов   и   иных   видов   административной
ответственности  за нарушение правовых актов по вопросам, отнесенным к
ведению   города   федерального   значения  и  регулирующим  отношения
собственности;
     д) установление общего порядка проведения инвестиционной политики
при  реконструкции, реставрации и строительстве объектов муниципальной
и государственной собственности города Москвы.
     Дума  осуществляет  контроль  за соблюдением на территории Москвы
законодательства о собственности.

                              Статья 27
            Компетенция Московской городской администрации
                 по вопросам отношений собственности

     Управление  и распоряжение объектами собственности города Москвы,
их  реконструкция,  реставрация и строительство, изыскание необходимых
инвестиций осуществляются городской администрацией, уполномоченными ею
органами  и  должностными  лицами  в  порядке,  установленном законами
Российской Федерации и города Москвы.
     Городская      администрация     в     порядке,     установленном
законодательством    Российской   Федерации,   предоставляет   здания,
строения,  сооружения  и помещения, находящиеся в собственности города
Москвы,   в   аренду   федеральным   органам  государственной  власти,
представительствам    субъектов    Российской   Федерации,   а   также
дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской
Федерации,   если   иное   не  установлено  международными  договорами
Российской Федерации.
     Городская  администрация  вправе  передавать  осуществление части
своих полномочий отраслевым органам управления, администрациям районов
и    других   территориальных   единиц   города,   государственным   и
муниципальным  предприятиям  и  учреждениям,  органам территориального
общественного   самоуправления   вместе   с   необходимыми  ресурсами.
Собственность  города  Москвы  передается  им  на  правах оперативного
управления  или  хозяйственного  ведения для использования в интересах
населения.
     Порядок  и  условия  передачи собственности города, в том числе в
оперативное  управление или хозяйственное ведение, порядок регистрации
соответствующих   прав   устанавливаются  на  основе  законодательства
Российской Федерации правовыми актами города и договорами.
     Городская  администрация  устанавливает  ставки арендной платы за
арендуемое государственное и муниципальное недвижимое имущество города
Москвы.

                              Статья 28
            Собственность города, не подлежащая отчуждению

     Земли   общего  пользования:  площади,  улицы,  проезды,  дороги,
набережные,  парки,  лесопарки,  заповедники,  скверы, сады, бульвары,
водоемы,  а  также  памятники  природы,  истории  и культуры, здания и
сооружения,  подаренные  городу в различное время благотворителями или
построенные на собранные гражданами средства, объекты оздоровительного
и  историко  -  культурного назначения согласно перечню, утвержденному
Думой  по представлению мэра, - являются достоянием населения Москвы и
не подлежат отчуждению.

                              Статья 29
         Собственность территориальной единицы города Москвы

     Законом  города  Москвы,  принятым  Думой  по представлению мэра,
городу  Зеленограду,  району  города  Москвы  или иной территориальной
единице  города Москвы может быть предоставлен статус территориального
образования,  жители  которого  через  соответствующие  органы  власти
вправе  владеть,  пользоваться  и  распоряжаться  собственностью этого
территориального  образования  (этой территориальной единицы). Этим же
законом  устанавливается  порядок разграничения объектов собственности
на   собственность   города  Москвы  и  собственность  территориальной
единицы.

                              Статья 30
                 Собственность территориальной общины

     В   собственности   территориальной   общины   могут   находиться
кооперированные  средства  населения,  проживающего на соответствующей
территории,   иные   средства,   полученные  из  законных  источников,
построенные  на  эти средства сооружения детских, дворовых, спортивных
площадок,   а   также  жилые  и  нежилые,  отдельные  вновь  созданные
производственные  помещения,  другое имущество, в том числе переданное
городом  в  собственность  территориальной  общины на основе городских
правовых актов.
     В   отношении  собственности  территориальной  общины  правомочия
собственника  осуществляет  юридическое  лицо - орган территориального
общественного      самоуправления,      сформированный      населением
соответствующей территории в соответствии с законом города.
     Порядок  отчуждения собственности территориальной общины, объем и
условия осуществления правомочий собственника органом территориального
общественного  самоуправления  устанавливаются его уставом, принятым в
соответствии    с    общегородским    типовым    уставом.   В   уставе
предусматривается    право   органа   территориального   общественного
самоуправления   передавать   на   договорной   основе   управление  и
распоряжение    собственностью    территориальной    общины   районной
администрации, муниципальным предприятиям, другим юридическим лицам.

                              Статья 31
               Организация учета недвижимого имущества,
                  находящегося на территории Москвы

     Недвижимое  имущество, находящееся на территории Москвы, подлежит
пообъектной  регистрации  в  Едином  государственном  реестре объектов
недвижимости на территории Москвы.
     Каждое  изменение прав и обязанностей лиц в отношении недвижимого
имущества  регистрируется  и  вступает  в  юридическую силу в порядке,
установленном  законодательством.  Собственникам недвижимого имущества
выдаются документы, подтверждающие правомочия собственника.

                               Глава 5.
                         ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

                              Статья 32
                     Состав земель города Москвы

     В  состав  земель города Москвы входят земли, подразделяющиеся по
целевому назначению на:
     а) земли общего пользования, жилой и другой городской застройки;
     б) земли инженерной инфраструктуры и коммуникаций;
     в)   земли   промышленности,   транспорта,  связи,  радиовещания,
телевидения, информатики, энергетики, обороны и иного назначения;
     г)  земли сельскохозяйственного назначения и другие угодья, земли
временного сельскохозяйственного использования;
     д)  земли  с  особым  режимом  использования,  в  том числе земли
природоохранного,   оздоровительного,   рекреационного  и  историко  -
культурного назначения, земли лесного фонда, земли водного фонда;
     е) земли запаса и иные земельные участки.
     В  собственности,  владении  и  пользовании  города  Москвы могут
находиться земельные участки за пределами города Москвы, приобретенные
для  городских  нужд  или  для  осуществления  городом Москвой функций
столицы     Российской     Федерации    в    порядке,    установленном
законодательством Российской Федерации.

                              Статья 33
                 Реализация прав на земельные участки

     Реализация   прав   на   земельные   участки   осуществляется   в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации,  законами и
иными   нормативными   актами   города   Москвы,  планами  зонирования
территории  Москвы,  земельным  кадастром,  концепциями перспективного
развития территории Москвы.
     Права  на  земельные  участки,  равно  как  и  на иное недвижимое
имущество,   удостоверяются   записями   государственной  регистрации,
совершенными  в  соответствии  с  законодательством,  и подтверждаются
правовыми актами установленной формы.
     Землепользование осуществляется исходя из приоритета охраны жизни
и   здоровья   человека,   его   всестороннего  развития,  обеспечения
благоприятных   экологических   условий   для  его  жизнедеятельности.
Землепользователи  обязаны  своевременно вносить установленные законом
земельные  налоги  и другие платежи, вправе получать от органов власти
информацию  о  текущих и перспективных планах развития соответствующих
территорий.

                              Статья 34
                Компетенция Московской городской Думы
                   по вопросам земельных отношений

     К ведению Думы относятся:
     а) установление порядка:
     - использования,  охраны,  контроля  за  использованием и охраной
земли, других природных ресурсов и объектов природы в Москве;
     - отчуждения  земель и оформления прав собственности на земельные
участки;
     - предоставления земель в аренду;
     - оформления прав на земельные участки;
     б) земельные налоги, порядок их взимания и порядок предоставления
льгот по ним;
     в)   штрафы  и  иные  виды  административной  ответственности  за
нарушение   земельного  законодательства  по  вопросам,  отнесенным  к
ведению   города   федерального   значения  и  регулирующим  земельные
отношения;
     г)  утверждение  по  представлению мэра перечня и описаний границ
земельных  участков  на  территории  Москвы, находящихся в федеральной
государственной собственности;
     д)  утверждение  перечня  и описаний границ земельных участков на
территории  Москвы, которые не могут быть переданы в собственность или
аренду.

                              Статья 35
            Компетенция Московской городской администрации
                   по вопросам земельных отношений

     К ведению городской администрации относятся:
     а) управление и распоряжение земельными участками;
     б)  определение ставок арендной платы и других земельных платежей
в соответствии с законом города Москвы;
     в)  сбор  земельных  платежей  и  взыскание  штрафов за нарушение
земельного законодательства;
     г)  расчет  субвенций  и объемов потерь за пользование земельными
участками, изъятыми из оборота города;
     д) очистка и рекультивация земель;
     е) зонирование территории Москвы;
     ж) составление и ведение земельного кадастра города Москвы;
     з) градостроительные планы развития города Москвы;
     и)   разработка   в  соответствии  с  градостроительными  планами
развития города Москвы проектов детальной планировки территорий и схем
их  застройки  с учетом интересов и мнения населения города и районов,
решений органов власти районов;
     к)  контроль  за использованием и охраной земель в соответствии с
законодательством.
     Споры,   возникающие   по  вопросам  перспективного  планирования
развития  города  Москвы,  проектам  детальной планировки территорий и
схем их застройки разрешаются согласительными комиссиями, создаваемыми
заинтересованными органами власти на паритетной основе.

                               Глава 6.
                    ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

                              Статья 36
                      Финансовые ресурсы города

     Финансовые ресурсы города Москвы включают в себя средства бюджета
города,   средства   внебюджетных  и  валютного  фондов  города,  иные
финансовые   активы,  которыми  город  располагает  в  соответствии  с
законодательством.   Дотации  и  субвенции  из  федерального  бюджета,
заемные средства включаются в бюджет города.
     Субвенции   из  федерального  бюджета  на  осуществление  городом
Москвой  функций  столицы  Российской  Федерации  выделяются отдельной
строкой в федеральном бюджете и бюджете города.

                              Статья 37
                            Бюджет города

     Москва  имеет  единый бюджет города, который утверждается законом
города.
     Бюджет города является самостоятельным. Самостоятельность бюджета
обеспечивается  наличием  собственных источников доходов и правом Думы
определять направления и порядок их использования и расходования.
     Бюджет города формируется в соответствии с требованиями бюджетной
классификации,  установленной  в  Российской Федерации. Законом города
может  быть  установлена  более  подробная бюджетная классификация, не
противоречащая федеральной.

                              Статья 38
                   Доходы и расходы бюджета города

     Бюджет города содержит доходную и расходную части.
     Доходы  бюджета  формируются  в  соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством города Москвы.
     Расходы  бюджета  разделяются на бюджет текущих расходов и бюджет
развития.
     В  бюджет  развития  включаются  ассигнования  на  финансирование
инвестиционной и инновационной деятельности. В бюджет текущих расходов
включаются все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития.
     В   бюджете  города  предусматривается  резервный  фонд,  который
используется     городской     администрацией    для    финансирования
непредвиденных   расходов.   Отчет  о  расходовании  резервного  фонда
включается в отчет об исполнении бюджета.

                              Статья 39
                          Бюджетный процесс

     Бюджетный    процесс   в   городе   Москве   представляет   собой
регламентированную законом деятельность Думы и городской администрации
по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

                              Статья 40
        Разграничение компетенций Московской городской Думы и
       Московской городской администрации в бюджетном процессе

     К  ведению  Думы  относится  рассмотрение проекта бюджета города,
утверждение  бюджета,  контроль  за  его  исполнением,  рассмотрение и
утверждение  отчета  об  исполнении  бюджета города. Для осуществления
контроля  за  исполнением  бюджета  Дума  создает Контрольно - счетную
палату Москвы.
     К  ведению  городской администрации относится составление проекта
бюджета,  представление  его в Думу, исполнение бюджета, представление
Думе отчета об исполнении бюджета.
     В процессе исполнения бюджета изменения в него могут вносить Дума
по  представлению  мэра  или  мэр самостоятельно в пределах резервного
фонда,  свободных  бюджетных  средств в порядке, установленном законом
города.
     На территории Москвы проводится единая налоговая политика.
     Дума   по   представлению   мэра  законами  города  устанавливает
городские  налоги,  сборы,  пошлины  и  другие  обязательные  платежи,
порядок  предоставления льгот по ним, а также по федеральным налогам в
пределах сумм, зачисляемых в бюджет города Москвы.

                              Статья 41
                 Внебюджетные и валютный фонды города

     По  представлению  мэра  Дума  принимает  решения  об образовании
внебюджетных  и валютного фондов города, утверждает положения о каждом
из них, заслушивает отчеты об использовании фондов.
     Внебюджетные  фонды  города  представляют  собой  сумму  денежных
средств   целевого   назначения,   не  зачисляемых  в  соответствии  с
законодательством   в   доходы   республиканского  бюджета  Российской
Федерации и городского бюджета.
     Валютный  фонд города представляет собой сумму денежных средств в
иностранной   валюте,   используемых   для   расчетов  с  иностранными
партнерами в соответствии с законодательством.
     Положение  о  фонде  устанавливает  источники формирования фонда,
порядок  управления  фондом,  формы  и строки отчетов об использовании
фонда.
     Управление  фондами на основе утвержденных положений осуществляют
правительство Москвы и иные органы городской администрации.
     Контроль  за  целевым  использованием средств внебюджетных фондов
осуществляют городская администрация и Дума.

                              Статья 42
                      Финансовые ресурсы районов

     В   бюджете   города  выделяются  средства  для  районов  города.
Финансовые  ресурсы  районов  могут  включать  в  себя  также средства
внебюджетных  фондов,  заемные и иные средства, полученные из законных
источников.
     Дума  по  представлению мэра принимает отдельно по каждому району
решение о формировании самостоятельного бюджета района с передачей ему
прав  на самостоятельный сбор и использование части городских налогов,
пошлин,  сборов,  штрафов  и  иных  платежей. Контроль за выделением и
поступлением  средств  в  районные бюджеты и их целевым использованием
осуществляет  Дума  через  Контрольно  -  счетную  палату  и городскую
администрацию.

                               Глава 7.
                      МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

                              Статья 43
                          Основные положения

     Дума    является   постоянно   действующим   представительным   и
законодательным органом власти города Москвы.
     Дума является юридическим лицом, имеет гербовую печать.
     Численный  состав  Думы - 35 депутатов. Срок полномочий депутатов
Думы - четыре года.

                              Статья 44
                            Депутаты Думы

     Депутаты  Думы  избираются  жителями  Москвы  на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
     Депутатом  Думы  может быть избран постоянно проживающий в Москве
не менее одного года гражданин Российской Федерации, достигший 21 года
и обладающий избирательным правом.
     Порядок выборов депутатов Думы устанавливается законом города.
     Дума  является правомочной, если в ее состав избрано не менее 2/3
депутатов  от  установленного  численного  состава  Думы.  Дума нового
созыва  собирается на свое первое заседание по праву на тридцатый день
после дня избрания не менее 2/3 депутатов от установленного численного
состава  Думы.  Первое  заседание  Думы  может  быть  созвано  и ранее
указанного  срока  по  инициативе  мэра.  Открывает  первое  заседание
старейший  по  возрасту депутат. Полномочия депутатов Думы предыдущего
созыва  прекращаются  с момента открытия первого заседания Думы нового
созыва.
     Если  при  проведении  выборов  избрано  менее 2/3 установленного
числа депутатов Думы нового созыва, прекращенными считаются полномочия
депутатов прежнего созыва в округах, в которых избраны депутаты нового
созыва Думы.
     При  вступлении  в должность депутат Думы приносит присягу. Текст
присяги и порядок ее принятия устанавливаются законом города.
     Депутат  Думы работает на постоянной основе и не может заниматься
другой  оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и
иной творческой деятельности.
     Депутат Думы вправе добровольно сложить свои полномочия.
     Депутат  Думы  имеет право на внесение депутатского запроса любым
государственным  органам,  действующим  на  территории  Москвы, или их
должностным   лицам.  Порядок  внесения  и  рассмотрения  депутатского
запроса устанавливается законом города.
     Статус депутата Думы устанавливается законом города.

                              Статья 45
                Компетенция Московской городской Думы

     К ведению Думы относятся:
     а) принятие законодательных актов города Москвы;
     б)  утверждение  бюджета  города Москвы, отчета о его исполнении,
создание и контроль за использованием внебюджетных фондов;
     в)  установление  и  отмена  городских  налогов и сборов и других
обязательных платежей, порядок предоставления льгот по ним;
     г)   установление   штрафов   и   иных   видов   административной
ответственности  граждан,  должностных  лиц, предприятий, учреждений и
организаций  за  нарушения  законодательства по вопросам, отнесенным к
ведению города Москвы;
     д)  осуществление  контрольных  функций  представительного органа
власти   города   Москвы,   установленных   законом  города  москвы  в
соответствии   с  настоящим  Уставом  и  законодательством  Российской
Федерации;
     е)    осуществление    права    законодательной    инициативы   в
Государственной Думе Российской Федерации;
     ж)  утверждение  предложений  мэра  по  изменению  границ Москвы,
направляемых  в  органы  государственной власти Российской Федерации и
Московской области; совместное с мэром выражение согласия на изменение
границ   Москвы   в  порядке,  установленном  Конституцией  Российской
Федерации и федеральным законом;
     з)  направление представителя Москвы от Московской городской Думы
в Совет Федерации в порядке, установленном законом города Москвы;
     и)  выражение  согласия  представительного органа государственной
власти  субъекта Российской Федерации на назначение Прокурора Москвы и
начальника Главного управления внутренних дел Москвы;
     к) направление в Конституционный Суд Российской Федерации запроса
органа   законодательной   власти   субъекта  Российской  Федерации  в
соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации;
     л)  назначение  Председателя Контрольно - счетной палаты Москвы и
освобождение его от должности;
     м) избрание Председателя Думы и его заместителя и освобождение их
от должности;
     н)   установление  и  изменение  структуры  Думы;  образование  и
упразднение  депутатских комиссий и рабочих групп Думы, аппарата Думы;
назначение руководителя аппарата Думы и освобождение его от должности;
     о) дача согласия на привлечение депутата Думы к ответственности в
установленных законом случаях;
     п)   рассмотрение   обращений   Прокурора   Москвы   по  вопросам
несоответствия принятых Думой актов законодательству;
     р)  выражение  недоверия  правительству  Москвы или отдельным его
членам, должностному лицу городской администрации;
     с)  принятие постановления о проведении городского референдума по
вопросу отрешения мэра от должности;
     т) утверждение дотаций из городского бюджета в местные бюджеты;
     у)   установление  порядка  организации  и  деятельности  органов
территориального общественного самоуправления;
     ф) участие в формировании избирательных комиссий;
     х) толкование законодательных актов города;
     ц)  заключение договоров с органами законодательной власти других
субъектов Российской Федерации и иностранных государств;
     ч)  иные  вопросы,  отнесенные Конституцией Российской Федерации,
федеральным законами и другими правовыми актами Российской Федерации к
ведению  представительных  органов  государственной  власти  субъектов
Российской  Федерации и представительных органов городского (местного)
самоуправления,  а  также иные вопросы, отнесенные настоящим Уставом к
ведению Думы.
     Порядок осуществления Думой своих полномочий, правила и процедуры
работы Думы устанавливаются законом города Москвы - Регламентом Думы.
     Дума  осуществляет  свои полномочия на заседаниях. Заседания Думы
проводятся   открыто.  В  предусмотренных  Регламентом  случаях  могут
проводиться закрытые заседания.

                              Статья 46
                 Принятие Московской городской Думой
                 законов, постановлений и иных актов

     Право  законодательной  инициативы  в  Думе принадлежит депутатам
Думы,  депутатским  комиссиям  и рабочим группам, фракциям Думы, мэру,
председателю  Московского  городского  суда, председателю Арбитражного
суда  Москвы,  Прокурору  Москвы,  а также не менее чем десяти тысячам
жителей Москвы, обладающим избирательным правом и подписавшим петицию.
     Законодательная  инициатива  реализуется внесением в Думу проекта
законодательного акта города Москвы - закона или постановления Думы.
     Дума правомочна принимать законодательные акты города, заявления,
обращения,  заключения,  документы  по  организации  работы Думы, если
число  депутатов,  присутствующих  (зарегистрированных)  на  заседании
Думы, составляет не менее половины от общего числа депутатов Думы. Под
общим  числом  депутатов Думы понимается число избранных и сохранивших
полномочия депутатов Думы.
     Законы   города   Москвы   и   постановления   Думы   принимаются
большинством  голосов  от  общего  числа  депутатов Думы, если иное не
установлено настоящим Уставом или законом города.
     Законы  города Москвы подписываются мэром, а постановления Думы -
председателем Думы в порядке, установленном законом города.
     Документы,   не   являющиеся   законодательными   актами  города,
принимаются в соответствии с Регламентом Думы.
     Порядок    и   условия   принятия   Думой   процедурных   решений
устанавливаются Регламентом Думы.

                              Статья 47
                Председатель Московской городской Думы
                          и его заместитель

     Дума  избирает  из  числа  своих  депутатов  тайным  голосованием
председателя   Московской  городской  Думы  и  его  заместителя.  Срок
полномочий  и  порядок  избрания  председателя  Думы и его заместителя
устанавливаются Регламентом Думы.
     Председатель Думы:
     а) отвечает за подготовку заседаний Думы;
     б)   ведет  заседания,  осуществляя  предусмотренные  Регламентом
полномочия председательствующего;
     в) созывает внеочередные заседания Думы;
     г)  подписывает  постановления,  заявления,  обращения  и  другие
документы Думы;
     д) выполняет представительские функции;
     е) выполняет иные функции в соответствии с Регламентом Думы.
     В отсутствие председателя Думы его функции выполняет заместитель.
По поручению Думы или председателя он выполняет и иные функции.

                              Статья 48
               Осуществление Московской городской Думой
                         контрольных функций

     Дума  осуществляет  контроль  за исполнением на территории Москвы
законодательных актов города.
     Органы    исполнительной    власти,    предприятия,   учреждения,
организации,   должностные   лица,   руководящие  органы  общественных
объединений,   органы  территориального  общественного  самоуправления
обязаны  в двухнедельный срок по обращению Думы, депутатской комиссии,
рабочей  группы или фракции Думы, депутата предоставлять запрашиваемую
информацию  по  вопросам,  относящимся  к  ведению  Думы,  а  в случае
указания  на  нарушение  законодательства незамедлительно принять меры
для устранения нарушения и привлечения виновных к ответственности.
     Дума   вправе   принять   постановление   о  выражении  недоверия

Страницы: 1  2