Страницы: 1 2 28 июня 1995 г. ГОРОД МОСКВА ЗАКОН УСТАВ ГОРОДА МОСКВЫ (Редакция на 27.11.2001) Московская городская Дума: - руководствуясь Конституцией Российской Федерации; - выражая волю и интересы жителей города Москвы; - признавая права и свободы человека и гражданина, утверждая социальный и межнациональный мир и согласие; - желая возродить, сохранить и неуклонно развивать духовные, культурные и интернациональные традиции нашего города; - воздавая дань уважения ратным и трудовым подвигам москвичей, чей массовый героизм, мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны отмечены присвоением городу Москве почетного звания "Город-герой"; - стремясь к наилучшей организации и устройству городской жизни на принципах демократии; - добиваясь большей эффективности в деятельности органов власти, обеспечения законности действий всех органов и должностных лиц; - учитывая статус города Москвы как субъекта Российской Федерации - города федерального значения, столицы Российской Федерации, принимает настоящий Устав - Основной закон города Москвы. Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Город Москва 1. Город Москва является субъектом Российской Федерации - городом федерального значения, столицей Российской Федерации. 2. Статус города Москвы как субъекта Российской Федерации - города федерального значения Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом. 3. Статус города Москвы как столицы Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации". 4. Город Москва имеет территорию, население, органы государственной власти, свое законодательство. 5. На территории города Москвы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом и законами города Москвы осуществляется местное самоуправление. Статья 2. Территория города Москвы 1. Территория города Москвы составляет неотъемлемую часть территории Российской Федерации. 2. Изменение границ города Москвы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Статья 3. Население города Москвы 1. Жители города Москвы (москвичи) - граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в городе Москве, независимо от сроков проживания, места рождения и национальности. Жители города Москвы в своей совокупности образуют городское сообщество. 2. Жители города Москвы, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории города Москвы, составляют население города Москвы. 3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории города Москвы правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом и международным договором Российской Федерации. 4. В городе Москве признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством. Статья 4. Народовластие в городе Москве 1. Источником власти в городе Москве являются жители города Москвы, обладающие избирательным правом в соответствии с законодательством. Они осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления. 2. Высшим непосредственным выражением власти жителей города Москвы являются референдум города Москвы и свободные выборы. 3. Никто не может присваивать власть в городе Москве. Захват власти, присвоение властных полномочий, создание не предусмотренных Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления преследуются по закону. Статья 5. Органы государственной власти города Москвы 1. Высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти города Москвы является Московская городская Дума. 2. Высшим должностным лицом города Москвы, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Москвы, является Мэр Москвы. 3. Высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы является Правительство Москвы. 4. Исполнительными органами государственной власти города Москвы (органами исполнительной власти города Москвы) являются Правительство Москвы, отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти. 5. Органами судебной власти города Москвы являются Уставный суд города Москвы и мировые судьи. Статья 6. Местное самоуправление в городе Москве 1. Местное самоуправление в городе Москве - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, Уставом города Москвы самостоятельная и под свою ответственность деятельность местного сообщества по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, осуществляемая в рамках федерального законодательства, Устава и законов города Москвы, уставов муниципальных образований. 2. Местное самоуправление осуществляется на территориях внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - муниципальные образования) путем проведения местных референдумов, выборов, собраний и конференций, проявления гражданской инициативы, через органы местного самоуправления и иные формы местного самоуправления, создаваемые по мере формирования социально-экономических, финансовых и организационных предпосылок. 3. Органы местного самоуправления действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города Москвы, законами города Москвы и уставами муниципальных образований. 4. Жители внутригородского муниципального образования составляют местное сообщество. 5. Общегородские выборные органы местного самоуправления в городе Москве не создаются. Статья 7. Основные принципы организации и осуществления государственной власти и местного самоуправления в городе Москве 1. Государственная власть и местное самоуправление осуществляются на основе закона. Основная цель осуществления власти - обеспечение прав и свобод человека и гражданина, экономического, социального и культурного развития города Москвы в интересах населения города Москвы. 2. Органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления, их должностные лица действуют на основе разграничения предметов ведения, функций и полномочий. 3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти города Москвы. 4. Органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления обеспечиваются необходимыми для осуществления их полномочий материальными и финансовыми ресурсами. 5. В пределах своих полномочий органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления самостоятельно принимают решения и несут за них ответственность. 6. Осуществление местного самоуправления не должно нарушать единство городского хозяйства и целостность развития города Москвы. Статья 8. Герб, флаг и гимн города Москвы 1. Город Москва имеет герб, флаг и гимн. 2. Описания герба, флага и гимна города Москвы, порядок их официального использования устанавливаются законами города Москвы. Статья 9. Правовые акты города Москвы 1. Правовыми актами города Москвы являются: - Устав города Москвы и иные законы города Москвы; - решения Уставного суда города Москвы; - постановления Московской городской Думы; - акты Мэра Москвы; - акты Правительства Москвы; - акты органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы в установленных законом случаях. 2. Правовые акты города Москвы в своей совокупности образуют систему правовых актов города Москвы. 3. Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города Москвы и соглашения между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти города Москвы являются составной частью системы правовых актов города Москвы. 4. Законы города Москвы в своей совокупности образуют законодательство города Москвы. 5. Правовые акты города Москвы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. 6. Законы города Москвы, постановления Московской городской Думы, указы Мэра Москвы и постановления Правительства Москвы, имеющие нормативный характер, подлежат опубликованию в официальных изданиях Московской городской Думы и органов исполнительной власти города Москвы. 7. В случае противоречия закону города Москвы иных правовых актов города Москвы действует закон города Москвы. Статья 10. Устав города Москвы 1. Устав города Москвы (далее - Устав) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством устанавливает предметы ведения города Москвы, территориальное устройство города Москвы, статус органов государственной власти города Москвы, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую и финансово-экономическую основу их деятельности, организацию местного самоуправления в городе Москве, формы прямого волеизъявления жителей города Москвы и их участия в деятельности органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления. 2. Устав имеет прямое действие и применяется на всей территории города Москвы. 3. Устав является Основным законом города Москвы и имеет высшую юридическую силу по отношению к другим законам города Москвы, правовым актам органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления, их должностных лиц. В случае противоречия указанных актов Уставу действует настоящий Устав. Глава 2. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Статья 11. Права города Москвы на осуществление государственной власти Город Москва в соответствии с Конституцией Российской Федерации обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и города Москвы. Статья 12. Правомочия города Москвы по предметам совместного ведения Российской Федерации и города Москвы 1. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные правовые акты города Москвы. 2. Законы и иные правовые акты города Москвы не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и города Москвы. В случае противоречия закона города Москвы или иного правового акта города Москвы федеральному закону, принятому по предмету ведения Российской Федерации или по предмету совместного ведения Российской Федерации и города Москвы, действует федеральный закон. 3. До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, город Москва вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные правовые акты города Москвы приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Статья 13. Предметы ведения города Москвы 1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в ведении города Москвы находятся: 1) принятие и изменение Устава и иных правовых актов города Москвы, контроль за их соблюдением; 2) территориальное устройство и территория города Москвы; 3) установление системы органов государственной власти города Москвы, порядка их организации и деятельности; установление и разграничение полномочий и ответственности органов государственной власти города Москвы и их должностных лиц; формирование органов государственной власти города Москвы; 4) регулирование организации местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и особенностями правового положения города Москвы как субъекта Российской Федерации - города федерального значения; 5) собственность города Москвы и управление ею; 6) бюджет города Москвы, территориальные государственные внебюджетные фонды города Москвы; 7) налоги, сборы, платежи, штрафы, за исключением федеральных; 8) охрана общественного порядка, организация и содержание органов охраны общественного порядка города Москвы, осуществление контроля за их деятельностью, обеспечение пожарной безопасности, организация противопожарной службы города Москвы; 9) комплексное социально-экономическое развитие города Москвы; городские целевые программы экономического, экологического, социального и культурного развития города Москвы; 10) городские вопросы образования, воспитания, науки, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, санитарного благополучия населения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, труда и занятости, социальной защиты и поддержки населения, включая социальное обеспечение; 11) развитие и поддержка предпринимательства; 12) создание городских государственных предприятий и учреждений и управление ими; цены на товары и услуги городских государственных предприятий и учреждений; 13) содержание, развитие и использование жилищного фонда города Москвы, фонда нежилых помещений города Москвы, систем инженерного обеспечения, коммунального обеспечения, энергетики и энергосбережения; 14) регулирование использования водных объектов городского значения, а также недр для строительства подземных сооружений на территории города Москвы; 15) благоустройство территории города Москвы и охрана окружающей среды, контроль за использованием земель на территории города Москвы; 16) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; 17) координация и развитие промышленности города Москвы; 18) организация утилизации и переработки отходов производства и потребления; 19) организация ритуальных услуг, содержание кладбищ и иных мест захоронения; 20) городские транспорт и связь; 21) дорожное строительство и содержание дорог городского значения; 22) строительство и реконструкция, градостроительное законодательство города Москвы; 23) Генеральный план развития города Москвы, другие планы и программы градостроительного развития города Москвы и частей его территории; 24) городские радио, телевидение, печать, создание условий для деятельности средств массовой информации в городе Москве; 25) организация и содержание городской информационной службы; 26) организация и содержание городских архивов; 27) установление и регулирование отношений с субъектами Российской Федерации, международных и внешнеэкономических связей города Москвы, заключение договоров и соглашений города Москвы, межпарламентских и межправительственных договоров; 28) представительство города Москвы в федеральных органах государственной власти, в других субъектах Российской Федерации и за рубежом; 29) награды и почетные звания города Москвы; 30) учет граждан, проживающих в городе Москве, составление и ведение списков избирателей в городе Москве; 31) государственная служба города Москвы и законодательство о муниципальной службе в городе Москве; 32) сохранение городских исторических и культурных памятников, развитие городских традиций и обрядов; 33) другие вопросы, не отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и города Москвы. 2. По предметам ведения города Москвы город Москва осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов города Москвы. 3. В случае отсутствия закона города Москвы, регулирующего отношения по предмету ведения города Москвы, это регулирование может осуществляться указом Мэра Москвы, который подлежит отмене или изменению после принятия соответствующего закона города Москвы. 4. В случае противоречия между нормативным правовым актом Российской Федерации и нормативным правовым актом города Москвы, принятым по предмету ведения города Москвы, действует нормативный правовой акт города Москвы. Глава 3. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ Статья 14. Правовые основы территориального деления города Москвы Территориальное деление города Москвы осуществляется на основании настоящего Устава и правовых актов города Москвы. Статья 15. Территориальные единицы города Москвы 1. Территориальными единицами города Москвы являются районы, административные округа и другие части территории города Москвы, имеющие наименования и границы, закрепленные правовыми актами города Москвы. 2. Правовое положение районов и других территориальных единиц регулируется настоящим Уставом и иными законами города Москвы. Статья 16. Районы города Москвы 1. Районы города Москвы образуются с учетом исторических, географических, градостроительных особенностей соответствующих территорий, численности населения, социально-экономических характеристик, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры, возможностей решения местных вопросов в интересах населения района. 2. Образование, преобразование и упразднение районов, присвоение им наименований, установление и изменение их границ осуществляются Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы. Статья 17. Административные округа города Москвы 1. Административные округа - территориальные единицы города Москвы, образуемые для административного управления соответствующими территориями. 2. Образование, преобразование и упразднение административных округов, присвоение им наименований, установление и изменение их границ осуществляются Мэром Москвы. 3. Административный округ включает в себя несколько районов города Москвы. Границы административного округа не могут пересекать границ районов. Статья 18. Территориальные единицы с особым статусом 1. Территориальные единицы с особым статусом - историко-культурные, лесопарковые, промышленные зоны, а также территории, используемые для обеспечения городского хозяйства, транспортных коммуникаций, энерго- и водоснабжения города Москвы, территории ярмарок, выставок и другие. 2. Территориальная единица с особым статусом, включающая полностью или частично территорию района (районов) города Москвы, образуется Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы. 3. Вне территорий районов территориальные единицы с особым статусом образуются Мэром Москвы. 4. Статус указанных территорий и порядок их образования устанавливаются законом города Москвы. Статья 19. Регистрация территориальных единиц города Москвы Правительство Москвы регистрирует территориальные единицы города Москвы, изменения территориального деления города, информирует население города Москвы о территориальном делении города Москвы и его изменениях. Глава 4. ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ И ЗЕМЕЛЬНО ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ Статья 20. Собственность города Москвы 1. В собственности города Москвы находятся средства бюджета города Москвы, имущество городских государственных предприятий и учреждений, акции и доли города Москвы в хозяйственных обществах, иные объекты гражданских прав, в том числе земля и природные ресурсы в границах города Москвы, не находящиеся в соответствии с законом в частной собственности, собственности муниципальных образований, собственности Российской Федерации или других определенных законом собственников. 2. В собственности города Москвы в соответствии с федеральным законодательством может находиться имущество за пределами территории города Москвы. 3. От имени города Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции, установленной настоящим Уставом и иными правовыми актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, по специальному поручению от имени города Москвы могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. 4. Имущество, являющееся собственностью города Москвы, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, а также средства бюджета города Москвы составляют казну города Москвы. Статья 21. Объекты собственности города Москвы, не подлежащие отчуждению На территории города Москвы не подлежат отчуждению: 1) земли общего пользования: земли транспортных магистралей, улицы, площади, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы в соответствии с перечнем, установленным законом города Москвы, принимаемым Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы; 2) земли особо охраняемых природных территорий; 3) памятники истории и культуры, иные объекты историко-культурного назначения в соответствии с перечнем, установленным законом города Москвы, принимаемым Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы; 4) объекты оздоровительного назначения в соответствии с перечнем, устанавливаемым законом города Москвы, принимаемым Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы; 5) объекты, подаренные городу Москве, построенные или созданные на собранные гражданами средства. Статья 22. Собственность муниципальных образований в городе Москве 1. В собственности муниципальных образований могут находиться средства бюджетов муниципальных образований, имущество, иные объекты гражданских прав, приобретенные по основаниям и в порядке, не противоречащим федеральному законодательству и законодательству города Москвы. 2. Порядок и условия передачи городом Москвой земельных участков, других объектов недвижимости и иного имущества в собственность муниципальных образований определяются на основании закона города Москвы, принимаемого Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы. 3. В отношении собственности муниципальных образований правомочия собственника осуществляют органы местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами города Москвы, а в случаях, предусмотренных законами города Москвы и уставами муниципальных образований, - население непосредственно. Статья 23. Разграничение собственности на территории города Москвы 1. Разграничение государственной собственности на федеральную собственность и собственность города Москвы находится в совместном ведении Российской Федерации и города Москвы. Отнесение государственного имущества к собственности города Москвы осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и договором между Российской Федерацией и городом Москвой. Перечень объектов собственности Российской Федерации на территории города Москвы составляется и изменяется совместно Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы на основании Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации", иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации. 2. Город Москва и Российская Федерация могут иметь общую государственную собственность. 3. Споры по разграничению государственной собственности города Москвы и Российской Федерации разрешаются в порядке, установленном федеральным законодательством. 4. Разграничение собственности между городом Москвой и муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с настоящим Уставом и законами города Москвы. 5. Перечень объектов, находящихся в собственности города Москвы, передаваемых в собственность муниципальных образований, определяется законом города Москвы. 6. Город Москва может передавать часть объектов, находящихся в собственности города Москвы, в управление муниципальным образованиям в порядке и на условиях, установленных законами города Москвы. Статья 24. Приватизация объектов собственности города Москвы и муниципальных образований 1. Приватизация объектов собственности города Москвы и объектов собственности муниципальных образований осуществляется в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы и программами приватизации. 2. Приватизация объектов собственности муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и законами города Москвы. Статья 25. Землепользование в городе Москве 1. Землепользование в городе Москве осуществляется исходя из приоритета охраны жизни и здоровья человека, его всестороннего развития, обеспечения благоприятных экологических условий для его жизнедеятельности при соблюдении прав и законных интересов других лиц. 2. Использование земель в городе Москве является строго целевым. Контроль за использованием земель в городе Москве осуществляют органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления. 3. Реализация прав на земельные участки осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы, с учетом планов зонирования территории города Москвы, земельного кадастра, планов градостроительного перспективного развития территории города Москвы. 4. В порядке и на условиях, предусмотренных федеральным законодательством и законами города Москвы, земельные участки в городе Москве могут передаваться в собственность, аренду, пожизненное наследуемое владение, постоянное бессрочное пользование. 5. Землепользователи обязаны своевременно вносить установленные законом земельные налоги и другие платежи. Статья 26. Полномочия Московской городской Думы по вопросам отношений собственности и земельно-имущественных отношений К ведению Московской городской Думы относятся: 1) установление порядка управления и распоряжения собственностью города Москвы; 2) установление порядка разграничения собственности города Москвы и собственности муниципальных образований; 3) установление полномочий органов государственной власти города Москвы в области использования, охраны, контроля за использованием и охраной земли, других природных ресурсов, памятников истории и культуры в городе Москве; 4) установление порядка осуществления градостроительной деятельности на территории города Москвы; 5) установление по представлению Мэра Москвы перечня объектов недвижимости и описаний границ земельных участков на территории города Москвы, которые не могут быть отчуждены или переданы в аренду. Статья 27. Полномочия органов исполнительной власти города Москвы по вопросам отношений собственности и земельно-имущественных отношений К ведению органов исполнительной власти города Москвы относятся: 1) управление и распоряжение собственностью города Москвы, а также управление федеральной собственностью, переданной Российской Федерацией в управление городу Москве в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации; 2) установление ставок арендной платы, других платежей за пользование недвижимым имуществом города Москвы; 3) взыскание штрафов за нарушение законодательства в области земельно-имущественных отношений; 4) градостроительное зонирование территории города Москвы в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы; 5) составление и ведение земельного кадастра города Москвы; 6) утверждение градостроительных планов частей территории города Москвы, проектов детальной планировки территорий и схем их застройки в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы и с учетом интересов и мнения жителей, проектов межевания территории города Москвы; 7) контроль за использованием и охраной земель, других объектов недвижимости на территории города Москвы; 8) иные полномочия, установленные федеральным законодательством. Глава 5. БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА Статья 28. Бюджетная система города Москвы 1. Бюджетная система города Москвы состоит из бюджетов двух уровней: - первый уровень - бюджет города Москвы, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов города Москвы; - второй уровень - бюджеты муниципальных образований. 2. Бюджет города Москвы и свод бюджетов муниципальных образований составляют консолидированный бюджет города Москвы. Статья 29. Бюджет города Москвы 1. Бюджет города Москвы на очередной год утверждается в форме закона города Москвы. 2. В составе бюджета города Москвы могут быть образованы целевые бюджетные фонды. Примечание. Третье предложение пункта 3 признано противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению. 3. Доходы бюджета города Москвы формируются в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Доходы бюджета города Москвы образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К источникам доходов бюджета города Москвы законом города Москвы относятся налоги и сборы, установленные федеральным законодательством в качестве источников доходов бюджетов муниципальных образований. 4. Город Москва самостоятельно определяет направления расходования средств бюджета города Москвы. Статья 30. Территориальные государственные внебюджетные фонды города Москвы 1. Доходы и расходы территориальных государственных внебюджетных фондов города Москвы формируются в порядке, установленном федеральным законодательством. 2. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов города Москвы, отчеты об их исполнении рассматриваются Правительством Москвы и вносятся Мэром Москвы на утверждение Московской городской Думы. Статья 31. Бюджетный процесс в городе Москве 1. Бюджетный процесс в городе Москве регламентируется федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. 2. Проекты законов о бюджете города Москвы, бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов города Москвы, отчетах об их исполнении в Московскую городскую Думу представляет Мэр Москвы. 3. Организацию казначейского исполнения бюджета города Москвы по доходам и расходам, управление средствами на бюджетных счетах осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы. 4. Контроль за исполнением бюджета города Москвы, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов города Москвы осуществляет Контрольно-счетная палата Москвы. Порядок деятельности и задачи Контрольно-счетной палаты Москвы регулируются законом города Москвы. Статья 32. Бюджеты муниципальных образований 1. Муниципальные образования в городе Москве имеют самостоятельные бюджеты, утверждаемые представительными органами местного самоуправления. 2. Формирование, утверждение и исполнение бюджетов муниципальных образований, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном федеральными законами и законами города Москвы. 3. Доходы бюджетов муниципальных образований образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, определенных законами города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, а также за счет безвозмездных перечислений. 4. Формы финансовой помощи, предоставляемой бюджетам муниципальных образований из бюджета города Москвы, определяются федеральными законами и законами города Москвы. 5. Расходы, финансируемые из бюджетов муниципальных образований, определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и законами города Москвы. 6. Муниципальным образованиям в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы обеспечиваются минимальные бюджеты муниципальных образований путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов бюджетов муниципальных образований. Минимально необходимые расходы бюджетов муниципальных образований устанавливаются законами города Москвы на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. 7. Органы государственной власти города Москвы в соответствии со своими полномочиями осуществляют контроль за расходованием средств, поступивших в бюджеты муниципальных образований из бюджета города Москвы. Глава 6. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ГОРОДА МОСКВЫ Статья 33. Московская городская Дума 1. Московская городская Дума является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти города Москвы. 2. Московская городская Дума обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. 3. Численный состав Московской городской Думы - 35 депутатов. Московская городская Дума избирается сроком на четыре года. Статья 34. Депутаты Московской городской Думы 1. Депутаты Московской городской Думы избираются жителями города Москвы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 2. Депутатом Московской городской Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года и обладающий избирательным правом. 3. Порядок выборов депутатов Московской городской Думы устанавливается законом города Москвы. 4. Московская городская Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее 2/3 депутатов от установленного численного состава Московской городской Думы. Московская городская Дума нового созыва собирается на свое первое заседание по праву на тридцатый день после дня избрания не менее 2/3 депутатов от установленного численного состава Московской городской Думы. Первое заседание Московской городской Думы может быть созвано и ранее указанного срока по инициативе Мэра Москвы. Открывает первое заседание старейший по возрасту депутат. Полномочия депутатов Московской городской Думы предыдущего созыва прекращаются с момента открытия первого заседания Московской городской Думы нового созыва. 5. Если при проведении выборов избрано менее 2/3 установленного числа депутатов Московской городской Думы нового созыва, прекращенными считаются полномочия депутатов прежнего созыва в округах, в которых избраны депутаты нового созыва Московской городской Думы. 6. При вступлении в должность депутат Московской городской Думы приносит присягу: "Клянусь при осуществлении полномочий депутата Московской городской Думы соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав и законы города Москвы, честно и добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности, служить процветанию города и благополучию его жителей". 7. Депутат Московской городской Думы работает на постоянной основе и не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. 8. Депутат Московской городской Думы имеет право на внесение депутатского запроса органам исполнительной власти города Москвы или их должностным лицам. Порядок внесения и рассмотрения депутатского запроса устанавливается законом города Москвы. 9. Депутат Московской городской Думы вправе добровольно сложить свои полномочия. 10. Статус депутата Московской городской Думы устанавливается законом города Москвы в соответствии с федеральным законом. Статья 35. Полномочия Московской городской Думы 1. К ведению Московской городской Думы относятся: 1) принятие Устава и иных законов города Москвы; принятие постановлений Московской городской Думы; 2) рассмотрение проекта бюджета города Москвы, проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов города Москвы, утверждение бюджета города Москвы, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов города Москвы, контроль за их исполнением, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета города Москвы, отчетов об исполнении бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов города Москвы; 3) установление региональных и местных налогов и сборов, порядка предоставления льгот по ним, а также конкретных размеров ставок и налоговых льгот по федеральным налогам в пределах прав, предоставляемых субъектам Российской Федерации федеральным законодательством; 4) утверждение Генерального плана развития города Москвы, программ социально-экономического развития города Москвы, программ развития местного самоуправления в городе Москве, целевых программ города Москвы, отчетов об их исполнении, представленных Мэром Москвы, в случаях и порядке, предусмотренных законами города Москвы; 5) утверждение соглашений об изменении границ города Москвы; 6) установление общего порядка проведения инвестиционной политики в городе Москве; 7) избрание Председателя Московской городской Думы и его заместителей и освобождение их от должности; 8) установление и изменение структуры Московской городской Думы; образование и упразднение депутатских комиссий и рабочих групп Московской городской Думы; утверждение положения об аппарате Московской городской Думы; назначение руководителя аппарата Московской городской Думы и освобождение его от должности; 9) дача согласия на привлечение депутата Московской городской Думы к ответственности в установленных законом случаях; 10) осуществление контрольных функций, установленных законом города Москвы в соответствии с настоящим Уставом и федеральным законодательством; 11) осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; 12) избрание представителя от Московской городской Думы и согласование назначения представителя от исполнительного органа государственной власти города Москвы в Совете Федерации в порядке, установленном федеральным законом и правовыми актами города Москвы; 13) направление в Конституционный Суд Российской Федерации запроса в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации; 14) толкование законов города Москвы, за исключением Устава города Москвы; 15) выражение в порядке, установленном федеральным законом, законом города Москвы, согласия на назначение Прокурора города Москвы, начальника Главного управления внутренних дел города Москвы, начальника Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в городе Москве, судей Арбитражного суда города Москвы, Московского городского суда, районных судов города Москвы, утверждение общего списка народных заседателей, представленного органами местного самоуправления; 16) назначение Председателя Контрольно-счетной палаты Москвы, его заместителей, аудиторов Контрольно-счетной палаты Москвы и освобождение их от должности; 17) назначение по представлению Мэра Москвы судей Уставного суда города Москвы; 18) назначение даты выборов в Московскую городскую Думу, а также назначение даты выборов Мэра и Вице-мэра Москвы в порядке, установленном законом города Москвы; 19) установление порядка назначения и проведения референдума города Москвы и местного референдума в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы; 20) участие в формировании избирательных комиссий в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы; 21) выражение недоверия Мэру Москвы и должностным лицам, в назначении которых Московская городская Дума принимала участие, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Уставом; 22) определение порядка деятельности органов местного самоуправления; 23) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований; 24) установление источников доходов бюджетов муниципальных образований; 25) установление порядка распределения доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов города Москвы между бюджетом города Москвы и бюджетами муниципальных образований; 26) назначение мировых судей города Москвы в порядке, установленном законами города Москвы; 27) заключение соглашений с органами законодательной власти других субъектов Российской Федерации и иностранных государств; 28) утверждение договоров и соглашений города Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы; 29) объединение или преобразование муниципальных образований, установление или изменение их территорий с учетом мнения населения муниципальных образований; 30) установление порядка организации и деятельности органов территориального общественного самоуправления; 31) установление штрафов и иных видов административной ответственности граждан, должностных лиц, организаций за нарушения законодательства по вопросам, отнесенным к ведению города Москвы; 32) рассмотрение протестов и представлений Прокурора города Москвы по вопросам несоответствия федеральному законодательству и законодательству города Москвы принятых Московской городской Думой законов города Москвы и постановлений Московской городской Думы; 33) иные вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими правовыми актами Российской Федерации к ведению законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иные вопросы, отнесенные настоящим Уставом к ведению Московской городской Думы. 2. Московская городская Дума самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. 3. Порядок осуществления Московской городской Думой своих полномочий, правила и процедуры работы Московской городской Думы устанавливаются Регламентом Московской городской Думы. 4. Московская городская Дума осуществляет свои полномочия на заседаниях. Заседания Московской городской Думы проводятся открыто. В предусмотренных Регламентом Московской городской Думы случаях могут проводиться закрытые заседания. Статья 36. Принятие Московской городской Думой законов, постановлений и иных актов 1. Право законодательной инициативы в Московской городской Думе по предметам ее ведения, установленным статьей 35 настоящего Устава, принадлежит депутатам, комиссиям, фракциям и рабочим группам Московской городской Думы, Мэру Москвы, Председателю Московского городского суда, Председателю Арбитражного суда города Москвы, Прокурору города Москвы, представителю Московской городской Думы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Уставному суду города Москвы, представительным органам местного самоуправления, а также гражданам, реализующим право гражданской законодательной инициативы в порядке, установленном законом города Москвы. 2. Законопроекты о введении либо об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств города Москвы, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета города Москвы, рассматриваются Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Московскую городскую Думу в тридцатидневный срок со дня получения Мэром Москвы законопроекта. 3. Законодательная инициатива реализуется внесением в Московскую городскую Думу проектов закона города Москвы, постановления Московской городской Думы. 4. Московская городская Дума правомочна принимать законы города Москвы, постановления Московской городской Думы, заявления, обращения, документы по организации работы Московской городской Думы, если число депутатов, присутствующих (зарегистрированных) на заседании Московской городской Думы, составляет не менее половины от установленного числа депутатов Московской городской Думы. 5. Устав и поправки к нему принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Московской городской Думы. Порядок принятия Устава, изменений и дополнений к нему устанавливается законом города Москвы. 6. Законы города Москвы принимаются большинством голосов от установленного численного состава депутатов Московской городской Думы, если иное не предусмотрено федеральным законом. Постановления Московской городской Думы принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом. 7. Законами города Москвы регулируются вопросы, отнесенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и иными законами города Москвы к ведению города Москвы. Постановлениями Московской городской Думы оформляются решения организационно-распорядительного характера по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. 8. Законы города Москвы подписываются Мэром Москвы, а постановления Московской городской Думы - Председателем Московской городской Думы в порядке, установленном законом города Москвы. Законы города Москвы, принятые Московской городской Думой, направляются для подписания и обнародования Мэру Москвы в четырнадцатидневный срок. Мэр Москвы подписывает и обнародует принятые Московской городской Думой законы города Москвы в четырнадцатидневный срок. 9. Документы, не являющиеся законами города Москвы или постановлениями Московской городской Думы, принимаются в соответствии с Регламентом Московской городской Думы. 10. Порядок и условия принятия Московской городской Думой процедурных решений устанавливаются Регламентом Московской городской Думы. Статья 37. Председатель Московской городской Думы и его заместители 1. Московская городская Дума избирает из числа депутатов тайным голосованием Председателя Московской городской Думы и его заместителей. Срок полномочий и порядок избрания Председателя Московской городской Думы и его заместителей устанавливаются Регламентом Московской городской Думы. 2. Председатель Московской городской Думы: 1) отвечает за подготовку заседаний Московской городской Думы; 2) ведет заседания Московской городской Думы, осуществляя предусмотренные Регламентом Московской городской Думы полномочия председательствующего; 3) созывает внеочередные заседания Московской городской Думы; 4) подписывает постановления, заявления, обращения и другие документы Московской городской Думы; 5) выполняет представительские функции; 6) выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. 3. В отсутствие Председателя Московской городской Думы его функции выполняет один из заместителей Председателя Московской городской Думы в соответствии с порядком, установленным Регламентом Московской городской Думы. По поручению Московской городской Думы или ее Председателя заместители Председателя Московской городской Думы могут выполнять иные функции. Статья 38. Осуществление Московской городской Думой контрольных функций 1. Московская городская Дума осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов города Москвы и постановлений Московской городской Думы, исполнением бюджета города Москвы, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью города Москвы. 2. Органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления, иные организации, должностные лица обязаны в месячный срок по обращению Московской городской Думы, депутата Московской городской Думы, депутатской комиссии, рабочей группы или фракции Московской городской Думы предоставлять запрашиваемую информацию по вопросам, относящимся к ведению Московской городской Думы, а в случае указания на нарушение законодательства незамедлительно принимать меры для устранения нарушения и привлечения виновных к ответственности. Статья 39. Порядок досрочного прекращения полномочий Московской городской Думы 1. Полномочия Московской городской Думы могут быть прекращены досрочно в случае: 1) принятия Московской городской Думой решения о самороспуске в порядке, предусмотренном законодательством города Москвы; 2) роспуска Московской городской Думы Мэром Москвы по основаниям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи; 3) вступления в силу решения Московского городского суда о неправомочности данного состава депутатов Московской городской Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий; 4) принятия федерального закона о роспуске Московской городской Думы. 2. Мэр Москвы вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Московской городской Думы в случае принятия Московской городской Думой закона города Москвы, постановления Московской городской Думы, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и города Москвы, настоящему Уставу, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Московская городская Дума не устранила их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения. 3. В случае досрочного прекращения полномочий Московской городской Думы в соответствии с настоящим Уставом и законом города Москвы назначаются внеочередные выборы в Московскую городскую Думу. Указанные выборы проводятся через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Московской городской Думы. Глава 7. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ГОРОДА МОСКВЫ Статья 40. Мэр Москвы 1. Мэр Москвы является высшим должностным лицом города Москвы. 2. Мэр Москвы избирается жителями города Москвы на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 3. Мэром Москвы может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет и обладающий избирательным правом. 4. Одно и то же лицо не может избираться на должность Мэра Москвы более двух сроков подряд. 5. Порядок выборов и вступления в должность Мэра Москвы устанавливается законами города Москвы. 6. При вступлении в должность Мэр Москвы приносит присягу: "Клянусь при осуществлении полномочий Мэра Москвы соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральное законодательство, Устав и законы города Москвы, честно и добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности, служить процветанию города и благополучию его жителей". 7. С момента принесения присяги Мэр Москвы считается вступившим в должность. 8. Гарантии деятельности Мэра Москвы определяются законом города Москвы. 9. Мэр Москвы не может быть депутатом Московской городской Думы, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. 10. В случае признания выборов Мэра Москвы несостоявшимися, недействительными или в случае, если ни один из баллотировавшихся кандидатов не был избран, действующий Мэр Москвы продолжает исполнять свои обязанности до вступления в должность вновь избранного Мэра Москвы. 11. Со дня избрания нового Мэра Москвы Мэр Москвы, продолжающий исполнение своих обязанностей до вступления в должность вновь Страницы: 1 2 |