Страницы: 1 2 избирательная комиссия выносит ему письменное предупреждение, а при повторном нарушении может отменить решение о регистрации этого кандидата, о чем доводится до сведения избирателей округа и кандидата. Глава VII. Предвыборная агитация Статья 27. Право на предвыборную агитацию 1. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. 2. Во всех формах предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы и органы местного самоуправления, их должностные лица при исполнении ими служебных обязанностей, воинские части и военные учреждения, а также благотворительные организации и религиозные объединения. 3. Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Кандидат, избирательное объединение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами. Журналистам, должностным лицам средств массовой информации и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов. Статья 28. Условия проведения предвыборной агитации через средства массовой информации и условия распространения агитационных печатных материалов 1. Кандидаты имеют равные права на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам телерадиокомпаний и кабельного телевидения в порядке, определяемом городской избирательной комиссией. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти города Москвы либо которые финансируются полностью или частично за счет средств, выделяемых из городского бюджета и государственных внебюджетных фондов, обязаны в порядке, установленном городской избирательной комиссией, обеспечить равные возможности для изложения предвыборных программ кандидатов, в том числе при дополнительной оплате кандидатами эфирного времени. 2. Кандидаты и общественные объединения, участвующие в выборах, вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца эти объектов, кроме помещений, где размещаются избирательные комиссии и места для голосования, а также памятников и обелисков, зданий и помещений, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, перечень которых определяется территориальными избирательными комиссиями и доводится до сведения кандидатов и избирательных объединений. Не позднее чем за 30 дней до дня выборов администрация района обязана оборудовать специальные места для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, и их должно быть не менее одного в пределах территории каждого избирательного участка. 3. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Порядок использования помещений для этих целей устанавливается окружной избирательной комиссией. 4. Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации. Статья 29. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации 1. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. 2. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации, в том числе агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. В случае совершения указанных нарушений городская, окружные и территориальные избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок. 3. Запрещается проведение предвыборной агитации против кандидата с распространением ложных сведений, а также сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных), ценных бумаг и выплатой денежных средств. Кандидаты, избирательные объединения и их уполномоченные представители и доверенные лица не вправе вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение предвыборной агитационной работы (сбор подписей, распространение плакатов и листовок и т.п.), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов, а также значков, специально изготовленных для избирательной кампании. Кандидаты, избирательные объединения и их доверенные лица и уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ. В случае совершения указанных действий окружная или городская избирательные комиссии вправе отменить решение о регистрации кандидата. Статья 30. Сроки проведения предвыборной агитации Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные на территории избирательных участков, могут сохраняться на прежних местах. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается. Глава VIII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 31. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов 1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов в городскую Думу, а также по обеспечению деятельности этих избирательных комиссий производятся за счет средств, выделяемых из городского бюджета. Средства, выделенные на проведение выборов в городскую Думу, поступают в распоряжение городской избирательной комиссии и распределяются ею между всеми избирательными комиссиями. Председатель избирательной комиссии распоряжается денежными средствами и несет ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам. 2. Участковые избирательные комиссии представляют отчеты о расходовании выделенных им денежных средств в окружные избирательные комиссии не позднее трех дней после выборов. 3. Окружные и территориальные избирательные комиссии представляют отчеты о расходовании выделенных им средств в городскую избирательную комиссию не позднее 20 дней со дня официального опубликования результатов выборов. 4. Городская избирательная комиссия представляет отчет о расходовании выделенных ей средств в городскую Думу и правительство Москвы не позднее двух месяцев после официального опубликования результатов выборов. Указанный отчет передается городской избирательной комиссией в средства массовой информации не позднее одного месяца со дня его представления в городскую Думу и правительство Москвы. Статья 32. Избирательные фонды и порядок их создания 1. Кандидаты и избирательные объединения создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации с открытием специальных временных счетов в отделениях банков с разрешения соответственно окружной или городской избирательной комиссии после регистрации кандидата. Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих средств: - средств, выделенных кандидату и избирательному объединению в равных размерах на предвыборную агитацию окружной избирательной комиссией; - собственных средств кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 500 раз; - средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 1000 раз; - собственных средств избирательного объединения, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 1000 раз на каждого выдвинутого кандидата; - добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Общая сумма пожертвований отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 20 раз, а в фонд избирательного объединения - более чем в 30 раз. Сумма пожертвований отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата или в фонд избирательного объединения не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 200 и 2000 раз соответственно. При этом общий объем средств, выделенных избирательным объединением в собственный избирательный фонд и избирательные фонды кандидатов, в сумме не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 1000 раз на каждого выдвинутого кандидата. Предельная сумма расходов кандидата, избирательного объединения за счет средств избирательных фондов не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 1000 и в 40000 раз соответственно. 2. Кандидату и избирательному объединению запрещается использование иных денежных средств для ведения предвыборной агитации, кроме средств, объединенных избирательным фондом. Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны лиц, не имеющих гражданства, иностранных государств, их организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также воинских частей, благотворительных организаций, религиозных объединений, государственных и муниципальных предприятий, организаций, учреждений и органов местного самоуправления. Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в избирательные фонды, устанавливается федеральным законодательством. 3. Банки предоставляют сведения о поступлении средств на специальные временные счета кандидатов и избирательных объединений соответственно окружной или городской избирательным комиссиям в трехдневный срок со дня поступления средств. Если добровольные пожертвования поступили в избирательные фонды от физических или юридических лиц, не имеющих право осуществлять такие пожертвования, либо в превышающих предусмотренных настоящей статьей размерах, кандидаты и избирательные объединения обязаны вернуть эти пожертвования соответственно полностью или часть их, превышающую установленный размер пожертвования, жертвователям с указанием причин возврата. Анонимные пожертвования перечисляются в доход государства, доход городского бюджета. Банки предоставляют сведения о расходовании денежных средств, находящихся на специальных временных счетах кандидатов и избирательных объединений, соответствующей избирательной комиссии по ее письменному запросу. Если кандидат или избирательное объединение использовали иные денежные средства для ведения предвыборной агитации помимо средств, поступивших в избирательные фонды, соответствующие окружные или городская избирательные комиссии вправе обратиться в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата. Все финансовые операции со специальными временными счетами кандидатов и избирательных объединений прекращаются в день выборов. Окружная или городская избирательные комиссии могут на основании соответствующего ходатайства кандидата или общественного объединения продлить срок проведения финансовых операций по оплате расходов, произведенных до дня выборов. 4. Кандидат, избирательные объединения не позднее чем через 30 дней после дня выборов представляют в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках избирательного фонда, а также о всех произведенных затратах. Избирательная комиссия не позднее чем через 45 дней после представления отчета в городскую избирательную комиссию передает его в средства массовой информации для опубликования. Статья 33. Порядок расходования средств избирательных фондов 1. Порядок открытия и ведения специальных временных счетов в отделениях банков, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной комиссией. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам и избирательным объединениям. 2. Остатки денежных средств на счетах избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений после завершения выборов возвращаются организациям и лицам, осуществившим перечисления и пожертвования, пропорционально вложенным ими средствам. Глава IX. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ Статья 34. Время голосования и досрочное голосование 1. Голосование на выборах депутатов городской Думы проводится в день выборов с 8 до 22 часов. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии оповещают избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней и информационные материалы обо всех выдвинутых кандидатах в депутаты. В информационных материалах не должно содержаться агитационных призывов. Образцы заполненных избирательных бюллетеней не должны содержать фамилии баллотирующихся кандидатов. 2. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении территориальной (за 15-2 дня до выборов) или участковой (за 1 день до выборов) избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования. Если избиратель голосует в помещении территориальной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей территориальной избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной избирательной комиссии. На месте склейки конверта ставится печать территориальной избирательной комиссии либо подписи двух ее членов с правом решающего голоса. Территориальная избирательная комиссия передает списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает проголосовавших таким образом избирателей в своем экземпляре списка избирателей. Досрочное голосование в помещении избирательного участка осуществляется в аналогичном порядке. Статья 35. Избирательный бюллетень 1. Текст избирательного бюллетеня утверждает окружная избирательная комиссия. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности (рода занятий), места работы и жительства каждого кандидата, а также указанием, кем выдвинут кандидат. Эти данные согласовываются с кандидатом. В бюллетене указывается также принадлежность кандидата к партии или общественному объединению, входящему в состав избирательного объединения (блока), если такая принадлежность имеет место. Если кандидат выдвинут непосредственно избирателями, его политическая принадлежность указывается только по желанию самого кандидата. 2. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне листа. Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. Каждый избирательный бюллетень должен иметь указание о порядке его заполнения. 3. Избирательные бюллетени печатаются по решению городской избирательной комиссии и пересылаются окружным избирательным комиссиям не позднее чем за 20 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают избирательные бюллетени через территориальные избирательные комиссии не позднее чем за один день до выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число включенных в списки избирателей по избирательному участку более чем на половину одного процента. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставится печать участковой избирательной комиссии либо подписи не менее двух ее членов с правом решающего голоса. Не заверенные участковой избирательной комиссией бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. 4. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления бюллетеней, территориальные или участковые избирательные комиссии по указанию окружной избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях фамилии и другие данные о выбывших кандидатах. Статья 36. Порядок голосования 1. В 8 часов утра в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями избирателей, проголосовавших досрочно, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики. Число бюллетеней оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей получить избирательные бюллетени и приступить к голосованию. 2. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлению паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность, членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. В случае, если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и избирательных объединений. Лицо, оказавшее избирателю помощь, расписывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателей о получении избирательных бюллетеней" с указанием своей фамилии. 3. Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабинетах или комнатах, в которых не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии, наблюдателем, доверенным лицом кандидата. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя о получении избирательных бюллетеней. Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции "против всех кандидатов". В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательный ящик, который должен находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Число избирательных ящиков определяется участковой избирательной комиссией. 4. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. Для этих целей у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. После получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие для проведения голосования по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей, в котором делается соответствующая отметка о голосовании. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя. 5. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь, иной член комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный комиссией. 6. По истечении времени голосования в 22 часа председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования. 7. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. Статья 37. Подсчет голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями 1. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов и избирательные объединения. 2. Перед началом подсчета голосов председатель с помощью других членов участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии, наблюдателей, представителей избирательных объединений и кандидатов подсчитывает и погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, которое заносится в протокол. Затем на основании списков избирателей устанавливается число зарегистрированных избирателей и число избирательных бюллетеней, выданных избирателям (по числу отметок о получении бюллетеней). Эти данные оглашаются и записываются в протокол. После этого председатель комиссии проверяет сохранность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. 3. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных ящиках. Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне избирательного участка. Если бюллетеней окажется больше, чем имеется заявлений, все бюллетени, находившиеся в переносных избирательных ящиках, признаются недействительными. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. К таким бюллетеням относятся бюллетени, изготовленные не по установленному городской избирательной комиссией образцу, имеющие иной по сравнению с утвержденным окружной избирательной комиссией текст, а также бюллетени, не заверенные подписью членов комиссии или ее печатью. Эти бюллетени отделяются от остальных, и их число указывается в протоколе. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. 4. После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосования. Протокол печатается на пишущей машинке либо заполняется от руки разборчиво, стойкими чернилами. Исправления в протоколе не допускаются. В протоколе об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии указывают следующие данные: - общее число зарегистрированных избирателей (с учетом избирателей, внесенных дополнительно в список); - число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, в том числе: - на избирательном участке в день голосования, - проголосовавшим досрочно, - проголосовавшим вне помещения для голосования; - число погашенных избирательных бюллетеней; - число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; - число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; - число избирательных бюллетеней, признанных действительными; - число избирательных бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций); - число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата, включенного в избирательный бюллетень; - число голосов, поданных против всех кандидатов. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии, не согласные с его содержанием, вправе высказать особое мнение, которое в письменном виде прилагается к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса немедленно направляется в территориальную избирательную комиссию. К нему приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую избирательную комиссию, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. Второй экземпляр протокола об итогах голосования вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, списками избирателей и другими документами комиссии после окончания работы участковой комиссии передается на хранение в территориальную избирательную комиссию. 5. При наличии письменного заявления наблюдателя с указанием мотивов обращения председатель участковой избирательной комиссии вправе организовать проведение однократного повторного подсчета голосов по одному из кандидатов. По требованию любого члена участковой избирательной комиссии, доверенного лица кандидата или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Статья 38. Установление итогов голосования территориальной избирательной комиссией 1. Члены территориальной избирательной комиссии на основании суммирования данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий, устанавливают итоги голосования на территории района. 2. По итогам голосования территориальная избирательная комиссия составляет протокол, в который заносятся данные о числе участковых избирательных комиссий на территории района, о числе протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, поступивших в комиссию, суммарные данные по позициям протокола участковой избирательной комиссии, установленным статьей 37 настоящего Закона. Протокол территориальной избирательной комиссии составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии. К первому экземпляру протокола прилагается сводная таблица об итогах голосования на территории района с полными данными протоколов всех участковых избирательных комиссий. 3. Член территориальной избирательной комиссии, не согласный с содержанием протокола в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в территориальную избирательную комиссию, и решения, принятые по ним. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений территориальной избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. 4. Первый экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии после его подписания вместе с протоколами участковых комиссий, сводной таблицей, особыми мнениями членов избирательных комиссий, жалобами и решениями по ним незамедлительно направляется в окружную избирательную комиссию. Второй экземпляр протокола вместе со списками наблюдателей от кандидатов и избирательных объединений, иностранных наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствующих при установлении итогов голосования и составлении протокола, хранится в территориальной избирательной комиссии. Статья 39. Установление результатов выборов 1. На основании поданных протоколов территориальных и участковых избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия в соответствии с настоящим Законом устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах участковой и территориальной избирательных комиссий, а также при сомнении в правильности составления протоколов окружная избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится участковой комиссией в присутствии члена (членов) окружной избирательной комиссии. О результатах выборов по избирательному округу составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Протокол печатается на пишущей машинке либо заполняется от руки разборчиво, стойкими чернилами. Исправления в протоколе не допускаются. 2. В протоколе окружная избирательная комиссия указывает: - количество протоколов участковых и территориальных (отдельно) избирательных комиссий, на основании которых составлен настоящий протокол; - общее число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному округу; - число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям; - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, в том числе: - на избирательных участках в день голосования, - проголосовавшим досрочно, - проголосовавшим вне помещения для голосования; - число погашенных избирательных бюллетеней; - число избирательных бюллетеней, содержавшихся в ящиках для голосования; - число избирательных бюллетеней, признанных действительными; - число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; - фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого из них; - число голосов, поданных против всех кандидатов; - поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения. Далее в протоколе указывается одно из следующих решений: - признание кандидата избранным депутатом; - признание выборов по избирательному округу недействительными; - признание выборов по избирательному округу несостоявшимися. 3. Избранным по избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число действительных голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном количестве полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, в поддержку которого было собрано наибольшее число подписей избирателей. При равенстве числа подписей избирателей избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее других. 4. Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей или если выборы признаны ею недействительными более чем на 1/3 избирательных участков. 5. Окружная избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25 процентов избирателей, внесенных в списки на момент окончания подачи голосов. Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей избирателей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней. 6. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии с правом решающего голоса. Первый экземпляр протокола вместе с протоколами участковых избирательных комиссий и сводной таблицей по округу незамедлительно направляется в городскую избирательную комиссию. Второй экземпляр протокола вместе с другими документами хранится в избирательной комиссии. При подписании протокола члены окружной избирательной комиссии, не согласные с решением комиссии, вправе высказать особое мнение, которое в письменном виде прилагается к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Особые мнения членов комиссии прикладываются к первому экземпляру протокола. Заверенная копия протокола и сводной таблицы представляется для ознакомления присутствующим доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. 7. Городская избирательная комиссия на основании протоколов окружных избирательных комиссий и сводных таблиц с итогами голосования по каждому избирательному участку устанавливает общие итоги выборов в городскую Думу. При выявлении ошибок или несоответствий в протоколах окружной избирательной комиссии и иных нарушений, а также при сомнении в правильности составления протокола об итогах выборов городская избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующими окружными и участковыми избирательными комиссиями в присутствии члена (членов) городской избирательной комиссии. 8. На заседании окружной избирательной комиссии при подведении итогов выборов могут присутствовать наблюдатели, представляющие кандидатов и избирательные объединения, а также иностранные (международные) наблюдатели. Статья 40. Опубликование итогов голосования и результатов выборов 1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе и сводной таблице соответствующей избирательной комиссии, представляются для ознакомления любому избирателю. Избиратели вправе знакомиться с материалами состоявшихся выборов в городской и окружных избирательных комиссиях. 2. Окружные избирательные комиссии направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение трех дней после окончания выборов. Городская избирательная комиссия публикует полные данные о результатах выборов по каждому избирательному округу и в целом. Публикация осуществляется в течение месяца после окончания выборов. Статья 41. Регистрация избранных депутатов 1. Окружная избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного депутатом городской Думы. Кандидат, избранный депутатом городской Думы, в трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить в соответствующую окружную избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом депутата городской Думы. 2. Городская избирательная комиссия на основании поступивших протоколов окружных избирательных комиссий и сообщений избранных депутатов о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата городской Думы, не позднее чем в пятидневный срок после выборов регистрирует избранных депутатов городской Думы и публикует общие итоги выборов в средствах массовой информации. Статья 42. Использование автоматизированной информационной системы 1. В случае использования в ходе выборов автоматизированной информационной системы избирательная комиссия образует группу из числа членов избирательной комиссии с правом решающего и с правом совещательного голоса для контроля за использованием автоматизированной информационной системы. Все члены избирательной комиссии имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в автоматизированную информационную систему и выводимой из нее. 2. С момента начала голосования и до момента подписания протокола об итогах выборов городской избирательной комиссией автоматизированная информационная система используется исключительно для наблюдения за ходом и результатами голосования путем передачи данных от нижестоящих избирательных комиссий вышестоящим избирательным комиссиям. В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных от информационных центров вышестоящих избирательных комиссий информационным центрам нижестоящих избирательных комиссий, за исключением сигнала подтверждения приема информации. 3. Данные о ходе и результатах голосования, полученные через автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридической силы. 4. К протоколу избирательной комиссии должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащей данные, введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы контроля избирательной комиссии за использованием автоматизированной информационной системы и лица, ответственного за введение информации. Статья 43. Порядок хранения избирательных документов Документация избирательных комиссий всех уровней подлежит хранению в течение сроков и в порядке, установленном городской избирательной комиссией. При этом срок хранения избирательных бюллетеней должен быть не менее одного года со дня выборов, а протоколов избирательных комиссий - не менее одного года со дня объявления даты следующих выборов. Глава X. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН Статья 44. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению избирателем права избирать и быть избранным депутатом городской Думы, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, и в день выборов либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с федеральными законами. Глава XI. ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ. ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ ВМЕСТО ВЫБЫВШИХ Статья 45. Повторные выборы Если по избирательному округу выборы были признаны несостоявшимися или недействительными, городская избирательная комиссия в десятидневный срок принимает решение о проведении в избирательном округе повторных выборов. Сроки избирательных действий могут быть ею сокращены, однако не более чем на 1/3. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов окружной, территориальными и участковыми избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов. Статья 46. Проведение выборов депутатов вместо выбывших В случае досрочного прекращения полномочий депутата городской Думы в соответствующем избирательном округе в трехмесячный срок с момента выбытия депутата проводятся новые выборы. Выборы назначаются городской избирательной комиссией не позднее чем за три месяца до их проведения и организуются в соответствии с настоящим Законом. В случае досрочного прекращения полномочий депутата менее чем за год до истечения срока полномочий городской Думы действующего созыва выборы депутата вместо выбывшего не проводятся. Глава XII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 47. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его первого официального опубликования. Мэр Москвы Ю.М. Лужков Москва, Московская городская Дума 23 июня 1995 г. N 16 Приложение N 1 к Закону города Москвы от 23 июня 1995 года N 16 ПРОТОКОЛ собрания (конференции, съезда), собрания избирателей ---------------------------------------------------------------------- (название избирательного объединения, собрания избирателей) по выдвижению кандидата в депутаты Московской городской Думы Дата проведения "---" ----------------- 199-- года. Присутствовали: (указать число членов избирательного объединения, избранных представителями на конференцию, съезд, или число участников собрания избирателей). Председатель: Секретарь: Повестка дня: 1. Выдвижение кандидата в депутаты Московской городской Думы по избирательному округу N--- (избирательным округам NN------). 2. Слушали: (указать фамилию, имя, отчество, место работы и занимаемую должность либо род занятий каждого кандидата в депутаты). Постановили: 1. Выдвинуть кандидатом ----------------------------------------- (указать результаты голосования) 2. Избрать уполномоченным представителем избирательного объединения (собрания избирателей) ----------------------------------- Председатель Секретарь Печать избирательного объединения Примечание. При выдвижении кандидатов одновременно по нескольким избирательным округам к протоколу прилагаются выписки из данного протокола, составляемые по аналогичной форме. Приложение N 2 к Закону города Москвы от 23 июня 1995 года N 16 Подписной лист N----- Мы, нижеподписавшиеся избиратели города Москвы, поддерживаем выдвижение кандидатами в депутаты Московской городской Думы, выдвинутых избирательным объединением (блоком) ---------------------------------------------------------------------- (название избирательного объединения ---------------------------------------------------------------------- или избирательного блока с указанием входящих в него ---------------------------------------------------------------------- избирательных объединений) Фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы, занимаемая должность (либо род занятий), место жительства, номер избирательного округа и т.д. (перечисляются все выдвинутые кандидаты) ------------------------------------------------------------------------------- | NN|Фамилия, имя,|Дата |Адрес | Паспорт |Дата | Подпись| | |отчество |рождения |места | (удостов. |подписания | | | | | |жительства| личности) |листа | | | | | | | серия, номер| | | |---|-------------|-----------|----------|-------------|------------|---------| |---|-------------|-----------|----------|-------------|------------|---------| |---|-------------|-----------|----------|-------------|------------|---------| ------------------------------------------------------------------------------- Подписной лист удостоверяю ------------------------------------------- (личная подпись лица, ---------------------------------------------------------------------- собиравшего подписи избирателей, с указанием его фамилии, имени, ---------------------------------------------------------------------- отчества, адреса, паспортных данных и даты заполнения) Уполномоченный представитель избирательного объединения (блока) ---------------------------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество, личная подпись и дата) или Кандидат в депутаты -------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество, личная подпись и дата) ---------------------------------------------------------------------- Отметки избирательной комиссии Приложение N 3 к Закону города Москвы от 23 июня 1995 года N 16 Подписной лист N----- Мы, нижеподписавшиеся избиратели избирательного округа N-------- города Москвы, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты Московской городской Думы по данному избирательному округу ----------- ---------------------------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество, год рождения, ---------------------------------------------------------------------- должность и место работы (род занятий), место жительства) ---------------------------------------------------------------------- выдвинутого ---------------------------------------------------------- (избирательным объединением, избирателями, в т.ч. по ---------------------------------------------------------------------- месту работы, службы, учебы и жительства или по личному заявлению) --------------------------------------------------------------------------- |NN|Фамилия, имя,|Дата |Адрес | Паспорт |Дата | Подпись| | |отчество |рождения |места | (удостов. |подписания | | | | | |жительства| личности) |листа | | | | | | | серия, номер| | | |--|-------------|---------|----------|-------------|-----------|---------| |--|-------------|---------|----------|-------------|-----------|---------| |--|-------------|---------|----------|-------------|-----------|---------| |--|-------------|---------|----------|-------------|-----------|---------| |--|-------------|---------|----------|-------------|-----------|---------| --------------------------------------------------------------------------- Подписной лист удостоверяю ------------------------------------------- (личная подпись лица, ---------------------------------------------------------------------- собиравшего подписи избирателей, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса, паспортных данных и даты заполнения) Кандидат в депутаты -------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество, личная подпись и дата) ---------------------------------------------------------------------- Отметки избирательной комиссии Страницы: 1 2 |