ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 18 марта 2005 г. N 03-05-01-04/59 (Д) Вопрос. В соответствии с решением ВАС РФ от 26.01.2005 N 16141/04 от обложения НДФЛ освобождаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных внутренними документами организации. Правомерен ли в связи с этим пересчет за период 2002 - 2004 годы сумм НДФЛ, удержанного с суточных свыше 100 рублей в день? В каком порядке нужно производить возврат работникам излишне удержанного налога? В каком порядке возвращать излишне уплаченный налог из бюджета? Нужно ли тем работникам, которые сдавали декларации по форме N 3-НДФЛ, подавать уточненные декларации? Ответ. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики об обложении налогом на доходы физических лиц суточных, выплачиваемых работникам за время нахождения в служебной командировке, сообщает. Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2005 N 16141/04 признано недействующим письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 17.02.2004 N 04-2-06/127 "О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками". В этой связи при рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать следующее. Пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что освобождаются от налогообложения все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, включая возмещение командировочных расходов. В абзаце десятом данного подпункта дополнительно указано, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки, как внутри страны, так и за ее пределы, в доход, не подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, а также ряд других расходов, связанных с командировкой. То есть еще раз указывается, что в отношении таких расходов, как суточные, в отличие от расходов на проезд, по найму жилого помещения и иных, законодательством должны быть установлены соответствующие нормы. Статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) предусмотрено, что "В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации". То есть Трудовой кодекс не устанавливает норм компенсационных выплат в возмещение командировочных расходов и не предусматривает установление таких норм работодателями, а лишь предоставляет работодателям право самостоятельно определять в коллективном договоре или локальном нормативном акте порядок и размер возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, в том числе дополнительных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточных). Поскольку суточные, как и другие расходы по командировке, производятся работником в связи с выполнением им трудовых обязанностей, они должны возмещаться работодателем в полном объеме, при этом, однако, работник не должен производить таких расходов в большем размере, чем это предусмотрено в локальном нормативном акте организации. Таким образом, Трудовой кодекс лишь предоставляет работодателю право устанавливать размер возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, а не наделяет его правом определения нормативного размера таких расходов, не учитываемого для целей налогообложения. С учетом вышеизложенного, постановка вопроса о перерасчете удержанного налога на доходы физических лиц представляется необоснованной. Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ А.И.ИВАНЕЕВ 18 марта 2005 г. N 03-05-01-04/59 |