В СВЯЗИ С НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ ЗАВЕРШЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИИ В ТЕЧЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО ДВУХМЕСЯЧНОГО СРОКА ИЗ-ЗА ПРОВЕДЕНИЯ ВСТРЕЧНЫХ ПРОВЕРОК НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ ВЫНЕСЕНЫ РЕШЕНИЯ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ СО 2 ФЕВРАЛЯ ПО 5 АПРЕЛЯ, С 5 АПРЕЛЯ ПО 11 МАЯ, С 1 ИЮНЯ ПО 25 ИЮНЯ И С 25 ИЮНЯ ПО 2 АВГУСТА 2004 ГОДА. ПРАВОМЕРНЫ ЛИ ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 13 октября 2004 г. N 11-11н/65937 (Д) Согласно статье 89 НК РФ выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам и не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено данной статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган вправе увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. При проведении выездной проверки организаций, имеющих филиалы и представительства, ее срок увеличивается на один месяц для проверки каждого филиала и представительства. Во все указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 Кодекса и непосредственно их представлением. Таким образом, периоды времени, в течение которых должностные лица налоговых органов, проводящие налоговую проверку, фактически отсутствовали на территории или в помещении проверяемого налогоплательщика, не включаются в срок проведения выездной налоговой проверки. Указанные факты должны отражаться в справке о проведении выездной налоговой проверки, а также в акте выездной налоговой проверки, вручаемом налогоплательщику. Пунктом 1.10 инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденной приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138, установлено, что если по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа выездная налоговая проверка была приостановлена, то в акте проверки приводятся даты и номер названного решения, а также период, на который проверка была приостановлена. Таким образом, при необходимости проведения встречных проверок и (или) направления запросов в другие организации и учреждения, располагающие информацией о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), выездная налоговая проверка может быть приостановлена. Поэтому действия должностных лиц налоговой инспекции по приостановлению данной выездной налоговой проверки в связи с необходимостью проведения встречных проверок являются правомерными. Конституционный Суд РФ в постановлении от 16.07.2004 N 14-П указал, что срок проведения выездной налоговой проверки составляет время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, при этом в него также не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. Это означает, что в установленный частью второй статьи 89 НК РФ двухмесячный (в исключительных случаях - трехмесячный) срок включаются - с тем, чтобы не допустить излишнего обременения налогоплательщика в связи с необходимостью предоставления проверяющим условий для работы, - только те периоды, которые напрямую связаны с нахождением проверяющих на территории налогоплательщика. А именно: время проведения инвентаризации, осмотра (обследования) территорий и помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, выемки документов и предметов, а также изучения проверяющими документов налогоплательщика непосредственно на его территории. Что касается встречных проверок, а также экспертиз, то время их проведения не должно засчитываться в срок проведения выездной налоговой проверки, если только проверяющие в этот же период не продолжают находиться на территории налогоплательщика. Не засчитывается в него и время, необходимое для оформления результатов проверки (ст. 100 НК РФ). Следовательно, срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика. Порядок календарного исчисления сроков, установленный статьей 6.1 НК РФ, в этих случаях не применяется. Руководитель Управления советник налоговой службы I ранга Н.В. Синикова 13 октября 2004 г. N 11-11н/65937 |