О ПРИМЕНЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА 1 марта 2005 г. N 15-14/6116 (Д) Правовое управление ФТС России в части своей компетенции сообщает следующее. Таможенные органы при осуществлении таможенного контроля руководствуются нормами Таможенного кодекса Российской Федерации, ведомственными правовыми актами по таможенному делу. Согласно пункту 1 статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 Таможенного кодекса Российской Федерации. Таможенный контроль может проводиться в любой из форм, определенных в статье 366 Таможенного кодекса Российской Федерации, применительно к требованиям, установленным Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении конкретных форм таможенного контроля (основания, условия и порядок применения). В пункте 4 статьи 363 Таможенного кодекса Российской Федерации определены документы и порядок их получения таможенным органом для осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров в рамках различных форм таможенного контроля. При этом отмечаем, что в статье 367 Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающей форму таможенного контроля в виде проверки документов и сведений, таможенный орган вправе запросить дополнительные документы исключительно для проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Запрос таких документов не распространяется на иные формы таможенного контроля. В случае если лицо считает, что при проведении таможенного контроля были нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность, то это лицо вправе обжаловать решение, действие таможенного органа или его должностного лица в соответствии с главой 7 Таможенного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставлено оперативным подразделениям таможенных органов. В соответствии с этой статьей таможенные органы решают определенные названным Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных законодательными актами Российской Федерации. Согласно п. 5 статьи 408 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания, по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности. В этих целях таможенные органы при наличии оснований, установленных в статье 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", осуществляют оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные статьей 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", в том числе в виде наведения справок, обследования помещений, наблюдения. Таможенные органы вправе производить изъятие материалов, сообщений, предметов при проведении оперативно-розыскного мероприятия. Лицо, полагающее, что действия государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд (пункт 3 статьи 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"). Таким образом, таможенные органы могут осуществлять проверочные мероприятия как на основании положений Таможенного кодекса Российской Федерации, так и Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в зависимости от того, в каких целях такие мероприятия осуществляются. Полномочия конкретных структурных подразделений и должностных лиц таможенных органов на осуществление тех или иных функций определяются соответствующими положениями и должностными инструкциями (должностными регламентами). Что касается запроса у проверяемых лиц документов и сведений в рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности, отмечаем, что Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" не предусмотрена обязанность лиц по запросу органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представлять такие документы и сведения. Соответственно, если запрос документов и сведений осуществляется вне рамок возбужденного уголовного дела, лица вправе отказывать в предоставлении запрошенной информации. Начальник Правового управления Г.БАЛАНДИНА 1 марта 2005 г. N 15-14/6116 |