О ПРИМЕНЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Письмо. Федеральная таможенная служба. 01.03.05 15-14/6116

                   О ПРИМЕНЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ
                ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПИСЬМО

                    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

                           1 марта 2005 г.
                             N 15-14/6116

                                 (Д)


     Правовое управление ФТС России в части своей компетенции сообщает
следующее.
     Таможенные   органы   при   осуществлении   таможенного  контроля
руководствуются  нормами  Таможенного  кодекса  Российской  Федерации,
ведомственными правовыми актами по таможенному делу.
     Согласно  пункту  1  статьи  361  Таможенного  кодекса Российской
Федерации   после   выпуска   товаров  и  (или)  транспортных  средств
таможенные   органы   вправе   осуществлять   проверку   достоверности
заявленных    при    таможенном   оформлении   сведений   в   порядке,
предусмотренном  главой  35  Таможенного кодекса Российской Федерации.
Таможенный  контроль может проводиться в любой из форм, определенных в
статье  366  Таможенного кодекса Российской Федерации, применительно к
требованиям,  установленным Таможенным кодексом Российской Федерации в
отношении  конкретных  форм таможенного контроля (основания, условия и
порядок применения).
     В  пункте  4  статьи 363 Таможенного кодекса Российской Федерации
определены  документы  и  порядок  их получения таможенным органом для
осуществления  проверки достоверности сведений после выпуска товаров в
рамках  различных  форм таможенного контроля. При этом отмечаем, что в
статье 367 Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающей
форму  таможенного  контроля  в  виде  проверки документов и сведений,
таможенный    орган    вправе   запросить   дополнительные   документы
исключительно  для  проверки  информации,  содержащейся  в  таможенной
декларации  и  иных  таможенных документах. Запрос таких документов не
распространяется на иные формы таможенного контроля.
     В  случае  если  лицо  считает,  что  при  проведении таможенного
контроля  были  нарушены его права, свободы или законные интересы, ему
созданы  препятствия  к их реализации либо незаконно возложена на него
какая-либо   обязанность,  то  это  лицо  вправе  обжаловать  решение,
действие таможенного органа или его должностного лица в соответствии с
главой 7 Таможенного кодекса Российской Федерации.
     В  соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12.08.1995 N
144-ФЗ   "Об  оперативно-розыскной  деятельности"  право  осуществлять
оперативно-розыскную     деятельность     предоставлено    оперативным
подразделениям  таможенных  органов.  В  соответствии  с  этой статьей
таможенные  органы  решают  определенные названным Федеральным законом
задачи   исключительно  в  пределах  своих  полномочий,  установленных
законодательными актами Российской Федерации.
     Согласно п. 5 статьи 408 Таможенного кодекса Российской Федерации
таможенные    органы    вправе    осуществлять    в   соответствии   с
законодательством     Российской     Федерации    оперативно-розыскную
деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия
преступлений,   производство   неотложных   следственных   действий  и
дознания,      по     которым     отнесено     уголовно-процессуальным
законодательством  Российской  Федерации к ведению таможенных органов,
выявления  и  установления  лиц,  их подготавливающих, совершающих или
совершивших,  а  также  обеспечения  собственной  безопасности. В этих
целях  таможенные органы при наличии оснований, установленных в статье
7   Федерального   закона   "Об   оперативно-розыскной  деятельности",
осуществляют оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные статьей
6  Федерального  закона  "Об оперативно-розыскной деятельности", в том
числе  в  виде  наведения справок, обследования помещений, наблюдения.
Таможенные  органы  вправе  производить изъятие материалов, сообщений,
предметов  при  проведении  оперативно-розыскного  мероприятия.  Лицо,
полагающее,   что  действия  государственных  органов,  осуществляющих
оперативно-розыскную  деятельность,  привели  к  нарушению  его прав и
свобод,   вправе   обжаловать   эти   действия  в  вышестоящий  орган,
осуществляющий  оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд
(пункт   3  статьи  5  Федерального  закона  "Об  оперативно-розыскной
деятельности").
     Таким  образом,  таможенные органы могут осуществлять проверочные
мероприятия  как на основании положений Таможенного кодекса Российской
Федерации,   так   и   Федерального  закона  "Об  оперативно-розыскной
деятельности"  в  зависимости от того, в каких целях такие мероприятия
осуществляются.  Полномочия  конкретных  структурных  подразделений  и
должностных  лиц  таможенных  органов  на  осуществление  тех или иных
функций   определяются  соответствующими  положениями  и  должностными
инструкциями (должностными регламентами).
     Что  касается  запроса  у проверяемых лиц документов и сведений в
рамках  осуществления оперативно-розыскной деятельности, отмечаем, что
Федеральным   законом   "Об   оперативно-розыскной   деятельности"  не
предусмотрена  обязанность  лиц  по  запросу  органов,  осуществляющих
оперативно-розыскную  деятельность,  представлять  такие  документы  и
сведения.   Соответственно,   если   запрос   документов   и  сведений
осуществляется  вне  рамок  возбужденного уголовного дела, лица вправе
отказывать в предоставлении запрошенной информации.

Начальник
Правового управления
                                                           Г.БАЛАНДИНА
1 марта 2005 г.
N 15-14/6116