ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 18 марта 2005 г. N 03-06-05-04/68 (Д) Вопрос. Организация осуществляет розничную торговлю через магазин площадью менее 150 кв. м. Этот вид деятельности переведен в регионе на уплату ЕНВД. В магазине товары можно купить в кредит (с оплатой первой части стоимости в кассу магазина, а оставшейся - на его расчетный счет в банке). 1. Подпадают ли доходы, получаемые от розничной торговли с использованием смешанной формы расчетов (наличной и безналичной), под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход? Каков порядок начисления НДС и выставления счетов-фактур при смешанных расчетах с покупателями-организациями? Правомерно ли выставление счета-фактуры лишь на ту часть стоимости товара, которая оплачивается безналичным путем? 2. К какой форме расчетов (наличной или безналичной) следует относить продажу товаров для работников организации по ведомостям в счет последующего удержания из заработной платы? Ответ. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики о порядке применения положений главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении розничной торговли сообщает следующее. В соответствии со статьей 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется по решению субъекта Российской Федерации в отношении, в частности, розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади. При этом статьей 346.27 Кодекса определено понятие розничной торговли - это торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. При этом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации под наличным расчетом следует понимать расчет наличными деньгами (ст. 140, 861 ГК РФ), а под безналичным расчетом - расчет платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчет по инкассо, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации и установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (ст. 861, 862 ГК РФ). Исходя из этого, предпринимательская деятельность, связанная с розничной торговлей товарами, осуществляемой налогоплательщиками с использованием любых форм безналичных расчетов (за исключением расчетов с использованием платежных карт), не подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю товарами и оказание услуг физическим и юридическим лицам как за наличный, так и по безналичному расчету, привлекаются к уплате единого налога на вмененный доход только в отношении результатов розничной торговли за наличный расчет и с использованием платежных карт. Доходы, полученные такими налогоплательщиками от осуществления розничной торговли с использованием всех иных форм безналичных расчетов, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке или, по желанию налогоплательщика, с применением упрощенной системы налогообложения на основе данных раздельного учета доходов и расходов (п. 7 ст. 346.26 Кодекса). По вопросу исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) необходимо отметить следующее. Согласно пункту 4 статьи 346.26 Кодекса организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, не признаются налогоплательщиками НДС в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Что касается операций по реализации товаров, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, не облагаемой единым налогом на вмененный доход, то такие операции облагаются НДС в общеустановленном порядке. Пунктом 1 статьи 168 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров налогоплательщик НДС обязан предъявить к оплате соответствующую сумму налога. При этом, согласно пункту 3 статьи 169 Кодекса, налогоплательщик НДС обязан составлять счета-фактуры. Таким образом, при отгрузке товаров, операции по реализации которых осуществляются в рамках деятельности, не облагаемой единым налогом на вмененный доход, налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры. В случае если при отгрузке товаров счет-фактура с учетом НДС выставлен на все отгруженные товары, а оплата этих товаров частично произведена за наличный расчет (т.е. в отношении реализации части этих товаров организация является налогоплательщиком единого налога на вмененный доход), то для целей НДС продавец может осуществить перерасчет с покупателем. После проведения такого перерасчета по товарам, оплаченным за наличный расчет, продавец может внести соответствующие исправления в первый и второй экземпляры счета-фактуры в порядке, установленном пунктом 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914. В случае если продавец указанный перерасчет с покупателем не производит и не вносит соответствующие изменения в счета-фактуры, то на основании пункта 5 статьи 173 Кодекса суммы НДС, уплаченные покупателем за товары, операции по реализации которых относятся к деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, подлежат уплате в бюджет. При этом суммы НДС, уплаченные продавцом указанных товаров своим поставщикам, к вычету не принимаются. Одновременно сообщаем, что в целях применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход продажа товаров работникам организации по ведомостям с последующим удержанием из заработной платы не относится к розничной торговле и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ А.И.ИВАНЕЕВ 18 марта 2005 г. N 03-06-05-04/68 |