ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕДАКЦИЯ НА 07.03.2005). Кодекс. Федеральное Собрание РФ. 25.10.01 136-ФЗ

Оглавление


Страницы: 1  2  3  


25 октября 2001 г. N 136-ФЗ


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


                ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                       (Редакция на 07.03.2005)



(РЕДАКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПРАВОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ  АППАРАТА  ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ В РЕД.  - ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 30 ИЮНЯ
2003 Г.  N 86-ФЗ -  СОБРАНИЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ,
2003, N 27, СТ. 2700; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 29 ИЮНЯ 2004 Г. N 58-ФЗ -
СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,  2004, N 27, СТ. 2711;
ФЕДЕРАЛЬНОГО  ЗАКОНА  ОТ  3  ОКТЯБРЯ  2004  Г.  N  123-ФЗ  -  СОБРАНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ,  2004,  N   41,   СТ.   3993;
ФЕДЕРАЛЬНОГО  ЗАКОНА  ОТ  21  ДЕКАБРЯ  2004  Г.  N  172-ФЗ  - СОБРАНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ,  2004,  N   52,   СТ.   5276;
ФЕДЕРАЛЬНОГО  ЗАКОНА  ОТ  29  ДЕКАБРЯ  2004  Г.  N  189-ФЗ  - СОБРАНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2005, N 1, СТ. 15; ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА  ОТ  29  ДЕКАБРЯ  2004 Г.  N 191-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,  2005,  N 1,  СТ.  17;  ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 7
МАРТА   2005   Г.  N  15-ФЗ  -  СОБРАНИЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, 2005, N 10, СТ. 763)

     Принят Государственной Думой       28 сентября 2001 года
     Одобрен Советом Федерации          10 октября 2001 года

                       ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

     1.  Настоящий  Кодекс  и  изданные в соответствии с ним иные акты
земельного законодательства основываются на следующих принципах:
     1)  учет значения земли как основы жизни и деятельности человека,
согласно  которому  регулирование  отношений по использованию и охране
земли  осуществляется  исходя из представлений о земле как о природном
объекте,  охраняемом  в  качестве  важнейшей  составной части природы,
природном  ресурсе,  используемом  в  качестве средства производства в
сельском   хозяйстве   и   лесном  хозяйстве  и  основы  осуществления
хозяйственной  и иной деятельности на территории Российской Федерации,
и   одновременно   как   о  недвижимом  имуществе,  об  объекте  права
собственности и иных прав на землю;
     2)  приоритет  охраны  земли как важнейшего компонента окружающей
среды  и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве
перед  использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно
которому  владение,  пользование  и распоряжение землей осуществляются
собственниками  земельных участков свободно, если это не наносит ущерб
окружающей среде;
     3)  приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому
при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны
быть  приняты  такие  решения  и осуществлены такие виды деятельности,
которые   позволили   бы  обеспечить  сохранение  жизни  человека  или
предотвратить  негативное  (вредное) воздействие на здоровье человека,
даже если это потребует больших затрат;
     4)  участие  граждан,  общественных  организаций  (объединений) и
религиозных  организаций  в  решении  вопросов,  касающихся их прав на
землю,  согласно  которому граждане Российской Федерации, общественные
организации   (объединения)  и  религиозные  организации  имеют  право
принимать  участие  в  подготовке  решений,  реализация  которых может
оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране,
а  органы  государственной  власти,  органы  местного  самоуправления,
субъекты   хозяйственной   и   иной  деятельности  обязаны  обеспечить
возможность  такого  участия в порядке и в формах, которые установлены
законодательством  (в  ред. Федерального закона от 3 октября 2004 г. N
123-ФЗ  -  Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 41,
ст. 3993);
     5)  единство  судьбы земельных участков и прочно связанных с ними
объектов,   согласно   которому  все  прочно  связанные  с  земельными
участками  объекты  следуют  судьбе земельных участков, за исключением
случаев, установленных федеральными законами;
     6)  приоритет  сохранения  особо  ценных  земель  и  земель особо
охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения
ценных  земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда,
занятых  лесами  первой  группы,  земель  особо  охраняемых  природных
территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия,
других  особо  ценных  земель и земель особо охраняемых территорий для
иных  целей  ограничивается  или  запрещается в порядке, установленном
федеральными   законами.   Установление  данного  принципа  не  должно
толковаться   как   отрицание  или  умаление  значения  земель  других
категорий (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5276);
     7)   платность   использования  земли,  согласно  которому  любое
использование  земли  осуществляется за плату, за исключением случаев,
установленных  федеральными  законами  и законами субъектов Российской
Федерации;
     8)  деление  земель по целевому назначению на категории, согласно
которому   правовой   режим   земель   определяется   исходя   из   их
принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в
соответствии     с     зонированием    территорий    и    требованиями
законодательства;
     9)   разграничение  государственной  собственности  на  землю  на
собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской
Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому
правовые   основы   и  порядок  такого  разграничения  устанавливаются
федеральными законами;
     10)  дифференцированный  подход  к  установлению правового режима
земель,  в  соответствии с которым при определении их правового режима
должны   учитываться   природные,  социальные,  экономические  и  иные
факторы;
     11)  сочетание  интересов  общества и законных интересов граждан,
согласно   которому   регулирование   использования  и  охраны  земель
осуществляется  в  интересах  всего  общества при обеспечении гарантий
каждого  гражданина  на свободное владение, пользование и распоряжение
принадлежащим ему земельным участком.
     При   регулировании   земельных   отношений  применяется  принцип
разграничения  действия  норм  гражданского  законодательства  и  норм
земельного   законодательства   в  части  регулирования  отношений  по
использованию  земель,  а также принцип государственного регулирования
приватизации земли.
     2. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы
земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1
настоящей статьи принципам.

                 Статья 2. Земельное законодательство

     1.  Земельное  законодательство  в  соответствии  с  Конституцией
Российской   Федерации   находится  в  совместном  ведении  Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство
состоит  из  настоящего  Кодекса,  федеральных законов и принимаемых в
соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
     Нормы   земельного   права,  содержащиеся  в  других  федеральных
законах,    законах    субъектов    Российской    Федерации,    должны
соответствовать настоящему Кодексу.
     Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента
Российской  Федерации,  которые  не  должны  противоречить  настоящему
Кодексу, федеральным законам.
     2.   Правительство   Российской   Федерации   принимает  решения,
регулирующие  земельные отношения, в пределах полномочий, определенных
настоящим  Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента
Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.
     3.  На  основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных
законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов
субъектов  Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов
Российской  Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты,
содержащие нормы земельного права.
     4.  На  основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных
законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов
и  иных  нормативных  правовых  актов  субъектов  Российской Федерации
органы  местного  самоуправления  в  пределах  своих  полномочий могут
издавать акты, содержащие нормы земельного права.

             Статья 3. Отношения, регулируемые земельным
                          законодательством

     1.    Земельное    законодательство   регулирует   отношения   по
использованию  и охране земель в Российской Федерации как основы жизни
и  деятельности  народов,  проживающих  на  соответствующей территории
(земельные отношения).
     2.  К  отношениям  по  использованию  и  охране недр, вод, лесов,
животного  мира  и  иных  природных ресурсов, охране окружающей среды,
охране  особо  охраняемых  природных  территорий  и  объектов,  охране
атмосферного  воздуха  и  охране объектов культурного наследия народов
Российской  Федерации  применяются  соответственно  законодательство о
недрах,  лесное,  водное законодательство, законодательство о животном
мире,  об  охране и использовании других природных ресурсов, об охране
окружающей  среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых
природных  территориях  и  объектах,  об  охране  объектов культурного
наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.
     К  земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства
применяются,   если   эти   отношения   не   урегулированы   земельным
законодательством.
     3.   Имущественные   отношения   по   владению,   пользованию   и
распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними
регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено
земельным,   лесным,  водным  законодательством,  законодательством  о
недрах,   об   охране   окружающей  среды,  специальными  федеральными
законами.

             Статья 4. Применение международных договоров
                         Российской Федерации

     Если     международным     договором     Российской    Федерации,
ратифицированным  в  установленном  порядке, установлены иные правила,
чем  те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила
международного договора.

               Статья 5. Участники земельных отношений

     1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические
лица,    Российская    Федерация,   субъекты   Российской   Федерации,
муниципальные образования.
     2.  Права  иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных
юридических  лиц  на  приобретение  в собственность земельных участков
определяются   в   соответствии  с  настоящим  Кодексом,  федеральными
законами.
     3.  Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и
определения:
     собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками
земельных участков;
     землепользователи  -  лица,  владеющие  и пользующиеся земельными
участками  на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве
безвозмездного срочного пользования;
     землевладельцы   -  лица,  владеющие  и  пользующиеся  земельными
участками на праве пожизненного наследуемого владения;
     арендаторы  земельных  участков  - лица, владеющие и пользующиеся
земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
     обладатели   сервитута   -   лица,  имеющие  право  ограниченного
пользования чужими земельными участками (сервитут).

                Статья 6. Объекты земельных отношений

     1. Объектами земельных отношений являются:
     1) земля как природный объект и природный ресурс;
     2) земельные участки;
     3) части земельных участков.
     2.  Земельный  участок  как  объект  земельных  отношений - часть
поверхности  земли  (в  том  числе  почвенный  слой),  границы которой
описаны и удостоверены в установленном порядке.
     Земельный   участок  может  быть  делимым  и  неделимым.  Делимым
является  земельный  участок,  который  может  быть разделен на части,
каждая  из  которых  после  раздела образует самостоятельный земельный
участок,  разрешенное  использование которого может осуществляться без
перевода  его  в состав земель иной категории, за исключением случаев,
установленных федеральными законами.

            Статья 7. Состав земель в Российской Федерации

     1.   Земли   в   Российской   Федерации  по  целевому  назначению
подразделяются на следующие категории:
     1) земли сельскохозяйственного назначения;
     2) земли поселений;
     3)   земли   промышленности,   энергетики,   транспорта,   связи,
радиовещания,   телевидения,   информатики,   земли   для  обеспечения
космической  деятельности,  земли  обороны, безопасности и земли иного
специального назначения;
     4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
     5) земли лесного фонда;
     6) земли водного фонда;
     7) земли запаса.
     2.  Земли,  указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в
соответствии  с  установленным  для  них целевым назначением. Правовой
режим  земель  определяется исходя из их принадлежности к той или иной
категории  и  разрешенного использования в соответствии с зонированием
территорий,    общие    принципы   и   порядок   проведения   которого
устанавливаются   федеральными  законами  и  требованиями  специальных
федеральных законов.
     Любой   вид   разрешенного   использования   из   предусмотренных
зонированием   территорий   видов   выбирается   самостоятельно,   без
дополнительных разрешений и процедур согласования.
     3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности
коренных  малочисленных  народов  Российской  Федерации  и  этнических
общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и
иными  нормативными  правовыми  актами субъектов Российской Федерации,
нормативными  правовыми  актами органов местного самоуправления, может
быть  установлен  особый правовой режим использования земель указанных
категорий.

         Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их
                     из одной категории в другую

     1. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в
другую осуществляются в отношении:
     1)   земель,   находящихся   в   федеральной   собственности,   -
Правительством Российской Федерации;
     2)  земель,  находящихся  в  собственности  субъектов  Российской
Федерации,  и  земель  сельскохозяйственного назначения, находящихся в
муниципальной   собственности,   -   органами   исполнительной  власти
субъектов Российской Федерации;
     3)   земель,   находящихся   в  муниципальной  собственности,  за
исключением   земель   сельскохозяйственного  назначения,  -  органами
местного самоуправления;
     4) земель, находящихся в частной собственности:
     земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации;
     земель    иного   целевого   назначения   -   органами   местного
самоуправления.
     Порядок   перевода   земель   из   одной   категории   в   другую
устанавливается федеральными законами.
     2. Категория земель указывается в:
     1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов
исполнительной  власти  субъектов Российской Федерации и актах органов
местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
     2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
     3) документах государственного земельного кадастра;
     4)  документах  о  государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним;
     5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами
и законами субъектов Российской Федерации.
     3.  Нарушение  установленного  настоящим  Кодексом,  федеральными
законами  порядка перевода земель из одной категории в другую является
основанием  признания  недействительными  актов  об отнесении земель к
категориям, о переводе их из одной категории в другую.

             Статья 9. Полномочия Российской Федерации в
                     области земельных отношений

     1.   К  полномочиям  Российской  Федерации  в  области  земельных
отношений относятся:
     1)    установление   основ   федеральной   политики   в   области
регулирования земельных отношений;
     2)   установление   ограничений   прав   собственников  земельных
участков,  землепользователей,  землевладельцев, арендаторов земельных
участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
     3) государственное управление в области осуществления мониторинга
земель,   государственного   земельного  контроля,  землеустройства  и
ведения государственного земельного кадастра;
     4)  установление  порядка изъятия земельных участков, в том числе
путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
     5)  изъятие  для  нужд Российской Федерации земельных участков, в
том числе путем выкупа;
     6)  разработка  и реализация федеральных программ использования и
охраны земель;
     7) иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации
Конституцией  Российской  Федерации,  настоящим Кодексом, федеральными
законами.
     2.  Российская  Федерация  осуществляет управление и распоряжение
земельными   участками,   находящимися   в   собственности  Российской
Федерации (федеральной собственностью).

         Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации
                    в области земельных отношений

     1.   К   полномочиям  субъектов  Российской  Федерации  относятся
изъятие,   в  том  числе  путем  выкупа,  земель  для  нужд  субъектов
Российской  Федерации;  разработка  и реализация региональных программ
использования  и  охраны  земель,  находящихся  в  границах  субъектов
Российской  Федерации;  иные  полномочия,  не отнесенные к полномочиям
Российской    Федерации    или    к   полномочиям   органов   местного
самоуправления.
     2.   Субъекты  Российской  Федерации  осуществляют  управление  и
распоряжение   земельными   участками,  находящимися  в  собственности
субъектов Российской Федерации.

        Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления
                    в области земельных отношений

     1.  К  полномочиям  органов  местного  самоуправления  в  области
земельных  отношений  относятся  изъятие,  в  том  числе путем выкупа,
земельных  участков  для  муниципальных  нужд,  установление  с учетом
требований     законодательства     Российской     Федерации    правил
землепользования   и   застройки   территорий   городских  и  сельских
поселений,  территорий  других муниципальных образований, разработка и
реализация  местных  программ  использования  и охраны земель, а также
иные  полномочия  на  решение  вопросов  местного  значения  в области
использования и охраны земель.
     2.  Органами  местного самоуправления осуществляются управление и
распоряжение   земельными   участками,  находящимися  в  муниципальной
собственности.

                       ГЛАВА II. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ

                    Статья 12. Цели охраны земель

     1.  Земля  в  Российской  Федерации охраняется как основа жизни и
деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
     Использование    земель    должно    осуществляться    способами,
обеспечивающими  сохранение  экологических  систем,  способности земли
быть  средством  производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве,
основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
     2. Целями охраны земель являются:
     1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения
земель,   других   негативных   (вредных)   воздействий  хозяйственной
деятельности;
     2)  обеспечение  улучшения  и восстановления земель, подвергшихся
деградации,  загрязнению,  захламлению,  нарушению,  другим негативным
(вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

                 Статья 13. Содержание охраны земель

     1.   В  целях  охраны  земель  собственники  земельных  участков,
землепользователи,  землевладельцы  и  арендаторы  земельных  участков
обязаны проводить мероприятия по:
     1) сохранению почв и их плодородия;
     2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления,
заболачивания,    вторичного    засоления,    иссушения,   уплотнения,
загрязнения   радиоактивными  и  химическими  веществами,  захламления
отходами   производства   и  потребления,  загрязнения,  в  том  числе
биогенного  загрязнения,  и других негативных (вредных) воздействий, в
результате которых происходит деградация земель;
     3)   защите   сельскохозяйственных  угодий  и  других  земель  от
заражения  бактериально-паразитическими  и  карантинными вредителями и
болезнями  растений,  зарастания  сорными  растениями,  кустарниками и
мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;
     4)  ликвидации  последствий  загрязнения,  в том числе биогенного
загрязнения, и захламления земель;
     5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;
     6)  рекультивации  нарушенных  земель,  восстановлению плодородия
почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
     7)  сохранению  плодородия почв и их использованию при проведении
работ, связанных с нарушением земель.
     2.   В   целях   охраны   земель   разрабатываются   федеральные,
региональные  и  местные  программы  охраны  земель, включающие в себя
перечень   обязательных   мероприятий   по   охране  земель  с  учетом
особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
     Оценка   состояния   земель   и   эффективности   предусмотренных
мероприятий   по  охране  земель  проводится  с  учетом  экологической
экспертизы,  установленных законодательством санитарно-гигиенических и
иных норм и требований.
     3.  Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации
земель   и   повышения   плодородия   почв  запрещаются  в  случае  их
несоответствия    предусмотренным   законодательством   экологическим,
санитарно-гигиеническим и иным требованиям.
     4.   При   проведении  связанных  с  нарушением  почвенного  слоя
строительных  работ  и работ по добыче полезных ископаемых плодородный
слой  почвы  снимается  и  используется для улучшения малопродуктивных
земель.
     5.  Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и
окружающей  среды  Правительством Российской Федерации устанавливаются
нормативы  предельно  допустимых концентраций вредных веществ, вредных
микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.
     Для   проведения   проверки   соответствия   почвы  экологическим
нормативам  проводятся  почвенные,  геоботанические,  агрохимические и
иные обследования.
     6.  В  целях  предотвращения  деградации  земель,  восстановления
плодородия  почв  и  загрязненных  территорий  допускается консервация
земель   с   изъятием   их   из   оборота   в  порядке,  установленном
Правительством Российской Федерации.
     7.  Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего
Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии
с   федеральными   законами  и  иными  нормативными  правовыми  актами
Российской  Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации.
     8.  В  целях повышения заинтересованности собственников земельных
участков,  землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных
участков  в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель
от  негативных  (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может
осуществляться  экономическое  стимулирование  охраны  и использования
земель   в   порядке,   установленном  бюджетным  законодательством  и
законодательством о налогах и сборах.

     Статья 14. Использование земель, подвергшихся радиоактивному
                      и химическому загрязнению

     1.   Земли,  которые  подверглись  радиоактивному  и  химическому
загрязнению  и  на  которых  не обеспечивается производство продукции,
соответствующей  установленным законодательством требованиям, подлежат
ограничению   в  использовании,  исключению  их  из  категории  земель
сельскохозяйственного  назначения  и могут переводиться в земли запаса
для  их  консервации.  На  таких  землях  запрещаются  производство  и
реализация сельскохозяйственной продукции.
     2.  Порядок  использования  земель, подвергшихся радиоактивному и
химическому   загрязнению,   установления   охранных  зон,  сохранения
находящихся  на  этих  землях  жилых домов, объектов производственного
назначения,  объектов  социального  и  культурно-бытового обслуживания
населения,    проведения    на    этих    землях    мелиоративных    и
культуртехнических   работ   определяется   Правительством  Российской
Федерации   с   учетом   нормативов   предельно   допустимых   уровней
радиационного и химического воздействия.
     3.    Лица,   в   результате   деятельности   которых   произошло
радиоактивное  и  химическое  загрязнение  земель,  повлекшее за собой
невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их
качества,  полностью возмещают убытки и потери сельскохозяйственного и
лесохозяйственного производства в соответствии с положениями статей 57
и  58 настоящего Кодекса, а также компенсируют затраты на дезактивацию
земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты
на  приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому
назначению,  или возмещают собственникам земельных участков в пределах
таких  земель  их  стоимость  в  случае перевода их в земли запаса для
консервации.

                  ГЛАВА III. СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

     Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц

     1.    Собственностью   граждан   и   юридических   лиц   (частной
собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и
юридическими  лицами  по основаниям, предусмотренным законодательством
Российской Федерации.
     2.  Граждане  и  юридические  лица имеют право на равный доступ к
приобретению  земельных  участков  в собственность. Земельные участки,
находящиеся  в  государственной или муниципальной собственности, могут
быть  предоставлены  в  собственность  граждан  и  юридических лиц, за
исключением  земельных  участков,  которые  в соответствии с настоящим
Кодексом,   федеральными   законами  не  могут  находиться  в  частной
собственности.
     3.  Иностранные  граждане,  лица  без  гражданства  и иностранные
юридические  лица  не могут обладать на праве собственности земельными
участками,  находящимися на приграничных территориях, перечень которых
устанавливается  Президентом  Российской  Федерации  в  соответствии с
федеральным  законодательством  о  Государственной  границе Российской
Федерации,  и  на  иных  установленных  особо  территориях  Российской
Федерации в соответствии с федеральными законами.

          Статья 16. Государственная собственность на землю

     1.  Государственной собственностью являются земли, не находящиеся
в   собственности   граждан,   юридических   лиц   или   муниципальных
образований.
     2.   Разграничение  государственной  собственности  на  землю  на
собственность   Российской   Федерации   (федеральную  собственность),
собственность   субъектов   Российской   Федерации   и   собственность
муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется
в  соответствии с Федеральным законом "О разграничении государственной
собственности на землю".

            Статья 17. Собственность Российской Федерации
                 (федеральная собственность) на землю

     1. В федеральной собственности находятся земельные участки:
     которые признаны таковыми федеральными законами;
     право  собственности Российской Федерации на которые возникло при
разграничении государственной собственности на землю;
     которые   приобретены   Российской   Федерацией   по  основаниям,
предусмотренным гражданским законодательством.
     2.    В    федеральной    собственности   могут   находиться   не
предоставленные   в   частную   собственность   земельные  участки  по
основаниям,   предусмотренным  Федеральным  законом  "О  разграничении
государственной собственности на землю".

             Статья 18. Собственность на землю субъектов
                         Российской Федерации

     1.  В  собственности  субъектов  Российской  Федерации  находятся
земельные участки:
     которые признаны таковыми федеральными законами;
     право  собственности  субъектов  Российской  Федерации на которые
возникло при разграничении государственной собственности на землю;
     которые    приобретены   субъектами   Российской   Федерации   по
основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
     2.   В   собственности   субъектов   Российской  Федерации  могут
находиться   не  предоставленные  в  частную  собственность  земельные
участки:
     занятые   недвижимым   имуществом,  находящимся  в  собственности
субъектов Российской Федерации;
     предоставленные    органам   государственной   власти   субъектов
Российской   Федерации,   государственным   унитарным  предприятиям  и
государственным учреждениям, созданным органами государственной власти
субъектов Российской Федерации;
     отнесенные   к   землям  особо  охраняемых  природных  территорий
регионального   значения,   землям   лесного   фонда,   находящимся  в
собственности   субъектов   Российской   Федерации  в  соответствии  с
федеральными   законами,   землям   водного   фонда,  занятым  водными
объектами,   находящимися   в   собственности   субъектов   Российской
Федерации, землям фонда перераспределения земель;
     занятые   приватизированным   имуществом,   находившимся  до  его
приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.

           Статья 19. Муниципальная собственность на землю

     1. В муниципальной собственности находятся земельные участки:
     которые  признаны  таковыми  федеральными  законами и принятыми в
соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
     право   муниципальной   собственности  на  которые  возникло  при
разграничении государственной собственности на землю;
     которые  приобретены  по  основаниям,  установленным  гражданским
законодательством.
     2.    В   муниципальной   собственности   могут   находиться   не
предоставленные   в   частную   собственность   земельные  участки  по
основаниям,   предусмотренным  Федеральным  законом  "О  разграничении
государственной собственности на землю".
     3.  В  собственность муниципальных образований для обеспечения их
развития   могут   безвозмездно   передаваться  земли,  находящиеся  в
государственной   собственности,  в  том  числе  за  пределами  границ
муниципальных образований.
     4.  В  субъектах  Российской  Федерации  -  городах  федерального
значения  Москве  и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную
собственность при разграничении государственной собственности на землю
не передаются.
     Право  муниципальной  собственности  на  земельные участки в этих
субъектах   Российской  Федерации  возникает  при  передаче  земельных
участков   из   собственности  городов  Москвы  и  Санкт-Петербурга  в
муниципальную  собственность  в соответствии с законами этих субъектов
Российской Федерации.

            ГЛАВА IV. ПОСТОЯННОЕ (БЕССРОЧНОЕ) ПОЛЬЗОВАНИЕ,
        ПОЖИЗНЕННОЕ НАСЛЕДУЕМОЕ ВЛАДЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ,
              ОГРАНИЧЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЧУЖИМИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ
           УЧАСТКАМИ (СЕРВИТУТ), АРЕНДА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,
        БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ СРОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ

            Статья 20. Постоянное (бессрочное) пользование
                         земельными участками

     1.   В  постоянное  (бессрочное)  пользование  земельные  участки
предоставляются    государственным    и   муниципальным   учреждениям,
федеральным  казенным  предприятиям,  а  также органам государственной
власти и органам местного самоуправления.
     2.   Гражданам   земельные   участки  в  постоянное  (бессрочное)
пользование не предоставляются.
     3.  Право  постоянного  (бессрочного)  пользования находящимися в
государственной  или муниципальной собственности земельными участками,
возникшее  у  граждан  или  юридических  лиц  до  введения  в действие
настоящего Кодекса, сохраняется.
     4. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками
на    праве   постоянного   (бессрочного)   пользования,   не   вправе
распоряжаться этими земельными участками.
     5. Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного
(бессрочного)  пользования, имеют право приобрести их в собственность.
Каждый   гражданин  имеет  право  однократно  бесплатно  приобрести  в
собственность  находящийся  в  его постоянном (бессрочном) пользовании
земельный  участок,  при  этом  взимание  дополнительных денежных сумм
помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

        Статья 21. Пожизненное наследуемое владение земельными
                              участками

     1.  Право  пожизненного наследуемого владения земельным участком,
находящимся   в   государственной   или  муниципальной  собственности,
приобретенное  гражданином  до введения в действие настоящего Кодекса,
сохраняется.  Предоставление  земельных  участков  гражданам  на праве
пожизненного   наследуемого   владения   после   введения  в  действие
настоящего Кодекса не допускается.
     2.   Распоряжение   земельным   участком,  находящимся  на  праве
пожизненного  наследуемого  владения,  не  допускается, за исключением
перехода  прав  на  земельный  участок  по наследству. Государственная
регистрация   перехода   права   пожизненного   наследуемого  владения
земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства
о праве на наследство.
     3.  Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом
владении,  имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин
имеет   право   однократно   бесплатно   приобрести   в  собственность
находящийся  в его пожизненном наследуемом владении земельный участок,
при   этом   взимание  дополнительных  денежных  сумм  помимо  сборов,
установленных федеральными законами, не допускается.

                 Статья 22. Аренда земельных участков

     1.   Иностранные  граждане,  лица  без  гражданства  могут  иметь
расположенные  в  пределах  территории  Российской Федерации земельные
участки  на  праве  аренды,  за  исключением  случаев, предусмотренных
настоящим Кодексом.
     2.  Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи
27  настоящего  Кодекса,  могут быть предоставлены их собственниками в
аренду  в  соответствии  с  гражданским  законодательством и настоящим
Кодексом.
     3.  По  истечении  срока  договора  аренды земельного участка его
арендатор  имеет  преимущественное право на заключение нового договора
аренды  земельного  участка,  за  исключением случаев, предусмотренных
пунктом  3  статьи  35,  пунктом  1  статьи 36 и статьей 46 настоящего
Кодекса.
     4.  Размер  арендной  платы  определяется договором аренды. Общие
начала  определения  арендной  платы  при  аренде  земельных участков,
находящихся  в  государственной или муниципальной собственности, могут
быть установлены Правительством Российской Федерации.
     5.  Арендатор  земельного  участка  вправе  передать свои права и
обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том
числе  отдать  арендные права земельного участка в залог и внести их в
качестве  вклада  в  уставный  капитал хозяйственного товарищества или
общества  либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах
срока  договора  аренды  земельного  участка без согласия собственника
земельного  участка при условии его уведомления, если договором аренды
земельного   участка   не  предусмотрено  иное.  В  указанных  случаях
ответственным    по   договору   аренды   земельного   участка   перед
арендодателем   становится  новый  арендатор  земельного  участка,  за
исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового
договора аренды земельного участка не требуется.
     6. Арендатор земельного участка имеет право передать арендованный
земельный  участок  в  субаренду  в  пределах  срока  договора  аренды
земельного  участка  без  согласия собственника земельного участка при
условии  его  уведомления, если договором аренды земельного участка не
предусмотрено  иное.  На  субарендаторов  распространяются  все  права
арендаторов земельных участков, предусмотренные настоящим Кодексом.
     7.   Земельный   участок   может   быть   передан  в  аренду  для
государственных   или   муниципальных   нужд   либо   для   проведения
изыскательских работ на срок не более чем один год. При этом арендатор
земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка
обязан   по  требованию  арендодателя  привести  земельный  участок  в
состояние,   пригодное   для   его   использования  в  соответствии  с
разрешенным   использованием;   возместить   убытки,  причиненные  при
проведении   работ;  выполнить  необходимые  работы  по  рекультивации
земельного  участка, а также исполнить иные обязанности, установленные
законом и (или) договором аренды земельного участка.
     8. При продаже земельного участка, находящегося в государственной
или  муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка
имеет  преимущественное  право  его  покупки  в порядке, установленном
гражданским  законодательством  для случаев продажи доли в праве общей
собственности    постороннему    лицу,    за    исключением   случаев,
предусмотренных пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
     9.  При аренде земельного участка, находящегося в государственной
или  муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор
земельного  участка  имеет  право  в  пределах  срока  договора аренды
земельного  участка  передавать  свои  права  и  обязанности  по этому
договору  третьему  лицу, в том числе права и обязанности, указанные в
пунктах  4  и 5 настоящей статьи, без согласия собственника земельного
участка при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды
земельного   участка   без   согласия  его  арендатора  и  ограничение
установленных  договором аренды земельного участка прав его арендатора
не  допускаются.  Досрочное  расторжение  договора  аренды  земельного
участка,  заключенного  на  срок  более  чем  пять  лет, по требованию
арендодателя   возможно   только   на   основании   решения  суда  при
существенном   нарушении   договора   аренды  земельного  участка  его
арендатором.
     10.   В   случае   наследования  земельных  участков  лицами,  не
достигшими  совершеннолетия,  их законные представители могут передать
эти  земельные  участки  в  аренду  на срок до достижения наследниками
совершеннолетия.
     11. Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в
аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

           Статья 23. Право ограниченного пользования чужим
                    земельным участком (сервитут)

     1.  Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским
законодательством.
     2.   Публичный   сервитут   устанавливается   законом   или  иным
нормативным  правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым
актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа
местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения
интересов государства, местного самоуправления или местного населения,
без  изъятия  земельных  участков.  Установление  публичного сервитута
осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
     3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:
     1) прохода или проезда через земельный участок;
     2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных,
инженерных,  электрических  и  других  линий и сетей, а также объектов
транспортной инфраструктуры;
     3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков
и подъездов к ним;
     4) проведения дренажных работ на земельном участке;
     5) забора воды и водопоя;
     6) прогона скота через земельный участок;
     7)  сенокоса  или  пастьбы  скота  на земельных участках в сроки,
продолжительность  которых соответствует местным условиям, обычаям, за
исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
     8)  использования  земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в
расположенном   на   земельном   участке   замкнутом   водоеме,  сбора
дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
     9)  временного  пользования земельным участком в целях проведения
изыскательских, исследовательских и других работ;
     10) свободного доступа к прибрежной полосе.
     4. Сервитут может быть срочным или постоянным.
     5.  Осуществление  сервитута должно быть наименее обременительным
для земельного участка, в отношении которого он установлен.
     6.   Собственник   земельного   участка,   обремененного  частным
сервитутом,  вправе  требовать  соразмерную  плату от лиц, в интересах
которых  установлен  сервитут, если иное не предусмотрено федеральными
законами.
     7.  В  случаях, если установление публичного сервитута приводит к
невозможности использования земельного участка, собственник земельного
участка,  землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в
том   числе   путем  выкупа,  у  него  данного  земельного  участка  с
возмещением   органом  государственной  власти  или  органом  местного
самоуправления,   установившими   публичный   сервитут,   убытков  или
предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
     В  случаях,  если  установление  публичного  сервитута приводит к
существенным  затруднениям  в  использовании  земельного  участка, его
собственник  вправе  требовать  от  органа  государственной власти или
органа   местного  самоуправления,  установивших  публичный  сервитут,
соразмерную плату.
     8.   Лица,   права  и  законные  интересы  которых  затрагиваются
установлением  публичного  сервитута,  могут осуществлять защиту своих
прав в судебном порядке.
     9.  Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии
с   Федеральным   законом   "О  государственной  регистрации  прав  на
недвижимое имущество и сделок с ним".

             Статья 24. Безвозмездное срочное пользование
                         земельными участками

     1.  В  безвозмездное  срочное  пользование  могут предоставляться
земельные участки:
     1)  из  земель,  находящихся  в государственной или муниципальной
собственности,  исполнительными  органами  государственной  власти или
органами   местного   самоуправления,   предусмотренными   статьей  29
настоящего  Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20
настоящего Кодекса, на срок не более чем один год;
     2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических
лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;
     3)  из земель организаций, указанных в пункте 2 настоящей статьи,
гражданам в виде служебного надела;
     4)  из  земель,  находящихся  в государственной или муниципальной
собственности,  исполнительными  органами  государственной  власти или
органами   местного   самоуправления,   предусмотренными   статьей  29
настоящего  Кодекса, религиозным организациям в соответствии с пунктом
3  статьи  30  и  пунктом  1  статьи 36 настоящего Кодекса (подпункт 4
введен  Федеральным  законом  от 3 октября 2004 г. N 123-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 41, ст. 3993).
     2.  Служебные  наделы  предоставляются  в  безвозмездное  срочное
пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том
числе    организаций    транспорта,    лесного    хозяйства,    лесной
промышленности,   охотничьих   хозяйств,   государственных   природных
заповедников и национальных парков.
     Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на
получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются
законодательством  Российской  Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.
     Служебные  наделы предоставляются работникам таких организаций на
время   установления   трудовых   отношений   на  основании  заявлений
работников   по   решению   соответствующих   организаций   из   числа
принадлежащих им земельных участков.
     Права   и   обязанности   лиц,   использующих  служебные  наделы,
определяются  в  соответствии с правилами пункта 1 статьи 41 и абзацев
второго  -  четвертого,  седьмого  -  девятого  статьи  42  настоящего
Кодекса.

                 ГЛАВА V. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ

           Статья 25. Основания возникновения прав на землю

     1.  Права  на земельные участки, предусмотренные главами III и IV
настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским
законодательством,  федеральными  законами, и подлежат государственной
регистрации  в  соответствии  с Федеральным законом "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
     2.  Государственная  регистрация  сделок  с  земельными участками
обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
     3. Не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению
или   компенсации   стоимость   земельных   участков,   которые   были
национализированы   до   1   января   1991   года   в  соответствии  с
законодательством,  действовавшим  на  момент национализации земельных
участков.

          Статья 26. Документы о правах на земельные участки

     1.  Права  на земельные участки, предусмотренные главами III и IV
настоящего   Кодекса,  удостоверяются  документами  в  соответствии  с
Федеральным  законом "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним".
     2.  Договоры  аренды  земельного  участка,  субаренды  земельного
участка,   безвозмездного  срочного  пользования  земельным  участком,
заключенные  на  срок  менее чем один год, не подлежат государственной
регистрации,   за   исключением  случаев,  установленных  федеральными
законами.

              Статья 27. Ограничения оборотоспособности
                          земельных участков

     1.  Оборот  земельных  участков  осуществляется  в соответствии с
гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
     2. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не
могут  предоставляться в частную собственность, а также быть объектами
сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
     Земельные  участки,  отнесенные к землям, ограниченным в обороте,
не  предоставляются  в  частную собственность, за исключением случаев,
установленных федеральными законами.
     3.    Содержание    ограничений    оборота   земельных   участков
устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
     4.  Из  оборота  изъяты земельные участки, занятые находящимися в
федеральной собственности следующими объектами:
     1)  государственными  природными  заповедниками  и  национальными
парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего
Кодекса);
     2)  зданиями,  строениями и сооружениями, в которых размещены для
постоянной  деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие
войска,  воинские формирования и органы (в ред. Федерального закона от
30  июня  2003  г.  N  86-ФЗ  -  Собрание  законодательства Российской
Федерации,  2003,  N 27, ст. 2700; Федерального закона от 7 марта 2005
г.  N  15-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N
10, ст. 763);
     3)  зданиями,  строениями  и  сооружениями,  в  которых размещены
военные суды;
     4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
     5)  объектами  организаций  федеральных  органов  государственной
охраны;
     6)  объектами  использования  атомной  энергии, пунктами хранения
ядерных материалов и радиоактивных веществ;
     7)  объектами,  в  соответствии  с  видами  деятельности  которых
созданы закрытые административно-территориальные образования;
     8)  объектами  учреждений и органов Федеральной службы исполнения
наказаний  (в  ред.  Федерального  закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711);
     9) воинскими и гражданскими захоронениями;
     10)   инженерно-техническими   сооружениями,   линиями   связи  и
коммуникациями,    возведенными    в   интересах   защиты   и   охраны
Государственной границы Российской Федерации.
     5.  Ограничиваются  в  обороте  находящиеся в государственной или
муниципальной собственности следующие земельные участки:
     1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные
в пункте 4 настоящей статьи;
     2)   в   пределах   лесного   фонда,   за   исключением  случаев,
установленных федеральными законами;
     3)  занятые  находящимися  в  государственной  или  муниципальной
собственности водными объектами в составе водного фонда;
     4)  занятые  особо ценными объектами культурного наследия народов
Российской  Федерации,  объектами,  включенными  в  Список  всемирного
наследия,      историко-культурными      заповедниками,      объектами
археологического наследия:
     5)   предоставленные  для  обеспечения  обороны  и  безопасности,
оборонной  промышленности,  таможенных  нужд и не указанные в пункте 4
настоящей статьи;
     6)  не  указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых
административно-территориальных образований;
     7)  предоставленные  для нужд организаций транспорта, в том числе
морских,  речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений
навигационного   обеспечения   воздушного   движения   и  судоходства,
терминалов    и   терминальных   комплексов   в   зонах   формирования
международных транспортных коридоров;
     8) предоставленные для нужд связи;
     9) занятые объектами космической инфраструктуры;
     10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
     11)    предоставленные   для   производства   ядовитых   веществ,
наркотических средств;
     12)  загрязненные  опасными  отходами, радиоактивными веществами,
подвергшиеся  биогенному  загрязнению,  иные  подвергшиеся  деградации
земли.
     6.  Оборот  земель  сельскохозяйственного назначения регулируется
федеральным    законом   об   обороте   земель   сельскохозяйственного
назначения.
     7.  Пункт  6  настоящей  статьи  не распространяется на земельные
участки,  предоставленные  из  земель сельскохозяйственного назначения
гражданам  для  индивидуального  жилищного,  гаражного  строительства,
ведения   личного   подсобного   и   дачного  хозяйства,  садоводства,
животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые
зданиями, строениями, сооружениями.

          Статья 28. Приобретение прав на земельные участки,
                  находящиеся в государственной или
                     муниципальной собственности

     1. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или
муниципальной  собственности,  предоставляются гражданам и юридическим
лицам   в   собственность   или  в  аренду,  а  также  предоставляются
юридическим  лицам  в  постоянное  (бессрочное) пользование в случаях,
предусмотренных  пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и
юридическим  лицам  в  безвозмездное  срочное  пользование  в случаях,
предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
     2.    Предоставление    земельных    участков,    находящихся   в
государственной   или  муниципальной  собственности,  в  собственность
граждан  и  юридических  лиц  осуществляется  за плату. Предоставление
земельных  участков  в  собственность  граждан и юридических лиц может
осуществляться   бесплатно   в   случаях,   предусмотренных  настоящим
Кодексом,   федеральными  законами  и  законами  субъектов  Российской
Федерации.
     3.  В  случаях,  предусмотренных  пунктом 5 статьи 20 и пунктом 3
статьи   21   настоящего  Кодекса,  порядок  предоставления  земельных
участков,   установленный   статьями   30-34  настоящего  Кодекса,  не
применяется.   Решение   о   предоставлении   земельного   участка   в
собственность  должно  быть принято в двухнедельный срок со дня подачи
заявления  в  письменной  форме в исполнительный орган государственной
власти  или  орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29
настоящего Кодекса.
     4.  Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан
и  юридических  лиц  земельных участков, находящихся в государственной
или  муниципальной  собственности,  для  строительства, за исключением
случаев:
     изъятия земельных участков из оборота;
     установленного   федеральным   законом  запрета  на  приватизацию
земельных участков;
     резервирования   земельных   участков   для  государственных  или
муниципальных нужд.
     Не  допускается  отказ в предоставлении в собственность граждан и
юридических   лиц   земельных   участков,  ограниченных  в  обороте  и
находящихся  в  государственной  или муниципальной собственности, если
федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан
и юридических лиц.
     5.  Иностранным  гражданам,  лицам  без гражданства и иностранным
юридическим лицам в соответствии с настоящей статьей земельные участки
предоставляются  в  собственность  только  за  плату,  размер  которой
устанавливается настоящим Кодексом.

       Статья 29. Исполнительные органы государственной власти
           и органы местного самоуправления, осуществляющие
                  предоставление земельных участков

     Предоставление  гражданам  и юридическим лицам земельных участков
из   земель,   находящихся   в   государственной   или   муниципальной
собственности,  осуществляется  на  основании  решения  исполнительных
органов  государственной  власти  или органов местного самоуправления,
обладающих  правом предоставления соответствующих земельных участков в
пределах  их  компетенции  в  соответствии  со  статьями  9,  10  и 11
настоящего Кодекса.

         Статья 30. Порядок предоставления земельных участков
               для строительства из земель, находящихся
          в государственной или муниципальной собственности

     1. Предоставление земельных участков для строительства из земель,
находящихся   в   государственной   или  муниципальной  собственности,
осуществляется с проведением работ по их формированию:
     1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
     2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
     2.   Предоставление   земельных   участков  для  строительства  в
собственность   без   предварительного  согласования  мест  размещения
объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах)
в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.
     3.   Предоставление   земельных   участков  для  строительства  с
предварительным  согласованием мест размещения объектов осуществляется
в  аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса,
-  в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для
строительства    зданий,    строений,    сооружений   религиозного   и
благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на
срок   строительства   этих   зданий,  строений,  сооружений  (в  ред.
Федерального  закона  от  3  октября  2004  г.  N  123-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 41, ст. 3993).
     4.   Предоставление  земельного  участка  для  строительства  без
предварительного  согласования места размещения объекта осуществляется
в следующем порядке:
     1) проведение работ по формированию земельного участка:
     подготовка  проекта  границ земельного участка и установление его
границ на местности;
     определение разрешенного использования земельного участка;
     определение  технических  условий  подключения  объектов  к сетям
инженерно-технического  обеспечения  и платы за подключение объектов к
сетям   инженерно-технического   обеспечения   (далее   -   плата   за
подключение)  (в  ред.  Федерального  закона  от  29 декабря 2004 г. N
191-ФЗ  -  Собрание  законодательства Российской Федерации, 2005, N 1,
ст. 17);
     принятие  решения  о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или
предоставлении  земельных  участков  без проведения торгов (конкурсов,
аукционов);
     публикация  сообщения  о проведении торгов (конкурсов, аукционов)
или   приеме   заявлений   о  предоставлении  земельных  участков  без
проведения торгов (конкурсов, аукционов);
     2)   государственный   кадастровый   учет  земельного  участка  в
соответствии  с  правилами,  предусмотренными  статьей  70  настоящего
Кодекса;
     3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного
участка  или  продаже  права  на заключение договора аренды земельного
участка  или предоставление земельного участка в аренду без проведения
торгов  (конкурсов,  аукционов)  на основании заявления гражданина или
юридического   лица,   заинтересованных  в  предоставлении  земельного
участка.  Передача  земельных  участков в аренду без проведения торгов
(конкурсов,  аукционов)  допускается  при  условии  предварительной  и
заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой
передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
     4)   подписание   протокола   о  результатах  торгов  (конкурсов,
аукционов)   или  подписание  договора  аренды  земельного  участка  в
результате  предоставления  земельного  участка  без проведения торгов
(конкурсов, аукционов).
     5.   Предоставление   земельного   участка  для  строительства  с
предварительным  согласованием места размещения объекта осуществляется
в следующем порядке:
     1)  выбор  земельного участка и принятие в порядке, установленном
статьей  31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании
места размещения объекта;
     2) проведение работ по формированию земельного участка;
     3)   государственный   кадастровый   учет  земельного  участка  в
соответствии  с  правилами,  предусмотренными  статьей  70  настоящего
Кодекса;
     4)  принятие  решения  о  предоставлении  земельного  участка для
строительства  в  соответствии  с правилами, установленными статьей 32
настоящего Кодекса.
     6.  В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен
за   гражданином   или   юридическим  лицом,  его  предоставление  для
строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта
4 настоящей статьи.
     7.  Решение  исполнительного  органа  государственной  власти или
органа  местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего
Кодекса,  о  предоставлении  земельного  участка для строительства или
протокол   о   результатах   торгов  (конкурсов,  аукционов)  является
основанием:
     1)  государственной  регистрации  права постоянного (бессрочного)
пользования   при   предоставлении  земельного  участка  в  постоянное
(бессрочное) пользование;
     2)    заключения   договора   купли-продажи   и   государственной
регистрации  права  собственности  покупателя на земельный участок при
предоставлении земельного участка в собственность;
     3)    заключения    договора    аренды   земельного   участка   и
государственной  регистрации  данного договора при передаче земельного
участка в аренду.
     8.  Решение  или  выписка  из  него  о  предоставлении земельного
участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается
заявителю в семидневный срок со дня его принятия.
     9.  Решение  об  отказе  в  предоставлении земельного участка для
строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
     10.   В   случае   признания   судом  недействительным  отказа  в
предоставлении  земельного  участка  для  строительства  суд  в  своем
решении  обязывает  исполнительный  орган  государственной  власти или
орган  местного  самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего
Кодекса,  предоставить  земельный  участок с указанием срока и условий
его предоставления.
     11.  Предварительное  согласование  места  размещения  объекта не
проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в
соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами
землепользования  и  застройки  (зонированием  территорий),  а также в
случае      предоставления     земельного     участка     для     нужд
сельскохозяйственного   производства   или   лесного   хозяйства  либо
гражданину   для   индивидуального  жилищного  строительства,  ведения
личного подсобного хозяйства.
     12.  Иностранным  гражданам,  лицам без гражданства и иностранным
юридическим   лицам   земельные   участки   для   строительства  могут
предоставляться   в   порядке,   установленном  настоящей  статьей,  в
соответствии  с  пунктом  2  статьи  5, пунктом 3 статьи 15, пунктом 1
статьи 22 и пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Кодекса.

      Статья 30-1. Особенности предоставления земельных участков
         для жилищного строительства из земель, находящихся в
           государственной или муниципальной собственности

     1.  Земельные  участки  для  жилищного  строительства  из земель,
находящихся   в   государственной   или  муниципальной  собственности,
предоставляются  в  собственность  или  в  аренду без предварительного
согласования места размещения объекта.
     2.  Продажа  земельных  участков  для жилищного строительства или
продажа  права  на  заключение договоров аренды земельных участков для
жилищного  строительства  осуществляется  на аукционах, за исключением
случая, установленного пунктом 27 статьи 38-1 настоящего Кодекса.
     3. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального
жилищного  строительства  может  осуществляться на основании заявления
гражданина  или  юридического  лица, заинтересованных в предоставлении
земельного участка.
     В  двухнедельный  срок  со дня получения заявления гражданина или
юридического   лица  о  предоставлении  в  аренду  земельного  участка
исполнительный   орган   государственной  власти  или  орган  местного
самоуправления,  предусмотренные  статьей 29 настоящего Кодекса, может
принять  решение  о  проведении аукциона по продаже земельного участка
или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо
опубликовать  сообщение  о  приеме заявлений о предоставлении в аренду
такого   земельного  участка  с  указанием  местоположения  земельного
участка,  его  площади,  разрешенного  использования  в  периодическом
печатном    издании,    определяемом   соответственно   Правительством
Российской  Федерации,  высшим  исполнительным органом государственной
власти    субъекта   Российской   Федерации,   главой   муниципального
образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений
на   официальном   сайте   соответственно   Правительства   Российской
Федерации,  субъекта  Российской Федерации, муниципального образования
(при  наличии  официального  сайта  муниципального образования) в сети
"Интернет".
     В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения
о  приеме  заявлений  о  предоставлении  в  аренду  земельного участка
заявления  не  поступили,  исполнительный орган государственной власти
или   орган   местного   самоуправления,  предусмотренные  статьей  29
настоящего   Кодекса,   принимает   решение  о  предоставлении  такого
земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину или
юридическому  лицу,  указанным  в  абзаце  первом  настоящего  пункта.
Договор  аренды  земельного  участка  подлежит заключению с указанными
гражданином   или   юридическим   лицом  в  двухнедельный  срок  после
государственного кадастрового учета такого земельного участка.
     В  случае  поступления заявления о предоставлении в аренду такого
земельного  участка  проводится аукцион по продаже права на заключение
договора  аренды  земельного  участка (статья 30-1 введена Федеральным
законом  от  29  декабря  2004 г. N 191-ФЗ - Собрание законодательства
Российской  Федерации,  2005, N 1, ст. 17; вступает в силу с 1 октября
2005 года).

          Статья 30-2. Особенности предоставления земельных
       участков для их комплексного освоения в целях жилищного
                строительства из земель, находящихся в
           государственной или муниципальной собственности

     1.  Земельные  участки  для  их  комплексного  освоения  в  целях
жилищного   строительства,   которое   включает   в   себя  подготовку
документации   по   планировке   территории,   выполнение   работ   по
обустройству  территории посредством строительства объектов инженерной
инфраструктуры,   осуществление  жилищного  и  иного  строительства  в
соответствии   с   видами   разрешенного   использования,  из  земель,
находящихся   в   государственной   или  муниципальной  собственности,
предоставляются  в  аренду  без  предварительного  согласования  места
размещения объекта.
     2.   Предоставление   в   аренду   земельного   участка  для  его
комплексного  освоения  в целях жилищного строительства осуществляется
на аукционе в порядке, установленном статьей 38-2 настоящего Кодекса.
     3.   Арендатор   земельного  участка,  предоставленного  для  его
комплексного   освоения   в   целях  жилищного  строительства,  обязан
выполнять  требования,  предусмотренные  подпунктами  6  -  8 пункта 3
статьи 38-2 настоящего Кодекса.
     4.   Арендатор   земельного  участка,  предоставленного  для  его
комплексного  освоения  в  целях жилищного строительства, имеет право,
предусмотренное  пунктом 9 статьи 22 настоящего Кодекса, независимо от
срока  договора  аренды  такого  земельного участка. При этом к новому
правообладателю переходят обязанности по выполнению указанных в пункте
3   настоящей  статьи  требований,  касающихся  комплексного  освоения
земельного участка в целях жилищного строительства.
     5.   Арендатор   земельного  участка,  предоставленного  для  его
комплексного   освоения   в   целях   жилищного  строительства,  после
утверждения   в   установленном  порядке  документации  по  планировке
территории,   строительства   объектов   инженерной  инфраструктуры  и
государственного     кадастрового     учета     земельных    участков,
предназначенных  для  жилищного и иного строительства в соответствии с
видами  разрешенного  использования, в границах ранее предоставленного
земельного  участка  имеет  исключительное  право приобрести указанные
земельные участки в собственность или в аренду.
     6.  Собственник  или  арендатор  указанных  в  пункте 5 настоящей
статьи  земельных  участков,  предназначенных  для  жилищного  и иного
строительства, обязан выполнить требования, предусмотренные подпунктом
8 пункта 3 статьи 38-2 настоящего Кодекса.
     7.  При  обороте  указанных в пункте 5 настоящей статьи земельных
участков, предназначенных для жилищного и иного строительства, к новым
правообладателям   переходят  обязанности  по  выполнению  требований,
предусмотренных подпунктом 8 пункта 3 статьи 38-2 настоящего Кодекса.
     8.  В случае неисполнения обязанностей, указанных в пунктах 3, 4,
6  и  7 настоящей статьи, а также в случае ненадлежащего их исполнения
права  на  земельные  участки  могут  быть прекращены в соответствии с
настоящим Кодексом и гражданским законодательством.
     9.  В случае неисполнения обязанностей, указанных в пунктах 3, 4,
6  и  7 настоящей статьи, а также в случае ненадлежащего их исполнения
взимается    неустойка   в   размере   одной   стопятидесятой   ставки
рефинансирования  Центрального банка Российской Федерации, действующей
на  день  исполнения таких обязанностей, от размера арендной платы или
размера  земельного налога за каждый день просрочки, если договором не
предусмотрено  иное  (статья  30-2  введена  Федеральным законом от 29
декабря  2004  г.  N  191-ФЗ  -  Собрание  законодательства Российской
Федерации, 2005, N 1, ст. 17).

        Статья 31. Выбор земельных участков для строительства

     1.   Гражданин   или   юридическое   лицо,   заинтересованные   в
предоставлении  земельного  участка  для  строительства,  обращаются в
исполнительный   орган   государственной  власти  или  орган  местного
самоуправления,  предусмотренные  статьей  29  настоящего  Кодекса,  с
заявлением  о выборе земельного участка и предварительном согласовании
места  размещения  объекта.  В  данном  заявлении  должны быть указаны
назначение  объекта,  предполагаемое место его размещения, обоснование
примерного   размера   земельного   участка,  испрашиваемое  право  на
земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое
обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
     2.  Орган  местного  самоуправления  по  заявлению гражданина или
юридического  лица  либо  по  обращению  предусмотренного  статьей  29
настоящего   Кодекса  исполнительного  органа  государственной  власти
обеспечивает   выбор   земельного   участка   на   основе   документов
государственного  земельного  кадастра  и документов землеустройства с
учетом  экологических,  градостроительных и иных условий использования
соответствующей   территории   и   недр   в  ее  границах  посредством
определения   вариантов   размещения  объекта  и  проведения  процедур
согласования  в  случаях,  предусмотренных  федеральными  законами,  с
соответствующими    государственными   органами,   органами   местного
самоуправления, муниципальными организациями.
     Необходимая  информация  о  разрешенном  использовании  земельных
участков   и   об   обеспечении   этих  земельных  участков  объектами
инженерной,   транспортной  и  социальной  инфраструктур,  технические
условия    подключения   объектов   к   сетям   инженерно-технического
обеспечения,  а  также  дежурные кадастровые карты (планы), содержащие
сведения   о   местоположении   земельных   участков,  предоставляются
бесплатно   соответствующими   государственными   органами,   органами
местного  самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный
срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
     3.   Органы   местного   самоуправления  городских  или  сельских
поселений   информируют   население   о   возможном   или  предстоящем
предоставлении земельных участков для строительства.
     Граждане,  общественные  организации  (объединения),  религиозные
организации  и  органы  территориального  общественного самоуправления
имеют  право  участвовать  в  решении вопросов, затрагивающих интересы
населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе
путем  выкупа,  земельных участков для государственных и муниципальных
нужд  и  предоставлением  этих земельных участков для строительства (в
ред.  Федерального  закона  от  3  октября 2004 г. N 123-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 41, ст. 3993).
     При  предоставлении  земельных  участков  в  местах традиционного
проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов
Российской  Федерации и этнических общностей для целей, не связанных с
их    традиционной   хозяйственной   деятельностью   и   традиционными
промыслами,  могут  проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам
изъятия,   в   том   числе   путем   выкупа,  земельных  участков  для
государственных  или  муниципальных  нужд  и  предоставления земельных
участков  для  строительства  объектов, размещение которых затрагивает
законные интересы указанных народов и общностей. Исполнительные органы
государственной    власти    или   органы   местного   самоуправления,
предусмотренные  статьей  29  настоящего  Кодекса, принимают решения о
предварительном   согласовании   мест  размещения  объектов  с  учетом
результатов таких сходов или референдумов.
     4.  Орган местного самоуправления информирует землепользователей,
землевладельцев   и  арендаторов  земельных  участков,  находящихся  в
государственной  или  муниципальной  собственности,  законные интересы
которых  могут  быть  затронуты  в  результате  возможного изъятия для
государственных  и  муниципальных нужд находящихся соответственно в их
пользовании  и  владении земельных участков, в связи с предоставлением
этих  земельных  участков  для  строительства.  В случае, если в целях
размещения   объектов   необходимо   выкупить  земельные  участки  для
государственных  или  муниципальных  нужд  из  земель,  находящихся  в
собственности    граждан   или   юридических   лиц,   орган   местного
самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их
возможном  выкупе.  Порядок  и условия предоставления такой информации
могут  быть  установлены  федеральными  законами,  законами  субъектов
Российской Федерации.
     5.  Результаты  выбора  земельного  участка  оформляются  актом о
выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и
для  установления  его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному
акту  прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты
границ   каждого   земельного  участка  в  соответствии  с  возможными
вариантами их выбора.
     В  случае  предполагаемого  изъятия,  в  том  числе путем выкупа,
земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о
выборе   земельного   участка   также   прилагаются   расчеты  убытков
собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев,
арендаторов    земельных    участков,   потерь   сельскохозяйственного
производства или потерь лесного хозяйства.
     6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного
самоуправления,   предусмотренные   статьей   29  настоящего  Кодекса,
принимает  решение  о  предварительном  согласовании  места размещения
объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с
одним  из  вариантов  выбора  земельного  участка,  или  об  отказе  в
размещении объекта.
     7.  Копия решения о предварительном согласовании места размещения
объекта  с приложением проекта границ земельного участка или об отказе
в  размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его
утверждения.
     8.   Решение  о  предварительном  согласовании  места  размещения
объекта   является   основанием   последующего   принятия   решения  о
предоставлении  земельного  участка  для  строительства  и действует в
течение трех лет.
     В   случае   осуществления   собственником   земельного  участка,
землепользователем,  землевладельцем,  арендатором  земельного участка
строительства  на  земельном  участке  или  иного  его улучшения после
информирования   о  возможном  изъятии,  в  том  числе  путем  выкупа,
земельного   участка   для   государственных  или  муниципальных  нужд
собственник   земельного  участка,  землепользователь,  землевладелец,
арендатор  земельного  участка  несут  риск  отнесения на них затрат и
убытков,  связанных  со строительством на земельном участке или с иным
его улучшением.
     В   случае,   если   по   истечении   срока  действия  решения  о
предварительном   согласовании  места  размещения  объекта  решение  о
предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых
были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа
государственной    власти    или   органа   местного   самоуправления,
предусмотренных  статьей  29  настоящего  Кодекса  и  принявших  такое
решение,  понесенных  убытков  независимо  от продления срока действия
решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
     9.   Решение  о  предварительном  согласовании  места  размещения
объекта  или  об  отказе  в  размещении  объекта может быть обжаловано
заинтересованными  лицами в суд. В случае признания в судебном порядке
недействительным   решения   о   предварительном   согласовании  места
размещения  объекта  исполнительный  орган  государственной власти или
орган  местного  самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего
Кодекса   и   принявшие   такое   решение,  возмещает  гражданину  или
юридическому  лицу  расходы,  понесенные  ими  в  связи  с подготовкой
документов,   необходимых   для  принятия  решения  о  предварительном
согласовании места размещения объекта.
     10.  В  субъектах  Российской  Федерации  -  городах федерального
значения  Москве  и  Санкт-Петербурге  выбор  земельных  участков  для
строительства    осуществляется    органом    исполнительной    власти
соответствующего   субъекта   Российской   Федерации,   если  иное  не
предусмотрено законами этих субъектов Российской Федерации.

             Статья 32. Принятие решения о предоставлении
                 земельного участка для строительства

     1.   Решение  о  предварительном  согласовании  места  размещения
объекта   и  проект  границ  земельного  участка  являются  основанием
установления  в  соответствии  с заявками граждан или юридических лиц,

Страницы: 1  2  3  


Оглавление