ОТНОСИТЕЛЬНО ПОПРАВОК К ЗАКОНУ "О КОНКУРЕНЦИИ ...". Письмо. Государственный антимонопольный комитет РФ. 18.06.98 НФ/3880

          ОТНОСИТЕЛЬНО ПОПРАВОК К ЗАКОНУ "О КОНКУРЕНЦИИ ..."

                                ПИСЬМО

              ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМИТЕТ РФ

                           18 июня 1998 г.
                              N НФ/3880

                                 (Д)


     В  связи  с принятием Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений    в    Закон    РСФСР   "О   конкуренции   и   ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" от 06.05.98 N 70-ФЗ
ГАК России доводит до сведения территориальных управлений следующее.
     1.  В  соответствии  с  требованиями п. 1 и 4 ст. 93 Федерального
закона  "Об  акционерных  обществах"  в  Закон Российской Федерации "О
конкуренции  и  ограничении монополистической деятельности на товарных
рынках"  (далее  - Закон) введено понятие аффилированные лица. Следует
учесть,   что   данное  понятие  применимо  не  только  к  акционерным
обществам,     но     и     к     коммерческим    организациям    иных
организационно-правовых форм, а также к физическим лицам.
     Комитет  обращает  внимание на то, что порядок учета и отчетности
об  аффилированных  лицах  определяется  ФКЦБ России, а следовательно,
вопросы, возникающие в связи с введением этого порядка, не относятся к
компетенции антимонопольных органов.
     До  внесения  соответствующих  поправок  в  Положение  о  порядке
представления  антимонопольным  органам  ходатайств  и  уведомлений  в
соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона Российской Федерации
"О   конкуренции   и  ограничении  монополистической  деятельности  на
товарных  рынках",  утвержденное  Приказом ГКАП России от 13.11.1995 N
145,   информация  об  аффилированных  лицах  может  быть  затребована
антимонопольным  органом  в  соответствии  с  определением,  данным  в
Законе.   Вместе   с   тем  Комитет  информирует,  что  предоставление
информации  об аффилированных лицах по запросам органов исполнительной
власти  и  управления,  юридических  и  физических  лиц не относится к
компетенции  антимонопольных  органов,  за  исключением  информации об
аффилированных   лицах  -  участниках  группы  лиц  в  соответствии  с
определением,   данным   в   ст.  4  Закона  Российской  Федерации  "О
конкуренции ...".
     2.  Понятие  аффилированные лица шире понятия группа лиц. В целях
применения   Закона   антимонопольные   органы   пользуются   понятием
аффилированные   лица  в  тех  случаях,  когда  необходимо  установить
исчерпывающий   перечень  лиц,  оказывающих  влияние  на  деятельность
какого-либо   хозяйствующего   субъекта.  Следует  отметить,  что  при
рассмотрении  ходатайств  и  уведомлений в соответствии со ст. 17 и 18
Закона  антимонопольные  органы  должны внимательно подходить к оценке
степени  влияния  на  условия ведения предпринимательской деятельности
какого-либо   хозяйствующего   субъекта  его  аффилированных  лиц  (за
исключением  лиц,  принадлежащих  к одной группе лиц с рассматриваемым
лицом).
     3.  Поправки  к  Закону  позволили  уточнить  и расширить понятие
"группа лиц", данное ст. 4 Закона.
     Владение  определенным  количеством  акций общества (даже 50% + 1
акция  с  правом  голоса)  не  является ни необходимым, ни достаточным
условием   для   того,   чтобы   считать  данное  общество  потерявшим
хозяйственную  самостоятельность.  Уточнение  понятия  "группа  лиц" и
введение понятия аффилированные лица позволяет антимонопольным органам
нотифицировать  установление контроля юридического и (или) физического
лица  (группы  лиц)  над  деятельностью  другого (других) юридического
лица,  результатом  которого  может  быть потеря самостоятельности при
принятии  решений, связанных с предпринимательской деятельностью этого
юридического  лица,  не  только  на основании договора, как это было в
прежней  редакции  Закона,  но  и  на  иных, в том числе неформальных,
основаниях:  например,  на  основании  косвенного  контроля, получении
кредита,   путем   изменения  доли  участия  в  результате  уменьшения
уставного  капитала,  конвертации  акций, внесения лицом в виде вклада
крупного  пакета  акций  (долей) какого-либо хозяйственного общества в
уставный капитал вновь создаваемого юридического лица.
     Правом    определять    условия    ведения    предпринимательской
деятельности  является  право  выдачи  одной  стороной  и обязательное
исполнение    другой    стороной    любых   распоряжений,   касающихся
предпринимательской деятельности этой стороны.
     4.  Поправки  в  23  и 24 статьи Закона уточняют состав нарушения
статей   17   и   18   Закона   и  устанавливают  срок  привлечения  к
ответственности   за   эти   нарушения   коммерческих,  некоммерческих
организаций,   а   также  руководителей  коммерческих,  некоммерческих
организаций, должностных лиц и граждан.
     Совершением   действий   (бездействий)   в   нарушение   порядка,
предусмотренного ст. 17 и 18 Закона, является:
     - совершение  сделок (действий) без предварительного согласования
с антимонопольными органами,
     - нарушение  сроков  подачи уведомлений в соответствии с п. 4 ст.
17 и п. 5 ст. 18 Закона.

                                                          Н.Е.ФОНАРЕВА
18 июня 1998 г.
N НФ/3880