О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ. Письмо. Пенсионный фонд РФ. 23.03.04 СД-09-25/3111

                  О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

                                ПИСЬМО

                          ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ

                           23 марта 2004 г.
                           N СД-09-25/3111

                                 (Д)


     Пенсионный  фонд  Российской  Федерации  в связи со вступлением в
силу Федерального закона от 11.11.2003 N 139-ФЗ "О внесении дополнения
в  часть  вторую  Налогового  кодекса  Российской Федерации и внесении
изменения  и  дополнения  в  статью 20 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании
утратившими  силу  актов законодательства Российской Федерации в части
налогов и сборов" сообщает следующее.
     Указанным  Федеральным  законом  часть  вторая Налогового кодекса
Российской   Федерации   дополнена   главой  30  "Налог  на  имущество
организаций", которая вступила в силу с 1 января 2004 года.
     Российская  Федерация  в  соответствии  со  статьей 7 Конституции
Российской   Федерации   является  социальным  государством,  политика
которого  направлена  на  создание  условий,  обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека. Статьей 39 Конституции Российской
Федерации  каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в
случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и
в иных случаях, установленных законом.
     В  соответствии  с  пунктом 2 Постановления Конституционного Суда
Российской   Федерации  от  29.01.2004  N  2-П  "По  делу  о  проверке
конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О
трудовых  пенсиях  в  Российской  Федерации" в связи с запросами групп
депутатов  Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил
Тумэн)  Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и
жалобами  ряда  граждан"  важнейшим элементом социального обеспечения,
основное  содержание  которого  -  предоставление  человеку  средств к
существованию, является пенсионное обеспечение.
     В  соответствии со статьей 18 Федерального закона от 17.12.2001 N
173-ФЗ   "О  трудовых  пенсиях  в  Российской  Федерации"  назначение,
перерасчет  размеров  и  выплата трудовых пенсий производятся органом,
осуществляющим  пенсионное обеспечение согласно Федеральному закону от
15.12.2001   N   167-ФЗ  "Об  обязательном  пенсионном  страховании  в
Российской   Федерации".   Пенсионный   фонд  Российской  Федерации  в
соответствии  со  статьей 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ
является    страховщиком,   осуществляющим   обязательное   пенсионное
страхование.
     Таким  образом,  учитывая,  что  пенсионное  обеспечение является
частью социального обеспечения, а Пенсионный фонд Российской Федерации
-  органом,  осуществляющим  пенсионное  обеспечение  в соответствии с
Федеральным   законом   "Об   обязательном  пенсионном  страховании  в
Российской  Федерации"  и  Федеральным  законом  "О трудовых пенсиях в
Российской  Федерации",  его имущество может использоваться только для
нужд социального обеспечения.
     Статьей   372  главы  30  Кодекса  предусмотрено,  что  налог  на
имущество  вводится  в  действие  в соответствии с Кодексом и законами
субъектов Российской Федерации.
     В  соответствии  со  статьей  59  Бюджетного  кодекса  Российской
Федерации законодательные органы субъектов Российской Федерации вводят
региональные  налоги  и  сборы,  устанавливают размеры ставок по ним и
предоставляют налоговые льготы в пределах прав, определенных налоговым
законодательством Российской Федерации.
     В  соответствии  со  статьей 6 Кодекса нормативный правовой акт о
налогах  и  сборах признается не соответствующим Кодексу, если таковой
акт  отменяет  или  ограничивает права налогоплательщиков или изменяет
определенное Кодексом содержание обязанностей участников отношений.
     Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики
имеют  право  использовать  налоговые льготы при наличии оснований и в
порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
     Следовательно,   в  отношении  налога  на  имущество  организаций
необходимо различать два вида налоговых льгот:
     льготы федеральные, установленные статьей 381 Кодекса;
     льготы  региональные, установленные законами субъектов Российской
Федерации.
     Первая  категория льгот применяется на всей территории Российской
Федерации,  где  введен  налог  на  имущество.  Вторая  категория - на
территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
     Согласно  пункту  7  статьи  3 Кодекса все неустранимые сомнения,
противоречия  и  неясности  актов  законодательства о налогах и сборах
толкуются в пользу налогоплательщика.
     Подпунктом   7   статьи   381   главы  30  Кодекса  предусмотрено
освобождение  от  налогообложения на имущество организаций в отношении
объектов   социально-культурной   сферы,  используемых  ими  для  нужд
культуры  и  искусства,  образования,  физической  культуры  и спорта,
здравоохранения  и  социального  обеспечения.  К  указанной  категории
организаций относятся и органы ПФР по следующим основаниям.
     Согласно    Общесоюзному    классификатору   "Отрасли   народного
хозяйства",  утвержденному 01.01.1976, N 1-75-018 (далее - Общесоюзный
классификатор),  к  объектам  социально-культурной сферы были отнесены
объекты  культуры  и  искусства,  образования,  физкультуры  и спорта,
здравоохранения,  социального  обеспечения  и непроизводственных видов
бытового обслуживания населения.
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2003 N
108  "Об установлении переходного периода для введения Общероссийского
классификатора видов экономической деятельности" установлено, что 2003
-  2004 годы являются переходным периодом для введения Общероссийского
классификатора  видов  экономической  деятельности вместо Общесоюзного
классификатора  отраслей  народного  хозяйства.  В  течение указанного
переходного  периода подготовка официальной статистической информации,
проектов       государственных       прогнозов       и      мониторинг
социально-экономического  развития Российской Федерации осуществляются
на  основе  Общесоюзного классификатора с последовательным расширением
использования Общероссийского классификатора.
     Одновременно   сообщаем,  что  в  соответствии  с  Общероссийским
классификатором   видов   экономической  деятельности  N  ОК  029-2001
группировка   "Деятельность   в   области   обязательного  социального
обеспечения" включает в том числе деятельность, связанную с пенсионным
обеспечением государственных служащих, а также деятельность, связанную
с  предоставлением  пенсий  по  старости,  по  инвалидности, по случаю
потери  кормильца, за выслугу лет, кроме выплачиваемых государственным
служащим.
     Социальное обеспечение осуществляется за счет системы социального
страхования   и   национальной   системы  социального  обеспечения.  В
соответствии  со  статьей  22  Трудового  кодекса Российской Федерации
обязательному  социальному страхованию подлежат все работники. Начиная
с  1  января  2002  г.  страховая  часть  трудовой  пенсии формируется
исключительно  за счет страховых взносов, перечисляемых страхователями
в бюджет ПФР.
     На   основании   вышеизложенного   имущество   Пенсионного  фонда
Российской   Федерации  в  соответствии  с  подпунктом  7  статьи  381
Налогового  кодекса  Российской Федерации не должно облагаться налогом
на имущество организаций.
     Вместе  с  тем  с целью урегулирования разногласий, которые могут
возникнуть   по  вопросам  уплаты  налога  на  имущество  организаций,
отделениям   ПФР   следует  незамедлительно  обсудить  этот  вопрос  с
управлениями  МНС  России по субъектам Российской Федерации и в случае
принятия налоговыми органами решения об обязательной уплате указанного
налога  в  целях  предотвращения  его уплаты и уплаты пеней и штрафов,
начисленных  за  невыполнение требований налоговых органов, необходимо
решать   проблему  в  судебном  порядке,  предусмотренном  Арбитражным
процессуальным  кодексом  Российской  Федерации.  Таким  образом,  при
необходимости, спор следует довести до рассмотрения Высшим Арбитражным
Судом Российской Федерации.

Заместитель Председателя
Правления
                                                            С.Е.ДОНЦОВ
23 марта 2004 г.
N СД-09-25/3111