О ПРЕСЕЧЕНИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ СПОСОБЕ ПРОДАЖИ ТОВАРА. Письмо. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 08.04.05 0100/2569-05-32

                     О ПРЕСЕЧЕНИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
               ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ СПОСОБЕ ПРОДАЖИ ТОВАРА

                                ПИСЬМО

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
              ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

                           8 апреля 2005 г.
                          N 0100/2569-05-32

                                 (Д)


     Федеральная  служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия  человека  обращает  внимание территориальных управлений,
что  в  последнее  время  значительно  возросло  количество  обращений
граждан  по  поводу  обмана  и  введения их в заблуждение относительно
потребительских   свойств   и   качества   товаров,   реализуемых  вне
стационарных  мест  торговли,  посредством ознакомления потребителей с
предложенным  описанием  товара, содержащимся в каталогах, проспектах,
буклетах  и  т.п.,  а  также  посредством электронных средств массовой
информации   и   средств   связи  (телерадиореклама,  почтовая  связь,
Интернет).
     Учитывая,  что подобная форма продажи (особенно через электронные
средства   связи)   получает  все  большее  распространение,  в  Закон
Российской  Федерации "О защите прав потребителей" Федеральным законом
от  21.12.2004 N 171-ФЗ была введена статья 26.1 "Дистанционный способ
продажи  товаров",  призванная  упорядочить  соответствующие отношения
между  продавцами и покупателями и обеспечить последним дополнительную
защиту,   в  первую  очередь,  за  счет  возложения  на  хозяйствующих
субъектов  дополнительных обременений в части реализации потребителями
безусловного права на отказ от исполнения договора купли-продажи.
     Поскольку в большинстве случаев защита нарушенных потребительских
прав   граждан   в   рамках   гражданского  судопроизводства  все  еще
недостаточно совершенна и эффективна, а в отдельных случаях затруднена
или  просто  невозможна по причине умышленного несоблюдения со стороны
продавцов  соответствующих  обязательных требований законодательства о
защите  прав  потребителей,  связанных,  в  частности, с доведением до
потребителей  полной,  необходимой и достоверной информации о продавце
(что   зачастую   не  позволяет  даже  идентифицировать  и  определить
надлежащего  ответчика  по  делу),  для  Роспотребнадзора  приобретает
особую   значимость   решение  вопросов  организации  целенаправленной
деятельности   по   контролю  и  надзору  за  соблюдением  требований,
предъявляемых  к  дистанционному  способу продажи товаров, и выработки
связанной с этим системы превентивных мер.
     Как   показывает   анализ   обращений   граждан,   поступающих  в
Федеральную    службу,   до   70%   жалоб   потребителей,   пожелавших
воспользоваться  услугами  дистанционной торговли, приходится на факты
обмана  при  продаже  биологически  активных  добавок  к  пище (БАД) и
товаров  медицинского  назначения,  которые,  как  правило, в конечном
итоге реализуются по месту нахождения покупателя, т.е. непосредственно
на  дому у потребителя. При этом, зачастую, в результате сознательного
введения    потребителей    в    заблуждение   относительно   истинных
потребительских  свойств  этих  товаров  причиняется  вред  их жизни и
здоровью, что является особенно недопустимым.
     В  этой  связи  территориальным  управлениям Роспотребнадзора при
рассмотрении  жалоб  и  обращений  граждан  по  фактам  введения  их в
заблуждение  относительно  потребительских свойств и качества товаров,
реализуемых  дистанционным  способом, при нарушении права потребителей
на  получение  необходимой  и  достоверной информации о товаре и самом
продавце  (изготовителе)  и включении в договор купли-продажи условий,
ущемляющих  установленные  законом  права  потребителя, а также в ходе
проведения  соответствующих  контрольно-надзорных  мероприятий в целях
недопущения  и пресечения нарушений потребительского законодательства,
необходимо исходить из нижеследующего:
     1.  Пункт  2  статьи  26.1 Закона РФ "О защите прав потребителей"
возлагает  на продавца обязанность до заключения договора предоставить
потребителю  информацию  об основных потребительских свойствах товара,
об  адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о
полном  фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя),
о  цене  и  об  условиях  приобретения  товара,  о его доставке, сроке
службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а
также  о  сроке, в течение которого действует предложение о заключении
договора.
     При  этом указанная информация согласно требованиям, содержащимся
в  п.  1  ст.  10  Закона,  должна  быть  достоверной  и  обеспечивать
возможность  правильного  выбора  товара  (т.е.  исключать возможность
введения его в заблуждение).
     Более  того,  в  момент  доставки товара потребителю в письменной
форме  должна  быть  предоставлена  необходимая  информация о товаре в
объеме  требований,  предусмотренных  п.  2  ст.  10  Закона,  а также
информация  о  порядке  и сроках возврата товара, предусмотренная п. 4
ст.   26.1   Закона,   отсутствие   которой   порождает  для  продавца
гражданско-правовые последствия, закрепленные в абз. 2 п. 4 той же ст.
26.1.
     Полное    или    частичное   отсутствие   названной   информации,
свидетельствующее  о  нарушении  права  потребителей  на ее получение,
может  служить  основанием для привлечения продавца к административной
ответственности  по  ч.  1  ст.  14.8  КоАП  РФ,  а  при  определенных
основаниях - по ст. 14.7 КоАП РФ "Обман потребителей".
     2.  С  учетом  соответствующих  положений  ст.  437  Гражданского
кодекса  Российской  Федерации  (ГК  РФ) предложения заключить договор
купли-продажи  в  порядке,  установленном ст. 26.1 Закона РФ "О защите
прав  потребителей"  (т.е.  дистанционным  способом  продажи товаров),
адресованные  неопределенному  кругу  лиц,  следует  рассматривать как
публичную  оферту, а сведения, предусмотренные п. 2 ст. 26.1 Закона РФ
"О   защите   прав   потребителей",   -   как   условия,   необходимые
(существенные) для заключения договоров данного вида (ст. 432 ГК РФ).
     3.  Поскольку в целом положения ст. 26.1 Закона РФ "О защите прав
потребителей"   по   своему  буквальному  содержанию  являются  общими
требованиями,  регламентирующими дистанционный способ продажи товаров,
безусловная  обязанность  их  соблюдения  со стороны юридических лиц и
индивидуальных    предпринимателей,   непосредственно   осуществляющих
продажу  товаров  названным способом, должна корреспондироваться в том
числе  с императивными нормами иных правовых актов (с учетом положений
ст.  422 ГК РФ, ст. 1 и ст. 26 Закона РФ "О защите прав потребителей")
в  части самой возможности использовать этот способ для реализации тех
или иных товаров.
     В  этой  связи  для  субъектов  предпринимательской деятельности,
осуществляющих  или  желающих  осуществлять  розничную продажу товаров
дистанционным     способом,     является    обязательным    соблюдение
соответствующих  норм,  закрепленных  в  абзаце  2 п. 4 Правил продажи
отдельных  видов  товаров,  утвержденных  Постановлением Правительства
Российской  Федерации от 19.01.1998 N 55 (с последующими изменениями и
дополнениями),  не  допускающих вне стационарных мест торговли продажу
продовольственных  товаров  (за исключением мороженого, безалкогольных
напитков  и  пива,  кондитерских  и  хлебобулочных  изделий в упаковке
изготовителя товара), лекарственных препаратов, изделий из драгоценных
металлов  и  драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров
аудиовизуальных произведений и фонограмм.
     При  этом,  принимая  во  внимание,  что перечень соответствующих
исключений    из   общей   номенклатуры   продовольственных   товаров,
разрешенных   к  продаже  вне  стационарных  мест  торговли,  является
закрытым,   особое   внимание  в  ходе  осуществления  соответствующей
контрольно-надзорной  деятельности  следует  уделить фактам реализации
посредством   дистанционной   продажи   БАД,   относящихся  к  пищевым
продуктам,  и  соблюдению  продавцами  помимо  вышеизложенных  также и
соответствующих    положений    СанПиН   2.3.2.1290-0   "Гигиенические
требования  к организации производства и оборота биологически активных
добавок к пище".
     При  выявлении со стороны должностных и юридических лиц нарушений
указанных  правовых  норм  в  отношении  них  в  установленном порядке
необходимо    применять    меры    административной   ответственности,
предусмотренные  ст. 14.15 КоАП РФ "Нарушение правил продажи отдельных
видов   товаров"   или  (при  несоблюдении  определенного  санитарными
правилами порядка реализации БАД) ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.
     4.  В  ходе  практической  деятельности,  связанной с пресечением
нарушений   прав  потребителей  со  стороны  хозяйствующих  субъектов,
осуществляющих    дистанционную    продажу   товаров   (особенно   при
рассмотрении  соответствующих  жалоб  и обращений потребителей или при
выявлении  в инициативном порядке публичной оферты, не соответствующей
обязательным  требованиям,  закрепленным  в п. 2 ст. 26.1 Закона РФ "О
защите    прав   потребителей"),   среди   прочего   может   возникать
необходимость  осуществления  определенных  действий,  направленных на
установление  точного  наименования  продавца  и  его местонахождения,
иногда  сопряженных  со  значительными  временными  затратами.  В этом
случае  следует  проводить  административное  расследование в порядке,
установленном ст. 28.7 КоАП РФ.
     В   рамках  административного  расследования  должностным  лицам,
осуществляющим    производство    по    делу    об    административном
правонарушении, следует практиковать направление необходимых поручений
и  запросов (ст. 26.9 КоАП РФ) и вынесение определений об истребовании
соответствующих  сведений,  необходимых  для  разрешения  дела, имея в
виду, что неповиновение законному требованию должностного лица органа,
осуществляющего    государственный    надзор   (контроль),   а   равно
воспрепятствование  осуществлению  этим  должностным  лицом  служебных
обязанностей, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 19.4
КоАП РФ.
     В то же время при принятии решения о проведении административного
расследования  следует  учитывать,  что  применительно  к полномочиям,
реализуемым  Роспотребнадзором,  и  согласно ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ оно
возможно  лишь  после  выявления  административного  правонарушения  в
области   законодательства   о   защите  прав  потребителей  (а  также
законодательства  о рекламе - с учетом соответствующего правопреемства
контрольно-надзорных функций по ст. 14.3 КоАП РФ, ранее осуществляемых
Госторгинспекцией)   и   не   может  проводиться  по  административным
правонарушениям   в  сфере  обеспечения  санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, регулируемой санитарным законодательством.
     С  учетом  вышеизложенного  и  принимая во внимание необходимость
формирования эффективной единообразной правоприменительной практики по
рассматриваемому вопросу, территориальным управлениям Роспотребнадзора
необходимо:
     1.  В  течение  второго и третьего кварталов 2005 года в плановом
порядке   провести   контрольно-надзорные   мероприятия   в  отношении
хозяйствующих  субъектов, осуществляющих продажу товаров дистанционным
способом   посредством   размещения   соответствующих  предложений  на
региональном     (местном,    кабельном)    телевидении,    в    эфире
FM-радиостанций,    на    Интернет-сайтах    и   т.д.   с   нарушением
соответствующих  требований действующего законодательства, обеспечивая
по    каждому    факту    выявленного    нарушения    применение   мер
административного воздействия;
     2.  При  наличии  соответствующих  жалоб и обращений потребителей
возбуждать   дела  об  административном  правонарушении  и  проведении
административного  расследования  в  отношении  виновных должностных и
юридических   лиц   (имея   в   виду,   что   требования  потребителей
имущественного  характера  согласно ст. 11 ГК РФ подлежат рассмотрению
только  в  рамках  гражданского  судопроизводства и в административном
порядке рассматриваться не должны);
     3.  В  ходе работы, направленной на предупреждение и профилактику
нарушений  потребительского законодательства при дистанционной продаже
товаров,  организовать  в  средствах  массовой  информации  регулярное
информирование  потребителей  о  соответствующих новациях, связанных с
введением в Закон РФ "О защите прав потребителей" ст. 26.1.
     Обобщенную  информацию  о  проделанной работе (с указанием общего
числа проверок и выявленных фактов правонарушений, сведений о принятых
административных  мерах  (в  разрезе соответствующих статей КоАП РФ) и
числе  наложенных  и  взысканных  (добровольно уплаченных) штрафов (их
сумме),  количестве  рассмотренных  жалоб  и обращений потребителей, с
описанием  структуры  нарушений  и  т.д.) с приложением копий не менее
двух  наиболее  показательных  административных дел из числа полностью
завершенных  представить в Роспотребнадзор не позднее 20 сентября 2005
года.

Руководитель
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
8 апреля 2005 г.
N 0100/2569-05-32