Страницы: 1 2 В целом городское здравоохранение нуждается в осуществлении комплексной работы по приведению нагрузки подведомственных учреждений в соответствие с потребностями населения, сокращении незагруженных стационарных отделений (при сохранении резерва коечного фонда на случай чрезвычайных ситуаций) и мощности амбулаторно - поликлинических учреждений, а также в расширении имеющихся и создании новых отделений реабилитации. Внедрение новой организационной модели городского здравоохранения потребует высокой организации структур управления и должно осуществляться поэтапно по мере готовности окружных и специализированных городских служб и проводиться одновременно с интенсивным функционированием сложившейся системы. Планируется дальнейшее развитие на мощностях Комитета здравоохранения производства (на основании имеющегося опыта) некоторых лекарственных препаратов и растворов. 2.3.2. Медицинское страхование и развитие негосударственных форм медицинского обеспечения населения Повышение эффективности городской системы обязательного медицинского страхования за счет пересмотра и уточнения реестров медицинских услуг, разработки стандартов медицинской помощи для различных уровней городской системы здравоохранения и тарифов на услуги. Усиление контроля за расходованием средств ОМС, поступающих в лечебно - профилактические учреждения и страховые медицинские организации, с целью повышения эффективности использования финансовых ресурсов. Обеспечение защиты прав застрахованных на получение медицинской помощи адекватного объема и качества. Оценка возможностей МГФОМС на ближайшую и отдаленную перспективу обеспечивать финансирование мероприятий по профилактике и укреплению здоровья населения в рамках новой организационной структуры медицинской службы города. Уточнение сложившегося порядка взаиморасчетов между страховыми организациями и учреждениями здравоохранения с учетом различий ЛПУ в лечебно - диагностических возможностях и интенсивности лечения. Содействие развитию негосударственных форм медицинского обеспечения москвичей: системы добровольного медицинского страхования и предпринимательских структур. Дальнейшее формирование сбалансированного и регулируемого рынка медицинских услуг. Сохранение в процессе реформирования городского здравоохранения преимуществ сложившейся национальной системы наряду с внедрением различных видов частного сектора и созданием механизмов управления конкуренцией на рынке медицинских услуг. Особое значение занимает проблема страхования лекарственного обеспечения, решение которой предполагает создание программы страхования для различных контингентов населения: 1. Группы населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (обязательства государства в части охраны здоровья перед участниками и инвалидами Великой Отечественной войны; военнослужащими, вред здоровью которых был нанесен при выполнении специальных заданий правительства или служебных обязанностей; лицам, пострадавшим в результате аварий или ликвидации последствий аварий на атомных объектах; пострадавшим от необоснованных репрессий; инвалидам I группы; неработающим инвалидам II группы; инвалидам детства; другим категориям населения, нуждающимся в социальной защите, включая больных с тяжелыми хроническими заболеваниями, затраты на лекарственную помощь которым не могут быть покрыты за счет личных средств). 2. Группу неработающего населения, получающего пенсию по возрасту или по другим основаниям, не дающим права на льготное лекарственное обеспечение. 3. Группу работающего населения: а) государственные служащие; б) работники муниципальных учреждений, предприятий, организаций; в) работники негосударственных организаций и предприятий. 4. Группу работающего населения, имеющего полис частного добровольного страхования лекарственного обеспечения. Страхование лекарственной помощи группе 1 обеспечивается в настоящее время страховыми платежами из средств городского бюджета на компенсацию затрат аптечных предприятий на отпуск лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам, выписанным больным, имеющим право на льготное лекарственное обеспечение. Страхование лекарственной помощи группе 2 может быть частично обеспечено из средств городского бюджета и частично за счет собственных средств граждан. Источником средств могут являться финансовые ресурсы, сэкономленные вследствие реализации городского заказа на лекарственные средства, отпускаемые по бесплатным и льготным рецептам, или иные источники. Страхование лекарственной помощи группе 3 должно быть частично обеспечено за счет средств работодателя в размере до 1% фонда оплаты труда и частично за счет собственных средств граждан. Страхование лекарственной помощи группе 4 должно быть полностью обеспечено за счет собственных средств граждан. 2.4. Совершенствование системы управления Система управления, сочетающая централизованные и децентрализованные уровни с четким закреплением сфер компетенции и ответственности, предусматривает обеспечение Комитетом здравоохранения действенности государственной политики в области охраны здоровья населения и контроля за деятельностью медицинских учреждений, в частности, касающейся выполнения медико - санитарных стандартов. Полноценное управление отраслью предполагает возможность оперативного получения достоверных сведений по основным направлениям деятельности лечебно - профилактических учреждений и по показателям здоровья населения, т.е. актуальным является обеспечение единого информационного пространства городского здравоохранения. Управление качеством может быть эффективным только при наличии дифференцированной системы критериев качества организации и оказания медицинской помощи для всех типов медицинских учреждений, а также при наличии квалифицированной медицинской экспертизы качества. Абсолютно необходимо создание правового механизма, позволяющего контролировать медицинскую деятельность коммерческих медицинских структур и частнопрактикующих врачей, оказывающих медицинские услуги населению города. Необходимость создания гибкой современной модели взаимодействия городских органов управления здравоохранением с медицинскими учреждениями федерального и ведомственного подчинения, которые должны нести ответственность за оказание медицинской помощи москвичам и представлять отчетность по установленным формам. Целесообразно рассмотрение вопроса о передаче ряда медицинских учреждений федерального подчинения в ведомство Комитета здравоохранения г. Москвы. 2.5. Совершенствование экономики и системы финансирования Создание единой системы экономики городского здравоохранения, предусматривающей строжайший контроль за всеми поступающими финансовыми средствами и их расходованием, что может быть достигнуто только при взаимодействии городского органа управления, окружных управлений, ФОМС и страховых организаций. Определение условий использования средств бюджета и внебюджетных средств, включая средства обязательного и добровольного страхования, и порядка осуществления контроля. В условиях дефицита бюджетных средств особого внимания требуют меры, направленные на наращивание финансового потенциала отрасли, в том числе путем введения режима экономии средств, их дифференцированного распределения, установления государственного регулирования системы цен (тарифов) на медицинскую и лекарственную помощь. Осуществление Комитетом здравоохранения совместно с Комитетом фармации и МГФОМС мер по упорядочению в городе лекарственного обеспечения с учетом необходимости централизованного медикаментозного обеспечения видов медицинской помощи, включенных в городские медицинские приоритеты (городские целевые программы), финансируемые городским бюджетом. Подготовка предложений по решению серьезной для Москвы проблемы неурегулированности финансовых взаиморасчетов за лечение москвичей в федеральных и ведомственных лечебных учреждениях, поскольку в настоящее время Федеральный ФОМС, получая почти 6% страховых взносов на ОМС от предприятий, не финансирует федеральные ЛПУ по городской программе ОМС. Не уточнен и механизм взаиморасчетов территориальных фондов ОМС с городским здравоохранением, при этом в медицинских учреждениях Москвы ежегодно находятся на лечении около 95 тысяч больных из различных регионов РФ. При разработке новой организационной модели городского здравоохранения для каждого типа учреждений различного уровня планируется проведение дифференциации по объемам и структуре медицинских услуг определенного качества и создание нормативов штатного, материально - технического и финансового обеспечения (дифференцированные медико - экономические стандарты) с исключением дублирования манипуляций на различных уровнях медицинской службы. Иными словами, планируется создание унифицированных технологий организации и оказания медико - санитарной помощи для всех контингентов жителей города. 2.6. Совершенствование кадровой и инновационной политики Изменения кадровой политики, учитывающие реформирование городского здравоохранения, включают планирование и прогнозирование потребности городского здравоохранения в профильных кадрах, в том числе по таким новым направлениям, как врач общей практики и медицинская сестра с высшим образованием. Повышение кадровой обеспеченности медицинских учреждений планируется осуществить путем модернизации контрактных отношений между работниками и работодателями при целевой подготовке специалистов (городская интернатура и городская клиническая ординатура); перераспределения кадров в отрасли за счет ликвидации дублирования и необоснованного объема медицинских услуг на этапах оказания медицинской помощи; внедрения кадросберегающих медицинских технологий; повышения правовых и социально - экономических гарантий для медицинских работников. Представляется актуальной подготовка пакета законодательных инициатив, регулирующих отношения между государственными вузами и государственным здравоохранением в области целевой подготовки кадров, с тем чтобы на государственные средства не обучались "лавочники". Необходимо пересмотреть систему подготовки врачебных кадров для I уровня системы здравоохранения, что в условиях отсутствия государственного распределения выпускников представляется чрезвычайно сложным. Единственным реальным вариантом решения данной проблемы представляется создание в одном из медицинских вузов специального лечебного факультета, финансируемого из бюджета городского здравоохранения и комплектуемого исключительно по заявкам руководителей городских лечебно - профилактических учреждений, с обучением на контрактной основе. Основным требованием контракта должна явиться отработка выпускниками определенного времени в учреждениях амбулаторно - поликлинической сети города. Регулируемый набор и выпуск студентов указанного факультета позволит укомплектовать учреждения первичного звена здравоохранения в соответствии с потребностью. Юридической основой деятельности факультета должен стать утвержденный Мэром Москвы Устав. Для работающего контингента медицинского персонала стимулом закрепления его на рабочих местах может служить издание закона г. Москвы "О социальных гарантиях для медицинского персонала г. Москвы". Крайне важным является осуществление аттестации и сертификации медицинского персонала по категориям с дифференцированной оплатой труда, что требует активизации работ по созданию сертификационных стандартов. Целесообразно переориентировать учебные программы на приобретение знаний по вопросам, отражающим непосредственную производственную деятельность обучающихся. Перспективны формы обучения без отрыва от основной работы. Необходимо расширение перманентной системы последипломного образования. 2.7. Развитие медицинской науки Приоритет научной деятельности медицинских учреждений Москвы - научная поддержка городского здравоохранения на основе разработки и внедрения эффективных форм организации, управления, диагностики, профилактики и лечения, способствующих повышению качества медицинской помощи населению. Проведение приоритетных для города научных исследований в соответствии с целевой программой Комитета здравоохранения "Научное обеспечение медицинской помощи" признано эффективным, поскольку позволяет сосредоточить усилия на первоочередных задачах и прогнозировать позитивные сдвиги от внедрения уже на этапе планирования. Формирование научной программы на современном этапе будет ориентировано на исследования, учитывающие региональные особенности здоровья населения и городские медицинские приоритеты, представленные целевыми программами по видам медицинской помощи. При этом дальнейшее развитие получит многофакторная экспертиза заявок на НИР и конкурсно - договорная система рассмотрения и отбора представляемых научно - технических проектов государственным заказчиком - Комитетом здравоохранения. Крайне важным представляется проведение НИР по разработке унифицированных организационно - лечебно - диагностических технологий, учитывающих создаваемую в городе многоуровневую систему медицинской помощи и приоритетность профилактики заболеваний. 3. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г. МОСКВЫ 3.1. Обеспечение действенности государственной политики в области здравоохранения: - выполнение городской Программы обеспечения медицинской помощью населения Москвы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 13.02.96 N 140 "О мерах по охране здоровья населения г. Москвы в 1996-1997 гг.", и формирование программы на последующие годы; - выполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" и Программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" с представлением Правительству Москвы ежеквартальной отраслевой информации о ходе выполнения; - реализация постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.97 N 292 "Об итогах социально - экономического развития Российской Федерации в 1996 г. и задачах на 1997 г."; - разработка предложений по совершенствованию правовой базы системы городского здравоохранения, позволяющей, с одной стороны, закрепить в законах и нормативных актах накопленный рациональный опыт и, с другой стороны, с учетом новой ситуации определить оптимальные модели развития отрасли. Участие в подготовке проекта закона города Москвы "О порядке оказания медицинской помощи в г. Москве"; - обращение в Правительство Москвы с предложением о разработке и утверждении комплексной городской межведомственной программы "Борьба с туберкулезом"; - безусловное выполнение официально установленных государственных минимальных социальных стандартов в области медицинской и лекарственной помощи. 3.2. Формирование городских медицинских приоритетов Медицинские приоритеты устанавливаются на основе аналитических данных ежегодного доклада "О состоянии здоровья населения г. Москвы" и прогнозов профильных специалистов с последующим обсуждением Коллегией Комитета здравоохранения. По приоритетным видам медицинской помощи ежегодно формируются целевые программы, предусматривающие решение комплекса первоочередных задач для достижения конкретного результата по повышению эффективности медицинского обеспечения и его экономичности. Перечень целевых программ по медицинским приоритетам города и их целевые установки рассматриваются Коллегией Комитета здравоохранения и утверждаются Председателем Комитета; ход выполнения поставленных задач строго контролируется. На ближайший период медицинскими приоритетами в системе городского здравоохранения явятся: - охрана здоровья матерей и детей; - скорая и неотложная медицинская помощь; - медицинская помощь при острозаразных и социально значимых заболеваниях (дерматовенерологическая, онкологическая, фтизиатрическая, наркологическая, психиатрическая); - вакцинопрофилактика; - ургентная кардиологическая помощь; - медицинская помощь при сахарном диабете; - восстановительное лечение; - лечение заболеваний системы крови; - здоровье ветеранов (инвалидов); - нарушения мозгового кровообращения; - почечная недостаточность; - экстренная медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях (городская медицина катастроф); - научное обеспечение медицинской помощи; - автоматизированные информационно - аналитические системы; - лекарственное обеспечение; - дорогостоящая медицинская помощь; - развитие, совершенствование и унификация материально - технической базы ЛПУ. С учетом настоящей Концепции, предусматривающей развитие профилактического направления в здравоохранении, впервые в 1998 г. планируется разработка и реализация городской целевой программы "Целевая диспансеризация" по направлениям: заболевания молочной железы, туберкулез, сердечно - сосудистые заболевания, детское население и подростки. Наряду с указанными диспансерными группами должна быть доведена до нормативов диспансеризация контингентов, страдающих различными хроническими заболеваниями (согласно приказу Департамента здравоохранения Москвы N 448 от 31.01.95 "О московских городских стандартах амбулаторно - поликлинической помощи для взрослого населения"). 3.3. Совершенствование организации медицинской помощи 3.3.1. Создание и этапное внедрение новой организационной модели здравоохранения г. Москвы Суть предлагаемой базовой модели (см. схему) сводится к реформированию существующей сети ЛПУ, предусматривающему: - создание разноуровневой системы медицинской службы г. Москвы с четким функциональным предназначением и ресурсным обеспечением учреждений каждого уровня; - оптимизацию первичной медико - санитарной помощи; - развитие внебольничной и полустационарной медицинской помощи; - уменьшение потребности в стационарной медицинской помощи; - интенсификацию стационарной медицинской помощи; - дальнейшее совершенствование специализированной медицинской помощи; - рациональное использование ресурсов отрасли. (Далее приводится схема "Базовая организационная модель медицинской службы г. Москвы".) Ведущий принцип модели: медицинское обеспечение индивидуума в амбулаторно - поликлинической сети, на дому, в клинико - диагностическом центре, специализированном диспансере, в полустационаре, стационаре и в санатории - это единый комплексный лечебно - профилактический процесс, в котором каждое технологическое звено имеет свои функции, исключающие дублирование на других уровнях здравоохранения, и пределы, ограниченные функциональным предназначением и экономической сообразностью. При этом все сведения о состоянии здоровья конкретного жителя города и его медицинском обслуживании аккумулируются в одном месте - на первом уровне первичной медико - санитарной помощи территории проживания. I уровень Участковый комплекс первичной медико - санитарной помощи (или амбулатория семейного врача, амбулатория врача общей практики) Функции: - осуществление мероприятий по укреплению здоровья населения и профилактике заболеваний; - оказание основного объема общепрофильной врачебной и сестринской медицинской помощи прикрепленному населению как на приеме, так и на дому. Диспансерная работа установленного объема; - направление больных в базовую поликлинику, на госпитализацию, вызов консультантов; - проведение простейших диагностических исследований установленного объема с использованием портативных и экспрессных диагностических средств; - экспертиза временной нетрудоспособности, направление во ВТЭК. Ведение медицинской документации; - полная осведомленность о динамике состояния здоровья прикрепленного населения. Активный патронаж. Объем обслуживания До 5 тысяч взрослого и детского населения. Радиус обслуживаемой территории - микрорайон не более 5-7 км, транспортная доступность. Кадры Семейный врач или врач общей практики, средний и младший медицинский персонал, регистратор. Взаимоотношения учреждений I уровня с другими звеньями муниципальной системы здравоохранения должны регулироваться договорными отношениями. II уровень Базовые территориальные поликлиники, учреждения восстановительного лечения, сестринского ухода Функции: - обеспечение первичной диагностики с использованием минимально достаточного набора лабораторно - инструментальных исследований; - оказание специализированной медицинской помощи по направлению врачей учреждений I уровня по основным специальностям (хирург, офтальмолог, отоларинголог, невропатолог); - принятие решения о варианте организации дальнейшей медицинской помощи. Экспертиза нетрудоспособности. Диспансерная работа установленного объема. Объем обслуживания До 50 тысяч прикрепленного населения (т.е. в среднем 8-10 амбулаторий). Кадры Медицинские специалисты по основным профилям, средний и младший медицинский персонал в соответствии со штатами, установленными окружными управлениями здравоохранения для ежедневного двухсменного обслуживания прикрепленного населения. Организуются на базе функционирующих поликлиник окружного подчинения. Мощные, хорошо оснащенные и обеспеченные профильными кадрами поликлиники могут преобразоваться в окружные консультационно - диагностические центры. III уровень Городские узкоспециализированные консультативно - диагностические центры (КДЦ) и стационары Функции Осуществление узкоспециализированной клинико - диагностической медицинской помощи с использованием наиболее современных технологий и уникального высокоинформативного оборудования по направлениям учреждений II и III уровней. Рекомендации по вариантам дальнейшего медицинского обеспечения. Объем обслуживания Население 2-3 и более административных округов в зависимости от профиля. Кадры В зависимости от профиля и мощности в соответствии со штатами, установленными Комитетом здравоохранения. На каждом из 3 представленных уровней организации и оказания медицинской помощи могут приниматься решения о характере дальнейшего лечебно - диагностического процесса: амбулаторное, полустационарное, стационарное, восстановительное, санаторно - курортное лечение, медико - социальная помощь. Следует подчеркнуть, что в создаваемой модели значительное место планируется отвести активному развитию различных организационных форм полустационарной медицинской помощи (стационар на дому, стационар одного дня, дневной стационар и пр.), а также совершенствованию стационарной помощи. Имеется в виду интенсификация лечебного процесса, перепрофилирование больниц (отделений) для краткосрочного и долгосрочного пребывания, сокращение незагруженных отделений больниц (с учетом заданий на ЧС и сезонной загруженности). Необходимо привести в соответствие с потребностью горожан безотказное медицинское обеспечение по видам специализированной помощи, в частности по сочетанной травме и ортопедии. Очевидно, что внедрение новой организационной структуры медицинской службы города не может быть осуществлено в кратчайшие сроки и одномоментно. Реализация поставленных задач предполагает этапные разработки по видам медицинской помощи и по территориальному (окружному) принципу. На первом этапе будут созданы и апробированы экспериментальные модели организации первичной медико - санитарной помощи административного округа и организация специализированной медицинской помощи одного вида по установленным медицинским стандартам. Первоочередными задачами при этом явятся: а) распределение медицинских учреждений по уровням с четко установленными функциональным предназначением, объемами медицинских услуг, ресурсами; б) создание общегородских технологий (лечебно - диагностических алгоритмов) по видам медицинской помощи, т.е. стандартизация медицинского обслуживания в разноуровневой системе; в) оценка потребности населения в видах медицинской помощи; г) расчет рациональной сети медицинских учреждений и ее территориального размещения для удовлетворения имеющихся потребностей. 3.3.2. Активное развитие различных организационных форм полустационарной медицинской помощи: - определение в административных округах контингентов населения для лечения на дому, в стационаре одного дня, дневном стационаре; - открытие с учетом потребностей населения и реальных возможностей полустационаров на базе амбулаторно - поликлинических учреждений и больниц; - организация лечения на дому силами учреждений I, II и III уровней. 3.3.3. Совершенствование стационарной медицинской помощи Сегодня средний показатель использования основных фондов на амбулаторном уровне не превышает 20%, на содержание огромного и дорогостоящего коечного фонда (в среднем 131 койка и 44 врача хирургического профиля, для сравнения в США - 52 и 26, соответственно) расходуется до 80% средств, отпускаемых на здравоохранение. Анализ показал, что 20-25% больных, находящихся на стационарном лечении в отделениях терапевтического профиля, без ущерба для здоровья могут быть переведены на режим полустационарного лечения, что позволит уменьшить расходы на содержание стационаров данного типа на 20%. Совершенствование стационарной медицинской помощи потребует: - интенсификации лечебного процесса; - перепрофилирования больниц (отделений) для краткосрочного и долгосрочного пребывания, различной интенсивности лечебно - диагностического процесса; - сокращения незагруженных отделений больниц (с учетом заданий на ЧС, сезонной загруженности). 3.3.4. Совершенствование организационных форм служб скорой и неотложной медицинской помощи Предусматриваются следующие меры: - реорганизация административной структуры станции с передачей части полномочий головным подстанциям регионов, выполняющим функции среднего звена управления, при сохранении за ССиНМП административно - оперативного управления службой в целом; - разработка и внедрение комплексной автоматизированной системы управления деятельностью станции скорой и неотложной медицинской помощи (КАСУ ССиНМП), которая позволит в значительной мере повысить эффективность работы станции на базе использования современных средств информатизации и телекоммуникации; - завершение внедрения в практику ССиНМП работы системы дифференцирования поступающих вызовов по категории срочности с разделением на безотлагательные (вызванные жизнеугрожающими состояниями или местом происшествия) и условно отсроченные (по медицинским показаниям) с отработкой соответствующих временных нормативов прибытия выездных бригад на место вызова в зависимости от категории "повода к вызову"; - осуществление этапных работ по передаче "отсроченных вызовов" для обслуживания на I-II уровнях медицинской службы города (по мере организации отделений неотложной помощи); - дальнейшее развитие и активизация работы городского врачебно - консультативного центра ССиНМП; - создание современного специализированного отечественного автомобиля скорой помощи на базе АМО ЗИЛ; - повышение социальной защищенности работников станции; - организация системы перманентного повышения квалификации персонала ССиНМП. 3.3.5. Дальнейшее совершенствование системы ОМС К числу перспективных проблем, решение которых позволит обеспечить повышение эффективности системы обязательного медицинского страхования в г. Москве, следует отнести: - повышение эффективности учета и контроля за поступлением страховых взносов, что предусматривает: обеспечение полной регистрации страхователей; проведение эксперимента по созданию инспекции платежей на социальное страхование; реализацию предложений МГФОМС о совершенствовании работы транзитных счетов (внедрение ежедневного и разделительного подъема средств с транзитных на основании счета фондов ОМС) в целях обеспечения наибольшей мобильности средств ОМС и своевременного финансирования программы ОМС; широкое внедрение взаиморасчетов и реализацию механизма компенсаций и штрафов; завершение автоматизации учета страховых взносов; - оптимизация использования средств ОМС за счет: рационализации использования средств ОМС путем совершенствования Московского городского реестра и тарифов на медицинские услуги, оказываемые в рамках Московской городской программы ОМС с учетом объема поступающих средств; усиление контроля за расходованием средств ОМС, поступающих в лечебно - профилактические учреждения и страховые медицинские организации, с целью повышения эффективности использования финансовых ресурсов, предотвращения нецелевого и нерационального расходования средств ОМС с использованием накопленной статистической информации; завершение внедрения персонифицированного учета объемов медицинской помощи, оказанной иногородним пациентам в медицинских учреждениях, работающих в системе ОМС; - обеспечение защиты прав застрахованных на получение медицинской помощи адекватного объема и качества путем: организации единой системы ведомственного контроля качества, включающей разработку единых критериев: оценки эффективности предлагаемых в ЛПУ медицинских технологий; оценки квалификации медицинских работников; персонифицированной оценки качества медицинской помощи, оказанной застрахованному; разработки унифицированного подхода к оценке качества медицинской помощи, оказанной конкретному пациенту, на основе автоматизированных информационных систем; дальнейшего развития систем обеспечения и защиты прав застрахованных во взаимодействии с заинтересованными организациями и учреждениями; создания системы регрессионных исков к физическим и юридическим лицам, ответственным за причиненный вред здоровью застрахованных, по возврату средств в здравоохранение, затраченных на оказание медицинской помощи; совершенствование Реестра медицинских услуг (устранение излишней детализации, укрупнение отдельных позиций); - внедрение реальной экономической ответственности ЛПУ за объемы и качество медицинской помощи, преодоление неопределенности их правового статуса, совершенствование структуры сети ОМС; - интеграция различных источников финансирования (бюджет, ОМС, ДМС, платные услуги и прочие доходы), совершенствование системы взаиморасчетов между территориями за оказанную медицинскую помощь; - реализация механизма компенсаций и штрафов, активизирующих страхователей и застрахованных в вопросах охраны здоровья. В первую очередь планируется решение следующих задач: - оптимизация финансового механизма сбора и расходования денежных средств Московской городской системы ОМС; - повышение эффективности контроля за рациональностью использования средств; - защита прав застрахованных; - создание централизованного расчетного центра. 3.3.6. Основные этапы реализации страхования лекарственного обеспечения При принятии решения о реализации программы добровольного коллективного страхования лекарственного обеспечения групп неработающего населения, получающего пенсию по возрасту или по другим основаниям, не имеющих права на льготное лекарственное обеспечение, требуется выполнение следующих мероприятий: - подготовка распоряжения Мэра Москвы о включении в программу льготного лекарственного обеспечения группы населения "Неработающие пенсионеры"; - внесение дополнений в правила страхования; - формирование реестра застрахованных; - внесение дополнений в Классификатор групп населения и категорий заболеваний, лекарственная помощь при амбулаторном лечении которых предоставляется по рецептам врачей бесплатно или со скидкой; - выдача пластиковых карточек медицинского страхования. Решения о добровольном коллективном страховании лекарственного обеспечения групп работающего населения должны приниматься раздельно относительно государственных служащих, работников муниципальных организаций и учреждений и работников негосударственных организаций. 3.3.7. Развитие негосударственных форм медицинского обеспечения населения Создающимся в городе медицинским предпринимательским структурам требуется следующая поддержка: - оказание всех видов организационно - методической помощи; - передача в аренду в установленном порядке помещений государственных медицинских учреждений, не используемых бюджетной медициной, для оказания медицинских услуг населению, предпринимательским структурам; - предоставление в форме лизинга медицинского оборудования и аппаратуры; - повышение профессионального уровня специалистов путем обучения в городской системе повышения квалификации медицинского персонала по профилям; - информационное обеспечение поставщиков медицинских услуг; - лицензирование и сертификация поставщиков медицинских услуг. В настоящее время коммерческая медицина находится на начальном этапе своего развития, рынок предлагаемых услуг не сбалансирован и отсутствует действенный механизм его регулирования. Особую тревогу вызывает бесконтрольность деятельности поставщиков коммерческих медицинских услуг. Для преодоления имеющихся негативных явлений и дальнейшего внедрения частной практики в систему территориального здравоохранения абсолютно обязательными представляются следующие меры: - запрет на приватизацию учреждений и организаций здравоохранения (во всяком случае на ближайший период); - развитие в государственных лечебно - профилактических учреждениях системы добровольного медицинского страхования. Создание единой системы учета оказания медицинских услуг государственными и коммерческими медицинскими учреждениями; - формирование единого территориального каталога медицинских услуг с тарифами; - привлечение негосударственных медицинских организаций и частнопрактикующих врачей к оказанию медицинской помощи москвичам в рамках государственных гарантий (государственного заказа); - создание действенной системы контроля деятельности коммерческих структур и качества оказываемых ими медицинских услуг. Контрольные функции следует возложить на территориальный орган управления здравоохранением с организацией при нем комиссии экспертизы качества и медицинской инспекции, а также утверждение унифицированных форм учетно - отчетной документации и реализация установленных мер воздействия на поставщиков медицинских услуг за некачественное медицинское обслуживание. Реализация перечисленных условий предполагает совершенствование нормативно - правовой базы здравоохранения и принятие ряда документов, регламентирующих деятельность коммерческих структур в медицине, на федеральном и территориальном уровнях. 3.4. Реформирование системы управления городским здравоохранением: - разработка и утверждение системы управления городским здравоохранением, приведенной в соответствие с новой организационной структурой медицинской службы и ориентированной на обоснованное распределение управленческих функций по иерархическим уровням; - подготовка правовой, нормативной и инвестиционной базы для формирования контрактной основы по работе Комитета здравоохранения с медицинскими учреждениями; - подготовка проекта законодательного документа, регламентирующего ответственность (правовые, экономические последствия) всех субъектов медицинской деятельности, включая ответственность пациентов за образ жизни, связанный с повышенным риском для здоровья, и работодателей, не обеспечивающих должный уровень техники безопасности и экологическое благополучие; - стандартизация объемов и качества видов медицинской помощи для каждого уровня медицинской службы, для каждого типа медицинского учреждения; - создание единой информационной системы городского здравоохранения; - сохранение отраслевого принципа лицензирования и введение сертификации учреждений и кадров по категориям; - подготовка проекта распорядительного документа о подконтрольности медицинской деятельности коммерческих структур и частнопрактикующих врачей Комитету здравоохранения; - обеспечение постоянного контроля качества медицинских услуг, предоставляемых населению медицинскими учреждениями любых форм собственности и частнопрактикующими врачами: создание городской медицинской инспекции, групп медицинских экспертов и др; - совершенствование структуры городской специализированной медицинской помощи за счет передачи в Комитет здравоохранения учреждений других ведомств. 3.5. Укрепление экономики здравоохранения 3.5.1. Планирование и финансирование: - введение механизма строгого учета всех потоков поступающих в городское здравоохранение финансовых средств и контроля за их распределением и расходованием в соответствии с функциональным предназначением учреждений; - отработка порядка финансирования федеральных учреждений, работающих по московской городской программе ОМС, из средств федерального фонда ОМС; - лекарственное обеспечение всех видов медицинской помощи, включенных в городские медицинские приоритеты (целевые программы), централизованно из средств бюджета; - финансирование учреждений в строгом соответствии с их рангом и стандартами объема и качества оказываемой медицинской помощи. 3.5.2. Механизмы сдерживания расходов на медицинскую помощь: - регулирование закупок дорогостоящих новых технологий с устранением беспорядочного приобретения на основе установленных нормативов ресурсообеспеченности; - разработка унифицированных ресурсосберегающих технологий с учетом многоуровневости медицинской помощи и контроль их внедрения в соответствии со стандартами; - перераспределение имеющейся техники в соответствии с функциональным регламентом медицинских учреждений; - развитие экономически выгодных форм организации медицинской помощи; - рациональное использование коечного фонда (перепрофилирование отделений, сокращение койко - дня, создание стационаров на дому, однодневных и дневных стационаров); - развитие мер по ограничению роста стоимости медикаментов, регулированию торговых надбавок и установлению твердых цен на жизненно необходимые лекарства; контроль за нормами отпуска в ЛПУ Комитета здравоохранения; - создание информационно - аналитической системы лекарственного обеспечения; - контроль за выполнением мероприятий развития лечебной и хозяйственной деятельности ЛПУ; - создание медицинской инспекции; - создание системы премирования, поощрения и награждения врачей ЛПУ за качественные показатели в работе, выслугу лет, стаж работы и стаж на одном месте; - маркетинговые исследования, устанавливающие возможности рынка в отношении качества и стоимости оборудования. 3.6. Совершенствование кадровой политики Для подготовки врачебных кадров I уровня необходимо: - создание в одном из медицинских вузов специального лечебного факультета, финансируемого из бюджета городского здравоохранения, с обучением на контрактной основе; предусмотреть в контракте обязательность отработки выпускниками не менее 3 лет в учреждениях амбулаторно - поликлинической сети; - подготовка проекта Устава целевого лечебного факультета и представление его на утверждение Мэру Москвы. Для закрепления на рабочих местах работающего контингента медицинских работников необходимы: - подготовка проекта закона г. Москвы "О социальных гарантиях для медицинских работников г. Москвы"; - комплексная проработка с использованием социологического исследования и многокомпонентной экспертизы проблемы участково - территориального медицинского обеспечения населения и подготовка совместно с Мэрией распорядительных документов Правительства, предусматривающих сохранение и укрепление данной формы первичной медико - санитарной помощи; - подготовка проекта совместного инструктивного письма Комитета здравоохранения и Совета профсоюза работников здравоохранения Москвы о порядке заключения и регистрации коллективных договоров в отрасли; - пересмотр должностных обязанностей медицинского персонала учреждений здравоохранения с приведением их в соответствие с реально выполняемым объемом работ, лицензиями на виды медицинской деятельности, положениями и уставами учреждений; - введение в работу аттестационных комиссий по присвоению квалификационных категорий системы тестирования знаний. Активизация аттестации средних медицинских работников путем оплаты процесса ее проведения за счет учреждений здравоохранения; - развитие системы непрерывного обучения, включая внутрипроизводственное опережающее обучение персонала в связи с перепрофилизацией учреждения или перераспределением кадров. 3.7. Совершенствование инновационной политики Сохранение отраслевого характера лицензирования медицинской и медико - технической деятельности в г. Москве с делегированием из Московской лицензионной палаты в Комитет здравоохранения следующих функций: - прием заявлений от соискателей лицензий; - принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, в том числе решений о регистрации лицензий, выданных органами лицензирования иных субъектов РФ; - принятие решений о приостановлении действия или аннулировании выданных лицензий; - оформление и выдача лицензий, в том числе регистрация лицензий, выданных органами лицензирования иных субъектов РФ; - ведение реестров лицензий; - создание системы предлицензионной подготовки соискателей лицензий, подготовка экспертов при проведении лицензирования. Разработка сертификатов различных категорий и введение сертификации медицинских учреждений и медицинских работников - компетенция МЗ РФ. До введения федеральных сертификатов планируется обращение в Правительство Москвы за разрешением на использование Городских стандартов качества медицинской помощи как городских сертификатов. 3.8. Развитие медицинской науки Планирование научно - исследовательских работ исключительно как целенаправленная поддержка организационно - управленческих преобразований и оптимизации лечебно - диагностического процесса, т.е. на основе городского заказа здравоохранения, что предусматривает: - первичную оценку наиболее актуальных проблемных задач; - экспертизу потенциальных научных коллективов исполнителей разработок; - комплексную (в том числе ресурсную) экспертизу представленных научно - технических проектов; - конкурсно - договорную систему отбора проектов и формирование научной программы Комитета здравоохранения "Научное обеспечение медицинской помощи"; - контроль за реализацией программы. Приоритетное решение задач, ориентированных на реализацию выдвигаемой Концепции развития медицинской службы города: - разработка научно обоснованных нормативов потребности в конкретных видах медицинской помощи для всех контингентов населения г. Москвы; - создание унифицированных медицинских технологий по видам медицинской помощи с ранжированием ее объемов для различных уровней системы здравоохранения ("вертикальные технологии"); - сотрудничество с вузами и НИИ; - создание банка данных современных медицинских технологий; - организация мониторинга научных исследований в области медицины, проводимых в г. Москве. 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ Реализация Концепции в полном объеме предусмотренных мер обеспечит суммарный медико - социальный и экономический эффект в виде повышения доступности квалифицированной медицинской помощи и профилактических мероприятий установленного стандартами объема и качества для всех категорий населения, сокращения прямых и косвенных, текущих и прогнозируемых экономических потерь общества, связанных с состоянием здоровья москвичей. Коренным изменениям подвергнется использование средств, выделяемых на здравоохранение, за счет рационального распределения и расходования и за счет экономии имеющихся ресурсов. Достоверную абсолютную величину ожидаемой экономии финансовых средств в настоящее время рассчитать не представляется возможным ввиду обширности и разнонаправленности планируемого реформирования здравоохранения, однако можно представить сведения по отдельным позициям: 1. Приведение в соответствие друг другу нескольких взаимосвязанных параметров - численности квалифицированных профильных кадров, имеющихся технических средств, обеспеченности их инженерно - техническим сопровождением и ремонтом, потребности в этих средствах - позволит эффективно использовать имеющиеся комплекты оборудования, а если учесть стоимость единицы современной диагностической и лечебной аппаратуры, то действия в данном направлении - важнейший экономический резерв. 2. Унификация медицинских технологий лучевой диагностики с созданием "лечебно - диагностической вертикали" является надежным способом повышения эффективности медицинской помощи и ресурсосбережения, поскольку исключает дублирование и необоснованность ряда проводимых исследований в медицинских учреждениях разного уровня. Так без ущерба для медицинского обеспечения населения в городе реально сократить на 25% исследования лучевой диагностики (необоснованность назначения, неквалифицированная оценка, дублирование и др.), а целенаправленное размещение дорогостоящей аппаратуры будет обеспечивать высокий уровень диагностики. 3. Экономический эффект, получаемый от перевода хронических больных и выздоравливающих из больниц в дома сестринского ухода или в стационары на дому, крайне высок: число медицинских работников, приходящихся на 1 больного, уменьшится при этом в 4 раза, а общие расходы сократятся в 5 раз. Стоимость одного койко - дня составляет от 120 до 200 тыс. руб. Подсчитано, что затраты на медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию на амбулаторном уровне в 4 раза ниже, чем на стационарном. 4. Экономический эффект даст и пересмотр всей функционирующей сети ЛПУ с закрытием, перепрофилированием маломощных, нерентабельных учреждений. К примеру, реорганизация ЛПУ окружного подчинения в Центральном АО, в частности закрытие маломощных диспансеров с организацией полноценного медицинского обслуживания прикрепленного населения, позволит получить экономию в размере 1759223 тыс. рублей в год. 5. Как указывалось выше, в настоящее время имеется крайне высокая обращаемость на станцию скорой и неотложной медицинской помощи; при этом до 40% поступающих вызовов могут быть без ущерба для здоровья пациентов обслужены на уровне амбулаторно - поликлинической службы. Организация эффективной первичной медико - санитарной помощи, в том числе медицинской помощи на дому, будет способствовать повышению оперативности доступности истинно скорой медицинской помощи, а также приведет к серьезной экономии бюджетных средств: за 1 час работы бригады скорой медицинской помощи общего типа затрачивается 79747 руб., специализированной бригады - 86107 руб. без стоимости пробега сантранспорта, составляющего 436 руб./час (расценки 1996 г.). 6. Преодоление межведомственной разобщенности позволит добиться эффективного использования интеллектуального и материального потенциала города. К примеру, в системе Комитета здравоохранения имеется 23 компьютерных томографа, а всего в Москве - 53. При условии внедрения механизма использования возможностей учреждений федерального и ведомственного здравоохранения для обслуживания москвичей общее количество указанной дорогостоящей аппаратуры полностью удовлетворит потребности Москвы в компьютерной томографии. 7. Реализация межведомственной программы "Целевая диспансеризация" по наиболее актуальным для охраны здоровья москвичей направлениям (заболевания молочной железы, туберкулез, сердечно - сосудистая патология, здоровье детей и подростков) позволит улучшить состояние здоровья и снизить смертность у москвичей. В целом построение иерархической структуры медицинской службы с разноуровневым функциональным предназначением и дифференцированным ресурсным обеспечением, унификацией технологий и стандартизацией лечебно - диагностического процесса позволит значительно эффективнее использовать выделяемые средства путем их обоснованного распределения и контроля за обоснованностью расходования. В выдвигаемой Концепции развития здравоохранения г. Москвы соблюдается общемировая тенденция - используя достижения науки и техники, осуществлять лечебно - диагностический процесс от простого к сложному, интенсивному, уникальному, от этапа к этапу, ориентируясь на сочетание универсализма и индивидуального подхода. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 30 декабря 1997 года N 941 ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ НА 1998-1999 ГГ. 1. ЦЕЛЬ И ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ Программа обеспечения медицинской помощью населения Москвы на 1998-1999 гг. предусматривает реализацию комплекса мер, направленных на гарантированное удовлетворение потребности москвичей в медико - санитарной помощи установленного объема и качества при рациональном использовании ресурсов отрасли. Программа ориентирована на осуществление этапных преобразований в сложившейся системе охраны здоровья населения, принципы которых сформулированы в Концепции развития здравоохранения г. Москвы. Целевая установка программы - обеспечение всеобщей доступности медицинского обслуживания населения и действенного контроля за его качеством; повышение эффективности здравоохранения за счет целевых организационных преобразований медицинской сети и создания разноуровневой системы медицинской помощи с типизацией лечебно - профилактических учреждений по категориям с учетом функционального предназначения и выполняемых медико - экономических стандартов деятельности. Программа составлена с учетом действующего законодательства Российской Федерации об охране здоровья народа, медицинском страховании, нормативных документов Минздрава РФ и отражает позицию Правительства Москвы по проблеме обеспечения населения медико - санитарной помощью. Программа включает 5 разделов, отражающих ведущие направления деятельности медицинской службы города и определяющих уровень медицинского обеспечения населения г. Москвы: 1. Государственное гарантированное медицинское обеспечение населения. 2. Негосударственные формы медицинского обеспечения населения. Развитие рынка медицинских услуг. 3. Совершенствование организации медицинской помощи и управления городским здравоохранением. 4. Совершенствование экономики и системы финансирования здравоохранения. 5. Совершенствование кадровой политики и социальной защиты медицинских работников. 2. СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Государственное гарантированное медицинское обеспечение населения 1.1. Городские медицинские приоритеты - гарантированная медицинская помощь, оказываемая государственными учреждениями здравоохранения по системе бюджетного финансирования. Цель - безотказное обеспечение населения Москвы медицинской помощью гарантированного объема качества по приоритетным направлениям охраны здоровья на основе городских целевых программ (приложение 1). Впервые в 1998 г. к медицинским приоритетам отнесена диспансеризация как реальный способ профилактики и раннего выявления ряда серьезных патологических состояний, рост которых наблюдается в городе в последние годы. Социальные субъекты: население всех возрастных и социальных групп при возникновении острой патологии, в том числе пострадавшие в нештатных происшествиях и чрезвычайных ситуациях; больные социально опасными и социально значимыми заболеваниями. Уровень управления: городской, окружной. Источники финансирования: основной - городской бюджет, финансовые ресурсы административных округов. Объемы и порядок финансирования определяются Комитетом здравоохранения и Департаментом финансов с направлением средств на выполнение целевых медицинских программ и содержание медицинских учреждений, непосредственная деятельность которых не предусматривается целевыми программами страхования (станция переливания крови, бюро судебно - медицинской экспертизы, бюро медицинской статистики, детские санатории, дома ребенка и др.). Срок реализации: 1998-1999 гг. 1.2. Городская программа обязательного медицинского страхования - гарантированная медицинская помощь, оказываемая учреждениями (предприятиями) здравоохранения по системе обязательного медицинского страхования. Цель - безотказное обеспечение населения Москвы медицинской помощью гарантированного объема и качества в соответствии с городской программой обязательного медицинского страхования, а именно: 1.2.1. Скорая и неотложная медицинская помощь детям и взрослым: - оказывается амбулаторно - поликлиническими учреждениями, специализированными бригадами реанимационной помощи городской клинической больницы им. С.П. Боткина и специализированной гематологической бригадой Гематологического научного центра. 1.2.2. Амбулаторно - поликлиническая помощь детям и взрослым: - диагностика и лечение острых заболеваний, обострения хронических заболеваний; - диагностика и лечение отравлений и травм; - диагностика и наблюдение за течением беременности и послеродовых осложнений (в женских консультациях в составе поликлиник и больниц); - диагностика и лечение профессиональных заболеваний; - предварительные и периодические медицинские осмотры; - диспансеризация больных с заболеваниями эндокринной системы, нервной системы и органов чувств, системы кровообращения, органов дыхания, органов пищеварения, мочеполовой системы, костно - мышечной системы, болезнями крови и кроветворных органов; - лечебная и зубопротезная стоматологическая помощь в полном объеме детям, подросткам, учащимся и студентам очных форм обучения, беременным и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет; лечебная стоматологическая помощь пенсионерам и инвалидам (финансирование зубопротезной помощи льготным категориям населения осуществляется в установленном порядке за счет средств городского бюджета); - организация и проведение специфической (прививки) и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний и туберкулеза. 1.2.3. Стационарная медицинская помощь детям и взрослым: - диагностика и лечение больных, включая медикаментозное обеспечение, по всем специальностям в общесоматических стационарах для детей и взрослых, за исключением дорогостоящих видов медицинской помощи, которые утверждаются Комитетом здравоохранения. Конкретные перечни (реестры) медицинских услуг, стандартов медицинской помощи, выполняемых в медицинских учреждениях г. Москвы по программе обязательного медицинского страхования, утверждаются Комитетом здравоохранения, а соответствующие тарифы - ежеквартально комиссией по тарифам, образованной Комитетом здравоохранения, Московским городским фондом обязательного медицинского страхования (МГФОМС), Московской ассоциацией медицинских страховых организаций (МАМСО); Московской городской федерацией профсоюзов, общественными объединениями медицинских работников. Ее решения считаются неотъемлемой частью Генерального соглашения о тарифах на медицинские услуги в системе ОМС. Социальные субъекты: все группы населения г. Москвы, получившие страховой полис обязательного медицинского страхования, а также иногородние граждане Российской Федерации, граждане других государств, с которыми имеются двусторонние договоры, лица без гражданства. Уровень управления: городской, окружной. Источники финансирования: страховые взносы учреждений и предприятий, бюджетные средства, выделяемые в качестве платежей за неработающее население, и иные поступления. Срок реализации: 1998-1999 гг. 1.3. Научное обеспечение охраны здоровья Цель: научная поддержка городского здравоохранения на основе разработки и внедрения эффективных форм организации, диагностики, профилактики и лечения, способствующих повышению качества медицинской помощи с приоритетом научных исследований по первоочередным для города проблемам. Уровень управления: городской. Источники финансирования: основной - городской бюджет; дополнительный - внебюджетные фонды городской администрации; реализация интеллектуальной продукции, включая хоздоговорные научно - исследовательские и опытно - конструкторские разработки. Уровень реализации: Комитет здравоохранения (Ученый медицинский совет), НИИ системы Комитета здравоохранения, НИИ и вузы иной ведомственной подчиненности (Минздрав России - МЗ РФ, РАМН и др.), АО "Московский городской комитет по науке и технологиям". Срок реализации: 1998-1999 гг. Раздел 2. Негосударственные формы медицинского обеспечения населения. Развитие рынка медицинских услуг 2.1. Добровольное медицинское страхование Цель: создание условий для дальнейшего развития рынка медицинских услуг на основе программ добровольного медицинского страхования, преимущественно по видам медицинской помощи, не финансируемым из средств бюджета и обязательного медицинского страхования. Социальные субъекты: население всех возрастов и социальных групп. Источники финансирования: средства предприятий и организаций, личные средства граждан через систему добровольного медицинского страхования. Уровень реализации: Комитет здравоохранения, медицинские страховые организации, государственные, в том числе ведомственные, и негосударственные медицинские учреждения (предприятия). Срок реализации: 1998-1999 гг. 2.2. Частная медицинская практика Цель: создание условий для дальнейшего развития медицинских услуг на основе поддержки предпринимательских структур и частнопрактикующих врачей, а также привлечение субъектов частного здравоохранения к участию в выполнении государственных программ в сфере здравоохранения. Социальные субъекты: население всех возрастов и социальных групп. Источники финансирования: средства организаций и предприятий, личные средства граждан, средства бюджета по договорам в рамках отраслевого заказа. Уровень реализации: субъекты предпринимательской медицинской деятельности. 2.2.1. Обеспечение поддержки медицинских предпринимательских структур: - оказание организационно - методической помощи и полноценного информационного обеспечения; - лицензирование и сертификация; - привлечение к реализации государственных программ в сфере здравоохранения; - передача в аренду помещений и имущества, находящихся в государственной собственности г. Москвы, но не используемых при реализации целевых комплексных программ обеспечения медицинской помощи, на конкурсной основе; - лизинг медицинской аппаратуры. Уровень принятия решений: Правительство Москвы. Уровень реализации: Комитет здравоохранения, Комитет территориальных органов исполнительной власти и развития местного самоуправления, Комитет по управлению имуществом г. Москвы, префектуры, Московская городская комиссия по лицензированию медицинской деятельности, Центр "Мосмедлицензия". Срок реализации: 1998-1999 гг. Раздел 3. Совершенствование организации и управления медицинской помощи 3.1. Реформирование организационной модели здравоохранения Цель: оптимизация медицинского обеспечения населения за счет совершенствования существующей системы организации медицинской помощи на основе внедрения эффективных и экономически обоснованных "вертикальных" организационно - лечебно - диагностических технологий. Пути реализации: - создание разноуровневой системы медицинской службы города с разделением лечебно - профилактических учреждений по категориям с учетом функционального предназначения, уровня сложности и эффективности используемых медицинских технологий, кадрового и материально - технического потенциала; - разработка и внедрение унифицированных медико - экономических стандартов деятельности для учреждений различных категорий; - осуществление комплекса мер по рациональной организации медицинской помощи на различных уровнях, обеспечивающих удовлетворение потребности населения, но исключающих необоснованное распределение и использование ресурсов отрасли; - оптимизация первичной медико - санитарной помощи, совершенствование стационарной и специализированной медицинской помощи, повышение эффективности и оперативности службы скорой помощи, в первую очередь путем создания круглосуточной неотложной медицинской помощи на дому, развитие внебольничной, полустационарной и медико - социальной помощи. Уровень управления: Комитет здравоохранения. Уровень реализации: управления здравоохранения административных округов, лечебно - профилактические учреждения. Срок реализации: 1998-1999 гг. 3.2. Совершенствование системы обязательного медицинского страхования Цель: дальнейшее развитие и повышение продуктивности использования важнейшей составляющей городского здравоохранения - системы обязательного медицинского страхования. Пути реализации: - пересмотр и уточнение реестров медицинских услуг и тарифов на услуги в соответствии с медицинскими стандартами для различных уровней системы здравоохранения и категорий лечебно - профилактических учреждений (ЛПУ); - повышение эффективности учета и контроля за поступлением страховых взносов; - оптимизация использования средств ОМС; - обеспечение защиты прав застрахованных на получение медицинской помощи адекватного объема и качества; - совершенствование системы учета оказанных медицинских услуг и лекарственной помощи жителям Москвы, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию и имеющими право на льготное лекарственное обеспечение, на основе внедрения идентификационной пластиковой карточки медицинского страхования. Уровень принятия решений: Правительство Москвы. Уровень реализации: Московский городской фонд обязательного медицинского страхования, Комитет здравоохранения, страховые организации. Срок реализации: 1998-1999 гг. 3.3. Совершенствование системы управления здравоохранением Цель: обеспечение действенности государственной политики в области охраны здоровья населения на основе использования современных информационно - управленческих технологий и консолидации разноведомственных медицинских сил и средств для удовлетворения потребности москвичей в различных видах медицинской помощи. Пути реализации: - реформирование системы управления с учетом осуществляемых организационных преобразований в сложившейся системе городского здравоохранения; - подготовка проекта закона "Об оказании медицинской помощи населению г. Москвы"; - создание единой медицинской информационной системы; - выработка механизмов, обеспечивающих использование потенциала московских медицинских учреждений федерального и ведомственного подчинения в интересах москвичей, в том числе подготовка согласованных предложений по передаче ряда указанных учреждений в ведение Комитета здравоохранения; - внедрение действенной системы управления качеством с обеспечением контроля качества медицинских услуг, предоставляемых населению медицинскими учреждениями любых форм собственности и частнопрактикующими врачами; организация медицинской инспекции. Уровень принятия решений: Правительство Москвы. Уровень реализации: Комитет здравоохранения. Срок реализации: 1998-1999 гг. 3.4. Сертификация и лицензирование медицинской деятельности Цель: обеспечение защиты прав населения на медицинскую помощь установленного объема и качества за счет оценки соответствия предоставляемых медицинских услуг предъявляемым требованиям по видам, объему и качеству. Пути реализации: - сохранение отраслевого принципа лицензирования, оформление и выдача лицензий, ведение реестров лицензий; - создание системы предлицензионной подготовки соискателей лицензий, подготовка экспертов при проведении лицензирования; - разработка сертификатов различных категорий и введение сертификации медицинских учреждений и медицинских работников - компетенция Минздрава России. До введения федеральных сертификатов обращение в Правительство Москвы за разрешением на использование городских стандартов качества медицинской помощи как городских сертификатов. Уровень принятия решений: Правительство Москвы. Уровень реализации: Комитет здравоохранения, Московская городская комиссия по лицензированию медицинской деятельности, Центр "Мосмедлицензия". Срок реализации: 1998-1999 гг. Раздел 4. Совершенствование экономики и системы финансирования здравоохранения 4.1. Планирование и финансирование Цель: повышение эффективности использования финансовых средств отрасли на основе создания единой системы экономики городского здравоохранения. Пути реализации: - введение механизма строгого учета всех потоков поступающих в городское здравоохранение финансовых средств независимо от источника; - упорядочение финансирования с рациональным распределением имеющихся средств в строгом соответствии с категориями лечебно - профилактических учреждений и дифференцированными медико - экономическими стандартами их деятельности; - концентрация основных финансовых ресурсов на общегородских приоритетах в обеспечении москвичей медицинской помощью с использованием программно - целевого метода планирования и финансирования; - обеспечение реальной ответственности лечебно - профилактических учреждений за использование выделенных средств: этапное внедрение системы консолидированного бюджета ЛПУ и единого расчетного счета для оценки интегральных финансовых результатов работы учреждения и эффективности использования материально - технических ресурсов; - оптимизация использования средств ОМС за счет совершенствования Московского городского реестра и тарифов на медицинские услуги в рамках городской программы ОМС. Уровень принятия решений: Правительство Москвы. Уровень реализации: Департамент финансов, Комитет здравоохранения, Московский городской фонд обязательного медицинского страхования, префектуры. Источники финансирования: городской бюджет, финансовые средства административных округов, средства ОМС. Срок реализации: 1998-1999 гг. 4.2. Механизмы сдерживания расходов на медицинское обеспечение Цель - введение режима экономии финансовых ресурсов здравоохранения. Пути реализации: - развитие экономически выгодных форм организации медицинской помощи; - внедрение ресурсосберегающих медицинских технологий; - введение нормативов (стандартов) ресурсообеспечения лечебно - профилактических учреждений с учетом их категорий и перераспределение имеющегося оборудования в соответствии с функциональным регламентом учреждений; - обеспечение единой рациональной закупочной стратегии на принципах конкурсной основы и технической экспертизы закупочных заявок и финансирования инвестиционных проектов; - контроль за обоснованностью выписки и назначения медикаментов. Уровень принятия решений: Комитет здравоохранения. Уровень реализации: Комитет здравоохранения, Московский городской фонд обязательного медицинского страхования. Срок реализации: 1998-1999 гг. Раздел 5. Совершенствование кадровой политики и социальная защита медицинских работников Цель - повышение кадровой обеспеченности городского здравоохранения, профессионального уровня и социальных гарантий медицинских работников. Пути реализации: - введение принципиально новой формы подготовки врачебных кадров 1 уровня - создание в Российском государственном медицинском университете специального лечебного факультета за счет бюджета городского здравоохранения (ориентировочно 6 млн. руб. (6 млрд. руб. в ценах 1997 г.) в год при численности студентов первого года обучения 300 человек) для подготовки на контрактной основе врачей с условием работы выпускников в амбулаторно - поликлинических учреждениях города не менее 3 лет; - введение в работу аттестационных комиссий по присвоению квалификационных категорий системы тестирования знаний. Активизация аттестации средних медицинских работников путем оплаты процесса ее проведения за счет учреждений здравоохранения; - развитие системы перманентного обучения, включая внутрипроизводственное опережающее обучение персонала в связи с перепрофилированием учреждения или перераспределением кадров; - подготовка проекта совместного инструктивного письма Комитета здравоохранения и Совета профсоюза работников здравоохранения Москвы о порядке заключения и регистрации коллективных договоров в отрасли; - подготовка проекта закона г. Москвы "О социальных гарантиях для медицинского персонала г. Москвы" как мера закрепления на рабочих местах работающего контингента медицинского персонала. Уровень принятия решений: Правительство Москвы, Московская городская Дума. Уровень реализации: Комитет здравоохранения, Российский государственный медицинский университет. Срок реализации: 1998-1999 гг. Приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 30 декабря 1997 года N 941 ПРАВИЛА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ НА 1998 ГОД Утратили силу. Страницы: 1 2 |