О ПОСТАНОВЛЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО CУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28.10.99 N 14-П. Письмо. Министерство РФ по налогам и сборам. 24.12.99 ВГ-6-02/1049

           О ПОСТАНОВЛЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО CУДА РОССИЙСКОЙ
                     ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28.10.99 N 14-П

                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

                          24 декабря 1999 г.
                            N ВГ-6-02/1049

                              (ЭЖ 00-3)


     Министерство Российской  Федерации  по налогам и сборам в связи с
принятием Конституционным Судом Российской Федерации постановления  от
28.10.99  N  14-П  по  делу  о  проверке  конституционности  статьи  2
Федерального  закона  "О  внесении  изменений  и  дополнений  в  Закон
Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в
связи с жалобой ОАО "Энергомашбанк" сообщает следующее.
     Указанным постановлением  признана не соответствующей Конституции
Российской Федерации,  ее статьям 35,  46 и 57,  статья 2 Федерального
закона от 31.12.95 N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в
той  части,  в  какой  она  допускает  действие подзаконного акта,  на
основании   которого   в   противоречие   с   действующим    налоговым
законодательством   при   начислении   налога   на   прибыль  банка  в
налогооблагаемую базу включаются суммы присужденных,  но  неполученных
штрафов,   пеней  и  других  санкций,  а  также  позволяет  судам  при
рассмотрении споров  ограничиваться  установлением  только  формальных
условий применения данной нормы.
     В соответствии с пунктом  2  мотивировочной  части  постановления
Конституционного   Суда   Российской  Федерации  от  28.10.99  N  14-П
неполученные  доходы  в  виде  присужденных  и  признанных   должником
штрафов,  пеней  и  других  санкций  за  нарушение условий договора не
признаются объектами налогообложения применительно к налогу на прибыль
предприятий и организаций.
     В соответствии   с   частью   второй   статьи   87   Федерального
конституционного  закона  от  21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде
Российской  Федерации"  признание  статьи  2  Федерального  закона  от
31.12.95   N  227-ФЗ  "О  внесении  изменений  и  дополнений  в  Закон
Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий  и  организаций"
неконституционной  в  той  части,  в  какой  она допускает включение в
налогооблагаемую базу при начислении налога на прибыль банка-кредитора
сумм  присужденных,  но  не  полученных  им  штрафов,  пеней  и других
санкций,  является основанием отмены в  установленном  порядке  других
норм,  которые исходя из их места в системе действующих правовых актов
имеют тот же неконституционный смысл. Такие нормы не могут применяться
судами,  другими  органами  и  должностными лицами.  Это требование во
всяком случае распространяется на норму  об  отнесении  к  расходам  и
потерям банков-должников присужденных или признанных ими сумм штрафов,
пеней  и   других   санкций   (пункт   58   Положения,   утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 490) и
на аналогичные нормы, касающиеся других должников банка-кредитора.
     Таким образом,  при  определении  налоговой  базы  для начисления
налога  на  прибыль  не  следует  учитывать  присужденные   в   пользу
банка-кредитора  или  признанные его должником,  но неполученные суммы
штрафов,  пеней и других подлежащих взысканию с  должника  санкций  за
нарушения  им  условий  договора,  а также присужденные или признанные
банком-должником, но не уплаченные им кредитору суммы штрафов, пеней и
других  подлежащих  взысканию  с  него санкций за нарушения им условий
договора.
     В отсутствие федерального закона, необходимость которого вытекает
из статьи 4 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 и  статьи
2   Федерального   закона   от  31.12.95  N  227-ФЗ,  именно  суд  при
рассмотрении конкретного дела по спору о включении в  налогооблагаемую
прибыль банка-кредитора присужденных,  но неполученных санкций призван
обеспечить  сочетание  частных  и  публичных  интересов   общества   и
государства.
     В связи с  этим  суды,  в  силу  закона  обязанные  устанавливать
фактические  обстоятельства  дела,  должны  по  таким  делам  выявлять
возможность изменения срока уплаты налогов (глава 9 Налогового кодекса
Российской  Федерации),  виновное  непринятие  банком-кредитором  всех
предусмотренных  законом  мер  по  обеспечению   реального   получения
присужденных  или  признанных  должником сумм штрафов,  пеней и других
санкций,  необоснованность отнесения должником банка на свои расходы и
потери  этих  сумм  без  цели  реальной  их  выплаты кредитору,  факты
создания   банком-налогоплательщиком    искусственной    ситуации    с
отсутствием  денег на его расчетном счете,  а также другие фактические
обстоятельства,  которые  в  соответствии  с   действующим   налоговым
законодательством должны учитываться при решении вопроса о привлечении
к налоговой ответственности банка-кредитора  или  его  должников  и  о
возложении на одну из этих сторон обязанности по уплате налога.
     С учетом вышеназванных положений  постановления  Конституционного
Суда Российской Федерации с 28 октября 1999 года налоговым органам при
определении налоговой базы по налогу на прибыль у  организаций,  кроме
банков,  для  начисления  налога  на прибыль следует руководствоваться
действующими нормами налогового законодательства, в том числе пунктами
14  и  15  Положения  о  составе  затрат  по производству и реализации
продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ,
услуг),  и о порядке формирования финансовых результатов,  учитываемых
при    налогообложении    прибыли,    утвержденного     постановлением
Правительства  Российской Федерации от 05.08.92 N 552,  до их отмены в
установленном порядке.
     Доведите указанное до нижестоящих налоговых органов.

Главный государственный советник
налоговой службы
                                                              В. Гусев
24 декабря 1999 г.
N ВГ-6-02/1049