Страницы: 1 2 О КОНЦЕПЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА РЕШЕНИЕ ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО 11 декабря 2009 г. N 464 (Д) Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (на уровне глав правительств) решил: 1. Утвердить Концепцию продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества. 2. Правительствам государств-членов ЕврАзЭС при разработке мер по обеспечению продовольственной безопасности учитывать положения Концепции. (Подписи) 11 декабря 2009 г. N 464 Приложение к Решению Межгоссовета ЕврАзЭС от 11 декабря 2009 года N 464 КОНЦЕПЦИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА Введение В настоящее время перед государствами-членами ЕврАзЭС, несмотря на внешнюю стабильность и предсказуемость продовольственных рынков Сообщества, наиболее остро стоит проблема продовольственной безопасности. Основываясь на положениях Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. и Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года, в целях реализации Концепции агропромышленной политики государств-членов Евразийского экономического сообщества, утвержденной Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 24 марта 2005 г. N 204, а также Концепции Евразийской товаропроводящей системы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Решением Интеграционного Комитета ЕврАзЭС от 21 июня 2005 г. N 467, подготовлен проект Концепции продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества (далее - Концепция) с учетом соответствующих национальных нормативных правовых актов. На уровень потребления продовольствия и его структуру определенное влияние оказывают традиции, природные условия, научно-технический уровень агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов и доходы населения с учетом различий по социально-экономическим группам. Основной целью социально-экономического развития государств-членов ЕврАзЭС и обеспечения продовольственной безопасности является повышение качества жизни населения государств Сообщества. Продовольственная безопасность является составной частью экономической безопасности государств-членов ЕврАзЭС, фактором сохранения их государственности и суверенитета, важнейшей составляющей системы жизнеобеспечения и демографической политики, а также необходимым условием сохранения здоровья, обеспечения физической активности, долголетия и высокого качества жизни населения каждого государства Сообщества. Целью продовольственной безопасности ЕврАзЭС является максимально возможное обеспечение всего населения основными видами продовольствия за счет производства государств-членов ЕврАзЭС при обязательном условии физической и экономической доступности продуктов питания в таком количестве и качестве, которые необходимы для сохранения и поддержания жизни и дееспособности человека при максимально возможной независимости государств Сообщества от внешних источников поступления продовольствия. Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются: - предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, формирования стратегических запасов качественных и безопасных пищевых продуктов; - достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина государств-членов ЕврАзЭС безопасных и качественных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления основных пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни; - устойчивое развитие внутреннего производства основных видов продовольствия, достаточное для обеспечения продовольственной независимости ЕврАзЭС; - обеспечение безопасности и качества пищевых продуктов. Проект Концепции разработан с учетом основных принципов, закономерностей, тенденций формирования и функционирования мирового продовольственного рынка, а также национальных особенностей социально-экономического развития государств-членов ЕврАзЭС. Термины и определения государственный продовольственный резерв - составляющая часть государственного материального резерва страны, состоящая из неснижаемого оперативного запаса продовольственных товаров, предусмотренная для использования в целях предупреждения продовольственного кризиса либо ликвидации его последствий; емкость внутреннего рынка по отдельным продуктам питания - произведение годового среднедушевого потребления определенного продукта питания на среднегодовую численность населения; показатель биологической безопасности - показатель безопасности и безвредности для употребления в пищу человеком, определяется содержанием вредоносных ингредиентов в 1 грамме пищевого продукта; показатель биологического качества - питательная ценность, определяемая содержанием жизненно важных питательных веществ и энергии в 1 грамме пищевого продукта: энергетическая ценность (ккал), белок (мг), жиры (мг), углеводы (мг); продовольственная безопасность Евразийского экономического сообщества - способность Евразийского экономического сообщества содействовать обеспечению продовольственной независимости государств-членов ЕврАзЭС и гарантированности физической и экономической доступности продовольствия для всего населения Сообщества в количестве и качестве, необходимых для активной и здоровой жизни; продовольственная безопасность государства (далее - продовольственная безопасность) - состояние экономики государства, при котором за счет собственного производства обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется физическая и экономическая доступность основных видов продовольствия и чистой питьевой воды для всего населения в количестве и качестве, необходимых для активной и здоровой жизни, обеспечения демографического роста; степень удовлетворения суточной энергетической потребности человека - соотношение фактического значения потребления продуктов питания с учетом их пищевой и энергетической ценности к нормативным значениям, определяемым соответствующим органом каждого государства-члена ЕврАзЭС; уровень достаточности потребления отдельного продукта питания - отношение фактического потребления к рациональной норме, определяемой соответствующим органом каждого государства-члена ЕврАзЭС; уровень запасов основных продуктов питания в государственных резервах - отношение фактического уровня запасов к годовому объему потребления; уровень продовольственной независимости по отдельным продуктам питания - отношение величины собственного производства конкретного продукта питания к емкости внутреннего рынка по этому продукту; уровень экономической доступности продуктов питания - отношение затрат на питание к совокупным затратам на все виды товаров и услуг; Положения, закрепленные в определениях терминов, должны сохраняться при любых изменениях внешних и внутренних условий и без сокращения размеров государственного продовольственного резерва. 1. Состояние агропромышленного комплекса Евразийского экономического сообщества и его роль в обеспечении продовольственной безопасности Анализ современной ситуации в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах ЕврАзЭС позволяет выделить проблемы, оказывающие непосредственное влияние на обеспечение продовольственной безопасности государств-членов ЕврАзЭС и Сообщества в целом, основные из которых следующие. 1. Практически ни одна из стран Сообщества не может обеспечить себя самостоятельно продовольственными товарами и сырьем для их производства (таблица 2). 2. Внутренний рынок стран Сообщества характеризуется высоким уровнем зависимости от импорта по отдельным видам продукции, по которым в ряде случаев за его счет формируется в среднем до 40% ресурсов на продовольственном рынке (таблицы 2, 3). 3. Ускоренное выбытие основных фондов. Прежде всего, это относится к сельскохозяйственной технике: по отдельным ее видам от 50 до 70% машин превысили нормативный срок их эксплуатации. Невозможность технического обновления приведет к дальнейшему сокращению посевных площадей и спаду производства сельскохозяйственной продукции. 4. Вызывает обоснованное опасение процесс установления контроля иностранными компаниями над отдельными отраслями АПК государств-членов ЕврАзЭС (табачной, чайной и пивной отраслями промышленности) (таблица 5). 5. Остается высоким уровень морального и физического износа судов рыбопромыслового флота и рыбоперерабатывающих производств в организациях рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, являющейся весомым поставщиком рыбопродукции в государства-члены ЕврАзЭС. Темпы роста производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в государствах-членах ЕврАзЭС в последние годы остаются ниже темпов увеличения импорта продовольственных товаров. В соответствии с рекомендациями Продовольственной сельскохозяйственной организации ООН (FAO) для обеспечения мировой продовольственной безопасности предлагается, чтобы импорт продуктов питания не превышал 16% их совокупного потребления. В частности, по зерну, данная организация рекомендует - 17%. Каждая страна имеет право устанавливать собственный порог. Обеспечение крупных городов, промышленных центров и отдельных регионов на 50 - 70% зависит от импортных поставок продовольствия. Хотя в последние годы прослеживается тенденция стабильного увеличения уровня потребления населением государств Сообщества основных продуктов питания, по некоторым из них оно по-прежнему ниже рекомендуемых рациональных норм (таблица 11). Экономика государств-членов ЕврАзЭС развивается динамично, наблюдается стабильное увеличение объема продукции сельского хозяйства по государствам Сообщества, однако в большинстве стран темпы роста сельскохозяйственного производства замедляются (таблицы 1, 9 - 15). Практически во всех странах Сообщества происходит заметное ускорение роста цен на ряд социально-значимых продуктов питания. Изменение цен на продукты питания по-прежнему оказывает определяющее влияние на динамику индекса цен на товары и услуги, поскольку расходы на питание составляют от 31 до 59% расходов населения на покупку товаров и оплату услуг. Во всех государствах-членах ЕврАзЭС происходит насыщение рынка продовольственными товарами, однако в большинстве стран Сообщества сохраняется тенденция опережающего роста цен на продовольственные товары по сравнению с непродовольственными товарами (таблица 6 - 7). Товаропотоки между странами Сообщества достаточно насыщены, но характеризуются неустойчивостью. Положительное сальдо торговли отмечается только у Беларуси. Остальные страны Сообщества имеют отрицательное сальдо взаимной торговли пищевыми продуктами и сырьем для их изготовления (таблица 2). Наибольший удельный вес в торговле между странами ЕврАзЭС занимает Россия (47% в стоимости экспорта и 50% в стоимости импорта). 2. Оценка уровня продовольственной независимости государств-членов ЕврАзЭС Продовольственная независимость, составляющая основу продовольственной безопасности государств, определяется как состояние экономики, при котором производство жизненно важных пищевых продуктов за год составляет в соответствии с рекомендациями FAO порядка 80% годовой потребности населения в этих пищевых продуктах в соответствии с физиологическими нормами питания. Оценка уровня продовольственной независимости Евразийского экономического сообщества проводится с учетом индикаторов, использующихся в практической деятельности соответствующих органов государств-членов ЕврАзЭС. Они включают: суточную пищевую и энергетическую ценность рациона человека; уровень достаточности потребления каждого отдельного продукта питания; уровень достаточности запасов зерна в государственных ресурсах; экономическую доступность продуктов питания; емкость внутреннего рынка отдельных продуктов; степень продовольственной независимости по отдельным продуктам; уровень достаточности запасов чистой питьевой воды. Данные об уровнях продовольственной независимости государств-членов ЕврАзЭС по основной группе продуктов питания за счет внутреннего производства свидетельствуют о значительной дифференциации этих показателей (таблица 8). Наибольший уровень продовольственной независимости по основной группе продуктов питания достигнут Республикой Беларусь. Остальные государства-члены ЕврАзЭС имеют ряд нерешенных в настоящее время проблем по производству и самообеспечению некоторых видов продуктов питания. 3. Комплекс мер по обеспечению продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества Решению проблемы обеспечения продовольственной безопасности Сообщества должно способствовать принятие системы нормативных и правовых актов, отражающих специфические стороны этой проблемы. В этих актах должны быть закреплены меры, необходимые для обеспечения продовольственной безопасности Сообщества, с учетом норм и принципов ВТО, включая: - проведение ежегодного мониторинга состояния обеспечения продовольственной безопасности; - разработку совместных прогнозных продовольственных балансов; - создание конъюнктурного центра по анализу и прогнозированию продовольственной ситуации; - поэтапное создание и развитие единой межгосударственной товаропроводящей системы и системы обеспечения чистой питьевой водой; - выработку единых требований к системе санитарно - эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной безопасности. В этих актах целесообразно также предусмотреть показатели и критерии, характеризующие уровень продовольственной безопасности и продовольственной независимости каждого государства и Сообщества в целом, включая: - уровни физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения; степень зависимости продовольственного снабжения страны и ресурсного обеспечения агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов от импортных поставок; - размеры стратегических, оперативных и переходящих продовольственных запасов в сопоставлении с их нормативными уровнями; - доля отечественной сельскохозяйственной и рыбной продукции и продовольствия в общем объеме ее потребления и в товарных ресурсах; - степень удовлетворения физиологических потребностей в продуктах питания с учетом их безопасности, пищевой и энергетической ценности. С целью оценки уровня продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества и наращивания объемов производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, увеличения инвестиционной привлекательности сельского и рыбного хозяйства, обеспечения финансовой устойчивости и повышения доходности, представляется важным ввести в практику деятельности правительств государств-членов ЕврАзЭС ежегодное рассмотрение ценовых межотраслевых пропорций, включая ценовой паритет для обеспечения нормативной доходности каждой из подотраслей сельского хозяйства. Кроме того, целесообразно предусмотреть меры, направленные на: осуществление мониторинга за использованием основных видов ресурсов в сельскохозяйственном производстве; обеспечение адресной помощи категориям граждан, которые находятся в зоне наибольшего риска; оказание поддержки бедным слоям населения в натуральной форме (программы "продовольственных талонов", "школьного питания", "матери и ребенка", "летнего питания" и т.д.); организацию системы контроля за качеством и безопасностью продукции по всей технологической цепи, особое внимание уделив контролю за оборотом сырья и пищевых продуктов, произведенных с использованием генетически модифицированных растений, а также мерам по сертификации и стимулированию производства экологически чистой высококачественной продукции. Необходимо принять во всех странах Сообщества основы государственной политики в области здорового питания населения (включая разработку технических регламентов) с учетом изменений социально-экономической ситуации, демографического состава и появления новых научных представлений о здоровом питании. Продовольственный рынок объективно нуждается в регулировании со стороны государства в силу присущих ему природных и экономических факторов неустойчивости и высокой социальной значимости. При этом потребность в координации рыночных отношений значительно усиливается в современном мире, когда все экономические связи под влиянием глобализации намного усложнились, стали более разнообразными и масштабными. Для продовольственного рынка наиболее подходит смешанный тип регулирования, который базируется на следующих принципах: - реализация приоритетов развития каждой страны при особом значении социальной сферы с целью удовлетворения потребностей всего населения; - поддержание важнейших пропорций рыночной сферы, соотношения между объемами товарного производства и спроса, товарной и денежной массой; - выбор наиболее эффективных организационных форм регулирования рыночных отношений и, в первую очередь, создание эффективной товаропроводящей системы. Исходя из этих принципов система регулирования продовольственного рынка должна включать экономические, организационные и административные меры. В экономических мерах целесообразно предусматривать: Стимулирование спроса и предложения на продовольствие в форме: - установления госзаказа на социально значимые продукты питания; - льготного кредитования, в том числе и под залог будущего урожая и доли квот добычи (вылова) рыбных ресурсов, а также производимой предприятиями государств-членов ЕврАзЭС продукции; - выработки единого механизма и развитие межгосударственного лизинга скота, сельскохозяйственной техники и оборудования для переработки; - создания системы гарантирования и страхования сделок на рынке; - формирования эффективной системы сбыта сельскохозяйственной и рыбной продукции и межгосударственной системы товародвижения. Регулирование равновесного состояния продовольственного рынка, включая: - создание государственных и межгосударственных продовольственных резервов; - регулирование импорта (за счет применения мер тарифно - нетарифного регулирования сельскохозяйственных и продовольственных товаров). В организационных мерах целесообразно предусматривать: - развитие инфраструктуры рынка на основе льготного кредитования строительства хранилищ, холодильников, оптовых рынков, товарных бирж, терминалов и других структур, обслуживающих систему товародвижения; - активизацию работы по презентации инвестиционных возможностей для привлечения прямых инвестиций; - введение в практику проведения ярмарок, выставок продукции, производимой агропромышленным комплексом Сообщества. В административных мерах целесообразно предусматривать: - принятие гармонизированных с международными стандартов и технических регламентов продовольствия; - разработку единых подходов к оценке качества и безопасности продовольствия; - мониторинг безопасности и качества продовольствия; - контроль за оборотом сырья и пищевых продуктов, произведенных с использованием генетически модифицированных растений; - контроль за применением незарегистрированных пищевых добавок и красителей пестицидов, средств борьбы с заболеваниями животных и так далее; - меры по сертификации и стимулированию производства органических продуктов. Система регулирования достаточно сложна и носит как прямой (субсидии и компенсации), так и косвенный (поддержка развития рыночной инфраструктуры) характер действия. Для конкретных условий и рынков конструкция регуляторов может быть весьма разнообразной, но основой ее применения должна являться адекватность экономическим условиям, конъюнктуре рынка и предполагаемым тенденциям развития. Механизм реализации обеспечения продовольственной безопасности Сообщества в целом и входящих в него государств должен включать следующие взаимосвязанные подсистемы: нормативно-правовую базу проведения агропромышленной политики в каждом государстве ЕврАзЭС и в Сообществе в целом (соглашения, соответствующие нормативно-правовые акты и целевые программы); межгосударственные органы и органы регулирования и управления развитием агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в каждом государстве, а также общественные институты, создаваемые для выработки и реализации совместных решений; экономические методы и организационные формы согласованных действий по развитию агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, а также по решению социальных проблем села и улучшению условий труда; создание Евразийской товаропроводящей системы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и Межгосударственной информационной системы Сообщества с выходами в третьи страны мирового рынка. Гарантией достижения продовольственной безопасности являются стабильность внутреннего производства государств-членов ЕврАзЭС и Сообщества в целом, а также наличие необходимых резервов и запасов. В рамках формирующегося в настоящее время Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - Таможенный союз) вопросы продовольственной безопасности обеспечиваются, в основном, за счет единообразного применения в странах-членах Таможенного союза унифицированных мер тарифного и нетарифного регулирования. В этой связи страны Таможенного союза должны применять в отношении импорта сельскохозяйственной и рыбной продукции унифицированные ставки ввозных таможенных пошлин, что позволит обеспечить защиту производителей соответствующей продукции на единой таможенной территории. Нормативно правовые акты Таможенного союза позволяют в исключительных случаях устанавливать количественные ограничения в соответствии с Соглашением о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года. Еще одним инструментом, используемым в настоящее время в рамках Таможенного союза, в целях регулирования импорта сельскохозяйственных товаров являются тарифные квоты (например, на импорт мяса в Российскую Федерацию), которые, с одной стороны, позволяют обеспечить потребителя необходимым продуктом по доступной цене, а, с другой стороны, защитить отечественного производителя от чрезмерного ввоза аналогичного импортного товара из третьих стран. Инструментом защиты продовольственного рынка Таможенного союза являются также специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Указанные меры позволяют защитить производителей сельскохозяйственной продукции в Таможенном союзе. Однако введение их должно осуществляться с учетом интересов потребителей. Сертификация качества производимых и реализуемых в государствах Таможенного союза продуктов питания должна осуществляться в соответствии с едиными правилами по применению санитарных и фитосанитарных мер для обеспечения необходимого уровня санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности территорий государств. Планируется дальнейшее развитие и совершенствование нормативной базы Таможенного союза, направленной на техническое регулирование рынка продовольствия в соответствии с нормами Всемирной торговой организации. 4. Обеспечение продовольственной безопасности на межгосударственном и государственном уровнях Проблему обеспечения продовольственной безопасности ЕврАзЭС следует рассматривать как многоуровневую иерархическую систему с четко структурированными целями (рис. 1). На межгосударственном и государственном уровнях основная цель обеспечения продовольственной безопасности состоит в стабилизации экономики и в сбалансированности внутренних продовольственных рынков. На региональном уровне основная цель состоит в обеспечении необходимого уровня доходов, гарантирующих нормативное потребление продуктов питания всеми группами населения. ------------------------------------------------------------------------------ | -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- | | | Межгосударственный уровень | | | | -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- | | | -- -- -| Государственный уровень |- -- -- | | -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- | | /|\ | | | | | \|/ | | --------------------------------------------------- | | | Основная цель: стабильность экономики и | | | |баланс внутреннего продовольственного рынка стран| | | --------------------------------------------------- | | /|\ | | | | | \|/ | | -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- | | Региональный уровень | | | --------------------------------- | | | ---------->| Группы населения |----------------|--- | | | | |-------------------------------| | | | | ----|-----|--------->| Домашние (семейные) | | | | | | --------------------------------- | | | | | -- - -|- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- | | | | \|/ | | | | --------------------------------- ------------------------------- | | | | | Доходы, обеспечивающие | |Приобретение и использование| | | | | | нормативное потребление |<-->| продуктов питания группами |<--- | | | | группами | | населения | | | | --------------------------------- ------------------------------- | | | /|\ /|\ | | | | | | | | \|/ | | | | --------------------------------------------------- | | ---------->| Получение доходов и снабжение домашних хозяйств | | | --------------------------------------------------- | ------------------------------------------------------------------------------ Рис. 1. Уровни обеспечения продовольственной безопасности ЕврАзЭС На уровне определенных социальных групп населения (семей) необходимо обеспечить свободное приобретение и потребление продуктов питания в рациональном ассортименте. Каждый уровень структуры Сообщества управляется соответствующими администрациями, в обязанности которых входит создание условий для получения необходимых доходов жителями территорий, обеспечение поставок продовольствия в торговую сеть, контроль качества и безопасности продуктов. Сообщество, решая проблемы на межгосударственном уровне, оказывает содействие в преодолении дефицита продовольствия или даже голода в конкретных государствах-членах Сообщества. Страны вносят вклад в создание безопасности, стимулируя развитие собственного конкурентоспособного производства продовольствия и воздействуя на повышение уровня самообеспечения регионов, социальных групп и домашних хозяйств. Каждый уровень продовольственной безопасности формируется под воздействием динамичной совокупности внешних и внутренних факторов, взаимозависимых и взаимообусловленных. Факторы можно классифицировать как на внешние, так и на внутренние с позиций возможности непосредственного контроля и управления со стороны субъектов определенного уровня обеспечения продовольственной безопасности. Внешние факторы учитываются при разработке мер по ее обеспечению внутри данной системы. Приоритетное значение в обеспечении продовольственной безопасности на государственном (национальном) уровне принадлежит наиболее ценным, социально значимым продуктам. Удовлетворение потребностей в этих видах продукции должно контролироваться органами государственной законодательной и исполнительной власти. Картофель, овощи, плоды, ягоды, яйца являются преимущественно предметом регионального обеспечения и каждому из них в том или ином регионе может принадлежать приоритетная роль. По мере развития переработки этих видов продовольствия в транспортабельные и пригодные для длительного хранения продукты их значение в территориальном распределении, создании запасов, а, в конечном счете, в обеспечении продовольственной безопасности страны будет возрастать. В рамках обеспечения продовольственной безопасности ЕврАзЭС и обеспечения национальной продовольственной безопасности каждого из входящих в Сообщество государств целесообразно: разрабатывать и реализовывать на среднесрочный период программы развития рынков зерна, мяса, рыбы, молока, растительного масла, плодоовощной продукции; ежегодно разрабатывать балансы производства, распределения, хранения и потребления основных стратегических продуктов питания; регулярно прогнозировать цены производства и цены реализации продуктов питания на рынках; разрабатывать госпрограммы инвестиций по расширению и модернизации производства и внедрению новых технологий во все сферы агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов государств-членов ЕврАзЭС; систематически разрабатывать и принимать меры повышения доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и улучшения условий труда в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах, учитывая конкретные условия каждой страны Сообщества; разработать систему страхования рисков при движении сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия на агропродовольственном и рыбном рынке с целью защиты интересов товаропроизводителей государств-членов ЕврАзЭС; способствовать развитию научно-технического сотрудничества в области агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. 5. Оценка социально-экономической эффективности обеспечения продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества Количественную оценку уровня продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества предлагается осуществлять с использованием следующей системы индикаторов: - степень удовлетворения суточной энергетической потребности человека; - уровень достаточности потребления отдельного продукта питания; - уровень запасов основных продуктов питания в государственных резервах; - уровень экономической доступности продуктов питания; - емкость внутреннего рынка по отдельным продуктам питания; - уровень продовольственной независимости по отдельным продуктам питания. Одним из наиболее важных критериев продовольственной безопасности в мире считается уровень самообеспечения основными видами продовольствия и уровень их переходящих запасов, равный 15 - 20% годового потребления. В ближайшее время и в перспективе мировая продовольственная ситуация может только обостряться. В то же время, Сообщество обладает неиспользуемым потенциалом земельных и водных ресурсов, которые возможно вовлечь в сельскохозяйственное производство. Для реализации разработанной Концепции необходимо разработать комплекс мероприятий, который должен состоять из двух разделов, относящихся к периодам функционирования ЕврАзЭС: до и после формирования таможенной территории трех государств - Беларуси, Казахстана и России. При этом реализация мероприятий первого этапа предусматривает получение положительного социального и экономического эффекта по Сообществу в целом. Дальнейшее увеличение уровня продовольственной безопасности ЕврАзЭС может быть достигнуто при формировании агропродовольственного и рыбного рынка ЕврАзЭС и общей таможенной территории Сообщества. 6. Выводы 1. Обеспечение продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества предполагает обоснование внутреннего производства необходимых продовольственных ресурсов и запасов чистой питьевой воды в объемах, соответствующих размерам потребления основных видов продовольствия, с использованием системы норм питания, лежащих в основе расчетов прожиточного минимума, минимальных физиологических норм и рациональных норм потребления продуктов питания. Такая нормативная база необходима для определения пороговых значений потребления продовольствия как важнейшей характеристики здорового образа жизнедеятельности населения государств-членов ЕврАзЭС. 2. Обеспечение продовольственной независимости является необходимым условием и ядром достижения продовольственной безопасности страны. Самообеспеченность базовыми продуктами питания снимает угрозу политического давления, позволяет стабильно снабжать население продовольствием. Государство в меньшей степени зависит от конъюнктуры мирового продовольственного рынка, избавляется от угрозы давления на аграрный сектор страны вследствие продолжительного замещения отечественных продуктов питания импортными. Продовольственная независимость государств-членов ЕврАзЭС не означает их самоизоляцию. Замещение собственных продуктов питания конкурентоспособным импортом имеет положительный эффект экономии национальных ресурсов и повышения конкурентоспособности товаров внутреннего производства. 3. Обеспечение продовольственной безопасности Сообщества требует налаживания рыночного механизма, обеспечивающего оптимальное распределение ресурсов в процессе бесперебойного снабжения населения входящих в него государств продовольствием. Объем и структура импорта во всей продовольственной цепочке каждого продуктового подкомплекса зависят от особенностей каждого сельскохозяйственного года, конъюнктуры мирового продовольственного рынка, возможностей создания запасов и экспорта продукции агропромышленного комплекса. Необходимо формирование многоуровневой системы агропродовольственных интегрированных структур, включающей межгосударственный, государственный и региональный уровни и представляющей замкнутые продовольственные цепочки по производству основных конечных продуктов. 4. Развитие всех звеньев агропромышленного комплекса должно быть подчинено задаче обеспечения продовольственной безопасности государств-членов ЕврАзЭС и Сообщества в целом, реализации согласованной аграрной политики, способствующей эффективному развитию сельского хозяйства, пищевой, перерабатывающей промышленности и инфраструктуры продовольственного рынка, налаживанию выгодных внешнеэкономических связей. Таблица 1 Динамика валовой продукции сельского хозяйства (в постоянных ценах, в процентах к предыдущему году) --------------------------------------------------------------------------- | | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |--------------------|----------|----------|---------|----------|---------| |Беларусь | 112,6| 101,7| 106,0| 104,4| 108,6| |--------------------|----------|----------|---------|----------|---------| |Казахстан | 99,5| 107,3| 106,2| 108,9| 94,4| |--------------------|----------|----------|---------|----------|---------| |Кыргызстан | 104,1| 95,8| 101,7| 101,5| 100,7| |--------------------|----------|----------|---------|----------|---------| |Россия | 103,0| 102,4| 103,6| 103,4| 110,8| |--------------------|----------|----------|---------|----------|---------| |Таджикистан | 111,3| 101,6| 105,6| 106,5| 107,9| |--------------------|----------|----------|---------|----------|---------| |В среднем по странам| 104 | 103 | 104 | 104 | 109 | |ЕврАзЭС | | | | | | --------------------------------------------------------------------------- Таблица 2 Экспорт и импорт готовых пищевых продуктов и сырья для их производства в государствах-членах ЕврАзЭС в 2007 г. (тыс. долл. США) --------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Экспорт | Импорт | Сальдо |Экспорт | Импорт | Сальдо |Экспорт | Импорт | Сальдо | | |----------------------------|-----------------------------|----------------------------| | | Беларусь | Казахстан | Кыргызстан | |---------------|----------------------------|-----------------------------|----------------------------| |Готовые пищевые|1511485,5|858722,6| 652762,9|771152,0|1150400,9|- 379248,9|105661,2|243734,3|- 138073,1| |продукты и | | | | | | | | | | |сырье для их | | | | | | | | | | |производства, | | | | | | | | | | |всего, в том | | | | | | | | | | |числе: | | | | | | | | | | |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Беларусь |/////////|////////|/////////| 33055,7| 35950,1| - 2894,4| 426,4| 8689,4| - 8263,0| |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Казахстан | 34498,7| 38435,6| - 3936,9|////////|/////////|//////////| 47933,0|146044,1| - 98111,1| |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Кыргызстан | 8037,9| 556,4| 7481,5|150604,8| 42297,1| 108307,7|////////|////////|//////////| |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Россия |1463498,8|816185,9| 647312,9|245824,0|1054732,8|- 808908,9| 49351,5| 84311,5| - 34960,0| |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Таджикистан | 413,9| 703,2| - 289,3|141403,8| 4083,6| 137320,2| 5549,4| 3,4| 5546,0| |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Мясо и пищевые | 220237,9| 1495,5| 218742,4| 1735,4| 144,9| 1590,4| 55,8| 568,6| - 512,8| |мясные | | | | | | | | | | |субпродукты, | | | | | | | | | | |всего, в том | | | | | | | | | | |числе: | | | | | | | | | | |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Беларусь |/////////|////////|/////////| - | - | - | - | - | - | |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Казахстан | - | - | - |////////|/////////|//////////| 1,4| 346,6| - 345,2| |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Кыргызстан | - | - | - | 1312,3| 1,4| 1310,9|////////|////////|//////////| |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Россия | 220237,9| 1495,5| 218742,4| - | 143,5| - 143,5| - | 222,0| - 222,0| |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Таджикистан | - | - | - | 423,0| - | 423,0| 31,5| - | 31,5| |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Молочная | 897734,4| 30485,6| 867248,8| 6252,7| 182818,5| 176565,7| 24890,0| 8684,5| 16205,5| |продукция; яйца| | | | | | | | | | |птиц, всего, в | | | | | | | | | | |том исле: | | | | | | | | | | |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Беларусь |/////////|////////|/////////| - | 26229,5| - 26229,5| 0,4| 613,8| - 613,4| |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Казахстан | 25401,9| - | 25401,9|////////|/////////|//////////| 22731,1| 727,2| 22003,9| |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Кыргызстан | 543,2| 0,5| 542,7| 2228,1| 22029,0| - 19801,0|////////|////////|//////////| |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Россия | 871731,7| 30485,1| 841246,6| 1883,1| 133890,1| 132007,0| 1768,1| 7343,5| - 5575,4| |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Таджикистан | 57,6| - | 57,6| 1984,7| 2,8| 1981,9| 390,4| - | 390,4| |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Съедобные | 3771,7| 5743,0| - 1971,3| 53812,6| 1497,1| 52315,5| 21674,9| 22,5| 21652,4| |фрукты и | | | | | | | | | | |орехи, всего, | | | | | | | | | | |в том числе: | | | | | | | | | | |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Беларусь |/////////|////////|/////////| 7,7| - | 7,7| - | - | - | |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Казахстан | - | 7,7| - 7,7|////////|/////////|//////////| 225,3| 6,9| 218,4| |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Кыргызстан | - | - | - | 2,8| 169,7| - 166,9|////////|////////|//////////| |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Россия | 3771,7| 3785,6| - 13,9| 53802,1| 735,1| 53066,9| 21449,6| 6,3| 21443,3| |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Таджикистан | - | 545,9| - 545,9| - | 225,5| - 225,5| - | 1,0| - 1,0| |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Злаки, всего, в| 273,8| 68461,6|- 68187,8|262571,8| 23349,5| 239222,3| 78,6| 71598,7| - 71520,1| |том числе: | | | | | | | | | | |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Беларусь |/////////|////////|/////////| 32883,4| - | 32883,4| - | - | - | |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Казахстан | - | 38185,8|- 38185,8|////////|/////////|//////////| - | 69663,5| - 69663,5| |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Кыргызстан | - | - | - | 69273,8| - | 69273,8|////////|////////|//////////| |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Россия | 273,8| 30275,8|- 30002,0| 84824,0| 23347,6| 61476,4| 78,6| 753,5| - 674,9| |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Таджикистан | - | - | - | 50464,1| 0,4| 50463,7| - | - | - | |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| |Продукция | 16478,7| 40238,8|- 23760,1|258571,9| 10851,1| 247720,8| 189,7| 14897,6| - 14707,9| |мукомольно - | | | | | | | | | | |крупяной | | | | | | | | | | |промышленности;| | | | | | | | | | |солод крахмалы,| | | | | | | | | | |всего, в том | | | | | | | | | | |числе: | | | | | | | | | | |---------------|---------|--------|---------|--------|---------|----------|--------|--------|----------| Страницы: 1 2 |