06.12.2002  Налоговая реформа вернется в январе

   Глава МАПа Илья Южанов предложил отстранить Минфин от фискального законотворчества, передав налоговую реформу в ведение Минэкономразвития. Премьер Михаил Касьянов на совет Южанова не откликнулся, но потребовал от министра финансов Алексея Кудрина до конца января определиться со всеми ставками налогов, увязав их с трехлетним финансовым планом правительства.
   "Лиса не должна стеречь кур", - заявил Южанов. По его мнению, Минфин преследует узкобюджетные интересы и упускает из виду перспективу развития экономики. Так что пусть налоговую систему разрабатывает Минэкономразвития, сказал антимонопольный министр.
   Заседание правительства раскололо министров. По словам одного из участников, глава МНС Геннадий Букаев призвал осмотреться и сделать 2003 г. "годом раздумий и тишины". Но министр экономического развития Герман Греф раскритиковал МНС за бюрократизм, усложняющий деятельность предприятий. А Минфин он обвинил в нежелании признавать ошибки. Греф упрекал подчиненных Кудрина в передержках - в частности, в том, что, по их данным, рентные платежи в России ниже, чем в странах Западной Европы, тогда как они сопоставимы. "Бремя налогового администрирования становится тяжелее, и реальная нагрузка на экономику не уменьшается", - подытожил заместитель Грефа Аркадий Дворкович. Ему возразил первый замминистра финансов Сергей Шаталов. По расчетам Минфина, в 2003 г. налоговая нагрузка на экономику по сравнению с 2000 г. сократится с 33,5% ВВП до 30,7% ВВП.
   Два министерства сошлись лишь в том, что налог с продаж должен быть отменен с 2004 г. Выпадающие из региональных бюджетов 70 млрд руб. могут быть компенсированы передачей на места акцизов на нефтепродукты (40 млрд руб. ) и пересмотром ставок и льгот по налогу на имущество предприятий (20 - 25 млрд руб. ).
   Зыбкое перемирие нарушил председатель совета директоров ОМЗ Каха Бендукидзе, которого на заседание правительства отрядил РСПП. Экономика, по его словам, вырастет в этом году на 4% , а сбор доходов (здесь он сослался на Букаева) - на 25%. "И это вы называете снижением налогового бремени? " - спросил Бендукидзе. А председатель бюджетного комитета Думы Александр Жуков заявил, что расчеты Минфина, не желающего снижать ЕСН раньше 2005 г. , "никакого отношения к жизни не имеют". Если, по мнению Жукова, снизить эффективную ставку соцналога до 20% , резко ускорится вывод зарплаты из тени. Так что бюджет внакладе не останется.
   Вчера компромисс между Минэкономразвития и Минфином так и не был достигнут. Шаталов полагает, что можно с 2005 г. сократить базовую ставку ЕСН с 35,6% до 30% или же сохранить ставку, но сжать диапазон регрессивной шкалы и уменьшить нижний порок регрессии со 100 000 руб. до 70 000 руб. Дворкович убежден, что верхний порог ЕСН следует уменьшить уже с 2004 г. , не отказываясь при этом и от пересмотра уровня регрессии. "Надо делать и то и другое, но разнести во времени", - сказал замминистра.
   Минэкономразвития решительнее и в отношении НДС. Шаталов говорит, что при условии отмены льгот, "скорее всего, с 2005 г. можно снизить НДС до 17,5% , а если выявятся резервы, то и больше". Дворкович, указывая на рост ВВП, считает, что до 17,5% можно сократить и без отмены льгот, а с отменой - до 15% с 2005 или 2006 г.
   Точку в дискуссии поставил премьер, который поручил до конца января рассчитать варианты снижения ставок по всем видам налогов и таможенных платежей. Ставки должны быть увязаны с доходами и расходными обязательствами государства. Финансовый план на 2003 - 2005 гг. , определяющий размеры доходов и расходов, будет обсуждаться правительством 19 декабря. А в феврале на основе трехлетнего финансового и налогового плана будет подготовлена среднесрочная программа правительства до 2005 г.
   ДО НЕФТИ РУКИ НЕ ДОШЛИ: В своем докладе к заседанию правительства Минфин предлагал компенсировать снижение ставки ЕСН повышением на 20 - 25% налога на добычу нефти. По подсчетам Минфина, увеличение налога принесет бюджету 50 млрд руб. дополнительных доходов. Но после вчерашнего заседания Шаталов заявил, что правительство пока не рассматривает вариант повышения ставки налога на добычу полезных ископаемых.