29.05.2008  В СФ обсудили проблемы правового обеспечения инвестиционной деятельности

   28 мая Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности под председательством Оганеса Оганяна провел парламентские слушания на тему "Правовое обеспечение инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации ".
   Как сообщили REGIONS.RU в пресс-службе верхней палаты российского парламента, последние десять лет объемы инвестиций в России растут: в 2006 году они превысили 4,5 трлн. рублей, что в четыре раза превышает объем 2000 года. Привлечение инвестиций в экономику регионов – для субъектов Российской Федерации задача приоритетная. Это возможность завоевать новые экономические ниши, повысить конкурентоспособность и раскрыть инновационный потенциал, а также решить социальные проблемы.
   Регионы активно разрабатывают нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение инвестиционной деятельности. К маю 2008 года в 81 субъекте Федерации выпущено около 950 законов регионального уровня, посвященных темам инвестиций и инвестиционной деятельности. При этом важно объединить усилия регионов и центра, сосредоточив ресурсы на ключевых направлениях социально-экономического развития, обеспечив взаимосвязанность федерального и регионального законодательства в этой области.
   Поэтому темой обсуждения в Совете Федерации стало состояние нормативно-правового обеспечения инвестиционной деятельности в российских регионах, существующие проблемы и пути их решения. В парламентских слушаниях приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители федеральных и региональных органов государственной власти, ученые, предприниматели.
   Открыл слушания председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Оганес Оганян. С докладом на тему "Государственно-частное партнерство в инвестиционной деятельности: проблемы, пути их решения, законодательное обеспечение" выступил управляющий партнер адвокатского бюро Вегас-Лекс Альберт Еганян. О проблемах ведения инвестиционной деятельности в северных регионах Российской Федерации рассказал председатель Комиссии Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Геннадий Олейник. Открывая слушания, Оганес Оганян подчеркнул актуальность темы, и необходимость скорейшего предметного решения всех проблем регионов, заинтеерсованных в повышении инвестиционной привлекательности. Основными задачами в сфере инвестиционной политики для всех уровней власти, для государства в целом являются, по словам Оганеса Оганяна, - создание благоприятного инвестиционного климата, развитие финансовой, банковской инфраструктуры, устранение административных барьеров и инфраструктурных ограничений.
   Наиболее перспективным и современным институтом для реализации инвестпроектов сенатор назвал такую форму, как государственно-частное партнерство. Существующие сегодня в регионах схемы работы, правовой инструментарий и возможности активизации инвестиционной деятельности недостаточны, считает Оганес Оганян.
   Инвестиционная политика регионов в современных условиях должна строиться на таких принципах, как долгосрочность, равный доступ к ресурсам всех участников и доступность инфраструктуры. Участники слушаний уделили особое внимание необходимости снижения административных барьеров и оказания государственной поддержки участникам инвестиционного процесса, особенно на начальном этапе инвестирования.
   Как прозвучало на слушаниях, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются государственные гарантии прав инвесторов, льготное налогообложение субъектов инвестиционной деятельности, снижение предусмотренных ставок за пользование землей регионов и другими природными ресурсами, предоставление льгот по аренде объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности, предоставление инвестиционных налоговых кредитов.
   В ряде российских регионов создается законодательство о государственно-частном партнерстве. Уже существуют примеры успешной реализации проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства: строительство в Москве станции по очистке сточных вод, угольного терминала в бухте Мучка, проект строительства железной дороги в Тыве, развитие аэропорта "Кольцово" в Екатеринбурге и др. Таким образом, государственно-частное партнерство в реализации инвестиционных проектов реально включается в экономическую политику на федеральном и региональном уровнях, но его развитие сдерживается рядом проблем правового и организационного характера.
   Многие субъекты Федерации считают важным распространить федеральную концепцию о создании особых экономических зон на региональный уровень. Статус региональных зон развития необходимо узаконить и отладить механизмы их взаимодействия с федеральными институтами развития.
   Выступая на парламентских слушаниях, представители регионов отмечали целесообразность принятия единого кодекса по инвестиционной деятельности для устранения противоречий и гармонизации законодательства на федеральном уровне. Прозвучало предложение о создании Федерального агентства по привлечению инвестиций. Такой орган-интегратор, по мнению участников слушаний, мог бы с учетом инвестиционных стратегий регионов разработать комплексный план инвестиционного развития России и сформировать на этой основе полноценную систему общероссийского "единого окна". В Китае, к примеру, успешно работает Комитет по реформам и развитию, который формирует деловой имидж страны, занимается привлечением и размещением инвесторов.
   Как подчеркивалось на слушаниях, правительством РФ предпринимаются меры по поддержке инвестиционной деятельности регионов. В "Правилах формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации", принятых 1 марта 2008 года, предусмотрен ряд мер, облегчающих доступ к российских регионов к получению средств фонда. Это предоставление субсидий на создание объектов капитального строительства, что позволит финансировать за счет средств фонда наиболее значимые региональные проекты. Это резервирование средств Инвестиционного фонда на реализацию проектов регионального значения.
   В сложившейся практике инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации имеется ряд проблем, на которых заостряли внимание выступающие. Во-первых, действующая правовая база не обеспечивает в должной мере учета и согласования интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, бизнеса, инфраструктурных и монопольных секторов и социальной сферы в выработке прогноза и стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.
   Во-вторых нестабильность условий в связи с частыми изменениями в налоговом законодательстве и законах, ростом инфраструктурных ограничений и тарифов естественных монополий. Это общефедеральные факторы, тормозящие реализацию подготовленных в регионах инвестиционных проектов. Причем рентабельность проектов в настоящее время более чувствительна к уровню базовых тарифов на услуги инфраструктурных монополий и транспортным издержкам (которые постоянно растут), чем к ставкам налогообложения, как это было раньше. Это означает необходимость более жесткого контроля со стороны государства за ростом тарифов естественных монополий.
   Проблемой является и недостаточность для инвестиционного прорыва ресурсов российского финансового рынка - банковского сектора и рынка ценных бумаг. Финансовая система и ценообразование по-прежнему не обеспечивают межотраслевой перелив капитала. Быстрорастущие накопления не становятся вложениями в реальный сектор экономики. Главным источником обновления фондов и расширения производства остаются собственные средства предприятий.
   Говорилось также о несовершенстве существующей системы инвестиционных льгот и защиты прав инвесторов.
   Наиболее критическим условием для привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов в регионах становится инфраструктурный потенциал территорий. Задача региона – предоставить инвестору площадку с подготовленной инфраструктурой "под ключ", как это осуществляется во многих субъектах Российской Федерации (Липецкая, Белгородская область, Татарстан и др.). Но многие перспективные инвестиционные предложения в регионах оказываются под угрозой срыва из-за недостатка готовых инвестиционных площадок, то есть дефицита энергомощностей, низкого качества дорожной сети, логистики, инженерных и теле - коммуникаций. Снятие инфраструктурных ограничений экономического роста возможно только объединенными усилиями всех уровней власти. Со стороны федерального центра в этом плане неотложными являются задачи разработки долгосрочной стратегии развития страны с ее привязкой к территориям, схем территориального планирования Российской Федерации и федеральных долгосрочных целевых программ развития и расширение механизмов государственно-частного партнерства в привлечении инвестиций.
   По итогам парламентских слушаний были приняты рекомендации в адрес исполнительной и законодательной власти, в которых предлагается ускорить разработку проекта федерального закона "О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии Российской Федерации".
   Целесообразным участники слушаний считают также внесение изменения в ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ" в части предоставления полномочий региональным органам государственной власти по созданию особых экономических зон регионального значения.
   В рекомендациях отмечается необходимость законодательного разграничения полномочий в сфере инвестиционной деятельности между уровнями власти, упрощения порядка и сокращения сроков согласования инвестиционных проектов, а также предоставления государственных гарантий субъектам Российской Федерации под привлекаемые инвестиционные ресурсы.
   Предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в гражданское законодательство, чтобы субъекты Федерации могли участвовать в инвестиционных проектах вкладами в виде неиспользуемого недвижимого имущества, в том числе земельных участков.
   Важный аспект – бюджетная поддержка при строительстве инфраструктурных объектов. В рекомендациях слушаний предлагается рассмотреть возможность предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат частных инвесторов на подготовку инвестиционных площадок и строительство объектов инфраструктуры.
   Системно пора урегулировать все вопросы, связанные с государственно-частным партнерством, считают участники слушаний. Возможен вариант принятия федерального закона о государственно-частном партнерстве. Решено также изучить опыт регионального законодательства о государственно-частном партнерстве с целью обобщения положительного опыта.
   Часть рекомендаций связана с развитием финансово–экономических условий для инвестиционной деятельности. Так, рекомендовано создавать в федеральных округах и субъектах Российской Федерации местные отделения Инвестиционного фонда и Банка развития, определить условия и механизмы долевого участия всех уровней власти в реализации инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства.